Главные вкладки
Интересующимся родителям
Уважаемые родители! Здесь вы можете найти интересную информацию о возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей, а также рекомендации по развитию и коррекции различных сфер личности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опросник для родителей
«Характер взаимоотношений родителей с детьми»
Родителям предлагается ряд утверждений, на которые нужно ответить «да», «нет».
- Я контролирую каждый шаг ребенка.
- У меня часто не хватает времени уделять внимание своему ребенку.
- Я стараюсь загружать ребенка различными делами.
- В детстве нужно освободить детей от всяких обязанностей.
- Нельзя оставлять безнаказанным ни одного проступка ребенка.
- Я против любого наказания.
- Если настроение у меня хорошее, то я прощаю своему ребенку то, за что в другое время он был бы наказан.
- Я стараюсь удовлетворить все желания своего ребенка.
- Мой ребенок обычно не спрашивает у меня разрешения пойти погулять.
- Мой ребенок должен делать только то, что нужно, а не то, что хочется.
- Часто приходиться заканчивать начатую ребенком работу самому.
- Прежде всего у детей нужно воспитать страх перед родителями.
- Часто я закрываю глаза на проступки сына (дочери).
- По отношению к ребенку иногда мы очень строги, иногда все разрешаем.
- Я во многом отказываю себе ради своего ребенка.
- За неимением времени я почти не заглядываю в школу, чтобы поговорить о своем ребенке.
- Жизнь детей в семье должна быть организована так, чтобы у них не оставалось личного времени.
- Я не могу решиться поручить своему ребенку ответственное дело.
- Считаю допустимым и физическое наказание ребенка.
- Всякое наказание приносит ребенку страдание.
- Я не всегда последовательна(-лен) в своем воздействии на ребенка.
Обработка данных.
Методика нацелена на выявление видов нарушений семейного воспитания.
Утверждения под номерами 1,8, 15 определяют гиперопеку.
Утверждения 2,9,16 выявляют гипоопеку.
Утверждения 3,10,17 определяют насколько завышен уровень требований к ребенку в семье.
Утверждения 4,11,18 определяют отсутствие требовательности в семье.
Утверждения 5,12,19 выявляют чрезмерность наказаний, 6,13,20 говорят о либерализме.
Утверждения 7, 14,21 свидетельствуют о неустойчивости стиля воспитания.
Подсчитывается число положительных и отрицательных ответов по каждому направлению. Выявляется преобладающий вид нарушений семейного воспитания. Прогноз благоприятен в случае отрицания предложенных утверждений.
Предварительный просмотр:
Развитие внимания
Ребенку дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите и исправьте их».
а) «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».
б) «Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине»
Упражнение «Найди слова»
В каждом слове нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово.
Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Игра «Заметь все»
Раскладываются в ряд 7—10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все участникам игры на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).
Игра «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
Упражнение «Каждой руке — свое дело»
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.
Развитие памяти
Упражнение «Инопланетяне»
Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.
Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».
Упражнение «Запомни и расставь точки»
Инструкция к проведению: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Упражнение «Эстафета слов»
Вариант 1
Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.
Вариант 2
Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.
Упражнение «Ключевые слова»
Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений, лист бумаги, ручку.
Цель упражнения — научиться выделять в тексте ключевые слова, которые помогут запомнить содержание и впоследствии воспроизвести его. Объясните ребенку, что ключами к запоминанию текста являются слова или словосочетания, которые передают факты (имена героев, географические названия, даты), события, их сущность и смысл.
Возможны два варианта работы над заданием: ребенок слушает текст, записывая в паузах ключевые слова или словосочетания, или читает текст самостоятельно, подчеркивая в нем ключевые слова и выписывая их на лист бумаги. Текст читается дважды. Затем ребенок должен постараться пересказать текст, держа перед собой записанные слова. Правильно сделанные выписки помогут запомнить факты и имена собственные, последовательность и сущность описываемых в тексте событий. В качестве примера предлагаем отрывок из сказки «Гуси-лебеди» о том, как девушка кинулась выручать братца, которого унесли гуси-лебеди.
