Работы студентов

Кондакова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КРОВИ ПРИ      

ТУБЕРКУЛЕЗЕ

Автор:  Устинова Анастасия Владимировна

             студентка 2 курса, Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Научный руководитель: Кондакова Елена Николаевна

             преподаватель анатомии и физиологии человека ГБПОУ ДЗМ «МК№2»

narusheniya-sootnosheniya-kolichestva-nejtrofilov

        

Москва, 2017 г.


ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

          КРОВЬ

                   ПЛАЗМА

                      ФОРМЕННЫЕ              

                       ЭЛЕМЕНТЫ

ЭРИТРОЦИТЫ

ЛЕЙКОЦИТЫ

ТРОМБОЦИТЫ

СОДЕРЖАНИЕ В НОРМЕ

♀- 3,7-4,7 млн./мм3

♂-4-5 млн./мм3

4-9 тыс./мм3

180-320 тыс./мм3

ЛЕЙКОЦИТАРНАЯ ФОРМУЛА – соотношение лейкоцитов разных видов, имеет значение в диагностике заболеваний

Таблица № 1. Лейкоцитарная формула

ЯДЕРНЫЙ СДВИГ НЕЙТРОФИЛОВ – нарушение нормального соотношения нейтрофилов

Таблица № 2. Сдвиг лейкоцитов

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗАТОР – прибор для подсчета форменных элементов

 КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (англ. «content - analysis») – анализ содержания, метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Это особенно важно, если требуется систематизировать и обобщить  данные.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НАШЕЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Выбор темы научного исследования

Формулирование целей, предмета и объекта

исследования

Выбор методов исследования

Контент – анализ

Интернет - источников медицинской информации

Анализ аннотаций

противотуберкулезных препаратов

  • Формулирование единиц анализа

  • Выбор препаратов
  • Анализ научных текстов

  • Оценка влияния препаратов на систему крови
  • Составление и заполнение контент-таблицы

  • Составление и заполнение таблицы

Анализ результатов

Формулирование выводов

Составление рекомендаций

Актуальность темы: кровь – составная часть внутренней среды, которая реагирует на все изменения, происходящие в организме. При любом инфекционном заболевании состав крови меняется. Такие изменения могут иметь диагностическое значение, а также могут помочь оценить состояние больного человека.

Цель исследования: оценить возможность использования результатов общего клинического анализа крови  в процессе диагностики и лечения туберкулеза.

Предмет исследования: состав крови.

Объект исследования: изменение состава крови под влиянием возбудителя туберкулеза и противотуберкулезной терапии.

Методы исследования: контент-анализ источников информации, посвященных изучению туберкулеза; анализ инструкций к противотуберкулезным препаратам; обобщение.

Результаты: гуморальное единство человеческого организма в основном поддерживается кровью. Не меньшую роль, чем жидкая часть крови, играют ее клетки. Совершенно разное функциональное значение имеют клетки, так называемой белой и красной крови.

Белая кровь это  защитная система организма. Лейкоциты одними из первых принимают участие в воспалительных процессах. Наиболее подвижными клетками защиты у человека являются нейтрофилы. Большинство воспалительных процессов сейчас же вызывает с их стороны реакцию. Для того чтобы оценить изменения, происходящие с составом крови при туберкулезе, мы провели контент-анализ медицинских сайтов, посвященных изучению проблемы туберкулеза, сформулировали единицы анализа  и составили контент – таблицу (табл.№ 3).

Таблица № 3.  Цитологические изменения крови при туберкулезе

            источник  

          информации

единица

анализа

www.ftiza.ru

www.rmj.ru

www.nasph.ru

Значение общего клинического анализа крови

Изменения показателей периферической крови помогают диагностировать фазу туберкулезного процесса и оценить тяжесть его течения

Изменения гематологических показателей зависят от локализации и тяжести течения заболевания и характеризуют состояние резервов организма

 Анализ крови при данном недуге хоть и не способен выявиться наличие в организме палочки Коха, но позволяет оценить общее состояние здоровья пациента. Такой анализ характеризует способность иммунитета противостоять возникшей инфекционной угрозе

Изменение количества лейкоцитов

Туберкулез даже в период острой вспышки весьма редко сопровождается лейкоцитозом выше 12 тыс./мм3. Количество эозинофилов падает

Количество лейкоцитов может меняться не значительно в диапазоне от 5-12 тыс./мм3 до 12-15 тыс./мм3, то есть имеет место  умеренный лейкоцитоз

Только острое и тяжелое течение заболевания характеризуется лейкоцитозом до 15 тыс./мм3

Изменение количество нейтрофилов

Увеличивается количество за счет палочкоядерных форм (до 15—20%)

Нейтрофилия

Нейтрофилия

Наличие ядерного сдвига нейтрофилов

Сдвиг ядра нейтрофилов влево, т.е. появление незрелых форм нейтрофилов.

Степень сдвига, как правило, определяется активностью и тяжестью процесса и степень характеризует истощения защитных сил организма

Обострение туберкулезного процесса сопровождается сдвигом ядра лейкоцитов влево. Патологическая зернистость нейтрофилов обычно сохраняется дольше других изменений гемограммы

Сдвиг ядра нейтрофилов влево  может изменяться от 7 до 50% и чем  он больше, тем тяжелее болен пациент

Изменение морфологии лейкоцитов

В норме  на 100 лейкоцитов встречается 68 нейтрофилов, среди  них 0—6% патологически зернистых нейтрофилов.

