Работы опубликованные в печатном издании

Работы опубликованные в печатном издании
http://spo.1september.ru/index.php?num=03&year=2014

Скачать:


Предварительный просмотр:

© Данная статья была опубликована в № 23/2007 журнала "Спорт в школе" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
Индекс подписки:
32584.

   Главная страница "Первого сентября"

   Главная страница журнала "Спорт в школе"

   Содержание № 23/2007 


МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ


Стрельба из пневматической винтовки

Подготовительные упражнения при обучении стрельбе по круглым мишеням

Упражнение 1

Это упражнение является тренировочным и используется на начальном этапе обучения. Изготовка к стрельбе из винтовки сидя за столом с опорой локтями о стол. Рекомендуется как начинающим, так и опытным стрелкам для выработки и поддержания автоматизма и постоянства усилия и мест удержания оружия.

Упражнение выполняется в заданном для стрельбы положении. Стрелок принимает изготовку без прицеливания, обращая внимание на постоянство мест удержания винтовки и постоянство усилия удержания.

После освоения правильной изготовки надо тренироваться в длительности изготовки, постепенно увеличивая время удержания винтовки до утомления (но не переутомления). Это упражнение будет способствовать увеличению статической выносливости позы для стрельбы, а значит, повышению мастерства стрельбы. Затем следует изготовка с прицеливанием.

Рекомендуется применение удлинителя прицельной линии.

Изготовка для стрельбы из винтовки сидя за столом или около стойки с опорой локтями на стол или стойку

Эта изготовка является самой простой и удобной для начального обучения пулевой стрельбе из винтовки. Положение тела стрелка наиболее привычное, не требуется никакого напряжения, устойчивость винтовки и рук наибольшая, а заряжание оружия самое удобное.

Рис. 1. Изготовка для стрельбы сидя за столом

Рис. 1. Изготовка для стрельбы сидя за столом:
а – вид сбоку; б – вид спереди

Стрелок садится за стол или становится около стойки, выбирая наиболее удобную для себя позу. Все тело несколько повернуто вправо от линии прицеливания. Рекомендуется при стрельбе слегка прислоняться грудью к ребру стола или стойки, но при этом сохранять свободную позу с минимальным напряжением грудных мышц.

Винтовку надо взять правой рукой за шейку ложи так, чтобы большой палец обхватил шейку ложи слевасверху, а остальные три пальца – слеваснизу. Левой рукой взять цевье ложи снизу так, чтобы большой палец обхватывал левый бок цевья, а остальные четыре пальца обхватывали цевье с правого бока. Винтовка должна лежать не на пальцах, а на ладони, ближе к большому пальцу. Затем надо наклониться над столом и опереться на него локтями. При этом левые локоть и плечо должны быть выдвинуты вперед как можно дальше. Левый локоть должен находиться под винтовкой или несколько левее – в зависимости от телосложения стрелка. Правый локоть располагается сбоку, ближе к себе. Винтовку надо вставить затыльником в выемку правого плеча и прижать к нему. Голову опустить на приклад так, чтобы она всем весом опиралась на гребень приклада, а мышцы шеи не напрягались. Глаза по возможности смотрят прямо в прицел.

Ноги стрелок располагает так, как ему удобно, примерно на ширине плеч.

Самоконтроль принятого положения производится 2–3 раза. Он заключается в том, что после принятия данного положения стрелок закрывает глаза на несколько секунд, затем открывает их и проверяет совмещение точек наводки винтовки и прицеливания. Если оказалось, что ровная мушка винтовки не совпадает с точкой прицеливания, то надо уточнить наводку винтовки, не нарушая систему «стрелок – оружие», т.е. не сдвигая винтовку относительно тела стрелка.

Если точка наводки винтовки оказалась сбоку по отношению к точке прицеливания, то надо повернуть все тело вместе с винтовкой вокруг вертикальной оси, проходящей через точку опоры левого локтя, до совмещения точки наводки винтовки с точкой прицеливания.

Если точка наводки винтовки оказалась ниже (выше) точки прицеливания, то надо немного отодвинуться (придвинуться) со стулом от стола или встать немного дальше (ближе) от стойки, но не сдвигать с места локти.

Учебный удлинитель прицельной линии оружия

Учебный удлинитель предназначен для выработки навыков лучшей устойчивости оружия во время тренировки в стрельбе. Он представляет собой деревянный стержень длиной 300 мм с высокой и широкой мушкой на дальнем конце. Ближний конец – направляющая – изготавливается диаметром 4,3 мм, чтобы она вставлялась в канал ствола с дульной части. При этом длина прицельной линии увеличивается на 300 мм. Поэтому при неточностях прицеливания мушка удлинителя даст отклонение на 70% больше, чем мушка оружия, что будет заметно самому стрелку. Устойчивость оружия будет быстро расти. Высоту мушки удлинителя надо сделать примерно 20 мм, чтобы мушка оружия не загораживала мушку удлинителя. Ширину мушки удлинителя следует сделать около 5 мм, чтобы она занимала ? ширины прорези прицела. Окрасить ее нужно в черный цвет.

