Исследовательская работа
Казаки станицы Змейской, их традиции и песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал о создании станицы | 57.95 КБ |
kazachi_pesni.docx | 57.49 КБ |
Предварительный просмотр:
VII Республиканский туристско-краеведческий конкурс
«Мой Иристон»
Направление: Культурное наследие
Тема: «Казаки станицы Змейской, их традиции и песни»
Автор работы:
Бестаева Ангелина Эдуардовна
11 класс(16 лет), МКОУ СОШ №1,
Ст. Змейская; телефон: 5-35-13, 89188201369
Научный руководитель:
Пенькова Елена Александровна,
учитель начальных классов
телефон: 4-30-39, 89054880683
ст. Змейская, 2014г.
Оглавление:
Введение
1. История казачества и становление станицы Змейской.
1.1. Терские казаки
1.2. Станица Змейская
2. Музыкально-этнографические традиции казаков станицы Змейской
2.1. Традиции «коренных» (гребенских) и линейных поселений.
2.2. История казачьих песен.
2.3. Исторические песни
2.4. Строевые песни.
2.5. Шуточные песни
2.6. Змейский хор казачьей песни
2.7. Обряд старинной казачьей свадьбы
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Приложение
Казаки станицы Змейской, их традиции и песни.
Бестаева Ангелина Эдуардовна
Научный руководитель: Пенькова Елена Александровна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 1, 10 класс, ст. Змейская
Тезисы:
Своеобразно и неповторимо народное искусство казаков.
В чем же «секрет» популярности их песен — это подлинная народность.
Песня в том виде, в каком её исполняют в народе — сама по себе ценность. Она пришла к нам из глубины десятилетий. И потомкам своим мы обязаны передать её такой же: старинной и... вечно молодой.
На щедрой нашей земле немало образцов народного творчества, уходящих корнями своими в Запорожскую сечь, восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева, пребывание казаков в Париже в годы Отечественной войны 1812 года. В боевых походах и на привале — всегда и всюду помощницей и советчицей воинов была песня...
Обрядовые и героические, шуточные и строевые, походные и плясовые, протяжные и лирические песни — это подлинное богатство, сверкающее колоритными оттенками содержания и формы.
Богата наша земля урожаями, богата и прекрасными народными песнями, танцами, обрядами. Щедро рассыпаны эти сокровища по казачьим станицам. И нужно собрать, сохранить и вернуть эти сокровища народного творчества людям в первозданном виде.
Казачьи станицы издавна славятся своеобразной песенной культурой. Первым жанром исторической литературы можно считать народные песни, поэтому мы заинтересовались казачьим фольклором, а именно казачьими песнями. Ведь только в песнях проявляется русская душа, удаль и отвага.
У казака девиз наипростой:
«Любое дело разумей!»
За народ России трудовой,
Казак, и впредь всегда радей!
Введение.
С вишнёвыми зорями и закатами на терпком полынном ветру люди впитывали в себя всё, что лежало вокруг, уходило далеко в трагические, мужественные годы терского казачества. Впитывали для того, чтобы потом со всей силой своего таланта отдать, вернуть своей земле и любовь, и ласку, но уже в песнях.
Время неумолимо идёт вперёд, и сегодня всё реже можно услышать настоящую казачью песню в её оригинальном первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в станицах, но с годами постепенно от нас уходят представители этих традиций, казаки.
Давно подмечено: хочешь понять душу народную — послушай песни, что поют не по обязанности, а в минуты душевного волнения. Голосистые змейские казачки создали много песен: и озорных, и веселых, и печальных, хватающих за душу. Поэтому считаем, что наша тема актуальна.
Цель нашей работы:
- изучить традиции казаков, их песенную культуру, а также исследовать историю происхождения ст. Змейской;
- познакомиться с фольклорным жанром - казачьей песней, её истоками и её героями;
- побеседовать со специалистом по казачьим песням руководителем народного хора ДК ст. Змейской Ковалёвой И. Н.
- узнать об истории казачьих песен у сотрудников библиотеки;
- собрать и проанализировать истоки появления казачьих песен;
- провести анкетирование среди учеников школы и узнать об их отношении к казачьему фольклору и истории родной станицы;
- развивать чувство патриотизма, гордости за людей, живущих в этой станице.
Наша задача: провести опрос старожилов станицы Змейской на тему песенной культуры казаков, а так же больше узнать об истории образования станицы.
Методы исследования:
- словесный (беседа с работниками библиотеки и руководителем хора «Казачья песня», опрос учащихся);
- эмпирический (наблюдение за исполнением казачьих песен);
- наглядный (работа с иллюстрациями, книжным и архивным фондом по данной теме);
Наша гипотеза – предположим, что казачьи песни - это показатель культуры и самобытности народа, по песням можно узнать не только характер людей, но и исторические факты, их дух и уровень самосознания.
В процессе написания этой исследовательской работы, мы познакомились с большим количеством литературы по казачьим историческим, лирическим и обрядовым песням, исследовали архивные данные по истории казачества ст. Змейской. Из бесед с руководителем хора «Казачьей песни» - Ковалёвой Ириной Николаевной и работниками библиотеки, которые поделились с нами уникальными материалами об истории создания песен, а также текстами старинных казачьих песен. Мы почерпнули много интересной и полезной информации для нашей работы, провели анкетирование среди учащихся нашей школы.
1. История казачества и становление станицы Змейской.
1.1. Терские казаки
Из самых ранних исторических источников терского казачества, дошедших до нас из глубины веков, мы знаем три версии, откуда пошло войско Терское. По одной — оно выделилось из состава Донского войска, по другой — образовалось из части отряда Ермака Тимофеевича, пришедшего с Волги. Третья же версия из старинного предания, повествующего о переселении рязанцев на Северный Кавказ. После того, как московский наместник в начале 16 столетия наказал рязанцам выселяться в Суздальские пределы, часть их них, более энергичная, не пожелавшая покориться новой властной силе и служить в городских казаках по стрелецкому уряду, решила искать себе воли и счастья подальше от московского правительства. Собравшись большою станицей (отрядом), сели они в струги с семьями и скарбом и отправились весенним половодьем на Дон, затем через Камышевку подали на Волгу, оттуда к низовьям Терека. Здесь часть из них расселилась дальше, ближе к пятигорским черкесам. Казаки жили вдоль берегов реки Терек с еще более древних времён. О их жизни в глубокой древности сохранились лишь только некоторые свидетельства. Среди них было много горских казаков, а потому первоначальные общины терских казаков назывались гребенскими. В семнадцатом веке они пришли на Нижний Терек из гор-гребней. К далеким временам царствования Ивана Грозного относятся первые известные нам документы, где упоминаются гребенские казаки. Гребенские (т.е. селящиеся по гребням гор) казаки близко сошлись со своими соседями — горцами, у которых видели ту же вольность, не терпящую стеснения и ограничения. Гребенцы охотно вступали с ними в брачное родство, переняли много привычек и обрядов, национальный костюм, но в то же время твердо держались своей веры. История возникновения гребенского войска и сегодня является предметом споров историков и фольклористов, этнографов и писателей.
Так, Лев Николаевич Гумилёв, выдвинул, в одном из своих трудов гипотезу происхождения гребенских казаков (как, впрочем, и всех остальных) от тюркских народностей, представляющих на Кавказе самые древние поселения, корни которых уходят в дохристианские времена.
Жизнь терских казаков хорошо описал А. Баранов в трилогии «Терская коловерть». А читая романы «Тихий дон», «Поднятая целина», невольно сравниваешь, быт донских , кубанских и терских казаков. Да, есть много общего, но все-таки «терца» всегда можно отличить от «донца» или «кубанца».