Гуси-лебеди (отрывок)
...Прибежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-яга — нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и бежать, а гуси-лебеди за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Прибежала к молочной речке с кисельными берегами: «Речка-матушка, спрячь меня!» — «Съешь моего киселя!» Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси-лебеди пролетели. Вышла она, сказала: «Спасибо!» — и опять бежит с братцем; а гуси-лебеди воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблоня. «Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!» — «Съешь мое лесное яблочко!» Поскорей съела. Яблоня ее заслонила веточками, прикрыла листиками — гуси-лебеди пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси-лебеди увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди из рук вырвут! К счастью, на дороге печка: «Сударыня-печка, спрячь меня!» — «Съешь моего ржаного пирожка!» Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали и ни с чем улетели.
Возможные ключевые слова: избушка на курьих ножках; схватила и бежать; гуси-лебеди в погоню; молочная речка; яблоня; сударыня-печка; ни с чем улетели. Наиболее распространенная ошибка при пересказе текста — непоследовательность изложения событий. В приведенном отрывке тоже легко можно допустить такую ошибку из-за большого количества описанных действий. Этого помогут избежать ключевые слова, если ребенок научится их выделять.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные кризисы детства Психологи выделяют четыре критических периода в детском развитии: 1 год; 3 года; 6—7 лет 10—13 лет.
Кризис первого года жизни В этом возрасте у ребенка происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире
Кризис третьего года жизни Ребенок становится упрямым, настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Малыш желает все делать сам (ярко выражено стремление к самостоятельности). Этот критический возраст назвали «возрастом строптивости», или «Я сам».
Кризис 7 лет Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в этом мире Ребенок уже старший дошкольник, но еще не школьник. В поведении появляются что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье.
Кризис подросткового возраста Главное его содержание — самопознание, самовыражение и самоутверждение. Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны. Происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях и в качестве отношений со взрослыми и сверстниками.
Телефон доверия 8- 800- 2000- 122 Круглосуточно Анонимно Бесплатно
И на последок… Семья – это целый мир, в котором ребёнок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с остальными членами этой семьи, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Безусловно, принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
19 заповедей Марии Монтессори
1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
Предварительный просмотр:
2 апреля ежегодно с 2008 года проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией 62/139 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой указывается на необходимость обеспечения детям и взрослым с аутизмом «возможности жить полной и содержательной жизнью».
Последнее время увеличилось количество детей с аутизмом. Так, в США, по до данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, с РАС рождается каждый 68-й ребенок. В России, по информации портала autizmy-net.ru, этот диагноз ставят каждому 88-му ребенку.
Что же такое аутизм или, как сейчас говорят, расстройства аутистического спектра (РАС)?
Аутизмом (РАС) называют нарушение психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит социального взаимодействия, стереотипность деятельности и нестандартная реакция на информацию от органов чувств. Это поведенческий диагноз, который можно установить, наблюдая за поведением, игрой, коммуникацией ребенка.
Конечно, родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка РАС, в каком возрасте это заболевание проявляется впервые?
Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у детей до года. Поставить точный диагноз может только специалист, работающий с этой проблемой, но есть определенные признаки, при проявлении которых родители могут заподозрить нарушение развития у своего ребенка:
- Не смотрит в глаза
- Не интересуется окружающими людьми, другими детьми
- Не любит прикосновений
- Чувствителен к некоторым звукам
- Нет речи, не может сказать, чего хочет
- Не осознает опасных ситуаций
- Выстраивает предметы в линейку
- Частые истерики
Если вы заметили у своего ребенка данные признаки, вас беспокоит поведение ребенка, не бойтесь обращаться к специалистам за консультацией, это могут быть педиатр, психолог, невролог, психиатр.
Аутизм – не приговор! Своевременное выявление и ранняя коррекция помогут адаптировать детей к полноценной жизни в обществе.
