Методическая работа
Являюсь руководителем МО "Обществознания". Учителя нашего МО совместно с учениками активно участвуют на разных конкурсах и олимпиадах, а такжк принимают участие и занимают призовые места на разных конкурсах педагогического мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План МО "Обществознания" за 2014-15 учебный год | 25.45 КБ |
Анализ МО "Обществознания" за 2013-14 учебный год | 34.78 КБ |
rabochaya_programma_po_bashkirskomu_yazyku.docx | 92.64 КБ |
Предварительный просмотр:
План
работы МО «Обществознание»
МБОУ «Тахталымская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
- Задачи МО «Обществознание»
Основными направлениями работы методического объединения учителей истории и обществознания, географии, МХК в условиях модернизации и стандартизации образования строится на основе инструктивно- методического письма Министерства образования Челябинской области и материалов Всероссийской конференции учителей истории и обществознания, географии, МХК. Преподавание в основной и средней (полной) школе в современной России характеризуется:
- многофакторным подходом к содержанию истории
- новой иерархией целей: выделение в качестве основной цели -воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся;
- направленностью на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций',
- акцентом на личностный аспект общественного развития, на внимание к роли человека, мотивам его деятельности;
- ознакомлением учащихся с различными точками зрения на прошлое и современный этап развития человечества;
- отказом от рассмотрения фактического материала в качестве самоцели;
- рассмотрением исторического материала с позиций национальных и государственных интересов России;
- стремлением к взвешенному подходу в раскрытии достижений и негативных явлений и процессов в истории России;
обращением - к истории России как полиэтнической, поликонфессиональной и поликультурной страны;
- проведением связи истории Родины, малой Родины и истории семьи учащихся',
- новым отношением к функции мировоззренческого многообразия в воссоздании исторического прошлого;
- нацеленностью на органическое единство истории и обществознания обеспечение баланса между различными областями исторического знания;
- направленностью на органическое единство рассмотрения истории Отечества и зарубежной истории при приоритете изучения истории России.
- План заседаний МО, межсекционной работы и участия в конкурсах
Содержание | Сроки | Форма проведения, ответственные |
Заседание 1. 1. Реализация основных направлений модернизации в связи с новыми подходами к освоению содержания исторического и обществоведческого образования. | Август. | Изучение документов Министерства образования. РФ: -Сборник нормативных документов. (История. Обществознание, География, МХК. ) - Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание», «География», «МХК» в 2014-2015 учебном году». Информация учителей предметников Габитовой В.Т., Шадыевой Г.Р., Файзуллина Х.В. |
2. Анализ итоговой аттестации по истории в 9-х классах. | Информация Султановой А.Д. | |
3. Анализ результатов ЕГЭ в 2013-14 учебном г. | Информация Султановой А.Д. | |
Межсекционная работа: - Рассмотрение и утверждение рабочих программ с учётом новых требований | Все | |
Участие в конкурсах: - … конкурс учебно-опытнических работ и практических проектов «Живи, Земля!» - … конкурс научно-инновационных проектов и исследовательских работ «Чистая планета для нашего будущего» - … конкурс на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся образовательных учреждений. -... фестиваль «Вода на Земле», посвященный Международному Дню воды -Областная геологическая олимпиада - Участие на 1 туре международной олимпиады по основам наук УРФО | Сентябрь октябрь октябрь октябрь октябрь | Шадыева Г.Р. Шадыева Г.Р. Шадыева Р.Г., Файзуллин Х.В., Байрамгалина З.И. Шадыева Г.Р. Шадыева Г.Р. Файзуллин Х.В., Габитова В.Т., Байрамгалина З.И. Все |
Заседание 2. Ноябрь. | ||
1. Анализ участия на районных конкурсах в сентябре - октябре | Выступление старшего вожатого Габитовой В.Т. | |
2. Формы и методы проведения предметных школьных олимпиад по истории и обществознанию и участие на районной олимпиаде. | Шадыева Г.Р. - исследовательская работа учащихся. | |
Межсекционная работа:
| Шадыева Г.Р. Файзуллин Х.В., Габитова В.Т., Байрамгалина З.И. | |
Участие в конкурсах: -Областная открытая геологическая Интернет-олимпиада -... конференция исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» -... конкурс «Герои Отечества — наши земляки», посвященный Дню героев Отечества. - областной открытый конкурс учебно-исследовательских работ юных геологов «Земля — наш дом» - фестиваль — конкурс детских объединений театрального и игрового творчества «Новогодний переполох» -конкурс на лучший туристко-краеведческий, спортивный поход или экспедицию среди обучающихся - участие на 2 туре олимпиады УРФО | Ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь | Шадыева Г.Р. Файзуллин Х.В., Байрамгалина З.И. Файзуллин Х.В., Байрамгалина З.И. Шадыева Г.Р. Габитова В.Т. Шадыева Г.Р., Байрамгалина З.И. Все |
Заседание 3. Январь. | ||
1. Анализ участия в районных олимпиадах, конкурсах | Байрамгалина З.И | |
2. Использование современных технологий в преподавании истории и обществознания (ИКТ). | Султанова А.Д | |
Межсекционная работа: - Проведение предметной недели. - Проведение открытых уроков для учителей школы - - проведение контрольных срезов по истории и обществознанию по итогам учебного года (5-8 классы), по итогам ступени обучения (9,1 1 классы); - подготовка экзаменационных материалов к итоговой аттестации (МХК) | Султанова А.Д, Гайнетдинова А. А , Байрамгалина З.И, Файзуллин Х.В, Габитова В,Г | |
Участие в конкурсах: - областной открытый геологический творческий конкурс «Креодонт» -...конкурс «Человек и малая Родина» -Областная акция «Я — гражданин России» - фестиваль научно-исследовательских работ старшеклассников «От старины до современности» -фестиваль фольклорно-этнографических объединений «Уральские прикрасы» - участие на 3 туре олимпиады УРФО | Январь февраль март апрель апрель | Шадыева Г.Р. Байрамгалина З.И., Файзуллин Х.В. Байрамгалина З.И. Байрамгалина З.И. Байрамгалина З.И. Все |
Заседание 4. Май. | ||
1. Анализ предметной недели | Байрамгалина З.И | |
2. Учебно-методическое комплекты преподавания курсов истории, обществознания, краеведения и географии, в 5-11 классах и курсов МХК 8-10 классах на 2015 -2016 учебный год | Все. | |
Участие в конкурсах: -Торжественная линейка школьников, посвященная 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945 годов | май | Все |
Предварительный просмотр:
Самоанализ деятельности методического объединения «Обществознание»
за 2012-2013 учебный год
1.МО «Обществознание» работает над проблемой «Подготовка к ЕГЭ. Решение трудных задач». Предполагаемый срок реализации: 5 лет.
- МО «Обществознание» работало над темой «Гражданско-патриотическое воспитание»
- Основные цели: воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся; направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций', рассмотрение исторического материала с позиций национальных и государственных интересов России;
Задачи:
-формирование и развитие общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности;
-усиление воспитательного потенциала исторического, обществоведческого, правового и экономического образования;
- формирование ключевых компетенций - готовности и умения учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения практических задач;
-усиление роли экономики, права, истории, культуры и географии как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию;
4. Для реализации данной проблемы учителями МО были использованы различные формы и методы работы были проведены различные мероприятия, семинары, активно участвовали на различных конкурсах и олимпиадах, организовывают экскурсии по достопримечательностям Челябинской области и нашего района, поездки в кинотеатры и драматические театры города Челябинска, проводят консультации и дополнительные занятия хотя, конечно, самой эффективной формой работы остаются уроки.
5..
7. Необходимость обновления наглядных пособий, карт, отсутствие портретов выдающихся исторических деятелей, атласов, контурных карт, ЦОРов к программе «Линукс» затрудняет реализацию данной темы.
