Рекомендации учителя-логопеда.

* Рекомендации учителя-логопеда  учителям начальных классов коррекционной школы YIIIида.

* Развитие мелкой моторики.

* Родителям.

* Советы для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие рекомендации работы по лексическим  темам.

1 класс.

 Лексическая тема: «Грибы - ягоды»                                                            

 1.  Познавательная часть:

- уточнить знания детей о фруктах, знать названия;

- различать части фруктов;

- где и на чём фрукты растут;

- знать свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму;

- знать, что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т. д.;

- знать, что фрукты полезны, в них много витаминов.

  2.  Работа над расширением словаря:

  - словарь существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок.

  - словарь прилагательных: фруктовый, красный, зелёный, жёлтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный,   полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный.

 - словарь глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

3.  Работа над формированием  лексико – грамматического строя:

- образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном

  числе и множественном числе «Скажи ласково»: яблоко – яблочко - яблочко

- образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

  «Один – много»: яблоко – яблочко - яблочки;…

- образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и        родительном падежах «Посчитай фрукты»: одна яблоко – два яблока – пять яблок

- образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»: Сок из яблок – яблочный;

  4.  Работа над развитием связной речи:

 - составление описательного рассказа по теме «Фрукты» с использованием алгоритмов (схем) по плану:                      

1.  Название фрукта.

 2.  Где произрастает?

 3.   Какой формы?

  4.   Какой величины?

  5.   Какого цвета?

  6.    Какой на вкус?

  7.    В каком виде употребляют в пищу?

  8.    Чем полезен людям?

- поиск антонимов «Скажи наоборот»: Персик большой, а абрикос маленький;            

5. Работа над развитием фонематического слуха:

  - закрепление правильной артикуляции звука;

- характеристика звука: классификация гласный – согласный;

- определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало, середина, конец;

- понятие звук, буква;

- выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.

2 класс.

 Лексическая тема: «Фрукты»                                                            

1. Познавательная часть:

- уточнить знания детей о фруктах, знать названия;

- различать части фруктов;

- где и на чём фрукты растут;

- знать свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму;

- знать, что из фруктов можно приготовить: сок, компот, варенье и т. д.;

- знать, что фрукты полезны, в них много витаминов.

  2.  Работа над расширением словаря:

 - словарь существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан,  пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок.

  - словарь прилагательных: фруктовый, красный, зелёный, жёлтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, полезный,   большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый,  душистый, ароматный.

 - словарь глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

 3. Работа над формированием лексико – грамматического строя:

- образование существительных с   уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном  числе и множественном числе «Скажи ласково»: яблоко – яблочко - яблочки

- образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

  «Один – много»:яблоко – яблочко - яблочки;…

- образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и        родительном падежах «Посчитай фрукты»: одна яблоко – два яблока – пять яблок

- образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»: Сок из яблок – яблочный;

 4.  Работа над развитием связной речи:

 - составление описательного рассказа по теме «Фрукты» с использованием алгоритмов (схем),   по плану:

  1. Название фрукта.
  2.  Где произрастает?

  3.    Какой формы?

  4.    Какой величины?

  5.    Какого цвета?

  6.    Какой на вкус?

  7.    В каком виде употребляют в пищу?

  8.    Чем полезен людям?

- поиск антонимов «Скажи наоборот»: Персик большой, а абрикос маленький;            

5. Работа над развитием фонематического слуха:

- закрепление правильной артикуляции звука;

- характеристика звука: классификация гласный – согласный;

- определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало, середина, конец;

- понятие звук, буква;

- выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.

           

3 класс

Лексическая тема: «Животные Севера»                                                            

 1. Познавательная часть:

- Север – как часть света, особенности Севера;

- где живут?;

- знания о внешних признаках: строение, части тела, чем питаются, как передвигаются,    повадки,  окрас;

- чем полезны людям?; чем опасны?;

- как человек охраняет этих животных?

