Конкурс "Педагог года 2015"

Логинова Нина Васильевна

МОЕ КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

(ОПУБЛИКОВАНО ТАК ЖЕ В БЛОГЕ 14.12.2014)

Эссе «Я – учитель»

 

                                                                  Послушайте!
                                                                  Ведь, если звезды зажигают —
                                                                  значит — это кому-нибудь нужно?
                                                                  Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

                                                                                                            В.В.Маяковский

 

Я – учитель! А это кому-нибудь нужно? Думаю, да, потому, что моим ученикам нужна моя помощь. Я должна воспитать их так, чтобы они были конкурентоспособными, нужными своей стране, чтобы они имели прочные знания и при этом оставались порядочными людьми. Чтобы они были красивы душой и телом, обладали хорошим умственным потенциалом, были целеустремленными людьми, и при этом умели любить и сострадать, помогать друг другу в трудной ситуации, не жалея своих сил и времени.

Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей жизни, впустив меня в свой мир. Всем этим нужно распорядиться мудро. Естественно, я горжусь своими детьми, когда они активны на уроках, проявляют интерес к предмету, когда занимают призовые места в различных конкурсах и олимпиадах, но и в момент неудачи я горда за них, ведь они получают один из самых важных уроков – урок жизни. Иногда одна неудача способна научить большему, чем тысяча побед, важно, что бы в нужный момент рядом оказался человек, который поверит и поддержит, что бы рядом был учитель!

Учителя нужны ученикам. Ведь именно мы вселяем ребенку веру в успех, помогаем в трудные минуты преодолевать отчаяния, преграды. Я всегда была уверена в том, что учитель - это самая нужная и трудная профессия на земле.

Учитель… Именно учитель дарит юному созданию тот бесценный и огромный багаж знаний, без которого немыслима дорога в будущее. Именно он встречает детей у школьного порога и ведёт по дороге знаний. Учитель дает наставления и провожает детей в жизненный путь.

Я – учитель! И это нужно моим выпускникам, которые приходят в школу, звонят, пишут, а встретив на улице, еще издали здороваются.

 Они спрашивают о жизни школьной и личной, делятся своими достижениями, успехами, рассказывают о том, насколько успешны, о том, что им «автоматом» ставят «зачет» и как легко им сейчас по сравнению с другими. Они делятся своими впечатлениями с учениками, которых я учу сейчас.

Я – учитель! И это нужно родителям моих учеников. Они нуждаются в моих советах, в помощи воспитания этих славных ребятишек, которые каждое утро радостно встречают меня. Однако, хочется отметить, что настало время, когда нужно защитить учителей и школу от необоснованных обвинений, в силу того, что родители не в состоянии принять никакой критики в адрес своих чад, родители считают, что они лучше знают, как надо воспитывать, что учителя являются не лучшей категорией в обществе (пальму первенства негативного отношения родителей к школе и учителю, я думаю, нужно отдать СМИ и некоторым «звёздам» шоу-бизнеса). Сегодня проблема в школе не между учителем и учеником, а между учителями и родителями, чаще всего по признаку материальных возможностей и административных ресурсов родителей. Но если у ученика появились проблемы, то решать их нужно с родителями, выработать план действий по единому подходу к ребёнку в семье и школе.  Без доверия родителей к школе и учителю нельзя решить проблем в самой семье, в результате которых возникли проблемы у ребёнка. Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться.  Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда учитель старается дать родителям то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям), не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детей, стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания, помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей, надеется на победу добра в душе ребенка, делится накопленным педагогическим опытом.

Я – учитель! И это нужно моим коллегам-единомышленникам, для которых каждый ученик – это личность, каждый урок – это творчество. Им нужна моя поддержка, помощь, внимание и опыт. Быть всегда примером для подражания, вызывать чувство уважения и глубокой симпатии, чтобы увлечь ребёнка процессом обучения – это нелегко! Настоящий учитель должен быть универсален!

Думаю, что каждый учитель в душе чуть-чуть ребёнок! Ведь только дети могут понять друг друга. Настоящий учитель не может быть равнодушен к своим детям. Без любви и уважения к детям не может быть хорошего учителя.

