В помощь учителю.
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребёнку неоценимую услугу. Диагностику можно использовать при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с родителями, а также как аналитический материал после родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЁЙ
Диагностика – не панацея, а средство, которое
может помочь сделать проблему беспроблемной. Д.Добсон
- Предварительная диагностика
Анкета 1. Экспресс – прогноз состава родительского коллектива.
1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.
2. Профессии обоих родителей.
3. Образование родителей.
4. Возраст обоих родителей.
5. Возраст существования семьи.
6. Полная или неполная семья.
7. Как складываются взаимоотношения, если семья неполная.
8. Количественный состав членов семьи.
9. Жилищные условия семьи.
10. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей.
11. Интересы, увлечения, хобби семьи.
Анкета 2. Портрет будущего первоклассника.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Число, год и месяц рождения.
3. С какого времени посещал детский сад, как складывались у ребёнка отношения в детском саду?
4. Как часто болеет и как справляется с болезнями?
5. Каким школьником ему хотелось бы стать?
6. Кто из его друзей и приятелей будет вместе с ним посещать школу?
7. Чем интересуется и увлекается ребёнок, чем хотел бы заниматься в школе помимо школьных занятий?
8. Кто из членов семьи наиболее авторитетен для вашего ребёнка?
9. Каковы особенности характера и эмоциональной сферы вашего ребёнка?
10. Какие качества характера своего ребёнка вы хотели бы активно развивать?
- Тематическая диагностика.
Тест. Стили и методы воспитания ребёнка в семье.
- Ваш ребёнок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то вернётся домой с синяком, то с разорванной штаниной…
- Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс – 3 очка.
- Оказываете помощь ребёнку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться – 0 очков.
- Вы делаете вид, что ничего не случилось, даёте возможность ребёнку самому справляться со случившимся – 5 очков.
- У вашего ребёнка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны…
- Вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на поведение их детей – 2 очка.
- Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них – 5 очков.
- Вы объясняете ребёнку, что эти друзья ему не пара – 0 очков.
- Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удаётся, он пытается бунтовать…
- Вы считаете, что умение проигрывать пойдёт ему на пользу – 0 очков.
- Вы стараетесь ему объяснить, в чём истинная причина поражения – 3 очка.
- Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения – 5 очков.
- Вашего ребёнка трудно вечером уложить вовремя спать…
- Вы постоянно объясняете, как важен для ребёнка сон – 3 очка.
- Вы позволяете ребёнку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время – 5 очков.
- Вы всегда укладываете ребёнка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 очков.
- Ваш ребёнок обожает телевизор…
- Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он всё равно будет смотреть его – 0 очков.
- Вы говорите своему ребёнку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 очка.
- Вы сами определяете круг передач, которые ребёнок может смотреть – 5 очков.
- Ваш ребёнок с раннего детства за словом в карман не лезет…
- Вы объясняете, что такое поведение неприлично – 5 очков.
- Вы запрещаете своему ребёнку вести себя подобным образом – 0 очков.
- Вы поощряете своего ребёнка за приличное поведение – 3 очка.
- Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего…
- Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймёт свои ошибки без подсказки – 0 очков.
- Вы наказываете старшего ребёнка за это в присутствии младшего – 5 очков.
- Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребёнку независимо от их взаимоотношений со старшим ребёнком – 3 очка.
- Ваш ребёнок грубит, дерётся с другими детьми, становится злым и бессердечным…
- Вы тоже ведёте себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведёт – 0 очков.
- Вы стараетесь влиять на него добром и лаской – 5 очков.
- Вы ищите причины такой реакции ребёнка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребёнка во дворе и в классе и т.д. – 2 очка.
Анализ результатов
0 – 8 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребёнок, столкнувшись с взрослым миром, может в нём просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребёнка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
11 – 25 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребёнок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Однако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и понимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребёнка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.
26 – 40 очков. Вы осознаёте, что ребёнок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создаёте все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребёнка, а идёте рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребёнка не только осознавать свои ошибки. Принимать их на свой счёт, но и создаёте условия для их самостоятельного исправления. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
- Итоговая диагностика.
Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по той проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени.
Классный руководитель проводит диагностику среди учащихся и их родителей. Это может быть диагностика учащихся класса по проблеме взаимоотношений в коллективе.
Тест 1 (рисуночный). «На перемене».
Учащимся предлагается нарисовать свой класс на перемене, на рисунке определить местоположение каждого ученика класса и подписать его имя.
Тест 2 (рисуночный). «Кораблик».
Учащимся класса предлагается отправиться на океанском лайнере в кругосветное путешествие. Для этого необходимо нарисовать корабль и расположить весь класс в каютах на корабле. В каютах можно жить только по два человека. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать своё мнение.
Анкета. Работа в классе и участие в ней родителей.
- Что, по вашему мнению, изменилось в детском коллективе после проведённой классным руководителем работы?
- Какие мероприятия класса вы посетили в этой четверти?
- Какие из них вам понравились, а какие нет?
- Посещая мероприятия класса, на что вы обратили внимание?
- Как вы думаете, кто из учащихся класса нуждается в опеке и поддержке?
- Какие нравственные темы, по вашему мнению, необходимо обсудить с ребятами?
- Какие классные часы, и в какой форме вы предложили бы провести в классе?
- В каких из них вы хотели бы участвовать сами?