Работы моих учеников
1. Исследовательская работа "Математика заторов" Башировой Вероники, ученицы 6 класса
2. Исследовательская работа "Удивительные пропорции" Маринич Софии, ученицы 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление к презентации | 45.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Слет научных обществ обучающихся
образовательных организаций общего и дополнительного
образования детей города Нижневартовска в 2014 году
Секция: Прикладная математика
Математика заторов
Автор работы: обучающаяся Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «СОШ №15» 6 класса А Баширова Вероника Оскаровна Руководитель: Колмакова Алла Михайловна, учитель математики МБОУ «СОШ №15» |
«Математика заторов»
Слайд № 1. Здравствуйте, я Вероника Баширова, ученица 6А класса школы № 15, представляю работу «Математика заторов»
Слайд №2. Всю жизнь стоять — чего-то ждать…
Не надоело?! Вопрошать,
И без ответов оставаться…
Иван Зерюкаев
Слайд № 3. Современный человек проводит в ожидании более или менее значительную часть своей жизни. Разве есть среди нас те, кто никогда ни стоял в очереди? Мир ожидания очень разнообразен: очереди машин на въезде на платную дорогу, очереди самолётов на выезде на взлётную полосу и, как следствие, очереди пассажиров к стойкам регистрации; очередь к банкоматам в больших зданиях, очередь на приём к врачу или очередь телефонных звонков, которые должны быть обработаны на пожарной станции... Это лишь некоторые примеры.
Меня это заинтересовало, и у меня возник вопрос: «Можно ли решить проблему очередей? Эту проблему увидела только я или она является актуальной и для других? Если «да», то какую роль в ее решении сыграет математика?»
Слайд №4. Гипотеза: Условия создания очередей выражаются через математическую модель.
Целью моего исследования: выяснить причины образования заторов и очередей в нашем городе и найти пути их ликвидации.
Слайд №5. Перед собой я поставила следующие задачи..(вы видите их на слайде)
Слайд №6. Для установления актуальности вопроса, мною была разработана и проведена анкета, результаты которой показывают, что 85% опрошенных не любят стоять в очередях и более 50% попадают в очереди в разных ситуациях: в магазинах или столовых, на дорогах, в больницах, в аэропорту и т.д. Следовательно, существует необходимость найти решение этой проблемы.
Слайд №7 (анкета)
Слайд № 8. (результаты анкетирования)
Слайд № 9. Очередь - это линия ожидания. Теория очередей – часть более широкой теории, в рамках которой проводятся оперативные исследования и создаются математические модели.
Слайд № 10. Первопроходцем в теории очередей был датский математик Агнер Караруп (1878-1929) , взявшийся анализировать телефонную систему в Копенгагене, чтобы разрешить проблему загруженности телефонных линий
Слайд № 11. В ходе рассмотрения истории вопроса я узнала, что в теории изучения очередей существуют законы Харпера, подобные знаменитым законам Мерфи. Первый закон Харпера: неважно, в какую очередь ты становишься – всегда есть одна, движущаяся быстрее остальных. Второй закон Харпера: если ты переходишь в другую очередь, та, которую ты покинул, начинает двигаться быстрее
Слайд № 12. Еще я изучила закон Литтла, который гласит, что время, необходимое на обработку заказа, прямо пропорционально объему незавершенного производства и обратно пропорционально средней скорости выполнения работы.
Слайд № 13. Кроме того я узнала о распределение Пуассона, которое играет ключевую роль в теории массового обслуживания.
Работа Пуассона впервые была опубликована в 1837 году. Изначально распределение Пуассона было предложено для моделирования потока входящих телефонных звонков на коммутатор.
Слайд № 14. Некоторые модели очередей очень просты, другие требуют применения сложных математических теорий. Все очереди можно разбить на две большие группы.
-Детерминированная очередь –наиболее простая модель, которую можно заранее спрогнозировать опираясь на временные интервалы прибытия и ожидания. Это «очередь без сюрпризов».
- Вероятностная очередь не может быть описана без применения вероятностей. Это более реалистичная модель, чем предыдущая. В дождливый день, например, есть большая вероятность того, что увеличатся очереди на стоянках такси и уменьшатся очереди в кассы зоопарка или другие развлекательные учреждения на свежем воздухе.
Слайд № 15. Мои исследования.
Слайд № 16. Исследование №1. Существуют ли очереди в математике?
Рассмотрим пример: (24 * 7-377:29)*(2378:58-38).
Чтобы решить этот пример, действия выполняются в строго установленном законами порядке и каждое действие ожидает своей очереди.
Вывод: В математике существует очередность.
Слайд № № 17. Исследование №2. Очередь в аэропорту.
