План работы школьной библиотеки на 2014-2015 год
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ровеньская средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов
Ровеньского района Белгородской области»
Согласовано: Заместитель по воспитательной работе _____________________________ Стромакова Н.Н. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы__________________ Макарова Е.В. «____»_____________20 г.
|
План работы школьной библиотеки
на 2014- 2015 учебный год
Зав. школьной библиотеки:
Яровая Л.И.
Ровеньки
2014
Основные цели и задачи работы библиотеки на 2014 – 2015 учебный год.
1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.
5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.
6. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.
Задачи:
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.
- Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
- Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
- Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
- Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.
Основные функции библиотеки:
1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
3. Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.
4. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
5. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
6. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
7. Просветительская библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
8. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями МБОУ, другими библиотеками, для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.
Направления деятельности библиотеки:
1. Работа с учащимися:
- уроки культуры чтения;
- библиографические уроки;
- информационные и прочие обзоры литературы;
- игры, конкурсы, викторины, презентации и т.д.;
- доклады о навыках работы с книгой;
2. Поддержка общешкольных мероприятий:
предметные недели естественно-научного цикла, русского языка и литературы, математики, информатики, искусства, детской книги. День знаний; день матери; день Земли; масленица; Рождество; общественные акции: день борьбы с наркоманией и наркобизнесом и др.; оформление школьных газет и стендов.
3. Работа с учителями и родителями:
- выступления на заседаниях педсовета;
- обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;
- отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
- информационные обзоры на заданные темы;
- индивидуальная работа с педагогами;
- пополнение банка педагогической информации.
- оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям.
Общие сведения о библиотеке:
Количество обучающихся - , из них читателей -
Количество учителей - 73 , из них читателей - 68
Другие работники и родители - 8
Объем книжного фонда - 10373
Объем учебного фонда – 11169
Медиатека – 1052
II. Формирование фонда библиотеки.
№ | Содержание работы | Срок исполнения | |
1. | Работа с фондом учебной литературы | ||
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2014-2015учебный год. | Сентябрь-октябрь
| ||
Составление отчетных документов по обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой | Сентябрь | ||
Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам. | Май-июнь | ||
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
| Январь- август | ||
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников) | Октябрь | ||
Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ. | Октябрь-декабрь | ||
Изучение и анализ использования учебного фонда | В течение года | ||
Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию | В течение года | ||
Ведение тетради выдачи учебников | Май, сентябрь | ||
Составить УМК на 2015/2016 учебный год | Июнь | ||
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий и оформление выставки «Знакомьтесь — новые учебники». | Сентябрь | ||
2 | Работа с фондом художественной литературы | ||
Изучение состава фонда и анализ его использования. | Декабрь | ||
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений. | Постоянно в течение года | ||
Учет библиотечного фонда. | По графику инвентаризации | ||
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации. | По мере комплектования | ||
. Выдача документов пользователям библиотеки | Постоянно | ||
Работа с фондом:
|
Постоянно в течение года | ||
Работа по сохранности фонда:
|
Постоянно в течение года | ||
Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу. | Октябрь-декабрь | ||
Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек). | По мере необходимости | ||
Обеспечение свободного доступа - к художественному фонду (для обучающихся 1-4 классов); - к фонду периодики (для обучающихся и сотрудников); - к фонду учебников (по требованию); - к компьютеру. | Постоянно | ||
Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением актива библиотеки и учащихся на уроках труда в начальных классах. Оформление книжной выставки « Эти книги вы лечили сами». | На каникулах | ||
3 | Комплектование фонда периодики | ||
Комплектование фонда периодикой в соответствии с образовательной программой школы: | Октябрь Апрель | ||
Контроль доставки | Постоянно |
III. Справочно-библиографическая работа.
|
Содержание работ
|
Срок исполнения |
1 | Вести тетрадь учёта библиографических справок | Постоянно |
2 | Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся начальной и средней школы с применением новых информационных технологий (См. темы занятий в программе «Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся»). | В течение года |
3 | Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным датам и праздникам. | По заявкам |
4 | Выполнение тематических, фактических и информационных справок, организация выставок книг, статей, дополнительной справочной литературы в помощь педагогам по работе с одарёнными детьми, посвящённые подготовке и проведению научно – практических конференций, интеллектуальных конкурсов, участию в олимпиадном движении. | постоянно |
5 | Составление рекомендательных списков литературы, планов чтения по заявкам учителей, обучающихся к классным часам, юбилейным датам, праздникам. | По заявкам |
6 | Составление памяток, буклетов: «Детские журналы –это интересно»; «Правила пользования библиотекой» «Порядок работы с компьютером» «Сохраним школьный учебник»; «Правила пользования библиотекой». «Книга – твой друг» | В течение года |
7 | Составление папок: «Государственная символика России» | В течение года |
- Работа с читателями.
