Деятельностные формы методической работы

Хлюстова Вера Николаевна

В. Н. Хлюстова,

методист  ГБОУ НПО АО  «Профессиональное училище № 1» ,

 г. Северодвинск

 

Деятельностные формы методической работы как необходимое условие

 развития профессиональной компетенции педагогов

 

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится на воспроизведении однажды полученных знаний и усвоенных методов работы. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.  Более того, без профессионального саморазвития педагога, без его готовности к участию в инновационной деятельности невозможен переход любого образовательного учреждения в режим инновационного развития.

Л. М. Митина определяет профессиональное развитие «как рост, становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности». [2]

Происходящая на наших глазах смена ценностных ориентаций педагогов, вызванная модернизацией образования, - процесс  достаточно длительный, постепенный и противоречивый. Чтобы помочь педагогам адаптироваться к новым условиям педагогической деятельности, нужна такая методическая система, которая обеспечивала бы постоянное развитие профессиональной компетенции педагогов, открытость их достижений, а также активное освоение ими инновационного опыта.

В профессиональном училище № 1 сложилась устойчивая, достаточно «работоспособная» система методической работы, которая включает традиционные структурные элементы: педагогический и методический советы, методический кабинет и методические  комиссии, творческие группы, обучающие семинары-практикумы и методические дни, методические конференции,  аттестация педагогических кадров.  В любом звене данной системы, по нашему мнению,  есть возможности для личностной и профессиональной самореализации каждого педагога. Такая система неразрывно связана с повседневной деятельностью, направлена на  решение первостепенных проблем учебно-воспитательного процесса, а следовательно, оказывает непосредственное влияние на всю деятельность педагогического коллектива.

Однако сегодня в системе методической работы прослеживается ряд противоречий, разрешение которых может рассматриваться как движущая сила её реформирования. Это противоречия:                        

- между общественными интересами, связанными с инновациями в области образования, и отсутствием у большинства педагогов осознанного интереса к освоению инноваций,

- между объективной необходимостью инновационных процессов в образовании и неготовностью педагогов к личностному принятию инновационных идей на ценностно-смысловом уровне,

-  между возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным её состоянием в практике образовательного учреждения.

Преодолеть эти противоречия можно только  путём преобразования системы методической работы: не только через повышение её качества и результативности, но и путём перевода в режим развития.                                                                                                                                                                     

Ключевым элементом системы по-прежнему остаётся самообразование, ведь способность к самообразованию является одним из показателей профессиональной компетентности педагога. По мнению  В. А. Сластёнина, наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – разработка одной методической проблемы в рамках комплексной темы образовательного учреждения. Так, в своей индивидуальной работе наши педагоги разрабатывают различные аспекты единой методической темы «Формирование ключевых компетентностей обучающихся на основе использования современных образовательных технологий», работу над которой педагогический коллектив завершает в этом году. Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это текучка, отсутствие времени, большая аудиторная нагрузка и др. Свою роль играют и такие факторы, как приоритеты, волевые качества педагога, уровень умений самоорганизации, возраст, стаж  работы в одном и том же учреждении.

Нельзя забывать, что любая профессиональная деятельность, а педагогическая в особенности, влечёт за собой образование личностно -профессиональных деформаций – качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Деформациям подвержены люди разного возраста, они возникают под влиянием целого ряда объективных факторов, таких как  объект педагогического труда, цикличность деятельности, методическая оснащённость и т.д. В нашем училище, например,  58 %  педагогов -   старше 50 лет, многие из мастеров и некоторые преподаватели, имея превосходное профессиональное образование, не имеет педагогического. За годы работы они приобрели богатейший практический опыт в деле обучения и воспитания, но испытывают трудности в освоении достижений педагогической науки, подвержены эмоциональному выгоранию и  профессиональным деформациям.

Исследования психологов показывают, что личностно-профессиональные деформации могут трансформироваться в личностный рост педагога при условии включения его в инновационную деятельность. Нам кажется интересной позиция В. В. Казариной, которая считает, что «процессы личностного роста и профессиональной деформации имеют аналогичную структуру и, но различны по направлению воздействия. Следовательно, при создании определённых условий, могут трансформироваться друг в друга». [1]

Безусловно, не каждый педагог  готов к организации и осуществлению данного вида деятельности, который имеет отличия от его непосредственной практической профессиональной деятельности. Многие педагоги-практики переносят свой предшествующий опыт, не учитывая возможности современных обучающихся получать знания, используя собственный опыт или информационные технологии, не испытывают необходимости в организации инновационной деятельности, считают это занятие прерогативой преподавателей вузов, АО ИОО. Причинами сопротивления инновациям часто называют непонимание и недостаток доверия, низкую терпимость к изменениям, усталость от изменений, предыдущий неудачный опыт, несоответствие квалификации новым требованиям;  страх перед новым и неизвестным.

Мы решили, что преодолеть сопротивление организационным изменениям  помогут предоставление информации об инновациях в профессиональном образовании, целенаправленное обучение и привлечение педагогов к участию в коллективной деятельности. Выбирая коллективные формы методической работы, мы  опирались на  деятельностный  подход к обучению  взрослых, а также на пожелания самих педагогов. Так в опыте нашей работы, кроме традиционных методических дней и недель,  появились конкурс «Лучший урок года», Фестиваль  методических комиссий и Фестиваль предметных недель.  

