Полезные материалы для родителей
Правовые документы.
СДВГ - синдром дифицита внимания и гиперактивности.
Школьная тревожность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnost_sdvg.doc | 41.5 КБ |
pravovye_dokumenty_dlya_roditeley.docx | 16.31 КБ |
sdvgdlya_roditelya_i_uchitelya.doc | 162.5 КБ |
shkolnaya_trevozhnost.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оценки гиперактивности
Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается и непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.
1. Чтобы определить гиперактивность у ребенка, предлагаем вам следующую схему:
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок - гиперактивен.
Итак, критерии оценки гиперактивности:
- Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
-Не слушает, когда к нему обращаются.
-С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
-Испытывает трудности в организации.
-Часто теряет вещи.
-Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
-Часто бывает забывчив. Двигательная расторможенность
-Постоянно ерзает.
-Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
-Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
-Очень говорлив.
-Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
-Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
-Плохо сосредоточивает внимание.
-Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
-Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо - управляемо правилами.
-При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Гиперактивный ребенок
Что нужно знать о гиперактивности
1. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Причины ее возникновения могут быть различны: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
2.Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается и непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Импульсивность - это особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все “за” и “против”, он быстро и непосредственно реагирует, и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях”.
3. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет психоневролог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Также можно обратиться в специализированные центры психолого-медико-социального сопровождения, где опытные специалисты – нейропсихологи подберут коррекционно-развивающую программу для ребенка.
Главное - подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным.
Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей
- В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко (окрики возбуждают ребёнка).
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
- Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
- Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Как помочь ребенку успешно адаптироваться в школе
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1) Не требуйте от ребенка невероятных достижений, которые превышают его возможности, особенно в первые месяцы учебы. Позвольте своему ребенку стать обычным первоклассником.
2) Соблюдайте режим дня.
3) Не принимайте на свой счет любые успехи или неудачи ребенка. Они только его (например, «мы сегодня получили пятерку»). Очень важно понять, где пролегают границы вашего родительского «Я». Кто будет в школе драться, капризничать, получать оценки – ваш ребенок или вы?
4) Независимо от разных обстоятельств - принимайте своего ребенка таким, каков он есть, включая его достоинства и недостатки. Он нуждается в вашей любви и поддержке, не выдавайте свою родительскую любовь порциями, только когда ребенок ее «заслуживает».
5) Начальная школа – это период (с 7 до 11 лет), когда ребенок должен научиться трудолюбию. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести – это взаимодействовать с другими, соотносить свои желания и потребности с возможностями других детей и взрослых. Опасность этого периода состоит в том, что у ребенка может развиться чувство неполноценности, если ожидается слишком много или мало. Школа играет важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения. Когда ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым.
6) Не ругайте и не читайте морали своему ребенку. Достаточно просто сказать, что вы очень расстроены – низкой оценкой, дракой, плохим поведением и т.д. Лучшей реакцией на ошибки ребенка станет удивление и уверенность в том, что в будущем ребенок исправится сам или с Вашей помощью.
7) Будьте готовы к тому что: первый учитель, новые друзья потеснят Ваш авторитет и отберут большую часть свободного времени, которое раньше вы проводили вместе.
8) Первая учительница для ребенка – непререкаемый авторитет. Никогда не обсуждайте при ребенке его учителя, не подрываете его авторитет. Этим вы только подорвете свой, а ребенок может потерять интерес к учебе.
9) Помогите своему ребенку наладить его отношения с одноклассниками. Расскажите ему: как вступить в игру с другими детьми, как подружиться с понравившимся ему одноклассником, что делать, если кто-то возьмет без спроса его карандаш или сосед по парте отвлекает во время урока и т.д. Если отношения ребенка с одноклассниками не складываются, они становятся источником сильных переживаний и стрессов. В итоге негативный опыт взаимодействия с другими детьми переносится на школу в целом, и желание ее посещать пропадет.
10) Участвуйте во всех мероприятия школы. Разделите с ребенком его школьную жизнь – он нуждается в вашем участии и поддержке. Приходите в школу с фотоаппаратом, чтобы зафиксировать школьные будни. Сделайте вместе с ребенком фотоальбом, который можно полистать. Будьте рядом.
Предварительный просмотр:
Забота о здоровье ребенка - радость творчества.
Глава 11. ФЗ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати
лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье,
насколько это возможно, право знать своих родителей, право на
их заботу, право на совместное с ними проживание, за
исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями,
обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его
человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и
в других случаях утраты родительского попечения право ребенка
на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и
попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего
Кодекса.
Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими
родственниками
1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями,
дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими
родственниками. Расторжение брака родителей, признание его
недействительным или раздельное проживание родителей не
влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет
право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на
общение со своими родителями также в случае их проживания в
разных государствах.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание,
арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном
учреждении и другое), имеет право на общение со своими
родителями и другими родственниками в порядке,
установленном законом.
Статья 56. Право ребенка на защиту
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных
интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется
родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и
попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом
полностью дееспособным до достижения совершеннолетия,
имеет право самостоятельно осуществлять свои права и
обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны
родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе
при невыполнении или при ненадлежащем выполнении
родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию,
образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими
правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их
защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении
возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым
станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о
нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об
этом в орган опеки и попечительства по месту фактического
нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки
и попечительства обязан принять необходимые меры по защите
прав и законных интересов ребенка.
Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье
любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть
заслушанным в ходе любого судебного или административного
разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста
десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это
противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145),
органы опеки и попечительства или суд могут принять решение
только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)
Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество
присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено
законами субъектов Российской Федерации или не основано на
национальном обычае.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных
фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или
фамилия матери по соглашению родителей, если иное не
предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
4. При отсутствии соглашения между родителями относительно
имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия
разрешаются органом опеки и попечительства.
5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию
матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в
качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса),
фамилия - по фамилии матери.
Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка
1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком
возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя
из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а
также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого
родителя.
(в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ)
2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым
проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган
опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от
интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет
мнения родителя не обязателен при невозможности установления
его места нахождения, лишении его родительских прав,
признании недееспособным, а также в случаях уклонения
родителя без уважительных причин от воспитания и содержания
ребенка.
3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой,
и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и
попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить
изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в
момент обращения с такой просьбой.
4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста
десяти лет, может быть произведено только с его согласия.
Статья 60. Имущественные права ребенка
1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих
родителей и других членов семьи в порядке и в размерах,
которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий,
пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их
заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и
образование ребенка.
Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты
на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о
перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов,
подлежащих выплате, на счета, открытые на имя
несовершеннолетних детей в банках.
3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им,
имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а
также на любое другое имущество, приобретенное на средства
ребенка.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве
собственности имуществом определяется статьями 26 и 28
Гражданского кодекса Российской Федерации.
При осуществлении родителями правомочий по управлению
имуществом ребенка на них распространяются правила,
установленные гражданским законодательством в отношении
распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского
кодекса Российской Федерации).
4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей,
родители не имеют права собственности на имущество ребенка.
Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и
пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
По вопросу, касающемуся защиты жилищных прав
несовершеннолетних, см. Жилищный кодекс РФ, Закон РФ от
04.07.1991 N 1541-1, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
5. В случае возникновения права общей собственности родителей и
детей их права на владение, пользование и распоряжение общим
имуществом определяются гражданским законодательством.
Предварительный просмотр:
Понимание СДВГ – Если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности
Вашему ребенку трудно спокойно сидеть или концентрировать внимание? Возможно, вам говорили, что причиной этого может быть СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Эта статья поможет вам понять, что такое СДВГ и как помочь вашему ребенку.
Что такое СДВГ?
Почему СДВГ является проблемой
Ребенку с СДВГ трудно долго оставаться сосредоточенным (дефицит внимания). Кроме того, ему может быть сложно контролировать свои побуждения (гиперактивность). Ребенок, у которого есть одна из этих проблем или обе, ежедневно борется с ними и старается хорошо себя вести. В СДВГ нет ничьей вины. Но если оставить все как есть, СДВГ может понизить его самооценку и ограничить его успехи.
Как вы можете помочь
Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым и здоровым. В ваших силах способствовать этому. Работайте вместе с врачом вашего ребенка и другими специалистами. При соответствующей помощи ребенок сможет лучше контролировать себя. (Например, педиатр+детский психолог).
Распространенные симптомы
У каждого человека с СДВГ свой набор признаков. В большинстве случаев некоторые характерные симптомы СДВГ возникают раньше 7 лет. Большинство симптомов, связанных с СДВГ, проявляются в разной окружающей обстановке, например, и дома, и в школе.
Что из нижеперечисленного подходит к описанию вашего ребенка?
Ниже приведен неполный список симптомов, характерных для СДВГ. У вашего ребенка могут быть признаки из одной или обеих групп.