Нужно помнить, что любой ученик – индивидуален, в чем – то талантлив. Он – личность! Да, личностью не рождаются, личностью становятся! Так сделай из своего ученика личность! Учи так, чтобы ученику было интересно. Веди урок так, чтобы ученики не шли на урок, а бежали. Учи так, чтобы ученики не смотрели на часы и не считали минуты до конца урока. Создай такую обстановку на уроке, чтобы учеба была не в тягость, не страшный труд и пытка ответом вызубренного без понимания текста, а свобода мысли, возможность себя реализовать. Создай ситуацию успеха для ученика, возможность дерзаний и творчества. Учи так, чтобы знания, которые он получил на твоем уроке, пригодились ему в будущем. Чтобы нестыдно было встретиться с ним, и не стыдно за того, кого ты воспитал! Задача учителя не только дать знания учащимся, но и воспитать в них гражданственность, уважение к прошлому, привить нравственные принципы. Без содружества «учитель – ученик» этот процесс не будет полным. Одной из важнейших частей педагогики является теория обучения. «Нельзя воспитывать, - говорил Л.Н. Толстой, - не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Я – учитель! И это нужно мне самой. Я не могу без этого жить. Да, это трудно. Работа учителя не из легких, но без этого скучно жить. И я рада, что у меня есть такая работа, которая окрыляет, не дает зачахнуть, стоять на месте. Работа, которая приносит удовлетворение, потому, что ученики показывают хорошие результаты на олимпиадах, конференциях, экзаменах. Так по результатам экзаменов в форме ЕГЭ процент качества знаний учеников составил: в 2003 году – 81,3%, в 2007 году – 93,1%, в 2009 году – 97,9% (если воспользоваться таблицей перевода баллов в школьные отметки за 2008 год), средний балл 58, в 2014 году – средний балл 68, что выше российского на 72%.

Я рада тому, что некоторые из моих учеников уже так же как я работают в школе, и это приносит им удовлетворение. Они с восторгом вспоминают свои школьные годы, как ходили в походы, организовали клуб бега, ездили на Бородинское поле и в другие поездки, работали в Краснодаре. Они помнят, как готовились к праздникам, работали в самоуправлении школы, проводили различные конкурсы, в том числе и для родителей. Они помнят, как рисовали газеты размером на все стену, как мастерили в классе стенку с различными шкафами и раздевалкой, как их мамы пели, вязали и однажды потеряли своих мужей, потому, что те до двенадцати ночи задержались в школе. Они рассказывают об этом уже своим ученикам и стараются их воспитать такими, какими выросли сами, добрыми, умными, интересными людьми. Они каждый раз ждут новой встречи, чтобы снова сказать мне об этом. Может ли учитель мечтать о чем-то другом, если его ждут, любят и ценят.

Я – учитель! И в этом заслуга не только моих родителей, родных и близких для меня людей, которые поддерживали меня на протяжении всего пути, но и моих Учителей. Они вложили в меня свои силы, знания, частичку своей души и сердца. На уроках я внимательно слушала, старалась не пропустить ни слова, получала хорошие оценки, мои родители получали от директора благодарственные письма за хорошее обучение и воспитание дочери, а приходя домой, я «учила кукол, играла в школу», у меня были классные журналы (тетради, расчерченные от руки). Я была учителем, ставила оценки. Как я любила ставить оценки своим «ученикам».

И вот закончена начальная школа. Я встала взрослее. Мы переехали, другая школа, новые учителя, такие добрые, такие внимательные. Они радовались моим успехам, как я сейчас радуюсь успехам своих учеников. Учителя радовались, когда я читала стихи, пела в вокально-инструментальном ансамбле, рисовала и делала витражи, бегала в керамическую мастерскую, чтобы слепить что-нибудь из глины, а потом свои работы показать на выставке. Они радовались, когда я занималась легкой атлетикой, стрельбой, играла в теннис, выступала в лыжных соревнованиях за честь школы и при этом успевала заниматься в математическом кружке и помогать тем, кто нуждался в моей помощи. Тяжело было расставаться, но Учителя были горды и радовались тому, что я поступила в единственный тогда физико-математический класс 30 школы.