В конкурсе «Лучший урок года» приняли участие 10 педагогов: преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели. Участники конкурса продемонстрировали активное владение современными технологиями и методиками, проявили индивидуальность и умение вовлечь в творческую деятельность большое число своих воспитанников. Посещение и анализ уроков и мероприятий конкурсантов способствовали росту профессионального мастерства их коллег, стимулируя их к включению в инновационную деятельность.

Фестиваль как форма методической работы привлёк наше внимание тем, что позволяет организовать презентацию опыта работы, продемонстрировать в действии новые методические идеи, познакомить с педагогическими находками, нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Организаторами фестивалей  стали преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели, объединённые в методические комиссии (МК). Первым ярким событием в жизни нашего педагогического коллектива стал Фестиваль методических комиссий (в нём приняли участие все девять МК), а в 2013 году нами был задуман и проведён Фестиваль предметных недель (далее ФПН) не только по общеобразовательным, но и по  дисциплинам профессионального цикла и  профессиям. Мы убедились, что через ФПН можно вовлечь в активную деятельность практически всех, создать условия, при которых всё училище в течение определённого срока будет погружаться в предложенную образовательную или профессиональную область. Важно и то, что фестиваль стал средством проявления неформального учебного взаимодействия педагогов и обучающихся: обучающиеся видели не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет или профессию, а живых людей, влюблённых в этот предмет или профессию. А это действительно эффективный воспитательный опыт.

Мы считаем, что сегодня уже можно говорить о технологии подготовки и проведения таких форм методической работы. В обобщённом виде в её структуре выделяются четыре этапа: подготовительный, практический, итоговый и аналитический.

На этапе подготовки методический совет, обсудив идею,  определяет состав творческой группы (оргкомитета), которая разрабатывает положение, требования к фестивальным мероприятиям, номинации и, если необходимо, критерии оценки. В функции оргкомитета входит распространение информации, консультирование участников. Методические комиссии коллегиально  выбирают формы и содержание  фестивальных мероприятий, согласуют время их проведения, распределяют обязанности, подают заявку на участие.

В ходе практического этапа проводятся запланированные открытые уроки, внеурочные мероприятия, встречи, открытые заседания методических комиссий и т. п. Посещение фестивальных мероприятий педагогами – открытое. Они имеют право принять участие в обсуждении отдельных открытых мероприятий и в целом вклада конкретной МК в совершенствование учебно-воспитательного процесса. Оргкомитет проводит экспресс-опросы, организует обсуждение профессиональных проблем.

На итоговом этапе методические комиссии анализируют результаты своей работы. Проводится педагогическая конференция, в ходе которой МК представляют творческие отчёты (презентации), раскрывая наиболее яркие особенности МК и её членов, оценивая их общий и индивидуальный вклад в развитие учебно-воспитательного процесса в училище. И хотя фестиваль – это НЕ конкурс, здесь не присуждаются места, но вполне логично определить конкретных победителей в номинациях (например, «Образовательная // практическая ценность», «Самая яркая презентация профессии // предмета», «Они нас удивили», «Признание коллег» и др.), наградить их  за актуальность в контексте образовательной деятельности, оригинальность методического замысла, образовательную ценность мероприятия или новизну форм работы. Итоги фестиваля подводятся  на основании анкет, заполненных педагогами в ходе посещения и анализа фестивальных мероприятий или прямо на конференции.

Заключительный - аналитический – этап предполагает, что сначала методические комиссии, а затем методический совет анализируют результаты работы, разрабатывают  рекомендации по организации и проведению мероприятий; различные памятки, сценарии мероприятий, шаблоны презентаций и т. д.

Подведём итоги. Любой конкурс, любой фестиваль – это деятельность, деятельность творческая и напряжённая. Мероприятия фестивалей стали творческой мастерской, школой само -  и взаимоанализа, площадкой для профессионального общения. Главной же особенностью, на наш взгляд, является то, что фестиваль выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем его участникам.

 Оба фестиваля способствовали  обогащению образовательной практики, продемонстрировали  возможности эффективного использования интеграции в учебно-воспитательном процессе. Через подготовку, организацию и проведение мероприятий преподаватели и мастера производственного обучения совершенствовали своё мастерство, пополнили методическую базу по дисциплинам и профессиям.

Использование  деятельностных форм коллективной методической работы стимулировало  развитие базовых профессиональных компетентностей педагогов:

- компетентности в постановке целей и задач педагогической деятельности;

- компетентности в мотивация учебной деятельности: способности превращать учебную задачу в личностно-значимую, обеспечивать успех в деятельности;

- информационной компетентности: способности вести самостоятельный поиск информации, осуществлять  выбор методов преподавания;

- компетентности в разработке программ педагогической деятельности и принятии педагогических решений;

- компетентности в организации учебной деятельности: в установлении субъект - субъектных отношений, в организации информационной основы деятельности обучающегося, в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности, в педагогическом оценивании,  в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса.

Можно констатировать, что наметился поворот в сторону включения педагогов в инновационную деятельность, побудило их  к участию в профессиональных конкурсах, конференциях и фестивалях, к публикациям в сборниках и на сайтах интернет – сообществ. 

 

_____________________________________________________________

  1. Казарина В. В. Преодоление личностно-профессиональных деформаций учителя через его включение в инновационную деятельность. // Методист, 2010, № 6. С. 2 – 5.
  2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: МПСИ, 1998
  3. Немова Н. В. Цель – повышение квалификации: Подходы к обучению учителей непосредственно в школе // Директор школы. 1998, № 6. С. 23 – 29.
  4. Учитель: крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. / Под общей ред. В. Г. Вершковского. - СПб., 1994.