Для родителей

Кобзева Лариса Ивановна

Информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем надо развивать скорость чтения?

      Поговорим о чтении. Эта тема имеет прямое отношение к правильному восприятию текста.

      Прежде всего, родителям следует знать, что, так же как и правописание, умение читать не зависит от интеллекта ребенка. При чтении включаются другие функции мозга. И должно пройти время, чтобы появились и автоматизировались навыки чтения, чтобы ребенок, читая, узнавал слова, не произнося их про себя.

      Этого надо еще добиться, а пока ребенок сначала видит графический образ слова, воспринимает это слово зрительно, затем раскладывает его по буквам, озвучивает слово, затем, услышав его от себя, понимает или не понимает его значение. Ведь в этих буквочках ничего, кроме черточек, крючочков и кружочков не заложено! Ребенку надо проделать всю эту умственную работу только для того, чтобы определить, что означает это слово, какое понятие или образ вызывает в нем этот набор знаков, которые называются буквами. Какое разочарование он испытывает, если произнесенное слово непонятно! Но зато какая радость, когда все получается!

           Некоторые дети уже к первому классу прочитали не один десяток книжек, а некоторые еще и во втором классе сильно отстают в чтении.

           В чем же причина, если интеллект здесь не играет главную роль?

Причин несколько:

  • Невысокое общее развитие ребенка,
  • Малоодаренность,
  • Плохое домашнее воспитание,
  • Нарушение зрения, слуха,
  • Родители сами могут подчеркнуть то, что требует их внимания.

Как помочь ребенку?

Точкой отсчета возьмем математику. Если и по чтению, и по письму, и по математике у ребенка слабые оценки, то все проблемы заложены либо в низком общем развитии ребенка, либо, что хуже, в нарушении специфических, необходимых для чтения функций. Но в любом случае – выход один.

      Постепенно развивать навыки чтения, радуясь каждой, пусть даже небольшой, победе маленького ученика или ученицы.

          Если уж вы пропустили что-то в дошкольном воспитании, постарайтесь сейчас не оказывать давление на ребенка, а помочь ему обрести уверенность в своих силах.

           Все дети могут научиться быстрому чтению. Только на первых этапах некоторые буквы запутываются в слове. Только вначале трудно соединить их в слоги и предложения. Со временем, если читать вслух пусть немного, но часто, приходят необходимые навыки.

При условии умелой и целенаправленной помощи в дальнейшем чтение не составляет особого труда.

        Рекомендуемая скорость чтения к окончанию первого класса – 70 знаков в минуту, второго класса – 90 знаков в минуту и третьего класса – 150 знаков в минуту.

          Зачем же надо добиваться такой скорости чтения?

       Если ребенок читает медленно, значит, он еще не ясно представляет себе смысл прочитанного. Ему еще трудно понять значение слов и выражений. Читая по слогам и по буквам, не видя всего слова, не узнавая его, ребенок просто не обращает внимание на его значение. Следовательно, отстает в развитии логическое мышление.

        Прочитать и понять условие задачи по математике для такого ребенка – просто наказание. Другие предметы тоже требуют быстрого чтения и понимания текста. Тут возникают проблемы. Все! Читать больше не хочется! Ничего не понятно! Жалко себя до слез!

     А ведь в каждом классе медленно читающих учеников – каждый третий. Страдает успеваемость, растет чувство недовольства собой, опускаются руки, появляются неуверенность в собственных возможностях и желание куда-нибудь исчезнуть…

Что же делать?

  • Читайте как можно чаще. Небольшими абзацами, по пять – семь минут с перерывами.
  • Пересказывайте прочитанное, разбирайте каждое непонятное слово, выясняйте смысл, основную мысль, мораль текста.
  • Перечитывайте несколько раз один и тот же текст до удовлетворительного звучания и нормальной скорости.
  • Выбирайте смешные и интересные рассказы и сказки, радуйтесь вместе с ребенком каждой его удачной интонации и хорошо прочитанной строчке.
  • Играйте с ребенком в игру «Сколько знаков за минуту?» .
  • И каждый раз отмечайте его успехи и хвалите за усердие. Постепенно будет получаться все лучше и лучше.

В начальных классах детям очень трудно разобраться в сложном языке математических и прородоведческих терминов. Иногда для ребенка требуются месяцы, чтобы понять, что они обозначают. А еще, к тому же, существуют ошибки в правописании! Тренировка чтения необходима и для того, чтобы развивать артикуляционный аппарат ребенка. При медленной артикуляции даже простые задания кажутся сложными. Из-за медленного чтения ребенок может отставать по всем предметам. Получается заколдованный круг: ребенок медленно и плохо читает, поэтому и пишет с ошибками. Он с трудом осознает математические термины, поэтому с ошибками их записывает и не может их объяснить. Отсюда такие записи в тетради по математике, как: чесло, диление, диамитер, получица…

      Нельзя изучать русский язык отдельно от математики, природоведения и других наук. Так же как и наоборот… если ребенок с трудом читает и поэтому почти не понимает условие задачи, возьмите учебник математики и медленно с логическими ударениями прочтите задание сами. Если потребуется, объясните все непонятные слова и обратите внимание на их правописание. Только после этого дайте ребенку прочитать задачу самому. Теперь ему будет легче читать и понимать смысл математических вычислений. Читайте все трудные задания вместо ребенка до тех пор, пока к нему не придет уверенность в своих силах, и ребенок не научится быстро читать сам.

