Конкурс "Воспитатель года 2024".

Шуленина Татьяна Петровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение
детский сад «Золотой петушок» с.Доброе

Методическая разработка
мастер-класса для воспитателей

«Обучение детей игре на ложках»

C:\Users\User\Downloads\hohloma-2048x1739.png

                                                                  Подготовил(а):
                                             музыкальный руководитель
                                                                 Шуленина Т.П.

с. Доброе, 2024г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Скажите, любите ли вы чудеса и сюрпризы?
Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо.
Для того чтобы оно произошло …

– Вы три раза должны хлопнуть,

И пять раз ногами топнуть,

Устремите взгляды ввысь

«Чудо, чудо появись!»

   Посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. А как вы думаете, что находится в моем волшебном сундучке? А какие именно музыкальные инструменты лежат, вам поможет моя загадка.

– Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит все вокруг.

Кашу прямо носит в рот,

И обжечься не даёт. (Ложка)

- Правильно, отгадали, это ложка, но не простая ложка, а деревянная, расписная.

(Открываю сундучок, достаю  ложки и раздаю  участникам мастер-класса)

   Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, раз-вивает их музыкальные способности.

   Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись  ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий  звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики.

   Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшались резьбой, росписью, выжиганием и покрывали их лаком.

   Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые  ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но пока  родители расписывали ложки, дети играли на них.

   Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание, навыки крупной и мелкой моторики. Развивает дисциплинированность, целеустремленность, внимательность, ответственность.

   Услышав стук ложки о ложку, сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры на них.

Итак, тема моего мастер-класса «Обучение детей игре на ложках». Цель и задачи вы видите на слайде.

Сегодня мы будем осваивать различные приёмы игры на деревянных ложках.

Этап обучения игре на ложках.

У кого в руках ложки, давайте рассмотрим из чего она состоит.

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.

Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. 

  1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

 Разучим прямые способы игры.

*1-ый приём «Простой» (длинный). (показ).

*2-й приём «Простой» (короткий). (Показ).

*3-й приём «Ушки». (показ).

*4-й приём «Солнышко». (показ).

*5-приём «Лошадка» (длинный, короткий)

 

         А теперь под музыку. Молодцы!

2. А сейчас переходим к скользящим  приёмам игры на двух ложках.

1. «Часики»
2.  «Тарелочки»
3.  «Колено»

А теперь под музыку. Правильно, молодцы!

Вот мы и разучили прямые и скользящие  приёмы игры на ложках.

А сейчас мы будем играть на ложках вместе, используя все приемы, которые разобрали.

Я буду называть и показывать эти приемы, а вы со мной их проигрывать.

(Звучит  игра  ансамблем).

Итог: 

Вот видите, как мы весело и дружно сегодня освоили основные простые приемы игры  на ложках. Осталось добавить хорошее настроение, фантазию и результат не заставит себя ждать.

Помощником в этой работе для вас станет замечательный  методический  комплект к программе по музыкальному воспитанию дошкольников  «Ладушки». Он состоит из книги и аудиодиска. Весь материал  подробно разобран по способам игры на ложках. Все произведения для игры есть как в нотном, так и в аудио оформлении. Сегодня мы использовали материал этого пособия. Приобрести его можно в интернет-магазине «Лансье». Адрес сайта записан на задней стороне моего буклета (раздаем).

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

И сейчас я бы хотела предоставить вашему вниманию видеозапись выступления  детей нашего сада. Они с удовольствием осваивают игру на деревянных ложках. Итак, ансамбль ложкарей «Вологодский краковяк».

(смотрим видеозапись)

Наш коллектив очень талантлив и любое дело, особенное творческое, объединяет нас. Так, глядя на репетиции детей, педагогам тоже захотелось освоить игру на ложках. Так мы стали участниками районного творческого онлайн-фестиваля, посвященного Дню Победы. Давайте посмотрим наше выступление.

(смотрим видеозапись)

Рефлексия.

А теперь прошу вас оценить нашу встречу. Кому не понравился мастер-класс, кто не получил полезной информации, которую можно использовать в своей педагогической деятельности,  положат ладони на колени. А те, кому понравился мастер-класс, кто обязательно пополнит моим опытом работы  свою,  поднимут ладони и громко похлопают .

Пусть ваш дом будет полная чаша,
а ложка - кормилица ваша.
Всего вам доброго!

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мастер-класс на тему: «Обучение детей игре на ложках»

Слайд 3

Цель: знакомство участников мастер-класса с русскими народными ложками и их использованием в процессе музыкального воспитания дошкольников; Задачи: знакомство участников с методами и приёмами игры на деревянных ложках; развитие творческой инициативы, фантазии, воображения; развитие интереса к ложкам как к музыкальному инструменту, желания научиться играть на них; повышение уровня мастерства педагогов .