Упражнение 2
Контроль однообразия прицеливания из винтовки. Контроль однообразия прицеливания с использованием прицельных станков и ручных указок контроля прицеливания

Это упражнение можно проводить с ожидающей сменой в другом помещении.

Винтовка жестко закрепляется в прицельном станке. На дистанции 5 (10) м вывешивается белый лист бумаги размером приблизительно 400?300 мм или более. Около него находится помощник – один из учащихся с ручной указкой контроля прицеливания и карандашом.

Преподаватель без учеников наводит винтовку со станком в лист бумаги (но не в середину), а затем прицеливается и дает команды помощнику двигать указку по листу бумаги: «Выше», «Ниже», «Правее», «Левее». Когда указка расположится рядом с нижним краем черного круга – «яблочком» точно на линии прицеливания «с просветом», руководитель дает команду: «Отмечай!», и помощник через центральное отверстие в указке ставит карандашом точку на бумаге. Эта точка будет контрольной для обучаемых стрелков.

После того как помощник уберет указку, учащиеся по одному подходят к прицельному станку с винтовкой, смотрят в прицел и дают необходимые команды помощнику о перемещении указки. После команды: «Отмечай!» помощник делает отметку карандашом. Затем первый стрелок еще два раза наводит указку. Поставив три точки наводки указки, помощник соединяет их прямыми линиями. Получается треугольник рассеивания наводки указки стрелком. Чем меньше этот треугольник, тем точнее умеет прицеливаться стрелок.

Для оценки этого упражнения на указке надо вырезать оценочные отверстия диаметрами 1,5, 3,0 и 10,0 мм.

Помощник накладывает указку на треугольник рассеивания наводки указки стрелка, подбирая наименьшее оценочное отверстие, в которое умещается весь треугольник. При этом треугольник рассеивания стрелка должен примерно совмещаться с контрольной точкой наводки преподавателя, хотя в отдельных случаях этого может и не быть. Самое главное – выработать у начинающих стрелков однообразие прицеливания.

Ручная указка контроля прицеливания для начинающих стрелков

Ручная указка предназначена для тренировки навыков прицеливания. Изготавливается диск диаметром около 100 мм из тонкого листа металла, пластика и т.п. В середине диска наклеивается черный круг от мишени. В центре просверливается отверстие диаметром 1–2 мм для отметки карандашом контрольных точек прицеливания. На краю диска делается три оценочных отверстия диаметрами 1,5, 2,5 и 5 мм для дистанции 5 м. При стрельбе на 10 м отверстия следует сделать в два раза больше. С другого края диска крепится рукоятка длиной 300 мм.

Упражнение 3
Прицеливание из винтовки по фигурным мишеням М.А. Иткиса

Данное упражнение развивает и закрепляет координацию движений стрелка. Он принимает заданную изготовку к стрельбе, прицеливается в прямую крестообразную мишень. Затем медленно и плавно передвигает ровную мушку по мишени вверх – вниз и слева направо, останавливаясь посредине. Преподаватель контролирует точность наводки оружия по ортоскопу (описание ортоскопа см. ниже). То же самое надо проделать по диагональной крестообразной мишени, а затем по кольцеобразной. Задание – удержание ровной мушки с наименьшими колебаниями. Данные размеры мишеней рекомендуются для дистанции 5 м для начинающих стрелков. Чем выше мастерство стрельбы, тем меньше должны быть размеры мишеней.

Фигурные мишени М.А. Иткиса

Нарисовать данные мишени на листе бумаги согласно рисунку и закрепить на стене около основных мишеней. Для начинающих стрелков размеры увеличенные, для разрядников – уменьшенные.

Рис. 2. Фигурные мишени М.А.Иткиса

Рис. 2. Фигурные мишени М.А.Иткиса

Магнитный прибор контроля наводки пневматического оружия типа ИЖ38 (ортоскоп)

Ортоскоп изготавливается путем переделывания из заводского прибора. Для этого надо выпрямить кронштейн его крепления так, чтобы он плотно прилегал к левой стороне оружия. Затем отпилить лишнюю часть кронштейна, оставив конец 40 мм. Сформировать ферритовый магнит и приклеить его (использовать клей «БФ6», «Момент» и др.). Полученный прибор устанавливается сверху на заднюю часть ствольной коробки и удерживается на ней достаточно прочно силой магнитного поля. Снимается прибор с небольшим усилием одной рукой.

Упражнение 4
Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из винтовки стоя без опоры длительностью до 5 мин. и более; самоконтроль изготовки

Принять заданную изготовку для стрельбы с винтовкой или ее макетом, прицелиться в мишень, задержать дыхание и закрыть глаза примерно на 10 сек. Затем открыть глаза и проверить точность совпадения точки наводки винтовки и точки прицеливания. Как правило, эти точки не совпадают. Надо постараться выяснить, изза каких групп мышц и суставов произошло отклонение винтовки.
После этого найти такое изменение положения частей тела, чтобы изготовка была более устойчивой, т.е. с минимальным мышечным напряжением. Повторить это упражнение несколько раз, увеличивая время закрывания глаз примерно до 20 сек. и добиваясь большей точности положения частей тела без визуального корректирования.

