учитель в моей жизни

Малинникова Ольга Петровна

Учитель…  Вы  когда-нибудь вслушивались, как звучит это слово? Послушайте…  «Учи-тель, учи-тель-тель, учи-учи-тель!»  Правда, похоже на весеннюю капель или на пение птицы. А может, это звенит валдайский колокольчик? Что бы вы себе не представили, всё это одинаково ласкает слух, рождает что-то хорошее в душе.

  Именно учитель определил мою дальнейшую жизнь. А всё начиналось как у всех: школа,  звонки, уроки. Я до сих пор помню свою первую встречу с учительницей. Хотя для меня это был очень знакомый человек, потому что мы были соседями и я с детства знала этого человека.  Для меня она была просто тётя Валя, а тут открывается дверь – и на пороге такая знакомая и незнакомая тётя Валя. Но нет, это уже Валентина Николаевна. Я не помню , о чём была наша первая беседа, что говорила нам учительница, но я хорошо помню её лицо, а вернее, глаза, яркие, искрящиеся  (мне тогда показалось, что в них играют лучики солнца) и улыбку, добрую и отчего-то немного грустную. Тогда я не понимала , отчего эта грусть. А сейчас, после многих  лет работы в школе, я знаю почему . Перед ней новые первоклашки, а до них был не один выпуск. Что нового принесёт это очередной класс? Сможет ли она найти с ними общий язык? Время летит так быстро -  хватит ли у неё сил, терпения на новых ребятишек?

  Любви, терпения хватило и на наш выпуск и на другие. А откуда они брались?  Ведь у учителя тоже есть личная жизнь, и не всегда она удачная. Много домашней работы, свои дети, которым тоже нужны внимание и заботы. Я всегда поражалась тому , как Валентине Николаевне удавалось оставлять личные проблемы дома. Войдя в класс, она становилась только нашей, её волновали только наши проблемы, которых всегда было предостаточно: разбитые колени, испорченные учебники, ссоры по разным поводам, невыученные уроки, неумение читать, писать. Нам казалось, что наша учительница может решить всё, что для неё нет ничего невозможного.       А самое главное, мы чувствовали , что нас любят и желают нам добра. Для многих это было особенно важно, потому что дома о них мало кто заботился, поэтому частенько Валентина Николаевна умывала, причёсывала, стригла ногти своим ученикам,  при этом никак не задевая самолюбие детей. Она и нас приучила относиться к друг другу по-доброму. Я не помню, чтобы в нашем классе кто-то стал смеяться над теми, кто беднее одет, у кого не портфель, а самодельная сумка. Она научила меня ценить людей не по внешнему виду, а потому, что у человека в душе и на уме. Она создала настоящий коллектив, поэтому мы до сих пор дружим друг с другом, помогаем друг другу.   За эту любовь и доброту мы не платить неблагодарностью,  стыдно было себя плохо вести.

  У врачей есть такой непреложный закон – не навреди! Вот по этому закону, мне думается жила и Валентина Николаевна .

   Но мы – дети. А поэтому случалось всякое. Помню , как однажды меня наказали за то, что побила мальчика. Он расплакался, и учительница сказала, чтобы я извинилась. Но  я была уверена в своей правоте , а потому извиняться не стала. Меня поставили в угол до конца урока, но и это не поколебало моей уверенности. А тем временем Валентина Николаевна разобралась в нашем конфликте и поняла, что я защищала правое дело. Вот только метод выбрала неправильный. Меня оставили после уроков. Не было никаких нотаций, упрёков, угроз – был спокойный разговор о том, как защищать правду. Я помню слова ,сказанные как-то по-особенному: «Ты всех собираешься бить, кто не прав? Может, стоит попробовать по-другому? Ведь не всегда ты сможешь справиться силой: найдётся тот , кто окажется сильнее тебя».   Мне , восьмилетнему ребёнку, стало стыдно за свой поступок. Больше я ни разу не прибегала к таким методам поиска справедливости. Я научилась защищаться и защищать не с помощью кулаков, а другими средствами.

   Сейчас, имея большой опыт работы, я могу даже проанализировать методы работы Валентины Николаевны, но мне этого не хочется. И не потому, что это неинтересно и несовременно. Вовсе нет, потому что всё, что делалось учителем было замечательно. Она – настоящий мастер своего дела. Нас в классе было сорок восемь человек, и все получили качественные знания в начальной школе. Но дело не в методиках и средствах обучения, а в самом человеке.  Валентина Николаевна учила и воспитывала нас всем своим поведением, образом мыслей. Я не помню случая, чтобы она кричала, оскорбляла.   В ней была какая-то внутренняя сила убеждения. Она для нас была тем человеком, который освещал нам путь во взрослую жизнь. Есть замечательные слова, сказанные мудрым человеком:  «Счастье , если есть человек, который зажжёт для тебя звезду, и счастье вдвойне, если таким человеком будешь ты». Это про нашу учительницу и про наш класс.

    Пройдут годы, будут другие учителя, хорошие и не очень. Но именно Валентина Николаевна повлияла на мой выбор будущей профессии.

    Кто не знает знаменитую сказку Экзюпери «Маленький принц» и слова главного героя: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я думаю, что это произведение должно было быть любимым у моей учительницы, потому что всю жизнь она жила по этому принципу.   Мне всегда хотелось быть на неё похожей, и когда мне бывает трудно , я всегда вспоминаю её лицо, её лучистые глаза, которые смотрят на меня, как бы говоря: «Оля, не волнуйся, не спеши, ты найдёшь выход». И вот уже двадцать пять лет я ищу выходы из разных ситуаций.

    Меняется время, меняются методы и средства обучения, но не должно, на мой взгляд,  меняться главное : учитель – это не машина, передающая определённую сумму знаний, это путеводная звезда, это горящее сердце Данко, это пение птицы, пробуждающей ото сна, это вечный Маленький принц, думающий о других, несущий добро.

Учитель…  Вы  когда-нибудь вслушивались, как звучит это слово? Послушайте…  «Учи-тель, учи-тель-тель, учи-учи-тель!»  Правда, похоже на весеннюю капель или на пение птицы. А может, это звенит валдайский колокольчик? Что бы вы себе не представили, всё это одинаково ласкает слух, рождает что-то хорошее в душе.

  Именно учитель определил мою дальнейшую жизнь. А всё начиналось как у всех: школа,  звонки, уроки. Я до сих пор помню свою первую встречу с учительницей. Хотя для меня это был очень знакомый человек, потому что мы были соседями и я с детства знала этого человека.  Для меня она была просто тётя Валя, а тут открывается дверь – и на пороге такая знакомая и незнакомая тётя Валя. Но нет, это уже Валентина Николаевна. Я не помню , о чём была наша первая беседа, что говорила нам учительница, но я хорошо помню её лицо, а вернее, глаза, яркие, искрящиеся  (мне тогда показалось, что в них играют лучики солнца) и улыбку, добрую и отчего-то немного грустную. Тогда я не понимала , отчего эта грусть. А сейчас, после многих  лет работы в школе, я знаю почему . Перед ней новые первоклашки, а до них был не один выпуск. Что нового принесёт это очередной класс? Сможет ли она найти с ними общий язык? Время летит так быстро -  хватит ли у неё сил, терпения на новых ребятишек?

