Статья: "Изучение разделительных знаков препинания между главным и придаточным предложением на уроках русского языка как средство подготовки к ОГЭ".
Из опыта работы учителя русского языка и литературы в школе для детей с девиантным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя русского языка и литературы в школе для детей с девиантным поведением.
Изучение разделительных знаков препинания между главным и придаточным предложением на уроках русского языка как средство подготовки к ОГЭ.
Учащиеся 9-х классов СОШ №2 испытывают определенные трудности в обучении. Во многом это касается русского языка. Усвоение грамматического и синтаксического материала учащимися очень затруднено в связи с низким уровнем учебной мотивации, низкой работоспособностью, недоразвития отдельных моментов восприятия, памяти, мышления, а также педагогической запущенности вследствие неблагоприятных условий предшествующего развития подростков. Все учащиеся имеют слабую подготовку: низкие пунктуационные и орфографические грамотности, низкая скорость чтения у ряда учащихся, отсутствие навыков последовательной, логически верно выстроенной передачи повествовательного текста, слабое владение монологической речью. Вопросы синтаксиса, пунктуации, а именно разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложением являются одним из камней преткновений в подготовке учащихся к ОГЭ.
Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе составлено на основе *Программы…*
Тема «Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложением» входит в раздел «Сложные предложения».
До изучения этой темы учащиеся пополняли свои знания о сложносочиненном предложении и знаках препинания в нем. Трудности при изучении раздела программы «Сложные предложения» заключаются в том, что учащиеся не умеют находить границы частей сложного предложения, а значит не могут верно расставить знаки препинания. Содержание учебного материала соответствует государственному стандарту. В ходе работы над темой решались задачи образовательные (формирование умений):
- Находить главные и придаточные предложения.
- Определять место придаточного предложения, средства его связи с главным.
- Формировать навык постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
- Повторить орфографию.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношения к языку, уважение к традициям русской языковой культуры; нравственным устоям; нравственное воспитание.
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Активизировать мыслительную деятельность.
- Развивать коммуникативные и творческие способности.
- Совершенствовать культуру речи учащихся.
Для работы над этой темой учителем был подобран оптимальный объем материала с учетом потребностей, склонностей учащихся. Была поставлена учебная задача перед ребятами: выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения частей СПП и условия их постановки. Тем самым формируется навык пунктуационной грамотности.
Сделать вывод:
- Какой знак препинания чаще всего употребляется на стыке частей СПП?
- Выяснить условия, когда он ставится и когда не ставится?
Предложения для исследования берутся из пройденного по литературе материала (например, романа «Евгений Онегин» и др.)
- «Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок»
- «Обратите внимание и на то, что он сделал, и как он это сделал».
- «Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты»
- «Она дала ему три карты, с тем чтоб он поставил их одну за другой»
- «Нам придется выйти пораньше, особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб»
Учащиеся переписывают предложения в тетрадь, расставляют знаки препинания, вместе с учителем составляют схемы предложений.
Общими усилиями озвучивается полученный результат и составляется таблица.
Составленная таблица:
Сложноподчиненное предложение.
Основной знак-запятая.
Ставится | Не ставится | Переносится |
[ ], ( ). | [ ] и (ни) ( )… | [ ], (особенно если). |
[..,( ),…] | Или другой сочинительный союз | [ ], составной союз ( ). |
( ),[ ] | [общая часть], ( ) и ( ). | Из-за того что; потому что; так как |
При изучении этой темы учащиеся с помощью учителя делают вывод, заполняют таблицу, которая войдет в копилку «карточек-помощников» учащихся при изучении других тем о сложных предложениях.
Образцы карточек-помощников.
Основные виды сложных предложений.
СП Сложные предложения
ССП Сложносочиненные предложения
БСП Бессоюзные сложные предложения
Знаки препинания.
Разделительные | Выделительные | Отделительные |
Служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами, в сложном - для разделения простых | Служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь. , - «» ! () | Служат для оформления отдельного предложения как законченного. . ? ! … |
После проработки этой темы учащиеся выяснили, что для разделения частей СПП употребляется запятая, при каких условиях она ставится. Таким образом, работая над этой темой, учащиеся повысили свою пунктуационную грамотность, закрепили умение находить части сложноподчиненного предложения. Задания, подбираемые учителем для учащихся, носят репродуктивный и частично-поисковый характер, формируются так, чтобы выявить субъективный опыт ученика по данной теме.
Для лучшей работоспособности учащихся в классе всегда поддерживается хорошая психологическая атмосфера. На занятиях часто присутствуют школьные психологи, чтобы в случае нужды оказать посильную поддержку. При выполнении разбора предложений и устных ответах на вопросы развиваются коммуникативные способности учащихся. В случаях непредвиденной ситуации подготавливаются запасные «методические ходы»: дополнительное использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения учащихся в учебную работу.