Для вас, родители
Уважаемые родители! Страничка создана для вас. Знакомьтесь! Читайте! Играйте! Развивайтесь со всеми членами семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семейная игра - мы поговорим | 16.19 КБ |
Цвет в жизни ребенка | 17.59 КБ |
did.igra_kak_forma_obucheniya.docx | 19.95 КБ |
skazka.docx | 17.49 КБ |
20_igr_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.docx | 22.34 КБ |
igry_dlya_snyatiya_trevogi.docx | 24.48 КБ |
o_trudolyubii.docx | 44.75 КБ |
lechebnye_podvizhnye_igry.docx | 17.59 КБ |
pamyatka_o_zlosti.docx | 18.39 КБ |
kartoteka_igr_na_raz.myshleniya.docx | 192.59 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЕЙНАЯ ИГРА: "ПОГОВОРИМ!"
Для того, чтобы члены семьи были ближе друг к другу, чтобы было больше доверия и понимания, важно разговаривать.
Выйти за рамки дежурного вопроса «Как дела? Как день прошел?» поможет следующая игра, которую можно превратить в милую семейную традицию.
Приведенный ниже список вопросов можно дополнить своими, распечатать, разрезать так, чтобы каждый вопрос был на отдельной бумажке. Все бумажки свернуть и положить в красивый мешочек или шкатулку. Перед сном или за семейным ужином каждый вытягивает по одному вопросу и отвечает на него. Такие вопросы помогут начать разговор по душам и узнать друг о друге много нового.
🔹 О чем ты сейчас мечтаешь?
🔹 Твое лучшее воспоминание о прошедшем дне?
🔹 Кто твой любимый герой на сегодняшний день и почему?
🔹 На какое животное ты похож и почему?
🔹 Если бы ты мог что-то поменять в себе, что бы ты изменил?
🔹 Что тебе сегодня удалось лучше всего?
🔹 Кто самый добрый человек в твоем окружении? Почему?
🔹 Что тебе больше всего нравится в твоем лучшем друге?
🔹 Чему бы ты хотел научиться?
🔹 Чувствовал ли ты сегодня обиду?
🔹 Было ли тебе сегодня грустно?
🔹 Чувствовал ли ты сегодня злость?
🔹 Хотел бы ты переехать в другой город? Почему?
🔹 Если бы тебе разрешили оставить себе только одну вещь из всех, что у тебя есть, какую бы ты выбрал?
🔹 Помнишь ли ты, что тебе сегодня снилось? Какой сон ты помнишь?
🔹 Кого бы ты назвал по-настоящему успешным человеком? Почему?
🔹 Опиши свой день тремя словами.
🔹 Опиши себя тремя словами
🔹 Лучший комплимент, которые ты получал в жизни?
🔹 Если бы у тебя была возможность полететь в любую точку земного шара, куда бы ты отправился? Кого бы взял с собой?
🔹 За что ты больше всего благодарен в жизни?
🔹 Кому ты больше всего благодарен?
🔹 Если бы ты мог поменяться местами с любым человеком на свете, с кем бы ты хотел поменяться местами и почему?
🔹 Сколько людей ты сегодня рассмешил или заставил улыбнуться?
🔹 Что было сегодня смешного?
🔹 Какую одну вещь ты можешь сделать сегодня лучше, чем вчера?
🔹 Что бы ты предпочел: уметь летать или читать мысли?
🔹 С кем ты больше всего ждешь встречи в школе (в садике, на работе) каждый день?
🔹 Какая часть дня у тебя самая любимая?
🔹 С кем ты провел больше всего времени сегодня? А с кем бы хотел провести больше времени?
🔹 Какая у тебя любимая игра и почему?
🔹 Кто заставляет тебя смеяться и почему?
🔹 Если бы ты мог сыграть любую роль в твоем любимом фильме, какую бы ты выбрал и почему?
🔹 Если бы ты мог прожить этот день заново, что бы ты изменил?
🔹 Чего ты ожидаешь от завтрашнего дня?
Анна Быкова
Предварительный просмотр:
ЦВЕТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
"Одно время мой сын (3 годика) рисовал только черным карандашом. Я уже испугалась! Что мы только не делали, чтобы отучить: и сказки рассказывали про злой карандашик, и другие цвета подсовывали, и незаметно забирали черный. Ничего не помогало. Наткнулась на эту статью, разбиралась и поняла, о каком стрессе идет речь... Помаленьку отучили".
ЖЕЛТЫЙ
Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.
ОРАНЖЕВЫЙ
Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Это как раз наша ситуация. До двух лет мой сын категорически отказывался рисовать каким-либо цветом, кроме оранжевого. Если я убирала оранжевый из коробки с фломастерами, то ребенок отказывался рисовать вообще, искал его, плакал, обижался, сердился. Со временем мой сын полюбил еще и желтый цвет. Теперь все рисунки у нас солнечные – желто-оранжевые. Однако не пугайтесь раньше времени. Если ваш ребенок предпочитает исключительно оранжевый цвет, это еще не говорит о его гиперактивности. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.
РОЗОВЫЙ
Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.
ГОЛУБОЙ
А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.
КРАСНЫЙ
Красный цвет лично мне кажется цветом агрессии. Но, по мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный – это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!
СИНИЙ
А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.
ЗЕЛЕНЫЙ
Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого – каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!
ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.
СЕРЫЙ
Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.
КОРИЧНЕВЫЙ
Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.
ЧЕРНЫЙ
Стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный – цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра как форма обучения
детей раннего возраста»
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это можно достичь различными приемами: использование сюрпризов, загадок, считалок, волнующего вопроса, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Организуя дидактическую игру с детьми раннего возраста, можно осуществить показ игровых действий, знакомить с функцией игрушки, проговаривать игровые ситуации; использовать разнообразный наглядно-игровой материал и постепенное усложнять игровое содержание. Использование потешек, загадок, художественного слова – привлекает малышей. Организуя игру, всегда нужно помнить, чтобы это не занятие. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, нужно сохранять вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому в начале игры нужно познакомить детей с правилами, игровыми действиями.
Занятия с предметами играют важную роль. Малыши получают навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в простых и усложненных вариантах. Важно обратить внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках.
Различные дидактические игры с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка раннего возраста: умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников. В начале года можно использовать, в основном, наглядные методы, рассчитанные на подражание, а по
прошествии времени воспитанники могут действовать по инструкции, выполнять часть действий по представлению.
В работе с детьми раннего возраста можно использовать различные дидактические игры и упражнения, в ходе которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, положением в пространстве; широко применять игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности.