Предварительный просмотр:
Основные важнейшие soft skills для каждого ребенка.
Нам достаточно часто приходится слышать о soft skills применительно к вопросам саморазвития, карьеры, жизненного и профессионального успеха. Это составляющие взрослой жизни человека, поэтому вполне закономерно может возникнуть вопрос: а какие такие soft skills могут быть нужны детям?! Им, вроде как, рановато думать про карьеру, а развитием детей занимаются школы, гимназии, спортивные секции, творческие студии и так далее.
Вот в том-то и дело, что школы, гимназии и спортивные секции развивают как раз hard skills, т.е. те навыки, которые нужны для успешной учебы, победы в спортивных соревнованиях, олимпиадах по различным предметам и прочих состязаниях. Действительно, чтобы перейти в 6-й класс, нужно освоить программу за 5-й класс и написать все контрольные. Чтобы получить 3-й, 2-й или 1-й спортивный разряд, нужно сдать нормативы и принять участие в соревнованиях соответствующего уровня.
С некоторой натяжкой можно сказать, что отдельные soft skills – креатив, творческое мышление, умение доводить начатое до конца – развивают занятия в творческих студиях: художественных, вокальных, танцевальных. Но и тут есть отчетные концерты, районные конкурсы, выставки рисунков с присуждением призовых мест, поэтому для участия во всем вышеперечисленном нужны hard skills, т.е. конкретные и вполне профессиональные навыки.
Тогда что же такое soft skills для детей? Да то же самое, что и для взрослых! Так что ищем аналогии и развиваем подрастающее поколение по мере возможностей.
Какие soft skills нужны детям:
- Навыки коммуникаций.
- Эмоциональный интеллект.
- Правильная речь.
- Тайм-менеджмент.
- Креатив и творческое мышление.
А теперь подробнее о каждом из soft skills и о том, как развить тот или иной навык у ребенка.
Навыки коммуникаций
Коммуникация – важный элемент социализации. Точнее, без навыка коммуникации ребенок просто не сможет адаптироваться в социуме. Ему следует научиться общаться не только с родителями и бабушкой, но и с другими взрослыми людьми: учителем, тренером, родителями друзей, продавцом в магазине, а также своими ровесниками, детьми постарше и помладше.
Обычно это несложно, если ребенок до школы посещал детский садик и хотя бы одну спортивную секцию. В любом другом случае родителям придется приложить дополнительные усилия по обучению коммуникативным навыкам. Например, ребенку можно поручить сделать небольшую покупку – хлеб и пакет молока – в соседнем магазине, выдав ему нужную сумму. До похода в магазин следует провести инструктаж, какой хлеб – белый или черный – нужно купить, и как называется любимое в семье молоко, чтобы ребенок мог попросить продавца дать ему то, что требуется.
Если ваш ребенок на домашнем воспитании, то придется дополнительно учить его коммуницировать со сверстниками, детьми помладше и постарше. Оптимально, если у ваших друзей есть дети подходящего возраста – допустим, плюс-минус 1-3 года. Тогда можно договориться о выезде семьями на дачу или на природу, где общение между детьми завязывается достаточно быстро. Если же у вас нет такой возможности, то следует подумать о дополнительном коллективном занятии для ребенка – командные виды спорта, занятия в танцевальном ансамбле, кружки рукоделия.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект – это умение воспринимать чувства других людей и контролировать свои собственные эмоции. Если с умением воспринимать эмоции других людей дети разбираются достаточно быстро – маленькие манипуляторы моментально чувствуют чужую слабость, то вот взять под контроль свои эмоции детям сложно.
Во-первых, в детском возрасте еще не полностью сформирована физиологическая возможность управлять своими чувствами – страхом, гневом, радостью. Во-вторых, дети еще не осознают необходимость держать эмоции под контролем. Классика жанра – традиционные истерики в торговых центрах с криками «хочу» и «купи». Как справиться с детскими истериками – это отдельная тема.
