Раздел 3. 3.1.Учет индивидуальных особенностей обучающихся

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.126.86 КБ

Предварительный просмотр:

Середа Ольга Ивановна

Учитель начальных классов

МБОУ «ЦО №7 им. Дунина-Горкавича А.А.» города Ханты-Мансийска

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

В настоящее время вопрос учета индивидуальных особенностей обучающихся начальных классов в построении образовательного процесса является одним из ключевых вопросов образования. Каждый ребенок уникален и имеет свои способности и потенциал, которые необходимо учитывать при планировании обучения.

Как организовать работу с учениками, среди которых есть явно «сильные» и «слабые», испытывающие трудности с усвоением материала и поддержанием интереса к обучению? Конечно, учитель может «усреднять» образовательный процесс, искусственно ограничивая учеников с оригинальным мышлением и высокой мотивацией, уделяя большую часть времени тем, кто требует повторного объяснения и индивидуального внимания. Но этого делать нельзя.

Продуктивный подход заключается в создании условий для всех учеников, где каждый сможет работать на полную мощность, уверенно ощущать себя и получать удовольствие от учебного процесса. Такой подход позволит обучающимся сознательно и глубоко усваивать материал и двигаться вперед в личностном развитии.

Одним из главных аспектов в учете индивидуальных особенностей является выявление способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

Для этого необходимо проводить диагностику, которая позволит определить индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка.

Регулярно провожу диагностику знаний и умений своих учеников. Это может быть как тестирование, так и устные опросы, творческие задания.

На основе полученных данных составляю индивидуальные карты обучающихся, где отмечаю их сильные и слабые стороны. По результатам диагностики определяю, кому из обучающихся необходимо уделить особое внимание для ликвидации трудностей в обучении. Для таких детей формирую небольшие группы дополнительных занятий. Занятия в мини-группах позволяют уделить больше внимания развитию  обучающихся, помогают ученику поверить в свои силы.
Для группы одаренных обучающихся– реализую программу дополнительного образования «Подготовка к олимпиадам».
  Занятия дают возможность попробовать свои силы в более сложных заданиях, но при этом в знакомой для детей обстановке.

Наблюдение за поведением детей в классе и во время внеурочных занятий также является важным инструментом. Учитель может заметить, кто из учеников проявляет интерес к научным проектам, кто увлечен рисованием или спортом. Важно активно взаимодействовать с детьми, задавая открытые вопросы и предоставлять возможность для самовыражения.
Анкеты для родителей и самих обучающихся могут помочь собрать информацию о хобби, интересах и предпочтениях детей. Это позволяет создать более полное представление о каждом ученике и его потребностях.

Творческое развитие можно стимулировать через различные виды искусства: рисование, музыку, театр. Важно предоставить детям возможность выбора: например, организовать выставку рисунков или театральные постановки. Это не только развивает творческие способности, но и способствует формированию уверенности в себе.

Для развития способностей к физкультурно-спортивной деятельности также необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Некоторым детям могут быть близки индивидуальные виды спорта, другим - командные игры. Важно учитывать интересы и предпочтения каждого ребенка, создавать условия для занятий спортом и физкультурой.

Таким образом, учет индивидуальных особенностей обучающихся является необходимым элементом успешной образовательной практики. Развитие способностей к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности требует индивидуального подхода и внимания к каждому ребенку, что позволяет раскрыть его потенциал наиболее полно.

Мой опыт работы с детьми основывается на принципе индивидуального подхода, одним из методов которого является дифференцированное обучение.

Дифференцированный подход представляет собой учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных различий обучающихся.

Способы дифференциации:

1. По трудности

2. По объему учебного материала

3. По степени самостоятельности обучающихся

4. По уровню творчества

5. По характеру помощи обучающимся

 При дифференцированном обучении упор делается на достижении целей обучения каждым учеником, независимо от его уровня подготовки.

Обучающиеся могут работать самостоятельно, в группах или парах, используя различные методы обучения, например, проектные работы, исследования, игры, практические задания.