В играх с детьми раннего возраста рекомендуется использовать разнообразный наглядный материал: погремушки, игрушки-вкладыши, природные материалы, неваляшки и т.п.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Дети младшей группы любят играть в парные картинки, картинки- половинки, «найди детеныша».
«ВЕСЕЛЫЕ ФИГУРЫ»
Цель: способствует развитию навыков классифицирования
Материал: круги и квадраты, вырезанные из картона.
Методические рекомендации: Перемешайте фигуры. Попросите отобрать только круги.
Усложнение: После этого используйте круги одного цвета, а квадраты другого.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширяют знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; рассматривают и учатся выделять характерные признаки предметов; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей.
Вот некоторые примеры:
«ЦВЕТНЫЕ ДОМИКИ»
Цель: Учить различать, классифицировать предметы по цвету. Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
Материал: Цветные домики, мелкие игрушки такого же цвета что и домики, цветные картинки.
Методические рекомендации: Разложить четыре домика перед ребенком по очереди называйте цвет домика и просите приносить к домику предметы того же цвета.
2. Раздать детям игрушки в виде животных или кукол. И просить чтобы, к примеру, куклу отвели в красный домик, а медведя в зеленый.
«РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»
Цели: Развивать мелкие движения пальцев.
Формировать положительный эмоциональный настрой.
«МУРАВЬИ» (пальчиковая гимнастика)
Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.
Муравей ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу второй руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Руки опущены, выполняем стряхивающее движение)
Муравья на землю смыл.
(Хлопок ладошками по коленкам.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками)
Муравей ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(«Муравьи» ползают на голове.)
«УКРАСИМ ПОЛЯНКУ И ДОМИК»
Цели: закреплять и расширять знания о предметах и их свойствах. Развивать тактильную чувствительность пальцев; формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев.
Материал: панно с поляной цветов и домик, отдельно цветы для их пристегивания.
«ИГРЫ С МОЗАИКОЙ»
Цели: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами (мозаикой). Обучать детей выбирать объекты двух
заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету. Развивать инициативу, творчество, поиск при составлении конструкций (кровать, стул, скамейка). Продолжать формировать тонкие движения руки, умение действовать кончиками пальцев.
Материал: мозаика разноцветная, мозаика геометрическая.
«ЗАШНУРУЙ БОТИНОК»
Цели: учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, целенаправленность действий с предметами. Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
Материал: ботинок из линолеума, шнурок.
«СОСТАВЬ УЗОР ИЗ КРЫШЕК»
Цели: продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий с мелкими предметами. Формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе полотна. Создавать эмоционально положительное отношение к результату своих действий.
Материал: крышки различного цвета, полотно с накатанным пластилином.
Методические рекомендации: педагог показывает, как надо выбрать тремя пальцами и положить на полотно с пластилином. Затем нажать пальчиками, «составить дорожку»
Усложнение: выбор цвета, составление цветка.
Сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых она - средство развития детей, а для детей - игра.
Предварительный просмотр:
– СКАЗКА –
– СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ –
Есть у нас с лучшей подругой такой ритуал: раз в неделю встречаемся в кафе или ходим друг к другу в гости, чтобы выговориться, выплакаться, выслушаться. На то мы и лучшие подруги. Кто как не мы поймем друг друга, поможем, поддержим?
Вот и сегодня вечером еду в автобусе к подружке да вспоминаю обо всем грустном, о чем хотела бы поделиться с самым близким для меня человеком. Как говорится, чтобы облегчить душу, снять тяжесть с сердца.
Я усиленно размышляла о превратностях судьбы, как вдруг услышала голос кондуктора:
- Гражданка, если вам нечем заплатить, выходите на следующей остановке!
Жалобный голос пожилой женщины ответил на это:
- Да мне бы только еще две остановочки…
Кондуктор была неумолима. А мне стало жаль старушку, и я оплатила ее проезд. Она тут же стала благодарить, а затем сказала одну очень странную фразу:
- Сегодня для тебя будет особенный вечер, ты сможешь заполнить свое сердце…
И не договорила. Да и мне уже нужно было выходить. А необычная старушка успела вложить в мою ладонь какой-то предмет. Уже на остановке я внимательно рассмотрела странный подарок — это было очень красивое зеркальце. Я не удержалась, вспомнив сказку о спящей царевне, и произнесла: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду расскажи, кто на свете всех милее, всех румяней и белее?» Ну да ладно. Пора спешить на встречу.
Мы с подругой «выговаривались» аж до самого позднего вечера, раскрывая друг другу сердца, освобождаясь от боли, плача друг у дружки на плече. Так много накопилось, столь многим хотелось поделиться… И тут меня осенило, причем совершенно неожиданно, и я выпалила:
- А ты ничего такого странного не заметила? Мы с тобою дружим столько лет. В детстве наши встречи были лишены этого многочасового нытья. Слушай, похоже мы с тобою стали настоящими нытиками! И вот что еще: сколько бы мы друг другу ни выговаривались, боль уходит лишь на время, а потом вновь возвращается…
Подруга подхватила эту мою мысль:
- Ты знаешь, я почему-то вспомнила поговорку - «Свято место пусто не бывает». Свято что? Наше сердце, получается…
И вот тут я и рассказала о необычной встрече со старушкой и ее подарке. Бабуля предсказала, что сегодня я смогу чем-то заполнить свое сердце. Чем? И в чем все-таки назначение зеркальца?
Мы внимательно посмотрелись в него и вдруг заметили, что этот несомненно волшебный предмет отражал вовсе не нас, а состояние наших сердец. Оказалось, что рядом с нами находились два темных, запутанных энергетических клубка.
Подруга сразу поняла, в чем тут дело:
- Мы с тобою выговорились, и нам сразу полегчало. Клубки — это то, что из нас вышло. Вышло да не ушло. Не зря же вспомнилось: «Свято место пусто не бывает». Если мы прямо сейчас не заполним наши сердца чем-то благостным, то боль вновь вернется к нам.
- Точно! Но чем мы сможем наполниться?
- А знаешь, ты права: за эти годы мы превратились с тобою в двух ноющих женщин. Мы же раньше были с тобою такими жизнерадостными, творческими, легкими. Да, мы выговаривались друг другу, конечно, но расставались всегда не на печальной, а на самой что ни на есть позитивной волне.
- Да. Тогда предлагаю наполниться тем, что наши сердца подскажут. Вот что твое говорит?
- Я хочу рассказать о том же самом, чем сегодня поделилась, но совсем в другом, в исцеляющем ключе — в ключе благодарности.
И она рассказала о том, что с нею за эту неделю произошло, используя фразы «Благодаря тому, что...», «Зато...», «Теперь я осознаю, я научилась...». История получилась совсем другой — мудрой, поучительной, интересной. Я аж заслушалась.