  Любви, терпения хватило и на наш выпуск и на другие. А откуда они брались?  Ведь у учителя тоже есть личная жизнь, и не всегда она удачная. Много домашней работы, свои дети, которым тоже нужны внимание и заботы. Я всегда поражалась тому , как Валентине Николаевне удавалось оставлять личные проблемы дома. Войдя в класс, она становилась только нашей, её волновали только наши проблемы, которых всегда было предостаточно: разбитые колени, испорченные учебники, ссоры по разным поводам, невыученные уроки, неумение читать, писать. Нам казалось, что наша учительница может решить всё, что для неё нет ничего невозможного.       А самое главное, мы чувствовали , что нас любят и желают нам добра. Для многих это было особенно важно, потому что дома о них мало кто заботился, поэтому частенько Валентина Николаевна умывала, причёсывала, стригла ногти своим ученикам,  при этом никак не задевая самолюбие детей. Она и нас приучила относиться к друг другу по-доброму. Я не помню, чтобы в нашем классе кто-то стал смеяться над теми, кто беднее одет, у кого не портфель, а самодельная сумка. Она научила меня ценить людей не по внешнему виду, а потому, что у человека в душе и на уме. Она создала настоящий коллектив, поэтому мы до сих пор дружим друг с другом, помогаем друг другу.   За эту любовь и доброту мы не платить неблагодарностью,  стыдно было себя плохо вести.

  У врачей есть такой непреложный закон – не навреди! Вот по этому закону, мне думается жила и Валентина Николаевна .

   Но мы – дети. А поэтому случалось всякое. Помню , как однажды меня наказали за то, что побила мальчика. Он расплакался, и учительница сказала, чтобы я извинилась. Но  я была уверена в своей правоте , а потому извиняться не стала. Меня поставили в угол до конца урока, но и это не поколебало моей уверенности. А тем временем Валентина Николаевна разобралась в нашем конфликте и поняла, что я защищала правое дело. Вот только метод выбрала неправильный. Меня оставили после уроков. Не было никаких нотаций, упрёков, угроз – был спокойный разговор о том, как защищать правду. Я помню слова ,сказанные как-то по-особенному: «Ты всех собираешься бить, кто не прав? Может, стоит попробовать по-другому? Ведь не всегда ты сможешь справиться силой: найдётся тот , кто окажется сильнее тебя».   Мне , восьмилетнему ребёнку, стало стыдно за свой поступок. Больше я ни разу не прибегала к таким методам поиска справедливости. Я научилась защищаться и защищать не с помощью кулаков, а другими средствами.

   Сейчас, имея большой опыт работы, я могу даже проанализировать методы работы Валентины Николаевны, но мне этого не хочется. И не потому, что это неинтересно и несовременно. Вовсе нет, потому что всё, что делалось учителем было замечательно. Она – настоящий мастер своего дела. Нас в классе было сорок восемь человек, и все получили качественные знания в начальной школе. Но дело не в методиках и средствах обучения, а в самом человеке.  Валентина Николаевна учила и воспитывала нас всем своим поведением, образом мыслей. Я не помню случая, чтобы она кричала, оскорбляла.   В ней была какая-то внутренняя сила убеждения. Она для нас была тем человеком, который освещал нам путь во взрослую жизнь. Есть замечательные слова, сказанные мудрым человеком:  «Счастье , если есть человек, который зажжёт для тебя звезду, и счастье вдвойне, если таким человеком будешь ты». Это про нашу учительницу и про наш класс.

    Пройдут годы, будут другие учителя, хорошие и не очень. Но именно Валентина Николаевна повлияла на мой выбор будущей профессии.

    Кто не знает знаменитую сказку Экзюпери «Маленький принц» и слова главного героя: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я думаю, что это произведение должно было быть любимым у моей учительницы, потому что всю жизнь она жила по этому принципу.   Мне всегда хотелось быть на неё похожей, и когда мне бывает трудно , я всегда вспоминаю её лицо, её лучистые глаза, которые смотрят на меня, как бы говоря: «Оля, не волнуйся, не спеши, ты найдёшь выход». И вот уже двадцать пять лет я ищу выходы из разных ситуаций.

    Меняется время, меняются методы и средства обучения, но не должно, на мой взгляд,  меняться главное : учитель – это не машина, передающая определённую сумму знаний, это путеводная звезда, это горящее сердце Данко, это пение птицы, пробуждающей ото сна, это вечный Маленький принц, думающий о других, несущий добро.

Учитель…  Вы  когда-нибудь вслушивались, как звучит это слово? Послушайте…  «Учи-тель, учи-тель-тель, учи-учи-тель!»  Правда, похоже на весеннюю капель или на пение птицы. А может, это звенит валдайский колокольчик? Что бы вы себе не представили, всё это одинаково ласкает слух, рождает что-то хорошее в душе.

  Именно учитель определил мою дальнейшую жизнь. А всё начиналось как у всех: школа,  звонки, уроки. Я до сих пор помню свою первую встречу с учительницей. Хотя для меня это был очень знакомый человек, потому что мы были соседями и я с детства знала этого человека.  Для меня она была просто тётя Валя, а тут открывается дверь – и на пороге такая знакомая и незнакомая тётя Валя. Но нет, это уже Валентина Николаевна. Я не помню , о чём была наша первая беседа, что говорила нам учительница, но я хорошо помню её лицо, а вернее, глаза, яркие, искрящиеся  (мне тогда показалось, что в них играют лучики солнца) и улыбку, добрую и отчего-то немного грустную. Тогда я не понимала , отчего эта грусть. А сейчас, после многих  лет работы в школе, я знаю почему . Перед ней новые первоклашки, а до них был не один выпуск. Что нового принесёт это очередной класс? Сможет ли она найти с ними общий язык? Время летит так быстро -  хватит ли у неё сил, терпения на новых ребятишек?

  Любви, терпения хватило и на наш выпуск и на другие. А откуда они брались?  Ведь у учителя тоже есть личная жизнь, и не всегда она удачная. Много домашней работы, свои дети, которым тоже нужны внимание и заботы. Я всегда поражалась тому , как Валентине Николаевне удавалось оставлять личные проблемы дома. Войдя в класс, она становилась только нашей, её волновали только наши проблемы, которых всегда было предостаточно: разбитые колени, испорченные учебники, ссоры по разным поводам, невыученные уроки, неумение читать, писать. Нам казалось, что наша учительница может решить всё, что для неё нет ничего невозможного.       А самое главное, мы чувствовали , что нас любят и желают нам добра. Для многих это было особенно важно, потому что дома о них мало кто заботился, поэтому частенько Валентина Николаевна умывала, причёсывала, стригла ногти своим ученикам,  при этом никак не задевая самолюбие детей. Она и нас приучила относиться к друг другу по-доброму. Я не помню, чтобы в нашем классе кто-то стал смеяться над теми, кто беднее одет, у кого не портфель, а самодельная сумка. Она научила меня ценить людей не по внешнему виду, а потому, что у человека в душе и на уме. Она создала настоящий коллектив, поэтому мы до сих пор дружим друг с другом, помогаем друг другу.   За эту любовь и доброту мы не платить неблагодарностью,  стыдно было себя плохо вести.

  У врачей есть такой непреложный закон – не навреди! Вот по этому закону, мне думается жила и Валентина Николаевна .