При туберкулезе этот процент достигает 50-60%

Этот симптом говорит,  о длительности процесса

Патологическая зернистость является  ценным симптомом,   особое значение может иметь в клинике хронических болезней, как для определения первых симптомов надвигающегося обострения, так и неполного затихания вспышки

Количество нейтрофилов с патологической зернистостью возрастает, что характеризует

длительность воздействия инфекции и степень истощения нейтрофильного кроветворения.

У больных с тяжелым туберкулезом почти все нейтрофилы содержат патологическую зернистость

В результате заболевания меняется количество лейкоцитов за счет увеличения числа нейтрофилов. Значимыми изменениями со стороны нейтрофилов являются ядерный сдвиг влево и появление патологической зернистости, что характеризует длительность и тяжесть протекания заболевания.

Для лечения туберкулеза применяют широкий спектр антибактериальных препаратов,  которые способны оказать влияние  на систему крови. Мы изучили инструкции некоторых противотуберкулезных препаратов на предмет влияния лекарств на систему крови. Результаты работы представлены в таблице № 4.

Таблица № 4.Влияние противотуберкулезных препаратов на систему крови

Препарат

Эффект

Рифампицин

Тромбоцитопения, эозинофилия, лейкопения, анемия

Изониазид

Эозинофилия

Стрептомицин

Тромбопения, лейкопения, эозинофилия, анемия

Канамицин

Эозинофилия, лейкопения, анемия

Перхлозон

Эозинофилия

Микобутин

Лейкопения, анемия, тромбоцитопения

Самым значимым изменением состава крови является появление эозинофилии, которое тесно связано с проявлением аллергической реакции.

Выводы:

  • Лейкоциты в качестве клеток иммунной системы задействуются в ответ на болезнь в первую очередь. По общему анализу крови и исследованию лейкограммы определяют как наличие воспалительного процесса, так и его стадию.
  • Так у больных туберкулезом количество лейкоцитов может меняться не значительно в диапазоне от 5-12 тыс./мм3 до 12-15 тыс./мм3, то есть имеет место  умеренный лейкоцитоз. Более информативным показателем оказалось изменение ядерного сдвига и морфологии лейкоцитов.
  • При туберкулезе имеет место ядерный сдвиг лейкоцитов влево, что говорит о напряженности иммунной системы или даже ее истощении. Оказалось, что  сдвиг может изменяться от 7 до 50% и чем  он больше, тем тяжелее болен пациент.
  • При туберкулезе изменяется зернистость нейтрофилов. В норме до 6% нейтрофилов  имеют грубую патологическую зернистость. Существует закономерность - чем дольше и тяжелее болен пациент, тем больше в его крови нейтрофилов с патологической зернистостью (до 90%).
  • Значительное влияние на состав крови оказывают противотуберкулезные препараты. Чаще всего в этом случае развивается эозинофилия, что означает аллергическую реакцию человека на применяемый препарат. Длительная и высокая эозинофилия (15% и более) указывает на необходимость отмены препарата.

Рекомендации: общий клинический анализ крови как метод диагностики и оценки результатов лечения необходим. Изменения гематологических показателей не являются основанием для  поставки диагноза, но позволяют оценить тяжесть и длительность заболевания, состояние защитных сил организма и адекватность проводимого лечения.

Источники информации:

www.ftiza.ru – Блокнот фтизиатра

www.roftb.ru – Российское Общество Фтизиатров

www.medcollegelib.ru – Электронная библиотека медицинского колледжа

www.mnpcbt.ru – Фтизиатры России

www.nasph.ru – Национальная Ассоциация Фтизиатров

www.rmj.ru  - Российский медицинский журнал


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы                                              «Медицинский колледж № 2»

ПРОЕКТ

Тема: Челюстные проблемы человека

Дисциплина:  ОП.02. Анатомия и физиология человека

Специальность:  34.02.01. Сестринское дело

Выполнили:

студентки 672 группы

Шагаева Дианна Артуровна

Филипенко Анастасия Сергеевна

Руководитель:

преподаватель анатомии и физиологии человека

Кондакова Елена Николаевна

Москва                                                                                                                                 2018 г.

Оглавление

Паспорт проекта.................................................................................................3

Введение …………………………………………………………………….….4

1. Теоретическая часть …………………………………………………….5-8

1.1. Общие сведения о ротовой полости………………………………………5

1.2. Анатомия  верхней и нижней челюстей………………………………….5

1.3. Нарушения челюстей………………………………………………………5

1.4. Анатомия зубов…………………………………………………………….5

1.5.Нарушения зубов…………………………………………………………...6

1.6. Височно-нижнечелюстной сустав (ВНС)………………………………..8

1.7. Проблемы височно-нижнечелюстного сустава (ВНС)………………….8

2. Практическая часть……………………………………………………9-10

2.1. Анкетирование…………………………………………………………….9

2.2. Результаты анкетирования…………………………………………….9-10

2.3. Диаграмма………………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………….10-11

Список использованных источников информации ……………………12

Приложение

Паспорт проекта

Название проекта: Челюстные проблемы человека.

