Наименование раздела | Неделя, № темы | Тема | Задачи |
1. Здравствуй, осень золотая. | 1 | «Скинуло кафтан зеленый лето».
Работа со звуком [а] | - Формировать понимание взаимосвязи в природных явлениях.
- Признаки осени.
- Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.
- Организация систематических наблюдений сезонных явлений природы.
- Воспитание эстетического отношения к природным явлениям.
|
2 | «Что летом родится – зимой пригодится».
Работа со звуком [у] | - Вершки да корешки.
- Дать понятие, что всему свое время (сбор грибов, ягод, овощей, фруктов), воспитание экологического поведения.
- Обратить внимание на характерные признаки: цвет, вкус, форму.
- Где и как растут, что из них готовят.
- Обобщающие слова.
|
3 | «У кого хлеб родится, тот всегда веселится».
Работа со звуками [а], [у]. | - Хлеб – гордость земледельца.
- Почему хлеб нужно беречь?
- Какое значение имеет хлеб для всех людей?
- Как много людей разных профессий трудятся над его появлением?
- Обратить внимание на его вкус, запах, из чего его пекут.
- Рассмотреть зерно, муку.
- Поговорить о труде земледельцев, которые выращивают хлеб.
|
4 | «Во саду ли, в огороде».
Работа со звуком [о]. | - Осенняя ярмарка.
- Сад-огород (обобщение).
- Дать представление о народной медицине и экологически чистом питании.
- Формировать привычку к здоровому образу жизни.
- Закрепить знания детей о многообразии огородных и садовых культур и профессиях, связанных с ними (овощевод, садовод, земледелец, тракторист и т.д.).
|
5 | «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полозе не любит».
Работа со звуком [и] | - Человек, одежда, обувь, головные уборы.
- Обратить внимание на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде.
- Почему в разные сезоны люди носят разную одежду; материал, из которого она изготовлена.
- Закрепить названия деталей одежды.
|
6 | «Поздняя осень. Изменения в природе».
Работа со звуками [а], [у], [о], [и].
| - Беседа о характерных признаках октября.
- Состояние лиственных деревьев (наличие и окраска листвы).
- Формировать умение видеть красивое в природе; высказывать свои мысли.
- Рассказ о празднике Покров.
|
7 | «Дом. Мебель».
Работа со звуком [п]. | - Расширять кругозор детей об окружающем мире; учить ориентироваться в пространстве.
- Рассмотреть жилые дома (одноэтажные, многоэтажные, деревянные, каменные).
- Домашний адрес.
- «Экскурсия» по квартире (сколько комнат, для чего они нужны); мебель, ее особенности, предназначение.
|
8 | «Человек и природные богатства».
Работа со звуком [б]. | - Формировать общее представление об использовании человеком природных богатств: дерева, руды, камня, воды, песка.
- О применении этих материалов в хозяйственной деятельности человека, о труде взрослых, связанном с обработкой этих материалов.
- Воспитывать бережное отношение к миру вещей и природным богатствам земли.
|
9 | «Домашние животные. Домашние птицы».
Работа со звуками [п], [б]. | - Формировать представления детей о домашних птицах и животных.
- Животные, птицы – их детеныши, внешний вид, повадки. Где они живут? Как ухаживает за ними человек? Какую пользу приносят?
- Почему называются домашними?
- Профессия пастуха, скотника.
|
10 | «Синичкин день. Перелетные птицы».
Работа со звуком [м]. | - Формировать представления детей о перелетных птицах.
- Названия птиц, улетающих на юг, почему они улетают.
- Заключительная беседа об осени.
- Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.
- Отражение народных традиций и обычаев в праздниках.
|
11 | «Звери наших лесов».
Работа со звуком [в]. | - Расширять представления детей о многообразии животного мира.
- Какие звери живет в наших лесах?
- Названия, признаки, повадки, детеныши.
- Чем питаются?
- Как добывают себе пищу?
- Как называется их жилище?
- Почему называются дикими?
|
12 | «Ночь темна, на небе тучи, белый снег кругом».
Работа со звуком [ф]. | - Поздняя осень.
- Учить видеть изменения в живой и неживой природе.
- Сравнивать природу ранней и поздней осенью.
- Осенние месяцы по порядку.
- Что произошло с деревьями, как звери и птицы подготовились к зиме?