8. Наряду с преподаванием учебных предметов учителя МО занимаются научно-исследовательской деятельностью; они тесно сочетают педагогический труд с научной работой. Так в этом году Шадыевой Г.Р. был проведен районный семинар учителей географии с приглашением археологов г. Челябинска, Байрамгалина З.И. участвовала на районном семинаре учителей ОРКСЭ в МБОУ «Урукульская СОШ»
9. Статьи учителей МО, опубликованные в областных изданиях, используются учителями области и района при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, а также как методическое руководства в педагогической деятельности.
10.В копилку МО были приобретены диски с фильмами «Александр Невский» для просмотра с учениками 6 классов на уроках по Истории Отечества, «Суворов» - 7 класс. А также 5 папок с журналами «100 битв, которые изменили мир» с описаниями самых известных сражений.
12 Учителями МО отработана методика проведения уроков с использованием новых информационно-компьютерных технологий, которую они умело, используют при проведении открытых уроков, при представлении своих проектов и проектов учеников на семинарах, конкурсах и конференциях также в своей работе учителя МО умело пользуются методом проектов.
13.В этом году были проведены 5 открытых уроков: (Приложение 2)
11.04. 2012 - Файзуллин Х.В 10 «б» класс «Семья»,
12.04.12 — Габитова В.Т. 9 «б» класс «Массовые виды искусства»,
13.04.12 — Байрамгалина З.И. 6 «б» класс ПОУ «Русь в период раздробленности»,
16.04. 12 — Шадыева Г.Р. 7 «а» класс «Северная Америка»
20.04.12 — Султанова А.Д. 11 класс «Глобальные проблемы»
из них Байрамгалиной З.И. был проведен урок в нетрадиционной форме — урок в форме «Своя игра».
14. К сожалению, учителя посещают уроки своих коллег только во время проведения декады, не всегда хватает времени.
15. Учителя МО сотрудничали с ЧИППКРО так Файзуллин Х.В. , Султанова А.Д. прошли курсы по обществознанию, Байрамгалина З.И. прошла дистанционные курсы ЧИППКРО по теме «Эксперт ГИА 9 класс».
17.Учителя МО принимают активное участие во всех школьных, районных, конкурсах и мероприятиях:
Ученики Байрамгалиной З.И. и Файзуллина Х.В. Шадыевой Г.Р. принимали участие на районном конкурсе на лучшее знание Государственной символики России, заняли 18 призовых мест (2-1 места, 9-2 мест, 6-3 мест).
На районном конкурсе «Уральские прикрасы» ученица Габитовой В.Т. Ибрагимова Л. заняла 2 место в номинации «Вокал», ученик Байрамгалиной З.И. Ахмаров Э. – 1 место.
19. Показателем работы с одаренными детьми является результат участия детей на различных олимпиадах и конкурсах. Наше МО принесло в копилку школы 3 призовых места из муниципальной олимпиады школьников. Кроме того 20 учащихся приняли участие на Международной олимпиаде по основам наук УРФО. Это в основном учащиеся Файзуллина Х.В., Султановой А.Д., Шадыевой Г.Р.);
Кроме того, учителя МО активно применяют в своей работе проектные методы и со своими подопечными участвует на районных, областных конкурсах проектных работ. Так проект «Озеро Айдыкуль» ученика 10 класса Валеева Дениса и проект Кадрова Тагира (8 класс) «Великая Отечественная война» заняли 1 место на районном конкурсе «Наследие» и 2 места на областном конкурсе(Шадыева Г.Р.) Проект «Заменитый хлебороб» Ибрагимовой Лианы (Учитель Габитова В.Т.) – победив в районе занял в областном конкурсе 2 место.
Проекты Байрамгалиной Гульназ «Хозяйственный уклад и быт башкир района» и проект Хамитовой Земфиры «Поэты нашего района» (Учитель Байрамгалина З.И.) заняли на районном конкурсе «Отечество 1 места.
Султанов Борис ( учитель Султанова А.Д), Хамидуллина Земфира (Байрамгалина З.И.), Динмухаметов Раушан (Файзуллин Х.В.) приняли участие на интеллектуальном онлайн-конкурсе «Защита Сталинграда».
Проект Ахмаровой Лилии «Свадебный обряд» победив на районном конкурсе «От старины до современности» занял 2 место на областном туре.
20. Таким результатам предшествует ежедневная кропотливая работа учителей. Для формирования навыков исследовательских работ с младших классов учащимся даются опережающие задания — подготовить сообщения по тем или иным темам. Активно использует в своей работе этот метод Файзуллин Х.В., Габитова В.Т.
Султанова А.Д. На своих уроках использует фильмы снятые самими учащимися по определенным проблемам. Каждая группа готовит свой фильм, а потом на уроке идет анализ и пути решения данной проблемы. Таким образом, учащиеся не только выявляют проблему, но и исследуют.
23.
Стало традиционным проведение в школе фестиваля солдатских песен для учащихся 5-8 классов, которую проводит Габитова В.Т. Также Венерой Тависовной было проведено мероприятие с 5-6 классами «Дети военной поры», посвященная Великой Отечественной войне.
24. В следующем учебном году нужно активизировать взаимопосещаемость уроков учителями МО, также нужно установить сотрудничество с другими МО, а именно с МО «Русский язык и литература». Провести совместные семинары, посвященные культуре русского народа.
25. Тема и проблема остаются те же.
Проблемой «Подготовка к ЕГЭ. Решение трудных задач». Предполагаемый срок реализации: 5 лет.
Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание»
Основные цели: воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся; направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций', рассмотрение исторического материала с позиций национальных и государственных интересов России;
Задачи:
-формирование и развитие общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности;
-усиление воспитательного потенциала исторического, обществоведческого, правового и экономического образования;
- формирование ключевых компетенций - готовности и умения учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения практических задач;
-усиление роли экономики, права, истории, культуры и географии как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию;
26. Помочь при организации сотрудничества с учителями других МО. Содействовать при проведении семинаров.
Руководитель МО: /Байрамгалина З.И./
Приложение 2
Самоанализ урока
учителя географии Шадыевой Г.Р. по теме «Атмосферное давление. Ветер»
6 класс 16.04. 2012
Урок проводился в рамках декады МО «Обществознание» И чтобы показать преемственность, я взяла на открытый урок с учащимися 6 класса.
32% детей этого класса имеют высокий уровень интеллектуального развития, а 68% средний уровень. При подготовке к уроку мною были учтены индивидуально- возрастные особенности и потенциальные возможности учащихся класса: это устойчивый познавательный интерес к изучению данного предмета. Сформированные на достаточно высоком уровне общие учебные навыки и умения.
Урок геграфии в этом классе ведется по программе Т.П.Герасимовой согласно которой одним из ведущих направлений учебно-познавательной деятельности школьников является изучение атмосферы.
Целью урока было: сформировать представление о ветре как элементе погоды.
Задачи:
сформировать понятия «ветер», «роза ветров»;
сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением и силой и скоростью ветра и атмосферным давлением, видах ветров;
раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека.
По типологии данное занятие – комбинированное, включающее в себя следующие этапы:
1.Оргмомент (проведена психологическая подготовка)
- Фронтальная проверка домашнего задания.
- Изложение нового материала.
- Всесторонняя проверка знаний и умений.
- Проверка по пониманию нового материала.
- Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Системообразующим элементом урока является этап подачи нового материала. Он включает в себя сообщение новых знаний об атмосфере его строение, значение. Применение научных знаний в повседневной жизни.
На учебном занятии были использованы индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы.
Учебное взаимодействие было основано на использование разнообразных форм деятельности и общения: диалог, фронтальная беседа. Создание учащимся ситуации доверия и успеха.
