Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя биологии МБОУ «БольшеазясьскаяСОШ»
Сидоркиной Веры Николаевны
«Современный урок биологии в системе инновационного подхода к образованию»
Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального
богатства, кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
1. Актуальность и перспективность опыта.
Образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.
Для решения задач в системе инновационного подхода к образованию особое место принадлежит современному уроку. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
2. Условия формирования опыта.
Идти в ногу со временем невозможно без трудолюбия. Эту черту характера во мне сформировали мои родители.
Быть ближе к современности у меня сложилось со времени учёбы, с которой у меня получалось всё на «отлично». Двигать свои мысли вперед – это, безусловно, заслуга моих преподавателей, о которых я постоянно вспоминаю. После окончания ВУЗа в 1976 году я начала работу в школе, где училась и моими наставниками стали мои учителя. И вот уже 38 лет я работаю в своей любимой школе. Поэтому все свои силы и знания я отдаю воспитанию и обучению детей жителей своего родного края. Работая организатором внеклассной и внешкольной работы, завучем по учебной работе стремилась поставить работу так, чтобы в школе не было второгодников и правонарушителей.
Без методической литературы педагогу просто не обойтись. На протяжении всех лет выписываю научно-методический журнал «Биология в школе». Курсы повышения квалификации сыграли важную роль в моей жизни, это: в МРИО г.о. Саранск, МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Москва.
Опытом своей работы делюсь с учителями района. В декабре 2013 года в рамках муниципального семинара «Современные требования к уроку биологии» я выступила с творческим отчётом. С использованием технологии исследовательского метода и ИКТ был проведён урок-лекция на тему «Строение эукариотической клетки» и общешкольное внеклассное мероприятие «Берегите родную природу». Оно подвело итог деятельности учащихся, посвящённой Году охраны окружающей среды. Урок я разрабатывала по собственной методике, рассказала о своей работе. Неоднократно выступала на августовских секционных занятиях учителей района с докладами. В 2013 году выступила с докладом «Современный урок биологии, какой он?». В 2014 году с докладом «Компьютерные технологии на уроках биологии, делилась опытом работы по указанным вопросам.
В настоящее время являюсь руководителем методического объединения учителей естественно-математического цикла в школе. Работа осуществляется в соответствии с планом. Считаю, что проводимая методическая работа способствует совершенствованию педагогического мастерства учительского состава. Все учителя методического объединения используют в своей работе компьютерные технологии для совершенствования знаний учащихся, а также контроля знаний и умений.
3. Теоретическая база опыта.
В своей работе использую учебники линии Н.И. Сонина, они соответствуют требованиям, предъявляемым к современной учебной литературе, позволяют достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Линия Н.И. Сонина
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс.
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс.
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс.
В 10-11 классах использую учебник под редакцией А.А. Каменского. Он посвящён проблемам общей биологии.
Также использую методические пособия, содержащие примерные тематические и поурочные планирования и подробные поурочные рекомендации: «Живой организм. 6 класс. Методическое пособие» (авторы: З.А. Томанова, В.И. Сивоглазов); «Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие» (авторы: А.В. Марина, В.И. Сивоглазов); «Человек. 8 класс. Методическое пособие» (авторы: Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов); «Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие» (авторы: О.Г. Петрова, В.И. Сивоглазов).
Ко всем комплектам имеются рабочие тетради. Все рабочие тетради дополнены тестовыми заданиями, составленными в полном соответствии с заданиями единого государственного экзамена. Работа с тетрадями помогает ученикам лучше усвоить содержание курса и подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Использую сайт www.drofa.ru/
Также теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих элементы компьютерных технологий. В частности, в Республике Мордовия проведен ряд научно-практических конференций по использованию информационных технологий в образовании, опубликовано большое количество методических указаний в помощь учителям:
– Информационные технологии в образовании: Материалы науч.-практич. конференции / Ред. Т.П. Лунина, Л.Н. Горбунова. – Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004.
– Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования: Материалы межрегиональной науч.-практич. конф. / Ред. Т.П. Лунина, Л.Н. Горбунова, Г.А. Костерина, Н.Н. Пивкина, С.И. Карпов. –Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005.
– Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал / Сост.: Т.П. Лунина, Л.Н. Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005.
В своей работе я использую готовые программные продукты: «Большую энциклопедию Кирилла и Мифодия», интернет-ресурсы (коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, видео-уроки http://interneturok.ru/ru ), текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
4. Технология опыта.
Моя методическая проблема «Совершенствование форм и методов преподавания биологии и химии» с 2010 года. Работу осуществляю по базисному плану и Программам курса биологии: автор Н.И. Сонин, в 10 классе А.А. Каменский.
Побудить учащихся к активации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные формы организации урока. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Мною проводятся нестандартные формы урока, такие, как урок-исследование, урок-зачёт, семинарские занятия, урок-игра, уроки с использованием ИКТ.
С целью обмена опытом по линии МО учителей естественно-математического цикла школы были проведены:
- в 2010 году урок-семинар в 9 классе на тему «Экологические факторы среды»;
- в 2011 году урок-игра «Царства Прокариоты. Грибы. Растения» в 7 классе;
- в 2012 году урок-соревнование в 6 классе;
- в 2013 году урок-путешествие «Витамины – чудесные вещества» в 8 классе;
- в 2013 году районный семинар учителей биологии;
- в 2014 году урок-конференция по классу «Млекопитающие».
В качестве методов, контролирующих ЗУН учащихся, использую контрольные работы, тесты, занимательные вопросы и др.
На уроках биологии большое внимание уделяю эксперименту, как демонстрационному, так и в виде лабораторных и практических работ, использованию наглядных пособий. Практическая часть программы ежегодно выполняется на 100%. Занятия проводятся в кабинете биологии, где накоплен большой материал творческих работ учащихся.
Для развития познавательного интереса у учащихся проводится внеклассная работа. Проведены:
- Экологический спектакль «День Земли»;
- праздник «День птиц»;
- развлекательное мероприятие «осенний бал» с участием королевы и короля бала;
- итоговое общешкольное мероприятие, посвящённое Году охраны окружающей среды;
- интеллектуальная игра «Знай и люби свой край».
С 2010-2015 гг. ребята активно участвуют во всероссийском конкурсе-игре по естествознанию «ЧиП».
Ежегодно в школе работает биологический кружок «Юный биолог». В 2013-2014 учебном году с учащимися 8-9 классов, в 2014-2015 учебном году с учащимися 9-10 классов.
С интересом для учащихся в школе проходит предметная неделя. В этот период старшеклассники знакомят учащихся младших классов с достижениями биологии, выступают с докладами, проводят внеклассные мероприятия.
В урочной и внеурочной работе используются информационно-коммуникационные технологии. С использованием ИКТ ведется подготовка одарённых детей к предметным олимпиадам. Работа с одарёнными детьми проводится в соответствии с планом, куда включены занятия с библиотечным фондом, энциклопедиями.
На основе проектно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов я участвовала в профессиональном конкурсе «Я исследую мир» и представила на сайт «Образование» методическую разработку «Встреча зимующих птиц» в 2013 году. В 2010 году участвовала в Республиканском профессиональном конкурсе «Новое в образовании» с авторской программой натуралистического кружка «Школа юннатов. Твой огород» и была награждена грамотой Мордовской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки.
Вся работа учителя направлена на приобретение учащимися хороших знаний, которые они показывают на предметных олимпиадах и конкурсах, при сдаче ГИА и для приобретения будущей профессии.
5. Анализ результативности опыта.
1) положительная динамика результатов по предмету;
2) успешная сдача ГИА по биологии;
3) участие и победы в олимпиадах;
4) повышение мотивации обучения биологии, следствием чего является большое количество выпускников, поступивших в медицинский институт МГУ им. Н.П. Огарева (1 ученик), биологический факультет МГУ им. Н.П. Огарева (4 ученика) и другие заведения;
9) участие педагога в профессиональных конкурсах различного уровня.
Результаты внеурочной деятельности представлены в таблице:
Название мероприятия | Год | Ф.И. ученика | Класс | Результат | |
Республиканский уровень | |||||
Республиканский конкурс «Наше будущее», посвящённый Году охраны окружающей среды, Номинация «Демотиватор» | 2013 | Пивкина Евгения, Филиппова Надежда | 9 | Лауреаты | |
Муниципальный уровень | |||||
Муниципальный этап предметных олимпиад (биология) | 2011 | Капаев Иван | 9 | Призёр | |
Муниципальный этап предметных олимпиад (биология) | 2013 | Филиппова Надя | 8 | Призёр | |
Муниципальный этап предметных олимпиад (биология) | 2014 | Сидоркина Ирина | 8 | Призёр | |
Муниципальный этап предметных олимпиад (биология) | 2015 | Филиппова Надя | 10 | Призёр | |
Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «ЧиП» | |||||
Год | Ф.И.ученика | Результат | |||
2010 | Поляков Александр | 3 место в районе | |||
2011 | Капаев Иван | 1 место в районе | |||
2011 | Леонтьева Ирина | 3 место в районе | |||
2012 | Поляков Александр | 3 место в районе | |||
2013 | Филиппова Надежда | 1 место в районе | |||
2014 | Филиппова Надежда | 1 место в районе |
Имеется электронный банк данных (рабочие программы, тесты, презентации и др.).
6. Трудоёмкость опыта.
Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам.
7. Адресность опыта.
Опыт может быть использован на уроках биологии учителями предметниками средних школ в общеобразовательных классах, а также на кружковых занятиях и во внеклассной работе.
8. Наглядные приложения.
Опыт моей работы представлен на Интернет-ресурсах:
- Личный сайт: http://nsportal.ru/sidorkina-vera-nicolaevna