Опубликованные материалы

Силаева Инга Владимировна

Публикации статей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_silaeva.docx19.14 КБ
Файл ktd.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационная среда в школе через издание школьного журнала»

Силаева И.В., учитель начальных классов МБОУ «Степановская средняя общеобразовательная школа» Верхнекетского района Томской области

  Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации.

  Что же такое  школьный журнал? Школьный журнал – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Он моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.

   Школьный журнал - летопись, которая  играет большую роль в жизни издающих её подростков. Он способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» журнальная деятельность, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное…

   Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.

Школьный журнал – это не просто печатное издание, отображающее школьную жизнь, - это, прежде всего, сообщество близких по духу людей, объединенных общей идеей и готовых реализовать свой творческий потенциал.

   Школьный журнал - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

     Современное образование стремится к внедрению новых технологий, электронных книг и виртуальных заданий, но большой ценностью есть и остаётся реальное авторское  творчество школьников.

  Школьный журнал – это важное средство общения между сверстниками и их окружением. Он играет ту же роль, что и пресса в обществе: помогает сформировать гражданскую позицию, способствует социализации учащихся, развивает в ребятах творческие и коммуникативные способности.

   Кроме того, он выполняет и образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки журналистской деятельности, а так же получение опыта достижения победы, понимание способов постановки цели, значимого результата.
 Проект "Школьный журнал" особенно актуален сегодня, в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности.

    Создание живой, активно работающей  информационной среды в школе через издание школьного журнала, способствует  положительной мотивации педагогов, родителей и детей.

  Чтобы издавать и распространять журнал, прежде всего, нужна крепкая команда.

В редакционную коллегию входят учащиеся школы, родители. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Распределение редакционных обязанностей:

1. Родительские кадры.

2. Главный редактор.

3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета журнала согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование журнала на бумажных и электронных носителях).

4. Журналисты (корреспонденты, ребята и родители, любящие и умеющие писать статьи).

5. Фотокорреспонденты (учащиеся и родители, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).

6. Корректоры (учащиеся и родители, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).

7. Верстальщики (учащиеся и родители, умеющие работать на компьютере).

    Каждый номер журнала представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

  Журнал в школе не является политическим и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные мировоззрения. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

   "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо яркое событие; рассказать о решении администрации. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса журнала - это его витрина.

Верстка остальных частей журнала: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.).

   Таким образом, деятельность по созданию школьного журнала позволяет обучающимся не только получать знания, необходимые для совершенствования ИКТ – компетенций, но и способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования, поскольку создание детского журнала  помимо приобретения первоначальных представлений о компьютерной грамотности предполагает:

- понимать и осваивать новое;

- быть открытыми и способными выражать собственные мысли;

- позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, осознавать значимость чтения для личного развития, формировать потребность в систематическом чтении;

- формировать представления о мире, истории, культуре, добре и зле, нравственности, толерантности;

- формировать уважительное отношение к родному краю, родной стране, семье, культуре, природе;

- осознавать целостность окружающего мира;

- уметь принимать решения и помогать друг другу;

- формулировать интересы и осознавать возможности,

   Большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись «творить» в сфере искусства или других видах деятельности, ребёнок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу в будущем.

Познакомиться с продуктом творческой деятельности школьников МБОУ «Степановская средняя общеобразовательная школа» Верхнекетского района Томской области – школьным журналом «По секрету всему свету» можно на сайте http://ver-stepschool.ru



Предварительный просмотр:

Коллективные творческие дела (КТД) как одна из форм самоуправления 

Силаева Инга Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Степановская средняя общеобразовательная школа» Верхнекетского района Томской области

КТД - форма работы, которая направлена на:

- развитие творческих способностей;

- развитие интеллектуальных способностей;

- реализацию коммуникационных потребностей;

- обучение правилам и формам совместной работы.

       Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

     Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами  по обшей жизненно-практической заботе.

   Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

    Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

 Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

   Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и воспитанников, необходимые для целенаправленного развития у воспитанников целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни и к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

   Первая стадия - предварительная работа коллектива.

На этой стадии руководитель определяют конкретные воспитательные задачи КТД. Намечает свои действия, необходимые для выполнения этих задач. Проводит стартовую беседу, во время которой увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском оптимального решения нескольких важных задач-вопросов: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?

    Вторая стадия - коллективное планирование.

Коллективное планирование начинается в группах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение группы.

   Третья стадия –  создание совета.

