План работы школьной библиотеки на 2014-2015 год

Яровая Любовь Ивановна

Годовой план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoy_plan_na_2014-2015_g.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Ровеньская средняя общеобразовательная школа с

углубленным изучением отдельных предметов

Ровеньского района  Белгородской области»

Согласовано:

Заместитель

по воспитательной работе

_____________________________

              Стромакова Н.Н.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы__________________

       Макарова Е.В.

«____»_____________20      г.

         

План работы школьной библиотеки

на 2014- 2015 учебный год

Зав. школьной библиотеки:

 Яровая Л.И.

Ровеньки

2014

Основные цели и задачи работы библиотеки на 2014 – 2015 учебный год.

1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.

 2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.

3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.

4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.

5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.

6. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.

Задачи:

  1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.
  2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
  3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
  4. Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
  5. Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.

Основные функции библиотеки:

1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.

2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.

3. Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.

4. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.

5. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.

6. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

7. Просветительская библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.

8. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями МБОУ, другими библиотеками, для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.

Направления деятельности библиотеки:

1. Работа с учащимися:

  • уроки культуры чтения;
  • библиографические уроки;
  • информационные и прочие обзоры литературы;
  • игры, конкурсы, викторины, презентации и т.д.;
  • доклады о навыках работы с книгой;

2.        Поддержка общешкольных мероприятий:

предметные недели естественно-научного цикла, русского языка и литературы, математики, информатики, искусства, детской книги. День знаний; день матери; день Земли; масленица; Рождество; общественные акции: день борьбы с наркоманией и наркобизнесом и др.; оформление школьных газет и стендов.

3.        Работа с учителями и родителями:

  • выступления на заседаниях педсовета;
  • обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;
  • отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
  • информационные обзоры на заданные темы;
  • индивидуальная работа с педагогами;
  • пополнение банка педагогической информации.
  • оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям.

Общие сведения о библиотеке:

Количество обучающихся -   , из них читателей -

Количество учителей - 73 ,  из них читателей - 68

Другие работники и родители - 8

Объем книжного фонда - 10373

Объем учебного фонда – 11169

Медиатека – 1052

II. Формирование фонда библиотеки.

Содержание работы

Срок исполнения

1.

Работа с фондом учебной литературы

Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2014-2015учебный год.

Сентябрь-октябрь

 

Составление отчетных документов по обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой

 Сентябрь

Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам.

Май-июнь
Август-сентябрь

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

  1. Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
  2. Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2015 -2016 учебный год.
  3. Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации.
  4. Согласование и утверждение бланка-заказа на 2015/2016 год  администрацией школы, его передача районному методисту
  5. Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа
  6. Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление картотеки.

Январь- август

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)

Октябрь
Апрель

Списание учебного фонда с учетом ветхости  и смены учебных программ.

Октябрь-декабрь

Изучение и анализ использования учебного фонда

В течение года

Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию

В течение года

 Ведение тетради выдачи учебников

Май, сентябрь

 Составить УМК на 2015/2016 учебный год

Июнь

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий и оформление выставки «Знакомьтесь — новые учебники».

Сентябрь

2

Работа с фондом художественной литературы

Изучение состава фонда и анализ его использования.

Декабрь

Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.

Постоянно в течение года

Учет библиотечного фонда.

По графику инвентаризации

Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.

По мере комплектования

. Выдача документов пользователям библиотеки

Постоянно

Работа с фондом:

  1. оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей,  разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления.
  2. соблюдение  правильной  расстановки фонда на стеллажах.
  3. проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год.
  4. обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.

 

Постоянно в течение года

Работа по сохранности фонда:

  1. организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности.
  2. обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном  порядке.
  3. организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива и ГПД.
  4. составление списков должников 2 раза в учеб. году.
  5.  обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц устраивать  санитарный день.
  6. систематический  контроль   за  своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.

 

Постоянно в течение года

Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу.

Октябрь-декабрь

Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).

По мере необходимости

 Обеспечение свободного доступа

- к художественному фонду (для обучающихся 1-4 классов);

- к фонду периодики (для обучающихся и сотрудников);

- к фонду учебников (по требованию);

- к компьютеру.

 Постоянно

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением актива библиотеки и учащихся на уроках труда в начальных классах. Оформление книжной выставки

« Эти книги вы лечили сами».

На каникулах

3

Комплектование фонда периодики

Комплектование фонда периодикой в соответствии с образовательной программой школы:
          Оформление подписки на 1 полугодие 2015 года
          Оформление подписки на 2 полугодие 2015 года

Октябрь

Апрель

Контроль доставки

Постоянно

III. Справочно-библиографическая работа.


 

Содержание работ

 

 

Срок исполнения

1

Вести тетрадь учёта библиографических справок

Постоянно

2

Проведение библиотечно-библиографических занятий  для учащихся начальной и средней школы с применением новых информационных технологий (См. темы занятий в  программе «Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся»).

