Методические материалы

Грищенко Татьяна Александровна

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Структура урока по ФГОС2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы и структура уроков по ФГОС Учитель русского языка и литературы МБОУ Школа № 140 г. о. Самара Грищенко Т.А. г . Самара Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 140 имени Героя Советского Союза В.В. Сапожникова" городского округа Самара

Слайд 2

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках. Ю.А. Конаржевский

Слайд 3

Требования к современному уроку по ФГОС Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. В приоритете самостоятельная работа учеников , а не учителя. Осуществляется практический, деятельностный подход. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД ): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Слайд 4

Требования к современному уроку по ФГОС Требования к уроку Традиционный урок Современный урок Объявление темы Целеполагание Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Итог урока Домашнее задание Учитель сообщает Учитель формулирует Учитель сообщает Под руководством учителя фронтально Учитель контролирует Учитель осуществляет Учитель осуществляет Учитель подводит Учитель объявляет чаще одно для всех Формулируют уч-ся Формулируют уч-ся Планируют уч-ся Групповая, индивидуальная работа учащихся Самоконтроль, взаимоконтроль уч-ся Учащиеся самостоятельно Самооценка и оценка учителя Рефлексия Выбор заданий из предложенных учителем

Слайд 5

Выделяют три постулата современного урока: урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства .

Слайд 6

Основные типы уроков в школе по ФГОС Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей: 1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 2. Урок рефлексии. 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). 4. Урок развивающего контроля

Слайд 7

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС № . Тип урока по ФГОС Виды уроков 1 Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. 2 Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок 3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. 4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Слайд 8

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Структура урока обретения новых знаний Мотивационный этап (организационный). Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Слайд 9

Тип №2. Урок рефлексии Цели: Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная : закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости. Структура урока-рефлексии по ФГОС Мотивационный этап (организационный). Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Включение в систему знаний и умений. Осуществление рефлексии. В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия .

Слайд 10

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели: Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Структура урока систематизации знаний Самоопределение (организационный этап). Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи, целей урока. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Этап рефлексии деятельности.

Слайд 11

Тип №4. Урок развивающего контроля Цели: Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. Структура урока развивающего контроля Мотивационный этап (организационный). Актуализация знаний и осуществление пробного действия. Фиксирование локальных затруднений. Создание плана по решению проблемы. Реализация на практике выбранного плана. Обобщение видов затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца. Решение задач творческого уровня. Рефлексия деятельности.

Слайд 12

Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности ( органи - зационный этап 1-2 минуты ). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут . 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут . 4. Построение проекта выхода из затруднения ( открытие нового знания ) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут . 6. Первичное закрепление 4-5 минут . 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут . 9. Рефлексия учебной деятельности ( итог урока ) – 2-3 минуты .

Слайд 13

Мотивационный (организационный) этап Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала. Ц ель - выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности . Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе .

Слайд 14

Мотивационный (организационный) этап Для реализации этой цели необходимо: - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу »). Мотивационный ( организационны ) момент включае т: - предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных организация внимания); - готовность учителя к уроку; - мобилизующее начало урока («исходная мотивация»).

Слайд 15

Этап вызывания исходной мотивации На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: - актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"); - вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"); - усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"); - усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Слайд 16

Этап рефлексии Заканчивается урок, какого бы типа он не был, этапом - рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется самоанализ и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности, то есть рефлексия тесно связана с целеполаганием, в этом случае она – не только итог, но и старт для новой цели.

Слайд 17

Этап рефлексии Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам урока и других временных отрезков: изучения темы, раздела, учебной четверти, года и т.п. Психологи различают несколько видов рефлексии, например: Рефлексия настроения Рефлексия деятельности Рефлексия содержания

Слайд 18

Как проходит традиционный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Слайд 19

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС ИДЕАЛЬНЫЙ УРОК ПО ФГОС: УЧИТЕЛЬ ЗАШЁЛ В КЛАСС, ПОПРОСИЛ ДЕТЕЙ НАЧАТЬ РАБОТУ, И ДЕТИ ВЕСЬ УРОК РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО , лишь изредка прибегая к помощи учителя или одноклассников. 50% РАБОТЫ – НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Слайд 20

О чём надо помнить? ГЛАВНОЕ научить ребёнка КАК делать , т.е. вооружить его способом действия, а это и есть УУД. Знаниевый компонент отходит на второй план. Если я знаю, как это сделать и где взять нужную информацию, то я это сделаю САМ. Непременное условие современного урока – обучение как активный труд , а не тяжёлое бремя. Смена видов деятельности – это основа здоровьесберегающих технологий на уроке. Оптимальный ритм урока – правило, о котором не должен забывать учитель. Часто дети не успевают за темпом учителя.

Слайд 21

«Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется. Посеять в душах благодать. Увы, не каждый раз дается…» Ф.И. Тютчев

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Всем настойчивости и творческих успехов!

Слайд 23

Использованная литература https://fgos.ru / https:// infourok.ru/primernaya-struktura-kazhdogo-tipa-uroka-po-fgos-962398.html https:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/04/21/primernaya-struktura-kazhdogo-tipa https:// infourok.ru/motivaciya-kak-osnovopolagayuschiy-etap-sovremennogo-uroka-v-ramkah-fgos-noo-3882764.html https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/08/25/motivatsiya-i-refleksiya-kak-etapy-sovremennogo-uroka-v https:// multiurok.ru/files/rol-etapov-uroka-orgh-momienta-i-zakliuchitiel-nog.html https:// videouroki.net/razrabotki/motivatsionnyi-etap-uroka-i-riealizatsiia-fgos.html