Для подготовки и проведения выбранного коллективного творческого дела создаётся совет дела, в который входят представители от каждой  группы. Совет действуют только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела совет создаётся уже в новом составе.

    При этом воспитанники применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения, навыки, что были усвоены ими в учебном процессе или накоплены ранее во внеурочное  время.

    В этой опорной воспитательной ситуации возникает необходимость таких действий воспитанников, которые нужны для развития положительных личностных качеств и преодоления отрицательных, но которые не могут возникнуть сами собой, в результате ранее накопленного опыта, так как этот опыт у разных воспитанников различен.

     Необходимо помнить, что направляющие действия учителя достигают цели, если имеют характер жизненно-практической заботы об успешной подготовке КТД, а их воспитательное значение скрыто от воспитанников и открывается лишь в необходимых случаях.

Можно применить немало средств, побуждающих воспитанников к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла.    Среди них выделяются следующие:  увлечение добрым сюрпризом; помощь товарищеским советом; обращение к воспитанникам за помощью, с просьбой показать, научить; товарищеское требование от имени коллектива; товарищеский контроль и товарищеское напоминание; товарищеское поощрение (особо важно) всеми формами одобрения, а также похвалой (развернутым одобрением) и наградой морального характера от имени коллектива - за преодоление наибольших трудностей, за самоотверженную заботу о товарищах в период подготовки КТД.

     Четвертая стадия - проведение КТД.

 Руководитель коллектива, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, убежденно говорит о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходными, в них проявляется опыт, примененный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела.

   Поэтому на этой стадии учитель использует направляющие действия, которые, однако, уже не носят столь длительного, систематического характера, как на стадии коллективной подготовки, а совершаются быстро, по возможности незаметно для остальных участников КТД. Обычно это - увлечение воспитанников личным примером бодрого настроя, мажорного тона, доброй шуткой.

    Если позволяет обстановка и есть время, эти действия подкрепляются убеждением в необходимости с честью выходить из затруднительного положения (путем товарищеского разъяснения, короткого рассказа-размышления, короткой беседы-размышления) и всегда подкрепляются приучением к инициативным, дружным, самостоятельным действиям.

   Действия воспитанников на данной стадии являются по преимуществу характерными, «показательными»; в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.

   Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД.

Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая  первичные вопросы-задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Вопросы в этом случае выступают исходными направляющими действиями воспитателей, а выдвигаемые по этим вопросам мнения и предложения - исходные действия самих воспитанников.

    Производные направляющие действия руководителя коллектива, сопоставление мнений, уточняющие вопросы, развитие и обобщение предложений, высказанных воспитанниками, - представляют собой товарищескую воспитательную заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее.

  Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД.

На этой стадии в исходных направляющих действиях учителя непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективного творческого дела.

    Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания КТД - развертывания нужных развивающих действий.

    Какое самое главное достоинство КТД? Пожалуй, вот какое: КТД – это сама жизнь или игра в жизнь. На языке науки можно было бы сказать – в одних случаях это проектирование и преобразование жизни, в других – имитационное моделирование – вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей. Здесь «играют» в трудовой десант, рейд, фабрику, почту, сюрпризы, пресс-конференцию, защиту проектов, путешествие, экспедицию, город, суд, театр, газеты, журналы, конкурсы… Здесь то ли играют, то ли живут этим… Здесь все вместе.

КТД « Ты можешь всё!»

Цель: способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности учеников; помочь учащимся понять, что люди неоднозначны и их возможности безграничны.

Задачи:

-Помочь учащимся стать совершеннее, содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает; учить нести полную ответственность за свой выбор;

-Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

-Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Ход работы.

1.        Предварительная работа коллектива.

Стартовая беседа.

        Что будем делать?

Сначала найдём интересные факты  о безграничных возможностях людей и как они смогли достичь этого.

        Кому принесёт пользу этот разговор?

Всем ребятам нашего класса. Поможет научиться делать правильный выбор для достижения своей цели, быть увереннее в себе.

        Когда состоится разговор?

Дней через десять: сначала надо расспросить родителей, какие интересные истории они знают о безграничных возможностях людей, поискать в интернете.

        Как будем работать?

В группах. Разделимся на новые группы.

        Кто будет организатором?

Совет Дела – 4-5 человек, только желающих.

             Класс делится на группы. На своих заседаниях каждая группа выбирает командира, а совет дела - председателя.

2.        Коллективное планирование.

Наработка идей в группах по вопросам учителя (по одной минуте на каждый вопрос). Выслушивается мнения каждой группы. Учитель обобщает сказанное детьми.

