Технологическая карта урока физики в 9 классе по теме "Энергия связи. Дефект масс"

Тарасова Татьяна Павловна

Данный урок является седьмым уроком при изучении главы "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" . Изучение нового материала осуществляется с применением технологии проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Технологическая карта урока

Дата: 16.04.2016 г.

Предмет: физика

№ урока по расписанию: 3

Класс: 9-б

Тема урока: «Дефект масс. Энергия связи»

Место и роль урока в изучаемой теме: седьмой урок при изучении главы «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии

 атомных ядер».

Тип урока: изучение нового материала с применением технологии проблемного обучения.

Цели урока:

1) повторить и закрепить изученный ранее материал;

      2) сформулировать определения таких понятий, как: «энергия связи», «дефект масс»;

3) установить связь между энергией и массой;

4) закрепить изученный материал в ходе решения задач

       Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица Менделеева

Планируемые результаты (ученик научится – получит возможность научиться)

предметные

метапредметные

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

 понимать сущность определения понятий «дефект масс»,  «энергия связи», решать задачи на определение дефекта масс и энергии связи

понимать и  объяснять диаграмму энергии связи атомных ядер, лежащую в основе выводов о поглощении или выделении энергии в ядерных реакциях.

формировать и развивать умения ставить цели, анализировать, объяснять понятия «дефект масс», «энергия связи»

иметь представление об энергии связи на основе знаний о  внутриядерных взаимодействиях.

 умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других.

                                                                                     

                                                                                     

                                                                                           

                                                                               Ход урока

№, время

Название этапа урока

                    Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

   1

1-2 мин.

Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Учащиеся готовятся к уроку

  2

6-7 мин.

 

Актуализация опорных знаний.

Входной контроль.

 Проводится беседа по домашнему заданию по   вопросам:

 1. Как устроен атом?
2. Из каких частиц состоит ядро?

 3. Как называются протоны и нейтроны вместе?
4. Что называется массовым числом и какой буквой оно обозначается?

 5. Как называется и какой буквой обозначается число протонов в ядре? Как найти это число?

 6. Какой буквой обозначается число нейтронов в ядре? Как найти это число?

 7. Как в общем виде принято обозначать ядро любого химического элемента?  

По вариантам дается задание заполнить таблицу

                № варианта

Вопросы

     I

    II

  Kr

Se

Массовое число

Число электронов

Заряд ядра

Число протонов

Число нейтронов

Число нуклонов

Организует повторение знаний, Проводит беседу с учащимися по домашнему заданию по вопросам. Предлагает учащимся выполнить проверочную работу на повторение пройденного материала.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Демонстрируют знаний, умения. Выполняют задание, проверяют друг друга.

 

  3

12-15 мин.

Изучение нового материала

Минимальная энергия, которая нужна для

 расщепления ядра на отдельные нуклоны (или

 выделяется при образовании ядра из нуклонов),

 называется энергией связи:

Eсв = Δmc2, где Eсв – энергия связи,

 c = 3∙108   м/с – скорость света;

      [Δm]= кг,  [Eсв ]=Дж ,

Δm= ZmP + Nmn – Mядра – дефект масс,

Eсв = Δm∙931,5 МэВ/а.е.м., где [Δm] = а.е.м. – дефект масс,  [Eсв ] = МэВ.

   1 а.е.м. = 1, 66∙10-27 кг, 1 эВ = 1,6 ∙ 10-19 Дж.

Задача. Найти дефект масс и энергию связи для ядра атома алюминия Al.

 Дано:                            Решение.

   Al                           Δm= ZmP + Nmn – Mя

  Z =13                             Есв  = Δm∙931,5 МэВ/а.е.м.,

 mP =1,00728 а.е.м.       Δm = 13mP + 14mn  - Mя 

  N = 14                          Δm = 13 ∙ 1,00728 + 14 ×

 mn= 1,00867 а.е.м.     × 1,00867 - 26,97431 =

 Mя=  26,97431а.е.м.  = 0,24171 а.е.м.≈ 0,4∙ 10-27кг

_____________         Есв  = 0,24171∙931 =

Δm - ?                       = 225, 15287 МэВ =

Есв -?                   = 225,153 ∙ 106∙ 1,6 ∙ 10-19Дж≈

                               ≈  360, 245 ∙10-13 Дж.

Ответ: Δm = 0,24171 а.е.м. ≈ 0,4∙ 10-27кг,

       Есв = 225,153 МэВ ≈ 360, 245 ∙10-13 Дж.                                      

                                                       

Учитель излагает новый материал, обращаясь к ученикам с вопросами: «Как вы считаете в каком случае энергия выделяется, а когда поглощается при образовании ядра или расщеплении ядра? Почему? Как это можно доказать?» Помогает учащимся в решении  возникшей  проблемы. Приводит пример решения задачи по новой теме.

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока, выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

  4

4-5 мин.

Закрепление материала. Выходной контроль.

Работа с раздаточным материалом в виде физического диктанта и решения задачи по образцу по вариантам.

Физдиктант

1. Минимальная энергия, которая нужна для расщепления ядра на отдельные нуклоны (или выделяется при образовании ядра из нуклонов) , называется …

2. Масса ядра всегда … суммарной массы нуклонов, входящих в ее состав.

3. Разность между массой ядра и массой нуклонов называется…

4. Если дефект масс измеряется в а. е. м., то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в …………..

5. Если дефект масс измеряется в килограммах, то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в …………..

Самостоятельная работа (решение задачи по образцу) Определить энергию связи ядер атомов:

I вариант – Li      II вариант -- С

Учитель  контролирует выполнение работы.

Учащиеся используют приобретенные знания в практической деятельности работая с раздаточным материалом и проводят самооценку

  5

2-3 мин

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Соотнесение цели урока и результата

Учащиеся возвращаются к записанным вначале урока понятиям и выясняют все ли из них они усвоили на уроке.

Звучат продолжения предложенных фраз:

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Учитель просит вернуться к исходным понятиям и целям.

 Анализируют деятельность по достижению цели

  6

2-3 мин

Домашнее задание

 §57. Задача: определить дефект масс и энергию связи ядра атома кислорода О.

Формулирует домашнее задание. Дает комментарий к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.