Помощь моим ученикам
Консультации для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pisat_otzyv.doc | 45 КБ |
voprosy_dlya_obsuzhdeniya_povesti.doc | 30.5 КБ |
rabota_nad_oshibkami.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка
Как писать отзыв
Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям.
«Отзыв» - от слова «ЗОВ». Это отклик души, сердца и мысли на прочитанное. В отзыве ценится непосредственность чувств, переживаний, самостоятельность суждений, обоснованность наблюдений и выводов, индивидуальность стиля.
Прочитайте книгу (рассказ), подумайте над вопросами:
- Как произошла твоя встреча с этой книгой (автором)? Расскажи об этом, если считаешь это интересным
- Что ты знаешь об авторе книги?
- О чём эта книга? Какова тема и основная мысль произведения? Где и в какое время происходили события, описанные в книге? Перескажи сюжет так, чтобы было понятно тем, кто читал этой книги
- Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление? Что тебе запомнилось, что показалось необычным? Назови (прочти) самый яркий эпизод?
- Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?
- Понравилась ли книга? Чем?
- Кто из героев особенно понравился? Почему?
- С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?
- Есть ли среди героев книги кто-то похожий на тебя? Или на твоего друга или знакомого? Чем вы (они) похожи?
- Каким языком написана книга, что показалось необычным?
- Чему научила тебя эта книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?
- Под какое настроение эту книгу лучше всего читать?
- Где тебе удобнее всего было читать? Почему?
- Рассказывал ли ты кому-нибудь об этой книге? Кому?
- О чем бы ты хотел спросить автора или его героев?
- Подумай, в какой форме ты будешь писать свой отзыв: письмо автору, письмо в издательство, статья в газету или журнал, просто сочинение
Рекомендации в последовательности и содержании отзыва.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:
1. Краткое сведение о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.
2. Тезис - мнение читателя о книге и доказательства справедливости этого тезиса.
3. Вывод - общая оценка книги.
Рассмотрим данные пункты более подробно.
1. Запишите имя автора и название произведения. Далее можно написать в какое время происходили события, описанные в книге, что вы знаете об этом историческом периоде из книг и кинофильмов. Затем можно упомянуть те личности, которые стоят в центре повествования.
2. В главной части отзыва нужно выразить свое мнение о прочитанном произведении. Можно написать свое отношение к книге, главным героям, описать наиболее понравившиеся места в произведении и обосновать, почему они понравились. Практически во всех отзывах дается характеристика одного или нескольких героев. Рассказывает о том, какие черты характера, поступки, подвиги героев прочитанной книги вас взволновали. Наиболее интересные отзывы получаются, когда есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными из других книг или из жизни.
3. В отзыве обязательно нужно дать оценку книге. Возможно, написать свои пожелания или советы другим ребятам, рассказать, о чем вы размышляли после прочтения книги, чему она вас научила. Может быть, вы хотите перечитать эту книгу ещё раз - напишете почему. В конце можно написать своё мнение о языке книги и привести в пример понравившийся отрывок.
Образец написания отзыва
Отзыв о книге С.П. Алексеева
«Рассказы об Отечественной войне 1812 года»
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю. Лермонтов
В последнее много говорится о патриотизме. А что это такое именно для меня, для нашего поколения? Возможно, для некоторых совсем непонятное слово. Что же оно означает сейчас, когда в моей стране есть и скинхеды, и неофашисты, и каких только течений среди современной молодежи нет?
Но хочется, чтобы мы все оставались все-таки патриотами своей прекрасной Родины России. Мой прадед воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, прошел всю блокаду Ленинграда, получил ранения, был награжден медалями. А ушел он на фронт практически со школьной скамьи. Мне хочется быть похожим на него, быть таким же смелым, сильным, не бояться ничего.
Я прочитал «Рассказы об Отечественной войне 1812 года» С.П.
Алексеева. Все они не оставили меня равнодушным. В каждом автор говорит о мужестве, героизме, выносливости, необыкновенной смелости, богатырской силе духа нашего прекрасного народа. Это память о наших прадедах, они вписали навеки свои имена в историю народа русского. Всегда мы будем помнить подвиги героев Отечественной войны 1812 года.