Со своей стороны я захотела наполнить свое сердце радостью, юмором. Я рассказала о своих приступах обид, о привычках ссориться, о том, как в этот момент глупо и смешно выгляжу. Мы ухохотались, подтверждая, что действительно, все это достаточно забавно. И в то же время я сделала вывод, что быть обидчивой и склочной мне больше не хотелось.
Я снова взглянула в зеркальце. Наши сердца больше не были пусты. Нам стало легче не просто оттого, что мы выговорились, мы сумели наполниться теплом, благодарностью, радостью, осознанием, мудростью, вдохновением и надеждой. Теперь хотелось делиться не болью, а счастьем. А им сколько не делись, его все больше становится.
Вот так. Свято место пусто не бывает.
Желаю вам счастья!
© Нина Сумирэ
Предварительный просмотр:
20 ИГР для РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ у ДЕТЕЙ
В этой статье я опишу игры для развития мелкой моторики у маленьких деток. Эти 20 игр простые для взрослого, но деткам до 2-3 лет они часто даются с трудом. А для малышей до года и подавно являются настоящей головоломкой.
Развитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Никто не даст 100% гарантии, что только благодаря постоянной стимуляции пальчиков ребёнок рано заговорит или вырастет вундеркиндом. Но развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Особенно это важно для детей с задержкой речевого развития.
20 игр для развития мелкой моторики рук
1. Пожалуй, первое, что могут сделать родители для развития мелкой моторики – это массаж ладоней (и стоп). Новорожденный ещё осознанно не действует ручками, но ладошки всё чувствуют.
Советую приобрести в аптеке массажные шарики в комплекте с двумя металлическими кольцами. Они могут называться: массажер су-джок, массажный каштан. Это пластиковый шарик с не очень острыми шипами. Внутри него специальное пружинное кольцо для массажа пальцев. Стоит такой массажёр около 20-30 рублей. Его катают по ладоням и стопам, кольцо надевают по очереди на каждый палец и тоже прокатывают.
Можно проиграть с ребёнком историю. «Прибежал ёжик из леса, побегал по ладошке, по ножке и снова в лес убежал». Или «Упал каштан с дерева. Мы его поднимем. Ой, колючий-колючий. Покатаем его и обратно положим».
2. Мешочки с крупами. Эта игра тоже доступна совсем маленьким деткам. Надо сделать несколько небольших мешочков из плотной ткани. В них насыпаем разные крупы: гречку, горох, фасоль, пшено. Главное, чтобы мешочек не порвался. Под присмотром взрослого даётся такой мешочек малышу. Он ощупывает его, мнёт. Разные крупы дают разные ощущения.
С детками постарше можно уже пытаться угадать, что за зёрна внутри.
3. Любимые многими пальчиковые игры-забавы. Эти игры помогают снять тонус с ладоней и тоже сопровождаются лёгким массажем. Пожалуй, самая известная игра про сороку:
Сорока-сорока кашу варила,
(варим- мешаем кашу на ладошке)
Деток кормила.
Этому дала, Этому дала,
(массируются пальчики по отдельности)
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Ты дров не колол? Не колол.
Воду не носил? Не носил.
Мы тебе кашки не дадим.
4. Игры с сыпучими материалами: крупы, зёрна, бобовые, макароны, песок. Тут большой простор для фантазии. Крупу можно просто насыпать в глубокую миску и дать ребёнку порыться в ней, покупать ручки. Можно смешать разные крупы.
Дайте ребёнку 2 миски. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Ребёнку дайте ложку и предложите с помощью ложки пересыпать крупу из одной миски в другую.
5. Игра с манкой или песком в песочнице. Спрятать в манку фасоль, пуговицы, мелкие игрушки. А затем попросить ребёнка найти. В песочнице тоже можно сначала закопать предмет, а потом его искать. Только песок должен быть сухим и чистым. Также в речном песке бывает много камушков и ракушек. Попробуйте пособирать камушки в ведёрко на детской площадке, а потом выложить из них рисунок на песке.
6. Вариант игры с манкой – рисуем пальчиком. На поднос насыпать слой манки и попробовать пальцем нарисовать что-нибудь. Для начала мама водит рукой малыша и рисует простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии. Потом ребёнок сам пробует свои силы.
7. А Вы давали своему малышу играть с шишками? Мы набрали целый пакет сосновых шишек в лесу. Я их высушила и дала дочке поиграть. Эффект наподобие массажёра су-джок из первого пункта. Особенно интересно играть на тему стишка про мишку:
Мишка косолапый
По лесу идёт.
Шишки собирает,
Песенки поёт.
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою – топ!
Дайте ребёнку корзинку или ведёрко и пусть собирает рассыпанные по полу шишки.
8. Полезным занятием, укрепляющим пальчики, является нажимание разных кнопок. Тут помогут различные музыкальные игрушки и книжки с кнопками.
9. Даже кормление птичек на улице развивает детские пальчики. Дети любят крошить хлеб, рассыпать крошки, семечки или зёрна. Пользуйтесь этим. Берите на прогулку семечки или пшено. После не забудьте протереть руки, т.к. на них остаётся мука или грязь.
Если из-за непогоды или болезни не ходите гулять, то выход есть. Нарисуйте на бумаге птиц (курочек, цыплят, голубей) или найдите картинки. Положите изображение птички на стол или на пол и предложите ребёнку её покормить. Пусть малыш также сыпет зернышки и семечки. А потом птичка скажет спасибо и улетит.
10. Полезными игрушками являются различные шнуровки. Это может быть яблочко, груша, ягодка с червячком на нитке, большая деревянная пуговица и т.д. Умение попадать в маленькое отверстие тоже надо развивать.
11. Нанизывание бусин близко к занятию со шнуровками. Для деток продаются готовые развивающие игры. А можно просто взять макароны с большими дырочками. Вместо нитки использовать толстую проволоку.
12. Игры с прищепками нравятся моей дочке. Правда, пальчики у неё ещё слабые. Но для некоторых прищепок сил хватает. Ей интересно, как вещи крепятся на верёвку. Можно поставить низкую сушилку для белья на пол или привязать между стульев толстую верёвку, а затем вешали с помощью прищепок носовые платочки и одежду кукол. Особенно нравится дочке всё это снимать.
13. Как Вы думаете, дети любят рвать и мять бумагу? Это первое, что они с ней сделают. У моего ребёнка невероятное стремление разорвать бумажную салфетку или бумажный носовой платок на мельчайшие кусочки. А потом она их собирает и выкидывает в мусорное ведро. И несколько каталогов с косметикой пострадало
от ее исследовательского интереса. Будьте осторожны. Краска с глянцевых журналов и газет легко стирается, она не должна попадать в рот ребёнка. Поэтому пусть рвёт, но только не тянет в ротик. После такого занятия ручки надо помыть. А лучше дать чистый лист, к примеру, из тетради. Или дайте небольшой блокнотик на растерзание.