Свои знания и навыки могут демонстрировать различными способами, например, создавая презентации, видеоролики, участвуя в дискуссиях.

Учитель использует разнообразные методы оценивания, чтобы получить полную картину прогресса каждого ребенка.

Преимущества дифференцированного подхода:

  1. Повышение мотивации и вовлеченности. Ученики чувствуют себя успешными, так как могут работать на своем уровне.
  2. Развитие индивидуальных способностей. Каждый ученик может развивать свои сильные стороны и преодолевать трудности.
  3. Создание доступной среды. Все ученики получают доступ к качественному образованию, независимо от их способностей.
  4. Подготовка к реальной жизни. Дифференцированный подход помогает ученикам развивать навыки адаптации к различным ситуациям.

    Конечно, дифференциальный подход – это сложная работа для учителя. Однако, его можно считать ценным инструментом для достижения успеха каждого ученика.

Выбор образовательных технологий и методик для выявления и развития способностей обучающихся к научной и творческой деятельности зависит от учителя.

Остановлюсь на некоторых из них, которые использую в своей практике.

1.Проектная методика.

Для развития научных способностей включаю  в образовательный процесс элементы проектной деятельности. Проекты могут быть связаны с экспериментами, исследованиями или изучением окружающего мира.
Проектная методика позволяет учащимся самостоятельно исследовать интересующие их темы, что способствует развитию как научных, так и творческих способностей. Ученики работают над проектами в группах или индивидуально, что развивает навыки сотрудничества, критического мышления. Организовываем с детьми научные встречи, где дети могут представлять результаты своей работы.
2. Групповая работа.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся,  активно использую групповую работу. Такая работа дает возможность каждому проявить себя и внести вклад в общий результат.

К групповой работе в начальной школе относятся следующие технологии:

  • Деловая или ролевая игра — имитация конкретной ситуации , в которой учащиеся занимают определённые роли с разными целями, полномочиями, интересами и решают задачи, приближенные к реальной жизни.
  • Групповая дискуссия — обсуждая какой-либо открытый вопрос или проблему, участники приводят аргументы в защиту своей позиции и ищут ошибки в рассуждениях друг друга, учатся конструктивно критиковать и воспринимать критику, находить компромисс.
  • «Обучение в сотрудничестве»  - (обучения во взаимодействии).  Обучающиеся работают в группах (в парах, в малых группах). Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала


3. Игровые технологии
Игровые технологии являются «помощником» учителя для вовлечения учащихся в процесс обучения. Они помогают развивать мотивацию и командный дух.
4. Метод кейсов

Одной из эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Метод кейсов позволяет учащимся решать реальные проблемы, что способствует развитию аналитического мышления и практических навыков. Ученики работают с ситуациями из жизни, что делает обучение более актуальным. Метод позволяет развивать не только научные способности, но и умение работать самостоятельно или в команде.

5. Технология "Мозговой штурм"
Метод "мозгового штурма" позволяет учащимся генерировать идеи и находить нестандартные решения.

6. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
ИКТ технологии позволяют создавать увлекательные задания, которые учитывают интересы и способности детей.
 Современные ИКТ технологии также играют важную роль в учёте индивидуальных особенностей. Использую образовательные платформы, которые позволяют ученикам работать в своём темпе. Например, на платформе «Учи.ру» дети могут проходить тесты и задания, адаптированные под их уровень. Это помогает мне отслеживать их успехи и корректировать образовательный процесс.

7. Прием «Три уровня» Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – выполняют обучающиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Внеклассная работа  позволяет выявлять и развивать одаренных учащихся. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные  игры и предметные викторины. Дети чувствуют уверенность в своих силах и с удовольствием участвуют в конкурсах и олимпиадах.


Заключение
Выявление и развитие способностей детей к научной, творческой и физкультурно-спортивной деятельности – задача педагога начальной школы. Использование разнообразных образовательных технологий и методик позволяет создать атмосферу, в которой каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал. Индивидуальный подход способствует не только улучшению успеваемости, но и повышению мотивации к обучению.