Причастие В русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи — глагола и прилагательного. Прочитаем текст. Если мне случится иногда здесь услышать скрап дверки, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озарённой свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе., майской тёмной ночью, глядящей аз сада, сквозь растворённое окно... и Боже, какая длинная напевается мне тогда, вереница воспоминаний (В. Гоголь) Слова озаренная, стоящий, растворенное, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметен: Комнатка какая?-- Комнатка, озарённая свечкой. Ужин к а к о и? — Ужин, стоящий на. столп. Ночь к а к а я? — Ночь, глядящая из сада, Окно к а к о е? - Растворенное. окно. Экзаменационная работа (тест) по русскому языку за курс 7 класса. I. 1. Определите, в каком порядке расположить предложения, чтобы они составили текст.1) Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца. 2) Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения. 3) Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора. 4) Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается. А. 1,3,2,4. Б. 4,2,1,3. В. 1,2,4,3. Г. 4,1,3,2. II. 2. Укажите действительное причастие. А. отнятая игрушка Б. видимым глазом В. посаженные деревья Г. о движущемся предмете 3. Укажите наречия. А. Вблизи вырыли пруд. Б. Навстречу автобусу мчался мотоциклист. В. Вблизи дома росла береза. Г. Готовить (в) пустую. Д. Навстречу дул сильный ветер. Е. Вошли (в) пустую комнату. Ж. Мы долго ходили вокруг озера. З. Вокруг расстилались поля. 4. Укажите союзы. А. Вслед за другими мы то (же) пошли в музей. Б. Ничто не изменилось: так (же) бежала река, так (же) шумел лес. В. Новый наш друг был так (же) веселый человек. Г. Но за (то) как дружно мы жили! Д. Это было (то) же задание. 5. Укажите предлоги. А. (В) следствие усталости мы сделали привал. Б. (В) виду нехватки времени. В. (В) следствие включились люди. Г. (В) течение месяца мы завершили работу. 6. Укажите, какой частью речи является слово что. Что, дремучий лес, призадумался? (А.Кольцов) А. местоимение Б. наречие В. частица Г. союз 7. Укажите, в каком примере едва – союз. А. Алексей едва смог вспомнить, что произошло вчера вечером. Б. Едва ли я смогу помочь вам. В. Едва Владимир выехал в поле, поднялся сильный ветер. Г. Он шел, едва волоча ноги от усталости. 8. Найдите правильно построенное предложение. А. Прочитав повесть «Дубровский», мною овладела жалость к Владимиру. Б. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать. В. Загримировавшийся актер ждал своего выхода. Г. Изумительно красив был возвышающий холм. 9. Укажите, какие наречия образованы приставочно-суффиксальным способом. А. назавтра Б. досуха В. по-английски Г. немного Д. роскошно Е. издалека III. 10. Укажите, на месте каких цифр пишется И. Я тебе (н..)1 чего (н..)2 скажу, И тебя (н..)3 встревожу (н..)4 чуть, И о том, что я молча твержу, (Н..)5 решусь (н..)6 за что намекнуть. (А.Фет) 11. Напишите, в каких случаях НЕ пишется раздельно. 1) Отвечать (не) волнуясь. 2) (Не) просохшая после дождя земля. 3) (Не) хорошо говорить. 4) (Не) враг он мне. 5) (Не) хоженые тропы. 6) (Не) о чем. 7) (Не) интересный человек. 8) (Не) надо обижаться. 9) (Не) мог идти. 10) Письмо (не) написано. 12. Укажите, где пишется буква Я. 1) Подстрел..нный воробей. 2) Просе..нное зерно. 3) Промасл..нная бумага. 4) Раста..вший снег. 5) Засе..нное поле. 6) Плам..нный привет. 7) Осме..нный человек. 13. Обозначьте случаи слитного написания. 1) (За) тем лесом озеро. 2) (По) тому не делаю, что не могу. 3) Сначала ты иди, (за) тем я. 4) Поставь (на) конец доски. 5) Иди (по) тому мостику. 6) (На) конец занавес поднялся. 7) Самолет круто взмыл (в) верх. 14. Укажите, в каких случаях следует писать одну букву Н. 1) Стекля(н, нн)ая дверь. 2) Разброса(н, нн)ые вещи. 3) Глиня(н, нн)ая кружка. 4) Дли(н, нн)а железной дороги. 5) Комари(н, нн)ый писк. 6) Связь была прерва(н, нн)а. 7) Ю(н, нн)ое поколение. 8) Авиацио(н, нн)ый завод. 15. Покажите, какие слова пишутся через дефис. 1) Строго (настрого). 2) (Пол) лимона. 3) Северо (восточный). 4) Ярко (голубой). 5) (По) прежнему дружить. 6) Хлопчато (бумажный). 7) Где (то) вдали. 8) (Пол) страны. 9) (По) змеиному следу. 16. На месте каких цифр нужно расставить запятые. В небе повисли разноцветные гирлянды ракет (1) освещая величественный фасад Эрмитажа. Израненный вражескими снарядами (2) гордо стоял символ русской культуры. |