Они радовались тому, что я поступила в Удмуртский государственный университет. Вместе со мной они радовались всем успехам, тому, что к ним пришла на практику, тому, что поехала в стройотряд, тому, что меня направили комиссаром на Всероссийский слет, что поступила на государственные курсы иностранных языков в Москве. Они были рады тому, что еще студенткой от УдГУ меня направили работать в школу, что я уже тогда была востребована, что директора трех школ сделали запрос по окончании университета и даже сами пришли на распределение. Они рады были тому, что когда мне предложили работу в Германии, я не уехала. Они знали, что была больна мама, что ей нужна моя помощь. Они были рады моему назначению завучем, хотя некоторые говорили, что «одного математика потеряли». Наверное, поэтому спустя несколько лет успешной работы, я не стала работать завучем, а не только потому, что мне нужно было после операции ухаживать за мамой. Проработав в должности завуча, я поняла, что «тону» не в ребячьих лучиках света, а в многотомных папках с бумагами. И вот я снова простой учитель: работаю, учу, воспитываю, творю и дерзаю! А милые и  дорогие моему сердцу учителя вместе со мной радуются успехам моих учеников, поддерживают меня в трудную минуту. Они всегда были рядом. Некоторых из них сейчас нет уже в живых, но они живы в моем сердце. Это они дали мне путевку в жизнь. Это благодаря им я стала Учителем.

«В жизни нет ничего случайного, а все, что происходит с нами, происходит в нужное время и в правильном месте…».  Не помню, кто является автором этих строк, но события мой жизни и люди, с которыми свела меня судьба, все больше убеждают меня в их точности. Многие мои коллеги пришли в школу, потому что с детства мечтали стать учителем или являются продолжателями учительской династии. Мой же путь в профессию был неожиданным для меня самой.  О профессии учителя я и не помышляла. Так сложилась моя судьба. И я об этом ничуть не жалею. Я благодарна судьбе, за такой поворот в моей жизни. Школа - это огромный, удивительный мир, расстаться с которым не так - то просто.

Я – учитель! И за плечами есть опыт. Сияющие глаза моих учеников, тетрадки, контрольные работы, экзамены… Я – учитель! И я понимаю, что научить учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества это необходимо в современном мире, в котором даже учащиеся с высоким уровнем знаний и стабильнымирезультатами ограничены в гибкости мышления и теряются в любой новой ситуации. Для своих учеников я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет  к Собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). А иначе – зачем?

Моя работа – это моё постоянное творчество, мой прогресс и моё самовыражение. Я стараюсь прививать интерес к математике, чтобы детям нравилось решать интересные задачи, отгадывать кроссворды. Мы вместе готовим и проводим различные вечера, викторины, готовимся к олимпиадам и конкурсам по математике. Что бы быть учителем, нужно в первую очередь быть человеком!

Я всегда стремлюсь понять и услышать учеников, помочь им советом. Одна из главных моих задач - это развитие и воспитание детей грамотных, культурных, умеющих самостоятельно добывать знания. Главное, что каждый сделает свой выбор, ощутит себя настоящей личностью. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.

Достигнутые результаты не означают, что это вершины, за которыми нет дальше пути и некуда двигаться. Учитель заканчивается тогда, когда он заканчивает учиться сам. Сегодня стремительно идёт вперёд наука, совершенствуется техника, появляются новые технологии. Обучая и воспитывая детей, воспитатель просто не имеет права оставаться на обочине. Учитель должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Поэтому систематически повышаю свою квалификацию на очных и дистанционных курсах, участвую в профессиональных конкурсах и конференциях различного уровня, изучаю методическую литературу. В настоящее время, работая над темой «Методы оценки конкурентоспособности среднего общеобразовательного учреждения», заканчиваю магистратуру по направлению подготовки «Менеджмент» программы «Стратегическое управление» факультета Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