Слайд 4

Мастер-класс на тему: «Обучение детей игре на ложках»

Слайд 5

Методический комплект к программе «Ладушки» И.Каплунова «Ансамбль ложкарей» ( книга+ cd диск )

Слайд 6

Интернет-магазин «Лансье» https://lancie.ru/knigi/programma-ladushki/ansambl-lozhkarej.html

Слайд 7

Детский ансамбль ложкарей «ВОЛОГОДСКИЙ КРАКОВЯК»

Слайд 9

Ансамбль ложкарей МБДОУ детский сад «Золотой петушок» с.Доброе «Попурри на темы песен военных лет»

Слайд 11

Мастер-класс на тему: «Обучение детей игре на ложках»

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями
в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». 

В. А. Сухомлинский 

 

Семья – это величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования, это целый мир для ребёнка. В семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать, приобретает первый опыт общения. Именно в семье формируется личность малыша и его художественно - эстетические наклонности.

Успех музыкального развития ребёнка непосредственно зависит от тесного сотрудничества, взаимопонимания, такта, терпения между семьёй и коллективом образовательной организации. Только творческий союз педагогов и родителей может наполнить жизнь ребёнка интересными событиями.

Для себя я определила основную цель  работы в данном направлении.

 Цель:

  • создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников  в вопросах музыкального воспитания и развития детей посредством просвещения родителей и вовлечения их в творческий  процесс.

Исходя из цели, я сформулировала  следующие задачи своей деятельности:

 Задачи:

  •  повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» путем оказания консультативной помощи;
  •  раскрыть перед родителями актуальные вопросы музыкального развития  

 ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства;

  • установить партнёрские отношения и консолидировать усилия для музыкального развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Наиболее целесообразно выстраивать сотрудничество с семьями в двух направлениях – информационном и практическом.

 

1.Информационное направление.

На родительских собраниях  родителям предоставляется информация о музыкальном воспитании и развитии дошкольников, о программах и технологиях, используемых в музыкальной деятельности, о планах на предстоящий период. Тематика выступлений может быть самой разнообразной («О роли семьи в эстетическом развитии малыша», «Давайте поговорим о Музыке всерьёз!», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Слушание музыки в эмоционально-личностном развитии детей дошкольного возраста», «Развитие творческих способностей средствами музыки» и др.). Также на родительских собраниях обсуждаются организационные вопросы, связанные с подготовкой к праздникам и развлечениям (участие родителей, костюмы), оговаривается помощь в оформлении к праздникам, в организации совместных посещений музыкальных спектаклей, кукольного театра, циркового представления и т.д.

Консультации  используются для оказания помощи родителям в музыкальном воспитании ребёнка в семье. Они проводятся как в устной форме, с лично обратившимися родителями, так и в виде печатных материалов, в виде буклетов или статей на специальном информационном стенде или в папке-передвижке. Темы консультаций могут быть самыми разными в зависимости от потребностей родителей («Музыка в семье дошкольника», «Музыкотерапия для дошколят», «Как определить уровень музыкальных способностей вашего ребёнка?», «Как воспитать у ребёнка интерес к музыке?», «Приёмы развития певческого голосаи т.д.).

Индивидуальные беседы.  Их тематика также разнообразная, возникающая по инициативе одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Примерные темы бесед: «Охрана слуха и голоса ребёнка», «Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?», «Десять причин для обучения ребёнка музыке», «Как помочь вашему ребёнку красиво и правильно петь?», «Внешний вид ребёнка на музыкальном занятии и праздничном утреннике» и др.

Наглядно-педагогическая информация в «Родительских уголках» помогает родителям познакомиться с информацией о предстоящем празднике, с музыкальным репертуаром, получить помощь по созданию предметномузыкальной среды в семье. В родительских уголках размещаются памятки и рекомендации по развитию музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки («Что такое музыкальность?», «От природы музыкален каждый!», «Музыка начинается в семье», «Целебная сила музыки», «Влияние музыки на психику ребёнка», «Рекомендации по слушанию музыки с детьми», «Композиторы - детям», «Домашний оркестр», «Особенности формирования музыкальности у дошкольника», «В свободную минутку» и пр.).

Газеты и фотовыставки  особенно привлекают внимание мам и пап. Они  содержат отчёты о проведённых праздниках, развлечениях, театрализованных постановках, сопровождаются небольшими стихотворениями. В рубрике фотовыставок «Волшебный мир кулис!» родители могут узнать о сегодняшних успехах своего ребёнка. Выпускаемая газета «Наши праздники и будни» также освещает мероприятия в области музыкального воспитания.

Использование социальных сетей (компьютерных ресурсов). Компьютерные технологии используются для популяризации музыкального воспитания в семье. На странице дошкольной организации  в соцсети  ВКонтакте регулярно публикуются статьи по музыкальному воспитанию, где в доступной для родителей форме рассказывается о достижениях детей, об участии детей в проводимых  музыкальных мероприятиях.