        Почем именно человеку даны безграничные возможности?

        Всегда ли люди пользуются своими возможностями?

        Почему возможности человека называют безграничными?

        Что необходимо нам, чтобы стать людьми с безграничными возможностями?

        Как сделать, чтобы все люди стали такими?

3.        Коллективная подготовка КТД.

Каждая группа получает задание, читает его и определяет количество времени для его выполнения.

Задания группам:

1.Подготовить материал о людях с ограниченными возможностями.

2.Найти примеры неограниченных возможностей людей.

3.Притчи, сказки о невероятных случаях спасения.

4.Успешные люди – это люди с неограниченными возможностями?

В течение подготовки КТД учитель работает с каждой группой. Обсуждается найденный материал, определяется, что лучше взять для представления одноклассникам. Попутно готовится презентация.

4.        Проведение КТД.

Вступительное слово классного руководителя.

  Дорогие ребята! Сегодня нам предстоит с вами сделать большую работу. Прежде чем мы к ней приступим, я хочу предложить вашему вниманию историю про маленьких лягушат.

    История про лягушат.

Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу.

Их цель была забраться на вершину… телебашни.

Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками.

    Соревнования начались.

Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни.

Слышны были такие реплики: “Это слишком сложно!”, «Они НИКОГДА не заберутся на вершину”, “Нет шансов! Башня слишком высокая!».

    Маленькие лягушата начали падать. Один за другим… За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше.

Толпа всё равно кричала: «Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!».

Ещё больше лягушат устали и упали… Только ОДИН поднимался всё выше и выше. В конце концов, все поддались. За исключением того одного лягушонка, который приложив все усилия, забрался на вершину!

     Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось?

Вопрос учителя. Ребята, прежде, чем раскрыть секрет победителя, хочу спросить у вас, как это ему удалось? (Выслушиваются предположения учеников).

   Хорошо, а теперь узнаем, что же было на самом деле, что помогло маленькому лягушонку добиться успеха.

Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы?

ОКАЗЫВАЕТСЯ, победитель был ГЛУХОЙ!!!

Мораль истории:

   Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение. Они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своём сердце!

Не забывай о силе слов. Всё, что ты слышишь или читаешь, воздействует на твоё поведение!

Поэтому:

ВСЕГДА будь…

НАСТРОЕН ПОЛОЖИТЕЛЬНО!

И кроме того:

Будь ГЛУХИМ, когда люди ТЕБЕ будут говорить, что твои мечты несбыточны!

Всегда думай:

Я сделаю это!

Объявление темы: Тема нашего КТД сегодня « Ты можешь всё!»

    Представление наработанного материала группами

В истории про лягушат, нам советует: Будь ГЛУХИМ, когда люди ТЕБЕ будут говорить, что твои мечты несбыточны! Ребята, скажите, что имел в виду автор?

(Выслушиваются ответы учеников).

     Да, согласна  с вами, слова используются в переносном смысле. Просто, не надо слушать тех, кто сомневается. Надо верить в свои силы.

    Но, к сожалению, глухота, слепота и другие болезни часто встречаются в нашей жизни. И прежде, чем говорить о безграничных возможностях человека, нам необходимо знать и о людях с ограниченными возможностями. С приближением декабря (3 декабря – Международный  день  инвалидов) все чаще и чаще мы начнем слышать или читать словосочетание: «человек с ограниченными возможностями». А кто это такой? Ребята, как таким людям живётся? Почему?

(Выслушиваются ответы учеников).

    А теперь послушаем  первую группу, которая  подготовила  материал о людях с ограниченными возможностями.

Выступление 1 группы.

Итог выступления группы.

   Проблема детской и подростковой инвалидности с каждым годом приобретает все большее значение. В настоящее время в России насчитывается около 80 тыс. детей-инвалидов. По

данным проведенных научных исследований, в ближайшие десятилетия Россию ожидает увеличение численности детей-инвалидов.

   Нам нужно относиться к детям и взрослым, имеющим инвалидность, как к людям с ограничениями жизнедеятельности, которые не ограничивают его возможность стать великим.    Недавно увидела в Интернете поразительной красоты видео. Танец Мужчины и женщины, однако, они не просто танцоры, а люди с ограниченными физическими возможностями. Тем не менее, это нисколько не помешало им исполнить это чувственный и красивый танец.

    Найти примеры неограниченных возможностей людей – это задание второй группы. Давайте посмотрим, что они подготовили.

