Мои статьи
В данном разделе размещена программа научно-практической конференции "Образование и здоровье" и мое выступление на секции "Здоровьесберегающий потенциал современного образования"
Программа научно-практической конференции
«Образование и здоровье»
20 января 2011 года
9.30-10.00 – Регистрация участников круглого стола
10.00. -12.00.
Пленарное заседание
Открытие
Харчевникова Елена Львовна, к.п.н., проректор по научно-методической работе ВИПКРО – приветственное слово.
Докладчики:
1. Создание в общеобразовательных учреждениях условий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся
Кабанова Елена Владимировна,
2. Реализация здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования: региональные аспекты
Евстратова Ольга Геннадьевна, зав. кафедрой педагогики и психологии здоровья ВИПКРО
3. Психофизиологические аспекты реализации инновационных образовательных технологий
Панфилова Людмила Вячеславовна– к.б.н., доцент кафедры педагогики и психологии здоровья ВИПКРО
4. Состояние психо-неврологического здоровья детей г. Владимира
Андриенко Ольга Ивановна, гл. врач МУЗ «Детский психо-неврологический санаторий №2»
11.30-11.40 - Перерыв
5. Динамика физических кондиций школьников Владимирской области
Воробьев Николай Сергеевич– к.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии здоровья ВИПКРО
6. Теоретические предпосылки формирования социального здоровья учащихся в современных условиях
Попова Ирина Николаевна– к.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики воспитания ВИПКРО
7. Организация здоровьесберегающего пространства в основной школе
Проничева Ирина Александровна– зам. директора по ОЭР МОУ ООШ №5 г. Гусь-Хрустального
Награждение победителей и дипломантоврегиональных конкурсов «Школы здоровья в России: содействовать здоровью – повышать качество жизни», «Моя школа – школа здоровья»
12.00-12.30 – Перерыв
12.30-14.00 – Работа тематических секций
Секционное заседание
«Здоровьесберегающий потенциал современного образования»
Руководитель:
Панфилова Людмила Вячеславовна, к.б.н., доцент кафедры педагогики и психологии здоровья ВИПКРО
Докладчики:
1. Хохлова И.А.,зам. директора по воспитательной работе МОУ Новосельская СОШ – Опыт работы творческой группы «Здоровье» в рамках реализации общешкольной программы «Мы выбираем здоровье!».
2. Устинова М.С.,зам. директора по воспитательной работе ГОУСПОВО Александровский медицинский колледж – Опыт работы по антинаркотической пропаганде и формированию здорового образа жизни.
3. Константинова Н.Ю., зам. директора по УВР Лицей-интернат №1 г. Владимира - Современные подходы к организации образовательной деятельности с позиций здоровьесбережения.
4. Сидорова Н.Ю., директор МОУ Степанцевская СОШ– Стратегии совершенствования физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и лечебно-профилактической работы в ОУ.
5. Лахмитько В.Н., директор МОУ Иванищевская СОШ – Опыт организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства школы.
6. Тимина Н.В., социальный педагог Муромского педагогического колледжа – Работа комнаты психологической разгрузки в рамках программы по сохранению психологического здоровья педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hohlova_i._a._2010_statya.doc | 899 КБ |
esse_kakim_byt_obrazovaniyu_21_veka_dlya_konkursa.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАКИМ БЫТЬ ОБРАЗОВАНИЮ 21 ВЕКА
Хохлова Ирина Александровна, заместитель директора по ВР,
учитель начальных классов МКОУ «Новосельская СОШ»
Суздальского района,
e-mail:hohljwaia@mail.ru
На современном этапе развития школы выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в информационном сообществе. «В информационном обществе изменится весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда». Смысл данного высказывания кажется мне наиболее важным, потому что он отражает сущность информационного общества, в котором материальные ценности уходят на второй план и уступают место духовным ценностям. Человек в информационном обществе стремится к культурному росу, самосовершенствованию. Культура информационного общества подчеркивает уникальность человека, она ориентирована не только на его пользу, но и на его самоценность. Способность самосовершенствоваться – смысл и суть педагогики этого общества. Не здесь ли раскрывается смысл информационного общества, отражается главное его отличие?