В течение года

3

Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения  по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным датам и праздникам.

По заявкам

4

Выполнение тематических, фактических и информационных справок, организация выставок книг, статей, дополнительной справочной литературы в помощь  педагогам по работе с одарёнными детьми, посвящённые подготовке и проведению научно – практических конференций, интеллектуальных конкурсов, участию в олимпиадном движении.

постоянно

5

Составление рекомендательных списков литературы, планов чтения по заявкам учителей, обучающихся к классным часам, юбилейным датам, праздникам.

По заявкам

6

Составление памяток, буклетов:

«Детские журналы –это интересно»;

 «Правила пользования библиотекой»

 «Порядок работы с компьютером»

«Сохраним школьный учебник»;

«Правила пользования библиотекой».

«Книга – твой друг»

В течение года

7

Составление папок: «Государственная символика России»

В течение года

  1. Работа с читателями.

 

Содержание работ

 

Срок исполнения

1

Индивидуальная работа 

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей.

Постоянно

Рекомендательные беседы при выдаче книг

Постоянно

Беседы о прочитанном.

Постоянно

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку.

По мере поступления

Провести  анкетирование учащихся начальной и средней школы по теме «Твои любимые книги»

Январь-февраль

Изучение и анализ читательских формуляров

В течение года

«Десять любимых книг»- рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки)

Октябрь

2

Работа с родительским комитетом школы

Составление  списка учебников, необходимых школьникам к началу   учебного года, для всеобщего ознакомления по Федеральному комплекту учебников.

Август

 Оказание помощи родителям в подборе литературы по вопросам воспитания, образования и т.п. (по мере обращения).

постоянно

3

Работа с педагогическим коллективом 

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.

На педсоветах

Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.

В течение года

Оказание методической помощи к уроку.

В течение года

Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет

По требованию МО и педагогов

4

Работа с обучающимися

Обслуживание обучающих согласно расписанию работы библиотеки

Постоянно

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям)

1 раз в четверть

Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику.

Постоянно

Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя.

Постоянно

Ознакомление школьников с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фондах школьных библиотек

В течение года

Провести ежегодный школьный конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс школы» среди учащихся начальной и средней школы.

На неделе детской книги

5

Массовая работа:

             Выставочная деятельность.

              Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения.

               Вызвать интерес к предмету через литературу.

               Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе.

Выставки в помощь учебному процессу:

-Выставки учебных изданий по предметным неделям 

По предметным неделям.

Ежемесячные выставки к юбилейным датам  писателей: 

1 сентября – 115 лет со дня рождения писателя Андрея Платоновича Платонова (1899–1951)

27 сентября – 120 лет со дня рождения писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой (1894-1993)

29 сентября – 110 лет со дня рождения писателя, публициста Николая Алексеевича Островского (1904–1936)

2 октября – 110 лет со дня рождения английского писателя Грэма Грина (1904-1991)

13 октября – 115 лет со дня рождения поэта Алексея Александровича Суркова (1899-1983)

15 октября – 205 лет со дня рождения поэта Алексея Васильевича Кольцова (1809–1842)

15 октября – 200 лет со дня рождения поэта, писателя, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841)

16 октября – 160 лет со дня рождения английского писателя Оскара Уайльда (1854–1900)

20 ноября – 145-лет со дня рождения русской поэтессы и писательницы, драматурга и литературного критика Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869 – 1945).

13 декабря – 140 лет со дня рождения поэта, писателя Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924)

5 января – 95 лет со дня рождения писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова (1920–1996)

15 января – 220 лет со дня рождения поэта, драматурга, дипломата  Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829)

15 января – 90 лет со дня рождения писателя Евгения Ивановича Носова (1925–2002)

19 января – 115 лет со дня рождения Михаила Васильевича Исаковского (1900-1973), поэта

29 января – 155 лет со дня рождения писателя, драматурга Антона Павловича Чехова (1860–1904)

10 февраля – 125 лет со дня рождения поэта Бориса Леонидовича Пастернака  (1890–1960)

24 февраля – 160 лет со дня рождения писателя Всеволода Михайловича Гаршина (1855–1888)

29 февраля – 95 лет со дня рождения писателя Федора Александровича Абрамова (1920–1983)

2 марта – 215 лет со дня рождения Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844, поэта

2 апреля – 210 лет со дня рождения датского писателя Ханса Кристиана Андерсена (1805–1875)