 2.  Работа над расширением словаря:

 - словарь существительных: север, часть, свет, олень, рога, шерсть, молоко, собака, песец, белые волки, морж, тюлень, лиса, ласты, клыки, овцебык, пингвин, прорубь, лёд, мерзлота, круг,  меридиан,  полюс,  океан, тундра, корабль, ледокол, медведь, упряжка, чум, юрта, пастух, переохлаждение, жир, льдина, охота,  хищник, бельки, нарты, сияние, горностай, лайка, стужа, лишайник, ягель.

- словарь прилагательных:  холодный, северный, полярный, белый, круглый, толстый, ледяной, сильный, ледовитый, неуклюжий, большой, мохнатый, удлинённый, вытянутая, полярная, подкожный, жёсткий, веретенообразный, водный, оленьи, песцовый, тюлений, моржовый, лисий, мраморный, студёный.

  - словарь глаголов: мёрзнуть, передвигаться, ползать, скакать, плавать, нырять, выживать, спасаться, охотиться, покрывать, таять, отталкиваться, скользить, подворачиваться, предохранять, обнаруживать,  сбиваться, кормиться.  

 3.  Работа над формированием лексико – грамматического строя:

- усвоение категории родительного падежа единственного числа «Кто около»:

 Кто около моржа? –  Около моржа тюлень.           

- образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах:  морж – моржи – моржей;

- усвоение категории дательного падежа: Моржу дам – молока…

- образование существительных с суффиксом –ищ-: лапы – лапищи;…

- Работа над развитием связной речи:

  - составление описательного рассказа по теме «Животные Севера» с использованием алгоритмов   схем, по плану:              

  1. Название животного, среда его обитания.
  2. Какого оно цвета, размера.
  3. Части тела, строение.
  4. Повадки.
  5. Чем питается?
  6. Как зовут детёныша?
  7. Как человек охраняет этих животных?            

    4.   Работа над развитием фонематического слуха:

- закрепление правильной артикуляции звука;

- характеристика звука: классификация гласный – согласный; мягкий – твёрдый,  

- определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало,  конец;

- понятие звук, буква (печатание букв);

- выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.

4 класс               

Лексическая тема: «Новый год»                                                          

  1. Познавательная часть:

- уточнить знания детей почему «Новый год» называют Новый;

- когда Новый год начинался раньше;

- особенности праздника: бывает зимой, наряжают ёлку, приходят Дед Мороз  со   Снегурочкой,

  приносят подарки, дети надевают маски и костюмы.

 2.  Работа над расширением словаря:

 - словарь существительных: год, праздник, утренник, Дед Мороз, Снегурочка, зима, ёлка, игрушки, маски, костюмы,   гости, волшебство, гирлянда, лампочки, огоньки, мешок, посох, шуба, убор, флажки, колокольчик,  шишки, хоровод, песни, танцы, пляски, загадки, стихотворения, сказка, маскарад, радость.                                

  - словарь прилагательных:  новый, красивая, ёлочная, новогодний, нарядная, высокая, зелёная, настоящий, сказочный, волшебный, синие, красные, разноцветные, яркие, стеклянные, бумажные, пластмассовые, большие, маленькие, высокая, радостные, весёлые.    

 - словарь глаголов: наступила, пришёл, поставили, нарядили, украсили, изготовили, нарисовали, принёс, зажглась,  плясали, встречали, праздновали, старались, готовились.  

3. Работа над формированием лексико – грамматического строя:

- образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном

 числе «Скажи ласково»: большая ёлка - маленькая ёлочка;…

- образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и  родительном падежах: 1 ёлочная игрушка – 2 ёлочные игрушки – 5 ёлочных игрушек;…

- образование относительных прилагательных: игрушки для украшения для ёлки- (какие?)- ёлочные;…

- согласование существительных с личными местоимениями: Моя – игрушка, мой – подарок;

 4.  Работа над развитием связной речи:

 - составление описательного рассказа по теме «Новый год», с использованием алгоритмов (схем),  по плану:

1. Название праздника.