Мой персональный сайт также призван сделать родителей участниками полноценного музыкально-образовательного процесса в ДОО, повысить их педагогическую компетентность в вопросах музыкального воспитания дошкольников. Инновационной формой развития интереса у детей и родителей к музыкальным занятиям и музыке в целом могут стать размещаемые мной на сайте интерактивные игры, нацеленные на изучение музыкальной грамоты, знакомства с музыкальными инструментами и др. Важно отметить, что подобные материалы помогают и детям лучше усвоить полученные знания, и родителям быть информированными, чем занимается их ребёнок в детском саду, в каком направлении развиваются его интересы, что можно дополнительно узнать по пройденной теме.  

II.   Практическое направление:

Анкетирование.  Цель - выявление условий музыкального развития ребёнка в семье. 

Музыкальные семейные творческие конкурсы. Проведение конкурсов семейных талантов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Совместная культурно-досуговая деятельность. Данное направление может быть представлено такими формами как праздники, вечера досуга, игры-путешествия и прочее. Темы данных мероприятий берутся самые разнообразные, при этом обязательно учитываются интересы детей и их родителей: «Как зайчата Новый год встречали», «Новогодний бал у Золушки», «Мамины улыбки», «Осень, осень, в гости просим!», «Сюрпризы из шарманки», «Василиса-затейница», «Дорожная азбука», «Светлый праздник - День Победы!», «Город Детства», «Посиделки хороши - были б песни от души!», «А ну-ка, папы!», «Самая музыкальная семья» и т.д.  

Здесь следует отметить, что в организации совместной культурно-досуговой деятельности самое главное - это активное включение родителей в проводимое мероприятие. Они -  участники, а не пассивные зрители. Опыт показывает, что когда родители участвуют в исполнении песен, танцев, играют в оркестре и театрализованных постановках, они, во-первых, почти всегда положительно настроены по отношению к происходящему, что очень важно во взаимодействии родителей и музыкального руководителя, т.к. только позитивный настрой помогает эффективно решать поставленные задачи; во-вторых, родители лучше понимают, как нелегко ребёнку выполнить то, или иное задание, ведь подчас дети справляются даже лучше родителей с поставленной задачей; в-третьих, такая совместная деятельность детей и родителей под руководством музыкального руководителя позволяет создать настоящий творческий процесс, который непременно позитивно скажется на оптимизации детско-родительских взаимоотношений.                                                      

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Подводя итог вышесказанному, могу с уверенностью утверждать, что если  правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с семьёй, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание дошкольников реализуется более эффективно.                                               

Таким образом, родители, выбравшие активную позицию сотрудничества и сотворчества, непременно становятся соратниками, у них появляется интерес и мотивация к различным направлениям музыкального развития своих детей и в результате тесного сотрудничества повышается качество музыкального воспитания в целом. Воспитанникам такое сотрудничество придаёт уверенность в своих силах, дети ценят участие их родителей и гордятся общими  успехами.

Такой партнёрский подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско-родительских отношений.

          Мне, как музыкальному руководителю детского сада, предоставляется возможность  использования в этом направлении деятельности как хорошо известных, проверенных временем традиционных форм работы с семьёй, так и новых, найденных в результате творческого поиска и технических инноваций. 

В данном направлении работы я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать новые интересные пути взаимодействия и сотворчества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие музыкального руководителя детского сада с родителями в художественно-эстетическом развитии дошкольников» музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Шуленина Татьяна Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой петушок» с.Доброе

Слайд 2

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Цель: создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Задачи: повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыка» ; раскрыть родителям актуальные вопросы музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства; установить партнёрские отношения и консолидировать усилия для музыкального развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки .

Слайд 4

Направления сотрудничества с семьями воспитанников Информационное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, «родительские уголки», газеты, фотовыставки, страница ВК, персональный сайт музыкального руководителя) Практическое (анкетирование, музыкальные семейные творческие конкурсы, совместная культурно-досуговая деятельность)

Слайд 5

Родительские собрания на тему: «О роли семьи в эстетическом развитии малыша»; «Давайте поговорим о музыке всерьёз!»; «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»; «Слушание музыки в эмоционально-личностном развитии детей дошкольного возраста; «Развитие творческих способностей средствами музыки».

Слайд 6

Консультации на тему: Папки-передвижки Б уклеты Информационные стенды

Слайд 7

Индивидуальные беседы на тему: «Охрана слуха и голоса ребёнка» «Десять причин для обучения ребёнка музыке» «Внешний вид ребёнка на музыкальном занятии» «Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?» «Как помочь вашему ребёнку красиво и правильно петь?»

Слайд 8

Газеты и фотовыставки

Слайд 9

Компьютерные ресурсы

Слайд 10

Семейные творческие конкурсы

Слайд 11

Совместная досуговая деятельность

Слайд 13

Спасибо за внимание!