В своей педагогической практике применяю методики, основанные на традиционном обучении с элементами инновационных технологий. Чем обоснован мой выбор? Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. А инновация – это не что иное, как принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными, на мой взгляд, являются личностно-ориентированные, развивающие технологии, Интернет - технологии, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и метод проектов. Именно эти технологии, как мне кажется, самым органическим образом переплетаются и дополняют друг друга. Ведущую роль отвожу проектной технологии, Интернет - технологии и проблемному обучению. Поэтому на уроках часто использую Интернет-ресурсы, у меня много своих презентаций. А проблемы, которые ребята решают на уроках, приносят им радость, чувство удовлетворения. Элементы проектной деятельности я также включаю в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для сотрудничества в группе, познавательной деятельности.

Проекты могут быть как небольшие, так и масштабные, реализация которых осуществляется постепенно, по ходу изучения материала, а также межпредметные проекты, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования, поиска информации в Интернете. Иногда они связаны с экономической деятельностью. Поэтому неотъемлемой частью и продолжением учебной работы по предмету, является внеклассная и внеурочная деятельность. Мои ученики принимают активное участие в различных конкурсах.

Мои ученики.…Как много их было за эти годы! Такие разные девочки и мальчики. Каждый маленький человечек мечтает стать кем-нибудь в жизни. Ко всем стараюсь относиться доброжелательно, с пониманием их чувств и проблем. И, конечно, я их всех люблю. Сейчас это мои семиклассники. С каждым годом привязываюсь к ребятам все сильнее. Их удачи – мои удачи, их проблемы – мои проблемы. Уверена, что подобные чувства испытывают многие из нас! Главная моя задача как воспитателя, а таковым, по сути, является классный руководитель, сплотить ребят, помочь каждому из них стать настоящим Человеком.

Именно коллективные дела, где промах каждого сказывается на успехе в целом, учат ответственности, дружбе, взаимовыручке. «Край родниковый», «Венок дружбы», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Танцы в кино», туристический слет, конкурс снежных фигур, «Новогодняя сказка» - вот не полный перечень тех мероприятий. А командные олимпиады, когда от каждого зависит результат в целом, разве это не повод сплотиться? Какими сияющими глазами смотрят ребята на мир, когда у них все получается! Помню, как ходили на скалолазание… Как было сначала страшно, но, нет ничего невозможного…, и им покорились вершины. И что удивительно, девочки были первыми. Поэтому, когда пошли на веревочный тур, уже не было такого страха, а только восторг и желание преодолеть преграды на своем пути.

Я – учитель! И я должна помочь им преодолеть все преграды, чтобы они прочно стояли на своих ногах, уверенно глядя в будущее. Быть настоящим учителем – это огромный талант. Именно учитель должен передать свой опыт, свои знания детям. Мне так хочется, чтобы наше будущее поколение добилось успеха, чтобы оно нашло своё место в этом неспокойном и сложном мире, чтобы каждый стал человеком активной жизненной позиции, любящего жизнь, уважающего людей, постоянно заботящегося о близких, безумно благодарного своим родителям за данное им право на жизнь.

Сегодняшняя эпоха многие ценности пересмотрела и изменила. Традиционное стало не привлекательным, идеалы прошлого – кажутся смешными и наивными. Моральные ценности, передававшиеся из поколения в поколение, попраны. То, о чем говорится и то, что происходит, не всегда соответствует на деле. Но общество хочет видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, креативно мылящих, инициативных, находчивых, активных, самостоятельных и готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним, которые прописаны ФГОС. И именно учитель должен указать им верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги.