Изготовка для стрельбы из винтовки стоя без опоры

Это положение является самым трудным, так как у стрелка имеются только две точки опоры – они весьма удалены от центра тяжести системы «стрелок – оружие». Поэтому надо предварительно хорошо усвоить приемы стрельбы сидя за столом. Сначала надо отработать приемы изготовки в положении стоя без прицеливания, а затем уже приступить к отработке всех элементов стрельбы. Только после этого можно приступать к практической стрельбе. Начинать стрелять рекомендуется по белому листу бумаги, чтобы не выработалась вредная привычка дергать спусковой крючок.
В дальнейшем необходимо продолжать тренировки в положении стоя без стрельбы, что позволит укрепить специальную физическую подготовку стрелка и повысить устойчивость системы «стрелок – оружие» во время выстрела.
Для стрельбы стоя надо встать около линии огня, не наступая на нее, примерно вполоборота направо по отношению к линии прицеливания. Ноги прямые, ступни примерно на ширине плеч или несколько уже, тяжесть тела распределена поровну на обе ноги, но есть небольшой наклон тела к носкам; туловище немного прогнуть назад, чтобы компенсировать тяжесть винтовки; носки раздвинуты без напряжения в удобном для стрелка положении.

Рис. 3. Изготовка для стрельбы стоя

Рис. 3. Изготовка для стрельбы стоя:
а – вид слевасзади; б – вид справаспереди; в – вид сзади

Зарядив винтовку, стрелок производит ее прикладку. Для этого, удерживая винтовку правой рукой за шейку приклада, надо взять левой рукой за цевье под прицелом и вставить затыльник приклада в выемку правого плеча. В зависимости от телосложения или прижать локоть левой руки к грудной клетке и животу, или опереться локтем на тазобедренный сустав.
Поднять правый локоть до положения ниже горизонтального примерно на 30 см и удерживать его во время стрельбы без напряжения. Затем кистью левой руки поддержать винтовку внизу.
Применяются четыре способа поддержки винтовки снизу кистью левой руки.

Первый способ – винтовка поддерживается на всех выпрямленных пальцах ногтевыми фалангами. Большой палец поддерживает винтовку под спусковой скобой, а остальные четыре пальца, собранные вместе, противостоят большому и поддерживают спередиснизу цевье ложи.

Второй способ – большой палец так же находится под спусковой скобой, а остальные четыре пальца, собранные вместе, прижаты к ладони так, что цевье ложи будет лежать на средних фалангах.

Третий способ – пальцы левой руки сжаты, но ладонь раскрыта. Средние фаланги поддерживают цевье ложи, а ладонь – спусковую скобу.

Четвертый способ – пальцы левой руки сжимаются в кулак, и цевье винтовки лежит на основных фалангах пальцев.

Рис. 4. Способы поддержания винтовки при стрельбе стояРис. 4. Способы поддержания винтовки при стрельбе стоя

Рис. 4. Способы поддержания винтовки при стрельбе стоя: а – на выпрямленных пальцах ногтевыми фалангами;
б – средними фалангами пальцев; в – средними фалангами и раскрытой ладонью; г – основными фалангами пальцев, сжатых в кулак

Каждый стрелок должен выбрать для себя наиболее удобный для него способ поддержки винтовки при стрельбе стоя без опоры и отрабатывать его.

Самоконтроль изготовки для стрельбы стоя

Самоконтроль изготовки заключается в том, что стрелок проверяет правильность угла поворота корпуса к мишени, постановку ног и положение пальцев левой руки. Когда все эти элементы изготовки будут отработаны, после каждого нового заряжания поднятая винтовка окажется наведенной точно в цель.
Самоконтроль производятся следующим образом. После изготовки и прицеливания стрелок закрывает глаза на несколько секунд. При этом его тело несколько расслабляется. Когда стрелок откроет глаза, винтовка будет направлена в точку прицеливания, если изготовка была правильной. Но если она была неточной, винтовка окажется направленной в сторону, так как во время закрывания глаз тело приняло менее напряженную позу. Для уточнения изготовки в таком случае надо переставить ступни ног. Если винтовка оказалась направленной ниже (выше) точки прицеливания, то надо придвинуть (отодвинуть) пальцы левой руки, поддерживающие цевье винтовки.
При стрельбе стоя во время предварительной и подготовительной фаз выстрела не рекомендуется сразу реагировать на отклонения мушки от точки прицеливания – надо сохранять выдержку и спокойствие.

Упражнение 4
Тренировка в стрельбе без пуль из винтовки

Задание – координация всех подготовительных действий стрелка: удержание винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания, координация всех действий при стрельбе.
Изготовиться для стрельбы и прицеливаться в мишень. Удерживать наводку винтовки в течение 2–10 мин. в зависимости от подготовки стрелка. При этом приклад винтовки все время находится в выемке плеча, руки устойчиво держат винтовку, положение ведущего глаза относительно прицела фиксируется прижатой к прикладу щекой.
Дыхание ровное и неглубокое. Через равные промежутки времени дыхание надо задерживать на полувдохе на 7–10 сек. для выработки полного автоматизма однообразного и плавного нажатия на спусковой крючок.
Повторить то же самое с прицеливанием с помощью учебного удлинителя прицельной линии.
Это упражнение повышает специальную физическую выносливость стрелка и дает значительное улучшение результатов стрельбы.

