ЗОЖ
Программа «Здоровье»
классного руководителя Митрофанофой А.Ф.
Актуальность.
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
К сожалению, Россия на сегодняшний день столкнулась с такими явлениями, как юношеский алкоголизм, табакокурение, наркомания. Характерной чертой современной молодёжи становятся пассивность, неуверенность в завтрашнем дне, страх за своё будущее, снижение самооценки, пессимизм, отрицание норм морали. Где искать поддержку? Конечно же у взрослых.
Но и старшее поколение отнюдь не готово оказывать моральную поддержку и оказывать эффективные воспитательные воздействия на молодёжь, так как они не всегда сами могут адаптироваться в изменившихся условиях.
В настоящие время как никогда актуальной становится проблема сохранения и укрепления здоровья с детства. И значительную помощь ученикам в решении этой нелёгкой задачи должна оказывать школа. Но силами только учительского коллектива её решить невозможно. Необходима помощь и желание нас самих – учащихся школы и наших родителей.
Я достаточно хорошо знаю своих ребят, их родителей, окружение ровесниками вне школьных стен. К сожалению, в каникулярное время приезжие из города подростки, оказывают нежелательное влияние на сельских ребят.
Считаю, что для достижения действительного эффекта необходимо объединить усилия учащихся, педагогов, родителей, фельдшера, участкового инспектора ОВД.
Моя программа «Здоровье».
ЦЕЛЬ:
Поиск наиболее оптимальных для нашего социума средств по формированию ЗОЖ, борьбы с вредными привычками.
Исходя из поставленной цели, определила основные задачи и направления совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, фельдшера и работников правоохранительных органов по реализации программы.
ЗАДАЧИ:
- Пропаганда преимуществ здорового и безопасного образа жизни.
- Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, кружках.
- Формирование у учащихся устойчиво- негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам.
- Организация творческого и оздоровительного досуга учащихся.
- Овладение учащимися эффективными способами психологической защиты от негативных воздействий окружающей среды.
- Поиск новых форм работы с учащимися, родителями, медиком.
План реализации программы 2015 - 2016 учебный год
7 класс
Дата проведения | Содержание работы |
Сентябрь | Запись в кружки, секции. Заполнение листа здоровья. Выявление учащихся, имеющих вредные привычки, склонных к правонарушению. Организация питания. Беседа «Безопасный путь домой». Участие в конкурсе плакатов «Предупреждение пожаров» 02-18.09. Беседа «О правилах поведения на остановках, в общественном транспорте и на дорогах». Месячник работы по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма. «Внимание – дети!» 01-30.09. Кл. час «Готов к труду и обороне». Общешкольный турнир по мини-футболу. Беседа «О правилах поведения во время проведения общешкольных мероприятий». Интернет-консультация «Режим ребенка». 07-11.09 - участие в Акции «Здоровье - твое богатство» - кл.час. 11.09. Беседа о правилах пожарной безопасности и поведении при пожарах. Беседа о поведении в ЧС, ТБ дома и в школе. Встреча с участковым фельдшером «Отвечу на все ваши вопросы…» 16.09. Занятие по ПДД «Правила дорожного движения и их история». Всемирный день туризма. «Туристическая викторина» 28.09. Классный час, посвящённый Международному дню охраны озонового слоя. 16.09.