Дефицит внимания
- Не может долго оставаться сосредоточенным
- Испытывает трудности в последовательном выполнении заданий
- Легко отвлекается
- С трудом переключается на другие виды деятельности
- Неорганизован или теряет вещи
- Забывчив
Гиперактивность/Импульсивность
- Ему трудно контролировать свои побуждения; бывает болтлив, перебивает других, или ему сложно дожидаться своей очереди
- Легко расстраивается или раздражается
- Постоянно находится в движении (иногда бесцельном)
- Не учится на своих ошибках
Новые особенности, регистрируемые в последние годы
- "Феномен разбитого зеркала" ребёнок пишет буквы зеркально перевёрнутыми
- "Феномен соскальзывания взгляда" - потеря строки. Теряется понимание прочитанного.
- Кратковременные выключения внимания. Ребёнок "не здесь". Пробелы в восприятии урока. "Не помню".
Помните сильные стороны своего ребенка
Трудно растить детей с СДВГ. Поэтому так легко не заметить их хорошие качества. Что особенного есть в вашем ребенке? Приложите все усилия, чтобы оценить и поддержать его уникальные способности, сильные черты и интересы.
Что происходит в мозгу?
Мозг контролирует тело, мысли и чувства. Он делает это при помощи нейромедиаторов. Эти химические вещества помогают мозгу посылать и получать сигналы. При СДВГ уровень этих веществ часто меняется. Это приводит к тому, что симптомы СДВГ то появляются, то исчезают.
Когда сигналы не получены
При СДВГ в определенных частях мозга может недоставать некоторых химических веществ. Поэтому некоторые сигналы не передаются нервными клетками. Сигналы, которые "говорят" человеку контролировать поведение или концентрировать внимание, не проходят. В результате могут появиться характерные для СДВГ симптомы.
При низком уровне химических веществ в мозгу сигналы не могут преодолеть расстояние между нервными клетками.
При нормальном уровне химических веществ в мозгу сигналы могут преодолеть расстояние между нервными клетками.
Влияние на функции мозга
Каждая часть мозга контролирует определенные поведенческие и мыслительные процессы. Считают, что СДВГ затрагивает более одного участка мозга. В зависимости от того, какой участок мозга затронут, у ребенка может проявляться больше признаков дефицита внимания или гиперактивности.
Окрашенные цветом участки мозга могут находиться под влиянием СДВГ.
Проблемы, сопутствующие СДВГ
Любой ребенок может испытывать депрессию, страхи или учебные трудности. Эти проблемы могут сопутствовать СДВГ или существовать сами по себе. Только тщательное обследование может определить их истинную причину.
Депрессия
Ребенок, страдающий депрессией, большую часть времени грустит. У него может быть низкая самооценка, и он может проявлять мало интереса к жизни. Ребенок может есть или спать больше, или меньше, чем раньше. Он может отгородиться от всего мира. Как правило, если у ребёнка депрессия, то по одной из линий предков (мамы-папы, бабушки-дедушки, дяди-тёти) имеется или имелась выраженная депрессия.
Страхи
Это нормально, если ребенок чего-то боится. Но чрезмерный страх может сделать ребенка пугливым и ранимым. Его могут преследовать тревожные мысли. Он может быть неспокоен, слишком активен или замкнут.
Депрессия и страхи ребенка могут быть связаны с СДВГ, а могут быть вызваны другими причинами.
Учебные проблемы
Ребенок с учебными проблемами не может полностью обработать определенные виды информации. Одни хуже понимают то, что они видят. Другие — то, что они слышат. Например, даже если учитель дает четкие устные указания, это сообщение не регистрируется в мозгу ребенка. В результате у ребенка могут возникнуть трудности в изучении одного или более школьных предметов.
Как диагнозируют СДВГ?
В диагностике СДВГ используют множество методов. Родители и учителя описывают поведение ребенка. Работники здравоохранения и педагоги могут также наблюдать ребенка. Этот процесс может помочь исключить другие проблемы.
Взрослые описывают ребенка
Если врач подозревает СДВГ, то он попросит вас заполнить опросник. Вас также попросят охарактеризовать внимание и поведение вашего ребенка. Подумайте и о прошлом, и о настоящем вашего ребенка. Другие взрослые, которые хорошо знают вашего ребенка хорошо, могут также поделиться своими наблюдениями.
Специалисты обследуют ребенка
Специалист может проверить внимание вашего ребенка. Он может также наблюдать вашего ребенка в классе. СДВГ, похоже, передается по наследству. Сообщите врачу, если другой член семьи проявляет признаки СДВГ. Врач ознакомится со всей информацией. Если поставлен диагноз СДВГ, возможно, будет назначено лечение.
