Инновационная деятельность на базе КФУ"
В этом учебном году я начала свою деятельность в РИП при КФУ по теме "Инновационные подходы к художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В связи с этим я разработала проект "Фольклор в музыкально-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Фольклор в музыкально - эстетическим развитии детей старшего дошкольного возраста" | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
в рамках Республиканской инновационной площадки ПМЦПКиППРО ИПиО
ФГАОУ ВО КФУ
Тема: «Фольклор в музыкально-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Хамидуллина Гульсина Харисовна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 339 комбинированного вида» Московского района города Казани
г. Казань - 2016г.
Оглавление
Содержание | стр |
Введение | 3 |
1.Актуальность проекта | 3 |
2.Цели и задачи проекта | 4 |
2.1 Цель проекта | 4 |
2.2 Задачи проекта | 4 |
2.3 Целевая группа проекта | 4 |
3. Проектное решение | 4 |
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта | 5 |
5. Программа проектных мероприятий | 4 |
6.Ожидаемые результаты реализации проекта | 8 |
7.Риски реализации проекта | 8 |
Заключение | 9 |
Список литературы | 10 |
Интернет-ресурсы | 10 |
Введение
«Развитый художественный вкус – ключ,
открывающий двери в область прекрасного…
в воспитании музыкального вкуса народно-песенная классика
может сыграть крупнейшую роль»
М.Г.Картавцева
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность идеалам.
- Актуальность проекта
В наши дни с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета народных культурных традиций. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Долгие годы формирования основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Сегодня, когда происходит переосмысление ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов художественно - эстетического развития детей, первостепенной идеей становится воспитание личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Художественное и эстетическое развитие не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как фольклор, который следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста. Поэтому актуальностью данного проекта является обращение к истокам народной культуры, традициям, событиям народа, возрождение преемственности поколений, обогащение знаний детей о фольклоре.
- Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Развитие художественно-эстетических ценностных ориентиров детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
2.2 Задачи проекта:
1.Развитие творческих способностей, познавательной активности, эмоциональной отзывчивости детей в процессе интеграции образовательных областей
2. Формирование социально значимых, личностных качеств, ценностных ориентиров и навыков фольклорного исполнительства
3. Воспитание устойчивого интереса и любви к фольклору, уважения и любви к народным традициям, родному краю, земле и культуре русского и татарского народов
4. Формирование осознанного участия родителей в образовательном процессе, направленном на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста
2.3 Целевая группа проекта: воспитанники старшей группы ДОУ, музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, родители, заместитель директора СОШ по воспитательной работе
2.4. Вид проекта творческо-продуктивный
3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Интегрированный подход к приобщению всех участников образовательного процесса в реализации единых задач проекта с использованием современных образовательных технологий, а именно информационно-компьютерных технологий (далее – ИКТ) и учебно-методического комплекта (далее – УМК).
4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта с 01.04.2016 по 30.04.2016
4.2 Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (с 01.04.2016 по 10.04.2016)
2.Основной (с 11.04.2016 по 25.04.2016)
3.Заключительный (с 26.04.2016 по 30.04.2016)
5. Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 | ||||
1 | Изучение методической литературы (журналы «Музыкальный руководитель», «Сабыйга», «Магариф», «Музыкальная палитра», «Старший воспитатель», «Обруч», «Воспитатель ДОУ» | Методический кабинет ДОУ | 01.04 - 03.04 | Старший воспитатель, музыкальный руководитель |
22 | Подбор музыкального репертуара из татарского и русского фольклора
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду | Музыкальный зал ДОУ | 04.04 - 05.04 | Музыкальный руководитель |
33 | Подготовка наглядного, художественно-литературного и иллюстрированного материала | Методический кабинет ДОУ | 06.04 - 07.04 | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед |
44 | Создание информационно-компьютерной поддержки мероприятия (слайд-шоу) | Методический кабинет ДОУ | 07.04 – 08.04. | Старший воспитатель, музыкальный руководитель |
55 | Экскурсия в краеведческий музей | СОШ | 08.04 | Воспитатель группы, заместитель директора СОШ по воспитательной работе |
66 | Комплектование народных подвижных игр | Физкультурный зал ДОУ | 09.04 | Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
77 | Изготовление атрибутов и оформления зала к празднику «Весенняя капель в нашем царстве – детском государстве» | Музыкальный зал ДОУ, групповое помещение ДОУ | 01.04 - 10.04 | Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитанники и их родители |
