Диагностика индивидуального развития обучающихся
Диагностико-аналитическая деятельность воспитателя как средство оценки результативности педагогического воздействия на воспитанников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 "Звёздочка" г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Аналитическая справка
по результатам диагностики педагогического процесса
в старшей группе
2023-2024 учебный год
Диагностируемых детей в начале года- 21, в конце года- 21
Мальчиков-13 детей
Девочек-8 детей.
Из них в школу уходят 4 воспитанников.
Цель педагогической диагностики : Педагогическая диагностика проводилась с целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении в 2023 – 2024 учебном году.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Частота проведения диагностики : 2 раза в год (сентябрь, май).
Методы диагностики : регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.
Методическое сопровождение : «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 5-6 лет в группе детского сада». Автор-составитель Н. В. Верещагина.
Критерии диагностики :
низкий уровень (1 балл) - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
низко – средний уровень (2 балла) - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
средний уровень (3 балла) - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
средне – высокий уровень (4 балла) - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки
высокий уровень (5 баллов) - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Разделы диагностики педагогического процесса :
1. Познавательное развитие.
2. Социально – коммуникативное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественное - эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.
В работе с детьми использовались следующие технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии;
2. Информационно-коммуникационные технологии;
3. Личностно-ориентированные технологии;
4. Игровые технологии.
Анализ диагностики образовательного процесса позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок усвоения образовательных областей: ниже.
______________________________
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие».
Анализ мониторинга на конец года показал, что дети успешно усвоили нормы и ценности принятые в обществе, знают правила поведения в общественных местах, транспорте, в общении с взрослыми и сверстниками, хорошо освоены навыки дежурства по столовой и уголке природы. Имеют предпочтения в игре, выборе видов труда и творчестве. Проявляют интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно - ролевые игры; предполагают варианты развития сюжета, выдерживают принятую роль. Однако дети испытывают затруднения в нравственной оценке поступков, с трудом выражают эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики из-за недостаточного словарного запаса.
Вывод: необходимо в подготовительной группе продолжить обучать эмоционально откликаться на переживание близких взрослых, детей, персонажей сказок, мультфильмов и кукольных спектаклей, рассказов. Также проводить коммуникативные игры с речевым содержанием. Запланированы мероприятия взаимодействия с родителями о нравственном поведении и социальным нормам.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Анализ мониторинга показал, что работа в течении года направленная на развитие любознательности и познавательной мотивации, была продуктивной. Дети называют виды транспорта, инструменты, бытовую технику. Определяют и сопоставляют свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы. Достаточно владеют знаниями по разделу «Моя малая Родина». Большинство детей знает герб, флаг, гимн России; называют столицу; имеют представление о родном крае, его достопримечательностях. Также дети хорошо освоили сенсорные эталоны, различают и называют геометрические фигуры, правильно пользуются порядковым счётом. Однако необходимо обратить внимание на расположение предметов на плоскости, недостаточно хорошо ориентируются в пространстве (на себе, на другом человеке).
Вывод: необходимо в подготовительной группе продолжить работу с детьми по ориентированию в пространстве, с помощью дидактических игр, логических заданий, подвижных игр. Также будут проведены различные формы взаимодействия с детьми по развитию интереса к экспериментированию, к стремлению самостоятельного исследования объектов природы, предметов.
Образовательная область «Речевое развитие»
Анализ мониторинга показал, что дети умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения. Дети умеют подбирать синонимы, к существительному прилагательные. Словарный запас соответствует возрасту детей. Вырос интерес к слушанию литературных произведений. Имеют предпочтения в литературных произведениях. Называют некоторых писателей. Однако не все дети овладели умением определять место звука в слове. Находить слова с заданным звуком. Не достаточно владеют описательным рассказом, составление повествовательного рассказа из личного опыта.
Вывод: продолжать учить детей составлению творческих рассказов. Будет проводиться индивидуальная, групповая и подгрупповая работа по развитию активного словаря, связной речи. Развить речевое словотворчество.
Образовательная область
«Художественно - эстетическое развитие».