14. Рисование карандашами, мелом, кисточкой, пальчиковыми красками тоже хорошо развивает мелкую моторику рук. Только старайтесь сразу учить держать правильно карандаш. Дочке понравилось рисовать маркерами на водной основе на магнитной доске. Рисунок потом легко стирается губкой, а этот навык тоже будет не лишним. Ещё нам нравится рисовать восковыми и масляными карандашами (их ещё называют восковыми мелками, масляной пастелью). На них не нужно так сильно нажимать, как на деревянные карандаши и цвета получаются яркие. А уж как ребёнку может понравиться процесс складывания карандашей, мелков в коробку и вынимание их из неё. Проверьте сами.
Вот пальчиковые краски дочке не понравились. Не любит она ручки пачкать, сразу вытереть хочет.
15. Лепка. О ней уже не раз упоминалось в моих статьях. С детьми можно лепить из пластилина, солёного теста. Солёное тесто больше подходит для первого знакомства с лепкой. Оно мягче и безопаснее пластилина. Можно приготовить его в домашних условиях (ссылка на мастер-класс), а можно купить готовое. Первое, что показываем ребёнку – это то, как тесто мнётся, меняет форму, как отщипывать кусочек, скатывать колбаску, втыкать разные мелочи в него.
В качестве первых поделок могут быть простые аппликации. Пример такой аппликации посмотрите тут.
С ребёнком старше 1,5 лет опробуйте сделать ёжика. Сформируйте из пластилина тело ежа. Возьмите спички и покажите ребёнку, как сделать иголки. Пусть малыш тоже попробует.
16. Игра с матрёшкой тоже является развивающей. Кроме того, она наглядно познакомит с понятиями большой-маленький, больше-меньше. И придётся малышу приложить усилия, чтобы добраться до тех куколок, которые внутри. А это очень охота сделать.
17. Когда ребёнок подрастёт, его начинают учить одеваться, застёгиваться самостоятельно. Это тоже полезное занятие для развития мелкой моторики. Сколько возможностей: пуговицы, молнии, липучки, кнопки, шнурки, ремни. У моей дочки сильный интерес ко всякого рода застёжкам появился в возрасте 1 год 9 месяцев. Стоит мне одеть халат, так она непременно попробует его расстегнуть - застегнуть. Даже начала первым делом расстёгивать куртку папе, когда он приходит домой. Отняла у меня ремень, и не позволяла застёгивать ей ботинки. В общем, старый халат с крупными пуговицами был отдан на растерзание. В итоге за 3 дня дочка освоила пуговицы.
18. Интересной игрой на развитие мелкой моторики станет доставание различных предметов из мешка. Сначала ребёнок ощупывает предмет и пытается понять, что это. А потом уже он его видит. Так можно знакомить с новыми вещами или угадывать уже известные.
19. Ловля предметов из воды. Попробуйте такую игру. Налейте в тазик или глубокую миску немного воды и киньте туда ядра каштанов, фундук, пробки от вина или шарики для настольного тенниса. Ребёнку дайте ситечко или ложку в зависимости от размеров предметов и владения навыком. Задача малыша – выловить все предметы и положить их в другую тарелку. Помогайте ребёнку сначала. Потом пусть пробует сам.
20. Ну и под конец такое занятие, как сбор урожая на даче или огороде, также прекрасно способствует развитию мелкой моторики. Покажите малышу, как собирать помидоры, как можно раздеть початок кукурузы, как достать фасоль из стручка. Попросите переложить лук, огурцы из одного ведёрка в другое (дома мы без дочки лук не перебираем, она очень любит это занятие). Рассыпьте вместе с малышом зёрна укропа на грядке. Пусть ребёнок попробует выдернуть морковку, свёклу или лук с грядки. Пробовать собирать ягоды можно, но есть риск того, что они будут измяты.
Вот такой список игр для развития мелкой моторики получился. Но это ещё не всё. Масса обыденных занятий воспринимаются ребёнком как игра и прекрасно развивают его. Поэтому не стоит ограничиваться специальными играми и игрушками. Привлекайте малыша к тому, что Вы делаете. Это позволит и дела сделать, и ребёнка развлечь, и научить тому, что сами умеете.
Автор: Екатерина Ярусова
Предварительный просмотр:
17 ИГР ДЛЯ СНЯТИЯ ТРЕВОГИ И СТРЕССА У РЕБЕНКА
Мы принимаем версию, что наше подсознание стремиться к исцелению, ищет способ гармонизироваться. Подсознание говорит на языке символов, ощущений, образов и метафор. Предлагая «здоровую» метафору — мы даем толчок к этой волшебной исцеляющей работе. Для нижеприведенных практик особенно важно гармоничное состояние взрослого, которое будет их проводить, и временной ресурс.
1. Растение.
Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина- глины, используем природные материалы и «оживляем» их наклейками- глазками или рисунками) о Зернышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), чтобы ухаживать и заботиться. Или семечко само отправилось путешествовать.
Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растет, пускает корни. Приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья- птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребенка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем — что бы ему помогло, возможно, забор, возможно, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг.(Можно после практики подойти к реальному дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить)
2. Линия жизни.
Детки, перенесшие стресс, капсулируются в прошлых травматических событиях. Они, как будто бы отделены от реальности. Возвращаем их в «настоящее» игрой — «линия жизни». Эту практику можно делать только тогда, когда у взрослого есть запас времени и ресурса. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию. (Идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками). В зависимости от того, сколько ребенку лет — ставим на линии яркие предметы (можно обувь) — через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет + 1 (через год от реального возраста) и +1 через 5 лет от реального возраста.
Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребенок становится на первую «зарубку» — мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте
малыш только начинает ходить (ребенок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии, ребенок распрямляется.
На каждой остановке — говорим искренние слова. «О! Еще один годик! Как я тебе рад. В этом году ты стала/а …(говорим какое- то достижение)».
Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребенок делает шаг в «будущее» — родитель говорит — «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Возможно, подхватить ребенка на руки и «перелететь» над ниткой….
Для читающих деток можно раскладывать на отметках лет бумажки с написанными пожеланиями или ресурсными словами. Более простой вариант — нарисованные мелом «классики». Ребенок прыгает в клеточку возраста. В этой ячейке его ждет перевернутый листок с рисунком, словами, сердечком, сюрпризом, который нужно открыть. Последняя ячейка — нарисованы радостные символы. (по-секрету: это чудная игра для Дня Рождения).