 2. Почему он так называется?

3. Как ты к нему готовился?

4. Как  ты нарядил ёлку?

5. Как ты участвовал в празднике?

6. Понравился ли тебе праздник?

   - какое слово короче: снег – снежок;….

 5. Работа над развитием фонематического слуха:

- закрепление правильной артикуляции звука;

- характеристика звука: классификация гласный – согласный;

- определение местоположения звука в слове (с использованием схем): начало, середина, конец;

- понятие звук, буква (печатание букв);

- выделение звука на фоне слова: на слух, зрительно; в схемах.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей и учителей начальных классов по теме «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью».

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5 – 10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК

 

1. Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.

2. Сложить руки ладонями и предплечьями вместе перед собой, развести предплечья в стороны, не размыкая ладоней.  

3. Руки согнуть, кисти к плечам, сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.

4. Руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки, повторить упражнение из положения руки вверх.

5. Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.

6. Руки вытянуты вперёд, напряжены поочередно сжимать и разжимать пальцы рук в кулак.

7. Руки вытянуты вперёд, пальцы сцеплены, сделать пружинящие движения кистями рук вперёд.

8. Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистью в разные стороны.

9. Поставить руки на локти, выпрямить кисти рук, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони.

10. Руки положить на стол, поочерёдно сгибать пальцы.

                                             



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что же способствует правильному речевому воспитанию?

1.Прежде-всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих.

2.Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. Излишняя требовательность раздражает, ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

3.Не следует раздражаться детской «болтовнёй», ребёнок тренирует свои органы речи.

4. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, если кто-то болен и т.д.

5.Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

6.Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует
создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния
 

                                 

Учитель-логопед: Л.В.Нахашева



Предварительный просмотр:

Советы для родителей.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики.


Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат.                                                                             О чём ещё нужно знать:
- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
- во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
- никогда не принуждайте ребёнка, лучше превратите тренировки в игру;
- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
- если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
- задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.


Виды упражнений.

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения:
При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.
«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения.

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.
«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.
Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.


Возрастные особенности детей и гимнастика
.

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки».
 Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».


Как научить ребенка красивому почерку?

Для малышей от 1 года до 3 лет.

- Упражнения с газетными шариками.

Прекрасный игровой материал для годовалого крохи! Оторвите пару полосок от ненужной газеты и на глазах малыша нарвите много маленьких кусочков. Если малышу уже есть 1,5 года, он с удовольствием будет рвать газету вместе с вами. Но! Рвем полосочки правильно. Обычно малыши тянут бумагу в разные стороны, но так она не всегда рвется. Покажем малышу, как нужно взяться пальчиками левой руки за верхнюю часть бумажки, а пальчиками правой также сверху будем тянуть к себе. Легко и просто! Ну а теперь учимся катать маленькие шарики из оторванных кусочков. Годовичок не накатает вам много, ну и пусть. Зато малыши от 2 до 3 лет делают прекрасные тугие газетные шарики, из которых потом можно сделать оригинальную поделку. Нарисуйте на листе бумаги овечку, а на туловище наклейте вместе с малышом готовые шарики. Вот и шерсть у овечки готова!

- Упражнения с пипеткой.

Любимейшее занятие большинства малышей! Налейте в маленькую емкость воды, можно подкрашенной, для особого интереса. Покажите крохе, как надо держать пипетку: двумя пальчиками, а при опускании в воду, пальчики надо медленно разжать, но не отпускать резиновый наконечник. Малыш своими глазами видит, как вода затягивается в пипетку. Затем переносим пипетку с водой в пустую емкость, нажимаем на резиновый кончик – перелили! Хорошо, если пипеток будет много: с более тугими наконечниками, большие и маленькие, разноцветные, например, от лекарств.

- Упражнения с пластилином и кнопками.

