Главные вкладки
Пилюгина Наталья Анатольевна
Конспект открытого урока.
Учитель Пилюгина Наталья Анатольевна
Дата проведения Класс Предмет Количество учащихся % присутствующих учащихся
по списку присутствовало
23.10.2014 6 В Русский язык 25 чел. 25 чел. 100%
Тема урока Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые и сигнальные карточки
Понятия урока: приставка, пре-, при-, значение
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии.
Цель урока: 1. Деятельностная: знакомство с правописанием гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- с опорой на значение этих приставок и с
письменным образцом объяснения данной орфограммы
2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся
Предметные Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с правописанием приставок пре- и при-;
Сформировать представление учащихся о способе выбора написания е-и
в приставках пре- и при-;
Развить орфографическую зоркость учащихся, монологическую речь. Ученик узнает о правилах правописания приставок пре- и при-;
Научится комментировать условия написания е-и
в приставках пре- и при-, применит полученные знания на письме.
Регулятивные Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Ученик научится самостоятельно выполнять действия по алгоритму, сравнивать выполненную работу с образцом, планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу.
Познавательные Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую. Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других. Ученик учится осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы.
Личностные Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. Ученик осознаёт потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
Учится выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Этап урока (задачи) Содержание этапа Деятельность учителя (предметные умения) Деятельность учащихся
(метапредметные умения: регулятивные, познавательные, коммуникативные; личностные) Формируемые УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности, создание условий для перехода учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. - Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок?
(получать новые знания)
- М.Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Как вы понимаете это высказывание? (новые знания интереснее открывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека) слайд №1
- Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М.Монтеню, известного французского философа и писателя эпохи Возрождения.
Учитель приветствует учащихся, создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Ученик осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации. Личностные: самоопределение (мотивация учения)
Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции, необходимые для усвоения нового материала. - Прочитайте текс. Кто его автор? (Э.Успенский)
Наконец письмо дяди Федора в город пр…ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр…нес. А на улице дождик сильный-пр…сильный. Почтальон весь пр…мок до ниточки. Папа даже его п…жалел. слайд №2
- В какой части слова пропущены буквы? (в приставке)
- Что такое приставка? Имеют ли приставки значения?
Ребята, все русские приставки вам хорошо известны.
Каждый день вы их слышите, произносите и читаете.
Для разных приставок – разные законы.Вы знаете, что
разные приставки пишутся по разным правилам.
В зависимости от этого они разделяются на три группы:
1 группа – приставки, которые пишутся
всегда одинаково независимо от произношения:
выглядывали, затопило, понесёт, проговорил.
2 группа – приставки, которые в одних
словах пишутся с буквой З, а в других – с буквой С: воскликнул, разбежался, вздремнул, исправил.
3 группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Третья группа самая маленькая, но самая
трудная.
- Правописание каких приставок вам знакомо? (по-, про-)
- Выпишите слова с ними, объясните написание. (промок, пожалел)
Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Проводит тренировку соответствующих мыслительных операций у учащихся. Повторяют изученные способы действий, обобщают. Выполняют пробное действие, фиксируют затруднения в выполнении ими пробного учебного действия и обоснуют его. Познавательные: формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков
Коммуникативные: участие в диалоге, слушание и понимание других.
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения
- Назовите приставки, написание которых вызывает затруднение. (пре- и при-)
- Почему возникли затруднения? Хватает ли вам знаний, чтобы правильно написать, где нужно приставку пре-, а где – приставку при-? (не знаем правил, как правильно написать данные приставки).
Итак, приставки ПРЕ- и ПРИ- самые трудные по
двум причинам:
- их правописание зависит от понимания их
смысла в слове;
- о правописании этих приставок есть не
одно правило, а целых шесть.
Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРЕ-
и ПРИ- придётся сразу учиться различать разные
смыслы приставок по шести правилам.
Организует выход учащихся в рефлексию пробного действия, на выявление места и причины затруднения. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Коммуникативные: выражение мысли, формулировки затруднения.