 «И каждый час, и каждую минуту о чьих - то судьбах вечная забота. Кусочек сердца отдавать кому - то - такая, брат, у нас с тобой работа», - поётся в одной из песен. Миропонимание и мировосприятие педагога, его активная жизненная позиция помогает ученику самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их ожидания. Каждое слово, каждый жест и вздох тут же взвешиваются каждой парой глаз…

Я – учитель! Выходит так нужно! Нужно тем, кто со мною рядом, нужно мне самой и нужно моей стране!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_lnv.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Логинова Нина Васильевна, учитель математики МБОУ «СОШ №16»

МОЕ КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

Эссе «Я – учитель»

                                                                  Послушайте!
                                                                  Ведь, если звезды зажигают —
                                                                  значит — это кому-нибудь нужно?
                                                                  Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

                                                                                                            В.В.Маяковский

Я – учитель! А это кому-нибудь нужно? Думаю, да, потому, что моим ученикам нужна моя помощь. Я должна воспитать их так, чтобы они были конкурентоспособными, нужными своей стране, чтобы они имели прочные знания и при этом оставались порядочными людьми. Чтобы они были красивы душой и телом, обладали хорошим умственным потенциалом, были целеустремленными людьми, и при этом умели любить и сострадать, помогать друг другу в трудной ситуации, не жалея своих сил и времени.

Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей жизни, впустив меня в свой мир. Всем этим нужно распорядиться мудро. Естественно, я горжусь своими детьми, когда они активны на уроках, проявляют интерес к предмету, когда занимают призовые места в различных конкурсах и олимпиадах, но и в момент неудачи я горда за них, ведь они получают один из самых важных уроков – урок жизни. Иногда одна неудача способна научить большему, чем тысяча побед, важно, что бы в нужный момент рядом оказался человек, который поверит и поддержит, что бы рядом был учитель!

Учителя нужны ученикам. Ведь именно мы вселяем ребенку веру в успех, помогаем в трудные минуты преодолевать отчаяния, преграды. Я всегда была уверена в том, что учитель - это самая нужная и трудная профессия на земле.

Учитель… Именно учитель дарит юному созданию тот бесценный и огромный багаж знаний, без которого немыслима дорога в будущее. Именно он встречает детей у школьного порога и ведёт по дороге знаний. Учитель дает наставления и провожает детей в жизненный путь.

Я – учитель! И это нужно моим выпускникам, которые приходят в школу, звонят, пишут, а встретив на улице, еще издали здороваются.

 Они спрашивают о жизни школьной и личной, делятся своими достижениями, успехами, рассказывают о том, насколько успешны, о том, что им «автоматом» ставят «зачет» и как легко им сейчас по сравнению с другими. Они делятся своими впечатлениями с учениками, которых я учу сейчас.

Я – учитель! И это нужно родителям моих учеников. Они нуждаются в моих советах, в помощи воспитания этих славных ребятишек, которые каждое утро радостно встречают меня. Однако, хочется отметить, что настало время, когда нужно защитить учителей и школу от необоснованных обвинений, в силу того, что родители не в состоянии принять никакой критики в адрес своих чад, родители считают, что они лучше знают, как надо воспитывать, что учителя являются не лучшей категорией в обществе (пальму первенства негативного отношения родителей к школе и учителю, я думаю, нужно отдать СМИ и некоторым «звёздам» шоу-бизнеса). Сегодня проблема в школе не между учителем и учеником, а между учителями и родителями, чаще всего по признаку материальных возможностей и административных ресурсов родителей. Но если у ученика появились проблемы, то решать их нужно с родителями, выработать план действий по единому подходу к ребёнку в семье и школе.  Без доверия родителей к школе и учителю нельзя решить проблем в самой семье, в результате которых возникли проблемы у ребёнка. Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться.  Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда учитель старается дать родителям то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям), не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детей, стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания, помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей, надеется на победу добра в душе ребенка, делится накопленным педагогическим опытом.

Я – учитель! И это нужно моим коллегам-единомышленникам, для которых каждый ученик – это личность, каждый урок – это творчество. Им нужна моя поддержка, помощь, внимание и опыт. Быть всегда примером для подражания, вызывать чувство уважения и глубокой симпатии, чтобы увлечь ребёнка процессом обучения – это нелегко! Настоящий учитель должен быть универсален!

Думаю, что каждый учитель в душе чуть-чуть ребёнок! Ведь только дети могут понять друг друга. Настоящий учитель не может быть равнодушен к своим детям. Без любви и уважения к детям не может быть хорошего учителя.

