Становление эстетического отношения к окружающему миру посредством музейной педагогики.

Бабаева Наталья Александровна

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Именно в этот период важно сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развивать эстетическое отношение к ней, подготовить дошкольника к эмоциональному восприятию произведений искусства. Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно - творческого отношения к миру.  Поэтому одним из положений Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является требование опоры на специфически детские виды деятельности в личностном развитии ребенка. Подчеркивается особая роль художественно-эстетической деятельности в формировании общей культуры личности ребенка, развитии его социальных и нравственных качеств. Не менее важным положением ФГОС выступает реализация принципа сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей.

Перед собой обозначила проблему: Выявить и создать организационные и психолого – педагогические условия становления эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру. В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. 

Анализ практики показывает, что педагоги не в полной мере используют широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре.

Можно выделить следующие недостатки:

Дети:

  1. Дети не проявляют устойчивого  интереса к музею, как к уникальному феномену культуры.
  1. Не владеют навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции.
  2. Не могут отразить свои впечатления от увиденного при посещении музея в словесном рассказе.
  3. Не обладают навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

Педагоги:

1.         Нет системного включения в воспитательно – образовательный процесс «музейной педагогики».

2.         Недостаточная осведомленность педагогов о возможностях музейной педагогики как инструмента формирования эстетического отношения к окружающему миру. 

3.         Недостаточное количество методической литературы по проблеме.

4.         Недостаточное количество наглядно – демонстрационного материала по теме.

5.         Отсутствие мультимедийных пособий по музейной педагогике.

Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что становление эстетического отношения к окружающему миру посредством музейной педагогики является актуальной проблемой на сегодняшний день.

На основе проведенного анализа выделила  профессиональную проблему: определить организационные и психолого – педагогические условия становления эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру (ФГОС п.3.2.1.):

  1. Поддержка детей в желании принимать решения, выражать свои мысли и чувства.
  2. Помощь детям в проявлении инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
  3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: позитивные, доброжелательные отношения.
  4. Взаимодействие с родителями по вопросам образования и воспитания ребенка.  

Противоречия:

  1. Дети не проявляют устойчивого  интереса к музею, как к уникальному феномену культуры.
  1. Не владеют навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции.
  2. Не запланировано совместное участие детей, родителей и педагогов в реализации музейной педагогики.

Решение данной проблемы мы начали с разработки и реализации проекта  для детей старшего дошкольного возраста «Я поведу тебя в музей».

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ эстетического отношения к окружающему миру.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о музеях.
  2. Организация сотрудничества с музеями и учреждениями культуры города в соответствии с планом совместной работы.
  3. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности.
  4. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

 

I этап - подготовительный. (январь - март). Уточнение знаний у педагогов основ теории обучения, воспитания и овладения музейной культурой, определение уровня овладения педагогами «музейной педагогики» как инструмента художественно – эстетического развития дошкольников. Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий для реализации проекта. В ходе реализации подготовительного этапа проекта  была организована работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей по данной проблеме. В ДОУ был проведен педагогический совет по теме « Музейная педагогика как средство художественно – эстетического воспитания дошкольников»; семинар – практикум « Как создать и использовать мини – музей в ДОУ» и др. Кроме того, педагоги участвуют в городских методических мероприятиях (консультациях, семинар – практикумах по художественно – эстетическому развитию детей средствами музея), а также посещают обучающие семинары в музее истории города Новокуйбышевска.  

Для реализации проекта педагогами были созданы методические материалы, которые включили в себя следующие пособия: картотека дидактических игр, библиотека познавательной и энциклопедической литературы для детей дошкольного возраста, комплекс музейно – экскурсионных занятий, репродукции картин художников Самарской области и художников - классиков, фотографии достопримечательностей и памятных мест города, подборка видеофильмов и презентаций по теме.  Кроме того, в ДОУ имеются современные технические средства обучения (мультимедийная установка, телевизор, музыкальные центры), которые позволяют увидеть красоту и величие музейных экспонатов и произведений искусств, архитектурных и скульптурных сооружений в нашей стране.

В ДОУ была создана музейная среда с учетом возрастных особенностей воспитанников. Так, в группах созданы мини – музеи различной тематики и направленности («Вальс листьев», «В союзе с природой», «Русская народная игрушка», «Жить без музыки нельзя», «Художники – иллюстраторы» и др.). В их создании принимали активное участие все участники образовательного процесса: родители, дети, воспитатели.

А в группах были оборудованы центры творчества, где собрано все необходимое для детского продуктивного творчества.

В ходе реализации подготовительного этапа проекта было налажено активное взаимодействие с родителями воспитанников в виде: бесед, консультаций, дискуссий, совместных экскурсий, открытых занятий в мини – музеях детского сада. 

II этап – основной.  (апрель, май). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

1 неделя апреля – Экскурсия в выставочный зал.

