ПРОЕКТ на тему: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ».
ПРОЕКТ на тему:
«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ».
Подготовила и провела:
педагог-психолог
Кириллова С.Н.
1.Тема проекта:
«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ».
2.Актуальность проекта:
Наступает новый период в жизни - ребенок идет в детский сад. Степень адаптации детей к новым условиям определяет их психическое и физическое здоровье. Ребенок попадает в новую для него среду – чужие взрослые, сверстники, помещения, игрушки, соответствие другим правилам. Конечно, для детей раннего и младшего возраста – это эмоциональный и информационный стресс. Дети могут воспринимать такие изменения как отчуждение, лишение родительской заботы, защиты и любви. Именно в этот период особенно важно, чтобы переход к новым условиям проходил органично и не травмировал детскую психику.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (с 2 лет)
- организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
В МБДОУ №6 комбинированного вида функционирует 13 групп, одна группа раннего возраста, четыре группы для детей 3-4 лет, поэтому вопрос адаптации к ДОУ для нас особенно актуален.
3.Цели и задачи проекта:
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Оказать педагогическую и психологическую помощь родителям.
3. Реализовать модель социального партнерства детского сада с родителями.
4.Сроки реализации проекта: май– декабрь
4.Условия и ресурсы реализации проекта:
Администрация ДОУ предоставляет специально подготовленное помещение для организации и проведения мероприятий с участниками проекта, обеспечивает наполняемость предметно-развивающего пространства, подбирает педагогические кадры.
5. Участники проекта:
- дети
- воспитатели группы
- родители
- педагог-психолог
- ст. медицинская сестра
6.Основное содержание.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап. Май-август | ||
Планируемые мероприятия. | Ответственные | |
1.Изучение психолого-педагогической литературы, интернет-ресурсов по теме адаптации детей к условиям детского сада.
| педагог-психолог, воспитатели,
| |
2.Составление перспективного плана мероприятий . | педагог-психолог, воспитатели | |
3. Разработка конспектов адаптационных занятий с дошкольниками; | педагог-психолог,
| |
4. Составление плана работы с родителями;
| педагог-психолог, Зам.зав. по ВР | |
5. Пополнение предметно-развивающей среды в группах; | Воспитатели, педагог-психолог | |
6. Разработка анкет для родителей;
| Педагог-психолог | |
11.Основной этап. Сентябрь - ноябрь | ||
1.Подготовка рекомендаций родителям (папки-передвижки) по вопросам адаптационного периода детей; | педагог-психолог, воспитатели | |
2. Выступление на родительском собрании на тему» Адаптация детей к условиям детскоо сада. Рекомендации.» | Педагог-психолог | |
3. Проведение игровых сеансов с детьми по программе «Здравствуй, детский сад». | Педагог-психолог | |
4.Проведение индивидуальных консультации для родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду ( по запросу). | педагог-психолог, Зам. По ВР | |
5.Анкетирование родителей. | воспитатели педагог-психолог, | |
111.Заключительный этап. декабрь | ||
1.Анализ проведенной работы. 2.Мониторинг уровня адаптации детей к условиям ДОУ. 3. Презентация проекта для педагогов и родителей. 4. Публикация проекта на интернет-сайте детского сада.
| педагог-психолог, Зам.зав. по ВР, воспитатели | |
Формы работы:
Формы работы с родителями
|
Формы работы с педагогами |
Консультации. Цель – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
|
Консультации. Цель – ознакомить педагогов с практическими рекомендациями по проведению игровых упражнений в адаптационный период. |
Подбор психолого-методической литературы по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ. |
Наблюдение за взаимодействием педагогов с детьми, выработка рекомендаций по учету индивидуальных особенностей дошкольников.
|
План работы с родителями.
Месяц | Содержание | Ответственный |
май | Проведение общего родительского собрания для вновь прибывших детей. Экскурсия по ДОУ. Консультация по вопросам адаптации детей к ДОУ. Анкетирование родителей. | Заведующий Зам.зав. по ВР Педагог-психолог Воспитатели |
Стендовые консультации в группах на тему:
| Педагог-психолог | |
| ||
август
| Консультация на тему: «Адаптация детей к детскому саду» | Педагог-психолог |
Встреча – знакомство детей с воспитателями групп на участке детского сада. | Воспитатели | |
сентябрь | Адаптационный период в ДОУ. | Зам.зав. по ВР Педагог-психолог воспитатели |
| Стендовые консультации на тему:
| Педагог-психолог
Ст. медсестра |
октябрь | Беседа на тему: «Профилактика простудных заболеваний» | Ст. медсестра |
Консультация на тему: «Поговорим о закаливании…» | Ст. медсестра Воспитатель | |
Стендовая информация на тему: «Система оздоровления в ДОУ» | Ст. медсестра Воспитатель | |
Консультация на тему: « Как играть с ребенком?» | Воспитатель Педагог-психолог | |
Стендовая информация на тему:
| Воспитатель | |
ноябрь | Медико-психолого-педагогическое совещание на тему: « Результаты адаптационного периода. Подведение итогов работы. | Заведующий Зам.зав. по ВР Педагог-психолог Воспитатели |
7.Ожидаемые результаты проекта:
В проекте принимали участие дети группы раннего возраста и младших групп (возраст воспитанников составляет 2-4 года), родители, воспитатели, администрация.
- создание и реализация системы мероприятий взаимодействия педагогического коллектива, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ;
- сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям учреждения;
- снижение заболеваемости детей;
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей ;
- становление партнерских, доверительных отношений между учреждением и семьями воспитанников;
- создание открытой системы взаимодействия образовательного процесса в ДОУ.
8.Заключение.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего и младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что оказало положительное влияние на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую). У детей повысился интерес и желание играть, возросла речевая активность, что положительно повлияло на формирование самостоятельной игровой деятельности детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к условиям детского сада происходила без осложнений; эмоциональное напряжение детей снизилось, а также использование на занятиях и в повседневной деятельности минуток «тишины», упражнений на снятие психомышечного напряжения, элементов релаксации помогут снизить тревожность у детей к новой среде, развить коммуникативные способности.
9.Обзор литературы по рассматриваемой проблеме:
1Лапина И.В.Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Волгоград,2010 .
2.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Ярославль,2000.
3. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2015.
4.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. СПб. Феникс,2005г.
5.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная Педагогическая Академия, 1994.
6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2016.
7. Аверина И.Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва 2015.