       



Предварительный просмотр:

Советы родителям

Делайте!

Радуйтесь вашему ребенку.
Внимательно слушайте вашего ребенка, когда он разговаривает с вами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Будьте терпеливы.
Говорите медленно.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Чаще хвалите вашего ребенка.
Поощряйте игры с другими детьми.
Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
В семьях, где родители и дети дружат, чем-то занимаются вместе, проблемы поколений возникают гораздо реже.

Не делайте!

Не перебивайте ребенка.
Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
Не говорите, например: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».
Не критикуйте вашего ребенка в присутствии других людей.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад.
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
Обращайтесь с ребенком так, как подсказывает родительское сердце
.

                                            ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?



Предварительный просмотр:

Психологический портрет гиперактивного ребёнка

    Многие родители сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли взрослые понимают их трудности и приходят им на помощь? Виноваты ли сами дети в том, что их считают «трудными»?
    Самой распространённой формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). 
    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Его симптомы всегда отмечаются окружающими ребёнка взрослыми в возрасте до семи лет, обычно начиная с четырёхлетнего возраста. Но когда такой  ребёнок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности  освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка. Проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителем, усиливаются нарушения поведения. Именно в школьные годы чаще всего обнаруживаются нарушения внимания в связи с повышением требований к данной функции в процессе обучения.
    Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, всё время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время исполнения заданий, требующих усидчивости (ребёнок ёрзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, в школе они могут мешать учителям, отвлекать одноклассников и провоцировать их неправильное поведение во время уроков. Важно учитывать то , что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребёнок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое- то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встрече с ребёнком и родителями.
    Выраженность гиперактивности у детей с синдромом дефицита внимания варьирует, она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясёт ногой и т.д.).
    Импульсивность постоянно наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков(ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.).Однако всё это они делают импульсивно, без специального умысла.
    Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застёгивании пуговиц, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма. Недостаточная сформированность координации движений ведёт к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.
    Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Гиперактивные дети способны сохранять внимание  не более  нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребёнка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.
     Однако показатели внимания таких детей также подвержены существенным колебаниям. Родители часто сообщают о том, что они могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удаётся успешно справляться. Подобная избирательность внимания связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.
    Наряду с трудностями концентрации внимания им свойственна выраженная отвлекаемость. В прошлом данный симптом считался настолько значимым, что некоторых гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания помещали в классах во время уроков за специальные перегородки. Однако указанный подход оказался совершенно несостоятельным, поскольку гиперактивные дети отвлекаются на любые раздражители, которые встречаются им непосредственно в ходе выполнения того или иного задания.
   Таким образом, нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребёнок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца),в снижении избирательности внимания (неспособен надолго сосредоточиться на определённой деятельности), выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое.
    После поступления в школу проблемы детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, значительно усиливаются. Требования к обучению в школе таковы, что ребёнок не в состоянии их выполнить в полной мере. Его поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе ему не удаётся достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чём свидетельствуют результаты специальных исследований. Тем не менее во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Наблюдения показывают, что они довольно скоро выключаются  из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, нежели у их сверстников, и не соответствуют показателям их интеллектуальных способностей. Письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или просто угадывания без учёта всех возможных вариантов. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых. Считается ,что трудности формирования навыков письма и чтения у такой категории детей связаны с нарушениями внимания, недостаточностью координации движений, зрительного восприятия и речевого развития.
   У них также постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами. Родителями, братьями и сёстрами. В школе  они более разговорчивы, нежели их одноклассники, и более склонны к началу общения.
Но невнимательность во время игр и других занятий в сочетании с отвлекаемостью, импульсивностью и часто возникающим желанием заняться чем-то другим приводит к тому, что гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания оказываются не слишком хорошими партнёрами. В их действиях прослеживается избыточное реагирование , не соответствующее содержанию ситуаций, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений. Поскольку для всех проявлений этого синдрома типичны существенные колебания в различные отрезки времени и в разных ситуациях, поведение ребёнка отличается непредсказуемостью. В результате он не может долго играть, успешно  общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь берёт чужие вещи, мешает окружающим. Всё это приводит к конфликтам, и ребёнок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением , он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ним обычно готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы.
    Дома дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сёстрами , которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны . неаккуратны. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Большинству таких детей свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. У некоторых из них наблюдается также упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость , агрессивность.
    Таким образом, если в дошкольном возрасте у этих детей преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, непоседливость, отвлекаемость. А также наблюдаются особенности развития речи, то в школьный период у них на первый план выступают трудности в учёбе и поведении. Инфантильность и импульсивность приводят к крайней нетерпеливости, излишней активности в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования родителей и педагогов, что нередко создаёт конфликтные ситуации.
    К подростковому возрасту гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости. По данным некоторых исследователей, нарушения познавательных функций и поведения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых, которым в детстве ставился диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». 
 