88 | Подготовка и изготовление сценических костюмов к развлечению «Весенняя капель в нашем царстве – детском государстве» | Музыкальный зал ДОУ, групповое помещение ДОУ | 05.04 – 10.04 | Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитанники и их родители |
Этап 2 | ||||
11 | Беседы о предстоящем мероприятии с воспитанниками и их родителями | Музыкальный зал, групповое помещение ДОУ | 08.04 | Музыкальный руководитель, воспитатель группы |
42 | Образовательная деятельность: Разучивание песен «Ой, бежит ручьем вода», «Такмаклар», «Как у наших у ворот», «Алия-Гулия» | Музыкальный зал, групповое помещение ДОУ | 11.04 - 25.04 | Музыкальный руководитель, воспитатель группы |
23 | Образовательная деятельность: Разучивание танцев «Русский хоровод», «Куш кулым» | Музыкальный зал ДОУ | 11.04 - 25.04 | Музыкальный руководитель, воспитатель группы |
4 | Образовательная деятельность: Народные игры «Горелки», «Капкалы» | Физкультурный зал, игровая площадка ДОУ | 11.04 - 25.04 | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель группы |
45 | Образовательная деятельность: Разучивание стихов, потешек, закличек, небылиц, пословиц и поговорок | Кабинет по обучению татарскому языку, логопедический кабинет, групповое помещение ДОУ | 11.04 - 25.04 | Воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, воспитатель группы |
Этап 3 | ||||
11 | Презентация проекта: организация и проведение развлечения совместно с родителями воспитанников «Весенняя капель в нашем царстве – детском государстве» (Приложение 1) | Музыкальный зал ДОУ | 26.04 | Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитанники и их родители |
22 | Подведение итогов проекта с воспитанниками | Музыкальный зал ДОУ | 27.04 | Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитанники |
33 | Создание фотоотчета | Музыкальный зал ДОУ | 28.04 | Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, родители |
44 | Оценка этапов, подготовка презентации для выступления на педсовете | Музыкальный зал ДОУ | 29.04 - 30.04 | Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре |
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Обогащение знаний детей о фольклоре
2. Развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям русского и татарского народов
3. Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативности, толерантности у детей старшего дошкольного возраста
4. Вовлечение в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ
5. Активизация педагогического коллектива в ходе подготовки и реализации проекта
7. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | Недостаточная активность родителей | Профилактические беседы и разъяснения о необходимости сотрудничества для достижения общих целей |
Организационные | Введение в ДОО карантинного режима | Здоровьесберегающие технологии. Перенос даты проведения |
Проведение незапланированных мероприятий районного (городского) масштаба в ДОУ | Перенос даты проведения |
Заключение
Фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. В фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные народные песни или кого бы ни захватила весёлая пляска.
В нас заложено генетически и колыбельные, и потешки. Все это нам пели и рассказывали наши бабушки и мамы, а им – их бабушки и мамы. Поэтому каждый из нас – частичка того большого, что называется «народ».
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть подрастающее поколение к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.
Работа, проводимая по проекту «Фольклор в музыкально-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста», обогащает опыт и знания, развивает и активизирует всех участников образовательного процесса, способствует заложению основных понятий у детей о народной культуре, формированию и развитию художественно – эстетических и ценностных ориентиров, прививает любовь к культуре русского и татарского народа. И пусть не все воспитанники станут музыкантами и эстетами, но все то, что было в них заложено в ходе реализации проекта, чему они научились, поможет им стать мыслящими, неординарными, творческими людьми, способными возродить и сохранить духовные ценности своей семьи и народной культуры в целом.
Список использованных документов и источников информации
Основная литература:
1. Закирова К.В. Методическое пособие для воспитателей детских садов и инструкторов по физкультуре «Балачак - уйнап-көлеп үсәр чак», Казань, 2012 г.
- Закирова К.В., Гилязутдинова Г.Р. Учебное издание на татарском языке «Мин бәйрәмнәр яратам», Казань, 2009 г.
- Закирова К.В., Кадырова Р.А., Сафиуллина Г.М. Методическое пособие «Балалар бакчасында әдәп-әхлак тәрбиясе», Казань, 2013 г.
- Закирова К.В., Муртазина Л.Р. Методическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре детских садов «Әй уйныйбыз, уйныбыз», Казань, 2013 г.
- Зарипова З.М., Исаева Р.С. Методическое пособие «Үстерешле уеннар», Казань, 2013 г.
- Ибрагимова З.Г. Учебно-методическое пособие с аудио и видео приложением «Шома бас», Казань, 2012 г.
Дополнительная литература
- Зацепина М.Б, Антонова Т.В. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей: для работы с детьми 5-7 лет №Народные праздники в детском саду», Москва, 2006 г.
- Картавцева М.Т. Школа русского фольклора, Москва, 1994г.
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. Москва, 2006 г.
- Харисов Ф.Ф., Харисова Л.А. Учебно-методическое издание на татарском языке «Игра – средство воспитания», Набережные Челны, 1994 г.
Интернет-ресурсы
Сайт: www.festival.1september.ru
Сайт: www.nsportal.ru
Сайт: www.Costumehistory.ru
Сайт: www.kopilkaurokov.ru