Логопедическая коррекция речи неговорящих детей
Система приемов логопедической коррекции речи безречевых детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская система методов и приемов логопедической коррекции речи безречевых детей | 2.37 МБ |
tekst_variant_setevoe_vzaimodeystvie.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Коррекция слоговой структуры у младших дошкольников в аспекте индивидуализации дошкольного образования.
(Авторская система методов и приемов логопедической коррекции речи у безречевых детей)
В прошлом году наша группа приняла детей четвертого года жизни с речевыми заключениями ОНР I и ОНР I- II уровня. ОНР I уровня – это дети с лепетной речью. Но даже среди наших плохо говорящих детей один мальчик вызывал большую тревогу, как нас, педагогов, так и родителей. Обследовать ребенка в полном объеме в соответствии с возрастом мне, как логопеду не представлялось возможным, я обследовала только понимание речи, так как он вступал только в невербальный контакт: показывал пальцем по моей просьбе картинки и улыбался.
Безречевые дети. С каждым годом работы встречаемся с ними все чаще. Так в этом году в наш детский сад пришла неговорящая пятилетняя девочка, родители ждали, что вот-вот заговорит сама. Традиционные методики логопедии к неговорящему ребенку неприменимы. Мне пришлось начать активный поиск и изучение существующих методик работы с безречевыми детьми, так изготовлением пособий. Полученный в процессе применения этих методов и приемов опыт сложился в определенную систему работы. Собственно, с элементами этой системы я предлагаю вам ознакомиться.
Слайд 2
То, с чего я начинаю логопедическую коррекцию речи с неговорящим ребенком – вызывание отдельных звуков речи, начиная с гласных. Каждый звук я закрепляею как на эмоционально яркий зрительный образ (у- гудит поезд или пароход, и-пищит мышка или зайчик). При произнесении гласных звуков обязательно создаю опору на тактильные и кинестетические ощущения от движений артикуляционного аппарата, рук: пальцы помогают рту открываться на звук А, губам – вытягиваться на звук У, растягивают губы на звук И. Такое полисенсорное воздействие очень эффективно. Даже если ребенок не может уловить на слух разницу при произнесении, например звуков У и О, он видит демонстрируемую мной картинку-символ звука, мой жест, и вытягивая пальчиками губы в трубочку, точно повторяет звук :УУУУ.
Слайд 3
Связь звучащего гласного звука и образа-символа отрабатываем на пособии с «дорожками», по которым ребенок ведет пальчиком: вот миша захотел меда, он сердится: ыыы – и ведем пальцем по дорожке от миши к бочонку с медом. После многократно нажимаем на кнопочки под картинкой попеременно указательным и большим пальцем ведущей руки, затем второй руки, проговаривая звук Ы, тренируя мелкую моторику рук. Нажимать на «кнопочки» нравится малышам.
Слайд 4
Затем имеющиеся звуки я собираю в слоги. Чтобы последовательность моей работы представлялась вам логичной, завершенной, давайте вспомним, как развивается речь ребенка до года. В конце первого полугодия жизни у ребенка появляется лепет. Вне зависимости от национальности и языка, на котором говорят родители ребенка, появляются сначала губные звуки (п,м,б), затем переднеязычные(т,д,н). Ребенок играет со слогами, вслушивается в свой голос, сопровождает предметно-манипулятивную деятельность лепетом. Затем откликается лепетом на обращенную к нему речь. Всегда это прямые слоги, связанные в цепочки. Сначала повторяющиеся: па-па-па-па, затем с добавлением нового согласного звука: па-па-па-ма. В возрасте 8-9 месяцев ребенок способен повторить интонацию взрослого и последовательность слогов, возникает модулированный лепет.
Слайд 5
Методика, представляемая мной, имитирует, проживает с ребенком непройденный ребенком этап развития. Со зрительной опорой на символы звуков многократно повторяем прямые открытые слоги, начиная с сочетания губного звука М и гласных. Сначала отрабатываем слоги со сменой гласных ма-мо, затем – со сменой согласных звуков: ма- ва. Упражнения в переключения с одного слога на другой необходим не только неговорящим алаликам, но и детям, которые испытывают затруднения в переключении с одного слога на другой (кинетической диспраксией).
Из полученных слогов собираем слова. Чтобы понять, как построить работу гармонично, исходя из природной последовательности, давайте вспомним, какие первые слова произносят дети к году: мама, папа, баба, вава, биби. То есть ребенок начинает осмысленно говорить цепочкой из двух открытых слогов.
В 1961 году Ариадна Константинова Маркова защитила диссертацию, по особенностям формирования речи у детей с алалией. Все слова русской речи она разделила на классы слоговой сложности. Самый первый класс – слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, каша – самые простые в произнесении. Самые сложные по классификации Марковой – слова из 4-х открытых слогов. Все остальные, не попадающие под определенный класс, называем «словами сложной слоговой структуры». Классификацией Марковой пользуются все русскоязычные логопеды. При организации работы с неговорящими детьми система Марковой стала моей настольной книгой. Ребенок, начинающий говорить не может произнести, например, слово «автобус», произносительные навыки малы. Поэтому весь речевой материал к занятиям я анализировала с точки зрения слоговой сложности, от занятия к занятию усложняя, наращивая слоговую структуру.
