Урок русского языка
Чередование звуков в корне слова |
Значения букв я, ю, е, е Буквы я, ю, е, е имеют два .значения: 1) обозначают гласные звуки [а], [у], [э], [о] и мягкость предшествующих согласных: мять — [м'а]ть, тюк — [т'у]к, день — [д?э]нь, мёд — [м'о] д; 2) обозначают два звука: согласный [і] и гласные [а], [і], [э], [о]: я =[і]'а],ю = [і’у],е = [і’э], ё = [і'о]. Буквы я, о, е, ё обозначают два звука: а) в начале слова: яма — [і‘а]ма, юг — [і‘у], ель —[]'э] лъ; |
Правописание приставок при- и пре- Приставки при- и пре- в безударном положении произносятся одинаково. Чтобы правильно писать эти приставки, надо знать их значение. Приставка при- обозначает: 1) приближение, присоединение, прибавление: прибыть, приехать, принести, приблизиться, пришить, приписать; 2) расположение вблизи чего-нибудь: пригород, приморье, пришкольный {участок), привокзальный; |
предмет синтаксиса Термином «синтаксис» обозначается:1)синтаксический строй языка, который вместе с морфологией составляет грамматику языка;2)учение о синтаксическом строе русского языка. Синтаксис-раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, то есть его синтаксические единицы, а также связи и отношения между ними. Единицами синтаксиса являются словосочетания, синтаксические предложения. В предложениях как синтаксических единицах выделяются более частные единицы. Выделяются разделы синтаксис словосочетания; синтаксис предложения. Синтаксис предложения делится на: синтаксис простого предложения (слово и сочетание слов. Для него характерно одно предикативное ядро) и синтаксис сложного предложения(несколько предикативных сочетаний). |
чередование звуков. беглые гласные |
Буквы о а в корнях раст, ращ, рос Проверочная работа Вставь пропущенные буквы предл…гать ничью прил…жение к журналу популярное изл…жение пол…жение дел пол…гаться на коллектив разл…жить растения изл…гать программу ул…житься в секунды отл…жить визит возл…жить ответственность распол…гать данными прил…гать усилия |
итоговый тест за курс 5 класса. Инструкция: листы с заданиями предлагаются каждому ученику. Время выполнения – 40 минут.
1. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. Выполните его фонетический разбор. А. кража Б. каюта В. хозяйство Г. якорь
2. Какое слово неверно разделено на слоги для переноса? Выпишите его, разделите на слоги для переноса правильно. А. пе-ре-лёт-ные Б. ран-ний В. разъ-езд Г. зим-ушк-а Д. мо-ро-зец 3. Выпишите глаголы, которые с НЕ пишутся слитно. А. (не)слышать Б. (не)узнать В. (не)навидеть Г. (не)успеть Д. (не)годовать 4. Выпишите слова без Ь на конце, назовите причину отсутствия Ь. А. полноч.. Б. учиш.. В. грач.. Г. сбереч.. Д. (много) туч.. Е. дрож.. З. могуч.. 5. Найдите неверное утверждение. А) Подлежащее – главный член предложения. Б) Наличие главных членов – признак распространённого предложения. В) Главные члены составляют грамматическую основу. Г) Предложение может не иметь второстепенных членов. 6. В каких словах в приставке пишется буква З. А. бе..грамотный Б. и..чезать В. ра..давать Г. ..делать Д. бе..совестный 7. Указать предложение, в котором неверно определено подлежащее. А) Липа растёт в саду. Б) Пропасть перепрыгнул альпинист. В) Мальчик нашёл гриб. Г) Роза расцвела в саду. 8. В каких словах пишется буква Е(Ё). А. свеч..й Б. крыш..й В. ш..в Г. ж..лтый Д. хорош..го Е. больш..го 9. В каком предложении нужно поставить тире? А) Мой пёс очень хороший. Б) Его зовут Шарик. В) У него пушистый хвост. Г) Он весёлый и игривый. Д) Шарик мой любимый пёс. 10. В каких словах пропущена буква И. А. ц..фра Б. ц..ган В. сестриц..н Г. панц..рь Д. скворц.. Е. конституц..я 11. Слова какой части речи состоят только из основы? А) существительные; Б) прилагательные; В) глаголы; Г) наречия; Д) местоимения. 12. Найдите слово, соответствующее схеме. Докажите (выполните морфемный разбор). А. прочитал Б. весенний В. писатель Г. разбежалась Д. наш Е. отлично 13. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Составьте их схемы. Ведь вы весной вернётесь спрашивала Серая Шейка. Кто-то из рыбаков сказал вот и озеро Васюткино. 14. Найдите глаголы-исключения. А. се..м Б. увид..шь В. пол..т Г. держ..т Д. стел..шь Е. вер..м З. прыгн..т 15. Найдите предложение с обращением. А) Мама в эту корзинку много золота войдёт? Б) Мама приготовила вкусный обед. В) Мама с папой на работе. 16. Вставьте падежные окончания прилагательных. В жестян..м цеху стоит весёл..й звон и лязг. Мерно скользят снизу вверх широк.. приводн.. ремни. Огромн.. ножницы кроят вёдра, бидоны. 17. В каких словах пропущена буква Е? А. в арми.. Б. в степ.. В. о книг.. Г. в продолжени.. Д. у бабушк.. Е. с горк.. З. в мор..