Лечение зачастую комплексное
Хотя СДВГ не излечивается полностью, его можно корректировать. Цель — помочь ребенку реализовать свой потенциал. В лечении могут сочетаться образовательные, медикаментозные и поведенческие методы. Каждый вид лечения подбирается индивидуально.
Образование
Ваш ребенок и люди, с которыми он проводит время, должны знать об СДВГ. Желательно, чтобы школьное окружение вашего ребенка было приспособлено к нему. Такие меры могут помочь вашему ребенку лучше учиться и совершенствовать свои социальные навыки.
Медикаментозное лечение
Лекарства часто помогают управлять уровнем химических веществ в мозгу ребенка с СДВГ. Некоторые лекарства помогают такому ребенку оставаться сосредоточенным. В результате ребенку легче учиться. Это также содействует успеху поведенческой коррекции.
Поведенческая коррекция
Поведенческая коррекция помогает ребенку действовать в соответствии с тем, что он знает, вместо того, чтобы реагировать на импульс, который он чувствует. Со временем у ребенка могут сформироваться хорошие навыки и улучшится поведение.
Образование — первый шаг
Прежде, чем вы сможете помочь вашему ребенку, вы должны понять, что такое СДВГ. Хотя СДВГ не является образовательной проблемой, он может помешать учебе. С надлежащей помощью вашему ребенку будет легче учиться как в школе, так и дома.
Изучение СДВГ
Один из лучших способов помочь вашему ребенку — изучить тему СДВГ. Вы можете начать с того, что поверите в то, что ваш ребенок не ленив или глуп. Когда вы поймете особые потребности, вызванные СДВГ у вашего ребенка, поделитесь своими знаниями с другими. Некоторые люди могут противиться диагнозу или отрицать проблему. Даже в этом случае сообщите им, как они могут помочь вашему ребенку.
Учеба с СДВГ
За редким исключением, умственные способности ребенка с СДВГ не нарушены. Чтобы облегчить ему учебу, действуйте заодно с его учителем. Помните: федеральный закон подтверждает право вашего ребенка получить помощь, в которой он нуждается.
Что могут сделать родители
Вот некоторые способы, как вы можете помочь своему ребенку:
- Будьте информированы. Читайте об СДВГ. Присоединитесь к местной группе поддержки родителей СДВГ-детей.
- Убедите вашего ребенка в том, что в СДВГ нет его вины.
- Постарайтесь, чтобы у вашего ребенка был учитель, который может помочь ему. Поддерживайте с ним связь.
- Создайте для ребенка дома аккуратное и спокойное рабочее место.
Что может сделать учитель
Вот несколько советов учителю:
- Посадите ребенка в начале класса, подальше от всего, что может отвлечь его, например, от окон или шумных кондиционеров.
- Найдите наилучший способ обучения ребенка. Используйте магнитофон, компьютеры или игры, если они способствуют учебе.
- Поощряйте ребенка заниматься любимыми предметами. Предлагайте ему специальные проекты для повышения его самооценки.
Что может сделать ребенок
Вот несколько советов ребенку:
- Говори своим родителям и учителям, когда ты нуждаешься в их помощи.
- Выдели дома и в школе место для хранения своих учебников, папок и проектов.
- Составь список своих заданий со сроками из выполнения. Можешь также помечать даты в календаре.
- Если это помогает, делай короткие перерывы между домашними заданиями. Используй таймер, который будет напоминать тебе, когда закончить перерыв и вернуться к домашней работе.
Как могут помочь лекарства
Во многих случаях лекарственное лечение является частью плана лечения ребенка. Лекарства обеспечивают равномерное снабжение химических веществ, необходимых для передачи и получения сигналов в мозгу.
Передача сигналов
Некоторые стимуляторы воздействуют на определенные участки мозга так, что они посылают более сильные сигналы. При более сильных сигналах ребенок лучше контролирует свое внимание и деятельность. Стимуляторы действуют быстро на протяжении нескольких часов.
Получение сигналов
Некоторые антидепрессанты помогают мозгу лучше получать сигналы. Эти лекарства применяются в лечении депрессии и невнимательности, и их принимают ежедневно.
К вашему сведению
Может потребоваться время, чтобы найти самое лучшее лекарство для вашего ребенка. Доза и время приема также должны быть выверены. В некоторых случаях надо проверить, нет ли у вашего ребенка побочных эффектов. Если лекарство не помогает, подумайте о том, чтобы снова обследовать ребенка.
