Астрономия

Поддубская Анастасия Николаевна

Страница содержит материалы к уроку астрономии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название методической разработки:  Технологическая карта к уроку астрономии в 11 классе

Автор разработки:  Поддубская Анастасия Николаевна

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

астрономия

11

Небесные координаты и звёздные карты

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия

11 класс

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать и понимать понятия «полюса мира», «ось мира», «небесный экватор», «прямое восхождение».

Уметь работать с системой экваториальных координат и пользоваться звездной картой.

Познавательные:

  • развитие умения работать с информацией

Регулятивные:

  • развитие умения определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.

Коммуникативные:

  • развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

  • Оценивание роли метода научного познания в изучении астрономических явлений.
  • Готовность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению астрономии.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор, экран.

Карта звездного неба.

Презентация «Небесные координаты и звёздные карты»

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

1.Организационный

Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

1

2. Мотивация

к учебной деятельности.

Целеполагание.

Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Формулирование темы и цели урока.

Вспоминает вдохновенные строки русского ученого и поэта М. В. Ломоносова:

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне — дна.

Объясняют какие эмоции вызвали эти строки.

Озвучивают тему и цель урока.

1

3. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Слайд №2 презентации к уроку

Организует проверку выполнения домашнего задания в форме «Интеллектуальной разминки».

Обсуждает с учащимися ранее изученное

Готовят ответы на вопросы «Интеллектуальной разминки».

8

4. Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

Делает акцент на основных моментах.

Находят причину затруднений (каких знаний не хватает)

2

5.«Открытие нового знания»  

Самостоятельное получение новых знаний и способов действий

Слайды № 3-9

презентации к уроку

Формулирует задание

Выполняют задания в группах. Изучают самостоятельно § 4. Небесные координаты и звездные карты.

Выделяют главное.

7

6. Первичное осмысление и

закрепление

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Слайд № 10  презентации к уроку

Контролирует выполнение работы

Выполняют задание «Закончи предложение»

5

7. Практическая работа

Применение знаний и способов действий.

Карта звёздного неба онлайн. http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

Организует практическую работу

Определите по карте координаты нескольких ярких звёзд.

Поиск на небесной сфере её основные круги, линии и точки: горизонт, небесный экватор, небесный меридиан, отвесную линию, ось мира, зенит, юг, запад, север, восток.

12

8.Самоанализ и самоконтроль

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Подведение учеников к самопроверке

Самопроверка по вопросам в учебнике на стр.27

5

9.Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока

Осуществляют самооценку, используя лист оценивания.

3

10. Домашнее задание

Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Небесные координаты и звёздные карты

Слайд 2

Ответьте на вопросы : 1. Что называется созвездием? 2 . Перечислите известные вам созвездия. 3 . Как обозначаются звёзды в созвездиях? 4 . Звёздная величина Веги равна 0,14, а звёздная величина Денеба составляет 1,33. Какая из этих звёзд ярче? 5 . Какая из звёзд, помещённых в приложении V, является самой слабой? 6 *. Как вы думаете, почему на фотографии, полученной с помощью телескопа, видны более слабые звёзды, чем те, которые можно увидеть, глядя непосредственно в тот же телескоп?

Слайд 3

Раздел астрономии, в котором вводят системы астрономических координат и определяют положения и скорости движения небесных тел по отношению к этим системам, называют астрометрией . Это самая древняя часть астрономии.

Слайд 4

Экваториальная система координат Для неизменности сферических координат нужно, чтобы координатная сетка вращалась вместе с небесной сферой. Этому условию удовлетворяет экваториальная система координат .

Слайд 5

Основная плоскость в этой системе – небесный экватор , а полюса – северный и южный полюсы мира. Q Q 1 P P 1 Небесный экватор Северный полюс мира Южный полюс мира

Слайд 6

Через полюса проводятся большие полукруги, называемые кругами склонения , а параллельно плоскости экватора – небесные параллели . Q Q 1 P P 1 Круг склонения Небесная параллель

Слайд 7

Положение светила в экваториальной системе координат отсчитывается по кругу склонения (склонение ) и по небесному экватору (прямое восхождение ). Точкой отсчета координаты служит точка весеннего равноденствия . Q Q 1 P P 1 Π Π 1 Северный полюс эклиптики Южный полюс эклиптики ε Эклиптика Небесный экватор ε Наклонение эклиптики Точка весеннего равноденствия

Слайд 8

Круг склонения, проходящий через точку весеннего равноденствия называется равноденственным колюром . Прямое восхождение есть угол при полюсе мира между равноденственным колюром и кругом склонения, проходящим через светило. Склонение – это угловое расстояние светила от небесного экватора. Небесный экватор Точка весеннего равноденствия Q Q 1 P P 1 Круг склонения Равноденственный колюр M Прямое восхождение Склонение

Слайд 9

Экваториальные координаты звезд имеют большое практическое применение: по ним создают звездные карты и каталоги, определяют географические координаты пунктов земной поверхности, осуществляют ориентировку в космическом пространстве, проверяют время, изучают вращение Земли и т.д.

Слайд 10

Закончите предложения : Прямое восхождение отсчитывается вдоль небесного экватора в сторону…… Так как при движении небесной сферы положение звезд относительно экватора не изменяется, то экваториальные координаты используются для…… Солнце движется среди звезд и описывает полный круг за один год. Этот круг древние греки назвали…..