Авторы проекта: Шагаева Дианна Артуровна,Филипенко Анастасия Сергеевна    

Группа: 672.

Руководитель проекта: Кондакова Елена Николаевна.

Колледж: ГБПОУ ДЗМ "МК № 2"

Участники проекта: студентки 672 группы Шагаева Дианна Артуровна и

Филипенко Анастасия Сергеевна, преподаватель анатомии и физиологии

человека Кондакова Елена Николаевна.

Тип проекта: Исследовательский.

Форма представления проекта: Презентация и публичная защита проекта.

Продолжительность работы над проектом: 3 месяца (ноябрь 2017 – январь 2018)

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап (выбор темы проекта, осознание проблемной ситуации, постановка цели проекта),  

2. Проектировочный этап (составление плана работы),

3. Практический (исследование проблемы, сбор и обработка информации из различных источников, анкетирование одногруппников, создание мультимедийной презентации по теме проекта, оформление портфолио проекта),

4. Аналитический этап (обобщение полученной информации, сравнение планируемых и реальных результатов, выводы),

5. Защита проектной работы,

Материально-техническое обеспечение проекта: презентация

Новизна работы: На сегодняшний день существуют работы, посвященные челюстным проблемам человека. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего колледжа, и в этом заключается новизна нашего исследования.

Введение

Актуальность проблемы: Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время люди не имеют понятия о том, как предостеречь себя от проблем с челюстями. В последнее время это стало настоящей проблемой, и мы стали все чаще задумываться над тем, какие методы профилактики челюстных проблем существуют.

Объект исследования: Челюстная система, прикус

Предмет исследования: Нарушения строения и функций челюстного аппарата

Цель проекта: Основная цель работы — выяснить, какие проблемы с челюстями бывают у человека и как с ними бороться.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить специальную литературу;
  • изучить строение челюстей;
  • определить, какую роль они выполняют;
  • создать мультимедийную презентацию;
  • составить анкеты.

Методы проекта: Анализ литературы, анкетирование, статистическая обработка.  

Ожидаемый результат: В результате прослушивания нашего проекта люди будут знать о челюстных проблемах и методах их профилактики.

1. ТЕОРТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Общие сведения о ротовой полости

Ротовая полость состоит из преддверия рта — пространства, ограниченного губами и щеками с одной стороны и зубами и деснами — с другой, и из собственно ротовой полости, сверху образованной твердым и мягким нёбом, внизу — дном, а спереди и снаружи — зубами и деснами. Большая ее часть занята языком. В ротовую полость открываются протоки околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез.

1.2. Анатомия  верхней и нижней челюстей

Челюсти обеспечивают жевание, глотание, дыхание, речь, формирование полостей для органов чувств и многое другое. Согласно анатомии человека, верхняя челюсть является парной, а нижняя – непарной.

Верхняя челюсть (maxilla) – это неподвижная  парная кость, которая располагается в центре переднего отдела лица.                                                                                                                                                            Она состоит из тела и 4-х отростков – альвеолярного (где расположены ячейки зубов), лобного (направлен вверх), небного, скулового.    

Тело челюсти состоит из передней, подвисочной, носовой и глазничной поверхности. Передняя включает отверстие, где проходят тонкие кровеносные сосуды и нервные отростки.                                                                                                                               Кровоснабжение происходит через 4 альвеолярных отверстия в подвисочной зоне.

Носовая поверхность образовывает носовую раковину, а плоская глазничная содержит слезную вырезку.

Нижняя челюсть (mandibula) - это подвижная кость лицевого черепа.

Состоит из тела и двух отростков (называемых ветвями), которые направлены вверх и расположены с задней стороны.                                                                                                                                                                                   На теле различают нижний край — основание нижней челюсти и верхний — альвеолярную часть.

1.3. Нарушения челюстей

Текста нет. Вместо текста будет видеоролик.

https://nmedicine.net/anomalii-razvitiya-i-deformacii-chelyustej/

1.4. Анатомия зубов

Зубы – это особые костные образования, осуществляющие первичную механическую обработку пищи

Эти органы единственные в человеческом организме не подлежат восстановлению.

Зубы человека подразделяются на следующие виды:

  • резцы (центральный и боковой, или медиальный и латеральный);
  • клыки;
  • малые коренные, или премоляры;

большие коренные, или моляры (к ним относятся также зубы мудрости).

Общая цифра зубов здорового человека – 32, у детей - около 20.

Молочные зубы вырастают к 2,5-3 годам, а к 10-11 уже полностью сменяются коренными.

Анатомическое строение зуба подразумевает наличие следующих его частей:

  • коронки,
  • шейки,
  • корня.

Коронка - та часть зуба, которая располагается над десной, то есть видимую каждому.
Корень зуба находится в альвеоле – углублении в челюсти. Закрепляется корень в альвеоле при помощи соединительной ткани, образуемой пучками коллагеновых волокон. Шейка - та часть зуба, которая расположена между корнем и коронкой.