18. Выпишите существительное нарицательное. А. Сатурн Б. Жучка В. попугай Г. «Муму» Д. Фёдоров 19. Вставьте пропущенные буквы, выделите условия орфограмм. Подчеркните слово-исключение. Соб..раешь, выр..щенный, предпол..гать, р..сток, предл..жение, зар..сли, переб..рёшь. 20. В каких словах пишется буква Т? Выпишите их, подобрав проверочное слово. А. опас..ный Б. прелес..ный В. мес..ный Г. чудес..ный Д. ужас..ный 21. Найдите сложное предложение. Выпишите его, расставив знаки препинания и обозначив грамматическую основу. А) Воздух в зимнем лесу чист и свеж. Б) Собака села на задние лапы и девочка обняла её за шею. В) Деревья засыпал белый снег. 22. Найдите слово с нулевым окончанием. А) вправо; Б) подумал; В) прекрасна; Г) говорить. 23. Вставьте пропущенные буквы. В каком глаголе пишется –ТЬ? А. Правдой мир держи..ся. Б. Честный правды не бои..ся. В. Учи..ся никогда не поздно. 24. Найдите предложение с однородными членами, составьте его схему. А) Рано появилась луна и нарушила мир совы. Б) Лес – наше богатство. В) Берегите птиц, ребята. 25. Докажите, что перед вами текст. Разделите на предложения (7), расставьте знаки препинания. Отчего так опустело небо нет в нём острокрылых ласточек и стрижей опустели уютные скворечники собрались скворцы в большие предотлётные стаи в лесу ещё пышно и зелено хлопотливые белки делают запасы к зиме хорошо осенью в лесу
7 класс |
Союз Союз — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного: Ветер со свистом понёсся по степи и поднял с травою такой шум, что из-за. него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс... (А. Чехов) В этом предложении союзы и, ни — пи связывают однородные члены {понёсся и поднял; ни грома, ни скрипа), союз что связывает два простых предложения в одно сложное. По строению союзы бывают простыми и составными. Союзы, которые состоят из одного слова, называются простыми: и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются с о с т а в н ы м и: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др. По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Понятие о союзе Союз — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного: Ветер со свистом понёсся по степи |
Частица Частицы — служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов. Например: Только ты можешь м.не помочь (частица только выделяет слово ты, усиливает его значение в предложении); Пусть сильнее грянет буря/ (М. Горький) С по мощью частицы пусть образуется повелительное наклонение — пусть грянет; Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (А. Грибоедов) Частица ли имеет вопросительное значение и является, наряду с интонацией, средством образования вопросительного предложения. Частицы не. в предложении Чего сам не любишь — того людям не желай (пословица) делают простые предложения отрицательными. Частицы не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения: Волк не пастух. Море слезами не наполнишь. (Пословицы) Частицы служат: 1) для образования наклонений глагола: повелительного — да, пусть, пускай, давай: пусть скажет; условного — бы (б): пришёл бы, рассказал бы; 2) для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий — более, менее, самый: более интересный, менее важный, самый отважный, более интересно, менее вкусно; 3) для образования неопределённых местоимений — -то, кое-, -нибудъ, -либо: кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, какой-нибудь, какой-либо, кто-либо и др. По своей роли такие частицы сближаются с морфемами. |
Причастие В русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи — глагола и прилагательного. Прочитаем текст. Если мне случится иногда здесь услышать скрап дверки, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озарённой свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе., майской тёмной ночью, глядящей аз сада, сквозь растворённое окно... и Боже, какая длинная напевается мне тогда, вереница воспоминаний (В. Гоголь) Слова озаренная, стоящий, растворенное, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметен: Комнатка какая?-- Комнатка, озарённая свечкой. Ужин к а к о и? — Ужин, стоящий на. столп. Ночь к а к а я? — Ночь, глядящая из сада, Окно к а к о е? - Растворенное. окно. Экзаменационная работа (тест) по русскому языку за курс 7 класса.