Рассказ «Богатырская сила» больше всего потряс меня. Я считаю, что в нем автор показал важность и значимость Бородинской битвы 1812 года для истории России и всего русского народа. Каждый боец, даже самый обычный рядовой солдат приблизил собой победу над французами, чтобы мы жили сейчас в прекрасной и могучей стране под названием Россия.
26 августа 1812 года на огромном поле произошла великая битва. «Батарея поручика Жабрина срочно меняла позиции… Дорога лежала
местом недавней схватки… Все поле было завалено трупами. Русские, французы лежат вповалку. Крест-накрест, один на другом. Словно бы вовсе не люди, а кто-то кули разбросал по полю». Не было даже свободного места. Потрясенный увиденным поручик все-таки решился проехать. А солдат Епифанов чуть отстал от других, страшно стало солдату. Вдруг тихий и протяжный стон остановил его. Прямо под пушкой шевельнулся старый седоусый капрал. Солдат спрыгнул на землю, помог подняться капралу.
Капрал, услышав, как наши двинулись в атаку, попросил надеть ему кивер, подтянулся, словно в строю, и весь окровавленный с победным кличем «Ура-а!» бросился в атаку. «Пробежал он метров десять-пятнадцать и словно дуб-великан под последним взмахом удальца дровосека, рухнул плашмя на землю». Так и закончил он солдатский путь!
Рассказал Епифанов Жабрину о капрале, молча стояли солдаты. Даже не смогли они узнать имени героя. «Капрал. Старый такой. С усами. Силы в нем совсем не было»... « Богатырская сила в нем,» - ответил Жабрин солдату.
Чувство грусти и гордости осталось у меня после чтения этого рассказа. Гибли безымянные богатыри, не гоняясь за славой и почестями… А может, это был мой прадедушка?!
Читая рассказы СП. Алексеева, я осознал огромное чувство гордости за русский народ и веру в то, что мы всегда можем собраться в нужный момент и дать отпор врагу. Рассказ «Богатырская сила» возвращает нас к славным страницам истории России, к нашим победам, к нашим героям, к патриатизму. Я советую прочитать этот рассказ своим друзьям и одноклассникам, ведь именно нам, мальчишкам, предстоит защищать свою Родину, и я уверен, что если будет нужно, каждый из нас повторит подвиг безымянного богатыря!!!
Предварительный просмотр:
Вопросы для обсуждения
повести В. Железникова «Чучело»
1. От чьего лица ведётся повествование?
2. Давайте вспомним одноклассников Лены Бессольцевой.
- По какому принципу давались клички в классе? Можно ли по кличке примерно
охарактеризовать отношение класса к человеку? - У кого из ребят нет кличек? Почему?
- Какую кличку дали Лене Бессольцевой? Почему?
3. Что вы можете сказать о классе, в котором училась Лена Бессольцева:
-Дружный ли он был? Можно ли назвать этот класс крепким коллективом?
- Есть ли в классе лидеры? Признанные авторитеты? Назовите их.
- Есть ли в классе изгои?
- Какой конфликт и почему произошёл в этом классном коллективе? Как ведут
себя ребята? - Поведение Лены Бессольцевой в конфликте.
- Почему Лена Бессольцева взяла на себя вину другого человека?
- Одобряете ли вы ее поступок? Оправдан ли он?
- Можно ли назвать поступок Лены поступком сильного человека? Почему?
- Разочаровывались ли вы когда-нибудь в человеке, который вам нравился?
6. Поведение Димы Сомова.
- Как и почему именно так ведёт себя в этом конфликте Димка Сомов?
- Ваше отношение к его поведению.
- Считаете ли вы, что иногда приходится приспосабливаться к обстоятельствам,
подлаживаться под общий тон?
- Чем необычен дом Бессольцевых? Подтвердите примерами из текста.
- Дед Лены — Николай Николаевич Бессольцев.
-Каким он предстает перед читателем? (описание, первое впечатление)
- Цель его жизни.
- Отношение к людям.
- Вывод: ваше отношение к Николаю Николаевичу Бессольцеву.