Нужно помнить, что любой ученик – индивидуален, в чем – то талантлив. Он – личность! Да, личностью не рождаются, личностью становятся! Так сделай из своего ученика личность! Учи так, чтобы ученику было интересно. Веди урок так, чтобы ученики не шли на урок, а бежали. Учи так, чтобы ученики не смотрели на часы и не считали минуты до конца урока. Создай такую обстановку на уроке, чтобы учеба была не в тягость, не страшный труд и пытка ответом вызубренного без понимания текста, а свобода мысли, возможность себя реализовать. Создай ситуацию успеха для ученика, возможность дерзаний и творчества. Учи так, чтобы знания, которые он получил на твоем уроке, пригодились ему в будущем. Чтобы не стыдно было встретиться с ним, и не стыдно за того, кого ты воспитал! Задача учителя не только дать знания учащимся, но и воспитать в них гражданственность, уважение к прошлому, привить нравственные принципы. Без содружества «учитель – ученик» этот процесс не будет полным. Одной из важнейших частей педагогики является теория обучения. «Нельзя воспитывать, - говорил Л.Н. Толстой, - не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Я – учитель! И это нужно мне самой. Я не могу без этого жить. Да, это трудно. Работа учителя не из легких, но без этого скучно жить. И я рада, что у меня есть такая работа, которая окрыляет, не дает зачахнуть, стоять на месте. Работа, которая приносит удовлетворение, потому, что ученики показывают хорошие результаты на олимпиадах, конференциях, экзаменах. Так по результатам экзаменов в форме ЕГЭ процент качества знаний учеников составил: в 2003 году – 81,3%, в 2007 году – 93,1%, в 2009 году – 97,9% (если воспользоваться таблицей перевода баллов в школьные отметки за 2008 год), средний балл 58, в 2014 году – средний балл 68, что выше российского на 72%.

Я рада тому, что некоторые из моих учеников уже так же как я работают в школе, и это приносит им удовлетворение. Они с восторгом вспоминают свои школьные годы, как ходили в походы, организовали клуб бега, ездили на Бородинское поле и в другие поездки, работали в Краснодаре. Они помнят, как готовились к праздникам, работали в самоуправлении школы, проводили различные конкурсы, в том числе и для родителей. Они помнят, как рисовали газеты размером на все стену, как мастерили в классе стенку с различными шкафами и раздевалкой, как их мамы пели, вязали и однажды потеряли своих мужей, потому, что те до двенадцати ночи задержались в школе. Они рассказывают об этом уже своим ученикам и стараются их воспитать такими, какими выросли сами, добрыми, умными, интересными людьми. Они каждый раз ждут новой встречи, чтобы снова сказать мне об этом. Может ли учитель мечтать о чем-то другом, если его ждут, любят и ценят.

Я – учитель! И в этом заслуга не только моих родителей, родных и близких для меня людей, которые поддерживали меня на протяжении всего пути, но и моих Учителей. Они вложили в меня свои силы, знания, частичку своей души и сердца. На уроках я внимательно слушала, старалась не пропустить ни слова, получала хорошие оценки, мои родители получали от директора благодарственные письма за хорошее обучение и воспитание дочери, а приходя домой, я «учила кукол, играла в школу», у меня были классные журналы (тетради, расчерченные от руки). Я была учителем, ставила оценки. Как я любила ставить оценки своим «ученикам».

И вот закончена начальная школа. Я встала взрослее. Мы переехали, другая школа, новые учителя, такие добрые, такие внимательные. Они радовались моим успехам, как я сейчас радуюсь успехам своих учеников. Учителя радовались, когда я читала стихи, пела в вокально-инструментальном ансамбле, рисовала и делала витражи, бегала в керамическую мастерскую, чтобы слепить что-нибудь из глины, а потом свои работы показать на выставке. Они радовались, когда я занималась легкой атлетикой, стрельбой, играла в теннис, выступала в лыжных соревнованиях за честь школы и при этом успевала заниматься в математическом кружке и помогать тем, кто нуждался в моей помощи. Тяжело было расставаться, но Учителя были горды и радовались тому, что я поступила в единственный тогда физико-математический класс 30 школы.