3. Игры с лицом.
На лице человека любого возраста, перенесшего травматизацию, может застывать маска. (Постоянное безучастное или застывшее в одной сложно - определимой эмоции выражение лица). В таком случае будут полезны любые «пластические» игры.
Можно начать с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем, «превращаем» ребенка в пластилин. Из его мордочки «вылепливаем» разные формы (теребим щечки, просим надуть щеку…)
Играем в конкурс «кривлялок». Корчим вместе с ребенком всевозможные рожицы.
Маски. Используем готовые, вырезаем, раскрашиваем. Ребенок выбирает маску своей «силы» — ходит, говорит, жестикулирует из этой роли. Затем, одевает маску «слабости» (например, страха). Говорит от имени этой маски. Затем, снимает маску. В конце работы мы спрашиваем, а когда бы тебе пригодилась первая маска? как она может помочь второй маске?
Становимся актерами и делаем маленькую постановку любой сказки. Самая простая — репка, рукавичка…
4. Простые праздники
У человека, перенесшего тяжелый опыт, часто возникает ощущение — невозможности радости в будущем и «предательства» перед тяжелым событием или другими пострадавшими людьми, огромная вина и сопротивление, если позволить себе даже немного удовольствия.
Нам важно помочь деткам опять позволить себе радость. Не испытывая вины перед прошлым или теми людьми, кому сложнее. Делаем сюрпризы близким. Фокусируем внимание на достижениях (записываем, рисуем их), отмечаем, что было хорошего за день.
Придумываем праздники.
Например, праздник застилания постели. Праздник взбивания подушки, праздник мыльной пены на щеках, праздник умывания зубной щетки. специально делаю акцент на «телесности». Часто травмированные дети либо начинают очень тщательно мыться, либо избегают темы мытья, чистоты, прикосновений к телу.
5. Цветотерапия
Ребенок часто «зависает» в прошлом, переставая обращать внимание на текущий день. Опыт тяжелого прошлого переносит в реальность. Его взгляд, как буд-то бы обращен внутрь. Показываем ребенку «течение времени» и фиксируемся на каждом дне, оживляем чувства. Например, каждому дню дается определенный цвет. Предположим, среда — красная. На протяжении дня, ищем красные предметы, кушаем красные продукты, сами используем красный цвет в одежде, аксессуарах.
6. Ты где?
Для фиксации на настоящем часто играем в игру «ты где?». Задаем неожиданно, в любое время дня вопрос — «ты где?». Ответ должен начинаться со слов «я здесь!». Дальше несколько предложений об этом » здесь», с описанием разных модальностей — аромат, слух, телесность, вкус. Например: Я здесь. В комнате, сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду.
7. Составляем расписание.
Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребенку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость». Т.е. достаточно четкий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать — планируем.
Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете сделать вместе расписание, украсить его, поручить ребенку следить за выполнением задуманного — это хорошая практика.
8. Гирлянда.
Многие детки нуждаются в большем общении, но избегают контакта. Эта маленькая практика хороша и для застенчивых детей и для адаптации к новой группе.
Вырезаем из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать мордочки, можно написать имена друзей, родственников, детей из группы. Так мы создаем метафору соединенности — » мы вместе»
9. Капелька краски.
Для снятия напряжения, расслабления, трансформации фиксации на одном переживании, состоянии, событии. Капаем акварельной краской в воду, рассматриваем узоры на воде, наблюдаем за тем, как растворяется краска. Будет здорово, если потом с ребенком протанцевать, прожить пластикой тела движение краски в воде. Пусть ребенок своим телом покажет движение волн акварельки.
10. Отпечатки.
Еще одна очень простая экологично – «оживляющая» техника, помогает снять запрет на фантазию и чувствования.
Травмированные люди замораживают чувствительность — если я позволю себе чувствовать, вместе с радостью проявится страх, боль и злость. А также создать метафору «многовариантности» . (Еще эта техника помогает в работе с невротическими запорами).
Окунаем пальчик в краску или свекольный сок. Ставим на лист несколько отпечатков пальчика. Спрашиваем, а что нужно дорисовать, чтобы получился поросенок, заяц, лебедь, рыбка…
11. Рисуем на темной или черной бумаге.
Мелками, пастелью, гуашью. Любые темы. Этот метод помогает в трансформации тревоги, выводит «на поверхность» закапсулированный страх. Из темноты неизвестного, прошлого, страшного, выступает что- то новое и красочное.
Метафора: из темноты ночи рождается новая жизнь- день.
12. Отпускаем в небо.
Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» — шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке…
13. Возвращаем идентификацию.
Работа с именем. Пишем в столбик буквы имени. На каждую букву имени вспоминаем какое- то ресурсное качество.
Например: ВАНЯ — Внимательный, Аккуратный, Нежный, Яркий
14. Превращаемся в супер-героев.
Часто ребенок, переживший сложный опыт, сталкивающийся с повышенной заботой и вниманием, с тем, что взрослые за него многое делают. Такой ребенок становится более инфантильным, пассивным. Важно не провоцировать в ребенке «выученную беспомощность».
Каждое сделанное именно им действие дает ресурс для его будущего. Не делаем за ребенка то, что он может делать сам! Когда ребенок говорит — «не могу! не получится! помоги!» когда ноет и уклоняется от действия — играем в игру — Превращаемся в суперменов.
«Сейчас я тебя, а ты меня превращаешь в супермена. Нужно только съесть (конфету, ягоду, витаминку, выпить сок, морс….).
«У тебя будут какие сверхспособности? У меня — переносить предметы. Смотри — я переношу эту корзину с бельем в ванную. А у тебя — давай — скорость. И ты быстро сможешь идти? (Встать с кровати, одеться, покушать…)»
15. Играем в малыша.
Часто подсознание детей переносит их в тот возраст, когда они были счастливы и жили в ощущении безопасности. Они начинают себя вести, как малыши, сюсюкать, проситься на ручки. Мы играем с ребенком в «малыша», даем энергии-сил его детской части. А потом «превращаем» его во взрослого.
Даем ребенку возможность командовать — сколько шагов идти (игра «великаны- лилипуты»), становимся у него «поваренком» на кухне, даем ему возможность выбирать маршрут прогулки (можно даже дать руль- крышку от кастрюли в руки)
16. Закономерный этап.
Агрессия — ищем способы экологичного проживания — щелкать пузырьками упаковки, драться подушками, сбивать кегли, забивать «гвозди».
Боязнь громких звуков — игры с аплодисментами, музыкальные инструменты.
Страх прикосновений — представляем, что идет дождик. вначале он стучит по ладошкам ребенка (подушками пальцев стучим по ладошкам), затем, по всему телу. Дождик может быть разной силы.