14 апреля – 270 лет со дня рождения писателя, драматурга Дениса Ивановича Фонвизина (1745–1792)

16 мая – 105 лет со дня рождения поэта Ольги Федоровны Берггольц (1910–1975)

24 мая – 110 лет со дня рождения писателя Михаила Александровича Шолохова (1905–1984)

В течение года

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Выставка-плакат «Книги-юбиляры»: 

В течение года

Проведение библиотечных уроков, приуроченных к памятным датам и юбилеям писателей

Постоянно

Организация и проведение читательских конференций, диспутов, научно – практических конференций, приуроченных к предметным декадам, совместно с учителями предметниками

По графику

Организация и проведение с привлечением классных библиотечных активов:

   - выставки рисунков «Мои любимые герои» 1-4 кл.;

   - игры – викторины  «Мой дом – моя планета» 2-5 кл.;

  - конкурс на лучшую мультимедийную презентацию, посщёную:

а). «Дню победы» 6-7 кл.

б). «Моя малая Родина» 6-8 кл.

в). «Новое время и новые профессии» 9 кл.;

   - литературного салона «Читаем стихи о весне, о мире, и доре»;

   - круглого стола «День славянской письменности».

Сентябрь

октябрь

в течение года

май

март

май

6

Духовно-нравственное воспитание

  Беседы:

- Добро. Добродетель. Милосердие.

- Любовь к близким

- Культура общения . 1-4 классы.-

Сентябрь

«Священное имя - мама!» - книжная выставка, посвященная Дню Матери.

Ноябрь

-Всякая душа празднику рада (обзор – викторина на тему русских праздников)

Октябрь

-Азбука нравственности (беседа о культуре поведения)

В  течение года

-«В начале было слово» - книжная выставка.

Май

7

Экологическое воспитание

-Игра-викторина «Путешествие по лесным тропинкам»

Октябрь

-Провести экологическую игру «Поле чудес» на тему «Земля  - наш общий дом» среди учащихся начальной школы.

-Колокола тревоги! (устный журнал, презентация)

Март, апрель

-Викторина «Птицы – наши друзья»

Декабрь

-Книжная выставка «С природой одною он жизнью дышал», посвященная–Михаилу Пришвину

Февраль

-«Как прекрасен мир родной природы» - демонстрация энциклопедий о животных и растениях (книжная выставка).

Март

8

Эстетическое воспитание

-Организовать для начальной школы конкурс загадок по сказкам писателей-юбиляров

- Чем красив человек (беседа)

- Как прекрасен этот мир (диспут)

- Друг мой музыка (выставка)

-  Дверь в волшебный мир (литературно – музыкальная композиция)

Февраль-март

 

Сентябрь

Февраль

Апрель

Ноябрь

 

9

Гражданско-патриотическое воспитание

Книжная выставка «Символика Белгородчины»

Октябрь

Книжная выставка «Праздник Воскресения России» ко дню народного единства

Ноябрь

«Мой край родной» книжная выставка

Февраль

10

Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам

 

День Знаний (помощь в подготовке праздника)

Сентябрь

День Учителя в России (помощь в подготовке праздника)

Октябрь

Международный месячник школьных библиотек

Октябрь

Прощание с Азбукой (подбор стихотворений, сценариев)

Декабрь

Новогодние праздники (подбор сценариев к классным часам)

Конец декабря

День Защитника Отечества (подбор стихотворений для классных часов)

Февраль

Международный женский день. Подбор стихов, песен,сценариев

Март

Неделя детской книги

Март

9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов к концерту для встречи ветеранов.

Май

V.  Взаимодействие со школьными библиотеками района,

с центральной библиотекой

Содержание работ

Срок выполнения

1.

Сотрудничество по обслуживанию школьников библиотеками района. Формы работы:

Экскурсии по библиотеке

Тематические беседы

Библиографическая помощь.

 

 В течение года

 

VI . Повышение квалификации

Содержание работ

Срок выполнения

1

Участие в совещаниях, проводимых управлением образования.

1-2 раза в месяц

2

Самообразование:

- чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека».

- приказов, писем, инструкций о библиотечном деле.

В течение года

4

Регулярное повышение квалификации на курсах.

В течение года

5

Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

В течение года

6

-Изучение и использование опыта лучших школьных библиотекарей:

- Посещение семинаров

-Участие в работе тематических круглых столов

-Присутствие на открытых мероприятиях

 -Индивидуальные консультации        

В течение года

VII. Внедрение новых информационных технологий

Содержание работ

Срок выполнения

1.

- Использование  мультимедийных презентаций

- ведение информационно-поисковых систем и библиографических баз данных

- формирование информационной грамотности (обучение с помощью технологий);

 В течение года