Зуб состоит он из нескольких слоев:

  • Снаружи зуб покрыт самой твердой тканью в человеческом организме – эмаль. У только появившихся зубов она сверху еще покрыта кутикулой, которая со временем заменяется производной от слюны оболочкой – пелликулой.
  • Под эмалью располагается слой дентина – основы зуба. Схож с костной тканью, но прочнее неё.
  • В самом центре зуба располагается соединительная ткань – пульпа. Она мягкая, пронизанная множеством кровеносных сосудов и нервных окончаний.

Зубы – это очень сложная система человеческого организма. Каждый зуб имеет свою форму, количество бугорков, предназначенных для эффективной переработки пищи, свою систему корней и их расположение в альвеоле.

1.5.Нарушения зубов

I. Нарушения периодонтальной области

1) Гингивит (воспаление десны)

Причины: инфекции и нарушение гигиены полости рта, зубной камень, кариес, отторжение зубного импланта, курение, физические и химические факторы; прорезывание зубов, неправильный прикус, недостаток витаминов.

Симптомы: кровоточивость, зуд, отек, покраснение дёсен, неприятный запах изо рта, увеличение/уменьшение дёсен в объёме, повышение T тела.

2) Зубной камень (отвердевший зубной налет)

Причины: курение, неправильная чистка зубов и недостаточный уровень гигиены, нарушения солевого обмена веществ в организме, алкоголь.

Симптомы: боль во время пережёвывания пищи, повышение чувствительности некоторых зубов,  гиперемия и отёчность десны.

3) Десневой карман (выемка, отделяющая десну от зуба)

Причины: несостоятельность ткани десны, зубные камни, патологии зубов.

Симптомы: расшатанность зубов, появление щелей между зубами.

4) Резорбция кости (разрушение костной ткани)

Причины: дефицит Са и Мg, нехватка витамина D, курение, алкоголь.

Симптомы: сильное обнажение зубных корней, приводящее к возникновению больших десневых карманов; увеличение подвижности зубов, выраженное расшатывание, избыточное образование зубного налета.

II. Кариоз

Кариес - патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

        4 этапа:

  • Кариес стадии пятна (Появления матовых, белых, светло-коричневых и тёмно-коричневых пятен)   
  • Поверхностный кариес (При осмотре зуба обнаруживается дефект –полость ,находящаяся дефект в пределах эмали)    
  • Средний кариес (В процесс полость переходит и в дентин)
  • Глубокий кариес (При осмотре зуба обнаруживается глубокая кариозная полость, заполненная размягчённым дентином)

III. Развитие абсцесса

Абсцесс обычно является конечным результатом кариоза. Сопровождается сильной болью и отёком.

IV. Аномалии зубов

Гипоплазия эмали зуба, сращение зуба, удвоение зуба, микродентизм, макродентия, истирание дёсен в результате чистки зубов, гиподонтия, полиодонтия; полипы пульпы, инвагинация зуба, стираемость зуба, эрозия.

1.6. Височно-нижнечелюстной сустав (ВНС)

ВНС - парный диартроз(непрерывное соединение), образованный головкой нижней челюсти и нижнечелюстной ямкой височной кости.

1.7. Проблемы височно-нижнечелюстного сустава (ВНС)

I. Артрит и артроз

Симптомы: щелчки и хруст при движении, болезненность в ушах и суставе, ограниченность движения.

II. Анкилоз

Возникает в результате образования спаек между головкой нижней челюсти и сочленяющимися поверхностями. Причиной м.б. травма, инфекционное заболевание.

III. Вывих

При вывихе височно-челюстной сустав характеризуется смещением головки нижней челюсти за пределы суставных ямок. Он бывает передним и задним, а также односторонним и двусторонним.

IV. Мышечно-суставная дисфункция

Причины: неправильно поставленные пломбы, травмы, потеря жевательных зубов, как следствие снижение прикуса; бруксизм, неправильный прикус.

Симптомы: боли и напряжение в мышцах: жевательных, височной, подъязычной…

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Анкетирование

1. Укажите ваш возраст.

а) 15-16 лет                      

б) 17-18 лет                      

в) 19  и  >  лет                  

2. Какую пищу вы предпочитаете?

а) Мягкую                        

б) Твёрдую                      

в) Нет предпочтений    

3. Замечали ли вы у себя проблемы с челюстями?

а) Да, замечал(а) проблемы с одной из челюстей      

б) Да, замечал(а) проблемы с обеими челюстями      

в) Нет, проблем не замечал(а)      

4. Как часто вы посещаете стоматолога?

а) Несколько раз в полгода    

б) Несколько раз в год            

в) Не посещаю                          

2.2. Результаты анкетирования

1. Укажите ваш возраст.

а) 15-16 лет                      -- 4 (красным цветом)

б) 17-18 лет                      --14 (синим цветом)

в) 19  и  >  лет                  --3 (зелёным цветом)

2. Какую пищу вы предпочитаете?

а) Мягкую                        -- 5 (зелёным цветом)

б) Твёрдую                      -- 0 (красным цветом)

в) Нет предпочтений     -- 15 (синим цветом)

3. Замечали ли вы у себя проблемы с челюстями?