                        Виктор ИСАЕВ, преподаватель ОБЖ, средняя школа № 4,  г. Видное, Московская обл.

 



Предварительный просмотр:

© Данная статья была опубликована в № 03/2008 журнала "Спорт в школе" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
Индекс подписки:
32584.

   Главная страница "Первого сентября"

   Главная страница журнала "Спорт в школе"

   Содержание № 03/2008 

МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Игры и соревнования в пневматическом тире

Тренировочная стрельба только на большее количество очков по мишеням быстро утомляет, особенно молодежь. Стрелкам становится скучно, и они допускают ошибки, теряют интерес к занятиям, ждут их окончания.
Для поддержания повышенного интереса к стрельбе в конце занятий рекомендуется использовать игры. Они способствуют активизации внимания учащихся, создают спортивный азарт, помогают избежать однообразия в тренировках, а также вырабатывают выносливость, скоростные навыки и психологическую устойчивость во время стрельбы, воспитывают волю к победе во время соревнований.

Стрелковые игры

«Дуэльная» стрельба на скорость при заданном качестве

Условия стрельбы устанавливаются в зависимости от подготовки стрелков. Например: количество выстрелов – 3, 5 или 10; мишень – «П» школьная, № 8 и № 9; дистанция стрельбы – 5 м или 10 м; положение для стрельбы – сидя, стоя, лежа.

Двое стрелков или дветри пары стрелков – «дуэлянтов» начинают стрельбу одновременно по команде судьи (руководителя стрельбы). Выигрывает «дуэль» тот, кто первым закончит упражнение (при условии, что все пули попадут в «яблочко» или в круг, ограниченный позициями «7» или «5»).

На основе этой игры можно организовать турнир, в котором будут участвовать несколько стрелков. Зачетную таблицу можно сделать по типу футбольной или шахматной: например, за победу записывать 2 очка, за ничью – 1 очко, за поражение – 0 очков. Все стрелки играют между собой, стремясь набрать наибольшее количество очков или, по крайней мере, не оказаться последними.

«Дуэльная» стрельба на лучшее качество без ограничения времени

Условия те же. Выигрывает «дуэль» тот стрелок, у которого будет лучший результат самого худшего попадания. Эта игра заставляет стрелков тщательно, с полным напряжением производить все выстрелы, что весьма важно и для воина, и для спортсмена, так как вырабатывает выносливость и ответственность за каждый выстрел. На основе этой игры можно также организовать турнир.

«Ипподром с барьерами»

Игра решает специальную задачу: развитие психологической выносливости к длительным напряжениям в условиях повышенного эмоционального возбуждения.

Рис. 1. Стрелковая игра «Ипподром»:

Рис. 1. Стрелковая игра «Ипподром»: 1 – барьер «41 очко»; 2 – дорожка; 3 – десятая ступень дорожки; 4 – флажок первого стрелка; 5 – барьер «40 очков»; 6 – сменный бумажный протокол игры; 7 – барьер «42 очка»; 8 – фанерный подвесной стенд.

Обозначения:

  • флажки пунктирными линиями – положение игроков после первой серии стрельбы;
  • флажки сплошными линиями – положение игроков после второй серии стрельбы.

Схема игры изображается в виде стенда для длительного пользования на фанере или толстом листе картона размером около 600?800 мм и вывешивается на видном месте. В центре закрепляется сменный лист бумажного протокола стрельбы на предстоящую игру. Каждый стрелок получает бирку с номером (например, Коля Петров – № 1 и т.д.). Ее можно временно закреплять (подвешивать) в клетках дорожки и перемещать от «старта» до «финиша» по мере выполнения стрельб (всего 24 ступени).

У этой игры много вариантов. Все условия надо заранее обсудить со стрелками. Например, если они имеют хорошую подготовку, то условия будут следующие: положение для стрельбы – стоя без опоры; дистанция – 5 м; мишень – «П» школьная; количество выстрелов – 5; пули – «ДЦ»; время – не ограничено; «проходной» балл – 35 очков из 50; первый барьер – 40 очков, второй – 41 и третий – 42 очка. Количество участников – несколько человек. Стрельба ведется до тех пор, пока ктолибо из стрелков не достигнет «финиша». При этих условиях расстановка бирок на дорожке «ипподрома» покажет успехи остальных стрелков в данной серии стрельб. Поэтому все соревнующиеся будут стрелять с максимальным старанием.

Игра проводится следующим образом. Вначале все бирки закрепляются на линии старта. Затем стрелки, согласно условиям игры, производят первую стрельбу по мишени. Например: после подсчета очков оказалось, что Коля Петров имеет 36 очков, – значит, его бирку надо установить на вторую ступень (35 очков – «проходной» балл плюс еще 1 очко, т.е. еще одна ступень). Толя Сидоров имеет 35 очков – значит, его бирку надо установить на первую ступень, Саша Иванов имеет 32 очка, т.е. он не набрал «проходной» балл, и поэтому его бирка остается на старте, и т.д.

