Главные вкладки
Чишенина Наталья Фёдоровна
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования, в системе среднего профессионального образования происходит поиск новых эффективных ме¬тодов обучения.
Динамичное и интенсивное развитие техники, технологий, в том числе информационных и нанотехнологий, привели к увеличению значимости формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении специалистов.
Процессы становления новой экономики и производства привели к росту потребности общества в специалистах средней квалификации и вызвали изменение требований, предъявляемых обществом к качеству профессионального образования. В этих условиях создаются предпосылки совершенствования содержания образовательных программ, организации учебного процесса, технологий обучения и др. Необходимость преобразований диктует поиск новых подходов к проектированию методической системы обучения, один из которых связан с применением инновационных образовательных технологий.
Для нововведений на процессуальном уровне стоит задача обоснования и отработки эффективных механизмов соединения исследовательского процесса и процесса преобразования педагогической практики, развития различных форм связи теории и практики.
Нововведения в учебном процессе имеют, как правило, структурно-качественные, деятельностные, поэтапные характеристики. Это нововведения, где новшествами выступают методы, приемы, формы, технологии обучения. Иногда достаточно изменить последовательность этапов проведения традиционного урока (например, начать его не с опроса усвоенного на прошлом занятии, а с диагностической проверочной работы по новой, еще не изученной, теме), и данный процесс уже будет инновационным. Новшество будет заключаться в новой последовательности известных этапов деятельности.
Другой подход к нововведениям на уровне учебного процесса - включение в него новых видов деятельности. Например, эвристическое обучение предполагает, что учебная деятельность студентов включает целеполагание, планирование, рефлексию их собственной деятельности, выявление возникающих при этом трудностей, отыскание путей их решения, осознания и усвоение способов учебной деятельности, в том числе и рефлексивных.
Рассмотрим пример инновации, реализованной на практике в нашем техникуме с обучающимися НПО.
Инновационный процесс проходил при изучении модуля ПМ.01 «Приготовление блюд из овощей и грибов».
Условия нововведения.
Предварительно была проведена диагностика уровня обученности и мотивации студентов (по результатам проведённого исследования психологом). У половины из них интерес к профессии отсутствовал, у 1/4 он носил неустойчивый эпизодический характер.
Далее обучающимся предложили законспектировать параграф из учебника. Однако, многие не смогли справиться с этим заданием, т.к. не сумели выделить главное, их общеучебные умения были развиты слабо. Также на низком уровне у студентов оказались навыки общения друг с другом.
Далее студентам было предложено сформулировать и реализовать индивидуальные учебные цели по которым они должны отчитаться в конце изучения модуля и затем участвовать в организации собственных занятий.
После вводного обсуждения большинство студентов смогли обозначить свои цели лишь в виде общих пожеланий преподавателю: «Побольше практики», «Зачем повару химия, физика, информатика и т.д?» , «Пойдемте на экскурсию».
С учетом условий обучения, индивидуальных целей студентов и базовых требований по теме, преподаватель сформулировал следующие установочные педагогические цели: сформировать у каждого студента положительное отношение к профессии, научить выделять главную мысль в учебном материале, убедить студентов в возможности и эффективности взаимообучения и самообучения; привить первичные навыки само- и взаимооценки, групповой работы и т.д.
На основе установочных целей был составлен план изучения модуля ПМ.01 «Приготовление блюд из овощей и грибов».
На вводном занятии была проведена беседа с демонстрацией блюд. Главная цель пробудить интерес к выбранной профессии.
На следующем занятии проведена лекция-беседа «О питательной ценности овощей и плодов», где отмечена межпредметная связь кулинарии с химией, физикой, физиологией питания.
Для изучения модуля выбраны следующие формы занятий: лекции-беседы, урок постановки опытов, семинар в форме «круглого стола», экскурсия на предприятия общественного питания, конференция на тему «Значение овощей в жизни человека». Особый интерес у студентов вызывают активные формы проведения занятий.
В процессе изучения модуля проводились различные тренинги. В них были включены: деловые игры, составление кроссвордов, презентации, решение ситуационных задач и т. д.
Контроль знаний проводился в виде контрольных работ, выполнения тестовых заданий, защиты групповых творческих работ.
На последнем занятии была предложена следующая анкета:
1. Что нового я узнал при изучении модуля?
2. Каковы причины моих успехов и неудач?
3. Каково мое отношение к прошлым занятиям?
4. Какие из занятий были: а) самыми интересными, б) самыми важными?
5. По следующему модулю я предлагаю проводить занятия следующим образом (Продолжить предложение)…
По результатам анкетирования проводилась краткая беседа, формулировались цели дальнейшего обучения.
Таким образом, в работе по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий, происходит смещение однородной активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор), и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов.
Использование современных технологий в образовательном процессе развивает профессионально важные качества и даёт возможность выпуск¬никам профессиональных образовательных учрежде¬ний соответствовать различным профессиональным ситуациям, быть востребованными на рынке труда.