1.2. Станица Змейская
Очень красива местность в районе Татартупского минарета: умеренный и здоровый климат, масса родников и рек, плодотворный почвенный покров. Путешественник Штедер писал: «Долина могла бы приносить все продукты, которыми богата Швейцария, если бы она подверглась правильной обработке». В этом изумительном месте и решили обосноваться казаки.
Чего только не пережила станица Змейская за все время своего существования! А существует она с первой половины девятнадцатого века. Именно тогда по царскому указу, из Харьковской, Тамбовской, Черниговской губернии сюда, на границу, потянулись обозы с переселенцами. Вслед за ними на вольное поселение приехали или пришли пешком те, кто спасались от барских розг и надругательств. Шли в лаптях, с котомками за плечами, и обязательно несли на новое место семейную икону.
Поднявшись на гору, любуясь прекрасной долиной, раскинувшейся перед ними, казаки увидели причудливо извивающуюся, как змея, речку и решили дать название станице «Змейская».
Наша станица многое пережила за всё время своего существования: лихие годы гражданской войны, раскулачивание зажиточных казачьих семей, страшные годы Великой Отечественной войны.
На станицу обратил внимание путешествующий по Кавказу сам А. С. Пушкин. Вот вам личное свидетельство поэта: «Первое замечательное место есть крепость Минарет. Легкий одинокий минарет свидетельствует о бытии исчезнувшего селения. Он стройно возвышается между грудами камней на берегу иссохшего потока».
Этот памятник, находившийся около станицы, был единственным сохранившимся строением от древнего города Дедяково, пока его не разрушили наши «современные мастера».
Поначалу станица Змейская находилась значительно дальше от Минарета, на р. Урухе, но болотистая местность и нездоровый воздух потребовали переселения. Змейская и раньше гостеприимно встречала обездоленных людей. Ещё при закладке казачьей линии под стенами её станиц селятся осетины, спускавшиеся с гор на плодородные равнины, а в Змейке появилась и осетинская слободка.
В лихие годы гражданской войны станица приютила казачьи семьи выселяемой большевиками Сунженской линии. В районе Змейской находятся несколько курганов: «Семенчихин» - по имени знатной казачки; «Замотаев» - по имени казначея казаков; «Большой» - по его величине. Эти курганы относятся к временам скифов. Во время археологических раскопок в них находили останки людей, животных, орудия труда, домашнюю утварь и т.д. На северном склоне Змейского хребта расположены могильники Аланского периода.
Змейцы всегда любили свою станицу. Они проложили по центральной улице бульвар, обсадили его акациями, липами, многим сохранившимся деревьям уже более 100 лет. От реки Урух вдоль бульвара провели арык, который снабжал станицу питьевой водой. Главную улицу замостили булыжником. Построили три мельницы и красивую церковь на месте сегодняшней школы. Священники на деньги прихожан скупили у кабардинцев землю и присоединили их к станичным. На этой территории сейчас расположены селения Иран и Ставд – Дурта. Перс Ахмед Алив построил в станице кирпичный завод. Крепко стоят по сей день дома и ворота многих казачьих домов, выложенных из этого кирпича с пометкой «А».
1918 год. Бурлила станица. На каждом переулке собирались казаки. Митинг за митингом. Много трагических событий произошло в эти годы. Когда в станице установилась советская власть, станичным комиссаром стал Горовой, председателем ревкома — Михаил Гречко, председателем стансовета — Кузьма Глива. Как и все казачьи станицы, змейские казаки не сразу приняли советскую власть. Борьба была долгой. Многие казаки прятались в лесу. Жертв было много: в парке похоронены жертвы белогвардейцев.
1920-е годы. Шло активное переселение осетин на равнинные земли. Несколько семей осетин осело на окраине станицы Змейской. Переселенцам выделили земли за станицей. А в 1924 году в станицу прибыла новая группа переселенцев, среди которых было много активной молодёжи.
1927 году открылся пятнадцатый съезд ВКП (б). Он взял курс на коллективизацию сельского хозяйства. Как и по всей стране, трудно проходила коллективизация в станице. Сначала в Змейской создавались артели — предвестники колхозов, потом коммуны.
В 1928 году в Змейской был организован колхоз, которому дали имя В. И. Ленина. В этом же году состоялся первый выпуск Змейской семилетней школы.
1935 году коммунары решили целиком перейти в колхоз. В станице образовалось три колхоза. В 1941 году колхоз имени Ленина стал в районе первым колхозом-миллионером.
1942 год. Горе, страшное горе обрушилось на нашу землю. Отступали наши войска, не выдержав бешеного натиска гитлеровской армии. Геройски проявили себя станичники! Недолго побывали фашисты в станице Змейской. Как только враг был разбит, жители заговорили о хлебе, о земле. Весной подростки и женщины вышли очищать поля, готовить их к весенней пахоте. Хорошим уродился хлеб в первый год после изгнания немцев. Пшеница стоит стеной, а в поле одни женщины и подростки. Первый обмолот выдали колхозникам. Заработала ночами мельница: днем некогда — все в поле. Запахло в станице свежим хлебом, пирогами, закипели галушки в чугунках. Повеселел опять народ, зазвучали в станице казачьи песни. И пошли изменения за изменениями в станице. Во-первых, вблизи станицы Змейской началось строительство государственной автотрассы. Строили её пленные немцы. А в 1953 году в Змейской началось строительство водопровода. В том же году в станице появилось электричество. Во многих домах зазвучали приемники и радиолы...
Так как первыми жителями станицы были выходцы из Черниговской, Харьковской, Воронежской губерний, в станице образовался своеобразный казачий язык, где русская речь переплелась с украинской. Появился особый змейский диалект. Но на каком бы языке ни пелись песни в станице — на русском, украинском, осетинском — они одинаково почетны и дороги всем.
Казачьи песни - это большие развёрнутые композиции с широкораспевной, объёмной мелодией. Казаки пели везде: в походе, на привале,у костра в короткие минуты отдыха, и потому среди песен много протяжных, в которых звучит тоска по Родине, по родным куреням, родителям, детям, жёнам.
2.1. История создания казачьих песен.
Исторические песни казаков имеют ту особенность, что в них довольно верно отражены подлинные события и факты, ярко передаются сила народа, его отвага, удаль, молодечество. Народ хранит песни в своей памяти в течение столетий. Из поколения в поколение передаются они, прославляя народных героев, борцов за Отечество. Широкому распространению исторических песен способствовали напевность, яркость и образность языка. В старину говаривали: коли нет в доме песни, значит и счастье в этом доме не водится.
В песнях казаков, отражается не реальный мир, а мир идеальный «казачий», «правильный», «справедливый»: казачий круг, принимающий решения, выборные атаманы; эти черты переняли за тем песни Разинщины и Пугачёвщины – движений, перешагнувших пределы казачьей общности. По историческим песням казаков почти бессмысленно восстанавливать историю: реальная история там игнорируется: фольклорный Ермак никогда не едет в Сибирь, он может быть под Азовом, в турецком плену, у Ивана Грозного – там, где он «нужен» казакам, а не в реальной истории.
Песни казаков исполнены красоты, силы, благородства и подчеркнутого ритма. Искусство хорового пения относится, как известно, к наиболее древним видам народного творчества, его истоки уходят в глубь веков. Специфическая казачья среда создала свой неповторимый фольклор, свои особенные, только ей свойственные песни. Сила народной песни состоит в том, что её создал сам народ, без заморской подсказки и без корысти. Во все времена народ пел песни, вкладывая в них свои чувства, надежды, горе и радость. Народная песня жила так, как жил и чувствовал её создатель – народ . Она была явлением свободного творчества, естественным отражением жизни и быта вольного народа. Издавна казачья песня являлась объектом самого пристального внимания исследователей. Это объясняется, прежде всего, особенностями и богатством песенного духа, ревностно хранимого в среде казаков. Большинство фольклористов считают, что казачество имеет свой особый светильник искусства в музыке, в песне и в танце.
2.2. Исторические песни.
Один из самых ранних исторических источников Теркского казачества, дошедший до нас из глубины веков, гимн Теркского казачества. Есть три версии того, откуда пошло войско терское. По одной из них, как говорится в предании, царь Иван Грозный даровал вольным казакам земли в низовьях Терека. Часть казаков переселилась к черкесам, а большая часть осела за Тереком. Гребенские казаки, т.е. селящиеся по гребням гор, близко сошлись с горцами, у которых видели ту же вольность, не терпящую стеснений и ограничений. Переняли у горцев много привычек, обрядов, форму одежды, вступили с ними в родство. Все это отражено в тексте гимна Терского казачества 16-17 вв. ( приложение 1).
Одним из ярких примеров сплоченности и единства песни с жизнью молодого поколения и его истории является современный гимн Терского казачества (приложение 2).
Особенности этих песен в том, что они довольно верно отражают подлинные события и реальные факты. Верно и то, что в них ярко передаётся сила народа, лучшие особенности национального характера. Необходимо также отметить, что широкому распространению исторических песен, их жизнестойкойсти способствовали напевность, яркость и образность языка. Идейно-художественная цель исторических песен едина: они с большой силой выражают патриотические идеи, любовь к Родине, верность за свою отчизну.
Песни, затрагивающие историческое прошлое России, в фольклоре казаков занимают большое место. Одна из примечательных тенденций казачьего фольклора — стремление героизировать песни, насытить их активной ритмикой, приспособить к условиям боевого похода. Строевые песни и сегодня вызывают чувство гордости за подвиги казаков. Казаки формально стали подданы России только в 1571 году, когда после войны под предводительством Стеньки Разина были вынуждены принять присягу на верность царю Московскому.
Но образ Стеньки Разина навсегда остался в этносе казаков образом героического атамана. Более трехсот лет назад, на смерть с. Разина гребенские казаки сложили песню «Где ты Стенька?». Песня была утрачена, впоследствии нашли у жителя ст. Змейской Докучаева В. Д. (Приложение 3).
Поют в станице и историческую песню «В Париже мы бывали», повествующую о беспримерном подвиге казачьих отрядов в годы Отечественной войны 1812 года (Приложение 4).
2.3. Шуточные песни.
«Играть», т. е. Разыгрывать какой-то сюжет в лицах - в обычаях терцев на гуляньях, праздниках. Игровые песни, хороводы — это народный театр, отображающий яркость и многообразие жизни. Народная память хранит великое множество шуточных и игровых песен, например, «Распосею своё горе» (Приложение 5).
2.4. Змейский хор казачьей песни
Богата история станицы. Одним из старейших зданий в станице является Дом культуры. Построен он в 30-х годах прошлого века. С первых минут своей творческой жизни он стал домом человеческого бытия для многих поколений змейцев.
Впервые в Доме культуры хор казачьей песни был организован в 60-х годах. Руководителем хора была Алла Ивановна Ивашурина. Второе рождение хору дала наша станичница, ныне заслуженный работник культуры РСО-Алания Лариса Касполатовна Цекоева. Под её руководством хор разъезжал по республике, был участником республиканских конкурсов и фестивалей.
В августе 2002 года при Доме культуры возродился народный хор. Его появление восприняли как возрождение традиций станичников, которые с удовольствием посещают репетиции хора. А сейчас руководит хором Ковалёва Ирина Николаевна, аккомпанирует хору Пенькова Елена Александровна. Раскрыть талант, дать почувствовать радость от общения с искусством, с творчеством — вот основная задача, которую ставит перед собой руководитель хора народной песни Ирина Николаевна.
В репертуаре хора старинные казачьи песни, обработки русских народных песен, романсы, сочинения современных композиторов. Есть песни задорные, мелодичные, героические, походные, и каждая из них требует особого неповторимого подхода.
В хоре поют учителя, колхозники, воспитатели детских садов. В их числе и я. Хор является постоянным участником культурных мероприятий не только в станице, в районе, но и лауреатом различных республиканских и всероссийских фестивалей.
Невозможно представить себе хор казачьей песни без его солистки – Любови Чемисовой. Её голос обладает прекрасной тембровой окраской. Она знает очень много казачьих, русских, украинских песен, с которыми знакомит коллектив хора.
Много внимания хор уделяет старинным казачьим песням. Большую помощь в этом оказывает солистка Бондарь Зоя Гавриловна. На каждую репетицию она приносит с собой все новые и новые старинные песни, тем самым старается зажечь огонь в душах молодых исполнителей. Благодаря именно этой женщине, коллектив узнал о таких старинных песнях как «Катюша не грусти», «Провожала маты», «Ехали казаченьки» и других.
2.6. Обряд старинной казачьей свадьбы
Казачьи станицы на Тереке издавна славятся своеобразной песенной культурой. Песня создается, когда душевные переживания требуют выражения в слове и мелодии, поэтому и существует много песенных жанров. Мы поговорим о казачьей свадьбе, а через свадебные обрядовые песни узнаем обычаи наших предков. Мы их слышим и сейчас, они до сих пор звучат на свадьбах .
Свадьба – это веселье, застолье, шутки, пляски. Свадьба требует соблюдения особого ритуала.
После того, как молодые люди решают пожениться, молодой казак назначает день сватовства. Казачка уже знает и ждет. Она может сказать об этом родителям, а может промолчать.
А бывает, что казак без предупреждения посылает казаков.
Свата и свашку выбирают из первоженцев, но не в коем случае не вдовцов и не разведенных. Обычно эти люди веселые и разговорчивые знающие обычаи и традиции сватовства и свадьбы, т. к. они же будут сватами и во время свадьбы. Хороши те сваты, которые могли бы постоять за своего жениха, расхвалить его так, чтобы родители невесты были от него в восторге.
Сваты берут с собой обязательно круглый хлеб и четверть самогона.
Мать жениха, провожая сватов, обязана сына благословить.
Через 3 дня после сватовства родители с обеих сторон, по договоренности объявляют день свадьбы. Молодежь станицы собирается на посиделки с женихом и невестой: пляшут, поют, играют в игры. Продолжаются посиделки до последней субботы перед свадьбой. В последнюю субботу перед свадьбой, а свадьба назначается обычно в воскресенье, невеста с женихом делают в своем доме вечеринку.
В день свадьбы, к середине дня, подходят гости. Собираются подружки невесты.
Подружки и друзья невесты в первый день свадьбы утром несут жениху завтрак и подарки. Все это помещается на подносе. Шествие сопровождается песнями под гармошку, танцами и весельем.
А в это время в доме невесты «убирают» невесту, т. е. наряжают. Молодые девушки песнями сопровождают это действие. Характер песен — печальный, прощальный, т. к. невеста покидает отчий дом, прощается с родными, подругами, вступает в новую жизнь, которая исключает многие беззаботные моменты девической жизни. Исполняется песня «Ой рана, ране» (Приложение 6).
После благословения родителями, невесту сажают за свадебный стол.
Рядом с невестой садятся дружка, с другой младший брат и ждут приезда жениха.
Невеста сидит с опущенной головой, а подружки поют «Вот скоро-скоро…» (Приложение 7).
После выкупа жениха пропускают к невесте. Невеста поднимает голову и показывает свою радость встречи с любимым всем гостям. Подруги поют.
После венчания молодые отправляются ко двору жениха, где их встречают родители жениха. Дружок берет за руку молодых и вводит в дом первыми, хор поет «Ко двору подъезжаем» (Приложение 8).
Казачья свадьба продолжается четыре дня, в каждый из которых звучат всё новые и новые песни, которым нет конца.
3. Заключение
Казачья историческая песня — это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа, т. е. своебразный синтез исторического и поэтического материала. Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков к нам — молодому поколению. Проведённое анкетирование среди учеников нашей школы показало, что почти 54% опрошенных не понимают смысла возрождения казачьих песен, 36 % затрудняются ответить, и только 16 % опрошенных являются сторонниками возрождения казачьих традиций и казачьих песен (приложение IV).Но мы считаем, что должны быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков — казачьи песни! (Приложение 9)
4. Список используемой литературы
1. Савельев Е. П. Казаки. История. Т.1. Владикавказ, 1991. С. 376
2. Гордеев А. А. История казаков. М., 2006. С. 315.68
3. Агарков Л. Т. История одной песни. 1973
4. Трут В. П. «Кто же они – казаки?»
Приложение 1.
Название: «Гимн Терского казачества»
Не из тучушки ветерочки дуют,
Не из тучушки ветерочки дуют.
Ой, не дубравушка во поле шумит,
То не серые гусюшки гогочут,
Ой, по-над бережком они сидючи.
Не сизые орлы во поле клекочут,
Ой, по под небесью они летучи,
То гребенские казаченьки,
Ой, перед Грозным царем гуторят:
Ой, ты, батюшка, ты
Наш царь Иван Васильевич,
Ой, православный ты наш Государь.
Как бывалоча ты нас, царь-надёжа,
Ой, много дарил нас, много жаловал.
А теперича ты, наш царь-надёжа,
Ой, скажи, да скажи нам, казакам,
Чем пожалуешь ты нас, чем порадуешь?
Ой, чем подаришь нас, чем пожалуешь?
Подарю я вас, гребенские казаченьки,
Ой, рекой Тереком, рекой быстрою,
Ой, всё Горынычем с притоками,
От самого гребня до синя моря,
Ой, до синя моря, до Хвалынского.
Приложение 2.
Название: «Современный гимн Терского казачества»
Между серыми камнями
По ущельям среди скал
Серебристыми волнами
Бурный Терек пробегал.
Начинаясь у Казбека,
Наверху, среди снегов,
Он четыре с лишним века
Поит терских казаков.
И вспоённый ледяного
Чистой теречной водой
Казак сердцем и душою
Любит Терек свой родной
Заповедовали деды
Сберегать Отчизны честь,
Ради славы и победы
Своей жизни не жалеть.
Приложение 3.
Название: «Где ты, Стенька?»
Словно в море в час прибоя
Площадь красная шумит.
Что за сборище такое
У места лобного стоит?
Плаха черная далёка
От себя бросает тень
Нет ни облачка на небе
Блещут главы в ясен день.
Ярко солнце светит с неба
На кремлевские зубцы,
А вокруг высокой плахи
В два ряда стоят стрельцы.
Вдруг толпа заколыхалась
Проложил дорогу кнут
Той дороженькой на плаху
Стеньку Разина ведут.
Вот и помост перед Стенькой
Разин бровью не повел
И наверх он по ступенькам
Бодрой поступью взошел.
С головы казачьей сбрили
Кудри чёрные как смоль
И лица не изменил он
Казни, страхи, пытки, боль.
Поклонился он народу,
Помолился на собор.
И палач в рубахе красной
Высоко занёс топор.
Ты прощай, народ крещёный,
Прости, матушка Москва!
И с казачьих плеч удалых
Покатилась голова.
А в станицах по-над Доном
Думу думает Иван
Где ж ты Стенька, где ты Разин,
Приложение 4.
Название: «В Париже мы бывали»
Где наш грозный атаман?
В Париже мы бывали
Красавиц там видали
Но крашк Кати дорогой
На свете не было другой
Катюша, не грусти.
Хотя сказать я должен
Последний раз «Прости»
Уж трубы протрубили
И в барабан пробили
Товарищи мои, казаки.
Зовут меня, прости.
С убором конь гнедой
Ружьем и пистолетом
Буланный меч со мной.
Вот вся моя одежда
И вся моя надежда
Сражаться за Россию
Готов хоть с кем я в бой.
Что русских не храбрей
Мы делом доказали
В прошедшую войну
В Париже мы бывали
Красавиц мы видали,
Но лучше Кати дорогой
На свете нет другой.
Приложение 5.
Название: «Распосею своё горе»
Распосею своё горе, распосею своё горе
По чистому полю, по чистому полю
Не расти ты моё горе, не расти ты моё горе
Ни рожь ни пшеница, ни рожь ни пшеница
Ни рожь ни пшеница, ни рожь ни пшеница
Ни рожь ни пшеница, ни рожь ни пшеница, трава муровая
Ой травушка-муравушка, ой травушка-муравушка
Алые цветочки, алые цветочки
Он и все цветы алые, ой и все цветы алые
Один всех алее, один всех алее
Ой и все дружки милые, ой и все дружки милые
Один всех милее, один всех милее.
Он ли часто ходит в гости, он ли часто ходит в гости
Не часто ночует, не часто ночует
Одну ночку переночует, одну ночку переночует
И то протоскует, и то протоскует
Утром зорька занялася, утром зорька занялася
А я поднялася, а я поднялася
Запрягай-ка муж карету, запрягай-ка муж карету
Сяду на любую, сяду на любую.
Приложение 6.
Название: «Ой рана, ране»
На Урюкском поле дуб да берёза
ой рана, ране.
А на змейском поле вишни, черешни
ранесе.
Как с под этих вишен Дунай вышел,
ой рана, ране.
А на том Дунае кладка лежала
ранесе,
А на той же кадке Маруся стояла
ой рана, ране.
Она там стояла чаши мыла
ранесе.
Она чаши мыла щей полоскала
ой рана, ране.
Она полоскала на Дунай пускала
ранесе.
Плыви, плыви чаша в доль по Дунаю
ой рана, ране.
Да заплыви чаша до свикрови в гости
ранесе.
Тай послушай чаша, что свекровья каже
ой рана, ране.
А свекровья каже: «чужая детена, лихая година»
ранесе.
А золовки кажут: «не надо было её брать
ой рана, ране.
А её надо прогнать»
ранесе.
А деревья кажут: «зачем надо было девку брать
ой рана, ране.
Девки голову вязать»
ранесе
Ой, а свёкр кажет: «она не чужая
ой рана, ране.
Она не чужая, она наша»
ранесе
А муж кажет: «Для меня она хороша
ой рана, ране.
Что помыть, что пошить, что с людьми поговорить»
ранесе.
Приложение 7.
Название: «Вот скоро-скоро»
Вот скоро-скоро поезд грянет,
Звонок унылый прозвенит.
Кого-то больше здесь не станет,
А в маме сердце заболит.
Прощайте все сады, бульвары.
Прощайте милые друзья.
Уеду скоро не приеду,
Оставлю подпись у себя.
Прощайте милые подружки.
Прощай ступенька у крыльца.
Уеду, скоро не приеду,
Остановлюсь я на пути.
Проеду станции три-четыре,
Остановлюсь я на пути.
Остановлюсь я, перекрещусь я,
Вспоминая родину свою.
Приложение 8.
Название: «Ко двору подъезжаем»
Ко двору подъезжаем, маменька встречает
Ой лёли-лёли маменька встречает.
Здоров мой сыночек, ясный соколочек
Ой лёли-лёли ясный соколочек.
Давно тебя ждали, давно поджидали,
Ой лёли-лёли давно поджидали.
Давно ожидали, столы накрывали,
Ой лёли-лёли столы накрывали.
Столы дубовые, скатерти новые
Ой лёли-лёли скатерти новые.
Приложение 9.
Вопрос | да | нет | Затрудняюсь ответить |
1.Вы дорожите традициями ваших предков? | 33% | 52% | 15% |
2.Интересны ли современным слушателям казачьи песни? | 16% | 54% | 30% |
3. Привлекают ли вас выступления фольклорных ансамблей на районных, станичных мероприятиях? | 12% | 56% | 32% |
4.Проводят ли работу городские власти, чтобы развивать казачьи традиции у молодого поколения? | 1% | 88% | 11% |
Предварительный просмотр:
VIII республиканский конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Направление: краеведение
Тема: «Казаки станицы Змейской, их традиции и песни»
Автор работы:
Бестаева Ангелина Эдуардовна
Место выполнения работы:
МКОУ СОШ № 1, 10 класс,
ст. Змейская
Научный руководитель:
Пенькова Елена Александровна,
учитель начальных классов
Владикавказ, 2012-2013
Оглавление:
Введение
1. История казачества и становление станицы Змейской.
1.1. Терские казаки
1.2. Станица Змейская
2. Музыкально-этнографические традиции казаков станицы Змейской
2.1. Традиции «коренных» (гребенских) и линейных поселений.
2.2. История казачьих песен.
2.3. Исторические песни
2.4. Строевые песни.
2.5. Шуточные песни
2.6. Змейский хор казачьей песни
2.7. Обряд старинной казачьей свадьбы
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Приложение
Казаки станицы Змейской, их традиции и песни.
Бестаева Ангелина Эдуардовна
Научный руководитель: Пенькова Елена Александровна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 1, 10 класс, ст. Змейская
Тезисы:
Своеобразно и неповторимо народное искусство казаков.
В чем же «секрет» популярности их песен — это подлинная народность.
Песня в том виде, в каком её исполняют в народе — сама по себе ценность. Она пришла к нам из глубины десятилетий. И потомкам своим мы обязаны передать её такой же: старинной и... вечно молодой.
На щедрой нашей земле немало образцов народного творчества, уходящих корнями своими в Запорожскую сечь, восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева, пребывание казаков в Париже в годы Отечественной войны 1812 года. В боевых походах и на привале — всегда и всюду помощницей и советчицей воинов была песня...
Обрядовые и героические, шуточные и строевые, походные и плясовые, протяжные и лирические песни — это подлинное богатство, сверкающее колоритными оттенками содержания и формы.
Богата наша земля урожаями, богата и прекрасными народными песнями, танцами, обрядами. Щедро рассыпаны эти сокровища по казачьим станицам. И нужно собрать, сохранить и вернуть эти сокровища народного творчества людям в первозданном виде.
Казачьи станицы издавна славятся своеобразной песенной культурой. Первым жанром исторической литературы можно считать народные песни, поэтому мы заинтересовались казачьим фольклором, а именно казачьими песнями. Ведь только в песнях проявляется русская душа, удаль и отвага.
У казака девиз наипростой:
«Любое дело разумей!»
За народ России трудовой,
Казак, и впредь всегда радей!
Введение.
С вишнёвыми зорями и закатами на терпком полынном ветру люди впитывали в себя всё, что лежало вокруг, уходило далеко в трагические, мужественные годы терского казачества. Впитывали для того, чтобы потом со всей силой своего таланта отдать, вернуть своей земле и любовь, и ласку, но уже в песнях.
Время неумолимо идёт вперёд, и сегодня всё реже можно услышать настоящую казачью песню в её оригинальном первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в станицах, но с годами постепенно от нас уходят представители этих традиций, казаки.
Давно подмечено: хочешь понять душу народную — послушай песни, что поют не по обязанности, а в минуты душевного волнения. Голосистые змейские казачки создали много песен: и озорных, и веселых, и печальных, хватающих за душу. Поэтому считаем, что наша тема актуальна.
Цель нашей работы:
- изучить традиции казаков, их песенную культуру, а также исследовать историю происхождения ст. Змейской;
- познакомиться с фольклорным жанром - казачьей песней, её истоками и её героями;
- побеседовать со специалистом по казачьим песням руководителем народного хора ДК ст. Змейской Ковалёвой И. Н.
- узнать об истории казачьих песен у сотрудников библиотеки;
- собрать и проанализировать истоки появления казачьих песен;
- провести анкетирование среди учеников школы и узнать об их отношении к казачьему фольклору и истории родной станицы;
- развивать чувство патриотизма, гордости за людей, живущих в этой станице.
Наша задача: провести опрос старожилов станицы Змейской на тему песенной культуры казаков, а так же больше узнать об истории образования станицы.
Методы исследования:
- словесный (беседа с работниками библиотеки и руководителем хора «Казачья песня», опрос учащихся);
- эмпирический (наблюдение за исполнением казачьих песен);
- наглядный (работа с иллюстрациями, книжным и архивным фондом по данной теме);
Наша гипотеза – предположим, что казачьи песни - это показатель культуры и самобытности народа, по песням можно узнать не только характер людей, но и исторические факты, их дух и уровень самосознания.
В процессе написания этой исследовательской работы, мы познакомились с большим количеством литературы по казачьим историческим, лирическим и обрядовым песням, исследовали архивные данные по истории казачества ст. Змейской. Из бесед с руководителем хора «Казачьей песни» - Ковалёвой Ириной Николаевной и работниками библиотеки, которые поделились с нами уникальными материалами об истории создания песен, а также текстами старинных казачьих песен. Мы почерпнули много интересной и полезной информации для нашей работы, провели анкетирование среди учащихся нашей школы.
1. История казачества и становление станицы Змейской.
1.1. Терские казаки
Из самых ранних исторических источников терского казачества, дошедших до нас из глубины веков, мы знаем три версии, откуда пошло войско Терское. По одной — оно выделилось из состава Донского войска, по другой — образовалось из части отряда Ермака Тимофеевича, пришедшего с Волги. Третья же версия из старинного предания, повествующего о переселении рязанцев на Северный Кавказ. После того, как московский наместник в начале 16 столетия наказал рязанцам выселяться в Суздальские пределы, часть их них, более энергичная, не пожелавшая покориться новой властной силе и служить в городских казаках по стрелецкому уряду, решила искать себе воли и счастья подальше от московского правительства. Собравшись большою станицей (отрядом), сели они в струги с семьями и скарбом и отправились весенним половодьем на Дон, затем через Камышевку подали на Волгу, оттуда к низовьям Терека. Здесь часть из них расселилась дальше, ближе к пятигорским черкесам. Казаки жили вдоль берегов реки Терек с еще более древних времён. О их жизни в глубокой древности сохранились лишь только некоторые свидетельства. Среди них было много горских казаков, а потому первоначальные общины терских казаков назывались гребенскими. В семнадцатом веке они пришли на Нижний Терек из гор-гребней. К далеким временам царствования Ивана Грозного относятся первые известные нам документы, где упоминаются гребенские казаки. Гребенские (т.е. селящиеся по гребням гор) казаки близко сошлись со своими соседями — горцами, у которых видели ту же вольность, не терпящую стеснения и ограничения. Гребенцы охотно вступали с ними в брачное родство, переняли много привычек и обрядов, национальный костюм, но в то же время твердо держались своей веры. История возникновения гребенского войска и сегодня является предметом споров историков и фольклористов, этнографов и писателей.
Так, Лев Николаевич Гумилёв, выдвинул, в одном из своих трудов гипотезу происхождения гребенских казаков (как, впрочем, и всех остальных) от тюркских народностей, представляющих на Кавказе самые древние поселения, корни которых уходят в дохристианские времена.
Жизнь терских казаков хорошо описал А. Баранов в трилогии «Терская коловерть». А читая романы «Тихий дон», «Поднятая целина», невольно сравниваешь, быт донских , кубанских и терских казаков. Да, есть много общего, но все-таки «терца» всегда можно отличить от «донца» или «кубанца».
1.2. Станица Змейская
Очень красива местность в районе Татартупского минарета: умеренный и здоровый климат, масса родников и рек, плодотворный почвенный покров. Путешественник Штедер писал: «Долина могла бы приносить все продукты, которыми богата Швейцария, если бы она подверглась правильной обработке». В этом изумительном месте и решили обосноваться казаки.
Чего только не пережила станица Змейская за все время своего существования! А существует она с первой половины девятнадцатого века. Именно тогда по царскому указу, из Харьковской, Тамбовской, Черниговской губернии сюда, на границу, потянулись обозы с переселенцами. Вслед за ними на вольное поселение приехали или пришли пешком те, кто спасались от барских розг и надругательств. Шли в лаптях, с котомками за плечами, и обязательно несли на новое место семейную икону.
Поднявшись на гору, любуясь прекрасной долиной, раскинувшейся перед ними, казаки увидели причудливо извивающуюся, как змея, речку и решили дать название станице «Змейская».
Наша станица многое пережила за всё время своего существования: лихие годы гражданской войны, раскулачивание зажиточных казачьих семей, страшные годы Великой Отечественной войны.
На станицу обратил внимание путешествующий по Кавказу сам А. С. Пушкин. Вот вам личное свидетельство поэта: «Первое замечательное место есть крепость Минарет. Легкий одинокий минарет свидетельствует о бытии исчезнувшего селения. Он стройно возвышается между грудами камней на берегу иссохшего потока».
Этот памятник, находившийся около станицы, был единственным сохранившимся строением от древнего города Дедяково, пока его не разрушили наши «современные мастера».
Поначалу станица Змейская находилась значительно дальше от Минарета, на р. Урухе, но болотистая местность и нездоровый воздух потребовали переселения. Змейская и раньше гостеприимно встречала обездоленных людей. Ещё при закладке казачьей линии под стенами её станиц селятся осетины, спускавшиеся с гор на плодородные равнины, а в Змейке появилась и осетинская слободка.
В лихие годы гражданской войны станица приютила казачьи семьи выселяемой большевиками Сунженской линии. В районе Змейской находятся несколько курганов: «Семенчихин» - по имени знатной казачки; «Замотаев» - по имени казначея казаков; «Большой» - по его величине. Эти курганы относятся к временам скифов. Во время археологических раскопок в них находили останки людей, животных, орудия труда, домашнюю утварь и т.д. На северном склоне Змейского хребта расположены могильники Аланского периода.
Змейцы всегда любили свою станицу. Они проложили по центральной улице бульвар, обсадили его акациями, липами, многим сохранившимся деревьям уже более 100 лет. От реки Урух вдоль бульвара провели арык, который снабжал станицу питьевой водой. Главную улицу замостили булыжником. Построили три мельницы и красивую церковь на месте сегодняшней школы. Священники на деньги прихожан скупили у кабардинцев землю и присоединили их к станичным. На этой территории сейчас расположены селения Иран и Ставд – Дурта. Перс Ахмед Алив построил в станице кирпичный завод. Крепко стоят по сей день дома и ворота многих казачьих домов, выложенных из этого кирпича с пометкой «А».
1918 год. Бурлила станица. На каждом переулке собирались казаки. Митинг за митингом. Много трагических событий произошло в эти годы. Когда в станице установилась советская власть, станичным комиссаром стал Горовой, председателем ревкома — Михаил Гречко, председателем стансовета — Кузьма Глива. Как и все казачьи станицы, змейские казаки не сразу приняли советскую власть. Борьба была долгой. Многие казаки прятались в лесу. Жертв было много: в парке похоронены жертвы белогвардейцев.
1920-е годы. Шло активное переселение осетин на равнинные земли. Несколько семей осетин осело на окраине станицы Змейской. Переселенцам выделили земли за станицей. А в 1924 году в станицу прибыла новая группа переселенцев, среди которых было много активной молодёжи.
1927 году открылся пятнадцатый съезд ВКП (б). Он взял курс на коллективизацию сельского хозяйства. Как и по всей стране, трудно проходила коллективизация в станице. Сначала в Змейской создавались артели — предвестники колхозов, потом коммуны.
В 1928 году в Змейской был организован колхоз, которому дали имя В. И. Ленина. В этом же году состоялся первый выпуск Змейской семилетней школы.
1935 году коммунары решили целиком перейти в колхоз. В станице образовалось три колхоза. В 1941 году колхоз имени Ленина стал в районе первым колхозом-миллионером.
1942 год. Горе, страшное горе обрушилось на нашу землю. Отступали наши войска, не выдержав бешеного натиска гитлеровской армии. Геройски проявили себя станичники! Недолго побывали фашисты в станице Змейской. Как только враг был разбит, жители заговорили о хлебе, о земле. Весной подростки и женщины вышли очищать поля, готовить их к весенней пахоте. Хорошим уродился хлеб в первый год после изгнания немцев. Пшеница стоит стеной, а в поле одни женщины и подростки. Первый обмолот выдали колхозникам. Заработала ночами мельница: днем некогда — все в поле. Запахло в станице свежим хлебом, пирогами, закипели галушки в чугунках. Повеселел опять народ, зазвучали в станице казачьи песни. И пошли изменения за изменениями в станице. Во-первых, вблизи станицы Змейской началось строительство государственной автотрассы. Строили её пленные немцы. А в 1953 году в Змейской началось строительство водопровода. В том же году в станице появилось электричество. Во многих домах зазвучали приемники и радиолы...
Так как первыми жителями станицы были выходцы из Черниговской, Харьковской, Воронежской губерний, в станице образовался своеобразный казачий язык, где русская речь переплелась с украинской. Появился особый змейский диалект. Но на каком бы языке ни пелись песни в станице — на русском, украинском, осетинском — они одинаково почетны и дороги всем.
Казачьи песни - это большие развёрнутые композиции с широкораспевной, объёмной мелодией. Казаки пели везде: в походе, на привале,у костра в короткие минуты отдыха, и потому среди песен много протяжных, в которых звучит тоска по Родине, по родным куреням, родителям, детям, жёнам.
2.1. История создания казачьих песен.
Исторические песни казаков имеют ту особенность, что в них довольно верно отражены подлинные события и факты, ярко передаются сила народа, его отвага, удаль, молодечество. Народ хранит песни в своей памяти в течение столетий. Из поколения в поколение передаются они, прославляя народных героев, борцов за Отечество. Широкому распространению исторических песен способствовали напевность, яркость и образность языка. В старину говаривали: коли нет в доме песни, значит и счастье в этом доме не водится.
В песнях казаков, отражается не реальный мир, а мир идеальный «казачий», «правильный», «справедливый»: казачий круг, принимающий решения, выборные атаманы; эти черты переняли за тем песни Разинщины и Пугачёвщины – движений, перешагнувших пределы казачьей общности. По историческим песням казаков почти бессмысленно восстанавливать историю: реальная история там игнорируется: фольклорный Ермак никогда не едет в Сибирь, он может быть под Азовом, в турецком плену, у Ивана Грозного – там, где он «нужен» казакам, а не в реальной истории.
Песни казаков исполнены красоты, силы, благородства и подчеркнутого ритма. Искусство хорового пения относится, как известно, к наиболее древним видам народного творчества, его истоки уходят в глубь веков. Специфическая казачья среда создала свой неповторимый фольклор, свои особенные, только ей свойственные песни. Сила народной песни состоит в том, что её создал сам народ, без заморской подсказки и без корысти. Во все времена народ пел песни, вкладывая в них свои чувства, надежды, горе и радость. Народная песня жила так, как жил и чувствовал её создатель – народ . Она была явлением свободного творчества, естественным отражением жизни и быта вольного народа. Издавна казачья песня являлась объектом самого пристального внимания исследователей. Это объясняется, прежде всего, особенностями и богатством песенного духа, ревностно хранимого в среде казаков. Большинство фольклористов считают, что казачество имеет свой особый светильник искусства в музыке, в песне и в танце.
2.2. Исторические песни.
Один из самых ранних исторических источников Теркского казачества, дошедший до нас из глубины веков, гимн Теркского казачества. Есть три версии того, откуда пошло войско терское. По одной из них, как говорится в предании, царь Иван Грозный даровал вольным казакам земли в низовьях Терека. Часть казаков переселилась к черкесам, а большая часть осела за Тереком. Гребенские казаки, т.е. селящиеся по гребням гор, близко сошлись с горцами, у которых видели ту же вольность, не терпящую стеснений и ограничений. Переняли у горцев много привычек, обрядов, форму одежды, вступили с ними в родство. Все это отражено в тексте гимна Терского казачества 16-17 вв. ( приложение 1).
Одним из ярких примеров сплоченности и единства песни с жизнью молодого поколения и его истории является современный гимн Терского казачества (приложение 2).
Особенности этих песен в том, что они довольно верно отражают подлинные события и реальные факты. Верно и то, что в них ярко передаётся сила народа, лучшие особенности национального характера. Необходимо также отметить, что широкому распространению исторических песен, их жизнестойкойсти способствовали напевность, яркость и образность языка. Идейно-художественная цель исторических песен едина: они с большой силой выражают патриотические идеи, любовь к Родине, верность за свою отчизну.
Песни, затрагивающие историческое прошлое России, в фольклоре казаков занимают большое место. Одна из примечательных тенденций казачьего фольклора — стремление героизировать песни, насытить их активной ритмикой, приспособить к условиям боевого похода. Строевые песни и сегодня вызывают чувство гордости за подвиги казаков. Казаки формально стали подданы России только в 1571 году, когда после войны под предводительством Стеньки Разина были вынуждены принять присягу на верность царю Московскому.
Но образ Стеньки Разина навсегда остался в этносе казаков образом героического атамана. Более трехсот лет назад, на смерть с. Разина гребенские казаки сложили песню «Где ты Стенька?». Песня была утрачена, впоследствии нашли у жителя ст. Змейской Докучаева В. Д. (Приложение 3).
Поют в станице и историческую песню «В Париже мы бывали», повествующую о беспримерном подвиге казачьих отрядов в годы Отечественной войны 1812 года (Приложение 4).
2.3. Шуточные песни.
«Играть», т. е. Разыгрывать какой-то сюжет в лицах - в обычаях терцев на гуляньях, праздниках. Игровые песни, хороводы — это народный театр, отображающий яркость и многообразие жизни. Народная память хранит великое множество шуточных и игровых песен, например, «Распосею своё горе» (Приложение 5).
2.4. Змейский хор казачьей песни
Богата история станицы. Одним из старейших зданий в станице является Дом культуры. Построен он в 30-х годах прошлого века. С первых минут своей творческой жизни он стал домом человеческого бытия для многих поколений змейцев.
Впервые в Доме культуры хор казачьей песни был организован в 60-х годах. Руководителем хора была Алла Ивановна Ивашурина. Второе рождение хору дала наша станичница, ныне заслуженный работник культуры РСО-Алания Лариса Касполатовна Цекоева. Под её руководством хор разъезжал по республике, был участником республиканских конкурсов и фестивалей.
В августе 2002 года при Доме культуры возродился народный хор. Его появление восприняли как возрождение традиций станичников, которые с удовольствием посещают репетиции хора. А сейчас руководит хором Ковалёва Ирина Николаевна, аккомпанирует хору Пенькова Елена Александровна. Раскрыть талант, дать почувствовать радость от общения с искусством, с творчеством — вот основная задача, которую ставит перед собой руководитель хора народной песни Ирина Николаевна.
В репертуаре хора старинные казачьи песни, обработки русских народных песен, романсы, сочинения современных композиторов. Есть песни задорные, мелодичные, героические, походные, и каждая из них требует особого неповторимого подхода.
В хоре поют учителя, колхозники, воспитатели детских садов. В их числе и я. Хор является постоянным участником культурных мероприятий не только в станице, в районе, но и лауреатом различных республиканских и всероссийских фестивалей.
Невозможно представить себе хор казачьей песни без его солистки – Любови Чемисовой. Её голос обладает прекрасной тембровой окраской. Она знает очень много казачьих, русских, украинских песен, с которыми знакомит коллектив хора.
Много внимания хор уделяет старинным казачьим песням. Большую помощь в этом оказывает солистка Бондарь Зоя Гавриловна. На каждую репетицию она приносит с собой все новые и новые старинные песни, тем самым старается зажечь огонь в душах молодых исполнителей. Благодаря именно этой женщине, коллектив узнал о таких старинных песнях как «Катюша не грусти», «Провожала маты», «Ехали казаченьки» и других.
2.6. Обряд старинной казачьей свадьбы
Казачьи станицы на Тереке издавна славятся своеобразной песенной культурой. Песня создается, когда душевные переживания требуют выражения в слове и мелодии, поэтому и существует много песенных жанров. Мы поговорим о казачьей свадьбе, а через свадебные обрядовые песни узнаем обычаи наших предков. Мы их слышим и сейчас, они до сих пор звучат на свадьбах .
Свадьба – это веселье, застолье, шутки, пляски. Свадьба требует соблюдения особого ритуала.
После того, как молодые люди решают пожениться, молодой казак назначает день сватовства. Казачка уже знает и ждет. Она может сказать об этом родителям, а может промолчать.
А бывает, что казак без предупреждения посылает казаков.
Свата и свашку выбирают из первоженцев, но не в коем случае не вдовцов и не разведенных. Обычно эти люди веселые и разговорчивые знающие обычаи и традиции сватовства и свадьбы, т. к. они же будут сватами и во время свадьбы. Хороши те сваты, которые могли бы постоять за своего жениха, расхвалить его так, чтобы родители невесты были от него в восторге.
Сваты берут с собой обязательно круглый хлеб и четверть самогона.
Мать жениха, провожая сватов, обязана сына благословить.
Через 3 дня после сватовства родители с обеих сторон, по договоренности объявляют день свадьбы. Молодежь станицы собирается на посиделки с женихом и невестой: пляшут, поют, играют в игры. Продолжаются посиделки до последней субботы перед свадьбой. В последнюю субботу перед свадьбой, а свадьба назначается обычно в воскресенье, невеста с женихом делают в своем доме вечеринку.
В день свадьбы, к середине дня, подходят гости. Собираются подружки невесты.
Подружки и друзья невесты в первый день свадьбы утром несут жениху завтрак и подарки. Все это помещается на подносе. Шествие сопровождается песнями под гармошку, танцами и весельем.
А в это время в доме невесты «убирают» невесту, т. е. наряжают. Молодые девушки песнями сопровождают это действие. Характер песен — печальный, прощальный, т. к. невеста покидает отчий дом, прощается с родными, подругами, вступает в новую жизнь, которая исключает многие беззаботные моменты девической жизни. Исполняется песня «Ой рана, ране» (Приложение 6).
После благословения родителями, невесту сажают за свадебный стол.
Рядом с невестой садятся дружка, с другой младший брат и ждут приезда жениха.
Невеста сидит с опущенной головой, а подружки поют «Вот скоро-скоро…» (Приложение 7).
После выкупа жениха пропускают к невесте. Невеста поднимает голову и показывает свою радость встречи с любимым всем гостям. Подруги поют.
После венчания молодые отправляются ко двору жениха, где их встречают родители жениха. Дружок берет за руку молодых и вводит в дом первыми, хор поет «Ко двору подъезжаем» (Приложение 8).
Казачья свадьба продолжается четыре дня, в каждый из которых звучат всё новые и новые песни, которым нет конца.
