План по самообразованию
Тема самообразования: «Поэтический образ природы как средство обогащения словаря старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Поэтический образ природы как средство обогащения словаря старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».
Цель: определение методов эффективного использования поэтических произведений о природе в развитии и обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе.
Задачи:
- Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста;
- Выявить особенности развития словаря дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет;
- Изучить влияние поэзии на развитие словаря дошкольников;
- Разработать и апробировать практическое пособие использования поэтических произведений о природе как средства развития и обогащения словаря детей с тяжелыми нарушениями речи 5–7 лет;
- Проследить динамику уровня развития словаря детей 5–7 лет, посещающих логопедическую группу в процессе практической деятельности воспитателя;
- Попытаться пробудить у детей чувство восхищения окружающей природой и умение формулировать и выражать свои мысли о ней красочно и ярко;
- Привлекать детей к выразительному чтению стихотворений о природе. Предполагаемый результат:
Ребенок при выпуске в школу:
- Должен научиться овладевать значением новых незнакомых слов, понимать в процессе общения, о чем идет речь, и употреблять новые слова в своей речи;
- Должен овладеть полноценно сформированной речью, что влечет за собой развитие отвлеченного мышления, то есть с помощью слова ребенок должен уметь выражать свои мысли;
- Должен обладать интересом и любовью к книге, к поэзии;
- Уметь воспринимать и понимать прочитанное ему стихотворение;
- Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения;
- Уметь выразительно читать стихотворение;
- Уметь анализировать стихотворение и рассказывать о чувствах, которые вызвало у него произведение.
Была изучена литература по проблеме:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М.А.Васильевой.
- Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС 2003.
Изучена психолого - педагогическая литература:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 180с.
- Богуш А.М. Речь детей. – К.: Кобза, 2003. – 144с.
- Богуш А.М., Орланова Н.П., Зеленко Н.И., Лихолетова В.К. Методика развития родной речи и ознакомления с окружающим миром в дошкольном заведении. – К.: Вища школа, 1992. – 414с.
- Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. – М., 1985.
- Гербова В.В. Планирование занятий по развитию речи. – М.: Просвещение, 1982. – 74с.
Пройдены курсы повышения квалификации:
- «Коррекционно- педагогическое сопровождение детей с нарушениями речевого развития», Негосударственное образовательное учреждение Сибирский институт современной практической психологии, г. Новосибирск, 72 часа, 2014 год.
- «Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО», 72 часа, г. Новосибирск, 2015 год.
Участие в педсоветах, методических объединениях, вебинарах:
Вебинары:
- «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДОО», 11 февраля 2016 год.
- «Применение ИКТ в ежедневной практике детского специалиста», март 2015 год.
- «Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС», январь 2015 год.
- «Использование интерактивных игр в обучении чтению детей с ОВЗ», февраль 2015 год.
- «Формирование положительной мотивации к обучению у детей с ОВЗ с использованием современных интерактивных игр», март 2016 год.
Публикации из опыта работы.
Осуществляла отчет по теме на РМО в детском саду «Тополек».
Участвовала в муниципальный конкурсе на лучшую методическую разработку, посвященную 85-летию ХМАО-Югры – Занятие-путешествие «Наш город». (3 место)
Провела мониторинг развития словаря и выразительной речи детей.
Речевое развитие: 2014 – 2015 учебный год 13 детей.
Высокий уровень-0
Выше среднего -3 -23%
Средний – 6 -47%
Ниже среднего – 3 – 23%
Низкий – 1 – 7%
Уровень восприятия стихов детьми: 2014 – 2015 учебный год 13 детей.
Высокий уровень-1 -8%
Выше среднего -3 -23%
Средний – 7 – 54%
Ниже среднего – 2 –15%
Низкий – 0
Провела мониторинг развития словаря и выразительной речи детей.
Речевое развитие: 2015 – 2016 учебный год 11 детей.
Высокий уровень – 3 ч.- 27,3%
Средний уровень – 8ч.-72,7%
Низкий уровень - 0
Уровень восприятия стихов детьми: 2015 – 2016 учебный год 11 детей.
Высокий уровень – 4ч. -36,4%
Средний уровень – 7ч.- 63,6%
Низкий уровень - 0
Проводила работу с детьми:
- Занятия с детьми с использованием схем по заучиванию стихотворений.
- Беседы с детьми по лексическим темам.
- Обогащала словарь детей в НОД и совместной деятельности воспитателя с детьми.
- Рассматривала с детьми картины о природе с прочтением стихов.
- Создавала рисунки с изображением природы по стихотворению.
- Проводила совместные занятия и беседы о природе с экологом детского сада.
- Провела итоговое занятие по теме: «Путешествие в мир природы».
Работа с родителями.
Участвовала в проведении родительских собраний на тему:
«Возрастные особенности развития детей 6-7 лет, программа воспитания и обучения детей в подготовительной логопедической группе». (01.10.2015г.)
«Развитие связной
Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи детей в семье». (январь 2016 год)
«Итоги года, знания и умения детей подготовительной логопедической группы». (20.05 2016г.)
Представила вниманию родителей консультации:
1.Консультация для воспитателей и родителей.
«Методы заучивания стихотворений с дошкольниками».
2. «Игры на обогащение и активизацию словарного запаса».
3. « Как научить ребенка правильно говорить? Как сделать его речь яркой, выразительной, грамотной?».
4. Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению».
5. «Как привить детям любовь к природе посредством чтения».
Я пришла к выводу о том, что поставленные мною цели и задачи выполнены, дети овладели некоторыми навыками по данной теме.