Конкурс "Воспитатель года 2024".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой петушок» с.Доброе
Методическая разработка
мастер-класса для воспитателей
«Обучение детей игре на ложках»
Подготовил(а):
музыкальный руководитель
Шуленина Т.П.
с. Доброе, 2024г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Скажите, любите ли вы чудеса и сюрпризы?
Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо.
Для того чтобы оно произошло …
– Вы три раза должны хлопнуть,
И пять раз ногами топнуть,
Устремите взгляды ввысь
«Чудо, чудо появись!»
Посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. А как вы думаете, что находится в моем волшебном сундучке? А какие именно музыкальные инструменты лежат, вам поможет моя загадка.
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
- Правильно, отгадали, это ложка, но не простая ложка, а деревянная, расписная.
(Открываю сундучок, достаю ложки и раздаю участникам мастер-класса)
Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, раз-вивает их музыкальные способности.
Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики.
Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшались резьбой, росписью, выжиганием и покрывали их лаком.
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но пока родители расписывали ложки, дети играли на них.
Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание, навыки крупной и мелкой моторики. Развивает дисциплинированность, целеустремленность, внимательность, ответственность.
Услышав стук ложки о ложку, сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры на них.
Итак, тема моего мастер-класса «Обучение детей игре на ложках». Цель и задачи вы видите на слайде.
Сегодня мы будем осваивать различные приёмы игры на деревянных ложках.
Этап обучения игре на ложках.
У кого в руках ложки, давайте рассмотрим из чего она состоит.
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.
Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте.
- Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.
Разучим прямые способы игры.
*1-ый приём «Простой» (длинный). (показ).
*2-й приём «Простой» (короткий). (Показ).
*3-й приём «Ушки». (показ).
*4-й приём «Солнышко». (показ).
*5-приём «Лошадка» (длинный, короткий).
А теперь под музыку. Молодцы!
2. А сейчас переходим к скользящим приёмам игры на двух ложках.
1. «Часики»
2. «Тарелочки»
3. «Колено»
А теперь под музыку. Правильно, молодцы!
Вот мы и разучили прямые и скользящие приёмы игры на ложках.
А сейчас мы будем играть на ложках вместе, используя все приемы, которые разобрали.
Я буду называть и показывать эти приемы, а вы со мной их проигрывать.
(Звучит игра ансамблем).
Итог:
Вот видите, как мы весело и дружно сегодня освоили основные простые приемы игры на ложках. Осталось добавить хорошее настроение, фантазию и результат не заставит себя ждать.
Помощником в этой работе для вас станет замечательный методический комплект к программе по музыкальному воспитанию дошкольников «Ладушки». Он состоит из книги и аудиодиска. Весь материал подробно разобран по способам игры на ложках. Все произведения для игры есть как в нотном, так и в аудио оформлении. Сегодня мы использовали материал этого пособия. Приобрести его можно в интернет-магазине «Лансье». Адрес сайта записан на задней стороне моего буклета (раздаем).
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
И сейчас я бы хотела предоставить вашему вниманию видеозапись выступления детей нашего сада. Они с удовольствием осваивают игру на деревянных ложках. Итак, ансамбль ложкарей «Вологодский краковяк».
(смотрим видеозапись)
Наш коллектив очень талантлив и любое дело, особенное творческое, объединяет нас. Так, глядя на репетиции детей, педагогам тоже захотелось освоить игру на ложках. Так мы стали участниками районного творческого онлайн-фестиваля, посвященного Дню Победы. Давайте посмотрим наше выступление.
(смотрим видеозапись)
Рефлексия.
А теперь прошу вас оценить нашу встречу. Кому не понравился мастер-класс, кто не получил полезной информации, которую можно использовать в своей педагогической деятельности, положат ладони на колени. А те, кому понравился мастер-класс, кто обязательно пополнит моим опытом работы свою, поднимут ладони и громко похлопают .
Пусть ваш дом будет полная чаша,
а ложка - кормилица ваша.
Всего вам доброго!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс на тему: «Обучение детей игре на ложках»
Цель: знакомство участников мастер-класса с русскими народными ложками и их использованием в процессе музыкального воспитания дошкольников; Задачи: знакомство участников с методами и приёмами игры на деревянных ложках; развитие творческой инициативы, фантазии, воображения; развитие интереса к ложкам как к музыкальному инструменту, желания научиться играть на них; повышение уровня мастерства педагогов .