Очень напрасно многие мамочки избегают давать малышам пластилин. Аргумент «А он все перепачкает!» не проходит в доме, где есть маленький ребенок. Ведь это его обязанность – все пачкать вокруг! Как иначе познать мир, как обрести навык, если запрещается упражняться в нем? А при упражнении ошибки неизбежны. Вот вам и пролитая вода, и рассыпанная гречка и измазанные пластилином ручонки. Пластилин, тем не менее, очень полезный материал для малышей от 1 года. Если у вас несколько деток, и убирать квартиру действительно сложно, воспользуйтесь пластилином, от которого не остается следов. Обычно он более ярких цветов и легко мнется. Вместе с малышом расположитесь за столом, подстелите подкладку. Накатайте из пластилина несколько ярких маленьких шариков. «Смотри, будем блинчики делать». Положите шарик на листок бумаги и указательным пальцем надавите на него. Потом следующий шарик. Конечно, крохе тоже захочется попробовать – вот и отлично! Прекрасное упражнение для мелкой мускулатуры указательных пальчиков. Деткам постарше можно предложить украсить шариками новогоднюю елку. Вырежьте из зеленой бумаги елочку и наклейте на лист бумаги. Наши пластилиновые шарики (которые, кстати, может уже катать и сам малыш) прилепляем на «ветках» елочки и надавливаем пальчиком. Вот и украсили елку! Пластилин также можно размазывать по листу бумаги не только указательным пальчиком, но и остальными: получаются «дорожки», «заборчики», «медузы», «звезды» и просто красивые узоры, в которых смешались несколько цветов. Еще вариант: размазываем пластилин по небольшому кусочку бумаги (лучше вместе с малышом, а то он один быстро устанет и потеряет интерес к работе). Затем берем ручку с использованным стержнем или стек (пластмассовый ножичек для работы с пластилином) и рисуем на пластилиновом фоне все, что захотим. А если малыш уже знает буквы – то пишем известные буковки. Очень оригинальная работа получается – и исправлять ошибки легко. А для разнообразия можно дать малышу втыкать канцелярские кнопки с цветными наконечниками в кусок пенопласта. Для годовалых – просто втыкать, а для 2-3 леток уже втыкать по заданному контуру, например, домика, машинки, солнышка. Малыши обожают работать с кнопками, что прекрасно, потому что таким образом мы обезопасим их от травм. Ведь когда ребенок знает назначение предмета, то есть, что с ним нужно делать, он почти никогда не использует его неадекватно. Конечно, с кнопками кроха должен работать под присмотром взрослых.

- Упражнения с карандашом.

Бесценная вещь для развития руки – обыкновенный карандаш с гранями. Уже с года вы можете учить своего маленького карапуза катать карандаш, зажав его между ладоней. Просто? А вы попробуйте, когда ручки еще не слушаются вас, и все сыпется на пол! Грани карандаша хорошо активизируют нервные окончания ладоней и пальцев рук, разогревают руки, подготавливая их к последующей работе, более тонкой. Карандаш можно катать ладонью по полу или столу – это тоже не так-то просто. А если малыш уже запросто это делает, то пусть возьмется пальчиками обеих рук за кончики карандаша (горизонтально) и покрутит их пальцами. Знаете, как развивает координацию рук и глаз! А можно просто подержать карандаш за концы указательными пальцами. Посоревнуйтесь – кто сумеет это сделать быстро и удержать долго, например, на ходу?

- Упражнения с мячиками, мягкими и колючими.

