Урок русского языка

Галдеева Светлана Александровна

Урок русского языка 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».

Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой учащихся

-Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, а я пожелаю вам активной работы на уроке.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением.

- Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками.

- Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.

- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

- Думаю, что теперь можно начать работу. Тихо сели.

  1. Минутка чистописания

Слайд со словами

-На доске записаны слова (парта, линейка, пенал, зима, карандаш)

- Найдите лишнее слово (зима)

-Почему вы считаете, что это слово лишнее?

   - Отгадайте, какую букву из этого слова мы будем писать на минутке чистописания, по характеристике звука в этом слове (согласный, звонкий, парный, мягкий, парный)?

Зз  Зз

Зима нарядила сосну и ель в снеговую шубу.

(Разбираем по членам, находим орфограммы, пишем части речи.

У существительных определите склонение и падеж.

  1. Актуализация знаний

Запись под диктовку

(Один ученик работает на доске.)

В декабре в воздухе заметно похолодало. Утренний снег быстро засыпает  крышу беседки. На пригорке появился пушистый снег.

Солнце припекает, но не греет.

(Коллективная проверка. Ученик у доски объясняет написание слов с орфограммами. Остальные исправляют ошибки, проверяют свои работы.)

—  Разберите по составу слова пригорке, утренний.

—  Укажите в тексте наречия.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в группах.)

—  Соедините карточки так, чтобы можно было из них составить словосочетания. Запишите словосочетания, изменяя окончания имён существительных.

Плыть                           без                  дочь                       

встретился                    по                  институт         

выйти                             в                    река

учиться                          с                    шапка

(Проверка.)

—  Какие словосочетания у вас получились? (Плыть по реке, встретился с дочерью, выйти без шапки, учиться в институте.)

—  Объясните написание падежных окончаний имён существительных.

—  Сформулируйте задачи урока. (Будем упражняться в употреблении имён существительных в нужной форме, в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.)

ЧЕМУ ВЫ ХОТИТЕ НАУЧИТЬСЯ НА УРОКЕ?

V.ФИЗМИНУТКА

1скл.- кружимся как снежинки

2скл.- бросаем снежки

3 скл.- отряхаем снег с одежды

(Зима, варежка, сугороб, снегопад, метель, вьюга, гололёд, изморозь, прорубь, )

VI.  Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 240 (с. 127). —  Прочитайте.

—  По какому признаку слова нужно распределить по группам?

—  Какие существительные и в каких падежах будут иметь нулевое окончание? (Неодушевлённые имена существительные 2-го склонения и существительные 3-го склонения в именительном и винительном падежах.)

—  Запишите эти группы слов. (Остальные группы составляются по аналогии под руководством учителя и сильных учеников.)

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 241 (с. 127). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)

—  Сделайте вывод: в каких частях слов могут быть безударные гласные?

—  От чего зависит способ проверки безударных гласных в разных частях слов?

—  С какими падежами употребляется в тексте предлог в?

—  Назовите части слова ельник. (Самооценка.)

Упр. 242 (с. 128). (Самостоятельное выполнение (кроме задания на развитие речи).)

—  Запишите в словарик слово костёр, подчеркните орфограмму.

—  Объясните значение слова с помощью толкового словаря. (На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

VIII. Рефлексия

(Учитель читает пары слов, учащиеся составляют из них словосочетания, указывают падеж имён существительных, выделяют в них окончания. Один ученик работает на откидной доске.)

Восхищаться, пейзаж; отъехать, деревня; спать, кровать; ветка, сирень; двигаться, пустыня.

(Взаимопроверка.)

—  Оцените свою работу на уроке.

-У меня получилось….

- Мне было трудно…..

Игра “Бегущие минутки”. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание).
  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
  4. Постоянный признак имён существительных… (род).
  5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
  6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
  8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
  9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
  10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

IX. Подведение итогов урока

—  Чему вы научились сегодня на уроке?

—  Какие задания вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Упр. 242 (с. 128) - составить текст на тему «Берегите лес от пожара».