Выступление 2 группы.

Итог выступления группы.

В жизни людей иногда происходят такие события, которые порой невозможно объяснить с помощью современной науки. Я расскажу вам ещё один случай.

   В одной деревне жила некая бабка Матрена, которая была очень больна: ничего не видела, плохо слышала и практически не ходила. Поздно ночью ее дом неожиданно загорелся. На пожар сбежалась вся деревня. Каково же было их удивление, когда они увидели, как эта бабка лихо перелезает через высоченный забор. При этом в руках Матрена держала огромный сундук, который потом не могли поднять несколько крепких мужиков.

Где же приделы человеческих возможностей? И существуют ли они вообще?

(Выслушиваются ответы учеников).

Притчи, сказки о невероятных случаях спасения – было задание третьей группы.

Выступление 3  группы.

Итог выступления группы.

А я бы хотела дополнить выступление ребят былью, в которую поверить трудно.

Хождение по углям.

    Известный фольклорист  Эндрю Ланг одним из первых отметил, что искусство хождения по огню известно на всех континентах земного шара. Он собрал много примеров, свидетельствующих о том, что оно распространено в различных странах мира. Появление этой необычной традиции относят ко временам зарождения шаманства.

    Практика хождения по углям как ритуал издревле существовала и у славян. Современными учеными доказано, что термическое или механическое воздействие на активные точки на стопах имеет сильный оздоравливающий эффект. Поэтому хождение по углям, огнехождение или, как его еще называют, нестерианство относится к одному из видов душевно-телесной терапии. Однако это теория. А реально представить свои ноги засунутыми в шашлычницу и не подгоревшими, согласитесь, непросто! Воистину, возможности человеческого организма — одна из величайших загадок. Энтони  Роббинс первый, кто начал ходить по углям в США, когда он услышал о хождении по углям, он решил непременно научиться этому искусству, а затем обучить ему других. Один йог сказал ему, что, для того чтобы пройти хоть раз по углям, потребуются годы тренировок и медитаций. Однако с помощью своих методов Тони освоил углехожденне всего за несколько часов. И он понял: если ему это удалось, значит, пройти по углям может каждый. Он уже много лет учит людей ходить по горячим углям и не потому, что это забавный трюк, а потому что так можно выйти за рамки своих ограничивающих идей и страхов.

ВСЕ – ВОЗМОЖНО! Повторяйте вместе со мной:

«Я ЖИВУ В МИРЕ БЕЗГРАНИЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. У МЕНЯ ВСЕ ХОРОШО»

Успешные люди – это люди с неограниченными возможностями? На этот вопрос нам ответит четвёртая группа.

Выступление 4  группы.

Итог выступления группы.

   Сознание успешного человека - это состояние ума настроенное и открытое определенным образом, позволяющее видеть успех и возможности.

    В сознании удачливого человека нет места для мыслей о неудачах. Неудачник видит исключительно препятствия и ограничения на пути к желаемой цели. Он во всем увидит недостатки происходящих ситуаций. Недостатки окружающего мира, людей и, конечно же, своей личности.

   Мы живем и всегда вправе выбрать: либо мы окружаем себя стенами ограничений, либо ломаем их, чувствуя себя при этом в безопасности, позволяем войти в нашу жизнь добру и благу.

Хочу повторить мораль истории про лягушат:

Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение. Они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своём сердце!

Не забывай о силе слов. Всё, что ты слышишь или читаешь, воздействует на твоё поведение!

Поэтому:

ВСЕГДА будь…

НАСТРОЕН ПОЛОЖИТЕЛЬНО!

И кроме того:

Будь ГЛУХИМ, когда люди ТЕБЕ будут говорить, что твои мечты несбыточны!

Всегда думай:

Я сделаю это!

5.        Коллективное подведение итогов КТД.

Разговор идёт «по солнышку» - по кругу. Каждый отвечает на вопросы:

        Что получилось?

        Что не получилось?

        Что надо было сделать по-другому?

6.        Стадия ближайшего последействия КТД.

После проведения КТД о безграничных возможностях человека стало легче говорить о подготовке к урокам. Таблица умножения, которая так трудно училась многими учениками, стала вдруг легче учиться. Ребята предложили проводить каждый урок арифметический диктант. Предварительно договорившись, какую таблицу - на 2, на3 или обе, будем проверять. Каждый старался, каждый день повторять нужную таблицу умножения. Результаты поразили ребят, некоторые лишь после этого поверили в свои  безграничные возможности.