Здесь стоит рассказать и о ритме. Каждое наше слово и высказывание имеет ритм. Ритм формируют ударные и безударные гласные звуки. Попробуйте поиграть в игру с детьми: загадайте слово из определенной тематической группы, например, продукты и ритмично, сохраняя ударение, произнесите только гласные звуки: а а О. А теперь, только согласные: млк. Легче узнается ритмизированное слово. Первые ритмы формируются из маминых песен и укачивания. Поэтому детей необходимо носить на руках, качать, петь.
Слайд 6
Вернусь к этапу формирования активного словаря. Самые подходящие с точки зрения простоты слоговой структуры лексические темы «Семья», «Наше лицо и тело» и «Игрушки», эти темы самые близкие и интересные ребенку. Фотографии, принесенные родителями детей или картинки с изображением членов семьи у детей вызывают огромный интерес – вспомните, как любят маленькие дети рассматривать фотоальбомы, показывать и называть маму, папу, себя на фотографиях. Слова мама, папа, баба, деда,тетя, дядя, имена близких многократно проговариваем, ритмизируя. Это может быть молоточек, который стучит – чинит колеса машины, на которой поедет мама-папа-баба - Ася- Дима. Это ладошки, которые делают захваты-замочки. Это пропевание имен близких ребенку людей под специально записанную мелодию с ударением на первом слоге.
Тема «Наше тело и лицо» также содержит много слов первого разряда по Марковой: с ударением на первом слоге: ноги, руки, щеки, уши, ухо, шея; с ударением на втором слоге: нога, река, щека и т.д. Ведущая деятельность для малышей – игра, поэтому играем – ищем ноги, руки, уши у себя, у притворюшки; закрыв глазки щекочем кисточкой части тела и называем их, поем про части тела песенку под мелодию с первым ударным слогом.
Слайд 7
Намеренно упрощаю слова, чтобы ребенку мог произнести их так же, как и я, формирую и закрепляю навык повторения за взрослым, который у неговорящих детей не сформирован. Петуха называю Петя, кошку- киса, куклу – ляля. К занятиям я подбирала мелкие игрушки, которыми очень любят играть дети и в игре упражняла ребятишек в многократном произнесении названий игрушек. Чего только не делали персонажи игр: исчезали и появлялись из волшебных мешочков, ложились спать (кто спит: ляля, киса, Гена), ездили на машинах и жили в домах из деревянного конструктора – я всячески мотивировала детей говорить, называть, повторять. Когда это давалось ребенку сложно – говорила с ним сопряженно, вместе, ритмизируя рукой по его плечу, подключая тактильные ощущения или переступая с ноги на ногу.
Слайд 8
Затем переходила к работе с картинным материалом:
Слайд 9
Предлагаю вам сейчас проиграть упражнения с картинным материалом:
2 человека помощника.
- Назовем картинки с захватами, сначала я, потом вместе: тык-ва, коф-та, банка, лам-па;
- Споем про эти картинки песенку; - ВКЛЮЧИТЬ ЗНАЧОК ЗВУКА.
- Выбирайте себе картинку, поем по очереди по строчке про свою картинку;
Таким образом с помощью опоры на ритм музыки многократно повторяем слома определенной слоговой структуры и ритма.
Как правило, на этом этапе родители начинают видеть сдвиги в речевом развитии: играя, обычно молчащий ребенок начинает оречевлять игру, дети начинают повторять за родителями слова. Многократно повторенное в детском саду действие становится навыком.
Слайд 10
Как только дети сформировали навык повторения за взрослым и накопили небольшой активный словарь, я переходила к этапу формирования фразовой речи. На этом этапе работает правило: два слога, два слова. На фото в слайд-шоу мальчик закрывает картинки пособия фишками-конфетками, а для затем проговаривает фразу, например: киса идет. Это пособие нарисовано художником-мультипликатором, картинки живые, интересные, 6 персонажей на каждой странице совершают множество действий – идут, летят, едут, спят, плывут. Т.о. я формировала первоначальный глагольный словарь и тренировала говорение: говорили сопряженно – вместе с ребенком, отраженно – вслед за мной, а потом самостоятельно. Чудесная вещь - стоит назвать пластмассовые фишки от мозаики конфетками, предоставить детям выбрать фишки любимого цвета – и у детей появляется блеск в глазах!
Результатом применения системы работы превзошел самые смелые мои ожидания: к концу года неговорящий ребенок общался развернутой фразой из 3-х слов. Да, фраза была аграмматична, без предлогов, звуки речи несовершенны, но он говорил сам!
Обобщая все выше сказанное мной подведу итог:
Планируя и осуществляя деятельность с детьми, я
- учитывала уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, опралась но сохранные звенья;
- предоставляла право выбора дидактического материала в рамках класса слов слоговой сложности;
- реализовала свои задачи через игровую деятельность;
-учитывала интересы ребенка;
Все это дает положительную мотивацию, а положительная мотивация – то мотор, который непременно приведет нас, специалистов к отличному результату.