...Глазами учителя...
Эта статья -рассуждение учителя о поступлении ребёнка в школу. Также советы родителям ,как помочь адаптироваться ребенку к новым для него условиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glazami_uchitelya.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
… ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ…
Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? В связи с поступлением в школу развитие ребёнка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением. Каждый из четырёх видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Все знают, что дети приходят в школу, чтобы учиться и взаимодействовать друг с другом. Сколько сил и времени уходит на то, чтобы добиться порядка в классе и удержать дисциплину. Коллективная форма обучения, когда учитель рассказывает учебный материал всем детям, а каждый ученик усваивает его индивидуально. И отвечает по пройденному материалу так же индивидуально и тоже учителю. Дети, конечно же, понимают, что учитель это знает. И что же получается: форма обучения в школе коллективная, а коммуникация индивидуальная: «ученик-ученик», «ученик-учитель». А в коммуникации «ученик-ученик», как правило, учитель видит препятствие для получения учебной информации - это недисциплинированность и невнимательность. В этом учителю помогают игры, как привычный тип взаимодействия для передачи навыков и умений. В игровой форме ребенок является самостоятельным участником усвоения знаний и получает возможность обмениваться способами получения знаний с другими детьми.
Ни для кого не секрет, что огромное значение имеет целенаправленная работа учителя по сохранению и развитию положительных эмоций, которые, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребёнка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребёнка в детском коллективе.
Огромное значение имеет сотрудничество «учитель-родитель». Это поможет поддержать положительную учебную мотивацию и создать ситуацию успеха для ученика.
Заветная мечта каждого учителя, если бы родители прислушивались к таким советам, как:
- поддерживать регулярный контакт с учителем для получения информации о результативности обучения школьника;
- избегать критики своего ребёнка со стороны родителей – поощрять даже самый незначительный результат;
- поддерживать доверительные отношения, учитывая мнение ребёнка;
- во время общения с ребёнком обязательно учитывать типы темпераментов и методы воспитания в отношении «родитель – ребёнок»;
- при необходимости оказывать помощь и поддержку, а вернее, поддержку и помощь при выполнении домашнего задания;
- в процессе выполнения ребёнком домашнего задания соучаствовать, задавая уточняющие вопросы;
- провоцировать ребёнка на воспроизведение учебной информации, полученной в учебном процессе;
- учитывать более эффективные способы восприятия информации (словесные, наглядные, действенные) конкретно для своего ребёнка;
- помогать ребёнку поддерживать работоспособность –
а) самостоятельный выбор очерёдности того или иного учебного предмета при выполнении домашнего задания;
б) приобретение навыков контроля затраченного времени при выполнении письменных, а также устных заданий;
в) прививать навыки рассуждения и комментирования при выполнении домашнего задания.
Всё выше перечисленное и создаёт ситуацию успеха для каждого ребенка, поступившего в школу и способствует поддержанию хорошей учебной мотивации на протяжении долгих лет успешного обучения в школе. Это и является подспорьем не только для ученика, но и для родителя, и, конечно же, любого учителя.
В свою очередь, учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, учитель усвоение материала может проводить в виде игры (так как игровая деятельность у первоклассников в приоритете): например, игра в мячик. Встав в круг, дети кидают друг другу мячик и называют одно слово с глухой, а другое со звонкой согласной. Так ребята узнают или повторяют правильность написания слов, затем ребята записывают в тетрадь слова, которые запомнили. Такие игры помогают ученикам быть смелее, активизировать активность, память, а также оказывать поддержку, помощь при затруднении. Таким образом, получаем положительный результат: достигаются цели и задачи, поставленные учителем, отсутствуют нарушения дисциплины, повышается интерес к предмету.
Бывают ситуации, когда дети не хотят учиться, протестуют: «Я ничего писать не буду!» Такая установка детьми воспринимается как руководство к действию, как важный для них стимул мотивирующий деятельность, а учитель получает возможность взаимодействовать с открытостью таких детей.
Гиперактивные дети, как правило, поглощены игрой на уроке, а то, что происходит на уроке, ими упускается. Ответы таких детей не имеют отношение к уроку, и мешают учителю проводить урок. У таких детей две реальности: одна - придуманная, другая – события, происходящие вокруг. Учитель может предложить свою игру, не отрицая игру самих таких детей.
Другие дети - тихие, скрытые. Наблюдения за такими детьми требуют особого внимания. Они открыто и демонстративно не действуют, а не случайно и намеренно, мешают и провоцируют других. Такое поведение вызывает беспокойство и лучше ребенка с таким поведением посадить одного.
Однако обучение не может быть лёгким и, чтобы быть успешным, нужно трудиться. А чтобы у учащихся появилось желание преодолеть трудности, должна быть уверенность в приобретённых знаниях, а , следовательно, доступность обучения ( с использованием ярких примеров из жизненных фактов), а также с учётом индивидуальных особенностей, которые способствуют повышению интереса к обучению, формируют ответственное отношение и содействуют развитию личности.
Анисимова Ирина
Васильевна.
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №34 с УИП» г.Саратов. 2013 год