   Но мы – дети. А поэтому случалось всякое. Помню , как однажды меня наказали за то, что побила мальчика. Он расплакался, и учительница сказала, чтобы я извинилась. Но  я была уверена в своей правоте , а потому извиняться не стала. Меня поставили в угол до конца урока, но и это не поколебало моей уверенности. А тем временем Валентина Николаевна разобралась в нашем конфликте и поняла, что я защищала правое дело. Вот только метод выбрала неправильный. Меня оставили после уроков. Не было никаких нотаций, упрёков, угроз – был спокойный разговор о том, как защищать правду. Я помню слова ,сказанные как-то по-особенному: «Ты всех собираешься бить, кто не прав? Может, стоит попробовать по-другому? Ведь не всегда ты сможешь справиться силой: найдётся тот , кто окажется сильнее тебя».   Мне , восьмилетнему ребёнку, стало стыдно за свой поступок. Больше я ни разу не прибегала к таким методам поиска справедливости. Я научилась защищаться и защищать не с помощью кулаков, а другими средствами.

   Сейчас, имея большой опыт работы, я могу даже проанализировать методы работы Валентины Николаевны, но мне этого не хочется. И не потому, что это неинтересно и несовременно. Вовсе нет, потому что всё, что делалось учителем было замечательно. Она – настоящий мастер своего дела. Нас в классе было сорок восемь человек, и все получили качественные знания в начальной школе. Но дело не в методиках и средствах обучения, а в самом человеке.  Валентина Николаевна учила и воспитывала нас всем своим поведением, образом мыслей. Я не помню случая, чтобы она кричала, оскорбляла.   В ней была какая-то внутренняя сила убеждения. Она для нас была тем человеком, который освещал нам путь во взрослую жизнь. Есть замечательные слова, сказанные мудрым человеком:  «Счастье , если есть человек, который зажжёт для тебя звезду, и счастье вдвойне, если таким человеком будешь ты». Это про нашу учительницу и про наш класс.

    Пройдут годы, будут другие учителя, хорошие и не очень. Но именно Валентина Николаевна повлияла на мой выбор будущей профессии.

    Кто не знает знаменитую сказку Экзюпери «Маленький принц» и слова главного героя: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я думаю, что это произведение должно было быть любимым у моей учительницы, потому что всю жизнь она жила по этому принципу.   Мне всегда хотелось быть на неё похожей, и когда мне бывает трудно , я всегда вспоминаю её лицо, её лучистые глаза, которые смотрят на меня, как бы говоря: «Оля, не волнуйся, не спеши, ты найдёшь выход». И вот уже двадцать пять лет я ищу выходы из разных ситуаций.

    Меняется время, меняются методы и средства обучения, но не должно, на мой взгляд,  меняться главное : учитель – это не машина, передающая определённую сумму знаний, это путеводная звезда, это горящее сердце Данко, это пение птицы, пробуждающей ото сна, это вечный Маленький принц, думающий о других, несущий добро.

Учитель…  Вы  когда-нибудь вслушивались, как звучит это слово? Послушайте…  «Учи-тель, учи-тель-тель, учи-учи-тель!»  Правда, похоже на весеннюю капель или на пение птицы. А может, это звенит валдайский колокольчик? Что бы вы себе не представили, всё это одинаково ласкает слух, рождает что-то хорошее в душе.

  Именно учитель определил мою дальнейшую жизнь. А всё начиналось как у всех: школа,  звонки, уроки. Я до сих пор помню свою первую встречу с учительницей. Хотя для меня это был очень знакомый человек, потому что мы были соседями и я с детства знала этого человека.  Для меня она была просто тётя Валя, а тут открывается дверь – и на пороге такая знакомая и незнакомая тётя Валя. Но нет, это уже Валентина Николаевна. Я не помню , о чём была наша первая беседа, что говорила нам учительница, но я хорошо помню её лицо, а вернее, глаза, яркие, искрящиеся  (мне тогда показалось, что в них играют лучики солнца) и улыбку, добрую и отчего-то немного грустную. Тогда я не понимала , отчего эта грусть. А сейчас, после многих  лет работы в школе, я знаю почему . Перед ней новые первоклашки, а до них был не один выпуск. Что нового принесёт это очередной класс? Сможет ли она найти с ними общий язык? Время летит так быстро -  хватит ли у неё сил, терпения на новых ребятишек?

  Любви, терпения хватило и на наш выпуск и на другие. А откуда они брались?  Ведь у учителя тоже есть личная жизнь, и не всегда она удачная. Много домашней работы, свои дети, которым тоже нужны внимание и заботы. Я всегда поражалась тому , как Валентине Николаевне удавалось оставлять личные проблемы дома. Войдя в класс, она становилась только нашей, её волновали только наши проблемы, которых всегда было предостаточно: разбитые колени, испорченные учебники, ссоры по разным поводам, невыученные уроки, неумение читать, писать. Нам казалось, что наша учительница может решить всё, что для неё нет ничего невозможного.       А самое главное, мы чувствовали , что нас любят и желают нам добра. Для многих это было особенно важно, потому что дома о них мало кто заботился, поэтому частенько Валентина Николаевна умывала, причёсывала, стригла ногти своим ученикам,  при этом никак не задевая самолюбие детей. Она и нас приучила относиться к друг другу по-доброму. Я не помню, чтобы в нашем классе кто-то стал смеяться над теми, кто беднее одет, у кого не портфель, а самодельная сумка. Она научила меня ценить людей не по внешнему виду, а потому, что у человека в душе и на уме. Она создала настоящий коллектив, поэтому мы до сих пор дружим друг с другом, помогаем друг другу.   За эту любовь и доброту мы не платить неблагодарностью,  стыдно было себя плохо вести.

  У врачей есть такой непреложный закон – не навреди! Вот по этому закону, мне думается жила и Валентина Николаевна .

   Но мы – дети. А поэтому случалось всякое. Помню , как однажды меня наказали за то, что побила мальчика. Он расплакался, и учительница сказала, чтобы я извинилась. Но  я была уверена в своей правоте , а потому извиняться не стала. Меня поставили в угол до конца урока, но и это не поколебало моей уверенности. А тем временем Валентина Николаевна разобралась в нашем конфликте и поняла, что я защищала правое дело. Вот только метод выбрала неправильный. Меня оставили после уроков. Не было никаких нотаций, упрёков, угроз – был спокойный разговор о том, как защищать правду. Я помню слова ,сказанные как-то по-особенному: «Ты всех собираешься бить, кто не прав? Может, стоит попробовать по-другому? Ведь не всегда ты сможешь справиться силой: найдётся тот , кто окажется сильнее тебя».   Мне , восьмилетнему ребёнку, стало стыдно за свой поступок. Больше я ни разу не прибегала к таким методам поиска справедливости. Я научилась защищаться и защищать не с помощью кулаков, а другими средствами.