Они радовались тому, что я поступила в Удмуртский государственный университет. Вместе со мной они радовались всем успехам, тому, что к ним пришла на практику, тому, что поехала в стройотряд, тому, что меня направили комиссаром на Всероссийский слет, что поступила на государственные курсы иностранных языков в Москве. Они были рады тому, что еще студенткой от УдГУ меня направили работать в школу, что я уже тогда была востребована, что директора трех школ сделали запрос по окончании университета и даже сами пришли на распределение. Они рады были тому, что когда мне предложили работу в Германии, я не уехала. Они знали, что была больна мама, что ей нужна моя помощь. Они были рады моему назначению завучем, хотя некоторые говорили, что «одного математика потеряли». Наверное, поэтому спустя несколько лет успешной работы, я не стала работать завучем, а не только потому, что мне нужно было после операции ухаживать за мамой. Проработав в должности завуча, я поняла, что «тону» не в ребячьих лучиках света, а в многотомных папках с бумагами. И вот я снова простой учитель: работаю, учу, воспитываю, творю и дерзаю! А милые и  дорогие моему сердцу учителя вместе со мной радуются успехам моих учеников, поддерживают меня в трудную минуту. Они всегда были рядом. Некоторых из них сейчас нет уже в живых, но они живы в моем сердце. Это они дали мне путевку в жизнь. Это благодаря им я стала Учителем.

«В жизни нет ничего случайного, а все, что происходит с нами, происходит в нужное время и в правильном месте…».  Не помню, кто является автором этих строк, но события мой жизни и люди, с которыми свела меня судьба, все больше убеждают меня в их точности. Многие мои коллеги пришли в школу, потому что с детства мечтали стать учителем или являются продолжателями учительской династии. Мой же путь в профессию был неожиданным для меня самой.  О профессии учителя я и не помышляла. Так сложилась моя судьба. И я об этом ничуть не жалею. Я благодарна судьбе, за такой поворот в моей жизни. Школа - это огромный, удивительный мир, расстаться с которым не так - то просто.

Я – учитель! И за плечами есть опыт. Сияющие глаза моих учеников, тетрадки, контрольные работы, экзамены… Я – учитель! И я понимаю, что научить учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества это необходимо в современном мире, в котором даже учащиеся с высоким уровнем знаний и стабильными результатами ограничены в гибкости мышления и теряются в любой новой ситуации. Для своих учеников я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет  к Собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). А иначе – зачем?

Моя работа – это моё постоянное творчество, мой прогресс и моё самовыражение. Я стараюсь прививать интерес к математике, чтобы детям нравилось решать интересные задачи, отгадывать кроссворды. Мы вместе готовим и проводим различные вечера, викторины, готовимся к олимпиадам и конкурсам по математике. Что бы быть учителем, нужно в первую очередь быть человеком!

Я всегда стремлюсь понять и услышать учеников, помочь им советом. Одна из главных моих задач - это развитие и воспитание детей грамотных, культурных, умеющих самостоятельно добывать знания. Главное, что каждый сделает свой выбор, ощутит себя настоящей личностью. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.

Достигнутые результаты не означают, что это вершины, за которыми нет дальше пути и некуда двигаться. Учитель заканчивается тогда, когда он заканчивает учиться сам. Сегодня стремительно идёт вперёд наука, совершенствуется техника, появляются новые технологии. Обучая и воспитывая детей, воспитатель просто не имеет права оставаться на обочине. Учитель должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Поэтому систематически повышаю свою квалификацию на очных и дистанционных курсах, участвую в профессиональных конкурсах и конференциях различного уровня, изучаю методическую литературу. В настоящее время, работая над темой «Методы оценки конкурентоспособности среднего общеобразовательного учреждения», заканчиваю магистратуру по направлению подготовки «Менеджмент» программы «Стратегическое управление» факультета Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