Затем производится вторая серия стрельб. После подсчета, например, оказалось, что Коля Петров имеет 40 очков и должен переместиться на седьмую ступень. Но на пути первый барьер – 40 очков, и он преодолевает этот барьер. Толя Сидоров имеет 33 очка – значит, его бирка остается на первой ступени. Саша Иванов имеет 39 очков – значит, его бирка устанавливается на пятую ступень, и т.д.

Сначала можно играть без барьеров, затем – с двумя, тремя барьерами. Рекомендуется всегда обсуждать суммы «проходных» и «барьерных» баллов со всеми участниками игры, постепенно ужесточая нормы по мере повышения мастерства стрелков. Эти нормы должны быть высокими, но при старании выполнимыми.

Игра обеспечивает существенное увеличение нагрузки на стрелка при сохранении эмоционального возбуждения в течение всей тренировки за счет его повышенной заинтересованности и азарта. Во время игры с барьерами школьники учатся еще и максимальной мобилизации сил для достижения заданной цели.

Разновидностью этой игры может быть и вариант «Ипподром командный», когда перемещение флажка производится в зависимости от суммы очков, набранных всей командой. В этом варианте стрелки испытывают еще и ответственность перед товарищами: ведь каждый плохой выстрел может сорвать передвижение командного флажка. «Проходной» балл должен соответствовать достигнутому стрелками уровню подготовки.

«Лось и волки»

Игра проводится на том же стенде «Ипподром». Ее рекомендуется проводить, если среди стрелков есть один сильный (опытный или талантливый) спортсмен, значительно опережающий по уровню подготовки всех остальных. Сильный стрелок – «лось» – борется один против всех остальных, которые будут «волками». Условия стрельбы примерно те же, что и в игре «Ипподром», но отличие – в том, что «лось» передвигает флажок по ступеням «Ипподрома» один и надеяться ему можно только на свои силы. Остальные стрелки – «волки» – двигают общий для всех флажок, но в зачет от них идет только один результат – самый лучший. Естественно, что каждый участник старается стрелять лучше своих товарищей. Такое соперничество создает высокий эмоциональный подъем и здоровый азарт. А сильному стрелку не хочется уступать лидерство, и он старается хорошо выполнять задания от начала до конца.

«Турнир»

Игра решает следующие задачи: закрепление навыков техники стрельбы, развитие решительности и настойчивости, умения полностью мобилизовать силы в стремлении к победе.

Все участники соревнуются между собой, и победителем становится стрелок, набравший больше всех очков в данной встрече. Результаты записываются в таблицу. Игра полезна тем, что стимулирует стрелков улучшать свои результаты в каждой встрече, особенно тогда, когда уровень подготовки участников примерно одинаковый. Так что напряженная борьба идет между всеми участниками, а не только за первые места, как на соревнованиях. Более слабые стрелки стараются занять не последние места.

«График»

Игра решает следующие задачи: тренировка выносливости в условиях длительного напряжения, развитие умения мобилизовать силы для выполнения каждого выстрела, формирование навыков самоконтроля.

Количество участников – 3–4 человека. Демонстрационный стенд оформляется в виде графика согласно рисунку (см. рис. 2).

Рис. 2. График результатов участников

Для игры подбирают стрелков примерно одинакового уровня подготовки и договариваются о минимальном результате (например, 41 очко из 50 при стрельбе стоя без опоры), ниже которого никто не должен опускаться в течение пяти стрельб. На графике этот результат обозначается пунктирной линией. Для большей наглядности результаты стрельб каждого участника лучше обозначить различными цветными карандашами в виде соответствующих точек. Затем эти точки соединяются цветными линиями. Таким образом, каждый стрелок может ясно видеть результаты своих и чужих стрельб.

Эта игра создает повышенную напряженность при каждой стрельбе и ответственность за каждый выстрел. Наглядность результатов создает атмосферу соперничества, которая делает игру похожей на соревнования. Кроме того, каждый стрелок сам проверяет свою собранность и настойчивость в выполнении условленной посильной нормы. Самыми трудными, конечно, будут последние стрельбы, так как усталость постепенно накапливается и от стрелка будет требуется все большее напряжение сил – как физических, так и моральных. Постепенно увеличивая количество стрельб в игре, стрелки будут бороться с усталостью и тренировать выносливость.

«Выбывание»

Игра решает те же задачи, что и «Турнир». Демонстрационная доска имеет вид следующей таблицы (см. табл. 1):

Таблица 1

Стенд стрелковой игры «Выбывание»

Имя, фамилия

Стрельбы

1

2

3

4

5

Саша Иванов

37

40

42

44

43

Коля Петров

35

Костя Сенин

41

37

Леня Шумко

39

41

43

45

44

Костя Федько

44

42

43

41

Сергей Гуркин

42

40

41

Возьмем для примера игру с шестью участниками. Допустим, что после первой стрельбы самый низкий результат (35 очков) показал стрелок Коля Петров, и он выбывает из игры. После второй стрельбы среди оставшихся пяти участников самый низкий результат – у Кости Сенина (37 очков), и он также выбывает из игры, и т.д. Победителем, как видно из таблицы, стал стрелок Леня Шумко.