8 класс Сказуемое и его основные типы Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский.) Сказуемое отвечает на общий вопрос: ч т о г о в о р и т с я о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами: ч т о д е л а е т предмет? к а к о й он? к т о он т а к о й? ч т о т а к о е предмет? к а к о в он? Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени. По строению и значению сказуемые разнообразны: Деревья желтеют. – Деревья продолжают желтеть. – Деревья становятся жёлтыми. Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом – глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения (изъявительное наклонение и настоящее время). Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном жёлтыми. Сказуемое может быть простым и составным. П р о с т о е с к а з у е м о е может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте. С о с т а в н о е с к а з у е м о е составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения. По способу выражения основной части составное сказуемое делится на г л а г о л ь н о е (основная часть – инфинитив) и и м е н н о е (основная часть – имя): Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. – Деревья становятся жёлтыми. Брат стал студентом института. Подлежащее и способы его выражения Подлежащее – один из главных членов ДСП, который обозначает производителя действия или носителя признака, названного соотносимым с ним вторым главным членом – сказуемым. Королева дала Белоснежке отравленное яблоко. Белоснежка стала одной из самых красивых принцесс в мире. Подлежащее в некоторых предложениях называет объект, над которым производится действие. Такие предложения в руском языке рассматриваются как конструкции со значением страдательного залога, производитель действия в них выражен другим членом предложения (как правило, дополнением в форме творительного падежа): Домик гномиков был убран Белоснежкой всего за три часа. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?". Подлежащее может быть выражено: 1. существительным или местоименным существительным в форме именительного падежа. К местоименным существительным относят местоимения я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, кто, что и образованные от двух последних неопределенные и отрицательные (кто-то, ничто).Королева долго считалась одной из самых красивых женщин в своем королевстве. Она и не подозревала, что подрастающая принцесса Белоснежка сможет стать более красивой. "Разве не я первая красавица в королевстве?" - спрашивала королева у волшебного зеркальца. "Кто может знать точно?" - уклонялось от ответа зеркальце. 2. субстантивированным словом. Под субстантивированным словом понимают слово любой части речи, которое в предложении приобретает предметное значение, отвечает на вопросы "кто?" и "что?". Субстантивироваться может практически любая часть речи. Чаще всего субстантивация затрагивает прилагательные, причастия и местоименные прилагательные: Больные выздоравливали быстрее, если за ними ухаживала Белоснежка. Приглашенные во дворец не знали, как реагировать на слова королевы. Это было самым страшным колдовством из всех, к которым прибегала королева. В роли подлежащего очень часто выступает местоименное прилагательное "который" в придаточном определительном : Яблоко, которое было дано Белоснежке, оказалось отравленным. Для местоимения "который", по всей видимости, рассуждения о субстантивации будут неуместными, так как, будучи прилагательным по своим морфологическим свойствам, оно по синтаксическим признакам оказывается существительным, выступая имеенно в роли подлежащего в именительном падеже, а в косвенных падежах становясь дополнением. Субстантивироваться могут и другие части речи: наречия, междометия, даже союзы: Это завтра представлялось королеве главным днем в её жизни, ведь именно завтра она сможет рассправиться с Белоснежкой. Раскатистое "ау" раздавалось в лесу, но на зов Белоснежки никто не отзывался. "Но" было любимым словом Ворчуна, которое он прибавлял, даже если соглашался с собеседником. 3. количественным числительным: "Восемь больше пяти", - заключил умный Добряк. 4. инфинитивом: "Умываться лишь пустая трата времени!" - заявили гномики. Разные пособия по русскому языку предлагают разные решения вопроса о том, зависит ли функционирование инфинитива как подлежащего от его местоположения. Скажем, выпущенные в последние годы на филологическом факультете МГУ практически одним и тем же составом авторов пособия по русскому языку предлагают разные решения. Нам ближе всего высказанная в последнем издании пособия идея о независимости функционирования нфинитива в роли подлежащего от его положения в предложении. Следовательно, в предложении Мечта Белоснежки – влюбиться в какого-нибудь принца подлежащим тоже будет инфинитив. Здесь же оговорим, что если инфинитив выражен информативно недостаточным глаголом (чаще всего это глаголы "быть" или "стать"), то в состав подлежащего будет включено относящееся к нему слово: Стать первой красавицей королевства – очень нелегкая задача! 