Содержание урока раскрывалось через систему методов и приемов: словесный (беседа, объяснение), практических (практическая работа), теоретических (сравнение, обобщение, анализ, систематизация), поисковый метод с решением проблемног вопроса, самостоятельное решение расчетных задач.
По-моему мнению, отобранное содержание, формы, методы, приемы и средства способствовали реализации поставленных целей и задач.
Приложение 2
Самоанализ урока
учителя истории и обществознания Файзуллина Х.В. по теме «Формы культуры»
9 класс 11.04. 2012
Урок проводился в рамках декады МО «Обществознание». Половина класса выбрали предмет «обществознания» для сдачи к ГИА, поэтому мною были выбраны учащиеся 9 класса
При подготовке к уроку мною были учтены индивидуально- возрастные особенности и потенциальные возможности учащихся класса: это устойчивый познавательный интерес к изучению данного предмета. Сформированные на достаточно высоком уровне общие учебные навыки и умения.
Целью урока было: разъяснить учащимся основные формы культуры, научить анализировать их.
Главными задачами урока являются: знакомство с понятиями «культура» и «формы культуры: элитарная, массовая, народная» «артефакт», «субкультура», формирование навыков анализа различных форм культуры; развивать устную речь, расширять кругозор.
По типологии данное занятие – комбинированное, включающее в себя следующие этапы:
1.Оргмомент (проведена психологическая подготовка)
2. Фронтальная проверка домашнего задания.
3.Изложение нового материала.
4.Всесторонняя проверка знаний и умений.
5. Проверка по пониманию нового материала.
Системообразующим элементом урока является этап подачи нового материала. Он включает в себя сообщение новых знаний о формах культуры, их значение в жизни людей.
На учебном занятии были использованы индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы.
Учебное взаимодействие было основано на использование разнообразных форм деятельности и общения: диалог, фронтальная беседа. Создание учащимся ситуации доверия и успеха.
Содержание урока раскрывалось через систему методов и приемов: словесный (беседа, объяснение), наглядных (демонстрация национальных костюмов, картин, прослушивание аудио записей, вокальное исполнение народной песни на башкирском языке), практических (практическая работа), теоретических (сравнение, обобщение, анализ, систематизация), поисковый метод с решением проблемного вопроса (сообщения учащихся по конкретно поставленной задаче)
Решение поставленных задач способствовало использование мультимедийной презентации, подготовленный учителем к этому уроку.
По-моему мнению, отобранное содержание, формы, методы, приемы и средства способствовали реализации поставленных целей и задач.
Приложение 2
Самоанализ урока
учителя МХК Габитовой В.Т. по теме : «Знаки и символы»
9 класс 12.04.2012
Урок является вторым уроком в разделе “Искусство как универсальный способ общения” по теме курса «Искусство» 8-9 классы. Материал урока опирается на знания детей по предмету «Музыка» 5 класс а также знания по литературе 8 класс. Углубленные и закрепленные знания на этом уроке найдут отклик в последующем разделе данного курса «Красота в искусстве и жизни» в теме « Есть ли у красоты свои законы».
Главными задачами урока являются: знакомство с понятиями «знак» и «символ», с разновидностью натюрморта «ванитас», формирование навыков анализа произведения изобразительного и музыкального искусства; развивать устную речь, расширять кругозор.
Достижение цели урока «Формирование навыков анализа произведения изобразительного и музыкального искусства» должно повлиять на формирование мотивации учебной деятельности учащихся, чтобы научиться понимать функции искусства социально-ориентирующую, практическую, воспитательную, зрелищную, и т.д.
Данный урок направлен на реализацию программных требований к учащимся 9 класса – понимать особенности художественного языка разных видов искусства, осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, выражать собственные суждения и оценки о приизведениях искусства прошлого и настоящего.
Тип урока выбран исходя из имеющихся знаний учащихся. Структура и ход урока выстроены в соответствии с возрастающей трудностью заданий. Выбранное содеожание урока опирается на имеющиеся знания учащихся.
При подготовке к уроку были учтены социально-психологические особенности учащихся: во-первых, желание; во-вторых, память (долгосрочная и краткосрочная); а также индивидуальные способности и умения учащихся. несколько учащихся поготовили опережающие сообщения (Валеев Д. «Фаберже»).
Смена видов деятельности учащихся на уроке позволит сохранять и развивать мотивацию учения; сочетание слушание музыки и практические работы позволит избежать перегрузки учеников во время учебного процесса. Учащиеся устно красили черно-белое изображение шедевров, а потом учитель показал оригинал, ученики прослушали музыку и угадывали настроение автора.
В результате поставленная цель урока была достигнута. Все задумки были реализованы. Все дети активно участвовали на уроке.
Приложение 2
Самоанализ урока
учителя истории и обществознания Байрамгалиной З.И. по теме : «Образ жизни»
7 класс 13.04.2012
Урок является пятнадцатым уроком в разделе “Подросток в социальной среде” по теме курса «Обществознание» 5-9 классы. Материал урока опирается на знания детей по предмету «История» 6-7 классы а также знания по литературе 7 класс. Углубленные и закрепленные знания на этом уроке найдут отклик в последующей теме «Досуг и отдых»
Главными задачами урока являются: знакомство с понятием «образ жизни»; Воспитать уважительное отношение к истории, культуре разных народов, формировать интерес к жизни, быту, культуре народов, проживающих в разные эпохи.
Достижение цели урока «знакомство с образом жизни разных народов, определение составляющих образа жизни разных народов» должно повлиять на формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этно-национальными традициями, уважительного отношения к жизни других народов.
Тип урока выбран исходя из имеющихся знаний учащихся. Структура и ход урока выстроены в соответствии с возрастающей трудностью заданий. Выбранное содержание урока опирается на имеющиеся знания учащихся.
При подготовке к уроку были учтены социально-психологические особенности учащихся: во-первых, желание; во-вторых, память (долгосрочная и краткосрочная); а также индивидуальные способности и умения учащихся.
Смена видов деятельности учащихся на уроке позволит сохранять и развивать мотивацию учения; сочетание инсценирования сценок и практические работы (разделить картины на три группы) позволит избежать перегрузки учеников во время учебного процесса.
В результате поставленная цель урока была достигнута. Все задумки были реализованы. Все дети активно участвовали на уроке.