|
Октябрь | Выявление одаренных детей». ППБ. Занятие по теме «Как правильно тушить пожар». ЗОЖ Анатомические и физиологические аспекты курения - беседа. Кл.час «Мой первый друг, мой друг бесценный» 23.10.Дружеский турнир по шахматам. Занятие по ПДД «Причины ДТП. Скрытые опасности на дорогах. «Дорожные ловушки». Инструктаж по ПДД во время осенних каникул. Правила поведения на улице и дома в каникулярное время. Анкетирование. Мое отношение к ПАВ, вредные привычки. Индивидуальные беседы по формированию целесообразного расходования времени на учебу и отдых. |
Ноябрь | Беседа «О профилактике ОРВИ». Беседа и анкетирование «Моё отношение к моему здоровью». Подготовка и защита презентации: «Физиологические последствия курения». Техника безопасности во время экскурсий, походов, трудовых десантов. Правила поведения на улице и дома в каникулярное время. Всемирный день памяти жертв ДТП – 18.11 Беседа «Внимание! Гололед». Классный час «Чистота – залог здоровья». Международный день отказа от курения (выступление волонтёров) – 20.11 Занятие по ПДД «Общие положения, основные понятия и термины, принятые в ПДД». Рейд «Подросток» - занятость учащихся во время каникул. Тест
|
Декабрь | Беседа «День здоровой семьи». Беседа «Грипп: как защитить себя и других». Беседа «Мы и компьютер». Конкурс рисунков и плакатов «В здоровом теле – здоровый дух». Кл.час «Мы выбираем жизнь!» (профилактика суицида). Рождественский турнир по пионерболу. Правила пользования пиротехникой во время новогодних праздников. Беседа «Как вылечить простуду без лекарств. Занятие по ПДД «Дорога, элементы дороги. Перекрестки». Инструктаж по ПДД во время зимних каникул. 24.12.Лыжный кросс. |
Январь | Предупреждение травматизма на улице, на катке. Месячник оборонно-массовой спортивной работы. Ролевая игра "Самоуважение и самоутверждение". Шахматный турнир18-21.01. Занятие по ПДД «Знаки для пешеходов и водителей». Беседа о правилах пожарной безопасности и поведении при пожарах». Соревнования по подвижным играм.25-29.01. Экскурсия на лыжах в лес. |
Февраль | День защитника Отечества. Спортивный праздник. Родительское собрание «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние подростка» |
Март | 01.03. Международный день борьбы с наркоманией (тренинг «Наркотики или ЗОЖ»). Беседа и анкетирование «Наркомания – беда одной семьи или социальное зло. Первенство школы по мини-футболу. Соревнования по настольному теннису.14.03. Занятие по ПДД «Правила дорожного движения для велосипедистов». Инструктаж по ПДД во время весенних каникул. Всемирный день ГО – 01.03. |
Апрель | Футбольный турнир в рамках декады, посвящённой «Всемирному дню Здоровья». Всемирный день здоровья. Школьный конкурс детских рисунков «Если хочешь быть здоров, спортом занимайся!» 07.04. Спортивный праздник в рамках декады, посвященной «Всемирному дню Здоровья», Занятие по ПДД «Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм). Диагностика. Состояние здоровья и самочувствие. Родительское собрание «За здоровый образ жизни». |
Май | Диагностика уровня сформированности классного коллектива. Диагностика уровня воспитанности. Состояние индивидуальных карт ребенка, карт здоровья. Легкоатлетическая эстафета, посвящённая 71-годовщине Победы в ВОВ. Акция «Внимание, дети!» Поход по местам боевой славы. Практическое занятие анятие по ПДД «Игра – путешествие «Волшебный автобус». Техника безопасности во время экскурсий, походов, трудовых десантов. Правила поведения на улице и дома в каникулярное время. |
В течение года | Индивидуальная работа с трудными подростками. Постоянно действующая выставка книг по антиникотиновой пропаганде. Беседы, лекции по формированию здорового образа жизни. Рейды в неблагополучные семьи и семьи с трудными подростками. Выпуск ежемесячной газеты «Школьный вестник». Семейное и индивидуальное консультирование. |
Результаты, ожидаемые от внедрения программы:
- Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- Улучшение состояния здоровья школьников, повышение качества их знаний.
- Подростки приобретут знания о негативном воздействии наркотиков, табака и алкоголя.
- Более высокая занятость детей спортом, работой кружков.
- Сокращение количества детей «группы риска».
- Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья и здорового образа жизни
- Взрослые включатся в совместную деятельность с нами, и мы сможем значительно расширить информационное и деловое пространство здорового образа жизни. Многие подростки выберут для себя жизнь без вредных привычек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гимнастика для улучшения слуха.
Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:
1.Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
2.Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
3.Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
4.Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
5.Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
6.Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
7.Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
8.Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
Предварительный просмотр:
Гимнастика для ума
Делайте зарядку не только для тела, но и для мозга, лучше всего совместите упражнения. Подпрыгивая и нагибаясь:
- как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до одного;
- произнесите алфавит, придумывая на каждую букву трудное слово;
- выберите одну букву алфавита и произнесите 20 слов, начинающихся с неё, упражнение постепенно усложняйте;
- как можно быстрее произнесите 20 мужских имен, нумеруя их;
- то же самое проделайте с женскими именами;
- составьте список слов, меняющих свое значение с приставлением какой-то части.
Например:
Приставка "пере-" изменяет смысл слов: бой, вал, ставка ворот и т.д. Продолжите ряд или придумайте свой.
Постепенно усложняйте, придумывайте новые игры.
Гимнастика для развития словесного мышления
Составьте синонимический минимум из 5 слов.
Назовите несколько метафорических выражений и объясните их смысл.
Назовите несколько пословиц и объясните их смысл.
Составьте пары слов на основе аналогии "разлука: тоска", "телефон: набирать номер", "высокий: низкий", "большой: огромный", "замок: замок", "пальцы: персты" и т.д.
Быстро назовите однокоренные слова к выбранному вами слову, постарайтесь использовать как можно больше.
Предварительный просмотр:
Динамические паузы
Подборка комплексов упражнений, которые можно использовать в качестве динамических пауз на уроках
Упражнения на разминку суставов рук и ног.
***Плечевого – круговые вращательные движения плечами (руки на плечах) вперед и назад.
***Локтевого – сгибание и разгибание рук в локтевом суставе.
***Лучезапястного — круговые вращательные движения кистями рук вперед и назад.
***Тазобедренного – круговые вращательные движения тазовым поясом вправо и влево.
***Коленного – приседания или полуприседания.
***Голеностопного – потягивания на носках.
Гимнастика для глаз.
***Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
***Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
***Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
***Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.
***Рисование носом.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т. д.
***Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.
***Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением.
Комплекс упражнений для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4 – 5 раз.
7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
Гимнастика для улучшения слуха.
***Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Уши должны стать тёплыми.
***Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обоих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
***Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
***Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
***Начинаем несильно дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
***Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
***Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
***Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
Комплекс упражнений на разные группы мышц, на разминку разных частей тела.
***Встать из-за парт.
***Разминаем спину. Высоко-высоко вверх поднять руки, дотянуться кончиками пальцев «до потолка». Повторить несколько раз.
***Вытянуть хорошенько спинки. Теперь наклониться вниз и дотянуться кончиками пальцев до носков ботинок.
***Разминаем шею.
Руки на пояс, повороты головы от одного плеча к другому. Постараться коснуться подбородком и правого, и левого плеча.
***Разминаем колени и тазобедренные суставы.
Дети выстраиваются в шеренгу друг за другом в проходах между партами. Тот, кто стоит сзади кладет руки на плечи тому, кто стоит спереди. Самый первый ставит руки на пояс. Высоко поднимая ноги в коленях дети делают несколько шагов в сторону доски и обратно. Повторяют несколько раз.
***Все возвращаются за парты.
***Потрем ладошки одну об другую. Сильно, быстро. Так, чтобы они разогрелись. Разогретые ладошки приложить к ушам.
***Еще раз потереть ладошки и накрыть горячими ладошками глаза.
***Поморгать часто — часто под ладонями. Крепко зажмуриться и распахнуть глаза, убрав с глаз ладони.
***Сплести пальцы рук, пошлепать пальцами вверх-вниз по кистям и соединенными кистями рук «прогнать» волну слева – направо и справа – налево.
Упражнения общего воздействия на разные группы мышц.
1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1. Резко повернуть таз вправо. 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.
2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону. 4–6. То же в другую сторону. 7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
3. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2. Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх. 3–4. Исходное положение. 5–8. То же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
Упражнения для шейного отдела позвоночника.
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
1. Скольжение подбородком по грудине вниз.
2. «Черепаха»: наклоны головы вперёд – назад.
Наклоны головы вправо – влево.
3. «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
4. «Сова»: поворот головы вправо – влево.
5. «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для нормализации осанки.
Упражнения в ходьбе на месте.
1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.
2. Ходьба обычная, следя за осанкой.
3. Ходьба на носках, руки за головой.
4. Ходьба на пятках, руки на поясе.
5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.
Упражнения стоя.
1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое другой ногой.
2. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – 2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох, 3—4 — исходное положение — выдох.
3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1 – 2, на 3 – 4 медленно вернуться в исходное положение.
4. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
5. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
6. Соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).
7. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
8. Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в исходное положение — выдох.
9. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.
Пример физкультминутки, рекомендуемой для уроков, требующих длительного письма.
1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.
Упражнения для эмоциональной разрядки.
- нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
- улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
- устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
- отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин
Комплекс упражнений для улучшения обмена веществ.
(снимает усталость, повышает бодрость, работоспособность, дает равномерный расход энергии и способствует сгоранию избытка калорий)
Эти упражнения надо выполнять как можно чаще, напрягая разные группы мышц. Все упражнения, кроме 4-го, выполняются с частотой 30 – 40 раз в минуту, на каждое затрачивается минута, а на весь комплекс – 6 минут.
- Сесть прямо, колени вместе, под прямым углом. Пятки и носки свести. Дыхание свободное. Чуть – чуть поднимать носки поочередно с напряжением икроножных мышц, мышц стопы и пальцев.
- Положение то же. Стопы поставить на носки и с такой же частотой поднимать пятки, чуть отрывая от пола.
- Отведение и сведение пяток на 45 градусов, не отрывая носков от пола.
- Сделать на счет «раз» вдох и втянуть брюшную стенку, на счет «два» полный выдох, на счет «три – четыре» напрячь мышцы передней брюшной стенки, и задержать дыхание. Делать упражнение 10- 15 раз.
- Медленно, с напряжением всех мышц, свести лопатки и удержать их в этом положении секунды, затем расслабить и развести лопатки.
- Поочередно сжимать кисти рук с напряжением, длительностью до секунды.
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ И ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ |
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. ВАРИАНТ 1. ВАРИАНТ 2. ВАРИАНТ 3
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1 ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 2. ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 3. ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 4. ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 3. И.п.- о.с. 1 - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 - руки вверх. 3 - руки за голову. 4 - и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ: Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность, раздражают вестибулярный аппарат вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность. 1. ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 2. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках, 1-мах левой рукой назад, правой вверх - назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 2. ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК: Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение. 1. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК 2.ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК 1. И.п. - о.с. - кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний. З.ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК 4. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ: Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях. 1. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ 2. И.п. - о.с. 1-2 - присед на носках, колени врозь, руки вперед - в стороны. 3 - встать на правую, мах левой назад, руки вверх. 4 - приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5-8-то же с махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 4. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ 2. И.п. - руки в стороны. 1-2 - присед, колени вместе, руки за спину. 3 - выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний. Приложение 9 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое) КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА (ФП) - повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА 1 ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА 2 ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА 3 2. И.п. - о.с. 1 - с шагом вправо руки в стороны, ладони кверху. 2 - с поворотом туловища направо дугой кверху левую руку вправо с хлопком в ладони. 3 - выпрямиться. 4 - и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. |
Предварительный просмотр:
Анализ урока с позиции здоровьесбережения
1. Санитарно-гигиенические условия классного помещения:
- температурный режим.
- режим проветривания.
- рациональное освещение класса и доски.
- рассаживание учащихся в соответствии с мебелью.
- рациональное использование образовательного пространства класса.
- 2. Постановка здоровьесберегающих задач урока.
Мотивация учащихся на сохранение и укрепление здоровья.
3. Средняя продолжительность и частота различных видов деятельности.(норма 7-10 минут).
4. Количество и чередование методов преподавания (норма не менее трех через 10-15 минут).
