План самообразования
План самообразования (срок реализации 2015-2016г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план самообразования | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сухецкая Любовь Васильевна
Тема самообразования: Здоровье сберегающие технологии в процессе обучения.
« Здоровье - не все, но все без здоровья – ничто»
Пояснительная записка
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
По мнению специалистов - медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Этому способствует малоподвижный образ жизни, который стал нормой существования не только взрослых, но и детей. Существует довольно много цифр и фактов, которые говорят сами за себя,… Например, возраст от 1 года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60 дет, поэтому я использую в своей работе здоровье сберегающие технологии с целью сохранения здоровья учащихся за период обучения в начальной школе.
Здоровье сберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции школьного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья.
Здоровье сберегающая деятельность школы это и диспансеризация, и профилактические прививки, утренняя гимнастика, дни и недели Здоровья, три урока физической культуры в неделю, горячее питание, спортивные школьные праздники, беседы о здоровье с учащимися и родителями, экскурсии, походы, соревнования и др.
Здоровье сберегающие технологии в урочное и во внеурочное время.
Использование на уроках здоровье сберегающих технологий – залог успешности учебно - воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Цель: внедрение здоровье сберегающих технологий в процесс обучения.
Задачи:
- изучить литературу о здоровье сберегающих технологиях;
- проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;
- обучить жизненно важным навыкам;
- формировать у школьников навыков ответственного поведения;
- воспитать здоровый образ жизни.
План самообразования
сентябрь | Планирую: - продолжать изучать литературу по здоровье сберегающим технологиям; - проводить работу по изучению и внедрению новых физкультминуток на уроках; - проводить ежедневную утреннюю зарядку; |
октябрь | - реализовать систему просветительской работы с учениками по формированию культуры отношения к своему здоровью; - повышать качество урока через использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения; |
ноябрь | - повышать уровень образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни; - использовать в своей работе методы и приёмы здоровье сберегающих технологий; |
декабрь | - формировать у школьников устойчивый интерес и потребность в регулярных занятиях физической культурой, спортом и навыков здорового образа жизни; |
январь | - анализировать результаты проведения ежедневной утренней зарядки и продолжать данную работу; |
февраль | - продолжать работу по изучению и внедрению новых физкультминуток на уроках; |
март | - продолжать повышать качество урока через использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения; |
апрель | - продолжать использовать в своей работе методы и приёмы здоровье сберегающих технологий; |
май | - провести самоанализ и самооценку своей работы по здоровье сберегающим технологиям. |
МБОУ "Щёлкинская СОШ №2"
Тема: Здоровье сберегающие технологии
в работе учителя начальных классов
(0тчет по теме самообразования)
Составитель:
Сухецкая Л. В.
учитель начальных классов
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. В начальной школе внедряются здоровье сберегающие технологии, которые помогают решить задачу – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Я продолжаю работать над поисками педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. В своей работе использую личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижается темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку.
При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогом.
В ходе работы по здоровье сбережению, мы, учителя начальной школы, часто применяем игровую технологию. Я часто использую в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии и др. В игровой форме можно провести словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров. После прочтения русской народной сказки «Колобок» дети легко приходят к заключению:
- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
Из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети делают выводы:
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. После еды прополощите рот.
Организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение.
Учу детей своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок (положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть), а также выполнять обязанности дежурных (вымыть классную доску, положить чистую влажную тряпку и мел) и всегда помогаю им в решении этих задач. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся.
Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4 – 7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, чтение и решение задач и др. Продолжительность видов деятельности – 6 – 8 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно и др.). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание, как целых правил, так и просто отдельных терминов.
Физкультминутки – элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. На каждом уроке провожу по две физкультминутки. Одну через 15 – 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Вторую физкультминутку провожу для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса, или гимнастику для глаз, или в зависимости от работы на уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа. Очень нравятся ребятам физкультминутки в стихотворной форме.
К здоровье сберегающим приемам относятся:
- пальчиковые, дыхательные гимнастики,
- релаксация,
- гимнастики для глаз,
- ситуация успеха,
- «минутка здоровья»,
- определение своего эмоционального состояния на начало и конец урока.
Если класс перевозбужденный (например, пришли с урока физкультуры) провожу упражнения «надувание воздушного шарика», «сдувание пушинки с ладони», при этом дети соревнуются, кто ее удержит дольше (упражнение на «выдохе»).
Если класс вялый, «спящий», мы выполняем упражнение «понюхать что-то приятное» (например, розу, клубнику – упражнение на «вдох»).
Работая в 1 классе, систематически в процессе обучения проводила динамические паузы, в ходе которых дети совершают прогулки и игры на свежем воздухе.
Выработке внимательного отношения к своему здоровью посвящаются воспитательные мероприятия. Прежде всего, это классные часы: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках, встречи с медсестрой, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, походы, прогулки, экскурсии. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Использование здоровье сберегающих технологий на уроках уже привело к положительным результатам:
· учащиеся стали меньше болеть и пропускать занятия;
· улучшилась успеваемость и качество знаний учащихся по предметам;
· повысилось количество родителей желающих помочь учителю в реализации программы здорового образа жизни.
В нашей школе каждый учитель ищет самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использует передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровье сберегающим.
В реализации задач по здоровье сбережению планирую организовать занятия курса по внеурочной деятельности «Уроки здоровья или школа Докторов природы», которые позволят формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки личной гигиены, правильного питания, соблюдать режим дня. Курс предусматривает активное вовлечение в работу родителей, которые помогут в классных и школьных мероприятиях.
Литература:
- Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. – М: Издательство «Глобус», 2010г.
- Здоровье сберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия /авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н.Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2011г.
- Ковалько В. И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. – М.: Вако, 2005.
4. Лецких А. А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся / /Начальная школа, 2004. – № 1
5. Митина Е. П. Здоровье сберегающие технологии сегодня и завтра // ж. Начальная школа. – 2006. – № 6. – с. 56.
6. Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК ПРО, 2005.
7. Тукачёва С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005.