Методическая копилка
Материалы в помощь педагогу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_do.pptx | 142.39 КБ |
fgos.pptx | 437.65 КБ |
trebovaniya_k_oop.pdf | 218.58 КБ |
trebovaniya_pprs.pdf | 557.33 КБ |
uchastniki_obrazovatelnyh_otnosheniy.pdf | 133.84 КБ |
uslovmya_realizatsii_oop.pdf | 192.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развёртывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками
Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образовани я – обеспечение множественности отличающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Государственные гарантии уровня и качества образования – единство образовательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской федерации (ст. 51 п.8, ст.48 п.4)
Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования
Единство образовательного пространства о беспечение единой законодательной и нормативно-правовой базы в образования, совокупности преемственных основных образовательных программ различных уровней образования…
Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определённое направление развития и образования детей
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей
Организации, осуществляющие образовательную деятельность – организации (государственные и частные), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ
Отношения в сфере образования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацие1й права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование
Общие положения Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования , возникающие при реализации различными институтами социализации образовательной программы дошкольного образования
Требования ФГОС к Организациям распространяются на государственные и частные образовательные организации, организации, осуществляющие обучение и индивидуальных предпринимателей.
Базовые ценности Поддержка специфики и разнообразия детства Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека Личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
Базовые ценности Партнёрства с семьёй Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
ФГОС решает задачи: Уважения личности ребёнка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса Осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы…в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности
Принципы: Индивидуализации дошкольного образования Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
ФГОС – основа для: Разработки и реализации Программы Разработки примерных образовательных программ дошкольного образования Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы Формирования учредителем государственного (муниципального) задания
ФГОС – основа для: …Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы Подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников…
Стандарт устанавливает требования к структуре Программы к условиям реализации Программы (обеспечение социальной ситуации развития личности ребёнка) к результатам освоения Программы, представленных в виде целевых ориентиров дошкольного образования
Требования к структуре ООП ДО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие Направлено на присвоение моральных и нравственных ценностей Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий… Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
Познавательное развитие Развитие любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля… многообразии стран и народов
Речевое развитие Владение речью как средством общения Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Реализацию самостоятельной творческой деятельности
Физическое развитие Приобретение двигательного опыта Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
Компоненты образовательного процесса Непосредственно образовательная деятельность (не связанная с одновременным проведением режимных моментов) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы
Содержание Программы должно отражать: Предметно-пространственную развивающую образовательную среду Характер взаимодействия со взрослыми Характер взаимодействия с другими детьми Систему отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому
Структура Программы Обязательная часть (60%) Часть, формируемая участниками образовательных отношений (40%)
Обязательная часть Программы В случае, если она не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развёрнуто (целевой, содержательный и организационный компоненты), либо оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную прогр амму
Часть, формируемая участниками… Должна быть представлена выбранными и /или разработанными самостоятельно парциальными программами, методиками, формами организации образовательной работы Т.е. может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу
Дополнительным разделом Программы является Текст её краткой презентации, ориентированный на родителей и должна быть доступной для ознакомления
Презентация Возрастные и иные категории детей, в т.ч ., категории детей с ОВЗ Реализуемые Примерные программы Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Иные характеристики, наиболее существенные с т.зр . авторов
Требования к условиям реализации ООП ДО Психолого-педагогические Кадровые Материально-технические Финансовые
Результат: Создание социальной ситуации развития всех участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды
Образовательная среда Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников Обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников Способствует профессиональному развитию педагогических работников
Образовательная среда Обеспечивает открытость дошкольного образования Создаёт условия для участия родителей в образовательном процессе
Требования к психолого-педагогическим условиям Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
Требования к психолого-педагогическим условиям Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)
Требования к психолого-педагогическим условиям Построения образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка… Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Требования к психолого-педагогическим условиям Возможность выбора для них материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Защита детей от всех форм физического и психического развития …вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс
Требования к педагогам (основные компетенции) 2 ) Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: …создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности…
Требования к педагогам (основные компетенции) 3) Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях: Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками Развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределённой деятельности
Требования к педагогам (основные компетенции) Установление правил поведения в помещениях, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, НОД и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинения и угроз) и понятной детям форме
Требования к педагогам (основные компетенции) 4) Построение развивающего образования… Оценка индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой
Требования к педагогам (основные компетенции) 5) Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, в т.ч . посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
Открытость ДОО Предоставлять информацию о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности Создание информационной среды, обеспечивающей поиск и использование материалов, обеспечивающих реализацию Программы и обсуждения с родителями
Требования к предметно-пространственной среде Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: Содержательно-насыщенной Трансформируемой Полифункциональной Вариативной Доступной Безопасной
Содержательность среды Образовательное пространство должно содержать разнообразие материалов, оборудования, обеспечивающее: Игровую, Познавательную Исследовательскую Творческую активность воспитанников
Трансформируемость среды Предполагает возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников
Полифункциональность среды Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды Наличие полифункциональных предметов
Вариативность среды Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
Доступность среды Свободный доступ воспитанников к играм, и грушкам, материалам, пособиям Исправность материалов и оборудования Безопасность среды
Требования к кадровым условиям Новый педагогический менталитет: «образование на всю жизнь» - образование через всю жизнь» Образовательные ценности и смыслы: Не «вы должны выучить и воспроизвести…», а «мы поможем вам овладеть и применить»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Дата подписания: 17.10.2013 Дата публикации: 25.11.2013 00:00 Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384
приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299); от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303). 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования I . Общие положения 1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации 1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка 2 , в основе которых заложены следующие основные принципы: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.3. В Стандарте учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования I. Общие положения
1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования I. Общие положения
1.5 . Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования I . Общие положения
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования I. Общие положения
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования I. Общие положения
1.7. Стандарт является основой для: 1) разработки Программы; 2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы); 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; 4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; 5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации; 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования I. Общие положения
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования II . Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие познавательное развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др .).
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования II . Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования II . Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования II . Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования II . Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей 7 . Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников 8 . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности ; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам интересуется причинно-следственными связями пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей склонен наблюдать, экспериментировать
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет знаком с произведениями детской литературы
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования