Урок русского языка
Предварительный просмотр:
Тема «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».
Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
- Эмоциональный настрой учащихся
-Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, а я пожелаю вам активной работы на уроке.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением.
- Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками.
- Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.
- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
- Думаю, что теперь можно начать работу. Тихо сели.
- Минутка чистописания
Слайд со словами
-На доске записаны слова (парта, линейка, пенал, зима, карандаш)
- Найдите лишнее слово (зима)
-Почему вы считаете, что это слово лишнее?
- Отгадайте, какую букву из этого слова мы будем писать на минутке чистописания, по характеристике звука в этом слове (согласный, звонкий, парный, мягкий, парный)?
Зз Зз
Зима нарядила сосну и ель в снеговую шубу.
(Разбираем по членам, находим орфограммы, пишем части речи.
У существительных определите склонение и падеж.
- Актуализация знаний
Запись под диктовку
(Один ученик работает на доске.)
В декабре в воздухе заметно похолодало. Утренний снег быстро засыпает крышу беседки. На пригорке появился пушистый снег.
Солнце припекает, но не греет.
(Коллективная проверка. Ученик у доски объясняет написание слов с орфограммами. Остальные исправляют ошибки, проверяют свои работы.)
— Разберите по составу слова пригорке, утренний.
— Укажите в тексте наречия.
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в группах.)
— Соедините карточки так, чтобы можно было из них составить словосочетания. Запишите словосочетания, изменяя окончания имён существительных.
Плыть без дочь
встретился по институт
выйти в река
учиться с шапка
(Проверка.)
— Какие словосочетания у вас получились? (Плыть по реке, встретился с дочерью, выйти без шапки, учиться в институте.)
— Объясните написание падежных окончаний имён существительных.
— Сформулируйте задачи урока. (Будем упражняться в употреблении имён существительных в нужной форме, в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.)
ЧЕМУ ВЫ ХОТИТЕ НАУЧИТЬСЯ НА УРОКЕ?
V.ФИЗМИНУТКА
1скл.- кружимся как снежинки
2скл.- бросаем снежки
3 скл.- отряхаем снег с одежды
(Зима, варежка, сугороб, снегопад, метель, вьюга, гололёд, изморозь, прорубь, )
VI. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 240 (с. 127). — Прочитайте.
— По какому признаку слова нужно распределить по группам?
— Какие существительные и в каких падежах будут иметь нулевое окончание? (Неодушевлённые имена существительные 2-го склонения и существительные 3-го склонения в именительном и винительном падежах.)
— Запишите эти группы слов. (Остальные группы составляются по аналогии под руководством учителя и сильных учеников.)
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 241 (с. 127). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)
— Сделайте вывод: в каких частях слов могут быть безударные гласные?
— От чего зависит способ проверки безударных гласных в разных частях слов?
— С какими падежами употребляется в тексте предлог в?
— Назовите части слова ельник. (Самооценка.)
Упр. 242 (с. 128). (Самостоятельное выполнение (кроме задания на развитие речи).)
— Запишите в словарик слово костёр, подчеркните орфограмму.
— Объясните значение слова с помощью толкового словаря. (На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
VIII. Рефлексия
(Учитель читает пары слов, учащиеся составляют из них словосочетания, указывают падеж имён существительных, выделяют в них окончания. Один ученик работает на откидной доске.)
Восхищаться, пейзаж; отъехать, деревня; спать, кровать; ветка, сирень; двигаться, пустыня.
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
-У меня получилось….
- Мне было трудно…..
Игра “Бегущие минутки”. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
- Изменяемая часть слова … (окончание).
- Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
- Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
- Постоянный признак имён существительных… (род).
- Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
- К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
- Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
- Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
- Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
- Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какие задания вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Упр. 242 (с. 128) - составить текст на тему «Берегите лес от пожара».