   Сейчас, имея большой опыт работы, я могу даже проанализировать методы работы Валентины Николаевны, но мне этого не хочется. И не потому, что это неинтересно и несовременно. Вовсе нет, потому что всё, что делалось учителем было замечательно. Она – настоящий мастер своего дела. Нас в классе было сорок восемь человек, и все получили качественные знания в начальной школе. Но дело не в методиках и средствах обучения, а в самом человеке.  Валентина Николаевна учила и воспитывала нас всем своим поведением, образом мыслей. Я не помню случая, чтобы она кричала, оскорбляла.   В ней была какая-то внутренняя сила убеждения. Она для нас была тем человеком, который освещал нам путь во взрослую жизнь. Есть замечательные слова, сказанные мудрым человеком:  «Счастье , если есть человек, который зажжёт для тебя звезду, и счастье вдвойне, если таким человеком будешь ты». Это про нашу учительницу и про наш класс.

    Пройдут годы, будут другие учителя, хорошие и не очень. Но именно Валентина Николаевна повлияла на мой выбор будущей профессии.

    Кто не знает знаменитую сказку Экзюпери «Маленький принц» и слова главного героя: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я думаю, что это произведение должно было быть любимым у моей учительницы, потому что всю жизнь она жила по этому принципу.   Мне всегда хотелось быть на неё похожей, и когда мне бывает трудно , я всегда вспоминаю её лицо, её лучистые глаза, которые смотрят на меня, как бы говоря: «Оля, не волнуйся, не спеши, ты найдёшь выход». И вот уже двадцать пять лет я ищу выходы из разных ситуаций.

    Меняется время, меняются методы и средства обучения, но не должно, на мой взгляд,  меняться главное : учитель – это не машина, передающая определённую сумму знаний, это путеводная звезда, это горящее сердце Данко, это пение птицы, пробуждающей ото сна, это вечный Маленький принц, думающий о других, несущий добро.

Учитель…  Вы  когда-нибудь вслушивались, как звучит это слово? Послушайте…  «Учи-тель, учи-тель-тель, учи-учи-тель!»  Правда, похоже на весеннюю капель или на пение птицы. А может, это звенит валдайский колокольчик? Что бы вы себе не представили, всё это одинаково ласкает слух, рождает что-то хорошее в душе.

  Именно учитель определил мою дальнейшую жизнь. А всё начиналось как у всех: школа,  звонки, уроки. Я до сих пор помню свою первую встречу с учительницей. Хотя для меня это был очень знакомый человек, потому что мы были соседями и я с детства знала этого человека.  Для меня она была просто тётя Валя, а тут открывается дверь – и на пороге такая знакомая и незнакомая тётя Валя. Но нет, это уже Валентина Николаевна. Я не помню , о чём была наша первая беседа, что говорила нам учительница, но я хорошо помню её лицо, а вернее, глаза, яркие, искрящиеся  (мне тогда показалось, что в них играют лучики солнца) и улыбку, добрую и отчего-то немного грустную. Тогда я не понимала , отчего эта грусть. А сейчас, после многих  лет работы в школе, я знаю почему . Перед ней новые первоклашки, а до них был не один выпуск. Что нового принесёт это очередной класс? Сможет ли она найти с ними общий язык? Время летит так быстро -  хватит ли у неё сил, терпения на новых ребятишек?

  Любви, терпения хватило и на наш выпуск и на другие. А откуда они брались?  Ведь у учителя тоже есть личная жизнь, и не всегда она удачная. Много домашней работы, свои дети, которым тоже нужны внимание и заботы. Я всегда поражалась тому , как Валентине Николаевне удавалось оставлять личные проблемы дома. Войдя в класс, она становилась только нашей, её волновали только наши проблемы, которых всегда было предостаточно: разбитые колени, испорченные учебники, ссоры по разным поводам, невыученные уроки, неумение читать, писать. Нам казалось, что наша учительница может решить всё, что для неё нет ничего невозможного.       А самое главное, мы чувствовали , что нас любят и желают нам добра. Для многих это было особенно важно, потому что дома о них мало кто заботился, поэтому частенько Валентина Николаевна умывала, причёсывала, стригла ногти своим ученикам,  при этом никак не задевая самолюбие детей. Она и нас приучила относиться к друг другу по-доброму. Я не помню, чтобы в нашем классе кто-то стал смеяться над теми, кто беднее одет, у кого не портфель, а самодельная сумка. Она научила меня ценить людей не по внешнему виду, а потому, что у человека в душе и на уме. Она создала настоящий коллектив, поэтому мы до сих пор дружим друг с другом, помогаем друг другу.   За эту любовь и доброту мы не платить неблагодарностью,  стыдно было себя плохо вести.

  У врачей есть такой непреложный закон – не навреди! Вот по этому закону, мне думается жила и Валентина Николаевна .

   Но мы – дети. А поэтому случалось всякое. Помню , как однажды меня наказали за то, что побила мальчика. Он расплакался, и учительница сказала, чтобы я извинилась. Но  я была уверена в своей правоте , а потому извиняться не стала. Меня поставили в угол до конца урока, но и это не поколебало моей уверенности. А тем временем Валентина Николаевна разобралась в нашем конфликте и поняла, что я защищала правое дело. Вот только метод выбрала неправильный. Меня оставили после уроков. Не было никаких нотаций, упрёков, угроз – был спокойный разговор о том, как защищать правду. Я помню слова ,сказанные как-то по-особенному: «Ты всех собираешься бить, кто не прав? Может, стоит попробовать по-другому? Ведь не всегда ты сможешь справиться силой: найдётся тот , кто окажется сильнее тебя».   Мне , восьмилетнему ребёнку, стало стыдно за свой поступок. Больше я ни разу не прибегала к таким методам поиска справедливости. Я научилась защищаться и защищать не с помощью кулаков, а другими средствами.

   Сейчас, имея большой опыт работы, я могу даже проанализировать методы работы Валентины Николаевны, но мне этого не хочется. И не потому, что это неинтересно и несовременно. Вовсе нет, потому что всё, что делалось учителем было замечательно. Она – настоящий мастер своего дела. Нас в классе было сорок восемь человек, и все получили качественные знания в начальной школе. Но дело не в методиках и средствах обучения, а в самом человеке.  Валентина Николаевна учила и воспитывала нас всем своим поведением, образом мыслей. Я не помню случая, чтобы она кричала, оскорбляла.   В ней была какая-то внутренняя сила убеждения. Она для нас была тем человеком, который освещал нам путь во взрослую жизнь. Есть замечательные слова, сказанные мудрым человеком:  «Счастье , если есть человек, который зажжёт для тебя звезду, и счастье вдвойне, если таким человеком будешь ты». Это про нашу учительницу и про наш класс.

    Пройдут годы, будут другие учителя, хорошие и не очень. Но именно Валентина Николаевна повлияла на мой выбор будущей профессии.

    Кто не знает знаменитую сказку Экзюпери «Маленький принц» и слова главного героя: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я думаю, что это произведение должно было быть любимым у моей учительницы, потому что всю жизнь она жила по этому принципу.   Мне всегда хотелось быть на неё похожей, и когда мне бывает трудно , я всегда вспоминаю её лицо, её лучистые глаза, которые смотрят на меня, как бы говоря: «Оля, не волнуйся, не спеши, ты найдёшь выход». И вот уже двадцать пять лет я ищу выходы из разных ситуаций.

    Меняется время, меняются методы и средства обучения, но не должно, на мой взгляд,  меняться главное : учитель – это не машина, передающая определённую сумму знаний, это путеводная звезда, это горящее сердце Данко, это пение птицы, пробуждающей ото сна, это вечный Маленький принц, думающий о других, несущий добро.