5. Поза учащихся. Чередование позы в соответствии с видом деятельности. Реальная роль учителя в формировании правильной позы учащихся.
6. Содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке:
- физкультминутки.
- динамические паузы.
- минутки релаксации.
- дыхательная гимнастика.
- гимнастика для глаз.
- массаж биологически активных точек.
- работа в режиме смены зрительных горизонтов (норма 2 раза за урок на 10-15 мин., на 25-30 мин.).
7. Психологический климат на уроке:
- взаимоотношения между учителем и учениками.
- взаимоотношения между учениками.
- наличие на уроке эмоциональной разрядки.
- наличие познавательной активности, интереса.
8. Плотность урока.
(60%-80% времени урока отводится учебной деятельности).
9. Роль отметки, оценки знаний.
10. Объем домашнего задания.
11. Темп окончания урока.
12. Оценка урока учащимися. Рефлексия урока.
Предварительный просмотр:
Памятка: критерии урока с точки зрения здоровьесбережения.
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
|
| рациональный | недостаточно-рациональный | нерациональный |
1. | Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% |
2. | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3. | Средняя продолжительность различных видов деятельности | не более 10 мин. | 11-15 мин. | более 15-20 мин. |
4. | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена не позже чем 7-10 мин. | смена через 11-15 мин. | смена через 15-20 мин. |
5. | Количество видов преподавания | не менее 3-х | 2 | 1 |
6. | Чередование видов преподавания | не позже чем 10-15 мин. | через 15-20 мин. | не чередуется |
7. | Наличие эмоциональных разрядок (количество) | 2-3 | 1 | нет |
8. | Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами | с частичным соблюдением гигиенических норм | в произвольной форме |
9. | Чередование позы | поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем |
10. | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | на 20-35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений 3-4 повторениями каждого | 1 физкультминутка с неправильным содержанием и продолжительностью | отсутствует |
11. | Психологический климат | преобладают положительные эмоции | имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | преобладают отрицательные эмоции |
12. | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | не ранее 40 мин. | не ранее 35-37 мин. | до 30 мин. |
Предварительный просмотр:
Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Вариант 1
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3—4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. и.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6—8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать киста в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6—8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Вариант 2
1. И.п. — стойка нога врозь, руки за голову. 1 — резко довернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6—8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4—6 раз. Темп средний.
3. И.п.— стойка ноги врозь. 1 -2—наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4—и.п., 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6—8 раз. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Упражнение №1 . Исходное положение— основная стойка. На счет «раз» — поднять плечи. На счет «два» — опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять упражнение в медленном темпе.
Упражнение №2. Исходное положение — руки согнуты перед грудью. На счет «раз, два» — выполнить согнутыми руками два пружинящих рывка назад. На счет «три, четыре» - выполнить такие же рывки прямыми руками. Упражнение повторить 4-6 раз в среднем темпе.
Упражнение №3. Исходное положение — основная стойка. На счет «раз» — слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счет «два» — расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки. На счет «три» — приподнять руки, скрестив их перед грудью.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И.п.- сидя, руки подняты верх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6—8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-резко повернуть таз вправо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2— руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой 9 – опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний 4—5 — быстрый, 6 — медленный.
Предварительный просмотр:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ В МАТЕМАТИКИ
В 5-6 КЛАССАХ
Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся.
Решение этой задачи будет иметь существенное значение для сохранения здоровья школьников.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в тоже время с негативным влиянием на здоровье детей влияют и школьные факторы (это интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям учащихся.
Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья младших школьников в школе является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме.
С началом учебного года суточная активность учащихся заметно снижается. Уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время.
Для этого необходимо особое внимание уделить введению физкультминуток на уроках. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка.
Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.
В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.
Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение.
Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока.
Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на уроке.
При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворное текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.
Требования к организации и проведению физкультминуток.
- Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления /8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала/
- Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами.
- Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении.
- Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
- В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
- Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
- В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов /мячи, скакалки/.
- Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Рекомендации для учителя
Учитель должен:
- Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.
- Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
- Знать основы терминологии физических упажнений.
Примеры физкультминуток:
- На регуляцию психического состояния:
- «Не боюсь»
В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
- «Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
- Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку.
- Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
- Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
- Физминутки на общее развитие организма детей /конечностей и туловища/
- «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
- «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслабленв. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
- Микропаузы при утомлении глаз:
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
- Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
- Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.
- Тематическая физкультминутка «Морское путешествие»
№ | Текст | Описание движений |
1 | Рыбки плавали, ныряли В чистой светленькой воде. То сойдутся-разойдутся, То зароются в песке. | Движения руками выполнять соответственно тексту. |
2 | Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три – Морская фигура замри. | Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа - налево, изображая волны. Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз. |
3 | Кто это? Что это? Как угадать? Кто это? Что это? Как разгадать? | Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево. |
4 | Это рыбацкая лодка. | Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону. |
5 | Это морская звезда. | Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз. |
6 | Это, конечно улитка. | Руки в стороны, выполняем круговые движения. |
7 | Всех разгадаю вас я. | Руки разводим в стороны. |
- Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев». Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).
БОЖЬИ КОРОВКИ
Божьей коровки папа идет,
Следом за папой мама идет,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними самые малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками черненькими.
Папа семейку учиться ведет.
А после школы домой заберет.
(На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, на вторую – то же левой рукой. На третью и четвертую – обеими руками вместе.
На пятую – пожать ладони, пальцы прижать друг к другу.
На шестую – постучать указательными пальцами по столу. На седьмую и восьмую – всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.
Предварительный просмотр:
Физминутки для улучшения мозгового кровообращения
✓ И.П.- сидя на стуле, 1-2 -отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
✓ И.п - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2-и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. 5 - плавно наклонить голову назад, 6—иль, 7 - голову наклонить вперед: Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
✓ И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернул» налево. 2 - и.п., 3—4—тоже правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; упражнение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
Вариант 1
1. И.п. — о.с. 1 — руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти вперед. 3-4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках, 1 - мах левой рукой назад, правой вверх — назад. 2 — встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6—8 раз. Темп средний.
3. И.п. - сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Вариант 2
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 - круг правой рукой назад туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Пов-4—6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. — сидя на стуле, руки на пояс. 1 — повернуть голову направо. То же налево. Повторить 6—8 раз. Темп медленный.
Вариант 3
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п. 3-4—то же правой рукой. Повторить 4—6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - о.с. 1 - Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 — движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперед на уровне головы. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п.— сидя на стуле. 1—голову наклонить вправо. 2 - и.п. 3 — голову клонить влево. 4 — и.п. Повторить 4—6 раз. Темп средний.
Вариант 4
1. И.п. - стоя или сидя. 1 - руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 — повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4—6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны. 1-3 - три рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом. 4 — и.п. 5—8 — то же 4р другую сторону. Повторить 4—6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. - сидя. 1 — голову наклонить вправо. 2 — и.п. 3 — голову наклонить влево. 4 — и.п. 5 — голову повернуть направо. 6 — и.п. 7 — голову повернуть налево. 8 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Упражнение №1. Исходное положение — основная стойка. На счет «раз» — руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счет «два» — локти подаются вперед. На счет «три» — руки расслабленно опускаются вниз, на счет «четыре» — принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.
Упражнение №2. Исходное положение — стойка «ноги врозь, кисти в кулаках». На счет «раз»— мах левой рукой назад, правой вверх. На счет «два» -встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.
Упражнение №3. Выполняется, сидя на стуле. На счет «раз» — отвести голову назад. На счет «два» — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.
Упражнение №4. Выполняется, сидя на стуле или стоя. На счет «раз, два» выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счет «три, четыре» — выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6 раз в медленном темпе.
Упражнение №5. Выполняется, сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. На счет «раз» обхватить себя за плечи как можно крепче. На счет «два» — занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.
Упражнение №6. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счет «раз» — повернуть голову направо. На счет «два» — исходное положение. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.