9. Какова в повести роль классной руководительницы - Маргариты Ивановны?
10.Как заканчивается повесть? Считаете ли вы правдоподобным то, что почти весь
класс раскаялся и почувствовал себя виноватым? Испытывали ли вы сами чувство вины за совершённые ошибки?
11.Как вы считаете, детская жестокость - это временное явление? Или она откладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?
Письменные вопросы:
- Какое чувство в вас оставила повесть «Чучело» - оптимизма или пессимизма? Считаете ли вы, что в жизни надо противостоять злу, тому плохому, что есть в людях?
- Встречались ли вы в жизни с историей, описанной в повести, травлей и унижением одного человека другим? Насколько эта история близка к действительности?
Предварительный просмотр:
Памятка по выполнению
работы над ошибками по русскому языку.
Страшна не сама по себе ошибка, а не проработанная ошибка!
Необходимо проработать, по возможности, все свои ошибки. У кого ошибок очень-очень много, проработайте хотя бы 10 основных ошибок. Самое главное - чтобы ошибки эти больше не повторялись в ваших работах!
В работе над ошибками главное слово – работа.
Итак, цель работы над ошибками - так проработать ошибки, чтобы они не повторялись в дальнейшем. Как проработать?
Работа состоит из трех частей:
- Объяснение допущенных орфографических ошибок.
- Работу над ошибками начинай всегда со списывания по целой строчке слова, в которых ты допустил исправления: буква на букве, грязь, или где ты описался (вместо одной буквы случайно написал другую). Подчёркивай то место, где у тебя исправления.
- Далее идёт работа над ошибками, которые нашел учитель.
Сначала определи, на какую орфограмму твоя ошибка.
Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).
Слово, в котором допущена ошибка Напиши слово верно. | Правило, объясняющее написание | Три примера (чем больше, тем лучше) на это правило |
Не_выучил | НЕ с глаголами пишется отдельно. | Не_знать Не_ был Не_ читают |
объяснил | Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю. | Съезд Объём Подъехать |
у нас | Предлоги с местоимениями пишутся отдельно. | ко мне с тобой к нему |
вьюга | Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и. | Деревья Обезьяна Воробьи |
2. Объяснение допущенных пунктуационных ошибок.
1. Указать причину, по которой необходимо поставить знак препинания (например: обособленное определение, однородные члены предложения, сложное предложение, вводное слово…)
2. Выписать предложение, графически объясняя постановку знака препинания, составить схему, подобрать из учебника или из художественной литературы 3 предложения на это правило и записать, объясняя пунктограмму.
ОБРАЗЕЦ:
- Знаки препинания при однородных членах
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О
Нужно было продавать мебель, лошадей, дачу. (А. Чехов)
Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)
У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи. (А. Серафимович)
- Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Программа, │написанная в спешке│, выполнила недопустимую операцию.
Матушка,│ знавшая наизусть все его свычаи и обычаи│, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее.(А.С.Пушкин)
Я видел только верхушки лозняка, │теснившегося на этом берегу│. (А.П.Чехов)
С утра до утра шел мелкий дождик, │превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь│. (А.И.Куприн)
3. Работа над грамматическими ошибками.
Грамматическая ошибка - это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. Записать без ошибок всё предложение.
Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
№
| Вид ошибки
| Примеры
|
1
| Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться |
2
| Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время |
3
| Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красившее |
4
| Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями |
5
| Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети |
6
| Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7
| Нарушения согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом |
8
| Нарушения управления | Нужно сделать свою природу более красивую Повествует читателей |
9
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества |
10
| Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея |
11
| Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю |
12
| Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство… |
13
| Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами |
14
| Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве Человеку показалось то, что это… |
15
| Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента |
16
| Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Для более глубокого анализа ошибок напиши отчет
«Почему я сделал ошибки?»
Примерный план
1. Количество ошибок. Правила, на которые были допущены ошибки. Степень трудности диктанта.
2 Причины, послужившие плохому (хорошему ) результату:
А. Не усвоил новый материал.
Б. Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).
В. Допустил ошибку в словарном слове,
Г. Обстановка в классе во время диктанта.
Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).
Оценка собственных знаний, выводы.