№ |
Содержание работ |
Срок исполнения | |
1 | Индивидуальная работа | ||
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей. | Постоянно | ||
Рекомендательные беседы при выдаче книг | Постоянно | ||
Беседы о прочитанном. | Постоянно | ||
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку. | По мере поступления | ||
Провести анкетирование учащихся начальной и средней школы по теме «Твои любимые книги» | Январь-февраль | ||
Изучение и анализ читательских формуляров | В течение года | ||
«Десять любимых книг»- рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки) | Октябрь | ||
2 | Работа с родительским комитетом школы | ||
Составление списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления по Федеральному комплекту учебников. | Август | ||
Оказание помощи родителям в подборе литературы по вопросам воспитания, образования и т.п. (по мере обращения). | постоянно | ||
3 | Работа с педагогическим коллективом | ||
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. | На педсоветах | ||
Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году. | В течение года | ||
Оказание методической помощи к уроку. | В течение года | ||
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет | По требованию МО и педагогов | ||
4 | Работа с обучающимися | ||
Обслуживание обучающих согласно расписанию работы библиотеки | Постоянно | ||
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям) | 1 раз в четверть | ||
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику. | Постоянно | ||
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя. | Постоянно | ||
Ознакомление школьников с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фондах школьных библиотек | В течение года | ||
Провести ежегодный школьный конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс школы» среди учащихся начальной и средней школы. | На неделе детской книги | ||
5 | Массовая работа: | ||
Выставочная деятельность. Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения. Вызвать интерес к предмету через литературу. Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе. | |||
Выставки в помощь учебному процессу: -Выставки учебных изданий по предметным неделям | По предметным неделям. | ||
Ежемесячные выставки к юбилейным датам писателей: 1 сентября – 115 лет со дня рождения писателя Андрея Платоновича Платонова (1899–1951) 27 сентября – 120 лет со дня рождения писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой (1894-1993) 29 сентября – 110 лет со дня рождения писателя, публициста Николая Алексеевича Островского (1904–1936) 2 октября – 110 лет со дня рождения английского писателя Грэма Грина (1904-1991) 13 октября – 115 лет со дня рождения поэта Алексея Александровича Суркова (1899-1983) 15 октября – 205 лет со дня рождения поэта Алексея Васильевича Кольцова (1809–1842) 15 октября – 200 лет со дня рождения поэта, писателя, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841) 16 октября – 160 лет со дня рождения английского писателя Оскара Уайльда (1854–1900) 20 ноября – 145-лет со дня рождения русской поэтессы и писательницы, драматурга и литературного критика Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869 – 1945). 13 декабря – 140 лет со дня рождения поэта, писателя Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) 5 января – 95 лет со дня рождения писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова (1920–1996) 15 января – 220 лет со дня рождения поэта, драматурга, дипломата Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829) 15 января – 90 лет со дня рождения писателя Евгения Ивановича Носова (1925–2002) 19 января – 115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Исаковского (1900-1973), поэта 29 января – 155 лет со дня рождения писателя, драматурга Антона Павловича Чехова (1860–1904) 10 февраля – 125 лет со дня рождения поэта Бориса Леонидовича Пастернака (1890–1960) 24 февраля – 160 лет со дня рождения писателя Всеволода Михайловича Гаршина (1855–1888) 29 февраля – 95 лет со дня рождения писателя Федора Александровича Абрамова (1920–1983) 2 марта – 215 лет со дня рождения Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844, поэта 2 апреля – 210 лет со дня рождения датского писателя Ханса Кристиана Андерсена (1805–1875) 14 апреля – 270 лет со дня рождения писателя, драматурга Дениса Ивановича Фонвизина (1745–1792) 16 мая – 105 лет со дня рождения поэта Ольги Федоровны Берггольц (1910–1975) 24 мая – 110 лет со дня рождения писателя Михаила Александровича Шолохова (1905–1984) | В течение года Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | ||