Такие мячики желательно иметь в «развивающем арсенале» любой мамы. Купить их не составит труда, например, в магазинах «Корма и игрушки для животных». Пускай у вас будет целый набор таких массажных мячиков: мячики – ежики ( с резиновыми выступающими «колючками») разных размеров, мягкие резиновые мячики разной упругости и размеров. Во-первых, их можно просто мять в руках, катать между ладоней. Мягкий упругий мячик можно сжимать не только в ладошке, но и пальчиками одной руки, что сложно для малыша, требует физических усилий. Пусть сожмет такой мячик большим и указательным пальцем. Получилось? Молодец! А теперь – большим и средним, большим и безымянным. Конечно, последние упражнения подходят для «тренированных» деток 3 лет и старше. С колючими мячиками можно играть и с годовалым крохой. Найдите банку с отверстием в крышке. Отверстие должно быть чуть-чуть меньше диаметра колючего мячика, чтобы он с трудом проталкивался. Предложите малышу затолкать «ежиков» в баночку, покажите ему. Увидите – это настолько увлекательное занятие для крохи (и, кстати, абсолютно безопасное!), что вы успеете переделать все домашние дела и отдохнуть в тишине. А малыш тем временем активизирует нервные окончания пальчиков рук. Только «ежиков» купите побольше,  и сделайте так, чтобы крышка и банки легко снималась – тогда малыш сможет повторять всю операцию снова и снова без вашей помощи.

 Для ребят от 3 до 6 лет 

- Упражнения с канцелярской резинкой.

Очень интересно наблюдать, как ребята 5-6-ти лет с удовольствием делают все вышеперечисленные упражнения для 2-хлеток. Мало кто из ребят-дошкольников имеет возможность поиграть в такие игры, а ведь они очень полезны, при всей своей простоте. Что же говорить об играх, придуманных специально для их возраста! Загораются глаза, руки тянутся попробовать поиграть с… обыкновенной канцелярской резинкой, той самой, которой мы привыкли скреплять рулон бумаги или запечатывать пакет, или хранить вместе счетные палочки. Возьмите такую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Если длинновато – намотайте на пальцы 2 раза, чтобы укоротить. Если получилось на одной руке, пробуем на другой, а потом – на обеих сразу. С резинкой можно играть и по-другому. Помните наши кнопки на пенопласте? Втыкаем кнопки по контуру, например, машинки. А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур: пускай малыш натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции. Какая фигура получилась? Не запомнит с первого раза – ничего страшного. Потихоньку непривычные названия фигур станут знакомыми и узнаваемыми.

- Упражнения за столом (пальцы прижаты к столу)

Если вы находитесь не дома, а например, в очереди в поликлинику или в долгой поездке, вам несложно будет занять своего малыша. Есть рядом ровная поверхность? Отлично! Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной рукой, а потом одновременно обеими. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком, проговаривать слоги с разными « трудными» звуками: СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. Если ваш малыш занимается с логопедом, это поможет ему быстрее закрепить в речи поставленный звук. Именно сочетая движения пальчиков и движения артикуляционного аппарата, вы можете существенно ускорить процесс исправления речи малыша. Также сидя за столом, можно поупражняться в разведении пальцев врозь и сведение вместе (ладошки на столе!). Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение “кулак-ладонь-ребро”. Рука малыша поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, потом ложится ладонью на стол, а потом- встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся.

- Упражнения в стакане с пшеном.

Устали занимать своего непоседу? Не прогоняйте его с кухни – усадите за стол и дайте стаканчик с пшеном. Пусть малыш «варит кашку», то есть указательным пальчиком руки мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть руки не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует – получится ли?

- Упражнения с гречкой или чечевицей.

Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Для начала пускай малыш вволю навозится с этими крупами: ребятам так нравится набирать их в горсть, пропускать сквозь пальцы, перебирать в руках. Вероятно, эти ощущения очень приятны, они успокаивают и способствуют концентрации внимания у малыша. Ну а теперь попросите разобрать крупу на 2 кучки: гречку в одну кучку, чечевицу – в другую. Это долгая кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления ( ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно). Если подустал ваш малыш – насыпьте побольше этих круп в большую миску и закопайте в них много мелких игрушек и предметов. Пусть покопается, да поищет! Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

- Оригинальные штриховки.

Мы привыкли, к сожалению, к шаблонам в рисовании. А ведь это по определению творческий вид деятельности! Покажите своему крохе разные оригинальные штриховки. В раскрасках необязательно закрашивать изображение целиком, можно штриховать, что, конечно же, сложнее и необычнее.