Статья "Развивающая игра. Значение в жизни дошкольника"
Развивающие игры для дошкольников
Развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающая игра – это весьма эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Её правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Оценивая вместе с взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а после осознает и свои собственные ошибки. Тогда правила становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.
В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет ряд преимуществ, ведь в игре ребёнку понятна необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учиться, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и неигровой приём на обязательном учебном занятии. Цель игры всегда имеет два аспекта:
1.Познавательный – это то, ему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;
2. Воспитательный – те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребёнка.
В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако для достижения этого необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.
Игровой замысел является игровой ситуацией, в которую вводится ребёнок и которую ребёнок воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Замысел игры осуществиться в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку, чтобы игра состоялась. В одних играх требуется что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в – третьих – обменяться предметами и т.д.
Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно же и даёт наибольшее удовлетворение.
Также побуждает ребёнка к игре игровой материал. Он имеет большое значение для обучения и развития малыша, а также для осуществления игрового замысла.
Важной особенностью игры являются правила, которые доводят до сознания детей её игровые действия и обучающую задачу. Правила бывают двух видов : правила действия и правила общения. Выполнение правил требует от ребёнка определенных усилий, ограничивают его спонтанную активность. Однако это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребёнка.
Для того чтобы игра увлекала каждого ребёнка, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Совмещение взрослым двух разных ролей ( участника и организатора) – важная отличительная особенность развивающей игры. Многие игры учат детей действовать в « уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
Подбор игр – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже известно, и побуждать к усвоению нового. При выборе игры нельзя ограничиваться только её предметным содержанием, нужен ещё и предварительный анализ характера игры. Главным условием нормального психического развития ребёнка являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателями, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель должен ввести ребёнка в детский коллектив, научить его общаться и дружить, ведь от того, как сложатся отношения ребёнка с воспитателем и с другими детьми, зависят его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном личностном развитии.
Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, должны предлагаться с учётом возрастных возможностей детей и не должны утомлять их. Рациональные приёмы познавательной деятельности, показанные ребёнку взрослым, увеличивают её эффективность не только в игре, но и на занятиях.
Младший дошкольник всегда стремиться к чему-то необычному, весёлому, поэтому положительные эмоции надёжно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то , что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребёнку игры-забавы, в которых полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательство.
Большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, поэтому их можно проводить в любое свободное время. Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, лучше использоватьусловия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Очень важно правильно выбрать игру и хорошо её провести. Взрослый заранее должен подготовить необходимый игровой материал, понять психологические особенности игры и её воспитательное значение. Необходимо помнить , что во время игры, все её участники должны быть активными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_dlya_doshkolnikov.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для дошкольников
Развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающая игра – это весьма эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Её правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Оценивая вместе с взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а после осознает и свои собственные ошибки. Тогда правила становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.
В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет ряд преимуществ, ведь в игре ребёнку понятна необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учиться, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и неигровой приём на обязательном учебном занятии. Цель игры всегда имеет два аспекта:
1.Познавательный – это то, ему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;
2. Воспитательный – те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребёнка.
В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако для достижения этого необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.
Игровой замысел является игровой ситуацией, в которую вводится ребёнок и которую ребёнок воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Замысел игры осуществиться в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку, чтобы игра состоялась. В одних играх требуется что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в – третьих – обменяться предметами и т.д.
Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно же и даёт наибольшее удовлетворение.
Также побуждает ребёнка к игре игровой материал. Он имеет большое значение для обучения и развития малыша, а также для осуществления игрового замысла.
Важной особенностью игры являются правила, которые доводят до сознания детей её игровые действия и обучающую задачу. Правила бывают двух видов : правила действия и правила общения. Выполнение правил требует от ребёнка определенных усилий, ограничивают его спонтанную активность. Однако это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребёнка.
Для того чтобы игра увлекала каждого ребёнка, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Совмещение взрослым двух разных ролей ( участника и организатора) – важная отличительная особенность развивающей игры. Многие игры учат детей действовать в « уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
Подбор игр – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже известно, и побуждать к усвоению нового. При выборе игры нельзя ограничиваться только её предметным содержанием, нужен ещё и предварительный анализ характера игры. Главным условием нормального психического развития ребёнка являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателями, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель должен ввести ребёнка в детский коллектив, научить его общаться и дружить, ведь от того, как сложатся отношения ребёнка с воспитателем и с другими детьми, зависят его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном личностном развитии.
Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, должны предлагаться с учётом возрастных возможностей детей и не должны утомлять их. Рациональные приёмы познавательной деятельности, показанные ребёнку взрослым, увеличивают её эффективность не только в игре, но и на занятиях.
Младший дошкольник всегда стремиться к чему-то необычному, весёлому, поэтому положительные эмоции надёжно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то , что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребёнку игры-забавы, в которых полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательство.
Большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, поэтому их можно проводить в любое свободное время. Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, лучше использоватьусловия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Очень важно правильно выбрать игру и хорошо её провести. Взрослый заранее должен подготовить необходимый игровой материал, понять психологические особенности игры и её воспитательное значение. Необходимо помнить , что во время игры, все её участники должны быть активными.