а) Да, замечал(а) проблемы с одной из челюстей      --  4 (красным цветом)

б) Да, замечал(а) проблемы с обеими челюстями      --  4 (синим цветом)

в) Нет, проблем не замечал(а)                                      --  13 (зелёным цветом)

4. Как часто вы посещаете стоматолога?

а) Несколько раз в полгода     -- 14 (синим цветом)

б) Несколько раз в год             -- 6 (красным цветом)

в) Не посещаю                          -- 1 (зелёным цветом)

2.3. Диаграмма

Заключение

Список использованных источников информации

Интернет – ресурсы

  1. http://nauka03.ru/pishchevaritelnaya-sistema/stroenie-rotovoj-polosti.html

  1. https://vse-svoi.ru/stroenie-chelyusti/nijnyaya/

  1. https://vse-svoi.ru/stroenie-chelyusti/verhnyaya/

  1. http://zzuby.ru/zuby/stroenie-zuba-cheloveka.html#ixzz4ynz5n3i9

  1. http://www.tiensmed.ru/news/gingivit-ab1.html

  1. http://simptomer.ru/bolezni/zuby-i-rot/1597-zubnoy-kamen-simptomy

  1. http://dentazone.ru/bolezni-desen/parodontit/parodontalnye-karmany.html#i-2

  1. http://www.dentisthelp.ru/lechenie_zubov/read/osteoporoz.html

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кариес_зубов#Этиология

  1. http://bolit-sustav.ru/bolezni/visochno-nizhnechelyustnoj-sustav-ego-bolezni-i-ih-predposylki/

  1. http://artrozamnet.ru/visochno-nizhnechelyustnoj-sustav/

  1. https://nmedicine.net/anomalii-razvitiya-i-deformacii-chelyustej/

Литература

  1. Махиянова Е.Б. Большой атлас анатомии человека в переводе с английского – М.: Издательство Аст,2000.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

ПРОЕКТ

Тема:  Влияние сна на физическое и психологическое здоровье человека

 

Дисциплина:   ОП.02. Анатомия и физиология человека

Специальность:   34.02.01. Сестринское дело  

 

Выполнила:

Студентка  672 группы

Чернобаева Владислава Алексеевна

Руководитель:

Кондакова Елена Николаевна

Москва

2018 г.


Оглавление

  1. Введение                                                                         стр.3
  2. Глава 1.

Теоретическая часть

                                                                                                      стр.3

  1. Глава 2.

Практическая часть                                                                    стр.5

  1. Выводы                                                                                       стр.8

Список литературы                              

        

Тема: Влияние сна на физическое и психологическое здоровье человека

Цель: выяснить влияние недосыпания на жизнедеятельность человека, путем постановки эксперимента.

Задачи:

  1.  Ознакомиться с основными понятиями сна (фазы, порядок и т.д.).
  2. Провести эксперимент в течение 2 месяцев.
  3. Выявить последствия недостатка сна путем сравнения результатов тестов  за 1-й и 2-ой  месяцы.

Теоретическая часть

Введение

Треть нашей жизни мы проводим во сне. А стоит ли это того? Ведь за это время мы можем прочесть множество книг, посмотреть большое количество фильмов или сериалов, а также заняться саморазвитием. Но нет…

Спать необходимо, даже небольшой недосып повлечет за собой серьезные последствия. Про это мы и поговорим.

Всё живое на Земле - животные, птицы, насекомые и человек нуждаются во сне. Когда человек мало и плохо спит, у него возникают проблемы со здоровьем, он становится раздражительным, злым. От переутомления и нехватки сна происходит спад работоспособности и не пополняются запасы энергии.

Быстрый и медленный сон

Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир.

Структура сна человека включает в себя две фазы: быстрый сон и медленный сон.

Во время быстрого сна у человека наблюдаются быстрое движение глаз, дергаются мышцы лица, он шевелит руками и ногами, учащается дыхание, поднимается артериальное давление и изменяется сердцебиение. Мозг во время быстрого сна активно работает. Быстрый сон длится 10-20 минут, сменяясь медленным сном, и повторяется 4-5 раз за ночь. Во время быстрого сна человек видит сновидения - яркие, красочные, запоминающиеся. Если разбудить его в этот момент, он расскажет, что ему снилось.

Фаза быстрого сна просто необходима для нашего организма  так как мозг обрабатывает информацию и откладывает её в памяти на «длительное хранение». Считается, что во время быстрого сна происходит развитие мозга и нервной деятельности. Фазу быстрого сна также называют «парадоксальной фазой», так как мозг в это время активен, а тело спит, или фазой БДГ (Быстрых Движений Глаз).

На этапе медленного сна  ритмы мозга изменяются несущественно, и вернуться в бодрствование можно за считанные секунды. Последующие стадии глубокого сна демонстрируют всё большее отключение сознания.

Этапы медленного сна

Дремота, или Non-REM (REM – с английского rapid eye movement) –

1-й этап засыпания с полусонными грёзами и видениями, подобными сну. Начинаются медленные движения глаз, снижается температура тела, замедляется сердечный ритм, на энцефалограмме мозга альфа-ритмы, сопровождающие бодрствование, сменяются тэта-ритмами (4-7 Гц), которые указывают на расслабление психики. В таком состоянии к человеку часто приходит решение проблемы, которое он не мог найти днём. Из дремоты человека можно вывести довольно легко.