Если самый низкий результат окажется у двух или более участников, то выбывает тот, у кого наиболее дальний отрыв пробоины от центра мишени.

Эту игру рекомендуется проводить только тогда, когда уровень подготовки у всех ее участников будет примерно одинаковый. Вариантом этой игры для начинающих можно сделать другое условие выбывания – только после повторного худшего результата, а за первый худший результат делать предупреждение и в таблице рядом с числом очков записывать, например, букву «П».

Можно также договориться, что выбывать после каждой стрельбы будут сразу два участника, показавшие самые низкие результаты. Этот вариант рекомендуется применять в том случае, если в игре много участников или есть необходимость уменьшить время ожидания для выбывших стрелков. При этом игра становится более напряженной.

Можно предложить, чтобы в игре участвовали команды, составленные из стрелков разных классов (групп). Чем ровнее состав команд, тем интереснее и азартнее будет игра, а значит, будут вырабатываться качества, необходимые для более точной стрельбы.

Биатлон с бегом

Целью игры является развитие скоростных навыков точной стрельбы после интенсивного бега. В зависимости от условий конкретной местности правила устанавливаются отдельно для различных групп и с учетом пола.

Для юношей 16–17 лет – бег на 5000 м на школьном стадионе по кругу или вокруг здания с финишем в тире и сразу – скоростная стрельба по круглым мишеням. Засчитывается попадание, например, в «яблочко». Количество пуль должно соответствовать количеству мишеней, чтобы стрелок чувствовал ответственность за каждый произведенный выстрел. За промахи устанавливаются солидные штрафы, например, 2 мин. добавочного времени, в зависимости от подготовки участников.

Разновидностью этой игры может еще быть, например, преодоление полосы препятствий во время бега. Не будут лишними и другие спортивные упражнения.

Соревнования по биатлону с бегом проводятся следующим образом. Юноши 10го класса (5–15 человек) соревнуются между собой: каждый играет поочередно со всеми остальными. Результаты записываются в таблицу. Учащиеся других классов образуют другие соревнующиеся группы стрелков.

В этой игре целесообразно вести учет рекордного времени класса, школы и т.п.

Для сильных стрелков зачетный круг мишеней можно ограничить большим достоинством пробоин. В этом случае следует присуждать победу тому участнику, у которого будет выбито больше очков при одинаковом времени.

Триатлон с бегом и метанием гранат поочередно обеими руками

Игра развивает качества, необходимые для защитника Отечества. Она отличается от предыдущей тем, что кроме бега и стрельбы включает метание гранат поочередно правой и левой рукой. Зачет метания гранат производят по сумме результатов обоих бросков.

Победитель определяется по наименьшей сумме мест всех трех видов состязаний, а при равенстве сумм предпочтение отдается тому, у кого лучший результат по стрельбе.

Соревнования по стрельбе

Цели и задачи

Проводить соревнования надо как можно чаще, посвящая их знаменательным событиям в жизни нашей страны и своего учебного заведения, а также в целях сдачи разрядных норм. Именно во время соревнований вырабатываются и закрепляются все необходимые физические, технические и психологические качества стрелка, повышается ответственность за каждый выстрел, появляется желание быть отличным стрелком и добиваться все лучших и лучших результатов.

Хорошо проведенное соревнование – это пропаганда занятий стрельбой, содействие организации новых встреч молодежи и ветеранов, повышению мастерства школьников в стрелковом спорте, а значит, и вклад в укрепление обороноспособности страны.

Как организовать?

В каждом коллективе надо составить календарный план соревнований по физкультуре. При этом необходимо ориентироваться на календарные планы соревнований вышестоящих организаций с таким расчетом, чтобы заканчивать соревнования заранее и иметь время потренировать лучших стрелков, уделив им максимум внимания.

В календарном плане надо наметить отдельные соревнования в зависимости от возраста, пола, уровня подготовки стрелков. Нельзя допускать, чтобы начинающие состязались вместе с опытными стрелками, – это не только неинтересно, но и вредно как первым, так и вторым.

Положение о соревнованиях необходимо разработать заранее, утвердить и вывесить на доске информации, чтобы его изучило как можно больше людей. В Положении надо указать: цель соревнований, состав участников по количеству, возрасту, полу; программу и условия проведения; состав судейской коллегии; определение и награждение победителей; срок подачи заявок и др.

Программа проводимых соревнований не должна точно копировать программу соревнований вышестоящих организаций – она должна быть простой и доступной для большинства участников. А потом уже можно будет готовить сильнейших стрелков по более сложной программе, в соответствии с которой будет участвовать в соревнованиях сборная команда учебного заведения.