В своей педагогической практике применяю методики, основанные на традиционном обучении с элементами инновационных технологий. Чем обоснован мой выбор? Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. А инновация – это не что иное, как принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными, на мой взгляд, являются личностно-ориентированные, развивающие технологии, Интернет - технологии, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и метод проектов. Именно эти технологии, как мне кажется, самым органическим образом переплетаются и дополняют друг друга. Ведущую роль отвожу проектной технологии, Интернет - технологии и проблемному обучению. Поэтому на уроках часто использую Интернет-ресурсы, у меня много своих презентаций. А проблемы, которые ребята решают на уроках, приносят им радость, чувство удовлетворения. Элементы проектной деятельности я также включаю в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для сотрудничества в группе, познавательной деятельности.

Проекты могут быть как небольшие, так и масштабные, реализация которых осуществляется постепенно, по ходу изучения материала, а также межпредметные проекты, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования, поиска информации в Интернете. Иногда они связаны с экономической деятельностью. Поэтому неотъемлемой частью и продолжением учебной работы по предмету, является внеклассная и внеурочная деятельность. Мои ученики принимают активное участие в различных конкурсах.

Мои ученики.…Как много их было за эти годы! Такие разные девочки и мальчики. Каждый маленький человечек мечтает стать кем-нибудь в жизни. Ко всем стараюсь относиться доброжелательно, с пониманием их чувств и проблем. И, конечно, я их всех люблю. Сейчас это мои семиклассники. С каждым годом привязываюсь к ребятам все сильнее. Их удачи – мои удачи, их проблемы – мои проблемы. Уверена, что подобные чувства испытывают многие из нас! Главная моя задача как воспитателя, а таковым, по сути, является классный руководитель, сплотить ребят, помочь каждому из них стать настоящим Человеком.

Именно коллективные дела, где промах каждого сказывается на успехе в целом, учат ответственности, дружбе, взаимовыручке. «Край родниковый», «Венок дружбы», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Танцы в кино», туристический слет, конкурс снежных фигур, «Новогодняя сказка» - вот не полный перечень тех мероприятий. А командные олимпиады, когда от каждого зависит результат в целом, разве это не повод сплотиться? Какими сияющими глазами смотрят ребята на мир, когда у них все получается! Помню, как ходили на скалолазание… Как было сначала страшно, но, нет ничего невозможного…, и им покорились вершины. И что удивительно, девочки были первыми. Поэтому, когда пошли на веревочный тур, уже не было такого страха, а только восторг и желание преодолеть преграды на своем пути.

Я – учитель! И я должна помочь им преодолеть все преграды, чтобы они прочно стояли на своих ногах, уверенно глядя в будущее. Быть настоящим учителем – это огромный талант. Именно учитель должен передать свой опыт, свои знания детям. Мне так хочется, чтобы наше будущее поколение добилось успеха, чтобы оно нашло своё место в этом неспокойном и сложном мире, чтобы каждый стал человеком активной жизненной позиции, любящего жизнь, уважающего людей, постоянно заботящегося о близких, безумно благодарного своим родителям за данное им право на жизнь.

Сегодняшняя эпоха многие ценности пересмотрела и изменила. Традиционное стало не привлекательным, идеалы прошлого – кажутся смешными и наивными. Моральные ценности, передававшиеся из поколения в поколение, попраны. То, о чем говорится и то, что происходит, не всегда соответствует на деле. Но общество хочет видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, креативно мылящих, инициативных, находчивых, активных, самостоятельных и готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним, которые прописаны ФГОС. И именно учитель должен указать им верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги.

 «И каждый час, и каждую минуту о чьих - то судьбах вечная забота. Кусочек сердца отдавать кому - то - такая, брат, у нас с тобой работа», - поётся в одной из песен. Миропонимание и мировосприятие педагога, его активная жизненная позиция помогает ученику самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их ожидания. Каждое слово, каждый жест и вздох тут же взвешиваются каждой парой глаз…

Я – учитель! Выходит так нужно! Нужно тем, кто со мною рядом, нужно мне самой и нужно моей стране!

Эссе «Я – учитель»Страница