А вот объяснять ребенку правила поведения в общественном месте, учить адекватно выражать свои эмоции – это системная работа, и выполнять ее должны взрослые. Разумеется, взрослые в этом случае должны быть сами образцом поведения, вежливости, культуры общения. А также носителями информации о том, как именно должен действовать ребенок, если ему что-то нужно.
И еще насчет обучения адекватным реакциям. Тут важно начать с развития наблюдательности, объяснения взаимосвязей между эмоциями и способами их выражения, как на примере окружающих людей, так и на примерах из жизни самого ребенка. Например, пояснить, что когда ребенку больно – он плачет и ему сочувствуют, а если плачет кто-то другой – значит, тому другому сейчас плохо и больно, и он тоже нуждается в сочувствии.
Это поможет привить ребенку такие качества, как умение сопереживать, оказывать эмоциональную поддержку окружающим, а не остаться в статусе маленького манипулятора, которого с возрастом начнут все больше игнорировать. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку не только взаимодействовать с окружающим миром, но и сохранить его психику, защитить его от насмешек, буллинга, неудач в общении.
Правильная речь
Правильная речь – это залог того, что ребенок в будущем сможет правильно доносить свои мысли до окружающих, будет услышан и верно понят. Правильная речь включает в себя несколько компонентов:
- Умение логично и последовательно формулировать свои мысли.
- Отсутствие дефектов дикции.
- Правильное звукоизвлечение.
- Диафрагмальное дыхание.
- Умение контролировать громкость и темп речи.
- Координация слуха и голоса.
Разберем по порядку. Умение логично и последовательно формулировать свои мысли – это, прежде всего, умение логически мыслить. Мыслительные и речевые способности напрямую связаны с развитием мелкой моторики пальцев. Развивать ее следует с раннего возраста: конструктор «Лего», лепка из пластилина, рисование, в более старшем возрасте – вышивание и, возможно, вязание.
Школьников следует всячески стимулировать к чтению, в том числе личным примером. Если ребенок ни разу не видел, как папа или мама читают, сложно рассчитывать, что он вырастет книгочеем и вообще разносторонне развитой личностью.
Развитие хорошей дикции имеет два основных аспекта. Во-первых, ребенок должен быть здоров физически, иметь правильный прикус, нормальную длину уздечки под языком, не иметь болезней ЛОР-органов и защемлений в районе шейного отдела позвоночника. Во-вторых, у ребенка должны быть правильные речевые привычки: умение четко проговаривать буквы, не «зажевывать» окончания слов, не коверкать слова и тембр речи.
Последнее напрямую связано с техникой дыхания и звукоизвлечения. Бывает, что дети нарочно «гнусавят», постоянно что-то выпрашивая, а бывает, что гнусавость развивается вследствие ЛОР-заболеваний. Случается и так, что невнятная речь обусловлена отсутствием понимания важности культуры речи как таковой, а может быть, ребенок просто не натренирован делать вдох нужной глубины, чтобы воздуха хватило на всю фразу.
Чтобы исключить болезни, ребенка при любых дефектах речи следует показать врачам: ЛОРу, неврологу и логопеду. ЛОР-заболевания и незначительные неврологические нарушения вполне поддаются излечению, а логопед выявит дефекты строения речевого аппарата и, если нужно, откорректирует их. Наиболее частое нарушение – недостаточная длина уздечки под языком, что затрудняет нормальное произношение многих букв, освоение правильной речи и, в будущем, ораторских навыков. Удлинить уздечку можно в амбулаторных условиях с использованием местной анестезии.
И, наконец, умение контролировать громкость и темп речи, координировать слух и голос формируется лишь ближе к школьному возрасту, а то и в младших классах, поэтому не нужно требовать от детей слишком много. Здорово, если ребенок хочет и любит петь – тогда его можно записать на индивидуальные занятия вокалом, где ему в легкой ненавязчивой форме помогут освоить координацию между слухом и голосом, научат контролировать громкость и темп произнесения звуков.