8 класс Сказуемое и его основные типы Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский.) Сказуемое отвечает на общий вопрос: ч т о г о в о р и т с я о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами: ч т о д е л а е т предмет? к а к о й он? к т о он т а к о й? ч т о т а к о е предмет? к а к о в он? Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени. По строению и значению сказуемые разнообразны: Деревья желтеют. – Деревья продолжают желтеть. – Деревья становятся жёлтыми. Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом – глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения (изъявительное наклонение и настоящее время). Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном жёлтыми. Сказуемое может быть простым и составным. П р о с т о е с к а з у е м о е может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте. С о с т а в н о е с к а з у е м о е составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения. По способу выражения основной части составное сказуемое делится на г л а г о л ь н о е (основная часть – инфинитив) и и м е н н о е (основная часть – имя): Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. – Деревья становятся жёлтыми. Брат стал студентом института.
|
Правила русского языка |
Орфография
Гласные
Гласные после шипящих и ц
Гласные ы и и после приставок
Буква э
Буква ё
Общие правила
Неударяемые гласные
В корнях слов
В приставках
В суффиксах
Соединительные гласные
В некоторых неударяемых падежных окончаниях
В личных глагольных окончаниях
Конечные гласные в наречиях и предлогах
Частицы не и ни
Правописание согласных
Общие правила
Двойные согласные
Твёрдый и мягкий знаки
Твёрдый знак ъ
Мягкий знак ь
Слитные и дефисные написания
Общие правила
Существительные
Прилагательные
Числительные
Наречия
Предлоги, союзы, частицы, междометия
Правописание не и ни
Другие разделы орфографии
Прописные буквы
Буквенные аббревиатуры, сложносокращённые слова и графические сокращения
Правила переносов
Пунктуация
Точка и точка с запятой
Точка
Точка с запятой
Запятая
Независимые предложения, объединённые в одно сложное, и придаточные, относящиеся к одному главному
Главное и придаточное предложения
Однородные члены предложения
Повторяющиеся слова
Cравнительные обороты
Определительные обороты
Обстоятельственные обороты
Уточняющие слова
Вводные слова
Обращения
Междометия
Утвердительные, отрицательные и вопросительные слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по русскому языку 7 класс | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях» (7 класс).
(использование игровой технологии)
Цель: - повторить изученный материал по теме «Наречие»;
- познакомить с условиями написания наречия с приставками через дефис;
- формировать умения писать при определенных условиях наречия через дефис.
/ПРИМЕЧАНИЕ: В классе применяется балловая система оценивания ответов учащихся.
За каждый ответ ученик получает разноцветный кружочек:
красный – ответ без ошибки, «5»;
зеленый – незначительные замечания, «4»;
синий – ответ с ошибками, «3»;
черный – нет ответа, «2»/
Ход урока.
1. Оргмомент (рапорт дежурного: отсутствующие, готовность к уроку).
2. Проверка домашнего задания.
(Учитель: - Прежде чем перейти к изучению новой темы, вспомним ранее изученный материал. Чтобы продолжить путешествие по стране Наречие, вспомним, что мы называем наречием…
а) Предлагаю игру «Грамматический волейбол»
(Бросаю поочередно мяч ученикам, попросив продолжить фразу "Наречие - это..."