Выставка-плакат «Книги-юбиляры»: | В течение года | ||
Проведение библиотечных уроков, приуроченных к памятным датам и юбилеям писателей | Постоянно | ||
Организация и проведение читательских конференций, диспутов, научно – практических конференций, приуроченных к предметным декадам, совместно с учителями предметниками | По графику | ||
Организация и проведение с привлечением классных библиотечных активов: - выставки рисунков «Мои любимые герои» 1-4 кл.; - игры – викторины «Мой дом – моя планета» 2-5 кл.; - конкурс на лучшую мультимедийную презентацию, посщёную: а). «Дню победы» 6-7 кл. б). «Моя малая Родина» 6-8 кл. в). «Новое время и новые профессии» 9 кл.; - литературного салона «Читаем стихи о весне, о мире, и доре»; - круглого стола «День славянской письменности». | Сентябрь октябрь в течение года май март май | ||
6 | Духовно-нравственное воспитание | ||
Беседы: - Добро. Добродетель. Милосердие. - Любовь к близким - Культура общения . 1-4 классы.- | Сентябрь | ||
«Священное имя - мама!» - книжная выставка, посвященная Дню Матери. | Ноябрь | ||
-Всякая душа празднику рада (обзор – викторина на тему русских праздников) | Октябрь | ||
-Азбука нравственности (беседа о культуре поведения) | В течение года | ||
-«В начале было слово» - книжная выставка. | Май | ||
7 | Экологическое воспитание | ||
-Игра-викторина «Путешествие по лесным тропинкам» | Октябрь | ||
-Провести экологическую игру «Поле чудес» на тему «Земля - наш общий дом» среди учащихся начальной школы. -Колокола тревоги! (устный журнал, презентация) | Март, апрель | ||
-Викторина «Птицы – наши друзья» | Декабрь | ||
-Книжная выставка «С природой одною он жизнью дышал», посвященная–Михаилу Пришвину | Февраль | ||
-«Как прекрасен мир родной природы» - демонстрация энциклопедий о животных и растениях (книжная выставка). | Март | ||
8 | Эстетическое воспитание | ||
-Организовать для начальной школы конкурс загадок по сказкам писателей-юбиляров - Чем красив человек (беседа) - Как прекрасен этот мир (диспут) - Друг мой музыка (выставка) - Дверь в волшебный мир (литературно – музыкальная композиция) | Февраль-март
Сентябрь Февраль Апрель Ноябрь
| ||
9 | Гражданско-патриотическое воспитание | ||
Книжная выставка «Символика Белгородчины» | Октябрь | ||
Книжная выставка «Праздник Воскресения России» ко дню народного единства | Ноябрь | ||
«Мой край родной» книжная выставка | Февраль | ||
10 | Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам |
| |
День Знаний (помощь в подготовке праздника) | Сентябрь | ||
День Учителя в России (помощь в подготовке праздника) | Октябрь | ||
Международный месячник школьных библиотек | Октябрь | ||
Прощание с Азбукой (подбор стихотворений, сценариев) | Декабрь | ||
Новогодние праздники (подбор сценариев к классным часам) | Конец декабря | ||
День Защитника Отечества (подбор стихотворений для классных часов) | Февраль | ||
Международный женский день. Подбор стихов, песен,сценариев | Март | ||
Неделя детской книги | Март | ||
9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов к концерту для встречи ветеранов. | Май |
V. Взаимодействие со школьными библиотеками района,
с центральной библиотекой
№ | Содержание работ | Срок выполнения |
1. | Сотрудничество по обслуживанию школьников библиотеками района. Формы работы: Экскурсии по библиотеке Тематические беседы Библиографическая помощь. |
В течение года
|
VI . Повышение квалификации
№ | Содержание работ | Срок выполнения |
1 | Участие в совещаниях, проводимых управлением образования. | 1-2 раза в месяц |
2 | Самообразование: - чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека». - приказов, писем, инструкций о библиотечном деле. | В течение года |
4 | Регулярное повышение квалификации на курсах. | В течение года |
5 | Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. | В течение года |
6 | -Изучение и использование опыта лучших школьных библиотекарей: - Посещение семинаров -Участие в работе тематических круглых столов -Присутствие на открытых мероприятиях -Индивидуальные консультации | В течение года |
VII. Внедрение новых информационных технологий
№ | Содержание работ | Срок выполнения |
1. | - Использование мультимедийных презентаций - ведение информационно-поисковых систем и библиографических баз данных - формирование информационной грамотности (обучение с помощью технологий); | В течение года
|