5. Подлежащие могут быть выражены и иными типами словосочетаний: • совместности , которые состоят из существительного или местоимения в именительном падеже, к которому при помощи союза "С" присоединяется существительное или местоимение в творительном падеже; сказуемое при этом стоит в форме множественного числа: Тихоня с Ворчуном стали самими близкими друзьями Белоснежки. Но: Король по важным государственным вопросам с королевой никогда не советовался. • количественные, которые включают в себя слово с количественным значением (числительное, существительное, наречие) и зависимое от него существительное (или субстантивированное слово) в родительном падеже: Все семь гномиков занимались добычей драгоценных камней. Часть камней они отдавали Горному троллю – хозяину леса. Несколько самых красивых изумрудов они оставляли себе и потом меняли их на еду. Именно количественные словосочетания в роли подлежащего могут "обойтись" без именительного падежа, если называют приблизительное количество (в этом случае они включают предлоги "около" и "от … до"): Около трехсот принцев добивались руки Белоснежки. От десяти до двадцати принцев ежедневно приезжали в королевство для личного знакомства с красавицей принцессой. • выделительные, в состав которых входит местоимение, существительное, числительное, прилагательное в превосходной степени, далее предлог "ИЗ" и существительное или субстантивированное слово: Трое из гномиков сразу же пошли мыть руки. "Любой из нас готов помочь тебе!" - закричал самый толстый из гномиков. • неопределенности или всеобщности, которые состоят из неопределенного или отрицательного местоименнного существительного вместе с определяющим его прилагательным или причастием: Что-то необычное творилось в этот день в королевстве. • фразеологизмы, то есть устойчивые сочетание слов : В жизни королевы наступили черные дни. 6. подлежащее может быть выражено целым предложением. Это не означает, что какое-то предложение целиком выделяется как подлежащее, но функция подлежащего для него определяется. Прежде всего эта функция выделяется для придаточной изъяснительной части, когда она вытесняет подлежащее из главной, в результате чего главная часть рассматривается как ДСП неполное: "Хорошо, что ты теперь живешь вместе с нами!" - сказали гномики после вкусного обеда. В прямой речи примера представлено сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, которое стоит на месте пропущенного в главной части подлежащего [это] хорошо… Во-вторых, позиция подлежащего может быть занята прямой речью: "Что-то с этой старушкой не так!" - мелькнуло в голове у Белоснежки. Задание Выделите в предложениях подлежащие. 1. Одна из самых грустных сказок Андерсена – это "Девочка со спичками". 2. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства. 3. Машенька получила в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок Андерсена. 4. Читать сказки и представлять себя принцессой – самое любимое занятие маленьких девочек. 5. Копенгагенская Русалочка – это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки. 6. Приятно, что так много детей в мире все еще любят волшебные сказки. 7. Около трехсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену. 8. Человек, который так любил детей, просто не мог писать плохте сказки. 9. Книга с картинками известных художников была самым приятным подарком. 10. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке. 11. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги. 12. "Как хорошо уметь читать!" - говорят все детишки после того, как они прочитали свою первую в жизни книгу. 13. Тот, кто, читая сказки, может представить себя ребенком, никогда не постареет. 14. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома, который стал родиной для всех самых знаменитых сказок Андерсена. 15. От 300.000 до миллиона изданий сказок Андерсена выходят ежегодно в разных мировых издательствах. Другое задание: придумайте свои примеры с разными способами выражения подлежащего. Способы подчинительной связи В словосочетании зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием. Классификация способов подчинительной связи основана на том, какой частью речи выражено зависимое слово. Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово. Например: тенистый сад (мужской род, единственное число, именительный падеж), после долгой разлуки (женский род, единственное число, родительный падеж), опавшие листья (множественное число, именительный падеж). При изменении формы главного слова соответственно изменяется и форма зависимого слова: тенистый сад, тенистого сада (родительный падеж), в тенистом саду (предложный падеж). При согласовании зависимое слово может быть выражено: именем прилагательным (трудная задача), местоимением-прилагательным (наш. друг), причастием (набегающая волна), порядковым числительным (второй подъезд), количественным числительным в косвенных падежах (с тремя товарищами). Управление — способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога. Например: купить журнал (зависимое существительное стоит в винительном падеже), разговаривать с ним (зависимое местоимение стоит в творительном падеже с предлогом «с»). При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Ср.: купить журнал, купил журнал, купивший журнал, куплю журнал. При управлении зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять) и другими частями речи, употреблёнными в значении существительного (ухаживать за боль¬ным). Примыкание — способ связи, при котором зависимое неизменяемо слово (или форма слова) связывается с главным только по смыслу и интонационно. Например: идти прихрамывая, очень рад. При примыкании зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик пос¬тарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).