3. Заключение
Казачья историческая песня — это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа, т. е. своебразный синтез исторического и поэтического материала. Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков к нам — молодому поколению. Проведённое анкетирование среди учеников нашей школы показало, что почти 54% опрошенных не понимают смысла возрождения казачьих песен, 36 % затрудняются ответить, и только 16 % опрошенных являются сторонниками возрождения казачьих традиций и казачьих песен (приложение IV).Но мы считаем, что должны быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков — казачьи песни! (Приложение9)
4. Список используемой литературы
1. Савельев Е. П. Казаки. История. Т.1. Владикавказ, 1991. С. 376
2. Гордеев А. А. История казаков. М., 2006. С. 315.68
3. Агарков Л. Т. История одной песни. 1973
4. Трут В. П. «Кто же они – казаки?»
Приложение 1.
Название: «Гимн Терского казачества»
Не из тучушки ветерочки дуют,
Не из тучушки ветерочки дуют.
Ой, не дубравушка во поле шумит,
То не серые гусюшки гогочут,
Ой, по-над бережком они сидючи.
Не сизые орлы во поле клекочут,
Ой, по под небесью они летучи,
То гребенские казаченьки,
Ой, перед Грозным царем гуторят:
Ой, ты, батюшка, ты
Наш царь Иван Васильевич,
Ой, православный ты наш Государь.
Как бывалоча ты нас, царь-надёжа,
Ой, много дарил нас, много жаловал.
А теперича ты, наш царь-надёжа,
Ой, скажи, да скажи нам, казакам,
Чем пожалуешь ты нас, чем порадуешь?
Ой, чем подаришь нас, чем пожалуешь?
Подарю я вас, гребенские казаченьки,
Ой, рекой Тереком, рекой быстрою,
Ой, всё Горынычем с притоками,
От самого гребня до синя моря,
Ой, до синя моря, до Хвалынского.
Приложение 2.
Название: «Современный гимн Терского казачества»
Между серыми камнями
По ущельям среди скал
Серебристыми волнами
Бурный Терек пробегал.
Начинаясь у Казбека,
Наверху, среди снегов,
Он четыре с лишним века
Поит терских казаков.
И вспоённый ледяного
Чистой теречной водой
Казак сердцем и душою
Любит Терек свой родной
Заповедовали деды
Сберегать Отчизны честь,
Ради славы и победы
Своей жизни не жалеть.
Приложение 3.
Название: «Где ты, Стенька?»
Словно в море в час прибоя
Площадь красная шумит.
Что за сборище такое
У места лобного стоит?
Плаха черная далёка
От себя бросает тень
Нет ни облачка на небе
Блещут главы в ясен день.
Ярко солнце светит с неба
На кремлевские зубцы,
А вокруг высокой плахи
В два ряда стоят стрельцы.
Вдруг толпа заколыхалась
Проложил дорогу кнут
Той дороженькой на плаху
Стеньку Разина ведут.
Вот и помост перед Стенькой
Разин бровью не повел
И наверх он по ступенькам
Бодрой поступью взошел.
С головы казачьей сбрили
Кудри чёрные как смоль
И лица не изменил он
Казни, страхи, пытки, боль.
Поклонился он народу,
Помолился на собор.
И палач в рубахе красной
Высоко занёс топор.
Ты прощай, народ крещёный,
Прости, матушка Москва!
И с казачьих плеч удалых
Покатилась голова.
А в станицах по-над Доном
Думу думает Иван
Где ж ты Стенька, где ты Разин,
Приложение 4.
Название: «В Париже мы бывали»
Где наш грозный атаман?
В Париже мы бывали
Красавиц там видали
Но крашк Кати дорогой
На свете не было другой
Катюша, не грусти.
Хотя сказать я должен
Последний раз «Прости»
Уж трубы протрубили
И в барабан пробили
Товарищи мои, казаки.
Зовут меня, прости.
С убором конь гнедой
Ружьем и пистолетом
Буланный меч со мной.
Вот вся моя одежда
И вся моя надежда
Сражаться за Россию
Готов хоть с кем я в бой.
Что русских не храбрей
Мы делом доказали
В прошедшую войну
В Париже мы бывали
Красавиц мы видали,
Но лучше Кати дорогой
На свете нет другой.
Приложение 5.
Название: «Распосею своё горе»
Распосею своё горе, распосею своё горе
По чистому полю, по чистому полю
Не расти ты моё горе, не расти ты моё горе
Ни рожь ни пшеница, ни рожь ни пшеница
Ни рожь ни пшеница, ни рожь ни пшеница
Ни рожь ни пшеница, ни рожь ни пшеница, трава муровая
Ой травушка-муравушка, ой травушка-муравушка
Алые цветочки, алые цветочки
Он и все цветы алые, ой и все цветы алые
Один всех алее, один всех алее
Ой и все дружки милые, ой и все дружки милые
Один всех милее, один всех милее.
Он ли часто ходит в гости, он ли часто ходит в гости
Не часто ночует, не часто ночует
Одну ночку переночует, одну ночку переночует
И то протоскует, и то протоскует
Утром зорька занялася, утром зорька занялася
А я поднялася, а я поднялася
Запрягай-ка муж карету, запрягай-ка муж карету
Сяду на любую, сяду на любую.
Приложение 6.
Название: «Ой рана, ране»
На Урюкском поле дуб да берёза
ой рана, ране.
А на змейском поле вишни, черешни
ранесе.
Как с под этих вишен Дунай вышел,
ой рана, ране.
А на том Дунае кладка лежала
ранесе,
А на той же кадке Маруся стояла
ой рана, ране.
Она там стояла чаши мыла
ранесе.
Она чаши мыла щей полоскала
ой рана, ране.
Она полоскала на Дунай пускала
ранесе.
Плыви, плыви чаша в доль по Дунаю
ой рана, ране.
Да заплыви чаша до свикрови в гости
ранесе.
Тай послушай чаша, что свекровья каже
ой рана, ране.
А свекровья каже: «чужая детена, лихая година»
ранесе.
А золовки кажут: «не надо было её брать
ой рана, ране.
А её надо прогнать»
ранесе.
А деревья кажут: «зачем надо было девку брать
ой рана, ране.
Девки голову вязать»
ранесе
Ой, а свёкр кажет: «она не чужая
ой рана, ране.
Она не чужая, она наша»
ранесе
А муж кажет: «Для меня она хороша
ой рана, ране.
Что помыть, что пошить, что с людьми поговорить»
ранесе.
Приложение 7.
Название: «Вот скоро-скоро»
Вот скоро-скоро поезд грянет,
Звонок унылый прозвенит.
Кого-то больше здесь не станет,
А в маме сердце заболит.
Прощайте все сады, бульвары.
Прощайте милые друзья.
Уеду скоро не приеду,
Оставлю подпись у себя.
Прощайте милые подружки.
Прощай ступенька у крыльца.
Уеду, скоро не приеду,
Остановлюсь я на пути.
Проеду станции три-четыре,
Остановлюсь я на пути.
Остановлюсь я, перекрещусь я,
Вспоминая родину свою.
Приложение 8.
Название: «Ко двору подъезжаем»
Ко двору подъезжаем, маменька встречает
Ой лёли-лёли маменька встречает.
Здоров мой сыночек, ясный соколочек
Ой лёли-лёли ясный соколочек.
Давно тебя ждали, давно поджидали,
Ой лёли-лёли давно поджидали.
Давно ожидали, столы накрывали,
Ой лёли-лёли столы накрывали.
Столы дубовые, скатерти новые
Ой лёли-лёли скатерти новые.
Приложение 9.
Вопрос | да | нет | Затрудняюсь ответить |
1.Вы дорожите традициями ваших предков? | 33% | 52% | 15% |
2.Интересны ли современным слушателям казачьи песни? | 16% | 54% | 30% |
3. Привлекают ли вас выступления фольклорных ансамблей на районных, станичных мероприятиях? | 12% | 56% | 32% |
4.Проводят ли работу городские власти, чтобы развивать казачьи традиции у молодого поколения? | 1% | 88% | 11% |