При проведении командных соревнований по пулевой стрельбе не рекомендуется учитывать только количество очков, выбитых зачетным количеством стрелков, так как оно не отражает массовости занятий стрельбой и их эффективности. В учебных заведениях в целях пропаганды занятий пулевой стрельбой и повышения мастерства стрелков рекомендуется допустить к участию в командных соревнованиях учебных классов (групп) всех желающих.

Определение победителей

Определять победителей можно, например, исходя из наименьшей суммы мест по следующим трем показателям:

1) массовость участия в соревнованиях, т.е. процент принявших участие от списочного состава класса (группы);

2) процент учащихся от списочного состава класса (группы), сдавших разрядные нормы по стрельбе;

3) сумма выбитых очков зачетного количества стрелков (5–8 человек), показавших лучшие результаты среди всех участников.

Рекомендуется по возможности увеличивать зачетное количество участников соревнований, чтобы все желающие могли попробовать свои силы.

Техника безопасности

Успех соревнований зависит от подготовки, организации и четкости судейства. При подготовке соревнований необходимо:

а) подготовить тир в соответствии с требованиями программы соревнований и мер безопасности;
б) проверить и подготовить все оружие к соревнованиям;
в) уточнить количество участников;
г) в соответствии с пропускной способностью тира и временем для выполнения упражнения составить календарь соревнований по дням и часам, предварительно согласовав его с участниками;
д) согласовать с судейской коллегией дни и часы судейства и распределить обязанности судей;
е) заготовить мишени, пули, а также дипломы, призы, картон, клей и бланки протоколов.

За подготовку и проведение соревнований отвечает главный судья. Чтобы не было несчастных случаев, необходимо систематически напоминать всем без исключения правила обращения с оружием, настойчиво требовать выполнения всех мер безопасности – только тогда будут исключены чрезвычайные происшествия. Нарушителей мер безопасности надо немедленно отстранять от стрельбы, наказывать и оповещать об этом других стрелков.

На что обратить внимание?

Рекомендуется следующий метод определения пробоин в мишенях и подсчета выбитых очков. После выполнения упражнения всеми стрелками смены главный судья (судья линии мишеней) идет к линии мишеней вместе с секретарями и стрелками. Стрелки стоят напротив своих мишеней. Судья и секретарь поочередно обходят все мишени и тут же публично определяют результаты и качество пробоин, а секретарь записывает результаты в протокол соревнований (журнал учета стрельбы). Все неясности уточняются на месте. Стрелки видят свои и чужие результаты, что является преимуществом этого метода проведения соревнований. Судья отмечает пробоины; при необходимости мишень заменяется.

Для ускорения выполнения стрельбы в тире соревнования можно проводить и скоростным методом. Он заключается в следующем. Перед соревнованием каждый стрелок должен заготовить для себя картонку с наклеенными, например, шестью мишенями (два ряда по три мишени) и четко надписать дату, свои фамилию, имя, отчество и класс (группу), номер школы.

Перед стрельбой очередной смены руководитель стрельбы (главный судья) подает команду: «Вставить мишени!», и стрелки вставляют свои картонки с наклеенными мишенями в пулеулавливатели заданных щитов.

Изготовка для стрельбы лежа с руки

Изготовка для стрельбы лежа с руки: а – вид сверху; б – вид спереди; в – вид сбоку; 1 – линия прицеливания; 2 – направление корпуса стрелка

Изготовка для стрельбы с колена

Изготовка для стрельбы с колена: а – вид слевасзади; б – вид справаспереди; в – вид спереди; г – вид сверху; д – валик (упор); е – вид ступни на валике сзади

Пробные три выстрела для проверки боя оружия участники производят по левой верхней мишени; после осмотра мишеней делают 5 (10) зачетных выстрелов – по 1 (2) выстрелу в каждую мишень. Затем эти картонки сдают судейской коллегии. Если стреляют начинающие участники соревнований, то можно стрелять всеми пулями в одну мишень, так как кучность пробоин будет небольшая. При этом методе проведения соревнований намного сокращается время стрельбы в тире, а подсчет очков и оформление протокола соревнований можно организовать позже, в любое удобное для судейской коллегии время. В соответствии с условиями соревнований сразу же или в другое время стрелкам дают возможность выполнить стрельбу второй (и третий) раз согласно Положению о соревнованиях. Судейская коллегия подсчитывает очки и вывешивает протоколы стрельб. Для распределения мест при равенстве очков предпочтение отдается тем стрелкам, которые показали лучшие результаты во второй и третьей попытках.

На разных соревнованиях рекомендуется чередование различных упражнений. Это создает хороший фундамент для совершенствования мастерства стрельбы.

Готовность стрелка к соревнованиям означает одновременно его уверенность в том, что он покажет результаты не ниже достигнутых при подготовке, и осознание необходимости быть осторожным при выполнении упражнения в условиях какихлибо помех. Осторожность и сомнения повышают бдительность стрелка и помогают ему избежать срыва во время ответственной стрельбы.

Надежность выступления стрелка на соревнованиях – это его способность сохранять и улучшать свои результаты. Надежность выступления стрелка обеспечивается его эмоциональной устойчивостью, сильной волей и чувством ответственности перед коллективом.