Виды синтаксической связи
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная. Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинительных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. (К. Седых). Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы. Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мной. (С. Есенин.) Сочинение - это соединение синтаксически равноправных или не зависящих друг от друга элементов: однородных членов в простом предложении (кошки и собаки; медленно, но верно; пришёл, увидел, победил) или частей предложения (сложносочиненного и сложного бессоюзного). Подчинение - это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов в предложении, а также частей сложноподчиненного предложения). В словосочетании между словами существует только подчинительная связь. Поэтому, когда нам предлагают найти в тексте словосочетание с подчинительной связью «согласование / управление / примыкание», следует сразу исключить из круга поисков грамматическую основу предложения - сочетание подлежащего со сказуемым, составные именные и глагольные сказуемые, а также вводные слова. Именно вводные слова, так как во вводных словосочетаниях и предложениях может наличествовать тот или иной вид подчинительной связи. Сравните: «Алик, как загипнотизированный, шагнул вперед. Ему показалось, что гигант возится с молнией на куртке. Затем в руке его что-то блеснуло. Может быть, короткая дубинка» (С. Довлатов) - может быть здесь вводное слово. «Игорь Ефимов считает, что публикация любого творческого наследия большого писателя не может зависеть от воли его наследников. Елена Довлатова с такой позицией категорически не согласна, тем более что, по ее словам, сам Довлатов был против обнародования своих писем» (О. Сулькин); «Довлатовская интонационная легкость, даже игривость, равной по тонкости которой, пожалуй, нет ни у одного писателя, как мне кажется, коварно обманчива» (П. Басинский) – по ее словам, как мне кажется - вводные сочетание и предложение. Основными видами подчинительной связи являются: согласование, управление и примыкание. Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного: «Уважаемые провожающие» или «Не понять не ждавшим им», или «Не всякое «то» пишется через дефис» - и изменяется при изменении главного: «Недавно я перечитывал куски из вашей «Метаполитики». Там хорошо написано об издержках свободы. О том, какой ценой свобода достается. О свободе как постоянной цели, но и тяжком бремени... <…> Обидно думать, что вся эта мерзость - порождение свободы. <…> Десятилетиями мы жили в условиях тотальной несвободы. Мы были сплющены наподобие камбалы тягчайшим грузом всяческих запретов. И вдруг нас подхватил разрывающий легкие ураган свободы» (С. Довлатов). Сочетания со связью согласование легко найти в тексте, если помнить, что в качестве зависимого (подчиненного слова) в них выступают изменяемые части речи: прилагательные (о тяжком бремени, тотальной несвободы, тягчайшим грузом), притяжательные (из вашей «Метаполитики»), относительные (какой ценой), указательные (эта мерзость) и определительные (вся мерзость, всяческих запретов), отрицательные (никакими силами), неопределенные (некоторые люди) местоимения, полные причастия (разрывающий ураган) и порядковые числительные (девятнадцатый год) и существительные – согласованные приложения, которые согласуются с главным словом в числе и падеже (если согласуемое существительное изменяется по числам); род же у существительных неизменен, так что по этому признаку они согласовываться не могут (мамой-учителем, в доме-новостройке). От причастий и прилагательных, участвующих в синтаксической связи согласование, следует отличать субстантивированные слова – прилагательные и причастия, перешедшие в разряд существительных: «Свобода одинаково благосклонна и к дурному, и к хорошему» (С. Довлатов). Эти слова образуют сочетания со связью управление, так как являются в данном контексте именами существительными: благосклонна (к чему?) к хорошему. Особый случай - количественные числительные в составе словосочетаний. В словосочетаниях они обычно выступают в роли зависимых слов, однако не всегда. В именительном и винительном падежах такие числительные являются главным словом, в остальных пдежных формах - подчиненным. Сравните: «Двадцать лет проработал в охране» – «А вы, - перебил меня капитан, - служите Родине только до шести часов?!». В словосочетании до шести часов стоящее в форме родительного падежа числительное шесть является зависимым словом: до часов (скольких?) шести – это согласование. В словосочетании двадцать лет числительное двадцать является главным словом: двадцать (чего?) лет – это управление. Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния). Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным. Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей: «Я припоминаю одну невероятную лагерную историю. Заключенный Чичеванов, грабитель и убийца, досиживал на особом режиме последние сутки. Назавтра его должны были освободить. <…> Я, согласно той же инструкции, расположился в кузове у борта. В дороге мне показалось нелепым так бдительно охранять Чичеванова» (С. Довлатов). Связь управление обнаруживается в словосочетаниях припоминаю (что?) историю, досиживал (на чем?) на режиме, досиживал (что?) сутки, расположился (в чем?) в кузове, расположился (у чего?) у борта, показалось (в чем?) в дороге, показалось (кому?) мне; показалось (чем?) нелепым, охранять (кого?) Чичеванова, должны были освободить (кого?) его. Обратим особое внимание и на то, что в некоторых словосочетаниях, несмотря на возможность постановки других, обстоятельственных, вопросов (досиживал (где?) на режиме, расположился (где?) в кузове, расположился (где?) у борта, показалось (где?) в дороге), перед нами управление, на что указывает наличие в этих сочетаниях предлогов. Предлог – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание. Примыкание - вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, инфинитив, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше), неизменяемое прилагательное (цвет хаки), существительное – несогласованное приложение (в газете «Известия»), притяжательные местоимения его, её, их. Запомнив это, вы легко найдете сочетание со связью примыкание. Да и сам термин довольно прозрачен: зависимое примыкает, то есть поясняет главное. Главным словом в таком словосочетании бывают глагол: «В дороге мне показалось нелепым так бдительно охранять Чичеванова» – охранять (как?) бдительно; существительное: «Мы выпили кофе по-турецки» - кофе (какой?) по-турецки; «Меня никогда не одолевало желание путешествовать на автомобиле или поезде, мне нравилась езда верхом» - желание (какое?) путешествовать, езда (какая?) верхом; прилагательное: «Весьма склонный преувеличивать, наш собеседник и на этот раз не изменил себе» - склонный (как? насколько?) весьма; наречие: «У меня есть более ценное достоинство, - объявил капитан, - я неплохо зарабатываю. Всякие там надбавки и прочее. Зря вы смеетесь. При социализме это важно. А коммунизм все еще проблематичен...» - проблематичен (когда?) еще; «Он повел себя очень странно» - странно (насколько?) очень; причастие: «Все пациенты, желающие записаться на прием к врачу, могут сделать это по телефону» - желающие (чего? что сделать?) записаться; деепричастие: «Егоров ставил чурбан. Некоторое время приглядывался к сучкам. Потом коротко замахивался и резко опускал топор, слегка наклонив его...» - наклонив (как?) слегка. Особое внимание следует обратить на словосочетания с притяжательными местоимениями его, ее, их: они, в отличие от омонимичных им форм (вспомним историю про Маничку) личных местоимений, не изменяются и, соответственно, вступают только в связь примыкание. Сравните: «Назавтра его должны были освободить» - должны были освободить (кого?) его – его здесь форма родительного падежа личного местоимения он, следовательно, перед нами связь управление. «Его голова была устроена иначе, чем моя» - голова (чья?) его – это притяжательное местоимение, которое не изменяется: его голова, его головой, его голове, следовательно, примыкает к главному слову. Особый случай примыкания – когда зависимым словом является инфинитив: «Прошу записать меня на курсы водителей». В данном случае сочетание прошу записать не является составным глагольным сказуемым, так как действие осуществляется