2-й этап (Сонные веретёна) – средней глубины, когда сознание начинает отключаться, но сохраняется реакция на обращение по имени или плач своего ребёнка. У спящего снижаются температура тела и частота пульса, уменьшается мышечная активность, на фоне тэта-ритмов энцефалограмма отражает появление сигма-ритмов (это изменённые альфа-ритмы частотой 12-18 Гц). Графически они напоминают веретёна, с каждой фазой появляются реже и становятся шире по амплитуде, затихают.

 3-й этап (Дельта) – без сновидений, при котором на энцефалограмме мозга видны глубокие и медленные дельта-волны частотой 1-3 Гц и постепенно уменьшающееся количество веретён. Пульс немного учащается, возрастает частота дыхания при его небольшой глубине, снижается кровяное давление, движения глаз ещё более замедляются. Отмечается приток крови к мышцам и активная выработка гормона роста, что говорит о восстановлении энергозатрат.

 4-й этап (Глубокий дельта-сон) – полное погружение человека в сон. Эта фаза характеризуется полным отключением сознания и замедлением ритма колебаний дельта-волн на энцефалограмме (менее 1 Гц). Отсутствует даже чувствительность к запахам. Дыхание у спящего человека редкое, неритмичное и неглубокое, движения глазных яблок почти отсутствует. За этой фазой в данном этапе следует фаза, во время которой человека очень сложно разбудить. При этом он просыпается разбитым, плохо ориентируется в обстановке и не помнит сновидений. Крайне редко в этой фазе человек видит кошмары, а если они есть, то не оставляют эмоционального следа. Две последние фазы часто объединяют в одну, и вместе они занимают 30-40 минут. Полноценность этой стадии сна влияет на способность к запоминанию информации.

Полифазный фазный сон

Это один из режимов сна, который предполагает не традиционный восьмичасовой сон всю ночь (монофазный сон), а несколько запланированных и четко установленных периодов сна в течение всех 24 часов. В итоге вы спите гораздо чаще (несколько раз в сутки), но меньше по времени. Сторонники полифазного режима сна довольны тем, что в сутки у них освобождается несколько часов свободного времени, которое они раньше неизбежно тратили на сон. Однако, стоит заметить, что подходит этот режим сна далеко не всем. Иногда к режиму полифазного сна прибегают военные и некоторые спортсмены. Полифазный сон широко применялся некоторыми выдающимися людьми, и есть несколько надежных источников подтверждающих это.

Практическая часть

Ознакомившись с видами сна, и основными понятиями, можем приступить к эксперименту.

Эксперимент состоял из 2-х частей и заключался в исследовании, как организм человека будет реагировать на недосыпание и наоборот, когда сна будет достаточно.

Участие принимало 3 человека в разных возрастных категориях.

  1. Владислава       16 лет
  2. Светлана           39 лет
  3. Алексей            53 года

Эксперимент длился 2 месяца, в каждом месяце были свои правила и предписания для испытуемых. Оба месяца начинались и заканчивались тестом или испытанием на работу мозга, такие как: судоку, кубик Рубика, задачи на логику и решение квадратных уравнений.  Результаты, которые показывали испытуемые, записывались:  время и верность решений.

Первый месяц  (8.11.2017 г. - 7.12.2017 г.)

По условиям, испытуемые обязаны были спать не менее 8 часов, во сколько ложиться спать, решали сами испытуемые. Главное чтобы сохранялось указанное условие.

Владислава и Светлана являются сторонниками  полифазного сна, то есть спали днем и ночью. А Алексею удавалось спать только ночью.

Как мы видим, у Владиславы и Светланы был нарушен  режим дня и они  подвергали свой организм огромному риску, так как спали днем, при этом сокращая длительность ночного сна.  А именно ночной сон способствует шишковидной железе головного мозга вырабатывать гормон мелатонин, регулирующий суточные ритмы. Максимальная выработка мелатонина наблюдается в ночное время - от полночи до 4 часов утра. Мелатонин обладает антиоксидантными свойствами. Он замедляет процесс старения организма и увядания кожи, помогает бороться с семью видами раковых клеток, улучшает работу пищеварительного тракта и головного мозга, работу иммунной и эндокринной систем, снижает тревожность и помогает в борьбе со стрессом, регулирует кровяное давление и периодичность сна, помогает лучше адаптироваться при смене часовых поясов.

Нехватка мелатонина в организме приводит к преждевременной старости, к ожирению, к простудным и онкологическим, сердечно - сосудистым и прочим заболеваниям. 

Через 2 недели, для определения результата эксперимента были предложены судоку и решение задач на логику.        

Испытуемым предлагалось 3 судоку средней сложности и 5 задач на логику.

Записывались результаты: время, за которое участник решит задания, и проверялась верность ответов. За верный ответ давались: 2 балла за судоку (макс.  6)  и один за задачи (макс. 5 баллов),  то есть всего можно было набрать 11 баллов.

