Экологический проект "Поел сам,покорми птиц!"

Валентина Владиславовна Мышова

Проект выполнен совместно с учениками 2 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Приложение № 1

Тема. "Птицы зимой" (фрагмент урока).

Цели.

Обобщить знания детей о зимующих птицах; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Учебник "Окружающий мир"; грамзаписи: П.И. Чайковский "Времена года", "Покормите птиц зимой", голоса птиц (дятел), "Танец маленьких утят"; рисунки птиц (для оформления доски); ребусы (ворона, сорока);

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на работу.

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.

Учитель включает грамзапись произведения П.И. Чайковского "Декабрь" из музыкального альбома "Времена года".

– Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует.

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

Учитель открывает левую половину доски: на переднем плане – ели и березы, вдали еловый лес. На березе висит кормушка. На снегу написано "Зима". Под деревьями следы птиц.

– Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.

Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: "Здесь был такой-то".

Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?

II. Повторение изученного материала

У. Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне?

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом...

У. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

Д. Зимующие.

У. Чем они питаются, где находят себе корм?

Д. Семенами, почками деревьев.

– Насекомыми и личинками насекомых, доставая их из-под коры деревьев.

У. Что птицам страшнее – холод или голод зимой?

Д. Голод.

У. Как человек помогает птицам пережить зиму?

Д. Подкармливает, делает кормушки.

У. Поднимите руку те, у кого есть кормушки на окне или на балконе.

Ответы детей.

У. А кто из вас сегодня подкармливал птиц?

Ответы детей.

– Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку.

Д. Воробьи, синицы, голуби.

У. Об одной из этих птиц вы сейчас услышите рассказ. Угадайте, о какой?

Подготовленный ученик описывает птицу.

Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.

У. Угадали, ребята, кто прилетает на кормушку?

Д. Синица.

Фигурку птички ученик прикрепляет на кормушку на доске и читает стихотворение про птиц.

– А моих птиц вы узнаете, послушав стихотворение.

Голодно, холодно,

Прилетайте в гости,

Галки, воробьи!

Полны мои горсти.

Голодно, голуби,

Клюйте, гостюйте,

Гуленьки мои!

Не пугайтесь, клюйте!

У. Какие птицы перечислены в стихотворении?

Д. Галки, воробьи, голуби.

Дети прикрепляют на доску фигурки птичек.

У. Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои "визитные карточки". Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости.

Разгадывание ребусов.

(Ворона.)        

(Сорока.)

Фигурки  птичек прикрепляются на доску.

Д. А мою птичку вы узнаете по ее тени, в названии этой птички спряталось "снежное слово".

Фигурка снегиря прикрепляется на ветку березы сначала в виде черной тени, а затем поворачивается раскрашенной стороной.

У. Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра снег пойдет.

А на мою кормушку часто прилетает поползень.

Фигурку птички ученик прикрепляет на ствол березы.

– Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на мою кормушку.

Звучит грамзапись: стук дятла.

– Ребята, что это за звуки слышны в лесу?

Д. Так стучит дятел.

У. Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: вредных насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева достает.

Открывается фигурка дятла на березе.

– У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твердыми зазубринками. Им дятел и достает насекомых, они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.

Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу?

Д. Да, это клесты.

Фигурка прикрепляется к еловой шишке.

У. Действительно, обычно в конце зимы, в феврале-марте, в самые вьюжные месяцы, самочка клеста на елке или сосне строит глубокое теплое-теплое гнездо.

Строит его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта крыша защищает птенцов от снега. Почему клест выводит птенцов зимой?

Д. У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клест на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки – и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семенами и кормится всю зиму. Ими и птенцов своих выкармливает.

У. Ребята, как много птиц собралось на нашей полянке. (Заглядывает в кормушку.) А кормушка у нас что-то пуста. Кто из вас хочет покормить птиц?

Д. Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли...

Дети читают составленное ими "Меню для птичьей столовой" и кладут корм в кормушку: ягоды рябины, хлебные крошки, кусочки сала, пшено и пр.

У. Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем парке. Послушайте, с каким советом обращаются к вам птицы.

Звучит грамзапись стихотворения "Покормите птиц зимой!"

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

– А еще какие советы могли бы дать друг другу птицы и дети?

Д. Птицы – чистить от снега кормушки.

– Не распугивать птиц возле кормушек.

– Люди птицам – прилетать ближе к жилью человека, не бояться людей.

У. А теперь прочитайте слова благодарности, которые написали вам на снегу птицы.

На снегу открывается слово "Спасибо!", написанное буквами в виде фигурок птиц.