Становление эстетического отношения к окружающему миру посредством музейной педагогики.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Именно в этот период важно сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развивать эстетическое отношение к ней, подготовить дошкольника к эмоциональному восприятию произведений искусства. Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно - творческого отношения к миру. Поэтому одним из положений Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является требование опоры на специфически детские виды деятельности в личностном развитии ребенка. Подчеркивается особая роль художественно-эстетической деятельности в формировании общей культуры личности ребенка, развитии его социальных и нравственных качеств. Не менее важным положением ФГОС выступает реализация принципа сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей.
Перед собой обозначила проблему: Выявить и создать организационные и психолого – педагогические условия становления эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру. В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Анализ практики показывает, что педагоги не в полной мере используют широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре.
Можно выделить следующие недостатки:
Дети:
- Дети не проявляют устойчивого интереса к музею, как к уникальному феномену культуры.
- Не владеют навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции.
- Не могут отразить свои впечатления от увиденного при посещении музея в словесном рассказе.
- Не обладают навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.
Педагоги:
1. Нет системного включения в воспитательно – образовательный процесс «музейной педагогики».
2. Недостаточная осведомленность педагогов о возможностях музейной педагогики как инструмента формирования эстетического отношения к окружающему миру.
3. Недостаточное количество методической литературы по проблеме.
4. Недостаточное количество наглядно – демонстрационного материала по теме.
5. Отсутствие мультимедийных пособий по музейной педагогике.
Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что становление эстетического отношения к окружающему миру посредством музейной педагогики является актуальной проблемой на сегодняшний день.
На основе проведенного анализа выделила профессиональную проблему: определить организационные и психолого – педагогические условия становления эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру (ФГОС п.3.2.1.):
- Поддержка детей в желании принимать решения, выражать свои мысли и чувства.
- Помощь детям в проявлении инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
- Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: позитивные, доброжелательные отношения.
- Взаимодействие с родителями по вопросам образования и воспитания ребенка.
Противоречия:
- Дети не проявляют устойчивого интереса к музею, как к уникальному феномену культуры.
- Не владеют навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции.
- Не запланировано совместное участие детей, родителей и педагогов в реализации музейной педагогики.
Решение данной проблемы мы начали с разработки и реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста «Я поведу тебя в музей».
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
- Расширять представления детей о музеях.
- Организация сотрудничества с музеями и учреждениями культуры города в соответствии с планом совместной работы.
- Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
I этап - подготовительный. (январь - март). Уточнение знаний у педагогов основ теории обучения, воспитания и овладения музейной культурой, определение уровня овладения педагогами «музейной педагогики» как инструмента художественно – эстетического развития дошкольников. Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий для реализации проекта. В ходе реализации подготовительного этапа проекта была организована работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей по данной проблеме. В ДОУ был проведен педагогический совет по теме « Музейная педагогика как средство художественно – эстетического воспитания дошкольников»; семинар – практикум « Как создать и использовать мини – музей в ДОУ» и др. Кроме того, педагоги участвуют в городских методических мероприятиях (консультациях, семинар – практикумах по художественно – эстетическому развитию детей средствами музея), а также посещают обучающие семинары в музее истории города Новокуйбышевска.
Для реализации проекта педагогами были созданы методические материалы, которые включили в себя следующие пособия: картотека дидактических игр, библиотека познавательной и энциклопедической литературы для детей дошкольного возраста, комплекс музейно – экскурсионных занятий, репродукции картин художников Самарской области и художников - классиков, фотографии достопримечательностей и памятных мест города, подборка видеофильмов и презентаций по теме. Кроме того, в ДОУ имеются современные технические средства обучения (мультимедийная установка, телевизор, музыкальные центры), которые позволяют увидеть красоту и величие музейных экспонатов и произведений искусств, архитектурных и скульптурных сооружений в нашей стране.
В ДОУ была создана музейная среда с учетом возрастных особенностей воспитанников. Так, в группах созданы мини – музеи различной тематики и направленности («Вальс листьев», «В союзе с природой», «Русская народная игрушка», «Жить без музыки нельзя», «Художники – иллюстраторы» и др.). В их создании принимали активное участие все участники образовательного процесса: родители, дети, воспитатели.
А в группах были оборудованы центры творчества, где собрано все необходимое для детского продуктивного творчества.
В ходе реализации подготовительного этапа проекта было налажено активное взаимодействие с родителями воспитанников в виде: бесед, консультаций, дискуссий, совместных экскурсий, открытых занятий в мини – музеях детского сада.
II этап – основной. (апрель, май). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
1 неделя апреля – Экскурсия в выставочный зал.
Цель: Расширять у детей представления о многообразии видов и жанров искусства, представленных в произведения картинах местных художников.