Познавательные: определение круга своего незнания.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. - Определяем проблему урока. (какую букву е или и писать в приставках пре- и при-) слайд №3
- По проблемному вопросу сформулируйте тему урока. (правописание приставок пре- и при-)
- Сформулируйте для себя цель урока, опираясь на тему и проблемный вопрос. (выяснить условия написания гласных е-и в приставках при- и при-)
- Давайте подумаем, как мы действовали при написании других приставок? (правописание приставок на з-с и написание приставок типа за-, по, в-)
- Можем ли мы действовать по данному алгоритму? (ответы учащихся неоднозначны)
- Каким способом мы попытаемся добыть новые знания? (способом исследования, уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать на основе исследования языкового материала, на основе анализа, наблюдения)
Подводит учащихся к определению проблемы, цели, темы урока. Определяют проблему урока, цель – устранение возникшего затруднения, тему, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Работают в группах. Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
5.Реализация построенного проекта.
Цель: построение и фиксация нового знания. - Какие будут выдвинуты гипотезы: какую букву Е или И писать в приставках Пре- и При-? (выдвижение гипотез)
- Я предлагаю по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над стихотворением, разбирая написание слов с приставками пре- и при-(раздаточный материал).
1) Грач качался в гамаке,
Гуси - в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку пр..сели.
Веточка качается –
Неплохо получается.
2) В лес дремучий я пойду,
Зайца серого найду.
Пр..несу его домой-
Будет этот зайка мой.
3) Не успев закончить драки,
Кот пр..клеился к собаке,
А к трамваю
В тот же миг
Пр..лепился грузовик!
4) Грустный клоун-
Бегемот
Грустным голосом
Поёт.
Песню грустную-
Пр..грустную:
-Я люблю лягушку вкусную.
5) Приходили к мухе блошки
Пр..носили ей сапожки.
А сапожки не простые
В них застёжки золотые.
- Подумайте над значением каждого слова. Вы сами должны определить эти значения. (далее от каждой группы представляются результаты исследований, выходит опорная схема: слайд №4
При-
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
Пре- слайд №5
Пре- = очень
Пре- = пере-
Новый способ действий фиксируется в речи и знаково)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы Е-И В приставках Пре- и При-? (1.Выделить приставку в слове;
2. ОпределитьеЕе значение;
3. Написать Пре- или При-;
4. Подобрать слова с этими приставками, доказать, почему пишется Пре- или При-.) слайд №6
- Давайте теперь прочитаем правила написания приставок Пре- и При- в учебнике и сравним формулировки с вашими выводами. (чтение правил на стр. 140, 141, 142 учебника)
- Совпали ли ваши выводы с текстом правил? (да)
- Обратимся к словам, вызвавшим затруднение в начале урока, зафиксируем графически выбор орфограммы по алгоритму. (приехало, принес, пресильный)
Проведение физкультминутки Организует работу групп. Обсуждают различные варианты реализации построенного проекта (выдвижение гипотез), анализируют языковой материал (работают в группах), выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, сравнивают полученный результат с правилами в учебнике, построенный способ используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в в типовых заданиях. - Произведем устный орфографический разбор слов
Пр…морье, пр…паять, пр…забавный, пр…ломить, пр…коснуться, пр…града. слайд №7
- Игра «Кто больше?» Привести свои примеры на каждое значение приставки.
- Работа с сигнальными карточками: Е или И?
Слова для выполнения задания:
Пр..интересный рассказ, пр..остановить движение, пр..рывать изложение, пр..дорожный цветок, пр..школьный участок, пр..поднять стол, пр..землиться неудачно, пр..терпевать изменения. слайд №8
Организует первичное закрепление. Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (фронтально). Работа с сигнальными карточками в парах. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма.
Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. - Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание, данное на слайде, и сделать самопроверку.
Пр..скакать Пр..вокзальная
Пр..катить Пр..возносить
Пр..бить Пр..соединить
Пр..делать Пр..бежать
Пр..брежный Пр..крыть
Пр..увеличить Пр..спокойный слайд №9
Проверяю себя! слайд №10
- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения?
Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Организует для каждого ученика ситуацию успеха. Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы). Личностные: оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного. - Назовите ключевые слова урока. (приставка, пре-, при-, значение)
- Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-.
-Послушайте стихотворение-памятку, которое я вам приготовила.
Стихотворение «Как приставки ПРЕ- и ПРИ- разговор такой вели…»
Приставка ПРИ- с приставкой ПРЕ-
Проснулись как-то на заре.
Уселись рядом за столом,
Переживая об одном:
– Давно уж надо рассказать,
Как без ошибок нас писать!
– Считают зря, что ПРЕ- и ПРИ-
Труднее всех...
– Не говори!
– Чтоб слово верно написать,
Смысл просто надо понимать.
– Да, наших правил целых семь,
Но ведь несложные совсем!
Пишите ПРИ-, забыв сомнения,
Обозначая ПРИБЛИЖЕНИЕ:
Поезд ПРИехал, кобабль ПРИплыл,
Конь ПРИскакал, сосед ПРИходил.
А также ПРИСОЕДИНЕНИЕ
Или к ЧЕМУ-ТО ДОБАВЛЕНИЕ:
Пса ПРИвязал, колесо ПРИкрутил,
Марку ПРИклеил, заплатку ПРИшил,
ПРИрисовал, ПРИписал, ПРИобрёл,
ПРИнарядил, ПРИвинтил, ПРИколол.
ПРИ-, если ОКОЛО и БЛИЗКО,
В начале слов встаёт без риска:
ПРИшкольный двор, ПРИморский край
И ПРИусадебный сарай.
При ДЕЙСТВИЯ НЕПОЛНОТЕ
Приставка ПРИ- на высоте:
ПРИгрело – значит, не горит,
ПРИоткрыт - не полностью открыт.
Коль ЧТО-ТО ДО КОНЦА ДОВЕДЕНО,
И тут приставка ПРИ-, без всяких "но".
ПРИдал, ПРИдумал, ПРИручил,
ПРИмерил, ПРИчесал, ПРИвил.
ПРЕ- на "ВЕСЬМА" и "ОЧЕНЬ" можно заменить,
Её всё ОЧЕНЬ РАДУЕТ и может ОЧЕНЬ ЗЛИТЬ:
ПРЕуспевать, ПРЕувеличивать, ПРЕлестный,
ПРЕскверный, ПРЕсмешной, ПРЕинтересный.
ПРЕ- придаёт словам значенье "ЧЕРЕЗ", "ПО-ИНОМУ"
Или к значенью ПЕРЕ- близкое родному:
ПРЕображать, ПРЕграда, ПРЕвращать,
ПРЕрваться, ПРЕступать и ПРЕкращать.
ПРИ- или ПРЕ- ? ПРЕ- или ПРИ- ?
На слОва содержание смотри!
А будет сложно, словари
Всегда подскажут, ПРЕ- иль ПРИ- .
Организуя этот этап урока , учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала. Автоматизация умственных действий по изученным нормам. Регулятивные: оценка (все выше перечисленные УУД фиксируются на данном этапе)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке. - Вот и закончился наш урок.
Вы пр..красно поработали. Пр.обрели новые знания. Пр..одолели трудности. Пр..задумались над ошибками. Я получила пр..огромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не пр..града.
• Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
• Справились ли мы с ней?
• Какие трудности возникали?
• Разобрались ли в течение урока?
• Сегодня на уроке мне было….. (интересно, неинтересно, скучно, весело)
• Чем был полезен этот урок?
• Я оцениваю свою работу …
• Мне (не) понравился урок …
-Оцените свою работу на уроке:
«!» - мне все понятно, все выполнил верно;
«+» - еще сомневаюсь, допускаю ошибки;
«-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь. Слайд №11
Домашнее задание:
1) Выучить орфографическое правило правописания букв Е и И в приставках ПРЕ-, ПРИ- на стр.66.
2) Из русских народных сказок выписать 10 предложений, в которых встречаются слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-. слайд №12
Спасибо за урок! Слайд №13 Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности на уроке. Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке. Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки).
Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).