Приложение 4
Результаты
участия МО в районной олимпиаде за 2011 -2012 учебный год
№ | Предмет | Фамилия Имя Отчество учащегося | Класс | Результат | ФИО учителя |
1 | Обществознание | Салимуллина Ляйсан | 3 место | Байрамгалина З.И. | |
2 | Кабирова Лиана | 8 | 3 место | Султанова А.Д. | |
3 | Динмухаметов Раушан | 9 | 2 место | Файзуллин Х.В. | |
4 | Сафаргалина Лилия | 11 | 3 место | Файзуллин Х.В. | |
5 | Право | Мансуров Салават | 10 | 1 место | Султанова А.Д. |
6 | Султанов Борис | 10 | 3 место | Султанова А.Д. | |
7 | Динмухаметов Раушан | 9 | 2 место | Файзуллин Х.В. | |
8 | Экономика | Султанов Борис | 10 | 2 место | Султанова А.Д. |
9 | Ханнанова Розалия | 11 | 2 место | Файзуллин Х.В. | |
10 | История | Султанов Борис | 10 | 1 место | Байрамгалина З.И. |
11 | Каримова Минслу | 11 | 3 место | Файзуллин Х.В. |
Приложение 5
Участие учащихся
на олимпиаде по основам наук УРФо за 2011-2012 учебный год
№ п/ п | ФИО учащегося | Класс | Предмет | Балл 1 тур | Балл 2 тур | Балл 3 тур | ФИО учителя |
1 | Кабирова Лиана Р | 8 | история | 65 | 22 | - | Файзуллин Х.В. |
2 | Аскаров Ильнур Д. | 8 | обществознание | 48 | 24 | - | Султанова А.Д. |
3 | Гиматов Руслан Р. | 8 | обществознание | 33 | 20 | - | Султанова А.Д. |
4 | Каныгина Татьяна В. | 8 | обществознание | 52 | 37 | - | Султанова А.Д. |
5 | Нигматуллин Родион Р | 8 | обществознание | 49 | 29 | - | Султанова А.Д. |
6 | Халиуллин Рафис Г. | 8 | обществознание | 46 | 14 | - | Султанова А.Д. |
7 | Хуснутдинова Алина И. | 8 | обществознание | 42 | 24 | - | Султанова А.Д. |
8 | Шайгаттаров Еркибулан С | 8 | обществознание | 37 | 33 | - | Файзуллин Х.В. |
9 | Динмухаметов Раушан Г. | 9 | обществознание | 44 | 54 | 48 | Файзуллин Х.В. |
10 | Хасанова Регина Р. | 9 | обществознание | 51 | 49 | 54 | Файзуллин Х.В. |
11 | Зубаирова Дилия Б. | 9 | обществознание | 71 | 36 | - | Файзуллин Х.В. |
12 | Габдуллина Альбина Р. | 10 | обществознание | 43 | 43 | 27 | Султанова А.Д. |
13 | Мансуров Салават В. | 10 | обществознание | 42 | 47 | 63 | Султанова А.Д. |
14 | Рыжков Игорь А. | 10 | обществознание | 32 | 42 | 36 | Султанова А.Д. |
15 | Садыкова Алина В. | 10 | обществознание | 43 | 56 | 47 | Султанова А.Д. |
16 | Султанов Борис Р. | 10 | обществознание | 56 | 70 | 66 | Султанова А.Д. |
17 | Хамитова Земфира Р. | 10 | обществознание | 54 | 70 | 59 | Султанова А.Д. |
18 | Хамидуллина Светлана Ю. | 10 | обществознание | 44 | 49 | 31 | Султанова А.Д. |
19 | Хуснуллин Ильнур И. | 10 | обществознание | 45 | 44 | 11 | Султанова А.Д. |
20 | Султанов Борис Р. | 10 | география | 70 | 49 | 37 | Шадыева Г.Р. |
Приложение 6
Результаты Олимпиады центра поддержки талантливой молодежи
за 2011-12 учебный год
(Всероссийская предметная олимпиада)
№ п/п | Фамилия Имя учащегося | Класс | Предмет | Баллы | ФИО учителя |
1 | Ибрагимова Лиана | 6 | История | 20 | Байрамгалина З.И. |
2 | Эртек Арзу | 6 | История | 33,3 | Байрамгалина З.И. |
3 | Ахметов Мурат | 6 | История | 16,7 | Байрамгалина З.И. |
4 | Валеев Эльгис | 6 | История | 30 | Байрамгалина З.И. |
5 | Иргашева Сузана | 7 | Обществознание | 50 | Байрамгалина З.И. |
6 | Салимуллина Ляйсан | 7 | Обществознание | 36,7 | Байрамгалина З.И. |
7 | Бикова Русалина | 7 | Обществознание | 40 | Байрамгалина З.И. |
8 | Кашапов Денис | 7 | Обществознание | 30 | Байрамгалина З.И. |
9 | Аскаров Ильнур | 8 | Обществознание | 53,3 | Султанова А.Д. |
10 | Низамова Регина | 8 | Обществознание | 46,7 | Султанова А.Д. |
11 | Кабирова Лиана | 8 | Обществознание | 63,3 | Султанова А.Д. |
12 | Каныгина Татьяна | 8 | Обществознание | 60 | Султанова А.Д. |
13 | Байрамгалина Гульназ | 10 | История | 43,3 | Байрамгалина З.И. |
14 | Султанов Борис | 10 | История | 36,7 | Байрамгалина З.И. |
15 | Каныгин Александр | 10 | История | 33,3 | Байрамгалина З.И. |
16 | Султанов Борис | 10 | Обществознание | 46,7 | Султанова А.Д. |
17 | Байрамгалина Гульназ | 10 | Обществознание | 33,3 | Султанова А.Д. |
18 | Закирова Элиза | 10 | Обществознание | 53,3 | Султанова А.Д. |
19 | Синбаев Владислав | 11 | Обществознание | 30 | Байрамгалина З.И. |
20 | Нургалина Эльмира | 11 | Обществознание | 33,3 | Байрамгалина З.И. |
21 | Биктимерова Елена | 11 | Обществознание | 30 | Байрамгалина З.И. |
Предварительный просмотр:
Номинация: Рабочая программа (фрагмент) учебного предмета «Родной язык» / «Родная литература»/ «Литературное чтение на родном языке» (начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
Тема: Рабочая программа по башкирскому языку и литературе 5-9 классе.
Байрамгалина Земфира Ирековна - учитель башкирского языка и литературы, учитель истории и обществознания МБОУ «Тахталымская средняя общеобразовательная школа» Кунашакского района Челябинской области.
Общий стаж – 28 лет.
Награждена знаком «Отличник образования Республики Башкортостан»
Контакты: телефон 89514333592, Bayramgalina@inbox.ru
Мой сайт: https://nsportal.ru/zemfira-irekovna
Аннотация
Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной образовательной по программы учебному предмету «Родной язык и литература (башкирская)» для 5-11 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения авторов В.И.Хажина, Ф.А.Аккужиной
Программа по башкирскому языку и литературе для 5 – 11 классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта по общему образованию. Эта программа составлена для башкирских детей по родному языку и литературе, получающих образование в общеобразовательных организациях с русским языком обучения в соответствии с Конституцией РФ, Законом о языках народов России, Закон РБ о языках народов РБ.
По учебному плану МБОУ „Тахталымская СОШ” общее число часов по родному ( башкирскому) языку отводится - 208 часов: в 5 - 8 классах по 35часов (1 ч. в неделю, 35 учебных недель) 0,5 на изучение башкирского языка, 0,5 – башкирской литературы.
в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель). 1 ч. на изучение башкирского языка и 1 час – башкирскую литературу.
Башкирские дети, обучающиеся на русском языке, в основном, изучают башкирскую литературу и язык вместе. То есть, работы по содержанию текста, по явлениям языка взаимосвязаны. Поэтому блоки универсальной учебной деятельности имеют место на каждом уроке. Они находят постоянное и последовательное отражение в текстовых вопросах и работах, упражнениях, новостных, теоретических информациях.
Для реализации рабочей программы и получения результатов используется следующий педагогический инструментарий:
-методы: словесные, наглядные, практические, примера, исследовательские (обобщение, анализ, синтез, сравнение и др.);
-формы: индивидуальная (дифференцированная), групповая, коллективная, круглый стол, викторина, дискуссия (дебаты), экскурсии, посещение музеев.