Мастер-класс на тему: «Обучение детей игре на ложках»
Методический комплект к программе «Ладушки» И.Каплунова «Ансамбль ложкарей» ( книга+ cd диск )
Интернет-магазин «Лансье» https://lancie.ru/knigi/programma-ladushki/ansambl-lozhkarej.html
Детский ансамбль ложкарей «ВОЛОГОДСКИЙ КРАКОВЯК»
Ансамбль ложкарей МБДОУ детский сад «Золотой петушок» с.Доброе «Попурри на темы песен военных лет»
Мастер-класс на тему: «Обучение детей игре на ложках»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями
в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В. А. Сухомлинский
Семья – это величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования, это целый мир для ребёнка. В семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать, приобретает первый опыт общения. Именно в семье формируется личность малыша и его художественно - эстетические наклонности.
Успех музыкального развития ребёнка непосредственно зависит от тесного сотрудничества, взаимопонимания, такта, терпения между семьёй и коллективом образовательной организации. Только творческий союз педагогов и родителей может наполнить жизнь ребёнка интересными событиями.
Для себя я определила основную цель работы в данном направлении.
Цель:
- создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в вопросах музыкального воспитания и развития детей посредством просвещения родителей и вовлечения их в творческий процесс.
Исходя из цели, я сформулировала следующие задачи своей деятельности:
Задачи:
- повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» путем оказания консультативной помощи;
- раскрыть перед родителями актуальные вопросы музыкального развития
ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства;
- установить партнёрские отношения и консолидировать усилия для музыкального развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Наиболее целесообразно выстраивать сотрудничество с семьями в двух направлениях – информационном и практическом.
1.Информационное направление.
На родительских собраниях родителям предоставляется информация о музыкальном воспитании и развитии дошкольников, о программах и технологиях, используемых в музыкальной деятельности, о планах на предстоящий период. Тематика выступлений может быть самой разнообразной («О роли семьи в эстетическом развитии малыша», «Давайте поговорим о Музыке всерьёз!», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Слушание музыки в эмоционально-личностном развитии детей дошкольного возраста», «Развитие творческих способностей средствами музыки» и др.). Также на родительских собраниях обсуждаются организационные вопросы, связанные с подготовкой к праздникам и развлечениям (участие родителей, костюмы), оговаривается помощь в оформлении к праздникам, в организации совместных посещений музыкальных спектаклей, кукольного театра, циркового представления и т.д.
Консультации используются для оказания помощи родителям в музыкальном воспитании ребёнка в семье. Они проводятся как в устной форме, с лично обратившимися родителями, так и в виде печатных материалов, в виде буклетов или статей на специальном информационном стенде или в папке-передвижке. Темы консультаций могут быть самыми разными в зависимости от потребностей родителей («Музыка в семье дошкольника», «Музыкотерапия для дошколят», «Как определить уровень музыкальных способностей вашего ребёнка?», «Как воспитать у ребёнка интерес к музыке?», «Приёмы развития певческого голосаи т.д.).
Индивидуальные беседы. Их тематика также разнообразная, возникающая по инициативе одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Примерные темы бесед: «Охрана слуха и голоса ребёнка», «Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?», «Десять причин для обучения ребёнка музыке», «Как помочь вашему ребёнку красиво и правильно петь?», «Внешний вид ребёнка на музыкальном занятии и праздничном утреннике» и др.
Наглядно-педагогическая информация в «Родительских уголках» помогает родителям познакомиться с информацией о предстоящем празднике, с музыкальным репертуаром, получить помощь по созданию предметномузыкальной среды в семье. В родительских уголках размещаются памятки и рекомендации по развитию музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки («Что такое музыкальность?», «От природы музыкален каждый!», «Музыка начинается в семье», «Целебная сила музыки», «Влияние музыки на психику ребёнка», «Рекомендации по слушанию музыки с детьми», «Композиторы - детям», «Домашний оркестр», «Особенности формирования музыкальности у дошкольника», «В свободную минутку» и пр.).
Газеты и фотовыставки особенно привлекают внимание мам и пап. Они содержат отчёты о проведённых праздниках, развлечениях, театрализованных постановках, сопровождаются небольшими стихотворениями. В рубрике фотовыставок «Волшебный мир кулис!» родители могут узнать о сегодняшних успехах своего ребёнка. Выпускаемая газета «Наши праздники и будни» также освещает мероприятия в области музыкального воспитания.
Использование социальных сетей (компьютерных ресурсов). Компьютерные технологии используются для популяризации музыкального воспитания в семье. На странице дошкольной организации в соцсети ВКонтакте регулярно публикуются статьи по музыкальному воспитанию, где в доступной для родителей форме рассказывается о достижениях детей, об участии детей в проводимых музыкальных мероприятиях.