- Перечислить как можно больше признаков осени.
|
2. Здравствуй, зимушка-зима! | 13 | «Зима не лето, в шубу одета».
Работа со звуками [в], [ф]. | - Зимняя одежда, обувь, головные уборы, материалы, из которых они изготовлены.
- Беседа о характерных особенностях зимы, изменениях погоды.
|
14 | «Зимующие птицы».
Работа со звуком [т]. | - Названия, характерные внешние признаки, где живут, чем питаются, почему называются зимующими.
- Почему некоторые ближе к жилью человека?
- Бережное отношение к птицам, необходимость помощи зимой.
- Зависимость жизнеспособности птиц от человека.
|
15 | «Хвойные деревья».
Работа со звуком [д]. | - Расширить знания детей о многообразии растительности леса.
- Закрепить знания о лиственных деревьях.
- Расширить понятия о хвойных деревьях.
- Почему называются хвойными?
- Понятия: ствол, крона, хвоя, шишки и т.д.
- Рассказать, где растут кедр, пихта,
|
16 | «Сундучок Деда мороза».
Работа со звуками [т], [д]. | - Новый год.
- Беседа о предстоящем празднике.
- Познакомить с отрывным календарем.
- Елка, елочные игрушки – внешний вид, материал изготовления.
- Кто приходит на Новый год?
- Что обычно приносят в подарок?
|
17 | «Пришла Коляда накануне Рождества».
Работа со звуком [н]. | - Зимние каникулы.
- Рассказ о традициях празднования Нового года, Рождественских праздников и колядовании.
- Обряды и обычаи зимних праздников.
- Дать представление о закличках и гаданиях.
|
18 | «Зимние забавы».
Работа со звуком [к]. | - Расширять знания детей о зимних играх и забавах на основе собственного опыта.
- В какие игры дети играют зимой, почему?
- Что для этого нужно?
- Во что нельзя играть зимой, почему?
|
19 | «Моя страна, город, улица».
Работа со звуком [г]. | - Формировать элементарные представления об истории, природных условиях, культурных традициях жизни родного города.
- Как называется страна, город, в котором мы живем, улица?
- Почему так назван город, чем он знаменит?
- Достопримечательности города.
- Домашний адрес, адрес детского сада.
- На каком транспорте добираться до детского сада?
- Необходимость соблюдения правил дорожного движения.
- Герб, гимн, флаг России.
- Воспитание гражданских чувств у детей.
|
20 | «Там чудеса, там леший бродит…»
Работа со звуками [к], [г]. | - Раскрыть детям мир волшебства, тайных символов и знаков через сказки, фольклорные произведения.
- Дать понятие о смешном и условном (небылицы, перевертыши, потешки, побасенки).
- Художественная условность, творящая перевернутый мир; домовой – заботливый хозяин дома; леший, кикимора – хранители леса, лесных обитателей.
- Вводя в мир сказки, способствовать развитию воображения, побуждать к сочинительству, бережно относиться к творчеству.
|
21 | «Комнатные растения».
Работа со звуком [х]. | - Познакомить с комнатными растениями, рассмотреть их, обратить внимание на внешний вид, особенности строения, характерные признаки.
- Необходимый уход: для чего нужно поливать, поворачивать к солнцу или держать в тени, протирать пыль.
- Особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений.
- Выучить, для чего выращивать комнатные растения, как они могут реагировать на изменения погоды, менять внешний вид утром и вечером и т.д.
- Целительные свойства комнатных растений.
|
22 | «Транспорт. Правила дорожного движения».
Работа со звуком [ы]. | - Расширить представления детей о видах транспорта: наземный (легковой, грузовой), подземный, железнодорожный, воздушный, водный.
- Почему так называется?
- Профессии, занятые на транспорте.
- Беседа о правилах дорожного движения (светофор, «зебра», и т.д., профессия регулировщик).
|
23 | «День защитника Отечества. Военные профессии».
Работа со звуком [э]. | - Воспитание у дошкольников чувства гражданственности, гордости за свою страну.
- Кто такие защитники Отечества?
- Воспитание уважения и любви к Российской армии, познакомить с родами войск, военной техникой, военными профессиями.
|
24 | «Зима» (обобщение).