-педагогические технологии: проектная деятельность, учебно- исследовательская деятельность, игровая, проблемно-диалогическое обучение, коллективно-творческая деятельность, информационно- коммуникационные.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
«Башкирский язык”, 5 класс (авторы: В.И.Хажин, А.А. Вилданов) | |
«Башкирский язык”, 6 класс (авторы: В.И.Хажин, А.А. Вилданов) | |
«Башкирский язык», 7 класс (авторы: В.И.Хажин, А.А. Вилданов) | |
«Башкирский язык», 8 класс (авторы: В.И.Хажин, А.А. Вилданов) | |
«Башкирский язык», 9 класс (авторы: В.И.Хажин, А.А. Вилданов) |
Пояснительная записка
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
-понимание того, что башкирский язык, башкирская литература являются основной национально-культурной ценностью башкирского народа;
-уважительно относиться к родному языку, понимать, что он ничем не хуже других языков, сохранить его как явление национальной культуры, стремиться к усовершенствованию речевой культуры;
-создавать потребность в чтении литературы на башкирском языке;
-усвоить грамматические средства, создать достаточный запас слов для полной передачи своих чувств, пожеланий, идей в процессе общения;
Метапредметные результаты:
-усвоение всех видов речевой деятельности;
-правильное понимание сути услышанных и прочитанных информаций;
-прослушав разностилевые и разножанровые тексты, правильно понять
-уметь находить из разного рода источников (литература, СМИ,
интернет) нужную информацию, уметь работать со справочными материалами;
-уметь находить материал, соответствующий теме, ее систематизация, их анализ и выбор;
-сравнивать разные стили речи с позиции содержания, стилистических особенностей, употребления средств языка, уметь давать оценку;
-уметь рассказывать прочитанный или прослушанный текст на разных уровнях (полный, сокращенный, в форме плана);
-записав свою мысль, уметь красиво и свободно ее выражать;
-сохранив башкирский речевой этикет, уметь присоединяться к разговорам, беседам с разными людьми и в разных условиях;
-уметь давать оценку своей речи (письменному тексту и пересказу), исправлять, усовершенствовать, редактировать;
-уметь выступать перед аудиторией;
-уметь сравнивать знания, полученные по башкирскому языку и литературе, со знаниями по русскому языку и литературе (межпредметный уровень), анализировать.
Предметные результаты:
-получать понятия о том, что язык имеет основные функции, башкирский язык является национальным языком башкирского народа, язык неотрывен от культуры;
-получить знания о том, что родная литература имеет свое место в жизни башкирского народа, ее общность с литературами других народов, ее особенностей;
-усвоение научной информации о родном языке, понимание взаимосвязи их единиц и уровней между собой;
-усвоение лексики и фразеологии башкирского языка, орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм;
-знание норм этикета речи;
-знать единицы языка, грамматические категории и их анализ, правильно и к месту применять единицы языка;
-уметь делать анализы различного типа слов, словосочетаний, предложений (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический), уметь их сравнивать с русским языком;
-понимание в речевой практике возможностей грамматической синонимии, лексической синонимии, уметь их правильно применять;
-уметь сравнивать литературно-теоретические понятия с аналогичными из русской литературы, определять их похожие и отличительные черты, выявлять оригинальные стороны;
-уметь оценивать эстетические функции родного языка при анализе литературных текстов.
Основное содержание учебного предмета
Раздел 1. День знаний. (7 часов)
Башкирская литература. 1 сентября - День знаний, беседа о профессии учителя, чтение стихов, слушание песен и просмотр фильма. Усвоение содержания литературных произведений, анализ. Характеризация героев произведений, выявление важных мест в тексте, уточнение моральных проблем и особенностей языка и композиции, составление плана, сбор материала по теме сочинения. Объяснение особенностей жанра литературного произведения и сравнение его с другими, поиск в тексте выразительных средств языка и уточнение их роли, объяснение знаний непонятных слов, пересказ содержания, обобщения и систематизация полученных знаний, закрепление знаний и навыков, развитие творческой деятельности и воспитание патриотических чувств. Прививать учащимся навыки выразительно чтения, применение навыков проектирования.
Башкирский язык. В начале года в каждом классе организуется повторение пройденного. Фонетика. Специфические звуки башкирского языка. Морфология. Глаголы повелительного наклонения. Синтаксис простого предложения. Взаимная связь слов. Языковые материалы изучаются в тесной взаимосвязи с литературным произведением.
НРЕО. Делиться впечатлениями о новом учебном годе, о первом звонке, беседа о профессии учителя. Разговор о летнем отдыхе.
Раздел 2. Родной язык ( 11 часов)
Башкирская литература. Обмен мнениями о месте башкирского языка среди тюркских языков, красоте языка, его особенностях. Обращение к произведениям искусства, прославляющим величие родного языка. Слушание песен, чтение легенд, произнесение пословиц-поговорок и загадок. Усвоение идейно-тематического содержания литературных произведений о башкирском языке, уточнение значений непонятных слов, обогащение словарного знания, давать характеристику образу родного языка и другим образам. Уточнение выразительных средств, возвышающих образ родного языка, определение композиции, особенностей жанра. Прочитать стихи о родном языке поэтов - представителей других наций и остальные стихи, выполнить проектную работу.
НРЕО. Знакомство с творчеством поэтов и писателей, выходцев из Кунашакского района и Челябинской области.
Раздел 3. Башкортостан. (20 часов)
Башкирская литература. При изучении литературных произведений о Башкортостане опереться на богатый фактический материал. Знакомство с картой Башкортостана, историческими книгами, кинофильмами, аудиозаписями, теле - радиопередачами, выполнение проектных работ.
Башкирский язык. Повторение гласных звуков башкирского языка. Найти и объяснить второстепенные члены предложения: однородные и неоднородные определения, дополнения (прямое и косвенное дополнение). Дать их определения. Выполнение упражнений, найти в текстах определения и дополнения, прокомментировать их. Применить их в устной и письменной речи. Выполнять устные и письменные творческие работы.
НРЭО. История образования Кунашакского района. Экономическая, культурная взаимосвязь Башкортостана и Челябинской области.
Раздел 4. Дружба. (17 часов)
Башкирская литература. Усвоение содержания произведений о дружбе, родстве, верности и объяснения величия дружбы. Дать характеристику основным героям произведения, уточнение выразительно-описательных средств языка, структуру произведения, его жанра. Провести беседу о дружбе между представителями разных наций, взрослыми и детьми, людьми и животными, привести аргументы из прочитанных текстов, жизни. Просмотреть кинофильмы, спектакли, произведения изобразительного искусства и обменяться мнениями. Слушание песен, чтение пословиц и поговорок, выполнение разных творческих и проектных работ.
Башкирский язык. Дать определения глаголам условного наклонения, наклонения намерения, разрядам глагола, имени действия, выполнение упражнений. Ответить на вопросы по теме «Синтаксис».
НРЭО. Наш регион – многонационален. В нем проживают разные народы у каждого своя культура, история, традиции. Много детей из смешанных семей. Провести беседу о дружбе между представителями разных наций, взрослыми и детьми, людьми и животными.
Раздел 5. Времена года. (11 часов)
Башкирская литература. Усвоение идейно-тематического содержания произведений о временах года. Определите темы произведений, их проблемы, анализ системы образов, обратить внимание на средства создания образа, раскрыть идею. Усвоение средств и приемов повествования и описания в текстах об осени, зиме, весне, лете. Усовершенствовать навыки выразительного чтения, слушание аудиозаписей. Прочитать произведения русских писателей о природе, животных, сравнить их и обменяться мнениями.
Опираясь на литературные произведения, дать знания по теории литературы. Дать определение об оживлении, закрепить его на основе примеров, выполнить разноплановую работу и упражнения. Из изученных текстов найти примеры на оживление.
Организовать экскурсии, выполнить творческие работы, опираясь на наблюдения о природе. Используя навыки проектирования, научить обучающихся давать справки о разных птицах и зверях, растениях. Выполнение творческих работ по произведениям изобразительного искусства выдающихся художников.
Башкирский язык. Усвоение отрицательных форм глагола, строение предложения, междометий. Повторение пройденного материала по темам “Главные члены предложения” и “Второстепенные члены предложения”. Выполнение разнохарактерных упражнений, работ. Найти из изученных текстов отрицательные формы глагола, примеры на междометия, главные и второстепенные члены предложения, проверка их структуры.
НРЭО. Провести беседу, опираясь на тексты о таких праздниках, как праздник осеннего изобилия, новый год, сабантуй и сбор урожая, снегозадержания, сенокосы и коллективная помощь (т.е. өмә).