Мой персональный сайт также призван сделать родителей участниками полноценного музыкально-образовательного процесса в ДОО, повысить их педагогическую компетентность в вопросах музыкального воспитания дошкольников. Инновационной формой развития интереса у детей и родителей к музыкальным занятиям и музыке в целом могут стать размещаемые мной на сайте интерактивные игры, нацеленные на изучение музыкальной грамоты, знакомства с музыкальными инструментами и др. Важно отметить, что подобные материалы помогают и детям лучше усвоить полученные знания, и родителям быть информированными, чем занимается их ребёнок в детском саду, в каком направлении развиваются его интересы, что можно дополнительно узнать по пройденной теме.
II. Практическое направление:
Анкетирование. Цель - выявление условий музыкального развития ребёнка в семье.
Музыкальные семейные творческие конкурсы. Проведение конкурсов семейных талантов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Совместная культурно-досуговая деятельность. Данное направление может быть представлено такими формами как праздники, вечера досуга, игры-путешествия и прочее. Темы данных мероприятий берутся самые разнообразные, при этом обязательно учитываются интересы детей и их родителей: «Как зайчата Новый год встречали», «Новогодний бал у Золушки», «Мамины улыбки», «Осень, осень, в гости просим!», «Сюрпризы из шарманки», «Василиса-затейница», «Дорожная азбука», «Светлый праздник - День Победы!», «Город Детства», «Посиделки хороши - были б песни от души!», «А ну-ка, папы!», «Самая музыкальная семья» и т.д.
Здесь следует отметить, что в организации совместной культурно-досуговой деятельности самое главное - это активное включение родителей в проводимое мероприятие. Они - участники, а не пассивные зрители. Опыт показывает, что когда родители участвуют в исполнении песен, танцев, играют в оркестре и театрализованных постановках, они, во-первых, почти всегда положительно настроены по отношению к происходящему, что очень важно во взаимодействии родителей и музыкального руководителя, т.к. только позитивный настрой помогает эффективно решать поставленные задачи; во-вторых, родители лучше понимают, как нелегко ребёнку выполнить то, или иное задание, ведь подчас дети справляются даже лучше родителей с поставленной задачей; в-третьих, такая совместная деятельность детей и родителей под руководством музыкального руководителя позволяет создать настоящий творческий процесс, который непременно позитивно скажется на оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Подводя итог вышесказанному, могу с уверенностью утверждать, что если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с семьёй, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание дошкольников реализуется более эффективно.
Таким образом, родители, выбравшие активную позицию сотрудничества и сотворчества, непременно становятся соратниками, у них появляется интерес и мотивация к различным направлениям музыкального развития своих детей и в результате тесного сотрудничества повышается качество музыкального воспитания в целом. Воспитанникам такое сотрудничество придаёт уверенность в своих силах, дети ценят участие их родителей и гордятся общими успехами.
Такой партнёрский подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско-родительских отношений.
Мне, как музыкальному руководителю детского сада, предоставляется возможность использования в этом направлении деятельности как хорошо известных, проверенных временем традиционных форм работы с семьёй, так и новых, найденных в результате творческого поиска и технических инноваций.
В данном направлении работы я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать новые интересные пути взаимодействия и сотворчества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». В.А.Сухомлинский
Цель: создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Задачи: повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыка» ; раскрыть родителям актуальные вопросы музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства; установить партнёрские отношения и консолидировать усилия для музыкального развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки .
Направления сотрудничества с семьями воспитанников Информационное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, «родительские уголки», газеты, фотовыставки, страница ВК, персональный сайт музыкального руководителя) Практическое (анкетирование, музыкальные семейные творческие конкурсы, совместная культурно-досуговая деятельность)
Родительские собрания на тему: «О роли семьи в эстетическом развитии малыша»; «Давайте поговорим о музыке всерьёз!»; «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»; «Слушание музыки в эмоционально-личностном развитии детей дошкольного возраста; «Развитие творческих способностей средствами музыки».
Консультации на тему: Папки-передвижки Б уклеты Информационные стенды
Индивидуальные беседы на тему: «Охрана слуха и голоса ребёнка» «Десять причин для обучения ребёнка музыке» «Внешний вид ребёнка на музыкальном занятии» «Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?» «Как помочь вашему ребёнку красиво и правильно петь?»
Газеты и фотовыставки
Компьютерные ресурсы
Семейные творческие конкурсы
Совместная досуговая деятельность
Спасибо за внимание!