Я веду рубрику о вокале в социальной сети. Здесь я помещаю часто-задаваемые мне вопросы о вокале и ответы на них.
Думаю, это будет полезно как педагогам, так учащимся.
ВОПРОС: Очень хочу чтобы мои дети пели. С рождения дочь слышит дома пение и музыку, даже наш не поющий папа стал напевать детские прибаутки и потешки. Сейчас дочке 2,4, она постоянно напевает, будь то это детские песенки, например, "Антошка" (помнит не все слова, но самозабвенно поет) или какие-то свои сочинения на тему "что вижу о том и пою". Это вполне обычное дело для ребенка такого возраста или все-таки можно сказать, что ребенок наделен музыкальными способностями? И как их развивать помимо активного и пассивного слушания музыки?
ОТВЕТ:вполне естественно , что ваша дочка начала петь и петь с удовольствием, если с рождения она слышала музыку, слышала как родные и близкие поют. Дело в том, что когда человек слушает чье-то пение, его вокальная система (вокальные мышцы, связки, которые современные медики называют складки) то же начинает работать, как бы "подпевать" беззвучно. Такая тренировка вокальных мышц стимулирует более активное развитие голоса. Ну, и могу предположить, что если мама любит петь и поет неплохо, то, скорее всего, вашу дочку тоже Господь не обделил талантом . В моей практике малыши-"что вижу, о том и пою" в будущем проявляют себя как творческие дети, большие выдумщики. По поводу тяги к пению: если ей нравится петь, значит способности в нее заложены. Как правило, ребенок в таком возрасте не будет делать то, что у него не получается легко, сходу. О выдающимся судить в этом возрасте пока , к сожалению, невозможно.
В первую очередь, развитие в этом возрасте идет через слушание, подражание, копирование пения других, по этому вы должны задуматься о том ЧТО ваш ребенок сейчас слушает. Желательно, что бы песенная музыка была исполнена "чистым" голосом: без хрипотцы, без сипа, без носового призвука (как , например, у Лагутенко и иже с ним). Имейте ввиду, что голосовой аппарат очень пластичен, ребенок копирует вокальные дефекты, которые потом очень трудно исправить педагогам. Лучше ребенку слушать женское сопрано, то есть высокий голос, мягкое, нежное исполнение. Невредно слушать детские хоры. Поиграйте в игру- стучите ритмы. Отстучите ритм вы, затем, попросите дочку повторить, хлопайте ритм мелодии. Интересно для деток стучать ритм слов. Например в слове сосенка три хлопка, где первый слог длинный, а два других равномерно короткие, в слове ёлочка два первых слога равномерно короткие, последний длинный, а в слове липа два слога равные по длине. Очень полезно говорить слово в ритме и хлопать, или топать этот ритм.
Попробуйте показать голосом как звучит птичка пи-пи-пи (высоко) и мишка (низко), пусть малыш сам угадает.
Остальные методики требуют знание как минимум музыкальной грамоты. Если вы владеете хотя бы азами, я могу прислать вам песни- игры для деток ее возраста.
И последнее, самое главное! Не позволяйте ей кричать! То есть, крик как таковой- это возможность самовыражения малыша и пробы своего меняющегося и обретающего силу голоса, но пение на крике не только формирует неправильное представление о звукоизвлечении, но и может сильно навредить голосовому аппарату!
---------------------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС: Сынок очень любит музыку и когда я ему пою. У пеня есть музыкальное образование, но пою я не ах. Я ему не испорчу слух?
ОТВЕТ: музыкальный, а точнее, вокальный слух вы вряд ли испортите пением. Если вы поете "чисто", то есть без фальши, то со слухом будет все в порядке. Да и если вы поете "не чисто", сильно это не сможет навредить. Одно здесь но! Имейте ввиду, что сын вас копирует, то есть неосознанно его голосовой аппарат подстраивается под ваш голос: тембр и даже звуковысоту. По этому, старайтесь петь мягко, желательно не низко (чем выше, тем лучше), так настройка мышечной голосовой системы будет оптимальной!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС: Я немного занималась вокалом и незаметно переучилась на дыхание животом с грудного. Наблюдала за дочерью, она пока тоже дышит животом. Когда произойдет переход на грудное дыхание и надо ли с этим что-то делать?
ОТВЕТ: переход на грудное дыхание, вещь вполне естественная и не думаю, что с этим надо что-то делать, сказать точно когда произойдет переход, тоже невозможно , вещь вполне индивидуальная, но, как правило, в три года , дети уже переходят на ключичный тип вдоха. Кстати, грудное дыхание, не самое худшее из всех вариантов. Грудной тип вдоха используют, как правило, обладатели низких , больших голосов, а так же, в случаях когда необходимо спеть длинные фразы.
Попробуйте, все же закреплять дыхание в животик. Например, в игре: пусть малышка будет шариком (выберет цвет), затем, на слова "надулся шарик" попросите дочку сделать вдох и не дышать, вы считаете до 5 (или больше), на слова: "сдулся шарик" , малышка выдыхает. Придумайте игры сами. Главное, зафиксировать ее внимание на том, что вдох она делает в живот.