Тайм-менеджмент
Да, детям тоже нужно учиться управлять временем. Во-первых, это поможет им везде успевать: делать уроки, заниматься спортом, общаться с друзьями, читать книги. Во-вторых, родители будут избавлены от нытья в духе «мне скучно», потому что ребенку всегда будет, чем заняться. Но для этого навыки управления временем нужно прививать с самого раннего возраста.
Как это лучше делать? Для начала у ребенка всегда должно быть время в сутках, которым он сможет распоряжаться на свое усмотрение. Это никак не противоречит необходимости соблюдать режим дня и придерживаться установленного времени подъема, завтрака, обеда, прогулки, дневного сна, ужина. Просто в режим нужно внести, как говорят в армии, «личное время», и понаблюдать, как ребенок им распорядится.
Будет он приставать к вам и нудить, как ему скучно, или попытается разнести в пух и прах свои игрушки и мебель в комнате – наблюдение за его предпочтениями может стать для родителей подсказкой по многим вопросам. И, кстати, не только по тайм-менеджменту. И даже если ребенок просто уляжется спать прямо на ковре среди игрушек – это тоже сигнал. Например, к тому, что следует снизить нагрузку и не водить ребенка в 100500 секций и кружков одновременно.
Креатив и творческое мышление
И, наконец, креатив и творческое мышление. Мы уже вкратце затронули эту тему, а сейчас немного разовьем ее. Захочет ли ребенок в будущем стать веб-дизайнером или пожелает быть мастером по ремонту бытовой техники, будет ли он адвокатом или автомехаником – креатив и творческий подход ему всегда пригодятся.
Да, креатив нужен не только при верстке сайтов и приложений, но и при поиске взаимозаменяемых деталей к технике в отсутствие нужных запчастей на складе. К слову, к стиральным машинам и водонагревателям вполне подходят некоторые детали от автомобилей. Но, чтобы начать искать детали к «стиралке» на автобазаре, нужно быть свободным от ограничивающего мышления и шаблонных моделей поведения.
Тут рецепты известны: творческие студии, театральные кружки, музыкальные школы – естественно, с учетом пожеланий и способностей ребенка. И, конечно же, наглядная демонстрация творческого подхода и вариативности решения разных задач в повседневной жизни. Вы вполне можете объяснить математическую формулу х = 2у наглядно, нарисовав две линии, где линия х будет в два раза больше линии у. Или две геометрические фигуры: квадрат с кодовым обозначением у и прямоугольник х, который будет ровно в 2 раза больше квадрата. А потом предложить ребенку самому поискать разные способы донесения одной и той же информации.
Это одни из основных soft skills, которые нужно развивать у детей, и чем раньше, тем лучше. И помните, что дети – это, в первую очередь, дети, поэтому не требуйте от них слишком многого. Собственно, именно поэтому мы выбрали всего 5 основных soft skills, без которых сегодня придется сложно и детям, и вам, если ваши дети не будут ими обладать. Помните также, что силу личного примера никто не отменял, поэтому постоянно развивайтесь сами и учитесь чему-то новому.
Успехов и здоровья вам и вашим детям!
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Если вы выяснили, что у вашего ребенка есть расстройство аутистического спектра, нужно знать, что существует большая вероятность того, что малыш полностью адаптируется к социуму, особенно, если у ребенка сохранен интеллект. Большинство детей, которые прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, а родители должны приложить максимум усилий дома. Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком — не становиться аутичной семьей. Ребенка нужно активно вводить в социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой цели на ближайшее будущее. Если вам сейчас нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок — занимайтесь именно этим.
Запаситесь терпением
Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.
Показывайте разницу
Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются куличики.
Будьте последовательны
Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.
Учите подражать
К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать куличи и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая куличики, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра – переворачиваем ее и т. д.
Занимайтесь спортом
Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право -лево, верх-низ.
Научитесь отказывать
Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.
Соблюдайте ритуалы
Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем. Также проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.
Играйте в контактные игры
Различные пальчиковые игры, с применением дополнительного оборудования (мяч, кукла на пальчик) и без него, помогают развивать тактильные навыки.