Учитель…  Вы  когда-нибудь вслушивались, как звучит это слово? Послушайте…  «Учи-тель, учи-тель-тель, учи-учи-тель!»  Правда, похоже на весеннюю капель или на пение птицы. А может, это звенит валдайский колокольчик? Что бы вы себе не представили, всё это одинаково ласкает слух, рождает что-то хорошее в душе.

  Именно учитель определил мою дальнейшую жизнь. А всё начиналось как у всех: школа,  звонки, уроки. Я до сих пор помню свою первую встречу с учительницей. Хотя для меня это был очень знакомый человек, потому что мы были соседями и я с детства знала этого человека.  Для меня она была просто тётя Валя, а тут открывается дверь – и на пороге такая знакомая и незнакомая тётя Валя. Но нет, это уже Валентина Николаевна. Я не помню , о чём была наша первая беседа, что говорила нам учительница, но я хорошо помню её лицо, а вернее, глаза, яркие, искрящиеся  (мне тогда показалось, что в них играют лучики солнца) и улыбку, добрую и отчего-то немного грустную. Тогда я не понимала , отчего эта грусть. А сейчас, после многих  лет работы в школе, я знаю почему . Перед ней новые первоклашки, а до них был не один выпуск. Что нового принесёт это очередной класс? Сможет ли она найти с ними общий язык? Время летит так быстро -  хватит ли у неё сил, терпения на новых ребятишек?

  Любви, терпения хватило и на наш выпуск и на другие. А откуда они брались?  Ведь у учителя тоже есть личная жизнь, и не всегда она удачная. Много домашней работы, свои дети, которым тоже нужны внимание и заботы. Я всегда поражалась тому , как Валентине Николаевне удавалось оставлять личные проблемы дома. Войдя в класс, она становилась только нашей, её волновали только наши проблемы, которых всегда было предостаточно: разбитые колени, испорченные учебники, ссоры по разным поводам, невыученные уроки, неумение читать, писать. Нам казалось, что наша учительница может решить всё, что для неё нет ничего невозможного.       А самое главное, мы чувствовали , что нас любят и желают нам добра. Для многих это было особенно важно, потому что дома о них мало кто заботился, поэтому частенько Валентина Николаевна умывала, причёсывала, стригла ногти своим ученикам,  при этом никак не задевая самолюбие детей. Она и нас приучила относиться к друг другу по-доброму. Я не помню, чтобы в нашем классе кто-то стал смеяться над теми, кто беднее одет, у кого не портфель, а самодельная сумка. Она научила меня ценить людей не по внешнему виду, а потому, что у человека в душе и на уме. Она создала настоящий коллектив, поэтому мы до сих пор дружим друг с другом, помогаем друг другу.   За эту любовь и доброту мы не платить неблагодарностью,  стыдно было себя плохо вести.

  У врачей есть такой непреложный закон – не навреди! Вот по этому закону, мне думается жила и Валентина Николаевна .

   Но мы – дети. А поэтому случалось всякое. Помню , как однажды меня наказали за то, что побила мальчика. Он расплакался, и учительница сказала, чтобы я извинилась. Но  я была уверена в своей правоте , а потому извиняться не стала. Меня поставили в угол до конца урока, но и это не поколебало моей уверенности. А тем временем Валентина Николаевна разобралась в нашем конфликте и поняла, что я защищала правое дело. Вот только метод выбрала неправильный. Меня оставили после уроков. Не было никаких нотаций, упрёков, угроз – был спокойный разговор о том, как защищать правду. Я помню слова ,сказанные как-то по-особенному: «Ты всех собираешься бить, кто не прав? Может, стоит попробовать по-другому? Ведь не всегда ты сможешь справиться силой: найдётся тот , кто окажется сильнее тебя».   Мне , восьмилетнему ребёнку, стало стыдно за свой поступок. Больше я ни разу не прибегала к таким методам поиска справедливости. Я научилась защищаться и защищать не с помощью кулаков, а другими средствами.

   Сейчас, имея большой опыт работы, я могу даже проанализировать методы работы Валентины Николаевны, но мне этого не хочется. И не потому, что это неинтересно и несовременно. Вовсе нет, потому что всё, что делалось учителем было замечательно. Она – настоящий мастер своего дела. Нас в классе было сорок восемь человек, и все получили качественные знания в начальной школе. Но дело не в методиках и средствах обучения, а в самом человеке.  Валентина Николаевна учила и воспитывала нас всем своим поведением, образом мыслей. Я не помню случая, чтобы она кричала, оскорбляла.   В ней была какая-то внутренняя сила убеждения. Она для нас была тем человеком, который освещал нам путь во взрослую жизнь. Есть замечательные слова, сказанные мудрым человеком:  «Счастье , если есть человек, который зажжёт для тебя звезду, и счастье вдвойне, если таким человеком будешь ты». Это про нашу учительницу и про наш класс.

    Пройдут годы, будут другие учителя, хорошие и не очень. Но именно Валентина Николаевна повлияла на мой выбор будущей профессии.

    Кто не знает знаменитую сказку Экзюпери «Маленький принц» и слова главного героя: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я думаю, что это произведение должно было быть любимым у моей учительницы, потому что всю жизнь она жила по этому принципу.   Мне всегда хотелось быть на неё похожей, и когда мне бывает трудно , я всегда вспоминаю её лицо, её лучистые глаза, которые смотрят на меня, как бы говоря: «Оля, не волнуйся, не спеши, ты найдёшь выход». И вот уже двадцать пять лет я ищу выходы из разных ситуаций.

    Меняется время, меняются методы и средства обучения, но не должно, на мой взгляд,  меняться главное : учитель – это не машина, передающая определённую сумму знаний, это путеводная звезда, это горящее сердце Данко, это пение птицы, пробуждающей ото сна, это вечный Маленький принц, думающий о других, несущий добро.

Учитель…  Вы  когда-нибудь вслушивались, как звучит это слово? Послушайте…  «Учи-тель, учи-тель-тель, учи-учи-тель!»  Правда, похоже на весеннюю капель или на пение птицы. А может, это звенит валдайский колокольчик? Что бы вы себе не представили, всё это одинаково ласкает слух, рождает что-то хорошее в душе.

  Именно учитель определил мою дальнейшую жизнь. А всё начиналось как у всех: школа,  звонки, уроки. Я до сих пор помню свою первую встречу с учительницей. Хотя для меня это был очень знакомый человек, потому что мы были соседями и я с детства знала этого человека.  Для меня она была просто тётя Валя, а тут открывается дверь – и на пороге такая знакомая и незнакомая тётя Валя. Но нет, это уже Валентина Николаевна. Я не помню , о чём была наша первая беседа, что говорила нам учительница, но я хорошо помню её лицо, а вернее, глаза, яркие, искрящиеся  (мне тогда показалось, что в них играют лучики солнца) и улыбку, добрую и отчего-то немного грустную. Тогда я не понимала , отчего эта грусть. А сейчас, после многих  лет работы в школе, я знаю почему . Перед ней новые первоклашки, а до них был не один выпуск. Что нового принесёт это очередной класс? Сможет ли она найти с ними общий язык? Время летит так быстро -  хватит ли у неё сил, терпения на новых ребятишек?