разными субъектами (действующими лицами): прошу я, а записывать будете вы / он / они и т. п., то есть другое лицо / лица, и инфинитив в данном случае является не частью составного сказуемого, а дополнением (прошу (о чем?) записать). Союзные слова в сложноподчиненных предложениях – относительные местоимения кто, что, сколько, который, какой, чей в формах косвенных падежей, те же местоимения в роли вопросительных в простых предложениях и наречия где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, насколько тоже выступают в качестве зависимых слов в словосочетаниях с различными видами связи: «Осадки, - реагировал Егоров, - ты лучше послушай, какой я сон видел. Как будто Ворошилов подарил мне саблю» - сон (какой?) какой – согласование; «В тот же день Борис заметил около уборной ефрейтора Петрова, которого сослуживцы называли - Фидель» - называли (кого?) которого – управление; «Куда тебя погнали среди ночи? Ехал бы с утра» - погнали (куда?) куда – примыкание. Известную студенческую «шпаргалку»-подсказку напомнила нам одна из коллег: При согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж. При управлении одно требование главного к зависимому - падеж. При примыкании никто ничего потребовать не может. Тренировочное задание: выпишите из текста отрывка повести «Зона» С. Довлатова словосочетания со связью согласование управление примыкание «Внезапно коварный зек оглушил меня рукояткой пистолета, как вы догадываетесь, моего собственного пистолета. Затем он выпрыгнул на ходу и бежал. Шесть часов спустя его задержали в поселке Иоссер. Чичеванов успел взломать продуктовый ларь и дико напиться. За побег и кражу ему добавили четыре года... Эта история буквально потрясла меня. Случившееся казалось невероятным, противоестественным и даже трансцендентным явлением. Но капитан Прищепа, старый лагерный офицер, мне все разъяснил. Он сказал: - Чичеванов отсидел двадцать лет. Он привык. Тюрьма перестроила его кровообращение, его дыхательный и вестибулярный аппарат. За воротами тюрьмы ему было нечего делать. Он дико боялся свободы и задохнулся, как рыба... Итоговый тест по русскому языку за курс 8 класса. (для переводной аттестации) Часть 1. (При выполнении заданий этой части отметьте только один вариант ответа.) - В каком слове есть звук [д]?
1) дебри 2) пятнадцать 3) пруд 4) отбежал 2. В каком ряду во всех словах пропущена не проверяемая ударением корневая гласная И? 1) д…сциплина, б…дон, ижд…вение 2) интелл…генция, ст…пендия, з…мой 3) аккомпан…мент, в…негрет, г…рой 4) пал…садник, б…резка, д…монстрация 3. В каком (-их) предложении(-ях) на месте пропуска в слове пишется Ь? А) Нужно было представит…ся директору. Б) Не годит…ся так поступать! В) Ему надо было высказат…ся. Г) Если удаст…ся, то спросите его об этом. 1) А, Г 2) А, Б, В. 3) А, В 4) В, Г 4. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква? 1) Пред…стория, от…грать, без…дейный. 2) Пр…греть, пр…коснуться, пр…зидент 3) Пр…ступник, непр…ложный, пр…украсить 4) Пр…ключение, пр…каспийский, пр…красный 5. В каком ряду все слова пишутся слитно? 1) (по)громче, (из)далека, (пол)лимона 2) Неуже(ли), (на)спех, (пол)Москвы 3) (не)был, (пол)чайной ложки, (трех)цветный 4) (не)здоровится, (не)навидя, (не)зримый 6. На месте каких цифр в словах пишется НН? Воща(1)ые пластинки, берестя(2)ые полоски, старательно выровне(3)ые доски, применявшиеся некогда для письма, были непригодны для долговреме(4)ого хранения 1) 1, 3, 4 2) 3, 4 3) 1, 4 4) 4 7. В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно? 1)Умей жить и тогда, когда жизнь становится (не)выносимой. 2) Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку. 3) Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищенное от ветра море кипело и металось во мраке. 4) Где-то среди звезд затерялось меленькое, (не)яркое созвездие Стожары. 8.В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква. 1) Мысл…щий, намасл…нный, ла…щий 2) Ненавид…мый, развева…мый, обла…вший 3) Ве…щий, обла…нный, ненавид…щий 4) Та…щий (снег), слуша…щий, внима…щий 9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) Она скач…т, они дыш…т, они тащ…т 2) Около алле…, на станции…, по алле… 3) По прибытии…, в санатории…, около пустын… 4) В дом…, на машин…. ,в оппозиции… 10. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые. Ребята(1)взволнованные происходящим(2)долго не иогли успокоиться. Растущие у дома (3)тополя покрылись пухом. Собрав вещи(4)мы уехали. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1,2,4 3) 1, 2, 3 4) 1,4 11. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые. Из окна хорошо было (1)видно (2) старый дуб. Старый дуб(3)видно (4)снова распустится. 1) 1, 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2 12. Укажите пример с пунктуационной ошибкой. 1) Все: поля, луга, леса напоминало о доме. 2) Поля, луга, леса – все напоминало о доме. 3) Поля, и луга, и леса напоминали о доме. 4) И поля, и луга, и леса напоминали о доме. Часть 2. (Прочитайте текст и выполните задания В1 – В 8) (1)Красноватые, освещенные солнцем стройные стволы сосен стоят, как колонны какого-то прекрасного здания. (2)В голубом небе, как в прозрачной спокойной воде, купаются темные-зеленые вершины. (3)Под ногами мягкий, чуть скользкий ковер из сухой хвои.(4)Бодрящий сосновый запах вызывает желание глубже дышать, а дальше сосны сменяются густыми елями.(5)Лес темнеет. (6) Вы с трудом пробираетесь между их колкими лапами. (7)В еловом лесу и сыро, и даже немного мрачно. (8)Зато как радуют взгляд при выходе из ельника сверкающие белизной стволы берез! (9) Легкий ветер пробегает в высоте, и зеленая листва переливается, колышется, шумит, играет. (10)Хорошо в лесу! (11) Но вы больше смотрите вниз, себе под ноги, почти не замечая красот меняющейся растительности . (12) Из вашей корзины виднеются коричневые, красные, желтые шляпки грибов (13) Вам хочется собрать побольше белых ,подосиновиков, рыжиков, груздей. (14)Но где искать те или иные грибы? (15)Если бы вы, срезая гриб, замечали, под каким деревом он рос, то сделали бы интересные выводы. (16)Под соснами вы нашли рыжики и маслята, под осиной – красные подосиновики, под березами – подберезовики. (17) В молодом ельнике и дубравах – грузди. (18)Белые грибы встречаются под соснами, елями и березами. (19)Но все они разные: то высокие на стройной ножке, то зарытые в мох, круглые как шарики. (20)Иногда вы эти грибы находите под другими деревьями. (21)Но посмотрите хорошенько – и в этом месте, наверное, найдете остатки старых пней или корней деревьев, с которыми «дружны» грибы. (22)Чем вызвана такая «дружба» грибов с деревьями? (23)Собирая мелкие белые грибы, вы разрывали мох и верхний слой земли и , наверное, заметили, что черный перегной пронизан белыми нитями, образующими под грибами плотные сплетения, это грибница. (24)Действительно, из-под шляпок старых грибов высыпаются мелкие споры. (25)В этом можно убедиться, положив срезанную шляпку гриба на бумагу, предварительно покрытую клейстером или другим клеем. (26)Через день на бумагу высыплются кружком споры. (27)Под пластинчатыми грибами (сыроежки) споры высыпаются звездой, так же, как расположены пластинки. (28)Из спор во влажной и богатой органическими веществами почве вырастают грибные нити, образующие грибницу. ( По Н. М. Верзилину) В1. Укажите стиль речи и тип текста 1) Публицистический стиль, повествование с элементами описания 2) Художественный стиль, описание 3) Разговорный стиль, рассуждение 4) Научный стиль. Описание (При выполнении заданий В2, В4 – В7 ответ запишите словами) В2. Укажите, какой вид связи используется в словосочетании НЕМНОГО МРАЧНО(предложение 7). В3. Укажите верную характеристику предложения 7. 1) Простое нераспространенное предложение 2) Простое распространенное предложение 3) Неполное предложение 4) Сложносочиненное предложение В4. Среди предложений 15 – 22 найдите предложение с вводным словом и напишите его номер _________________________________ В5. Назовите вид сказуемого в предложении 7. _________________________________________________________________ В6. Среди предложений 24 – 28 найдите односоставное безличное предложение, напишите его номер.___________________________________ В7. Из предложения 25 выпишите страдательные причастия. В8. Какое средство выразительности используется в предложении 1. 1) Гипербола 2) Сравнение 3) Метафора 4) антитеза |
|
|
|