Раздел 6. Башкирское народное творчество. (29 часов)
Башкирская литература. Научиться узнавать, определять виды, применять в устной и письменной речи, уметь применять в жизни малые жанры народного творчества – пословицы, загадки. Научить обучающихся узнавать типы сказок по их особенностям и при общении использовать элементы, присущие сказке. Научить уточнять и понимать художественные приемы сказки, мораль и композиционные части. Усвоение терминов, присущих народному творчеству, и применение их в учебном процессе, овладение навыками рассказа и монологической речи, умение ставить познавательную цель. Применение инфомационно-поискового метода.
Научить умению узнавать виды народных рассказов, песен, такмаков, кубаиров, баитов, пониманию и уточнению их специфических особенностей, анализу с позиции идейно-тематических, проблемных позиций, давать характеристику образам. Уточнение особенностей исполнения песен и такмаков (т.е. башкирских частушек). Разговор о башкирском песенном творчестве и исполнителях башкирских народных песен, слушание аудиозаписей народных песен и современных песен, обмен мнениями. Кубаирский стиль, манера напевания мелодии, кубаиры в произведениях сэсэнов. История происхождения баитов.
НРЭО. Встреча со старожилами села, сбор фольклорных материалов и изучение собранного материала.
Раздел 7. Древняя литература. (8 часов)
Башкирская литература. Изучение древнетюркских письменных памятников, шежере (т.е. родословных), творчество сэсэнов (т.е. сказителей), образцов древней литературы: знакомство с творчеством Салавата Юлаева, Мифтахетдина Акмуллы. Усвоение содержания произведений, раскрытие образов и идей.
Обогащение словарного запаса. Прослушивание эйтешов (т.е. стихотворных состязаний) по аудиозаписям и обмен мнениями. Просмотр фильмов, исторических документов, спектаклей о Салавате Юлаеве и Мифтахетдине Акмулле, обмен мнениями. Дать информацию о поставленных им памятникам. Разговор об авторе памятника Салавату Юлаеву Сосланбеке Тавасиеве. От теории литературы к определению понятий: жанр кисса (т.е. повествование, легенда), архаизм, варваризм, неологизм.
Башкирский язык. Дать понятие о разрядах местоимения. Повторение тем “Глагол”, “Синтаксис”, “Слово” и “Предложение”. Усвоение тем, касающихся различения односоставных, распространенных и нераспространенных предложений, обстоятельств, членов предложения. Выполнение упражнений, творческих работ.
НРЭО. Рассмотрение разновидностей древа шежере. Работа по изучению истории семьи и составлению шежере своего рода. Нарисовать герб семьи.
Раздел 8. Салават батыр. (7 часов)
Башкирская литература. Подробное знакомство с биографией Салавата Юлаева, историческая справка о его воспитании под руководством отца. Чтение исторической информации и документов, изучение и беседа о пребывании Юлая Азналина и Салавата Юлаева в крепости Рогервик. Усвоение содержаний произведений, уточнение их идей, изучение средств описания образа Салавата Юлаева и сравнение с другими произведениями.
Просмотр историко-документальных и художественных фильмов о Юлае Азналине и Салавате Юлаеве, спектаклей, прослушивание песен и обмен мнениями.
Выполнение творческих и проектных работ на тему “Салават Юлаев в фольклоре, литературе, искусстве”, проведение мероприятий.
Башкирский язык. Объяснить случаи обособления членов предложения друг от друга, выполнение упражнений, творческих работ, заданий.
НРЭО. Участие жителей нашей местности в Крестьянской войне 1773-1775 годах.
Раздел 9. Судьба женщин. (7 часов)
Башкирская литература. Усвоение содержания произведений, увеличение запаса слов, уточнение основной идеи. Дать полную характеристику образу матери, оценить место матери в семье, обществе. Обмен мнениями о проблеме родителей и детей в современном обществе, выводы по проблеме. Прослушивание песен о матерях, чтение пословиц и поговорок и объяснение их значения в связи с жизнью. Просмотр произведений искусства, посвященных матери, беседа и выполнение разного типа творческих и проектных работ. Изучение законов, защищающих и охраняющих материнство. Просмотр спектаклей, кинофильмов о семье, матери и ее жизни и судьбе, организация обмена мнениями.
Башкирский язык. Дать понятие об односоставных предложениях и двусоставных предложениях. Определение грамматических особенностей односоставных предложений, определенно-личных предложений, обобщенно-личных предложений, неопределенно-личных предложений, безличных предложений, назывных предложений, полных и неполных предложений. Закрепление теоретических знаний путем выполнения упражнений, работ. Повторение пройденного по теме “Двусоставные и односоставные предложения”.
Раздел 10. Вечный огонь. (8 часов)
Башкирская литература. Беседа о Дне Победы. Дать историческую справку о Великой Отечественной войне. Обмен мнениями о Георгиевской ленте, памятнике Неизвестному солдату. Освоение содержания произведений, посвященных военной теме и Дню Победы, анализ системы образов. Уточнение средств и приемов описания образа Солдата-воина. Работа над поэтикой произведения. Выполнение упражнений по выразительному чтению. Воспитание патриотических чувств. Просмотр историко-документальных, художественных фильмов, спектаклей, посвященных теме войны. Организовать беседу об участии «Бессмертного полка» на параде Победы. Организовать заочную экскурсию по местам боев. Прослушать песни, посвященные теме войны и Дню Победы, выполнить проектные работы.
Башкирский язык. Дать определение категории отрицания в башкирском языке. Выполнение упражнений.
НРЭО. Беседу об участии «Бессмертного полка» на параде Победы. Организовать заочную экскурсию по местам боев. Знакомство с биографией и героическим подвигом земляков - Героев Советского Союза.
Прослушать песни, посвященные теме войны и Дню Победы, выполнить проектные работы.
Раздел 11. История. (26 часов)
Башкирская литература. Усвоение содержания произведений, отражающих славную историю башкирского народа, раскрытие проблем, идей. Обогащение словарного состава терминами, имеющими отношение к старинной, военной службе. Дать характеристику образам. Дать информацию путем просмотра исторических фильмов, ознакомления с историческими документами об исторических личностях, руководителей восстаний, башкирских полководцах. Дать объяснения с точки зрения теории литературы понятиям жанров хитап, повесть, роман.
Башкирский язык. Дать понятие имена существительному, нарицательным и собственным именам. Усвоение изменения имени существительного по числам и лицам, словообразованию, склонение по падежам. Усвоение синтаксиса сложного предложения, сложносочиненного предложения, союзного и бессоюзного сложносочиненного предложения. Выполнение упражнений, творческих проектов.
НРЭО. Провести беседу об участии дедов-отцов в защите своей Родины, борьбе за свободу. Участие жителей региона в Отечественной войне 1812 года, в Гражданской войне, в Афганистане, в локальных конфликтах и т.д.
Раздел 12. Башкирские национальные блюда, обычаи, праздники. (6 часов)
Башкирская литература. Усвоение содержания произведений про башкирские народные традиции и национальные блюда, раскрытие идей. Обогащение словарного состава, анализ системы образов. Выполнение творческих и проектных работ.
Просмотр видеозаписей, кинофильмов про башкирские народные традиции и национальные блюда и сравнение их с описанными в литературных произведениях.
Беседа о лечении кумысом в Башкортостане известных личностей А.П.Чехова и Л.Н.Толстого, выполнение проектной работы.
Башкирский язык. Выполнение работ по теме «Сложносочиненное предложение» и ответы на вопросы. Дать определение сложноподчиненного предложения, усвоение его грамматических категорий, выполнение упражнений творческих работ.
НРЭО. Ознакомление с сохранившимися в памяти народа обычаями, передающимися из поколения в поколение, и организация беседы на эту тему.
Ознакомление с башкирскими национальными блюдами. Составление справок по их приготовлению.