  Любви, терпения хватило и на наш выпуск и на другие. А откуда они брались?  Ведь у учителя тоже есть личная жизнь, и не всегда она удачная. Много домашней работы, свои дети, которым тоже нужны внимание и заботы. Я всегда поражалась тому , как Валентине Николаевне удавалось оставлять личные проблемы дома. Войдя в класс, она становилась только нашей, её волновали только наши проблемы, которых всегда было предостаточно: разбитые колени, испорченные учебники, ссоры по разным поводам, невыученные уроки, неумение читать, писать. Нам казалось, что наша учительница может решить всё, что для неё нет ничего невозможного.       А самое главное, мы чувствовали , что нас любят и желают нам добра. Для многих это было особенно важно, потому что дома о них мало кто заботился, поэтому частенько Валентина Николаевна умывала, причёсывала, стригла ногти своим ученикам,  при этом никак не задевая самолюбие детей. Она и нас приучила относиться к друг другу по-доброму. Я не помню, чтобы в нашем классе кто-то стал смеяться над теми, кто беднее одет, у кого не портфель, а самодельная сумка. Она научила меня ценить людей не по внешнему виду, а потому, что у человека в душе и на уме. Она создала настоящий коллектив, поэтому мы до сих пор дружим друг с другом, помогаем друг другу.   За эту любовь и доброту мы не платить неблагодарностью,  стыдно было себя плохо вести.

  У врачей есть такой непреложный закон – не навреди! Вот по этому закону, мне думается жила и Валентина Николаевна .

   Но мы – дети. А поэтому случалось всякое. Помню , как однажды меня наказали за то, что побила мальчика. Он расплакался, и учительница сказала, чтобы я извинилась. Но  я была уверена в своей правоте , а потому извиняться не стала. Меня поставили в угол до конца урока, но и это не поколебало моей уверенности. А тем временем Валентина Николаевна разобралась в нашем конфликте и поняла, что я защищала правое дело. Вот только метод выбрала неправильный. Меня оставили после уроков. Не было никаких нотаций, упрёков, угроз – был спокойный разговор о том, как защищать правду. Я помню слова ,сказанные как-то по-особенному: «Ты всех собираешься бить, кто не прав? Может, стоит попробовать по-другому? Ведь не всегда ты сможешь справиться силой: найдётся тот , кто окажется сильнее тебя».   Мне , восьмилетнему ребёнку, стало стыдно за свой поступок. Больше я ни разу не прибегала к таким методам поиска справедливости. Я научилась защищаться и защищать не с помощью кулаков, а другими средствами.

   Сейчас, имея большой опыт работы, я могу даже проанализировать методы работы Валентины Николаевны, но мне этого не хочется. И не потому, что это неинтересно и несовременно. Вовсе нет, потому что всё, что делалось учителем было замечательно. Она – настоящий мастер своего дела. Нас в классе было сорок восемь человек, и все получили качественные знания в начальной школе. Но дело не в методиках и средствах обучения, а в самом человеке.  Валентина Николаевна учила и воспитывала нас всем своим поведением, образом мыслей. Я не помню случая, чтобы она кричала, оскорбляла.   В ней была какая-то внутренняя сила убеждения. Она для нас была тем человеком, который освещал нам путь во взрослую жизнь. Есть замечательные слова, сказанные мудрым человеком:  «Счастье , если есть человек, который зажжёт для тебя звезду, и счастье вдвойне, если таким человеком будешь ты». Это про нашу учительницу и про наш класс.

    Пройдут годы, будут другие учителя, хорошие и не очень. Но именно Валентина Николаевна повлияла на мой выбор будущей профессии.

    Кто не знает знаменитую сказку Экзюпери «Маленький принц» и слова главного героя: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я думаю, что это произведение должно было быть любимым у моей учительницы, потому что всю жизнь она жила по этому принципу.   Мне всегда хотелось быть на неё похожей, и когда мне бывает трудно , я всегда вспоминаю её лицо, её лучистые глаза, которые смотрят на меня, как бы говоря: «Оля, не волнуйся, не спеши, ты найдёшь выход». И вот уже двадцать пять лет я ищу выходы из разных ситуаций.

    Меняется время, меняются методы и средства обучения, но не должно, на мой взгляд,  меняться главное : учитель – это не машина, передающая определённую сумму знаний, это путеводная звезда, это горящее сердце Данко, это пение птицы, пробуждающей ото сна, это вечный Маленький принц, думающий о других, несущий добро.

Учитель…  Вы  когда-нибудь вслушивались, как звучит это слово? Послушайте…  «Учи-тель, учи-тель-тель, учи-учи-тель!»  Правда, похоже на весеннюю капель или на пение птицы. А может, это звенит валдайский колокольчик? Что бы вы себе не представили, всё это одинаково ласкает слух, рождает что-то хорошее в душе.

  Именно учитель определил мою дальнейшую жизнь. А всё начиналось как у всех: школа,  звонки, уроки. Я до сих пор помню свою первую встречу с учительницей. Хотя для меня это был очень знакомый человек, потому что мы были соседями и я с детства знала этого человека.  Для меня она была просто тётя Валя, а тут открывается дверь – и на пороге такая знакомая и незнакомая тётя Валя. Но нет, это уже Валентина Николаевна. Я не помню , о чём была наша первая беседа, что говорила нам учительница, но я хорошо помню её лицо, а вернее, глаза, яркие, искрящиеся  (мне тогда показалось, что в них играют лучики солнца) и улыбку, добрую и отчего-то немного грустную. Тогда я не понимала , отчего эта грусть. А сейчас, после многих  лет работы в школе, я знаю почему . Перед ней новые первоклашки, а до них был не один выпуск. Что нового принесёт это очередной класс? Сможет ли она найти с ними общий язык? Время летит так быстро -  хватит ли у неё сил, терпения на новых ребятишек?

  Любви, терпения хватило и на наш выпуск и на другие. А откуда они брались?  Ведь у учителя тоже есть личная жизнь, и не всегда она удачная. Много домашней работы, свои дети, которым тоже нужны внимание и заботы. Я всегда поражалась тому , как Валентине Николаевне удавалось оставлять личные проблемы дома. Войдя в класс, она становилась только нашей, её волновали только наши проблемы, которых всегда было предостаточно: разбитые колени, испорченные учебники, ссоры по разным поводам, невыученные уроки, неумение читать, писать. Нам казалось, что наша учительница может решить всё, что для неё нет ничего невозможного.       А самое главное, мы чувствовали , что нас любят и желают нам добра. Для многих это было особенно важно, потому что дома о них мало кто заботился, поэтому частенько Валентина Николаевна умывала, причёсывала, стригла ногти своим ученикам,  при этом никак не задевая самолюбие детей. Она и нас приучила относиться к друг другу по-доброму. Я не помню, чтобы в нашем классе кто-то стал смеяться над теми, кто беднее одет, у кого не портфель, а самодельная сумка. Она научила меня ценить людей не по внешнему виду, а потому, что у человека в душе и на уме. Она создала настоящий коллектив, поэтому мы до сих пор дружим друг с другом, помогаем друг другу.   За эту любовь и доброту мы не платить неблагодарностью,  стыдно было себя плохо вести.

  У врачей есть такой непреложный закон – не навреди! Вот по этому закону, мне думается жила и Валентина Николаевна .