Анализ мониторинга показал, что дети способны конструировать по собственному замыслу, используют простые схематические изображения, чертежи. Умеют создавать коллективные и индивидуальные рисунки, самостоятельно определяют замысел, выбирают изобразительные техники, планируют свою деятельность, умеют создавать работы по мотивам прикладного искусства. Научились владению правилами работы с ножницами. Умеют выполнять танцевальные движения, могут ритмично двигаться по характеру музыки. Однако не все дети различают жанры музыкальных произведений, затрудняются игре на детских музыкальных инструментах.
Вывод: планируем продолжить работу совместно с музыкальным руководителем по созданию репертуара музыкальных произведений для подготовительной группы, индивидуально обучать детей игре на музыкальных инструментах.
Образовательная область «Физическое развитие»
Анализ мониторинга показал, что у детей хорошо сформированы навыки самообслуживания и личной гигиены. Умеют быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в шкафчиках. Владеют знаниями о важных и вредных факторах для здоровья. Стали уверенно и активно выполнять упражнения, проявлять интерес к физическим упражнениям с различным спортивным инвентарём. Умеют лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать через скакалку, метать предметы правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную цель, отбивают и ловят мяч. Однако у детей вызывает затруднение перестроение в колонну по трое, четверо, равняться и размыкаться.
Вывод: необходимо продолжить совместную работу с инструктором по физической культуре в обучении детей перестроению в колонну по трое, четверо, учить равняться и размыкаться.
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам диагностики педагогического процесса
в подготовительной к школе группе
2023-2024 учебный год
Характеристика группы.
Диагностируемых детей в начале года – 11, в конце года - 10
Из них 5 мальчиков и 6 девочек.
Количество не диагностируемых детей: 2 (в конце года - 3)
Цель мониторинга:
- определение уровня усвоения детьми подготовительной группы образовательной программы ДОУ на конец учебного года;
- сравнительный анализ усвоения детьми группы образовательной программы ДОУ;
Статус мониторинга:
2023-2024 учебный год;
Задачи мониторинга:
- определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;
- определить уровень усвоения программного материала по группе в целом (по сравнению с началом годом/конец года);
Методы диагностики:
- наблюдение;
- игровые упражнения;
- индивидуальная беседа;
- тестовые задания;
- беседа с родителями с учетом анкетирования.
Методическое сопровождение : «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 6-7 лет в группе детского сада». Автор-составитель Н. В. Верещагина.
Критерии диагностики :
низкий уровень (1 балл) - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
низко – средний уровень (2 балла) - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
средний уровень (3 балла) - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
средне – высокий уровень (4 балла) - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки
высокий уровень (5 баллов) - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
При обследовании были использованы таблицы диагностики педагогического процесса, разработанные Н.В. Верещагиной в соответствии с ФГОС.
Обследование проводилось по пяти образовательным областям:
физическое развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
социально – коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Образовательная область Физическое развитие
Вывод: на конец учебного года дети подготовительной группы умеют выполнять основные физические упражнения, умеют правильно прыгать с места, метать мяч, стали выносливее, ловкими и гибкими.
Рекомендации: занятия с детьми физкультурой и спортом.
Образовательная область Познавательное развитие
Вывод: на конец учебного года уровень знаний детей повысился.
Дети к концу года принимают заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым. В речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы. Проявляют интерес в быту и организованной деятельности. С помощью взрослого отражают свой практический опыт. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей, место их работы. Знают о своей стране, о своем родном крае. Называют птиц, животных, насекомых. Имеют представления о космосе. По результатам за учебный год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Рекомендации: порекомендовать родителям, побольше читать детям энциклопедическую и познавательную литературу, играть с детьми в дидактические и настольные игры, способствовать к формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, фантазию ,воображение и мыслительную деятельность. Предоставить детям познавательный материал для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество
Образовательная область Речевое развитие
Вывод: Программный материал в данной образовательной области усвоен на среднем и высоком уровне.