Тактика стрельбы на соревнованиях – это умение стрелка анализировать изменяющиеся внешние условия и свое состояние во время длительной борьбы и предпринимать необходимые физические, специальные и психологические действия по созданию нервномышечной готовности для успешного выполнения стрельбы.

При подготовке и проведении соревнований надо обязательно руководствоваться правилами проведения соревнований по стрелковому спорту.

Виктор ИСАЕВ,
г. Видное, Московская обл.



Предварительный просмотр:

© Данная статья была опубликована в № 09/2008 журнала "Спорт в школе" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
Индекс подписки:
32584.

   Главная страница "Первого сентября"

   Главная страница журнала "Спорт в школе"

   Содержание № 09/2008 

МЕТОДИКА. ОБЖ

Командная эстафета

Данную эстафету можно проводить одновременно для нескольких классов средней или старшей школы. Место проведения – пришкольный стадион, спортзал, тир школы. Количество участников – 10–12 человек от класса + 1 запасной. Зачет по наименьшему общему зачетному времени, которое является суммой зачетного времени каждого этапа эстафеты. Допускается выполнение двух разных (через один) элементов эстафеты одним учеником.

Первый этап. Надевание противогаза

Количество участников – 1 человек от команды. Противогаз в походном положении. Дается команда: «Газы».

Порядок надевания противогаза

1. Вынуть шлем-маску из сумки, взять ее таким образом, чтобы 2–4-й пальцы касались внутренней поверхности, а большие пальцы – наружной поверхности шлем-маски.
2. Задержать дыхание.
3. Закрыть глаза.
4. Надеть шлем-маску с подбородка на лицевую часть.
5. Устранить перекосы и складки.
6. Сделать полный выдох.
7. Открыть глаза и возобновить дыхание.

Ошибки, за которые добавляется по 5 сек. к зачетному времени:

– участник не закрыл глаза, не задержал дыхание;
– после надевания противогаза не сделал полный выдох;
– в маске отсутствуют клапаны;
– при надевании допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под маску.

Время выполнения задания и прибавленные к нему штрафные секунды фиксируются как время прохождения этапа.

Второй этап. Бег на 40 м с ММГ АК

Трасса прокладывается около школы.

Количество участников – 1 человек от команды.

Время пробега становится зачетным временем команды на данном этапе.

Третий этап. Надевание противогаза на пораженного

Количество участников – 5 человек от команды (один ученик играет роль пораженного, второй надевает на него противогаз, третий оказывает первую медицинскую помощь, четвертый и пятый транспортируют раненого).
И.п. – участники стоят на расстоянии 1–2 м за спиной пораженного. Пораженный сидит на носилках, противогаз в походном положении. Второй член команды должен подойти к пораженному и надеть на него противогаз.

Порядок надевания противогаза на пораженного

1. Расстегнуть сумку его противогаза.
2. Вытащить шлем-маску.
3. Взять ее таким образом, чтобы 2–4-й пальцы касались внутренней поверхности, а большие пальцы – наружной поверхности шлем-маски.
4. Надеть противогаз на пораженного с подбородка на лицевую часть.
5. Положить пораженного на носилки.
6. Надавливанием на грудь помочь пораженному сделать полный выдох.

Ошибки, за которые добавляется по 5 сек. к зачетному времени:

– пораженный не закрыл глаза, не задержал дыхание;
– после надевания противогаза не сделал полный выдох;
– в маске отсутствуют клапаны;
– при надевании допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под маску.

После надевания противогаза раненому при закрытом переломе голени сразу же оказывают первую медицинскую помощь и производят его транспортировку на определенное расстояние. Оценивается правильность оказания первой помощи и транспортировки.

Зачетным временем является время прохождения третьего этапа, к которому прибавляются штрафные секунды. За каждую ошибку при оказании первой помощи и переносе раненого к зачетному времени добавляется по 5 сек.

Четвертый этап. Метание мяча на меткость

Количество участников – 1 человек от команды. Расстояние до цели и ее размеры – на усмотрение преподавателя.

Каждый участник при выполнении задания имеет право на три попытки. За каждый промах добавляется по 5 сек. к зачетному времени.

Пятый этап. Преодоление полосы препятствия с ММГ АК

Количество участников – 1 человек от команды.

Время прохождения полосы препятствий прибавляется к общему зачетному времени команды.

Шестой этап. Костер

Количество участников – 1 человек от команды.

По команде, подаваемой судьей, сложить из предложенных поленьев определенный тип костра. За неправильную укладку добавляется 5 сек. к зачетному времени.

Седьмой этап. Стрельба из пневматической винтовки ИЖ-60

Количество участников – 1 человек от команды. Дистанция – 10 м. Положение для стрельбы из винтовки ИЖ-60 – сидя с опорой локтями о стол. Учащийся должен тремя выстрелами поразить 3 мишени (надувные шарики). За непопадание в мишень добавляется 5 сек. к зачетному времени.

Виктор ИСАЕВ, преподаватель ОБЖ, г. Видное,  Московская обл.