Ответы ребят: - ... самостоятельная часть речи;
- ... обычно обозначает признак действия;
- ... отвечает на вопросы: где? куда? откуда? сколько? отчего?
зачем? почему?...и т.д.
- ... не изменяется;
- ... в предложении чаще всего является обстоятельством.
(если ответ неверный, раздается хлопок и ход переходит к другому... (но тот, кто ошибся, обязательно повторяет правильный ответ...)
б) Учитель: А теперь вспомним правописание наречий. Но прежде запишем в тетради сегодняшнее число... (оформление в тетрадях классной работы)
- Работа по вариантам:
Вариант 1: «Правописание НЕ с наречиями на -о, -е».
Вариант 2: «Н, НН в наречиях на -о, -е».
Вариант 3: «Степени сравнения наречий».
Вариант 4: «О, Е после шипящих на конце наречий».
Вариант 5: «Буквы Е, И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий».
Вариант 6: «Буквы О, А на конце наречий...с приставками ИЗ-, ДО-, С-».
Группа консультантов (это более сильные дети): Выписать «лишние» слова,
которые не подходят ни к одной группе предложенных правил...
Объяснить, какое правило объединяет эти слова)
ЗАДАНИЕ: Выписать слова, соответствующие данному правилу.
Сформулировать правило.
(Учитель: Ребята, какой вид работы сейчас будет применяться?
Ученики: Выборочно - распределительная работа.)
Слова записаны на доске:
|
- Проверка выполненной работы по вариантам.
Группа консультантов делает вывод, что "лишние" слова объединяет правило
дефисного написания слов... Приводят примеры, подтверждают правилом...
3. Объяснение нового материала «Поисковая работа».
(Учитель: - Итак, мы плавно перешли к изучению новой темы
«Дефис между частями слова в наречии». Запишем тему урока в рабочую тетрадь.
- Как вы думаете, какая цель данного урока?
(ребята самостоятельно формулируют цель урока)
На доске написаны слова:
|
|
|
|
|
|
|
|
(учащиеся самостоятельно формулируют правило)
ЗАПОМНИ:
|
(Лексическая работа: составить словосочетания или предложения с данными словами
(устно).
4. Работа с учебником. (параграф 42 стр.117 и 119)
чтение правил: - индивидуально;
- хором.
Затем несколько человек повторяют правило (как запомнили)...
5. Работа с теоретической тетрадью.
Запись в теоретическую тетрадь графического изображения правила.
6.Закрепляющие упражнения а) «Кто дольше продержит мелок...»
(Работа у доски с объяснением. Слова записываются под диктовку.
Если ученик допускает ошибку, ход переходит к другому…)
|
«ПОДУМАЕМ…»
|
|
(Синтаксическая и лексическая работа)
- Чем отличаются в произношении данные слова?
- А по значению?
- Сравните предложения, сделайте выводы:
|
|
(Учащиеся делают выводы, что необходимо обращать внимание на лексическое
значение слов… Учитель сообщает, что наречия:
во – первых, в – пятых, по – моему, по – твоему… и т. д.
в предложении являются вводными словами и выделяются в предложении запятыми.)
б) «Синтаксическая пятиминутка» с комментированием (у доски):
|
|
(После ответа ученик самостоятельно оценивает свой ответ, класс дает комментарии)
7. Самостоятельная работа: а) по вариантам: В – 1: (по) новому;
В – 2: (по) боевому.
Задание: Составить два предложения, объяснить правописание данных слов,
сделать синтаксический разбор предложений.
б) с комментированием «Змейка» (упр.254)
8. Работа по карточкам « Объяснялки»
|
|
- взаимопроверка в парах (друг другу объясняют правописание слов).
9. Итог урока. ( - Учащиеся подводят итог урока:
* чем занимались?
* что нового узнали?
* с какими проблемами столкнулись во время урока?
* что удалось?
* над чем еще надо поработать?..
- учитель анализирует работу учащихся во время урока,
выставляет заслуженные отметки (после подсчета баллов).
10. Домашнее задание. ( - Записи в теоретической тетради;
- параграф 42 (повторить 31 – 41);
- упр. 255;
|
- индивидуальные карточки (по желанию)