Астрономия
Страница содержит материалы к уроку астрономии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nebesnye_koordinaty_i_zvyozdnye_karty_tehnologicheskaya_karta.docx | 27.72 КБ |
nebesnye_koordinaty_i_zvyozdnye_karty.pptx | 125.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Название методической разработки: Технологическая карта к уроку астрономии в 11 классе
Автор разработки: Поддубская Анастасия Николаевна
Общая часть | ||||||||||
Предмет | Класс | Тема урока | ||||||||
астрономия | 11 | Небесные координаты и звёздные карты | ||||||||
Используемый учебник | ||||||||||
Название | Класс | Авторы | ||||||||
Астрономия | 11 класс | Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Знать и понимать понятия «полюса мира», «ось мира», «небесный экватор», «прямое восхождение». Уметь работать с системой экваториальных координат и пользоваться звездной картой. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
| ||||||||
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | |||||||||
Компьютер, проектор, экран. Карта звездного неба. | Презентация «Небесные координаты и звёздные карты» | |||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) | |||||
1.Организационный | Создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. | 1 | ||||||
2. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. | Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. Формулирование темы и цели урока. | Вспоминает вдохновенные строки русского ученого и поэта М. В. Ломоносова: Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне — дна. | Объясняют какие эмоции вызвали эти строки. Озвучивают тему и цель урока. | 1 | ||||||
3. Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Слайд №2 презентации к уроку | Организует проверку выполнения домашнего задания в форме «Интеллектуальной разминки». Обсуждает с учащимися ранее изученное | Готовят ответы на вопросы «Интеллектуальной разминки». | 8 | |||||
4. Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). | Делает акцент на основных моментах. | Находят причину затруднений (каких знаний не хватает) | 2 | ||||||
5.«Открытие нового знания» | Самостоятельное получение новых знаний и способов действий | Слайды № 3-9 презентации к уроку | Формулирует задание | Выполняют задания в группах. Изучают самостоятельно § 4. Небесные координаты и звездные карты. Выделяют главное. | 7 | |||||
6. Первичное осмысление и закрепление | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | Слайд № 10 презентации к уроку | Контролирует выполнение работы | Выполняют задание «Закончи предложение» | 5 | |||||
7. Практическая работа | Применение знаний и способов действий. | Карта звёздного неба онлайн. http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php | Организует практическую работу | Определите по карте координаты нескольких ярких звёзд. Поиск на небесной сфере её основные круги, линии и точки: горизонт, небесный экватор, небесный меридиан, отвесную линию, ось мира, зенит, юг, запад, север, восток. | 12 | |||||
8.Самоанализ и самоконтроль | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Подведение учеников к самопроверке | Самопроверка по вопросам в учебнике на стр.27 | 5 | ||||||
9.Рефлексия | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока | Осуществляют самооценку, используя лист оценивания. | 3 | ||||||
10. Домашнее задание | Включение новых знаний в систему изученного материала. | Информирует учащихся о домашнем задании | Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | 1 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответьте на вопросы : 1. Что называется созвездием? 2 . Перечислите известные вам созвездия. 3 . Как обозначаются звёзды в созвездиях? 4 . Звёздная величина Веги равна 0,14, а звёздная величина Денеба составляет 1,33. Какая из этих звёзд ярче? 5 . Какая из звёзд, помещённых в приложении V, является самой слабой? 6 *. Как вы думаете, почему на фотографии, полученной с помощью телескопа, видны более слабые звёзды, чем те, которые можно увидеть, глядя непосредственно в тот же телескоп?
Раздел астрономии, в котором вводят системы астрономических координат и определяют положения и скорости движения небесных тел по отношению к этим системам, называют астрометрией . Это самая древняя часть астрономии.
Экваториальная система координат Для неизменности сферических координат нужно, чтобы координатная сетка вращалась вместе с небесной сферой. Этому условию удовлетворяет экваториальная система координат .
Основная плоскость в этой системе – небесный экватор , а полюса – северный и южный полюсы мира. Q Q 1 P P 1 Небесный экватор Северный полюс мира Южный полюс мира
Через полюса проводятся большие полукруги, называемые кругами склонения , а параллельно плоскости экватора – небесные параллели . Q Q 1 P P 1 Круг склонения Небесная параллель
Положение светила в экваториальной системе координат отсчитывается по кругу склонения (склонение ) и по небесному экватору (прямое восхождение ). Точкой отсчета координаты служит точка весеннего равноденствия . Q Q 1 P P 1 Π Π 1 Северный полюс эклиптики Южный полюс эклиптики ε Эклиптика Небесный экватор ε Наклонение эклиптики Точка весеннего равноденствия
Круг склонения, проходящий через точку весеннего равноденствия называется равноденственным колюром . Прямое восхождение есть угол при полюсе мира между равноденственным колюром и кругом склонения, проходящим через светило. Склонение – это угловое расстояние светила от небесного экватора. Небесный экватор Точка весеннего равноденствия Q Q 1 P P 1 Круг склонения Равноденственный колюр M Прямое восхождение Склонение
Экваториальные координаты звезд имеют большое практическое применение: по ним создают звездные карты и каталоги, определяют географические координаты пунктов земной поверхности, осуществляют ориентировку в космическом пространстве, проверяют время, изучают вращение Земли и т.д.
Закончите предложения : Прямое восхождение отсчитывается вдоль небесного экватора в сторону…… Так как при движении небесной сферы положение звезд относительно экватора не изменяется, то экваториальные координаты используются для…… Солнце движется среди звезд и описывает полный круг за один год. Этот круг древние греки назвали…..