Греческая мифология
Рабочая программа по Греческой мифологии для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_grecheskoy_mifologii.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 11
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
«Утверждаю» | «Согласовано» |
Директор ГБОУ гимназии № 11 Сергеева В.Б._______________________________ «____»_____________________________20_____г. | Педагогическим советом Протокол №____________ От «_____»_________________________ 20____г. |
Рабочая программа дополнительного образования
«Греческая мифология»
Санкт-Петербург
2015г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по мифологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, примерной программы по мифологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Специфика предмета «Греческая мифология» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в себе в равной мере знания по истории культуры, литературе и искусству, дает обучающимся материал социально-гуманитарных наук, необходимый для дальнейшего изучения культуры и понимания содержания многих произведений искусства.
Цель изучения курса «Греческая мифология» в начальной школе – формирование понимания сути осознания древним человеком окружающего его мира и собственного места в этом мире на основе знакомства с мифами древних греков. Эмоционально-ценностное осмысление ребенком личного опыта общения людей с природой, духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка на основе нравственных и героических поступков героев мифов.
Задачи программы:
- знакомить детей с началами социально-гуманитарных наук;
- развивать у детей навыки совместной и индивидуальной творческой деятельности;
- развивать интерес к социально-гуманитарным наукам;
- способствовать повышению активности и толерантности учащихся.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами культурно-исторических знаний о человеке, обществе и окружающей их природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи жизни различных народов древности и развития особенностей их культуры.
Отличительная особенность данного курса состоит в том, что он позволяет связать влияние окружающей природы на особенности развития древних цивилизаций, что, в свою очередь, проявляется в специфике их культурного наследия.
Срок реализации данной образовательной программы – 1 год: 1 час в неделю (34 часа.).
Возраст: 8 – 10 лет.
Основные содержательные линии предмета «Греческая мифология» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания предметов социально-гуманитарного цикла в системе начального образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, и представлены следующими содержательными блоками:
- Боги
- Герои
Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно. Содержание курса позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе.
Ценностные ориентиры содержания курса:
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека. Один из способов познания человеком самого себя, общества, природы.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов мира.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающему миру.
Результаты изучения учебного предмета.
Предметные.
Ученик научится:
Задавать вопросы по истории народов мира и их культуре и искать в доступной форме ответы на них;
Связывать единство природных особенностей с особенностями жизнедеятельности людей и их мифами;
Осознавать опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, цели и смысл человеческой деятельности.
Определять влияние творческой деятельности народа на его духовное развитие.
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Ученик получит возможность научиться:
Осознать значения культурного наследия древности для всего человечества.
Осознанно относиться к культурным традициям современности.
Осознавать ценность и неповторимость каждого произведения искусства.
Проявлять внимание и уважение к окружающим людям.
Универсальные учебные действия:
Личностные.
Будут сформированы:
положительное отношение к школе;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
знание основ моральных норм и ориентация на их выполнение;
сопереживание чувствам других людей.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьники на уровне положительного отношения к школе, понимании необходимости учиться;
адекватного понимания причин успешности - неуспешности учебной деятельности
установки на положительное отношение к творческой деятельности.
Регулятивные.
Ученик научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить коррективы в работу после учета характера сделанных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные.
Ученик научится:
осуществлять простейший анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
устанавливать несложные причинно-следственные связи.
Ученик получит возможность научиться:
Произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные.
Ученик научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
задавать вопросы;
использовать речь для решения различных коммуникативных задач.
Ученик получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать разные мнения;
на основе прочитанного принимать несложные практические решения.
Список литературы.
УЧИТЕЛЮ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., изд. Правда, 1987 г.
3. Мифологические сюжеты в собраниях Эрмитажа. Лениздат, 1972г.
4. Интернет-ресурсы : www.hermitagemuseum.org (сайт Эрмитажа).
УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ:
Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции. Книги искателя, 2010г.
Содержание программы
- Мифы о происхождение мира и богов:
Хаос. Гея и Уран. Эрос – источник жизни. Титаны, циклопы, гекатонхейры – дети Земли.
- – 15 Боги
-Зевс: свержение Крона, борьба с титанами. Битва с Тифоном. Олимп.
-Посейдон. Титан Океан. Другие божества водоёмов.
-Царство Аида: подземный мир мёртвых. Кербер. Стикс. Харон – перевозчик душ. Судьи Минос и Радамант. Бог смерти Танат. Бог сна Гипнос. Геката.
- Гера покровительница брака и материнства. Миф об Ио.
- Аполлон: рождение Аполлона, борьба с Тифоном, основание Дельфийского оракула, Аполлон и Дафна, Аполлон у Адмета, Аполлон и музы, Марсий, Асклепий.
- Артемида. Миф об Актеоне.
- Афина – Паллада. Рождение Афины из головы Зевса. Миф об Арахне.
- Гермес. Миф о похищении коров Аполлона.
- Арес и Афродита. Эрот и Гименей. Мифы о Пигмалионе, Нарциссе, Адонисе.
- Гефест.
- Деметра и Персефона. Миф о похищении Персифоне Аидом.
- Божества ночи, Луны, зари и Солнца: Нюкта, Селена, Эос, Гелиос. Миф о Фаэтоне.
- Дионис: рождение и воспитание, Дионис и его свита. Миф о Мидасе. Пан и Сиринга.
16 – 17 Экскурсия в Эрмитаж «Искусство Древней Греции».
18 – 32 Герои
- Пять веков – Золотой, Серебрянный, Медный, век полубогов – героев, Железный. Девкалион и Пирра.
- Прометей.
- Мифы о Пандоре, Сизифе, Тантале.
- Мифы о Персее: рождение, Персей и Медуза Горгона, Персей и Атлас, Персей и Андромеда.
- Мифы о Геракле: рождение и воспитание, Геракл на службе у Эврисфея, двенадцать подвигов Геракла:
1 Немейский лев
- Лернейская гидра
- Стимфалийские птицы
- Керинейская лань
- Эриманфский вепрь и битва с кентаврами
- Авгиевы конюшни
- Критский бык
- Кони Диомеда
- Пояс Ипполиты
- Коровы Гериона
- Кербер
- Яблоки Гесперид
- Орфей и Эвридика. Орфей в подземном царстве.
33 – 34 Автобусная экскурсия «Мифологические мотивы Петербурга»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | тема | примечание |
1 | Происхождение мира и богов. | |
2 | Мифы о Зевсе | |
3 | Царство Посейдона | |
4 | Царство Аида | |
5 | Гера – покровительница брака и материнства | |
6 | Мифы об Аполлоне | |
7 | Артемида | |
8 | Афина - Паллада | |
9 | Гермес | |
10 | Арес и Афродита | |
11 | Эрот и Гименей. Мифы о Пигмалионе, Нарцисе, Адонисе. | |
12 | Гефест | |
13 | Деметра и Персефона | |
14 | Нюкта, Селена, Эос, Гелиос. Миф о Фаэтоне. | |
15 | Дионис. | |
16-17 | Экскурсия в Эрмитаж «Искусство Древней Греции» | |
18 | Пять веков. Миф о потопе. | |
19 | Прометей | |
20 | Мифы о Пандоре, Сизифе, Тантале. | |
21-22 | Мифы о Персее. | |
23-30 | Мифы о Геракле. | |
31-32 | Орфей и Эвридика. | |
33-34 | Автобусная экскурсия «Мифологические мотивы Петербурга» |