17. Прыжки.
Тревожные детки интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им важно прыгать на батуте (вместо батута они все равно выберут кровать 😊. Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Например — «тут можно прыгать на одной ноге, тут на двух…»
Нужно учитывать, что ребенок будет просить играть или читать то, что ему важно и целительно, по несколько раз. Взрослый терпеливо и радостно играет и читает. Ребенок не будет играть в игру, вызывающую у него эмоции, с которыми он не готов справиться. Относимся к этому с уважением и не настаиваем.
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ ЭГОИЗМА
Одна моя коллега, принимая семьи с «трудными» детьми, всегда задает один и тот же вопрос: есть ли у ребенка какие-нибудь домашние обязанности? К общим домашним обязанностям не относится уборка своей комнаты или выполнение школьных домашних заданий. Речь идет именно о труде не для себя, а на благо всей семьи. Ответ чаще всего бывает недоуменно отрицательным. В семьях, в которых все более-менее благополучно, картина ровно та же.
«Он и так все время занят. Утром школа, вечером плавание», — говорят родители. Их можно понять, они хотят, чтобы ребенок не напрягался по лишним поводам, они готовы все отдать ради его развития, его будущей успешности. А ребенок, между тем, привыкает жить только для себя.
Ведь вся его активность направлена только на улучшение качества своей жизни.
Я помню, когда мы были детьми, у нас у всех были свои обязанности. Кто-то мыл посуду, кто-то должен был убирать квартиру. Так было не только в моей семье. Так было в семьях моих одноклассников и друзей по двору.
Но сейчас домашние обязанности вдруг стали чем-то, от чего детей надо защищать. Виной тому — шагающая по планете и уже пришедшая к нам новая идеология «защиты прав детей». Этим мемом наших родителей здорово сбили с толку. Мы так активно стали употреблять это выражение, что забыли, что у детей должны быть еще и обязанности.
А между тем ТРУД - ТОТ, КОТОРЫЙ НЕ НА БЛАГО СЕБЯ ЛЮБИМОГО, А ДЛЯ ДРУГИХ - ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. Например, известный отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что если ребенок научился трудиться для других людей и это принесло ему радость, то он не может стать злым человеком.
«Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений», — говорил он.
Если человек с детства не привык, не умеет заботиться о ком-либо, то как он будет заботиться о своих детях?
Японская пословица говорит, конечно же, не только о материальной нищете, но и о духовной. Слова из нее перекликается и со словами еще одного великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, писавшего, что «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Он считал, что одной из важнейших целей воспитания является развитие у ребенка привычки и любви к труду.
Привычка к труду не появится сама по себе. Также как и способность чувствовать свою ответственность и заботиться о других. Все эти вещи приобретаются только посредством воспитания. С самого детства. А кого можно вырастить по лекалам наших детозащитников (которые главным образом защищают детей от своих родителей)?
Приведу недавно услышанный рассказ одной мамы. Своих детей она тоже воспитывает в духе защиты от всяческого напряга. Однажды она, окончательно замотавшись со своим годовалым ребенком, с отчаянием обратилась к своей старшей пятнадцатилетней дочери со словами: «Ты же видишь, как я устаю, ведь я и работаю, и с ребенком все время. Неужели у тебя ни разу не возникло желание хоть как-то мне помочь, сделать что-то по дому?!»
Дочь ответила: «Мамочка, ну ты же знаешь, это не в моем характере». Когда мама закончила рассказ, на лице ее была горькая улыбка.
Предварительный просмотр:
ЛЕЧЕБНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
От страхов, нервного напряжения, для развития ловкости
Игра очень положительно влияет на психологическое развитие ребенка. Помогает ему приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, готовит к взрослой жизни. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегченной форме. Начинать игровые занятия с ребенком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.
Главная цель этих игр:
• Снять накопившееся нервное напряжение и зарядить и детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
• Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
• Наладить контакт между родителями и детьми;
• Развить ловкость и координацию движений.
Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения
«Снеговик»
(с трех лет)
Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.
«Буратино»
(с четырех лет)
Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком:
1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.
2. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как Буратино.
3. Напрягите плечи, руки, пальцы, представте, что они деревянные.
4. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.
5. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.
А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем.
«Сражение»
(с двух лет)
Игроки бросаются легкими предметами (шарики из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
«Злые – добрые кошки»
(с двух лет)
По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.
«Каратист»
(с трех лет)
На пол кладется обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!». Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.
«Боксер»
(с трех лет)
Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.
«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами»
(с трех лет)
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «ТЫ — капуста». В ответ: «А ТЫ — редиска» или «А ТЫ — слива» и т.д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «ТЫ – колокольчик», «А ТЫ — розочка».
Игра способствует коррекции упрямства,
негативизма, агрессии.
«Капризная лошадка»
(с трех лет)
Родитель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребенком они сопровождают сказку действиями: «В одной далекой стране жила лошадка по имени ЛУ. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», — говорила ЛУ. Она капризничала и цокала копытцами. Еще она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и веселой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»
Помните, самое главное – это не не во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия – это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите, понимайте и растите вместе!
Предварительный просмотр:
КРАТКАЯ ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ СО ЗЛОСТЬЮ
Меня часто спрашивают:
"Как мне быть со своей злостью? Иногда она меня затопляет, и я читал, что нужно ее выражать. Но как? Если пойду покричать в лес, разорву десяток бумажек или побью подушку, то что дальше? Это же бессмысленно! Ну спустил я пар, а потом что? Ничего от этого не поменялось. А через какое-то время злость снова накапливается, а жизнь остается такой же. Как мне реально что-то сделать со своей злостью?"
Все не так-то просто и просто одновременно. Работа со злостью имеет много этапов. Обычно, все помнят то, что ее нужно выражать при помощи крика и активных действий, это действительно дает облегчение. Но это такое же облегчение, как после рвоты при отравлении, временное. Это просто опустошение до следующего раза и все.
Первый этап
Если вы работаете со злостью, то первый этап – понимание, для чего нужна злость. Злость – это энергия для того, чтобы восстановить свои границы, и сигнал о том, что они нарушены (физические или психологические). А еще злость – это энергия, которая нам дана для того, чтобы достичь цели, взять свое, расчистить себе место. Это ее биологический смысл, без окраски, без оценок. И больше ничего. Тут нет ни плохого, ни хорошего. Это просто Э-НЕР-ГИ-Я.