   Но мы – дети. А поэтому случалось всякое. Помню , как однажды меня наказали за то, что побила мальчика. Он расплакался, и учительница сказала, чтобы я извинилась. Но  я была уверена в своей правоте , а потому извиняться не стала. Меня поставили в угол до конца урока, но и это не поколебало моей уверенности. А тем временем Валентина Николаевна разобралась в нашем конфликте и поняла, что я защищала правое дело. Вот только метод выбрала неправильный. Меня оставили после уроков. Не было никаких нотаций, упрёков, угроз – был спокойный разговор о том, как защищать правду. Я помню слова ,сказанные как-то по-особенному: «Ты всех собираешься бить, кто не прав? Может, стоит попробовать по-другому? Ведь не всегда ты сможешь справиться силой: найдётся тот , кто окажется сильнее тебя».   Мне , восьмилетнему ребёнку, стало стыдно за свой поступок. Больше я ни разу не прибегала к таким методам поиска справедливости. Я научилась защищаться и защищать не с помощью кулаков, а другими средствами.

   Сейчас, имея большой опыт работы, я могу даже проанализировать методы работы Валентины Николаевны, но мне этого не хочется. И не потому, что это неинтересно и несовременно. Вовсе нет, потому что всё, что делалось учителем было замечательно. Она – настоящий мастер своего дела. Нас в классе было сорок восемь человек, и все получили качественные знания в начальной школе. Но дело не в методиках и средствах обучения, а в самом человеке.  Валентина Николаевна учила и воспитывала нас всем своим поведением, образом мыслей. Я не помню случая, чтобы она кричала, оскорбляла.   В ней была какая-то внутренняя сила убеждения. Она для нас была тем человеком, который освещал нам путь во взрослую жизнь. Есть замечательные слова, сказанные мудрым человеком:  «Счастье , если есть человек, который зажжёт для тебя звезду, и счастье вдвойне, если таким человеком будешь ты». Это про нашу учительницу и про наш класс.

    Пройдут годы, будут другие учителя, хорошие и не очень. Но именно Валентина Николаевна повлияла на мой выбор будущей профессии.

    Кто не знает знаменитую сказку Экзюпери «Маленький принц» и слова главного героя: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я думаю, что это произведение должно было быть любимым у моей учительницы, потому что всю жизнь она жила по этому принципу.   Мне всегда хотелось быть на неё похожей, и когда мне бывает трудно , я всегда вспоминаю её лицо, её лучистые глаза, которые смотрят на меня, как бы говоря: «Оля, не волнуйся, не спеши, ты найдёшь выход». И вот уже двадцать пять лет я ищу выходы из разных ситуаций.

    Меняется время, меняются методы и средства обучения, но не должно, на мой взгляд,  меняться главное : учитель – это не машина, передающая определённую сумму знаний, это путеводная звезда, это горящее сердце Данко, это пение птицы, пробуждающей ото сна, это вечный Маленький принц, думающий о других, несущий добро.

Учитель…  Вы  когда-нибудь вслушивались, как звучит это слово? Послушайте…  «Учи-тель, учи-тель-тель, учи-учи-тель!»  Правда, похоже на весеннюю капель или на пение птицы. А может, это звенит валдайский колокольчик? Что бы вы себе не представили, всё это одинаково ласкает слух, рождает что-то хорошее в душе.

  Именно учитель определил мою дальнейшую жизнь. А всё начиналось как у всех: школа,  звонки, уроки. Я до сих пор помню свою первую встречу с учительницей. Хотя для меня это был очень знакомый человек, потому что мы были соседями и я с детства знала этого человека.  Для меня она была просто тётя Валя, а тут открывается дверь – и на пороге такая знакомая и незнакомая тётя Валя. Но нет, это уже Валентина Николаевна. Я не помню , о чём была наша первая беседа, что говорила нам учительница, но я хорошо помню её лицо, а вернее, глаза, яркие, искрящиеся  (мне тогда показалось, что в них играют лучики солнца) и улыбку, добрую и отчего-то немного грустную. Тогда я не понимала , отчего эта грусть. А сейчас, после многих  лет работы в школе, я знаю почему . Перед ней новые первоклашки, а до них был не один выпуск. Что нового принесёт это очередной класс? Сможет ли она найти с ними общий язык? Время летит так быстро -  хватит ли у неё сил, терпения на новых ребятишек?

  Любви, терпения хватило и на наш выпуск и на другие. А откуда они брались?  Ведь у учителя тоже есть личная жизнь, и не всегда она удачная. Много домашней работы, свои дети, которым тоже нужны внимание и заботы. Я всегда поражалась тому , как Валентине Николаевне удавалось оставлять личные проблемы дома. Войдя в класс, она становилась только нашей, её волновали только наши проблемы, которых всегда было предостаточно: разбитые колени, испорченные учебники, ссоры по разным поводам, невыученные уроки, неумение читать, писать. Нам казалось, что наша учительница может решить всё, что для неё нет ничего невозможного.       А самое главное, мы чувствовали , что нас любят и желают нам добра. Для многих это было особенно важно, потому что дома о них мало кто заботился, поэтому частенько Валентина Николаевна умывала, причёсывала, стригла ногти своим ученикам,  при этом никак не задевая самолюбие детей. Она и нас приучила относиться к друг другу по-доброму. Я не помню, чтобы в нашем классе кто-то стал смеяться над теми, кто беднее одет, у кого не портфель, а самодельная сумка. Она научила меня ценить людей не по внешнему виду, а потому, что у человека в душе и на уме. Она создала настоящий коллектив, поэтому мы до сих пор дружим друг с другом, помогаем друг другу.   За эту любовь и доброту мы не платить неблагодарностью,  стыдно было себя плохо вести.

  У врачей есть такой непреложный закон – не навреди! Вот по этому закону, мне думается жила и Валентина Николаевна .

   Но мы – дети. А поэтому случалось всякое. Помню , как однажды меня наказали за то, что побила мальчика. Он расплакался, и учительница сказала, чтобы я извинилась. Но  я была уверена в своей правоте , а потому извиняться не стала. Меня поставили в угол до конца урока, но и это не поколебало моей уверенности. А тем временем Валентина Николаевна разобралась в нашем конфликте и поняла, что я защищала правое дело. Вот только метод выбрала неправильный. Меня оставили после уроков. Не было никаких нотаций, упрёков, угроз – был спокойный разговор о том, как защищать правду. Я помню слова ,сказанные как-то по-особенному: «Ты всех собираешься бить, кто не прав? Может, стоит попробовать по-другому? Ведь не всегда ты сможешь справиться силой: найдётся тот , кто окажется сильнее тебя».   Мне , восьмилетнему ребёнку, стало стыдно за свой поступок. Больше я ни разу не прибегала к таким методам поиска справедливости. Я научилась защищаться и защищать не с помощью кулаков, а другими средствами.