Результаты:

Показатели                      

Участники

баллы

время

Владислава

8

6. 20 мин

Светлана

6

7. 45 мин

Алексей

9

5. 30 мин

В дальнейшем все участники эксперимента отказались от полифазного сна и

к концу месяца, они почувствовали отсутствие усталости, прилив сил и гармонию.

У Владиславы, улучшилась успеваемость, и появилось новое увлечение, такое как рисование. Она стала более внимательной и сконцентрированной.

Светлана решилась продолжить учить английский язык, а также записалась в спортивный зал.

Алексей почувствовал себя бодрым и стал ежедневно на 10 км больше ходить пешком.

А если говорить в общем, о состоянии в семье, то все были рады, спокойны и счастливы, не было никаких ссор и скандалов.

Повторный тест показал:  улучшение работы мозга, внимательность и концентрированность, у испытуемых результаты улучшились:

Показатели                      

Участники

баллы

время

Владислава

10

4. 25 мин

Светлана

9

5. 40 мин

Алексей

11

3. 30 мин

Второй месяц  (9.12.2017- 8.01.2018)

В этом месяце участникам эксперимента разрешалось спать не более 7 часов.

Для определения результатов им были предложены  «кубик  Рубика»  и решение квадратных уравнений.

Испытуемым предлагалось собрать «кубик Рубика»  целиком или одну сторону, и  8 уравнений разной сложности. Записывались результаты:  время, за которое участник соберет кубик, и проверялась верность решения, баллы распределялись следующим образом: 2 балла за весь сбор кубика , 1 за одну сторону; 1 балл за уравнение (8 макс). Всего: 10 баллов  

Результаты:

                     Показатели                      

Участники

баллы

время

Владислава

10

5. 10 мин

Светлана

6

9. 40 мин

Алексей

9

7. 30 мин

В начале второго месяца эксперимента испытуемые чувствовали прилив сил, и ощущение 25 часового дня. Но это было лишь начало.

Спустя неделю это ощущение исчезло. К концу месяца  участники чувствовали некую усталость, апатию, которую можно объяснить тем, что недостаток сна ухудшает работу отдельных участков головного мозга. Например, наблюдается торможение нейронных процессов в теменной доле, из-за чего могут возникать проблемы со скоростью реакции. А при замедлении работы префронтальной коры человеку сложно формулировать мысли, могут быть проблемы со зрением. Усталость мозга оборачивается целым букетом негативных последствий:

Владислава прочитала меньшее количество книг, чем в предыдущем месяце. А ее иммунная система ослабла и она заболела.

Светлана перестала ходить в зал и заниматься спортом. А также, стала понемногу забывать, то, что выучила на английском языке.

Алексей, который мог гордиться крепким здоровьем, стал жаловаться на повышенное давление и стал в разы меньше ходить.

А если, в общем, говорить о состоянии в семье – уже спустя около 2 недели от начала эксперимента появилась вспыльчивость и некоторая натянутость отношений.

Повторный тест показал: результаты теста стали хуже, чем в начале месяца. Кто мог собрать «кубик  Рубика» ранее, в конце месяца с трудом справился с этой задачей.

Показатели                                          

Участники

баллы

время

Владислава

8

7. 3 мин

Светлана

6

10. 20 мин

Алексей

7

9. 40 мин

Проведя эксперимент можно сделать вывод, что сон влияет на многие системы организма, но больше всего на нервную и  иммунную. Долговременный недостаток сна может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем: риск развития заболеваний сердца и сосудов, сахарного диабета. Однако есть люди, которые считают сон пустой тратой времени и намеренно сводят его продолжительность к минимуму.

При достаточном количестве  сна у человека приподнятое настроение, появляется желание расширить свой кругозор, улучшается работоспособность, человек становится более внимательным. А также  укрепляется здоровье.

При недостатке сна, человек более раздражителен, появляется апатия и усталость. А из-за ослабления иммунной системы человека увеличивается вероятность заболеть.

 

Выводы

За день человек успевает сделать много дел, к ночи его организм устаёт и требует отдыха. Мышцы, помогающие работе сердца и кровеносных сосудов, также устают, замедляют свою работу. При этом уменьшается поток крови в органы, а мы испытываем усталость и желание поспать.

Человек должен спать, чтобы восстановить силы, дать отдых натруженным мышцам тела. Во время сна восстанавливаются не только силы, но и нормализуются жизненно важные процессы (циркуляция крови, артериальное давление, уровень сахара в крови, иммунная и нервная системы, гормональный фон).

Мозгу, также как и другим органам, требуется отдых. Наш мозг постоянно находится в работе. Днём он усиленно трудится, учится, усваивает новую информацию, получает различные впечатления. А ночью, когда человек засыпает, мозг так же продолжает свою работу – перерабатывает всю полученную за день информацию, ненужные сведения стирает, а важную информацию оставляет, откладывает в памяти.