Второй этап
Обнаружение злости внутри себя. Выяснение того, как она проявляется. Улавливание сигналов от тела. Ответ на вопрос: "А как мне понять, что я вообще злюсь?". Тут много телесной работы. Обнаружение своих напряженных мышц, сжатых кулаков и зубов, шумного дыхания и выпученных глаз. Или это обнаружение своих колких шуточек, сарказма или саботажа. Или узнавание психосоматических симптомов. Также злость может приходить к нам в вывернутом виде. Например, в виде чувства вины (злости не на кого-то, а на себя).
На этом этапе может уже прийти понимание того, что за потребность стоит за злостью или на кого вы злитесь (это про физические и психологические границы). Чего хочет моя злость? А может такое понимание и не прийти...
Третий этап
Признание того, что это вы злитесь. Просто соглашение с тем, что это у вас ЕСТЬ. Обычно, если человек долго сдерживает или не осознает злость, то ее в нем накапливается много-много. Так много, что кажется, что он может кого-то убить. Эта злость может ощущаться как ненависть. Часто люди так пугаются себя, что не готовы даже признавать тот факт, что они злы, чтобы не встречаться с этим цунами чувств.
Но на самом деле в этом цунами нет ничего страшного, при грамотном с ним обращении. Это просто значит, что произошло затопление. Злости слишком много.Ее так много, что она оглушает и ослепляет и человек не способен ее усвоить и принять. И поэтому нужен следующий этап: спускание пара.
Четвертый этап
Спускание пара или выражение злости. Это может быть крик, бой подушками, битье тарелок (спонтанное или подготовленное), бульканье в тазике, скандал с супругом. Это может быть нецензурная брань или сжигание куклы вуду. Все, что угодно. Важны физические выражения и активные действия, направленные на физический контакт или разрушение. Это обычно громко, сильно, дико и страшновато. И многим людям, склонным стыдить себя, потом тяжело и стыдно. Но если организовать все безопасно (дубинка пластиковая, лес безлюдный, посуда дешевая из Икеи), то это приносит большое облегчение и возможность двигаться дальше.
Обычно, именно этот этап наше сознание выхватывает из всяких психологических книжек. Он важный, потому что помогает освободиться и пойти дальше, но за ним есть еще кое-что.
Пятый этап
На самом деле злость – это сила. Просто природная жизненная сила, которая в нас есть и нужна нам для достижения целей. И поэтому важно эту злость-силу присвоить себе. Почувствовать силу в мышцах. Оттолкнуть и увидеть освобожденное пространство. Протянуть и удерживать то, что хочешь. Заорать и почувствовать громкость и мощь голоса. То есть сделать это своей энергией. Этот этап ключевой, потому что он меняет ваше ощущение себя и меняет таким образом жизнь. Почувствовав силу и ее эффект, вы уже никогда не станете прежним.
Присвоение может сопровождается стыдом, страхом, радостью и много еще какими чувствами. Важно их прожить, чтобы потом идти дальше.
Шестой этап
Осознание все-таки той потребности, которая стоит за вашей злостью. Если оно не пришло раньше, то тут стоит понять, что именно вы хотите. Что хотите поменять в жизни? Что оттолкнуть, а что притянуть? Что получить?
И нахождение экологичной формы для вашей злости (силы). Поскольку мы живем не на облаке, а в обществе, а многие – в семье, то важно понять, как вашу новообретенную энергию направить так, чтобы она работала на достижение ваших целей. Если граница, то в чем, какая и с кем? Если просьба, то в какой форме? Если отказ, то в какой форме и с какими аргументами? Тут уж важно понимать возможности других людей воспринимать вашу новую силу. И простор для творчества.
Возможно, ваши близкие не готовы переварить сразу столько вашей силы. Поэтому, может быть, нужно немного спустить пар, а потом идти и разговаривать о важном, уже с небольшой злостью, скорее похожей на уверенность.
Седьмой этап
Оценка результатов. Коррекция того, что вы делаете. Выводы на следующий раз. В общем, как везде. Если люди рядом могут ответить на эти вопросы, то спросите у них, как это было со стороны. Иногда, когда только начинаешь проявлять свою злость, это может выглядеть неуклюже. Обычно люди могут либо сразу, переборщить либо недожать. Иногда приходится объяснять и просить прощения. Но не за содержание, а лишь за форму, которая в следующий раз будет гораздо точнее и экологичнее. И тогда жизнь и отношения меняются так, как вам хочется. Цели достигаются, деньги появляются, место освобождается, удовольствие наступает и приходит счастье.
Так что, удачной вам практики!
С любовью,
Аглая Датешидзе
Предварительный просмотр:
Развитие мышления я у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)
(Картотека игр и упражнений)
Развиваем мышление
Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Пословица
Что мы называем мышлением.
В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу.
В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Тогда человек избирает тот из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления у него лучше развит.
Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.
■ Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
■ Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок учится пользоваться различными планами, схемами.
■ Логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления.
Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Тест «Заселение домика»
Этот тест позволяет оценить особенности мышления ребенка. Выявляет комбинаторные умения и навыки. С его помощью можно выявить, насколько ребенок умеет планировать свою деятельность и контролировать ее результат.
Задание ребенку:
— Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой, как на шестом этаже.
Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались незаселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.
Результат
Отлично, если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно.
Если он выполнил правильно только два-три варианта — это тоже неплохой, результат, тем не менее, надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.
Идеальный вариант выполнения:
Упражнения на развитие мышления (логики)
У ребенка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.
В данном разделе приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:
- описывать признаки предметов;
- классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни;
- сравнивать предметы между собой;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- определять последовательность событий;
- обобщать;
- давать определения тем или иным понятиям, другие.
Полезный совет
Для улучшения мозговой деятельности выполните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыслительные процессы.
Сядьте так, чтобы вам было удобно.
Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед.
Медленно качайте головой из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию груди по мере расслабления шеи.
Выполнять 30 секунд.
Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)
Упражнение 1. «Третий пишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
- Яблоко, вишня, помидор.
- Час, килограмм, минута.
- Козленок, корова, теленок.
- Шапка, шарф, кепка.
- Мыло, веник, мочалка.
- Карандаш, стакан, ложка.
- Кастрюля, сумка, чемодан.
- Колбаса, молоко, молоток.
- Телевизор, холодильник, диван.
- Кошка, собака, волк.
Полезный совет
При выполнении данных упражнений попросите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.
Не забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?
Упражнение 2. «Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
- Лиса — нора, медведь — ... (берлога)
- Больница — лечение, школа —.... (обучение)
- Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)
- Рыба — вода, птица — ... (небо)
- Утка — утенок, курица — ... (цыпленок)
- Птицы — перья, звери — ... (шерсть)
- Осень -—зима, дождь — ... (снег)
- Кастрюля — половник, тарелка — ... (ложка)
- Куртка — замок, шуба — ... (пуговица)
- Тепло — вода, морозно — ... (лед)
Упражнение 3. «Путаница»
Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?