   Сейчас, имея большой опыт работы, я могу даже проанализировать методы работы Валентины Николаевны, но мне этого не хочется. И не потому, что это неинтересно и несовременно. Вовсе нет, потому что всё, что делалось учителем было замечательно. Она – настоящий мастер своего дела. Нас в классе было сорок восемь человек, и все получили качественные знания в начальной школе. Но дело не в методиках и средствах обучения, а в самом человеке.  Валентина Николаевна учила и воспитывала нас всем своим поведением, образом мыслей. Я не помню случая, чтобы она кричала, оскорбляла.   В ней была какая-то внутренняя сила убеждения. Она для нас была тем человеком, который освещал нам путь во взрослую жизнь. Есть замечательные слова, сказанные мудрым человеком:  «Счастье , если есть человек, который зажжёт для тебя звезду, и счастье вдвойне, если таким человеком будешь ты». Это про нашу учительницу и про наш класс.

    Пройдут годы, будут другие учителя, хорошие и не очень. Но именно Валентина Николаевна повлияла на мой выбор будущей профессии.

    Кто не знает знаменитую сказку Экзюпери «Маленький принц» и слова главного героя: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я думаю, что это произведение должно было быть любимым у моей учительницы, потому что всю жизнь она жила по этому принципу.   Мне всегда хотелось быть на неё похожей, и когда мне бывает трудно , я всегда вспоминаю её лицо, её лучистые глаза, которые смотрят на меня, как бы говоря: «Оля, не волнуйся, не спеши, ты найдёшь выход». И вот уже двадцать пять лет я ищу выходы из разных ситуаций.

    Меняется время, меняются методы и средства обучения, но не должно, на мой взгляд,  меняться главное : учитель – это не машина, передающая определённую сумму знаний, это путеводная звезда, это горящее сердце Данко, это пение птицы, пробуждающей ото сна, это вечный Маленький принц, думающий о других, несущий добро.

Учитель…  Вы  когда-нибудь вслушивались, как звучит это слово? Послушайте…  «Учи-тель, учи-тель-тель, учи-учи-тель!»  Правда, похоже на весеннюю капель или на пение птицы. А может, это звенит валдайский колокольчик? Что бы вы себе не представили, всё это одинаково ласкает слух, рождает что-то хорошее в душе.

  Именно учитель определил мою дальнейшую жизнь. А всё начиналось как у всех: школа,  звонки, уроки. Я до сих пор помню свою первую встречу с учительницей. Хотя для меня это был очень знакомый человек, потому что мы были соседями и я с детства знала этого человека.  Для меня она была просто тётя Валя, а тут открывается дверь – и на пороге такая знакомая и незнакомая тётя Валя. Но нет, это уже Валентина Николаевна. Я не помню , о чём была наша первая беседа, что говорила нам учительница, но я хорошо помню её лицо, а вернее, глаза, яркие, искрящиеся  (мне тогда показалось, что в них играют лучики солнца) и улыбку, добрую и отчего-то немного грустную. Тогда я не понимала , отчего эта грусть. А сейчас, после многих  лет работы в школе, я знаю почему . Перед ней новые первоклашки, а до них был не один выпуск. Что нового принесёт это очередной класс? Сможет ли она найти с ними общий язык? Время летит так быстро -  хватит ли у неё сил, терпения на новых ребятишек?

  Любви, терпения хватило и на наш выпуск и на другие. А откуда они брались?  Ведь у учителя тоже есть личная жизнь, и не всегда она удачная. Много домашней работы, свои дети, которым тоже нужны внимание и заботы. Я всегда поражалась тому , как Валентине Николаевне удавалось оставлять личные проблемы дома. Войдя в класс, она становилась только нашей, её волновали только наши проблемы, которых всегда было предостаточно: разбитые колени, испорченные учебники, ссоры по разным поводам, невыученные уроки, неумение читать, писать. Нам казалось, что наша учительница может решить всё, что для неё нет ничего невозможного.       А самое главное, мы чувствовали , что нас любят и желают нам добра. Для многих это было особенно важно, потому что дома о них мало кто заботился, поэтому частенько Валентина Николаевна умывала, причёсывала, стригла ногти своим ученикам,  при этом никак не задевая самолюбие детей. Она и нас приучила относиться к друг другу по-доброму. Я не помню, чтобы в нашем классе кто-то стал смеяться над теми, кто беднее одет, у кого не портфель, а самодельная сумка. Она научила меня ценить людей не по внешнему виду, а потому, что у человека в душе и на уме. Она создала настоящий коллектив, поэтому мы до сих пор дружим друг с другом, помогаем друг другу.   За эту любовь и доброту мы не платить неблагодарностью,  стыдно было себя плохо вести.

  У врачей есть такой непреложный закон – не навреди! Вот по этому закону, мне думается жила и Валентина Николаевна .

   Но мы – дети. А поэтому случалось всякое. Помню , как однажды меня наказали за то, что побила мальчика. Он расплакался, и учительница сказала, чтобы я извинилась. Но  я была уверена в своей правоте , а потому извиняться не стала. Меня поставили в угол до конца урока, но и это не поколебало моей уверенности. А тем временем Валентина Николаевна разобралась в нашем конфликте и поняла, что я защищала правое дело. Вот только метод выбрала неправильный. Меня оставили после уроков. Не было никаких нотаций, упрёков, угроз – был спокойный разговор о том, как защищать правду. Я помню слова ,сказанные как-то по-особенному: «Ты всех собираешься бить, кто не прав? Может, стоит попробовать по-другому? Ведь не всегда ты сможешь справиться силой: найдётся тот , кто окажется сильнее тебя».   Мне , восьмилетнему ребёнку, стало стыдно за свой поступок. Больше я ни разу не прибегала к таким методам поиска справедливости. Я научилась защищаться и защищать не с помощью кулаков, а другими средствами.

   Сейчас, имея большой опыт работы, я могу даже проанализировать методы работы Валентины Николаевны, но мне этого не хочется. И не потому, что это неинтересно и несовременно. Вовсе нет, потому что всё, что делалось учителем было замечательно. Она – настоящий мастер своего дела. Нас в классе было сорок восемь человек, и все получили качественные знания в начальной школе. Но дело не в методиках и средствах обучения, а в самом человеке.  Валентина Николаевна учила и воспитывала нас всем своим поведением, образом мыслей. Я не помню случая, чтобы она кричала, оскорбляла.   В ней была какая-то внутренняя сила убеждения. Она для нас была тем человеком, который освещал нам путь во взрослую жизнь. Есть замечательные слова, сказанные мудрым человеком:  «Счастье , если есть человек, который зажжёт для тебя звезду, и счастье вдвойне, если таким человеком будешь ты». Это про нашу учительницу и про наш класс.

    Пройдут годы, будут другие учителя, хорошие и не очень. Но именно Валентина Николаевна повлияла на мой выбор будущей профессии.

    Кто не знает знаменитую сказку Экзюпери «Маленький принц» и слова главного героя: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я думаю, что это произведение должно было быть любимым у моей учительницы, потому что всю жизнь она жила по этому принципу.   Мне всегда хотелось быть на неё похожей, и когда мне бывает трудно , я всегда вспоминаю её лицо, её лучистые глаза, которые смотрят на меня, как бы говоря: «Оля, не волнуйся, не спеши, ты найдёшь выход». И вот уже двадцать пять лет я ищу выходы из разных ситуаций.

    Меняется время, меняются методы и средства обучения, но не должно, на мой взгляд,  меняться главное : учитель – это не машина, передающая определённую сумму знаний, это путеводная звезда, это горящее сердце Данко, это пение птицы, пробуждающей ото сна, это вечный Маленький принц, думающий о других, несущий добро.