План по самообразованию

Тамонова Татьяна Николаевна

Тема самообразования: «Поэтический образ природы как средство обогащения словаря старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию.

Тема самообразования: «Поэтический образ природы как средство обогащения словаря старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

Цель: определение методов эффективного использования поэтических произведений о природе в развитии и обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе.

Задачи:        

  • Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста;
  • Выявить особенности развития словаря дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет;
  • Изучить влияние поэзии на развитие словаря дошкольников;
  • Разработать и апробировать практическое пособие использования поэтических произведений о природе как средства развития и обогащения словаря детей с тяжелыми нарушениями речи  5–7 лет;
  • Проследить динамику уровня развития словаря детей 5–7 лет, посещающих логопедическую группу в процессе практической деятельности воспитателя;
  • Попытаться пробудить у детей чувство восхищения окружающей природой и умение формулировать и выражать свои мысли о ней красочно и ярко;
  • Привлекать детей к выразительному чтению стихотворений о природе. Предполагаемый результат:

 Ребенок при выпуске в школу:  

  • Должен научиться овладевать значением новых незнакомых слов, понимать в процессе общения, о чем идет речь, и употреблять новые слова в своей речи;
  • Должен овладеть полноценно сформированной речью, что влечет за собой развитие отвлеченного мышления, то есть с помощью слова ребенок должен уметь выражать свои мысли;
  • Должен обладать  интересом  и любовью к книге, к поэзии;
  • Уметь воспринимать и понимать  прочитанное  ему  стихотворение;
  • Уметь отвечать  на вопросы по содержанию произведения;
  • Уметь выразительно читать стихотворение;
  • Уметь анализировать стихотворение и рассказывать о чувствах, которые вызвало у него произведение.

Была изучена литература по проблеме:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.
  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС 2003.

Изучена психолого - педагогическая литература:

  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 180с.
  • Богуш А.М. Речь детей. – К.: Кобза, 2003. – 144с.
  • Богуш А.М., Орланова Н.П., Зеленко Н.И., Лихолетова В.К. Методика развития родной речи и ознакомления с окружающим миром в дошкольном заведении. – К.: Вища школа, 1992. – 414с.
  • Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. – М., 1985.
  • Гербова В.В. Планирование занятий по развитию речи. – М.: Просвещение, 1982. – 74с.

Пройдены курсы повышения квалификации:

  • «Коррекционно- педагогическое сопровождение детей с нарушениями речевого развития», Негосударственное образовательное учреждение Сибирский институт современной практической психологии, г. Новосибирск, 72 часа, 2014 год.
  • «Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО», 72 часа, г. Новосибирск, 2015 год.

Участие в педсоветах, методических объединениях, вебинарах:

Вебинары:

  • «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДОО», 11 февраля 2016 год.
  • «Применение ИКТ в ежедневной практике детского специалиста», март 2015 год.
  • «Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС»,  январь 2015 год.
  • «Использование интерактивных игр в обучении чтению детей с ОВЗ», февраль 2015 год.
  • «Формирование положительной мотивации к обучению у детей с ОВЗ с использованием современных интерактивных игр», март 2016 год.

Публикации из опыта работы.

Осуществляла отчет по теме на РМО в детском саду «Тополек».

Участвовала в муниципальный конкурсе на лучшую методическую разработку, посвященную 85-летию ХМАО-Югры – Занятие-путешествие «Наш город». (3 место)

Провела мониторинг развития словаря и выразительной речи детей.

Речевое развитие: 2014 – 2015 учебный год 13 детей.

Высокий уровень-0

Выше среднего -3 -23%

Средний – 6 -47%

Ниже среднего – 3 – 23%

Низкий – 1 – 7%

Уровень восприятия стихов детьми: 2014 – 2015 учебный год 13 детей.

Высокий уровень-1 -8%

Выше среднего -3 -23%

Средний – 7 – 54%

Ниже среднего – 2 –15%

Низкий – 0

Провела мониторинг развития словаря и выразительной речи детей.

Речевое развитие: 2015 – 2016 учебный год 11 детей.

Высокий уровень – 3 ч.- 27,3%

Средний уровень – 8ч.-72,7%

Низкий  уровень - 0

Уровень восприятия стихов детьми: 2015 – 2016  учебный год 11 детей.

Высокий уровень – 4ч. -36,4%

Средний уровень – 7ч.- 63,6%

Низкий  уровень - 0

Проводила работу с детьми:

  • Занятия с детьми с использованием схем по заучиванию стихотворений.
  • Беседы с детьми по лексическим темам.
  • Обогащала словарь детей в НОД и совместной деятельности воспитателя с детьми.
  • Рассматривала  с детьми картины  о природе с прочтением стихов.
  • Создавала  рисунки с изображением природы по стихотворению.

  • Проводила совместные занятия и беседы о природе с экологом детского сада.
  • Провела итоговое занятие по теме: «Путешествие в мир природы».

Работа с родителями.

Участвовала в проведении  родительских  собраний  на тему:

«Возрастные особенности развития детей 6-7 лет, программа воспитания и обучения детей в подготовительной логопедической группе». (01.10.2015г.)

«Развитие связной

Родительское собрание  на тему: «Развитие связной речи детей в семье». (январь 2016 год)

«Итоги года, знания и умения детей подготовительной  логопедической группы». (20.05 2016г.)

Представила вниманию родителей консультации:                      

 1.Консультация для воспитателей и родителей.

«Методы заучивания стихотворений с дошкольниками».

 2. «Игры на обогащение и активизацию словарного запаса».

3. « Как научить ребенка правильно говорить? Как сделать его речь яркой, выразительной, грамотной?».

4. Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению».

5. «Как привить детям любовь к природе посредством чтения».

Я пришла к выводу о том, что поставленные мною цели и задачи выполнены, дети овладели некоторыми навыками по данной теме.