Переход к информационному обществу начинается с изменением сознания людей. Но тут же возникает вопрос. Легко ли изменить сознание людей, как эти изменения повлияют на будущее. Захотят ли люди меняться и жить в информационном обществе. Многие боятся таких перемен. В свое время Фромм писал: «вместо общества, основанного на материальном благосостоянии, возникает общество роста культуры, происходит переход от “иметь” к “быть”. Это движение от господства над природой к гармонии с природой, от труда как средства зарабатывания к труду как средству самореализации. В центре информационного общества стоит “многомерный человек”.
Для информационного общества характерно ускоренное старение информации, которое ведет к формированию потребности в непрерывном самообразовании. «Образование в течение всей жизни» может стать девизом ученика будущего. Учитель на данном этапе становится организатором образовательного процесса, консультантом, помощником. Информационное общество – это общество непрерывного образования. Учитель должен стать навигатором в потоке информации и знаний. Для информационного общества характерна быстрота происходящих изменений. Это ведет к непрерывной модернизации образования. Учитель должен стать новатором, обладать креативным мышлением. Информационное общество - это гражданское общество, направленное на формирование гражданских качеств личности, которые может привить только патриот своей страны. Информационное общество – это общество культуры. Учитель должен стать носителем культуры. В таком обществе происходит формирование высоких духовных потребностей, развитие духовных запросов личности.
В современном обществе произошла смена ориентиров: от знаниевой парадигмы к деятельностной. В деятельности формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный личностный опыт ученика. Знания начнут усваиваться учеником, если он к ним не равнодушен, если они будут представлять для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем условий для возникновения у учащихся ценностного субъективного отношения к изучаемым предметам. Деятельность в условиях кооперации, когда «чужие» равнодушные идеи могут превратиться в «свое» личностное знание, даст возможность выйти на более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса, повысит самооценку и коммуникативную компетентность учащихся. Жак Делор сформулировал «четыре столпа» современного образования: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Формирование и развитие этих качеств и есть, по существу, ответ образования на «вызовы времени» и запрос современного общества.
Выпускник 21 века должен обладать такими качествами как самореализация, способность решать проблемы. Именно школа должна помочь развить эти качества в ребенке. Школа помогает найти себя в жизни. Такой человек может стать счастливым, стать полноценным гражданином современного общества. Требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве. На данный момент обществу нужны молодые люди, способные самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, умеющие работать в проектном режиме, проявляющие инициативу в принятии решений.
Естественно, говоря о современном образовании, мы не можем умолчать о результате. Чего же можно ожидать от субъекта современного информационного общества. Представление о результате образования за последние 25 лет менялось. Каждое новое представление о результативности было связано с попытками реализации той или иной модели образования. Традиционная модель, в основе которой знания. Личностно-ориентированная модель - в основе самореализация личности. Компетентностная модель - в основе компетентности. Однако две декларируемые модели не были реализованы (остались в лозунгах), т.к. для их реализации не были созданы необходимые условия. Соответственно и на результат, который предполагают данные модели, наша школа не вышла.
В настоящее время условия для реализации компетентностной и личностно-ориентированной модели в образовании созданы. Это – стандарты второго поколения. Главная особенность которых – их личностно-ориентированный характер. Предметное содержание не так важно, как важны качественные изменения личности. Таким образом, ученик сам определяет, в том числе, и результативность своей деятельности, а, следовательно, моделей результативности может быть огромное множество. Идея стандартов второго поколения - удовлетворить запросы семьи, государства и общества. Но общество неразрывно связано с государством, поэтому можно рассматривать заказ со стороны семьи и государства (общества). Семья перестала быть центром воспитания, на учителя возлагаются обязанности семьи, и он должен компенсировать функцию семьи. Но, несмотря ни на что, ФГОСы представляют совокупный заказ трех сторон: государства, общества, семьи. Для государства и общества важно развитие социально-значимых качеств личности: нравственности, креативности, национального единства, воспитание грамотного специалиста, уровень предметных и метапредметных знаний, т.е. в результате мы получаем человека – гражданина своей страны, способного защитить интересы государства, хорошего специалиста, способного держать экономику страны на «плаву». Для семьи важны такие качества как личностная и социальная успешность, профессиональные качества личности, готовность к социализации, самореализации, решению проблем. Стандарты – это договор заказчиков. В результате чего формируются представления о результативности образования: трехсторонний результат.
И в конце мне хочется добавить, каким бы ни было наше образование, какие бы изменения его не коснулись, во главе всегда стоит, и будет стоять УЧИТЕЛЬ.