Не балуйте малыша
Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития познавательной сферы у дошкольников
- «Перевертыши» — превратить круг, треугольник или квадрат в любой рисунок.
- «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь» — ориентация в пространстве по плану-схеме.
- «Узнай форму» — узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
- «Найди отличия» — научить находить отличия у похожих предметов.
- «Построй по росту» — построить предметы соответственно их высоте.
- «Сложи картинку» — составить из частей целую картинку.
- «О чем я говорю?» — взрослый описывает какой-либо предмет, а ребёнок должен угадать, о каком предмете идёт речь.
- «Какое время года?» — взрослый называет время года, а ребёнок — признаки этого времени года.
- «Угадай предмет» — взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, а ребёнок должен узнать его.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДЕТСКИЙ САД №12 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Воронежская область г. Борисоглебск, проезд Поворинский, д.2а
тел. 84735451091
КОРПУС №2 "СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД"
Воронежская область г. Борисоглебск, ул. Объездная, д.10
тел. 84735451091
Рождение ребёнка – это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
Макаренко А. С.
Тип модальности.
Ваш ребенок: визуал, аудиал или кинестетик?
Дети-визуалы обладают прекрасной зрительной памятью и хорошим воображением, их речь наполнена «зрительными» выражениями: посмотреть, видеть, наблюдать, заметить. Обучать таких детей лучше через наглядный материал с использованием графиков, схем. Инструкции лучше писать на ярких стикерах или просто рисовать на бумаге. Если вашему ребенку проще нарисовать, чем объяснить устно, его речь богата образами, в ней преобладают метафоры про глаза, зрение («с глаз долой, чтобы глаза мои не видели, попалось на глаза, лучше увидеть»), для него важно расстояние, на котором он общается с собеседником, то он точно визуал. Он поймет вас лучше, если вы будете больше показывать наглядно.
Дети-аудиалы обожают музыку, они любят музыкальные игрушки, им нравится, когда им читают вслух. Мир звуков — это их мир. Их речь богата «звуковыми» фразами: говорить, молчать, петь, стучать, звучать. Дети-аудиалы очень коммуникабельны, они любят говорить, в детстве они «почемучки», задают много вопросов и внимательно слушают собеседника, многие свои действия привыкли проговаривать вслух. В обучении предпочитают слушать, поэтому им лучше подходит аудио формат (подкасты, лекции, аудиокниги). Такие дети легко отвлекаются на посторонние шумы, поэтому родителям надо учитывать эту особенность, когда ребенок делает уроки, например. Плюс они чувствительны к интонированию и моментально распознают малейшее изменение в голосе. Если ваш ребенок — болтушка, он много и ярко рассказывает вам обо всем на свете, не представляет своей жизни без музыки, то у него явно преобладает аудиальная модальность. Ему важно, как вы с ним разговариваете, с какой интонацией.
Дети-кинестетики познают мир через свои ощущения и через движения. Они привыкли все трогать, нюхать, пробовать на вкус. Кинестетики активные, неусидчивые, подвижные, невнимательные. Они не будут слушать инструкцию, они будут пробовать все сделать сами. Эти дети любят обниматься, для них важно, чтобы их поглаживали, целовали. Но зато для них абсолютно неважно, как они выглядят, они спокойно существую, если в комнате беспорядок. Если ваш ребенок много рассказывает вам о своих ощущениях, употребляя в речи слова «мягкий, удобный, ароматный, вкусный, пушистый», он любит обниматься, ценит комфорт, предпочитает подвижные игры, то скорее всего он — кинестетик и ориентируется на свои ощущения.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал – то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
При выполнении работы рекомендуется
Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием.
Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за карандашом, листом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
При корректировке поведения:
визуалу -лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.
Определив ведущий канал восприятия ребенка, вы сможете быстрее и понятнее доносить до него свою точку зрения, правильно выбрать формат обучения и общаться более конструктивно.