Что могут сделать родители
Если вашему ребенку назначат лекарства, вам необходимо:
- Знать о лекарствах, которые принимает ваш ребенок. Спросите, каких результатов следует ожидать и как скоро они могут появиться.
- Поговорить с врачом о любых побочных эффектах.
- Получить мнение второго специалиста, если у вас есть вопросы по лечению вашего ребенка.
- Следовать инструкциям врача по приему лекарств.
- Наблюдать за положительными изменениями у вашего ребенка дома и в школе. Следить за любыми побочными эффектами. Сказать врачу обо всем, что вы замечаете.
Что может сделать ребенок
Вот несколько советов ребенку:
- Что ты чувствуешь после приема лекарства? Расскажи о своих ощущениях родителям и врачу.
- Твое лекарство — таблетка. Если ты не можешь проглотить целую таблетку, спроси у родителей, как облегчить тебе прием лекарства.
- Знай, когда тебе надо принимать таблетку. Напоминай об этом своим родителям.
- Если кто-то дразнит тебя за то, что принимаешь лекарство, расскажи родителям или учителю. Они могут помочь тебе в том, что сказать этому человеку.
Изменение поведения
Ребенок с СДВГ часто плохо себя ведет и не обращает внимания на окружающих. Но вы можете показать вашему ребенку иные способы реакции на происходящее. Этот процесс требует времени и тренировки. Здесь могут помочь занятия с психологом.
Навыки самоконтроля
Что выводит вашего ребенка из равновесия? Возможно, плохое поведение возникает в результате необходимости выполнить домашнюю работу или поделиться игрушкой. Старайтесь работать с вашим ребенком каждый день. Дайте ему несложное задание. Покажите ему, как успешно реагировать на разочарование и злость. Это может помочь ему научиться самоконтролю.
Закрепление успеха
Дети с СДВГ плохо учатся на прошедших событиях. Положительная обратная реакция помогает закрепить позитивное поведение. Похвалите ребенка за хорошо выполненную работу. Это поможет ему надолго запомнить такое поведение. Отмечайте каждый успех наклейкой в таблице вознаграждений.
Что могут сделать родители
Вот некоторые способы, которыми вы можете помочь:
- Учите ребенка навыкам самоконтроля после того, как он принял лекарство. В это время обучение, вероятно, будет более успешным.
- Хвалите ребенка за успехи. Улыбнитесь ему, обнимите его, сделайте позитивное замечание или дайте ему маленькую награду.
- Установите четкие правила. Объясните, чего ребенок лишится, если не будет следовать этим правилам. Придерживайтесь этой политики до конца.
- Старайтесь придерживаться заведенного порядка. Готовьте вашего ребенка к любому изменению в этом порядке.
- Помогайте ребенку оставаться сосредоточенным. Например, избегайте многолюдных шумных мест, если они выводят ребенка из себя. Кроме того, ограничивайте его выбор.
Что может сделать ребенок
Вот несколько советов ребенку:
- Пробуй новые способы реакции на людей и места, которые выводят тебя из себя. Когда ты расстроен, ты можешь говорить, рисовать, писать, бросать мячик или побыть одному какое-то время.
- Делай так: остановись, подумай, сделай, а затем подумай еще раз, правильно ли ты поступил.
СДВГ — это семейная история
Уход за ребенком с СДВГ может создать проблемы во взаимоотношениях между домочадцами. Так не должно быть. Каждый член семьи может помочь выстроить прочные взаимоотношения. Таким образом всем будет лучше.
Что вы можете чувствовать
Если у вас есть ребенок с СДВГ, вы можете чувствовать вину, тревогу и усталость. Старайтесь побольше отдыхать и заниматься тем, что доставляет вам удовольствие. Ищите поддержку в семье и у друзей.
Вы и ваш супруг
Легко обвинять друг друга. Возможно, между вами есть разногласия по поводу диагноза ребенка, лечения или дисциплины. Найти решения нелегко, но пытайтесь ежедневно разговаривать. Это самое время, чтобы выстроить заново ваши отношения.
Воспитание остальных детей
Вы, вероятно, уделяете много времени и внимания ребенку с СДВГ. В итоге остальные дети могут почувствовать себя обделенными. Приложите все усилия, чтобы проводить время с другими вашими детьми. Возможно, вы увидите, что такие моменты не только не расходуют ваши силы, но и напротив — восполняют их.