Раздел 13. Вежливость, мораль. (4 часа)
Башкирская литература. Усвоение содержания произведений, отражающих темы вежливости и морали. Обогащение словарного состава. Анализ содержания, воспитание положительных качеств у обучающихся на примере положительных героев. Посмотреть фильмы о вежливости, морали, поведении, совести, обмен мнениями, проведение диспута, выполнение проектных работ.
Башкирский язык. Дать определение обособлению второстепенных членов предложения, выполнение упражнений.
Раздел 14. Народные поэты и писатели Башкортостана. (8 часов)
Башкирская литература. Знакомство с жизнью и творчеством народных поэтов и писателей Башкортостана. Посмотреть о них теле-, радиопередачи, документальные фильмы, чтение творческих портретов, написанные учеными. Узнать истории написания литературных произведений, анализ их содержания, уточнение темы, идеи, характеристика образов. Увековечивание имен поэтов и писателей: дать информацию об их музеях, произведениях, изобразительного искусства, выполнить проектные работы.
Башкирский язык. Дать определение разрядам имени числительного и изменению имен существительных, выполнить творческие работы.
НРЭО. Знакомство с творчеством наших земляков поэтов Мухамедьярова Хая, Кадыра Даяна, Галимова Саляма и Рамазана Шагалеева.
Раздел 15. Искусство. (3 часа)
Башкирская литература. Усвоение идейно-тематического содержания литературных произведений о курае. Дать характеристику образу курая. Прослушать легенды о курае. Ознакомление с известными и выдающимися в республике кураистами. Прослушать мелодию курая в исполнении Юмабая Исянбаева, Ишмуллы Дильмухаметова, Азата Аиткулова. Посмотреть о них исторические документы, кинофильмы, фотоснимки. Обмен мнениями о школе курая мастеров искусств. Обмен мнениями о конкурсах, посвященных мастерам искусств и их творчеству. Заочное путешествие по музеям мастеров искусств, выполнение творческих работ. Найти сведения о растении курае, составление справки.
Усваиваем понятие о литературоведении. Прочитать определения из трудов К. Ахметьянова, Г. Хусаинова, выполнить проектную работу.
Башкирский язык. Дать определение видам придаточных предложений. Для усвоения каждого их вида следует выполнить упражнения, работы.
Раздел 16. Уфа. (2 часа)
Башкирская литература. Дать историческую справку о столице – Уфе. Дать информацию об архитектуре города, очагах культуры, населении, памятных местах. Посмотреть об Уфе историко-документальные фильмы, усвоение посвященных ей песен, легенд и т.д., выполнить проектную работу.
Башкирский язык. Дать определение качественным и относительным прилагательным и выполнить упражнение.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
- выразительно читать прозаические и поэтические произведения;
- пересказывать небольшие эпические произведения;
- переводить предложенный текст с русского на башкирский, с башкирского на русский;
- читать наизусть 9-11 стихотворений;
- различать эпические, лирические и драматические произведения;
- давать полные ответы на вопросы;
- выражать свое отношение к прочитанным произведениям;
- различать тексты разговорного характера, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- использовать различные виды диалога;
- употреблять формы слов различных частей речи;
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- делить слова на морфемы;
- пользоваться словарями.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира,
- осознания места и роли родного и изучаемого государственного языка в этом мире;
- приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные,
- ознакомления представителей других стран, республик с культурой своего народа;
- осознания себя гражданином своего района, области, страны и мира.
Система оценки достижения планируемых результатов
Виды письменных работ:
- Разные типы письменных упражнений по башкирскому языку (вставить пропущенные буквы, переписать текст, вставляя пропущенное слово, списывание текста и т.д. );
- Выполнение творческих работ
- Переводы текстов с башкирского на русский язык и наоборот;
- Работа с текстом, разделить текст на части, озаглавить, составление плана, перессказ текста по плану;
Шкала перевода тестовых баллов в отметку
Качество освоения | Уровень достижений | Отметка в балльной шкале |
80 - 100% 60 - 80% 40 - 60% 0 - 40% | высокий повышенный средний ниже среднего | «5» «4» «3» «2» |
Тематическое планирование.
5 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ | Кол-во контрольных работ |
1. | День знаний. | 1 | ||
2. | Родной язык. | 1 | ||
3 | Башкортостан. | 3 | ||
4 | Дружба. | 5 | 1 | |
5 | Времена года | 4 | ||
6 | Башкирское народное творчество | 9 | 1 | 1 |
7 | Судьба женщины | 2 | ||
8 | Вечный огонь. | 2 | ||
9 | История. | 4 | ||
10 | Вежливость, мораль. | 2 | ||
11 | Народные поэты и писатели Башкортостана. | 1 | 1 | |
Итоговое повторение | 1 | 1 | ||
Итого | 35 | 4 | 2 |
6 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ | Кол-во контрольных работ |
1. | День знаний. | 1 | ||
2. | Родной язык. | 3 | ||
3 | Башкортостан. | 2 | 1 | |
4 | Дружба. | 3 | ||
5 | Башкирское народное творчество | 7 | 1 | |
6 | Древняя литература | 4 | ||
7 | Салават батыр | 1 | ||
8 | История. | 7 | ||
9 | Башкирские национальные блюда, обычаи, праздники | 3 | 1 | |
10 | Народные поэты и писатели Башкортостана. | 2 | ||
11 | Уфа | 2 | 1 | |
Итого | 35 | 4 | 2 |
7 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ | Кол-во контрольных работ |
1. | День знаний. | 1 | ||
2. | Родной язык. | 3 | 1 | |
3 | Башкортостан. | 2 | ||
4 | Дружба. | 4 | ||
5 | Времена года | 3 | ||
6 | Башкирское народное творчество | 12 | 1 | |
7 | Судьба женщины | 2 | ||
8 | История. | 4 | 1 | |
9 | Башкирские национальные блюда, обычаи, праздники | 2 | 1 | |
10 | Народные поэты и писатели Башкортостана. | 2 | 1 | |
Итого | 35 | 3 | 2 |
8 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ | Кол-во контрольных работ |
1. | День знаний. | 3 | ||
2. | Родной язык. | 1 | ||
3 | Башкортостан. | 4 | ||
4 | Дружба. | 1 | 1 | |
5 | Времена года | 4 | ||
6 | Башкирское народное творчество | 1 | ||
7 | Салават батыр | 6 | 1 | |
8 | Судьба женщины | 1 | ||
9 | Вечный огонь | 2 | ||
10 | История. | 8 | 1 | |
10 | Вежливость, мораль | 2 | ||
11 | Народные поэты и писатели Башкортостана. | 2 | 1 | |
Итого | 35 | 2 | 2 |
9 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ | Кол-во контрольных работ |
1. | День знаний. | 1 | ||
2. | Родной язык. | 3 | 1 | |
3 | Башкортостан. | 9 | ||
4 | Дружба. | 4 | 1 | |
5 | Древняя литература | 4 | ||
6 | Судьба женщины | 2 | ||
7 | Вечный огонь | 4 | ||
8 | История. | 3 | 1 | |
9 | Башкирские национальные блюда, обычаи, праздники | 1 | ||
10 | Народные поэты и писатели Башкортостана. | 1 | ||
11 | Искусство | 3 | 1 | |