 

Рекомендации для родителей по воспитанию детей 
с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

1.В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.

2.Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3.Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4.Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6.Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7.Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнение домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

8.Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

9.Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10.Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11.Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе -длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12.Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Рекомендации для учителей, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

1.Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребёнка в школе.

2.Вместе с ребёнком и его родителями обратитесь за помощью к школьному психологу или к психологу-консультанту.

3.Для улучшения организации учебной деятельности ребёнка используйте простые средства-планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.

4.Поощряйте ребёнка. Например, если ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью хорошо себя вёл на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять ещё несколько минут.

5.Обеспечьте для ученика с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что им как они делают. Не ждите, пока деятельность ребёнка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.

6.При каждом подходящем случае давайте ребёнку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребёнок должен убирать за собой посуду после еды. Если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.

7.Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребёнка. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале.

8.При необходимости посоветуйте родителям пригласить ребёнку педагога для дополнительных занятий и выполнения школьных уроков. Сами родители в этих ситуациях часто становятся надсмотрщиками.

9.Обеспечивайте для ребёнка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20- минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. Некоторые дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью лучше концентрируют внимание. Одевая наушники. Используйте всё, что помогает (если это приемлемо и неопасно).
10.Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.

 

 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум

« Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Цель:    формирование понятия о внимании как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе.

Задачи:

  • изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;
  • повышение психолого-педагогического уровня развития родителей;

Участники: классный руководитель, родители учащихся,  библиотекарь.

Подготовительная работа.

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Проведение анкетирования родителей.

Анкета для родителей (раздаётся родителям до начала собрания)

  • Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий

( подчеркните один из предложенных ответов)?

    - Да;

    - трудно сказать ( и да, и нет);

    - нет.

  • Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

    - Да;

    - Трудно сказать ( и да, и нет);

             - Нет.

  • Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

         3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

4. Подготовка совместно со школьным  библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.

5. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.

6. Форма проведения: групповая.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка книг, статей из журналов, газет о развитии внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка;

б) оборудованные игровые места для трёх родительских групп (столы с  синим, красным и зелёными флажками);

в) листы с описанием игр;

г) реквизиты для игр: мяч листы с текстами, карандаши;

д) компьютер для показа презентаций;

е) квадратики для проведения рефлексии;

ж) рекомендации-памятки для родителей.

Ход собрания:

1.Установление свободной и доверительной атмосферы.

 Звучит музыка. Родители занимают места, за столами с синим, красным и зеленым флажком, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

2. Сообщение темы и целей родительского собрания.

- Тема нашего родительского собрания сегодня: « Как помочь ребёнку стать внимательным».

Цель собрания:

  1. познакомить вас уважаемые родители  с понятием внимания и его основными свойствами

Задачи:

  • изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию  внимания у учащихся;

Слайд 1,2

3.Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: « Внимательный ребёнок- это …» (Время для  выполнения задания- 3 минуты).

Слайд 3

4.Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу. 

Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.

5.Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более детально разобраться  на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.

Учитель приводит результаты выполненных заданий учащимися.

Слайд 4

6.Теоретическая часть.

 -Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

 Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

                         Жил человек рассеянный

                         На улице Бассейной.

                         Сел он утром на кровать,

                         Стал рубашку надевать,

                         В рукава просунул руки-

                         Оказалось это брюки…

                         Вместо шапки на ходу

                         Он надел сковороду,

                        Вместо валенок перчатки

                         Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания- умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Переключение внимания- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания  можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

 Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

- Я догадываюсь о том, что у вас возникли вопросы, которые касаются темы нашего собрания.  Ответы на них вам поможет найти психолог школы.  (Родители задают вопросы психологу.)

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я  предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

7. Практическая часть.         

Учитель группам родителей раздает листы с описанием  игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10  минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. 

Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки, игры-минутки», « От игры к самовоспитанию», « От игры к знаниям».

Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО ».

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:

- Ну начали! Повторите – «стол».

Играющие повторяют: « Стол».

- Повторите – «Окно».

Играющие говорят: «Окно».

- Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.

Игра « НЕ СОБЬЮСЬ».

1. По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящихся на  Вместо названия говорить слово»гоп» и т. п.

2.Игровые упражнения.

 Даны напечатанные тексты ( для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).

- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).

- Зачеркните только букву «а» в тексте линией в одном направлении (1 мин).

Зачеркните две буквы «а», «у» в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).

Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игровое упражнение «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?».

- Я предлагаю вам, уважаемые родители,  внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.

-Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.

- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

8. Заключительный этап.

- В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам  следующие рекомендации («Памятки родителям») (Приложение 5):  

- помогите вашим детям стать внимательными;

- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства  внимания;

- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;

- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

- учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

9.Оценка. 

В заключении собрании я предлагаю представителям  каждой рабочей группы  продолжить фразу: « Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»

Слайд 11

10. Рефлексия.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

зеленый цвет – « мне на собрании было не интересно».

11. Минута благодарности. 

- Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе   собрания  и  желаю вам успехов в воспитании детей!