Что могут сделать родители
Попробуйте следующее, чтобы позаботиться о себе и о своей семье:
- Лично для вас: Расслабляйтесь и восполняйте свои силы. Освободите какое-то время для себя, найдя няньку, понимающую СДВГ. Попросите консультанта или свою группу поддержки порекомендовать людей, которые могли бы присмотреть за вашим ребенком.
- Для вашего брака: Старайтесь уважать иное мнение. Кроме того, проводите время вдвоем. Беседуйте не только об СДВГ и вашем ребенке, но и на другие темы.
- Для остальных детей: Занимайтесь с ними. Спрашивайте об их любимых занятиях, желаниях и страхах. Давайте им понять, что вы их любите. Помогите им построить отношения с ребенком с СДВГ.
- Поощряйте старания каждого действовать как член единого целого — семьи.
- Профессиональные консультации могут помочь вам управлять своим психологическим состоянием. Они помогут укрепить ваш брак и решать семейные конфликты.
Есть перспектива в будущем
По мере взросления вашего ребенка симптомы СДВГ у него, вероятно, изменятся. Но со временем и при необходимой помощи ваш ребенок может учиться управлять своими особенностями. Есть много счастливых и преуспевающих взрослых с СДВГ.
Предварительный просмотр:
Школьная тревожность В чем-то все первоклассники похожи между собой. Ведь для любого ребенка поступление в школу - событие чрезвычайно значимое. И при этом все они разные. Один быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям, у другого процесс адаптации затягивается. Вот эта девочка с радостью каждый день идет в школу, а ее одноклассница постоянно озабочена: так ли я сделала домашнее задание? Почему учительница сегодня меня не спросила? Почему ко мне плохо относятся в классе? И т. п. Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному. Термин "школьный невроз" используют, когда у школьника отмечаются "беспричинные" рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему-то исчезают. "Школьная фобия" обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы. Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно "мягкая" форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму. В чем причины школьной тревожности? Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь - особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на "отлично"). У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью. Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе. - Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению. - Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания. - Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей. - На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят, иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок. - При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести. А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных первоклассников. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п. Психологами разработаны программы коррекционной работы с такими детьми. Это могут быть индивидуальные и групповые занятия. Занятия формируют у ребенка конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях. Преодолевается его стремление действовать всегда и везде по правилам. Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения, учится расслабляться и т.д. Еще важно научить тревожного ребенка самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и доверять собственным оценкам. Некоторым детям нужно помочь овладеть недостающими учебными умениями, восполнить пробелы в усвоении школьной программы. Кроме того, психолог обязательно даст рекомендации и родителям, и педагогам. В их силах помочь тревожному школьнику изменить свое отношение к успеху и неудаче, к оценкам со стороны взрослых и детей. Детские страхи | ||
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить "эмоциональный паралич". Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть, - это серьезный повод для разговора. Обо всем этом можно узнать на страницах сайта психологического центра "Адалин", а также получив личную консультацию наших специалистов. | ||
Как родителям помочь ребенку справиться со страхами? Пожалуй, ни в каком другом случае непонимание переживаний ребенка не выступает так зримо, как при детских страхах. Отец, уверенный и решительный человек, привел на прием рослого, широкоплечего десятилетнего сына. Даже при родителях мальчик предпочитает не быть один в комнате, а уж о том, чтобы остаться одному в квартире, нет и речи. Спит он только при свете ночника и с полуоткрытой дверью спальни. Если просыпается ночью, бежит к родителям. Мать укладывает сына к себе в постель, и он тут же засыпает. Мальчик эмоционален, впечатлителен, добр, ласков. Воспитан мамой, эмоциональной, тревожной, застенчивой. Отец энергичен, напорист, опекает семью, но часто в длительных командировках. Впечатлительность и беззащитность жены понимает и принимает. Слабость же, "нюни" в сыне решительно осуждает. Думается, что взрослые не осознают до конца, как мучителен страх детей. В сумерках, во мраке фантазия ребенка превращает занавеси в двигающиеся призраки, наделяет предметы сверхъестественными возможностями, одухотворяет их. Старый шкаф кряхтит и жалуется, а то и грозит за царапины и рубцы на своих боках или молча наблюдает за одиноким малышом. Страх темноты древний, извечный. Для ребенка темнота живая, со ртом и глазами. О, эти рот и глаза! На рисунках детей от пяти до девяти лет у чудовищ и хищных животных всегда выделены рот и глаза. Глаза следят, а рот грозит проглотить. |