 

Список литературы:

  1. Борбели А. Тайна сна (перевод и примечания В.М.Ковальзона). М.: «Знание», 1989 
  2. Жуве М. Замок снов (пер. с франц., предисловие, послесловие и примечания В.М.Ковальзона; серия «Наука для всех»). Фрязино: «Век-2», 2006

Интернет ресурсы

  1. https://lifehacker.ru/special/sleep
  2. http://ru.science.wikia.com
  3. http://www.grandars.ru
  4. https://medaboutme.ru



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

Уреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №2»

Исследовательская работа

Тема: Изучение двигательной активности обучающихся разных возрастных групп медицинского колледжа

Авторы: Дедова Аида Айдыновна  и Иванова Татьяна Михайловна  студенты 2 курса специальности   Сестринское дело.

Научные руководители: Кондакова Елена Николаевна, Лебедева Татьяна Николаевна.

Государственное бюджетное профессиональное учебное заведение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2»

Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации делают учебный труд студента все более интенсивным и напряженным. Соответственно возрастает значение двигательной активности как средства сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в медицинском колледже.

Недостаточная подвижность, нерациональный распорядок дня, перегрузка учебной работой  приводит к развитию гиподинамии.

Гиподинамия  задерживает формирование организма подростка, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной и других систем. Мускульный голод   приводит к снижению не только физической, но и умственной работоспособности, проявляется быстрой утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью. Существенно снижается сопротивляемость возбудителям инфекционных болезней. Поэтому адекватный уровень двигательной активности гармонично формирует организм в анатомическом и функциональном отношении, во многом определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Цель нашей научно-исследовательской работы: выявить и оценить уровень двигательной активности обучающихся разных возрастных групп дневного (2 курс) и очно-заочного отделений (1 курс).

Методы исследования: анализ литературы и Интернет-ресурсов, анкетирование, математической статистики.

Нами было обследовано 126 обучающихся, из них 70 человек – студенты дневного отделения в возрасте  16 - 18 лет и 56 – очно-заочного, возраст которых составлял 18 - 43 лет. Обследуемые отвечали на вопросы анкеты           (7 вопросов), отражающие особенности их двигательной активности. 

Анализ данных показал, что 90% обучающихся дневного отделения и     86% обучающихся очно-заочного отделения считают свой образ жизни нормальным или подвижным (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Какой образ жизни вы ведете (подвижный, нормальный, малоподвижный)?

Студентов, занимающихся спортом вне колледжа  на дневном отделении 55% , на очно-заочном  - 70% (Диаграмма 2). Отсюда мы сделали вывод, что значительная часть обучающихся не связывают физическую нагрузку с понятием «активный образ жизни», но 100% опрошенных считают, что современному человеку необходимо вести активный образ жизни.  Известно, что при гиподинамии из-за недостаточной нагруженности скелетных мышц возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что крайне неблагоприятно отражается на функциональном состоянии и работоспособности организма человека.

Показано, что большинство обучающихся дневного отделения затрачивают на занятия спортом 1-2 часа, что не соответствует медицинским нормам. Студенты очно-заочного отделения, совмещающие работу с учебой, уделяют занятиям спорта больше времени. (Диаграмма 2).

Диаграмма 2. Сколько часов  в неделю посвящаете занятиям спортом?

По рекомендациям ФБГУ ГНИЦ Профилактической медицины Минздрава России указано, что оптимальный двигательный режим для молодых людей составляет 1,3-1,8 часов в день.

Исследовательская группа поставила задачу определить, что мешает студентам больше времени отводить на занятия физической культурой и спортом. Традиционно считается, что одной из причин является перегруженность студентов. Но оказалось, что выполнение домашнего задания не является помехой, так как занимает  у большинства обучающихся 1-2 часа в день. (Диаграмма 3).

Диаграмма 3. Сколько часов в день вы тратите на выполнение домашнего задания в день?

Студенты указали причины, мешающие вести подвижный образ жизни: усталость, нехватка времени, состояние здоровья, увлеченность компьютерными технологиями и другие. Но для 31% студентов  очно-заочного отделения и 56% обучающихся дневного отделения основной преградой на пути к активному образу жизни  оказалась   лень (Диаграмма 4).

Таким образом, у значительной части студентов не сформирована потребность в дополнительной физической нагрузке.

Диаграмма 4. Что мешает вам больше двигаться?

Мы выяснили, что наши студенты ответственно относятся к занятиям физкультурой в колледже (Диаграмма 5). Это позволяет им соблюдать умеренную физическую активность (150 минут в неделю) и поддерживать в норме функциональные системы организма пока они обучаются в колледже. (Диаграмма 5).

Диаграмма 5. Сколько занятий физкультурой вы пропустили за последний семестр?

Если говорить популярным языком, то вот какие изменения ожидают человека, ведущего малоподвижный образ жизни: эмоциональная  неустойчивость, раздражительность, атрофированные  мышцы, снижение умственной и физической работоспособности, быстрая утомляемость, увеличение массы тела, снижение иммунитета. Гиподинамия приводит к развитию  заболеваний сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы.

Но систематические физические упражнения помогают избежать  вышеперечисленных патологических изменений и сохранить физическое и эмоциональное здоровье.

Список использованной литературы

  1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физиологическая активность и сердце. - К., 1989.
  2. Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М., «Знание» 2005.
  3. Лубышева Л.И. Концепция формирования двигательной культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 2012.
  4. Лищук В.А, Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья, М., «Медицина»,2009.

Интернет-ресурсы

  1. www.sportbox.ru