Цель: Расширять у детей представления о многообразии видов и жанров искусства, представленных в произведения картинах местных художников.

Содержание:  Беседы: «Виды изобразительного искусства», «Я б в художники пошел».

Чтение художественной литературы: из серии «Сказки о художниках». Живопись: выставка художников – классиков (А. Пластов, И. Левитан, А Венецианов и др.). Выставка рисунков детей: «Мы рисуем». Развлечение: «Юные художники».   

2 неделя апреля –

Посещение  музыкальной  школы им. Ю. Башмета на выставку «Что за чудо инструменты».

Цель: Расширить представления о музыкальных инструментах. Совершенствовать слушательное искусство: понимать содержание, определять средства  музыкальной выразительности.

Содержание: Беседы: «Кто пишет музыку», «Что за чудо инструменты». Чтение художественной литературы: В. Одоевский «Городок в табакерке». Русская народная сказка «Пастушья дудочка». Фольклор: поговорки и пословицы о музыке. Выставка детских рисунков: «Музыкальная шкатулка». Музыкально – дидактические игры: «Узнай инструмент», « Поймай хлопок», «Подбери инструмент», «Нарисуй  музыку». Тематическое занятие: «Чудесная сила музыки». Организация мини – музея в группе: «Жить без музыки нельзя».

3 неделя апреля  - Посещение детской библиотеки на выставку «Новые книги».

Цель: Закрепить умение детей бережно относится к книгам, проявлять интерес к художественной литературе, Формировать понимание, что книга источник информации, новых знаний и эстетического наслаждения.

Содержание: Беседы: «Азбука библиотеки», «Правила поведения в библиотеке», « Кто пишет рассказы, сказки и стихи». Чтение художественной литературы по желанию детей.

Фольклор: поговорки, пословицы , загадки о книгах. Выставка детских рисунков: «Любимые сказочные герои». Развлечение: «Волшебная страна братьев Гримм».   Организация мини – музея в группе: «Художники – иллюстраторы».

4 неделя апреля - Посещение детской художественной школы на выставку «Весна в Волге» (картины юных художников).

Цель:  Обогащать эстетические представления дошкольников средствами изобразительного искусства, вызвать у детей положительный эмоциональный отклик. Формировать у детей желание лепить, рисовать, творить, создавать выразительный образ в собственной изобразительной деятельности. 

Содержание: Беседы: «Красота вокруг нас», «Весна пришла». Чтение художественной литературы по теме весна. Фольклор: поговорки, пословицы , загадки о весне. Выставка детских рисунков: «К нам весна шагает». Живопись: А. Саврасов «Грачи прилетели», И Левитан «Весна. Большая вода», К. Юон. «Весенний солнечный день», И. Остроухов «Первая зелень».

Коллективная работа: «Весна на улицах нашего города».

1 неделя – мая - Посещение музея истории города Новокуйбышевска на интерактивную экскурсию «Волшебный мир музея». 

Цель: Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному историческому наследию, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры. Закрепить правила поведения в музее. Помочь детям осознать понятия «прошлое», «настоящее», «время»;  ощущать себя в потоке времени как продолжателя дела предков;  приобщать к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам; осознать смысл и значение исторической и духовной ценности музейных предметов.

Содержание: Беседы: «Для чего нужны музеи», «Правила поведения в музее», «Какие бывают музеи». Выставка детских рисунков: «Что мы увидели в музее». Презентация:  «Я поведу тебя в музей».

18 мая – Всемирный день музея.

Цель: Обогащать  опыт созерцания и переживания эстетических объектов. Воспитывать бережное отношение к культурным ценностям.

Содержание: Игровая программа: «Что? Где? Когда». Экскурсии в мини – музеи детского сада.

III этап – заключительный (июнь). Целью заключительного этапа  стало определение результативности работы по реализации проекта. В качестве задач данного этапа были определены:

  1. Проведение мониторинга дошкольников по усвоению материала проекта.
  2. Определение эффективности работы педагогов в ходе реализации проекта.

В ходе реализации проекта «Я поведу тебя в музей» дошкольники научились:

1. Активно рассматривать и обследовать музейные экспонаты;

2. Определять свойства музейных экспонатов, выделять средства выразительности художественного образа;

3. Соблюдать правила поведения при посещении музеев города и мини – музеев детского сада, бережно относиться к музейным экспонатам.

4. Отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве.  

После реализации проекта педагоги ДОУ повторно ответили на анкету «Роль музейной педагогики в художественно – эстетическом воспитании дошкольников»:  100% педагогов считают музейную педагогику эффективным средством художественно – эстетического воспитания дошкольников.

Литература:

  1. «Мини – музей в детском саду» Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. «Линка – Пресс», 2008 год.
  2. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 3 /2013 год.
  3.   «Музейная педагогика» А. Морозова, О Мельникова. «Сфера», 2006 год.