Образовательная программа по внеурочной деятельности "Мастерим своими руками"
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
«Мастерим своими руками»
Пояснительная записка
Важность привития учащимися технологической культуры в настоящее время признаётся во всём мире. Предлагаемая программа кружка «Мастерим своими руками» ориентирована на творческое развитие учащихся, на формирование у учащихся качеств творчески думающей личности, активно действующей и легко адаптирующейся в новых экономических, социальных условиях, в условиях будущей профессиональной деятельности.
Гармонично развитый человек – это, прежде всего, человек творческий, умеющий видеть, любить и творить красоту. Это также человек, понимающий своё единство с окружающим миром, чувствующий ответственность за его единство сохранность, активно действующий и легко адаптирующийся в новых социально-экономических условиях.
Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждения в ней.
Выполнение данной программы обеспечивается удобным месторасположением лицея: рядом лес, набережная Волги, где ребята без труда могут собрать природный материал: листья, шишки, песок, ракушки, камушки и т.д. В лицее есть мастерская по дереву и швейная мастерская, которые учащиеся могут посетить в любое время, как для проведения занятий, так и для экскурсий. Также ученики могут посещать Дворец детского и юношеского творчества, который находится рядом с лицеем.
Программой по технологии в начальных классах предусмотрен довольно обширный перечень работ для выполнения на уроках труда. Правда, время на их изготовление большей части поделок приходится переносить на внеурочные занятия, где имеется значительный простор для развития индивидуальных способностей учащихся. Кружок «Мастерим своими руками» откроет новые секреты мастерства и творчества. Работая по образцам, ребёнок выполнит своё оригинальное изделие, т.к. нельзя из природного материала сделать двух одинаковых вещей. Каждый раз создаются новые цветовые сочетания, изменяются размер, форма, количество и структура составных элементов композиции. Ведь материалы мы берём самые разные: шишки, жёлуди, орехи, соломку, камешки, листья и т.д. Ребёнок творит, выдумывает, узнаёт много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приёмы и способы обработки материалов, участвует в игровых ситуациях, учится анализировать, развивает образное и пространственное мышление.
Пластилин – замечательный материал для лепки для детей младшего школьного возраста. Занятие лепкой из пластилина способствует развитию мелкой моторики рук. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, лучше говорит и думает. Принцип от простого к сложному: сначала изготовление простых аппликаций и моделей из пластилина, а затем целые картины и панно.
Занятия кружка «Мастерим своими руками» должны быть тесно связаны с уроками труда, и опираться на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как уроки трудового обучения и внеклассные занятия имеет одни и те же цели:
- Всесторонне и гармоничное развитие детей в процессе их деятельности;
- Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики;
- Развитие трудовых умений, основ трудовой культуры, умения планировать и организовывать свою работу и работу товарищей.
В процессе реализации программы должны быть решены следующие задачи формирования у детей УУД:
1. Метапредметные УУД: формирование политических знаний и экологической культуры; ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; обеспечение учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий.
2. Познавательные УУД: развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления учащихся; развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
3. Личностные УУД: воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности; способствовать формированию у детей эколого– эстетической культуры и художественного вкуса; воспитание трудолюбия, выработка усидчивости, терпения, сосредоточенности; сформировать в коллективе дружеские доброжелательные отношения, основанные на взаимопомощи, товариществе.
Реализация поставленных задач осуществляется с помощью таблиц, инструкций по технологии изготовления изделий, по правилам техники безопасности при работе с разными видами инструментов (ножницы, игла, шило), технологические карты, эскизы работ, шаблоны, дополнительная литература с разнообразными видами поделок.
На занятиях широко используются игровые технологии, так как игра в жизни учащихся младшего возраста занимает особое место. Через игру происходит психологическая подготовка ребёнка к будущему труду, воспитание любви к работе.
Требования к знаниям, умениям и навыкам.
Учащиеся должны знать:
- Виды материалов; их свойства; названия; назначения;
- Приёмы безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
- Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, разрезывание, сборка, оформление;
- Общие сведения о массовых профессиях.
Учащиеся должны уметь:
- Под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата;
- Работать индивидуально и парами;
- Осуществлять контроль качества работы;
- Экономно выполнять разметку;
- Эстетично оформлять изделие;
- Проявлять элементы творчества;
- Подбирать детали для работы.
Содержание программы. Программа кружка «Мастерим своими руками» предназначена для учащихся 1 класса и рассчитана на 66 часов (2 раза в неделю). Программа включает в себя разделы:
- Работа с природным материалом (20 часов).
- Работа с картоном и бумагой (12 часов).
- Работа с пластилином (14 часов).
- Техническое моделирование (10 часов).
- Работа с разными материалами (10 часов).
№ п/п | Темы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 | Урок-экскурсия. Знакомство с природным материалом местности. Аппликация из засушенных цветов, листьев и семян. Куклы из круглой соломы. Животные из соломы. Аппликация из соломы. Плоскостные композиции из растений. Игрушки из желудей и каштанов. Игрушки из орехов. Игрушки из шишек. Поделки из спелых плодов и ягод. Техника оригами. Складывание бабочки. Разнообразие бабочек. Техника оригами. Рыбка. Беседа о видах рыб, местах обитания. Змейка из бумаги. Беседа о рептилиях. Аппликация из цветной бумаги. Беседа о праздновании «Нового года». Конструирование ёлочных игрушек из бумаги и картона. Поздравительная открытка к Рождеству. Работа с пластилином. Братья наши меньшие. Аппликация из пластилина. Иллюстрирование русских народных сказок (пластилин). Панно из пластилина (коллективная работа). Плоская композиция из семян с использованием пластилина. Суда и корабли. Беседа о профессиях. Изготовление лодки с парусом. Авиационная техника. Беседа о профессиях. Модель вертолёта. Мебель. Беседа о профессиях. Письменный стол. Объёмные поздравительные открытки. Поделки ватные, такие приятные. Аппликация с использованием ваты. Друзья из бутылочных пробок. Работа с глиной. Фигурный пряник. Работа с глиной. Игрушка – свистулька. Народные промыслы. Работа с глиной. Народная игрушка. Беседа о народных промыслах. Работа с бросовым материалом. Конструкции из спичечных коробков. Оформление выставки работ. |
Используемая литература:
1. Л.П. Нестеренко, Л.П. Эппле. Подготовка образовательных учреждений Западного округа к введению стандартов начального общего образования. Выпуск 1. – Самара, 2010.
2. М.И. Нагибина Природные дары для поделок и игры. Ярославль: «Академия развития», 2009.
3. И.О. Шкицкая. Аппликации из пластилина. – Издание 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
4. И, Лыкова, Е. Коротеева, Е. Данилова, Н. Малышева, В. Гончар, С.Адалян. Большая книга детского творчества – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
5. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала. – Москва: «Просвещение», 1984.