Итого | 35 | 2 | 2 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема раздела, учебного занятия | НРЭО | Кол. часов | Домашнее задание | |||
Башкирский язык | Башкирская литература | ||||||
Раздел 1. День знаний. (1 час) | |||||||
1 | Фонетика. | С.Муллабаев «Радостное утро» | Беседа о летнем отдыхе. | 1 | Стр 3, 4 | ||
Раздел 2. Родной язык. ( 1 час) | |||||||
2 | Специфические звуки башкирского языка. | Б.Бикбай «Родной язык» | 1 | Стр 5, 26, 35 | |||
Раздел 3. Башкортостан. (3 часа) | |||||||
3 | Гласные звуки башкирского языка. | А.Ягафарова «Доброта» | 1 | Стр 46-49 | |||
4 | Обозначение буквы Вв трех звуков: [ в], [у ], [ү ]. | Н.Аминева «Родная земля», «Родная земля» (кубаир) | 1 | Стр 50-52 | |||
5 | Звуки [йэ], [йу], [йа] и правописание букв Ее, Юю, Яя. | Р.Нигмати «Красивые берега Агидели» | Озера нашего района | 1 | Стр 57 | ||
Раздел 4. Дружба. (5 часов) | |||||||
6. | Фонетический разбор слов. | А.Ягафарова «С дружбой не шутят» | 1 | Стр 73 | |||
7. | Словарный диктант | Ф.Мухаметьянов «Интересное слово», Р.Гарипов «Яблоко» | 1 | Стр 76, 81 | |||
8 | Лексика | Ф.Исянгулов «Улыбка» | 1 | Стр 77-80 | |||
9-10 | Понятие о синонимах. | С.Агиш «Турыкай» | 2 | Стр 252-255 | |||
Раздел 5. Времена года (4 часа) | |||||||
11 | Понятие о антонимах | Н.Идельбай. «Времена года», Р.Гарипов «Журавли» | 1 | Стр 28, 29 | |||
12 | Понятие о антонимах | Ф.Исянгулов «Мост Хамита» | Топонимические легенды села. | 1 | Стр 35 | ||
13 | Понятие о омонимах. | С.Алибаев «Зима», В.Ахмадеев «В зимнем лесу» | 1 | Стр 97, 102 | |||
14-15 | Фразеологизмы в башкирском языке. | Н.Мусин «Косули» | 2 | Стр 99 | |||
Раздел 6. Башкирское народное творчество (9 часов) | |||||||
16 | Контрольное списывание. | Народное творчество. Понятие о загадках, пословицах | 1 | Стр 124, 147 | |||
17-18 | Творческая работа | Сказки. «Аминбак» | Сбор фольклорного материала | 2 | Стр 7 -9 | ||
19-20 | Слог. Открытый и закрытый слог. Перенос слов | «Акъял батыр» | 2 | Стр 14-20 | |||
21-22 | Ударение в башкирском языке. | «Камыр батыр» Понятие о сказках. | 2 | Стр 108 - 122 | |||
23-24 | Изложение. Работа над ошибками | «Каман с Саман» | 2 | Стр 128 | |||
Раздел 7. Судьба женщины (2 часа) | |||||||
25 | Словообразование в башкирском языке. | Ф. Мухаметьянов «Руки моей мамы». | 1 | Стр 172 | |||
26 | Словообразование в башкирском языке. | Г.Аллаяров «Полотенце». | 1 | Стр 177-178 | |||
Раздел 8. Вечный огонь. (2 часа) | |||||||
27 | Окончания слов, образующие новые слова. | А.Игибаев «День Победы», Р.Нигмати «Слава победителям». | Барый Султанов – Герой Советского Союза нашего села | 1 | Стр 228, 235 | ||
28 | Окончания слов, изменяющие слова. | В.Исхаков «Медаль и мальчик». | 1 | Стр 237-238 | |||
Раздел 9. История. (4 часа) | |||||||
29 | Состав слова. | А.Аминев «Хлеб». | 1 | Стр 168-169 | |||
30 | Корень слова. | Д.Буляков «Израненная книга». | 1 | Стр 148-150 | |||
31 | Производное слово. | Г.Рамазанов «Письмо моего брата», Т.Мулдагалиев «Мой папа». | 1 | Стр 154, 165 | |||
32 | Сложное слово. | М.Карим «Слава – это не отцовская шапка». | 1 | Стр 162-163 | |||
Раздел 10. Вежливость, мораль. (2 час). | |||||||
33. | Морфологический разбор слов. | М.Гафури «Кто съел овцу?» (басня). Л.Толстой «Два товарища» (басня). Понятие о басне. | 1 | Стр 257, 260 | |||
Раздел 11. Народные поэты и писатели Башкортостана. (1 час) | |||||||
34 | Контрольный диктант | М.Карим «Когда Дед Мороз был маленьким», З.Биишева «Жизнь – это труд» | 1 | Стр 103-104, 125 | |||
35 | Повторение пройденных тем | Повторение пройденных тем | 1 |
Контрольно - измерительные материалы.
Контрольная работа по теме: «Имя существительное» 5 класс
1. Экскурсия... барып күп нимәләр белдем. Вместо точек какой аффикс ставится?
а) - ға б) -ығыҙ в) - лар г) аффикс не ставится
2. Часть речи, обозначающая признак действия, отвечают на вопросы как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени? и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия:
а) междометие б) наречие в) предлог г) глагол
3. Какие из этих местоимений определительные:
а) һәр, һәр кем, һәр береһе б) кем, нимә, ниндәй
в) был, ошо, шул г) минең, һинең
4. Самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?-…это
а) местоимение б) числительное в) наречие г) прилагательные
5. Самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кем?», «нимә?».
а) местоимение б) имя существительное в) наречие г) прилагательные
6. Укажите служебную часть речи?
а) наречие б) частица в) местоимение г) глагол
7. Самая крупнейшая река Башкортостана:
а) Белая б) Нугуш в) Уфимка г) Дема
8. Найдите слово в винительном падеже:
а) күгәрсенде б) әбейгә в) әсәйгә г) баланан
9. Найдите аффиксы родительного падежа падежа:
а) -тың/-тең, -дың/-дең б) -ға/-гә, -kа/-кә
в) -нан/нән г) нулевое окончание
10. При помощи окончаний –ау какие числительные образуются?
а) порядковые б) разделительные в) приблизительные
г) собирательные д) дробные
11. Какие разряды имеют числительные в башкирском языке?
а) количественные, порядковые, делительные, приблизительные, собирательные, дробные;
б) количественные, порядковые, разделительные, приблизительные, собирательные, дробные;
в) количественные, порядковые, разделительные, приблизительные, касательные, дробные.
12. Какой части речи относится слово укыйым:
а) местоимение б) наречие в) глагол г) прилагательное
Ответы на тесты по теме «Имя существительное»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
а | б | а | б | а | б | а | а | а | г | б | в |
Контрольная работа по теме : «Главные члены предложения» 5 класс
1. Сколько падежей в башкирском языке?
а) 6 б) 12 в) 8 г) 7
2. Какие из этих числительных собирательные:
а) биш, ун ете б) берәү, икәү в) алтышар, унар г) икеле, бишле
3. Назови окончания множественного числа:
а) лар/ләр, тар/тәр б ма / мә в) ған / гән г) мы / ме
4. В каком районе родился М.Карим?
а) Каридельский б) Шишминский в) Аургазинский г) Белебейский
5. В каком ряду слова отвечают на вопрос нимә?
а) айыу, мышы, болан б) апай, атай, олотай
в) Айнур, кеше, Батыр г) нет правильного ответа
6. Выберите существительные, образующие множественное число с аффиксами –тар/тәр:
а) компьютер, ил б) карауат, итек в) машина, трамвай г) сәскә, тау
7. Выберите существительные, образующие множественное число с аффиксами –дар/дәр:
а) урам, кейем б) итек, болот в) ручка, бармаk г) атай, апай
8. Найдите слово в предложном падеже:
а) күгәрсендең б) әбейгә в)әсәйгә г) баланан
9. Найдите аффиксы дательно-направительного падежа:
а) -тың/-тең, -дың/-дең б) -ға/-гә, -kа/-кә в) -нан/нән г) нулевое окончание
10. Какую категорию не имеет глагол:
а) лицо б) время в)падеж г) наклонение
Ответы на тесты по теме «Главные члены предложения»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | б | а | б | а | б | а | г | б | в |