Содержание: Беседы: «Виды изобразительного искусства», «Я б в художники пошел».
Чтение художественной литературы: из серии «Сказки о художниках». Живопись: выставка художников – классиков (А. Пластов, И. Левитан, А Венецианов и др.). Выставка рисунков детей: «Мы рисуем». Развлечение: «Юные художники».
2 неделя апреля –
Посещение музыкальной школы им. Ю. Башмета на выставку «Что за чудо инструменты».
Цель: Расширить представления о музыкальных инструментах. Совершенствовать слушательное искусство: понимать содержание, определять средства музыкальной выразительности.
Содержание: Беседы: «Кто пишет музыку», «Что за чудо инструменты». Чтение художественной литературы: В. Одоевский «Городок в табакерке». Русская народная сказка «Пастушья дудочка». Фольклор: поговорки и пословицы о музыке. Выставка детских рисунков: «Музыкальная шкатулка». Музыкально – дидактические игры: «Узнай инструмент», « Поймай хлопок», «Подбери инструмент», «Нарисуй музыку». Тематическое занятие: «Чудесная сила музыки». Организация мини – музея в группе: «Жить без музыки нельзя».
3 неделя апреля - Посещение детской библиотеки на выставку «Новые книги».
Цель: Закрепить умение детей бережно относится к книгам, проявлять интерес к художественной литературе, Формировать понимание, что книга источник информации, новых знаний и эстетического наслаждения.
Содержание: Беседы: «Азбука библиотеки», «Правила поведения в библиотеке», « Кто пишет рассказы, сказки и стихи». Чтение художественной литературы по желанию детей.
Фольклор: поговорки, пословицы , загадки о книгах. Выставка детских рисунков: «Любимые сказочные герои». Развлечение: «Волшебная страна братьев Гримм». Организация мини – музея в группе: «Художники – иллюстраторы».
4 неделя апреля - Посещение детской художественной школы на выставку «Весна в Волге» (картины юных художников).
Цель: Обогащать эстетические представления дошкольников средствами изобразительного искусства, вызвать у детей положительный эмоциональный отклик. Формировать у детей желание лепить, рисовать, творить, создавать выразительный образ в собственной изобразительной деятельности.
Содержание: Беседы: «Красота вокруг нас», «Весна пришла». Чтение художественной литературы по теме весна. Фольклор: поговорки, пословицы , загадки о весне. Выставка детских рисунков: «К нам весна шагает». Живопись: А. Саврасов «Грачи прилетели», И Левитан «Весна. Большая вода», К. Юон. «Весенний солнечный день», И. Остроухов «Первая зелень».
Коллективная работа: «Весна на улицах нашего города».
1 неделя – мая - Посещение музея истории города Новокуйбышевска на интерактивную экскурсию «Волшебный мир музея».
Цель: Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному историческому наследию, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры. Закрепить правила поведения в музее. Помочь детям осознать понятия «прошлое», «настоящее», «время»; ощущать себя в потоке времени как продолжателя дела предков; приобщать к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам; осознать смысл и значение исторической и духовной ценности музейных предметов.
Содержание: Беседы: «Для чего нужны музеи», «Правила поведения в музее», «Какие бывают музеи». Выставка детских рисунков: «Что мы увидели в музее». Презентация: «Я поведу тебя в музей».
18 мая – Всемирный день музея.
Цель: Обогащать опыт созерцания и переживания эстетических объектов. Воспитывать бережное отношение к культурным ценностям.
Содержание: Игровая программа: «Что? Где? Когда». Экскурсии в мини – музеи детского сада.
III этап – заключительный (июнь). Целью заключительного этапа стало определение результативности работы по реализации проекта. В качестве задач данного этапа были определены:
- Проведение мониторинга дошкольников по усвоению материала проекта.
- Определение эффективности работы педагогов в ходе реализации проекта.
В ходе реализации проекта «Я поведу тебя в музей» дошкольники научились:
1. Активно рассматривать и обследовать музейные экспонаты;
2. Определять свойства музейных экспонатов, выделять средства выразительности художественного образа;
3. Соблюдать правила поведения при посещении музеев города и мини – музеев детского сада, бережно относиться к музейным экспонатам.
4. Отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве.
После реализации проекта педагоги ДОУ повторно ответили на анкету «Роль музейной педагогики в художественно – эстетическом воспитании дошкольников»: 100% педагогов считают музейную педагогику эффективным средством художественно – эстетического воспитания дошкольников.
Литература:
- «Мини – музей в детском саду» Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. «Линка – Пресс», 2008 год.
- «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 3 /2013 год.
- «Музейная педагогика» А. Морозова, О Мельникова. «Сфера», 2006 год.