Дисграфия у младших школьников.
Дисграфия у младших школьников. Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия? Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно. При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.
Виды дисграфии:
Причины дисграфии. Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики, до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям. Как устранить дисграфию и возможно ли это? При определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.
Дислексия. Что это такое? Виды и признаки. В начальной школе родители и педагоги замечают, что ребенок затрудняется с чтением: допускает ошибки, не понимает прочитанного и избегает книг. Это может быть признаком дислексии. Что такое дислексия и как узнать, что ребенок дислексик? Дислексия — это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением. Особенно трудно такому ребенку воспринимать слова, значения которых он не знает, то есть не имеет в памяти образа, такими словами могут быть, в частности, предлоги: "через", "над", "под". При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).
Диктант ребенка, страдающего дисграфией. Дислексия и дисграфия — нарушения, часто идущие вместе. В чем проявляется дислексия? Нарушение способности чтения связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения. Дети читают медленно, по буквам или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Все это приводит к тому, что текст зачастую остается непонятным для ребенка. Некоторые дети, доведя до совершенства технику чтения, могут не понимать прочитанное и ответить на вопросы по тексту. Виды дислексии
Последствия дислексии. Ребенок с дислексией может испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью понимания текста, затратой на чтение большого количества времени, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе. Поскольку дислексики мало читают, у них может быть маленький словарный запас. Дислексикам, также свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией, заниженная самооценка. Как выбрать правильную методику коррекции дислексии? Дислексия как избирательное нарушение способности чтения поддается коррекции. С детьми, страдающими дислексией, должен работать специалист — логопед, однако нужно точно диагностировать проблему, определить ее тип и только потом выбирать методы работы. Зависимость от типа проблемы. Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методы коррекции. Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей. Диагностика дислексии у ребенка. При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам. Коррекция дислексии. Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет. Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания. |
Логопедический массаж у людей с дизартрией
С каждым годом количество тяжелых нарушений речи у детей возрастает. Для успешной коррекции необходим комплексный подход. В него входит помощь разных специалистов и для облегчения их работы используют специальные процедуры. Логомассаж при дизартрии помогает снимать повышенный тонус мышц и это облегчает процесс постановки звуков. Конкретные методики и комплексы формируются индивидуально, в зависимости от диагноза.
Логопедический массаж у людей с дизартрией С каждым годом количество тяжелых нарушений речи у детей возрастает. Для успешной коррекции необходим комплексный подход. В него входит помощь разных специалистов и для облегчения их работы используют специальные процедуры. Логомассаж при дизартрии помогает снимать повышенный тонус мышц и это облегчает процесс постановки звуков. Конкретные методики и комплексы формируются индивидуально, в зависимости от диагноза.
Показания к логопедическому массажу
В первую очередь он необходим тем, у кого есть проблемы с тонусом мышц. Ребенку тяжело произносить звуки, у него повышенное слюноотделение или парез – все это требует проведения массажа. Ринолалия возникает при таких врожденных дефектах, как расщелины губы, десны и неба. После операции массаж позволяет предупредить появление рубцов.
Периодичность сеансов и их длительность подбирают под конкретного ребенка. Основные виды воздействия – это растирание, разминание, поглаживание. Они не должны причинять боль.
Противопоказания
Перед каждым сеансом логопед проверяет состояние ребенка. У него не должно быть никаких простудных болезней и плохого самочувствия,фурункулы, бородавки, грибок. Нельзя проводить сеанс при стоматите и кариесе. Если плачет, кричит и вырывается, то сеанс прекращают.