1)Первое мое наблюдение было связано с образованием очереди на регистрацию на рейс до Москвы. Как известно. Регистрация начинается за 1,5 часа и заканчивается за 20мин. до вылета. Вместимость самолета - 140 чел. Следовательно, за 70минут необходимо зарегистрировать 140чел, т. е. на каждого пассажира надо будет затратить по 0,5 мин. В реальности я наблюдала следующую картину. После объявления о начале регистрации к стойке подошли 5 человека, которые зарегистрировались в течение 5мин. За это время подошёл еще 1 чел. За 1час до вылета очередь стала собираться( Приложение 2.фото №1) и каждому пассажиру пришлось стоять от 10 до 15 минут. За 30 минут - очередь увеличилась (Приложение 2. фото №2) и стоять пришлось дольше, что и вызывало беспокойство у пассажиров. За 5 минут до окончания регистрации очередь заметно уменьшилась, у стойки осталось 4 человека. (Приложение 2,фото № 3).
2) Второе мое наблюдение было за созданием и движением очереди при прохождении паспортного контроля, который начинался за 40 минут до вылета. В отличие от регистрации здесь очередь создалась сразу после объявления прохождения паспортного контроля на рейс (Приложение 2, фото №4). Через 15 минут очередь рассеялась (Приложение 2,фото №5).
Вывод: Если бы пассажиры приходили вовремя и постепенно, то очередь была бы равномерной, и ждать приходилось приблизительно одно и то же время всем.
Слайд № 18. Исследование №3. Очередь в школьной столовой.
По результатам моего анкетирования 32% учащихся попадают в очередь в столовой. Я пронаблюдала за ней на 3 и 4 переменах. На третьей перемене в основном очередь была из учащихся 5-7 классов, которые питались на 1 и 2 переменах( Приложение 3,фото №6), но в это же время в очереди находились учащиеся 9 классов, которые в это время кушали и хотели еще получить еду за дополнительную плату. И, конечно же, пятиклассникам добраться до раздачи было трудно. На четвертой перемене питаются 10 и 11 классы и некоторые из них за дополнительную плату получают еду (Приложение 3,фото №7), но в это время как раз приходят на обед и учителя, и дети, у которых закончились уроки, но перед внеурочными занятиями желают подкрепиться. Самая большая очередь после 4 урока.
Вывод: За дополнительную плату удобнее всего покупать еду на тех переменах, когда питается класс. Рекомендовать работникам столовой организовать отдельно буфет, в котором могли бы продавать булочки, бутерброды, пиццу, чай, сок. И тогда бы очередь была бы меньше. То есть подтверждается закон Харпера: «если ты переходишь в другую очередь, та, которую ты покинул, начинает двигаться быстрее».
Слайд № 19 Исследование №4. По результатам анкетирования в среднем 30% опрошенных попадают в автомобильные заторы на дорогах нашего города. Мною было проведено наблюдение на перекрестках улиц Спортивная и Чапаева, Мира и Чапаева в разное время и в разные дни. Время работы красного света светофора 40 секунд, время зеленого света светофора 30 секунд. (Приложение 4, фото № 8-13)
Слайд № 20 . Автомобильные заторы.(таблица)
Слайд № 21
- Предложить работникам ГИБДД увеличить промежутки работы зеленого света светофора, чтобы успевало больше количество машин проехать за это время.
- Так же, порекомендовать автолюбителям в часы загруженности этого светофора намечать свой путь движения по другим, более разгруженным улицам. Опять же подтверждается закон Харпера.
Слайд № 22. Математическая модель
Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что можно создать математическую модель изученных ситуаций:
Слайд №23
- Если за Х обозначить количество регулярно прибывающих участников события через равные промежутки времени, а за У – количество участников, прошедших данное событие за тот же временной интервал, то при условии, что скорость прибытия новых участников события медленнее, чем скорость участвующих в этом событии, то получим следующую модель: Х<У. При этих условиях очередь неизбежна и длина ее будет увеличиваться.
- Модель: Х=У. Эта модель говорит о том, что длина очереди будет постоянной или незначительна, потому что только происходит событие Х, наступает событие У или обслуживание одного клиента заканчивается в тот момент, когда приходит следующий.
- Модель: Х >У-очередь не образуется так как событие Х заканчивается, а событие У еще не наступило.
Слайд №24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполняя данную работу, я узнала много нового и интересного.
- Узнала, что первопроходцем в теории очередей был датский математик Агнер Караруп (1878-1929) .
- Узнала, что в теории очередей применяются законы Харпера, Литтла
- Кроме того я узнала о распределение Пуассона, которое играет ключевую роль в теории массового обслуживания.
- Изучила модели очередей
- Провела исследования очередей, которые образуются в аэропорту, в школьной столовой и на улицах нашего города
- Составила математическую модель очередей в зависимости от условий.
Слайд № 25. Вывод:
Моя гипотеза: «Условия создания очередей выражаются через математическую модель.» подтвердилась.
Простейшая модель очередей может быть проанализирована с точки зрения только двух переменных: интервал прибытия Х и отправления У, которые будут связаны между собой знаками «=», «<» и «>» в зависимости от условий.