К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков детей подготовительной группы достиг хороших результатов: они готовы к обучению в школе. Дети употребляют в речи прилагательные, антонимы, синонимы и обобщающие слова. Большая часть детей данной группы различают понятия – звук, слог, слово. Составляют слова из слогов, определяют количество слогов в слове, многие дети умеют читать. Находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове, составляют звуковой анализ слова. Составляют предложения и их схемы. Благодаря совместной работы воспитателей и учителя-логопеда, дети стали хорошо произносить звуки, речь отчетлива. Хорошо понимают прочитанное. Развернуто отвечают на вопросы по содержанию. Пересказывают индивидуально и коллективно, драматизируют небольшие литературные произведения. Составляют описательные рассказы о предмете или картине. Имеют предпочтения в литературных произведениях, знают и называют некоторых писателей, поэтов и их произведения. Выразительно, связно и последовательно рассказывают небольшую сказку, с удовольствием могут выучить стихотворение, многие стихотворения знают.
Рекомендации: Необходимо провести консультацию для родителей по закреплению правильного произношения звуков речи и общих знаний по развитию речи, для дальнейшего успешного обучения в школе.
Образовательная область Социально – коммуникативное развитие
Вывод: Программный материал в данной образовательной области усвоен на среднем и высоком уровне
К концу учебного года, дети понимают важность нравственного поведения, дают оценку своим и чужим поступкам, действиям. Внимательно слушают и слышат взрослого. Интересуются проблемами группы, социального характера, сочувствуют героям произведения, могут высказать свои мысли, свои эмоции по прочитанному, используя развернутую речь, поддерживают тему разговора. Имеют четкие информативные представления об эмоциях и чувствах. Адекватно реагируют на эмоциональное состояние другого человека, сопереживают, стремятся поддержать и содействовать, помогают друг другу. С интересов участвуют в различных проектах, мероприятиях группы, проявляют инициативу. Имеют интерес к различным видам трудовой деятельности. Активно проявляют интерес к дежурству, особенно по столовой, убирают за собой игрушки. Следят за опрятностью своего внешнего вида, самостоятельны в выполнении гигиенических процедур. У детей данной группы к концу года сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома и на улице.
Рекомендации: провести консультацию для родителей по закреплению проблем, связанных с решением социально- нравственно значимых вопросов. Необходимо родителям продолжать уделять внимание формированию у детей культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно, продолжать прививать правила элементарной вежливости, правила поведения в общественных местах, на транспорте, ПДД.
Образовательная область Художественно – эстетическое развитие
Вывод: на конец учебного года, программный материал в данной области усвоен детьми на хорошем уровне.
Дети к концу года могут в правильной последовательности выполнять работу, создавать несложные сюжетные композиции изображения по мотивам народных игрушек. Практически все воспитанники могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе, могут назвать основные виды декоративно - прикладного творчества. Создают индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания. У всех воспитанников достаточно развит навык лепки объемного образа и все дети до конца и аккуратно выполняют плоскую лепку. Большинство детей правильно пользуются ножницами, могут вырезать по извилистой линии, по кругу, бумагу, сложенную вдвое, убирать свое рабочее место.
Рекомендации: порекомендовать родителям продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации. Рисовать, лепить, делать аппликацию вместе с ребенком, способствовать развитию мелкой моторики. Приобрести альбомы для раскрашивания, красивые виды цветной бумаги и пластилина, для самостоятельной творческой активности детей.
Выводы: Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют достаточном уровне освоения образовательной программы.
Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики:
Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого.
Сводная таблица результатов мониторинга
на начало и конец учебного года в подготовительной группе (6-7 лет)
Направления развития | Уровни усвоения | ||
НГ % | КГ % | ||
Физическое развитие | Выше нормы Норма Ниже нормы | 0 45 55 | 40 50 10 |
Речевое развитие | Выше нормы Норма Ниже нормы | 0 27 73 | 30 60 10 |
Познавательное развитие | Выше нормы Норма Ниже нормы | 0 36 64 | 30 70 0 |
Художественно-эстетическое развитие | Выше нормы Норма Ниже нормы | 0 0 100 | 10 90 0 |
Социально-коммуникативное развитие | Выше нормы Норма Ниже нормы | 9 45 46 | 40 60 0 |
Начало учебного года:
Конец учебного года;