Работа со звуками [а], [ы], [э].
| - Закрепить знания детей об изменениях, произошедших в живой и неживой природе.
- Дать названия времен года и зимних месяцев.
- Жизнь зверей и птиц зимой.
- Помощь человека.
- Зимние виды спорта.
- Зимние приметы.
|
3. Матушка весна – всем людям красна. | 25 | «Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот».
Работа со звуком [с]. | - Ранняя весна.
- Учить видеть изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной.
- Назвать весенние месяцы.
- Изменения в погоде (стало холоднее или теплее, день короче или длиннее и т.д.)
|
26 | «Сердце матери лучше солнца греет».
Работа со звуком [з]. | - Воспитание любви к женщине – матери, бабушке.
- Женские профессии (врач, портниха, учитель, повар, продавец, парикмахер, профессии работников детского сада).
- 8 Марта.
|
27 | «Моя семья».
Работа со звуками [с], [з]. | - Дать понятие о роде, семье, о месте в ней каждого человека.
- Понятие родословной.
- Народное представление о нравственных обязанностях младших перед старшими в сказках, притчах, пословицах, поговорках.
- Беседа о семье ребенка.
- Члены семьи.
- Фамилия, имя, отчество каждого члена семьи.
- Домашний адрес, профессия, место работы родителей.
|
28 | «Хозяйкины помощники».
Работа со звуком [ц]. | - Продолжать расширять знания детей о профессиях, их значимости для окружающих.
- Наша пища.
- Труд повара.
- Посуда.
- Закрепить знания о необходимых атрибутах поварского дела.
|
29 | «Орудия труда и инструменты. профессии» (обобщение).
Работа со звуком [ш]. | - Систематизировать знания детей о профессиях.
- Беседа о разнообразии профессий.
- Что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужно?
- Какую пользу приносит каждая профессия людям?
- Воспитывать уважение к людям разных профессий.
- «Не место красит человека, а человек место».
|
30 | «День космонавтики».
Работа со звуком [ж]. | - Познакомить с праздником.
- Посему празднуют День космонавтики, что это за праздник?
- Рассмотреть иллюстрации с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
- Профессии, связанные с космосом.
- Первый космонавт Земли – Юрий Гагарин.
|
31 | «Рыбы».
Работа со звуками [ш], [ж]. | - Систематизировать знания детей о рыбах.
- Виды рыб: морские, пресноводные, аквариумные.
- Особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.
- Аквариумные рыбки – названия , способы ухода за ними в живом уголке.
|
32 | «Перелетные птицы».
Работы со звуком [ч]. | - Закрепить представление детей о перелетных птицах.
- Название птиц, прилетающих весной, внешний вид и отличительные признаки.
- Какую пользу приносят перелетные птицы?
- Учить бережному отношению к живой природе.
- Наблюдения во время прогулки за жизнью птиц.
|
33 | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».
Работа со звуком [щ]. | - Воспитывать у ребенка уважение к героям войны.
- День Победы.
- Рассказ о воинах – защитниках Отечества.
- Почему и кто отмечает 9 Мая, почему праздник называется День Победы?
- Герои Великой Отечественной войны.
|
34 | «Сад, парк, луг. Лес – наше богатство».
Работа со звуком [л]. | - Весна красна цветами.
- Расширять и углублять знания детей о живой и целебной силе растения.
- Познакомить ребенка с растениями луга и сада, показать растения на иллюстрациях и в природе.
- Рассмотреть внешний вид растения, его части: корень, стебель, лист, цветок, семена.
- Экскурсия на природу.
|
35 | «Насекомые».
Работа со звуком [р]. | - Воспитание бережного отношения к природе.
- Учить видеть изменения в природе, жизни насекомых.
- Рассмотреть жука, божью коровку, бабочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху.
- Рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики).
- Польза и вред, приносимые насекомыми человеку (муха).
- Способы защиты человека от вредных насекомых (ОБЖ).
|
36 | «Май ленивого не любит, проворного голубит».
Работа со звуками [л], [р]. | - Весна.
- Изменения в природе.
- Труд людей весной (обобщение).
- Изменения, произошедшие в живой и неживой природе.
- Вспомнить названия перелетных птиц, прилетевших весной; рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки.
- Обратить внимание на погоду, одежду людей весной.
- Беседа о весенних полевых работах.
|