Упражнение 4. «Деление целого на части»
Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)
Задание ребенку:
— Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.
Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.
Рекомендуем
Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.
Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей — столько же и палочек.
■ Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.
Упражнение 5. «Домик»
Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.
Помните: правильно расположить рисунок на листе — означает скомпоновать рисунок (см. ил. № 21).
Упражнение 6. «Сравни»
Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?
Найди одинаковые чашки.
Упражнения на развитие образного представления (мышления)
Упражнение 1. «Отгадывание загадок»
Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) — своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном — обычное.
Отгадывание загадок — задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «увидеть» предмет по словесному обозначению его признаков.
Учить детей отгадывать загадки — значит учить их соотносить речевую форму описания с графической формой.
При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.
Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый должен дополнить его ответ.
Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку проанализировать смысл загадки.
Задание ребенку:
— Узнай предмет по заданным признакам.
Угадай, что это:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
Полезный совет
Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.
Полезный совет
- Малыши очень любят игру «Кто больше знает?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.).
Устройте с ним соревнование: кто больше назовет признаков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).
Играя в эту игру, вы развиваете образное мышление ребенка.
Упражнение 2. «Собери картинку»
Разрежьте любые картинки на части, пусть ребенок соберет, « полечит».
Полезный совет
Очень полезно для развития образного мышления, памяти, внимания ребенка следующее упражнение: попросите малыша перечислить окружающие вас предметы, которые имеют круглую форму (квадратную, треугольную и т. д.).
Можно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень маленькие и т. д.).
Это упражнение можно выполнять в любое время и в любом месте.
Упражнения на развитие логического мышления
Упражнение 1. «Определение последовательности событий»
1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на рисунке целое яблоко. Как художник изобразил, что стало с яблоком?
2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. ил. № 22).
Полезный совет
Рассматривайте с ребенком различные картинки, фотографии, реальные сценки из жизни.
Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на картинке. Спросите, что будет потом.
Подобные беседы будут способствовать формированию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.
Упражнение 2. «Поиск закономерностей»
Вариант 1.
Продолжить перечень слов.
Как можно назвать одним словом следующие предметы?
Март, апрель, май, июнь... — месяцы.
Хлеб, молоко, колбаса, макароны... — продукты.
Стол, стул, шкаф, диван... — мебель.
Ромашка, василек, одуванчик, лютик... — полевые цветы.
Туфли, сапоги, валенки, сандалии... — обувь.
Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... — бытовые электроприборы.
Роза, гвоздика, астра, тюльпан... — садовые цветы.
Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... — школьные принадлежности.
Компот, каша, борщ, хлеб... — еда.
Тарелка, чашка, ложка, стакан... — посуда.
Машина, кукла, кубики, пирамидка... — игрушки.
Молоток, топор, пила, лопата... — инструменты.
Дуб, береза, осина, клен... — деревья.
Вариант 2.
Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Какая здесь закономерность? Найти закономерность в расположении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.
Вариант 3.
Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.
Вариант 4.
Продолжить узор (ряд).
Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.
Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»
Примерные вопросы:
- Чем отличается чашка от стакана?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Как зовут маму вашей мамы?
- Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
- Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)
- Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?
Какие слова являются противоположными по значению:
- Большой — начало — высокий — брать — ... и т. д.
- Когда ты завтракаешь — утром или вечером?
- Сколько концов у двух палок?
- Чем похожи дерево и куст? Чем они отличаются?
Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.
Примерные ситуации:
1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?
3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, какой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить на этот вопрос.
4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?
5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?
6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»
7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».
8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».
Упражнение 4.
Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.
Упражнение 5. «Соотношение количества предметов с цифрой»
Покажи попугая, который держит карточку с верным ответом.
Упражнение 6. «Пословицы»
Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.
- Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.
- Пословица развивает и обогащает речь.
- В пословицах мудрость и красота.
Примерный перечень пословиц для детей дошкольников
Об учении
- Ученье — свет, неученье — тьма.
- Красна птица оперением, а человек ученьем,
- Ученье — красота, неученье — простота.
- Повторенье — мать ученья.
- Где ученье, там и уменье.
- Ученье и труд вместе живут.
- По одежке встречают, а по уму провожают.
- Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
- Ум без книги, что птица без крыльев,
- Сперва думай, а потом делай.
О труде, работе
- По работе и мастера знать.
- Сломать легко, сделать трудно.
- Каждое дело любовью освещается.
- Кто первый в труде, тому слава везде,
- Глаза боятся, а руки делают.
- Без дела жить — только небо коптить,
- Терпенье и труд — все перетрут.
- Больше дела — меньше слов.
- Не ленись, а трудись.
- Веселись, играй, да дело знай.
Об умении
- Умелые руки работы не боятся.
- Над чем постараешься, тому и обрадуешься.
- Работа хвалит мастера.
- Есть терпение, будет и умение,
- Дело мастера боится.
- Лицом в грязь не ударит.
- Делу — время, потехе — час.
- Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.
- Тише едешь — дальше будешь.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
О книге и пользе чтения
- Будешь книги читать — будешь все знать.
- Дом без книги — что без окон.
- Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
- В книге ищи не буквы, а мысли.
- Книга — твой друг, без нее как без рук.
- Знание — солнце, книга — окно.
- Книга поможет в труде, выручит в беде.
- Кто много читает, тот много знает.
- Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.
Игры на развитие мышления
«Назови соседей»
Игра развивает скорость мыслительных процессов.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.
Рекомендуем
Постепенно усложнять игру: использовать числа второго (третьего и т. д.) десятка.
«Составим букет»
Игра развивает у детей умение различать предметы по размеру и цвету.
Для игры понадобятся рисунки цветов разных размеров (их можно вырезать из открыток, цветной бумаги).
Правила игры.
Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие.
Рекомендуем
В ходе игры посчитать:
— число цветов в каждом букете;
— число белых (красных) цветов;
— число ромашек (роз, гвоздик);
— число больших (маленьких) цветов и т. д.
«Разноцветные мячи»
Игра направлена на развитие быстроты мышления. Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, дети называют одушевленные предметы. Водящий бросает синий мяч, дети называют неодушевленные предметы.
Рекомендуем
Аналогично провести игру «Цифры и буквы».
«Один — много»
Игра направлена на развитие быстроты мышления.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его водящему, называя это слово во множественном числе.
«Камень — вата»
Правила игры.
Играющие делятся на две команды: «камень» и «вата». Водящий называет слова, которые начинаются на букву В. Если слышится звук В твердый, то команда «камень» хлопает в ладоши. Если мягкий, то команда «вата».
Рекомендуем
- Провести такую игру с другими буквами алфавита.
- Изменить движения: например, встать, потопать, поднять руку, покачать головой.