Рабочие программы
На данной странице размещены разработанные мной рабочие программы по биологии и химии с 2019-2020 учебного года по 2023-2024 учебный год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Управление образования администрации города Покачи
МАОУ СОШ № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «БИОЛОГИЯ. Профильный уровень»
для обучающихся 10 классов
составитель: учитель химии и биологии
Халилова К.М.
2019-2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
--Устав МАОУ СОШ №1;
- Приказ МАОУ СОШ №1 от 31.08.2018г. № 575-О «Об утверждении основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2018 – 2019 учебный год»;
- Приказ МАОУ СОШ № 1 от 12.05.2016г. № 276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
_ Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. Б. Захарова, реализованная в учебниках «Биология. Общая биология. Углубленный уровень. 10 класс
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитательные:
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общая характеристика учебного курса.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Содержание курса биологии на профильном уровне призвано обеспечить учащимся достаточную базу для продолжения образования в вузе, сформировать навыки поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.
В курсе важное место отводится развитию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучения курса выделено 105 часов, 3 часа в неделю, профильный уровень изучения биологии Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может корректировать его в пределах годовой суммы часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
- строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологичеcкое влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
• устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- определения собственной позиции по отношению экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Основное содержание программы курса биологии
«Общая биология 10 класс. Профильный уровень». 10 класс
(105 ч, 3 часа в неделю)
Курс начинается с вводного раздела «БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и краткая история биологии, а также практическое значение биологических знаний для благополучного существования человечества. На изучение темы по программе отводится 5 часов.
Далее следует раздел –ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В этом разделе изучается предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Химические предпосылки эволюции в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул. На изучение темы по программе отводится -7 часов
Далее следует раздел - КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО. В этом разделе изучается химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации.
Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов. На изучение данного раздела по программе отводиться часов – 37 урока.
Следующий раздел - РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. В нем рассматриваются механизмы деления клеток (митоза и мейоза), формы размножения, механизм полового размножения, а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «Организм как единое целое», где речь идет о таких важных вещах, как уровни приспособления организма к изменяющимся условиям, саморегуляция, влияние внешних условий на раннее развитие организма, биологические часы и анабиоз. Итак, материал этого раздела позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями. На изучении данного раздела отводится 27 часа.
Раздел ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ. В подробно рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается хромосомная теория Моргана и генетика пола. Обсуждаются более сложные явления взаимодействия генов и цитоплазматической наследственности. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы ИЗМЕНЧИВОСТИ. Даются разные типы изменчивости, закон Н. И. Вавилова. Подробно изучается генетика человека. Рассматриваются современные методы изучения генетики человека, рассматриваются вопросы построение и использование генетических карт, построение и анализ родословных, этические проблемы клонирования. Рассматривается роль мутагенов, роль хромосом в формировании отдельных признаков и патологий у человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении.
Последние уроки данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где изучаются не только её классические, но и современные методы, такие как полиплоидия, искусственный мутагенез, крупномасштабная селекция, а также – клеточная и генная инженерия. На изучение данного раздела отводится 25 час.. резервное время – 3 часа.
Тематическое планирование.
№ п/ | Название темы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Часть 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | 12 | ТЕСТ № 1. Входное тестирование | |
2.1 | Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи | 5 |
| |
2.2 | Возникновение жизни на Земле | 7 |
| |
3 | Часть 2. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | 37 |
| |
3.1 | Химическая организация клетки | 13 | ЛР 1. Определение крахмала в растительных тканях | ТЕСТ № 2 «Химическая организация живого вещества» |
3.2 | Реализация наследственной информации. Метаболизм. | 8 |
| ТЕСТ № 3 «Реализация наследственной информации. Метаболизм» |
3.3 | Строение и функции клеток | 16 | ЛР 2. Изучение растительной и животной клетки под микроскопом | ТЕСТ № 4 «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» |
4 | Часть 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 27 |
|
|
4.1 | Размножение организмов | 7 |
| ТЕСТ № 5 «Размножение растений и животных» |
4.2 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 20 |
| ТЕСТ № 6 «Индивидуальное развитие организмов» |
5. | Часть 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | 25 |
|
|
5.1 | Основные понятия генетики | 2 |
|
|
5.2 | Закономерности наследования признаков | 12 | ЛР 3. Решение генетических задач и составление родословных | ТЕСТ №7. Основные закономерности наследования признаков. |
5.3 | Закономерности изменчивости | 6 | ЛР 4. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой | ТЕСТ № 8. Итоговое тестирование |
5.4 | Основы селекции | 5 | ||
Итого | 102+3резерв | 4 | 8 |
Формы организации познавательной деятельности
- фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Методы и приемы обучения
- объяснительно-иллюстративный метод обучения;
- самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
- поисковая беседа;
- метод проектов;
- эвристическая беседа;
- анализ;
- дискуссия;
- практическая деятельность.
Формы контроля:
- тестирование;
- устный контроль;
- самоконтроль и взаимоконтроль;
- выполненные задания в рабочей тетради;
- результаты практических и лабораторных работ;
Оценка выполнения тестовых заданий:
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.
Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.
Учебно-методическое обеспечение:
учебник: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобраз. учреждений. В. Б. Захаров, С. Г.Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т Захарова.. М.: Дрофа, 2018
Биология поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Волгоград, 2008 г.
Методические пособия:
А.С.Батуев «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;
Д.А.Соловков «Егэ по биологии» практическая подготовка , БХВ-Петербург, 2015;
В.Н.Ярыгин «Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы», 2001;
Н.А.Богданов, А.А.Каменский «Биология» подготовка к ЕГЭ, 2010:
Т.А.Козлова, В.С. Кучменко «Биология в итаблицах», М.Дрофа, 2009:
В.Б.Захаров «Общая биология 10-11 класс».
А.А.Кириленко, С.И.Колесников «Биология» тематические задания для подготовки к ЕГЭ, Ростов н/Д: Легион, 2014;
Оборудование:
- Таблицы, муляжи, влажные препараты, микроскопы «Юннат», микропрепараты «Ботаника 1», «Ботаника 2» и др
- Гербарии «Основные группы растений», «Растительные сообщества», «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Сорные растения», «Эволюция органического мира высших растений», «Деревья и кустарники»,
- Модель «Клетка растения», «Стебель растения», «Строение корня», «Строение листа», «Сердце», «Строение глаза», «Мозг человека» и др.
- Коллекция «Развитие насекомого с неполным превращением»;
5.Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Практические, лабораторные/ Контрольные работы | Домашнее задание | Дата | ||||
Введение (1 ч.) | ||||||||
1/1 | Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин |
| С. 5 | 04.09.18 | ||||
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи (5 ч.) | 04.09.18 | |||||||
2/1 | Жизнь как форма существования материи.
|
| § 1.1 | 04.09.18 | ||||
3/2 | Уровни организации жизни |
| § 1.1 | 06.09.18 | ||||
4/3 | Основные свойства живого (единство состава, клеточное строение, обмен веществ) |
| § 1.2 | 11.09.18 | ||||
5/4 | Основные свойства живого (самовоспроизведение, рост и развитие, дискретность) |
| § 1.2 | 11.09.18 | ||||
6/5 | ТЕСТ № 1. Входное тестирование | ТЕСТ № 1. Входное тестирование |
| 13.09.18 | ||||
Возникновение жизни на Земле (7 ч.) | ||||||||
7/1 | Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни |
| § 2.1 | 18.09.18 | ||||
8/2 | Предпосылки возникновения жизни: космические и планетарные |
| § 2.2. | 18.09.18 | ||||
9/3 | Современные представления о возникновении жизни: теория А.Опарина |
| § 2.3 | 20.09.18 | ||||
10/4 | Теория происхождения протобиополимеров. |
| § 2.3, с.66 (письменно) | 25.09.18 | ||||
11/5 | Эволюция протобионтов |
| § 2.4 | 25.09.18 | ||||
12/6 | Начальные этапы биологической эволюции |
| § 2.5, с.78-79 (письм) | 27.09.18 | ||||
13/7 | Обобщение темы «Происхождение и начальные этапы развития жизни» |
|
| 02.10.18 | ||||
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ. Химическая организация клетки (13 ч) | 02.10.18 | |||||||
14/1 | Элементарный состав живого вещества биосферы. Неорганические молекулы. |
| §3.1 | 02.10.18 | ||||
15/2 | Органические молекулы. Белки: структурная организация |
| § 3.2.1 | 04.11.12 | ||||
16/3 | Свойства и функции белков |
| § 3.2.1 | 09.10.18 | ||||
17/4 | Углеводы в жизни растений, животных, грибов, микроорганизмов. Моно и дисахариды. |
| § 3.2.2 | 09.10.18 | ||||
18/5 | Строение и биологическая роль полисахаридов | ЛР № 1. Определение крахмала в растительных тканях |
| 11.10.18 | ||||
19/6 | Особенности строения жиров и липоидов |
| § 3.2.3 | 16.10.18 | ||||
20/7 | Нуклеиновые кислоты: ДНК |
| § 3.2.4 (с. 106-108) | 16.10.18 | ||||
21/8 | Нуклеиновые кислоты: РНК |
| § 3.2.4 (с. 108-110) | 18.10.18 | ||||
22/9 | Генетический код, свойства кода |
| § 3.2.4 (с. 110-113) | 23.10.18 | ||||
23/10 | Решение задач по молекулярной биологии |
|
| 23.10.18 | ||||
24/11 | Ген: структура и функции |
| § 3.1- 3.2 | 25.10.18 | ||||
25/12 | Геном растений, животных и человека. |
| Сообщение по теме | 06.11.18 | ||||
26/13 | ТЕСТ № 2 «Химическая организация живого вещества» | ТЕСТ № 2 «Химическая организация живого вещества» |
| 06.11.18 | ||||
Реализация наследственной информации. Метаболизм. (8 ч) | ||||||||
27/1 | Совокупность реакций биологического синтеза - пластический обмен. |
| § 4.1 | 08.11.18 | ||||
28/2 | Передача наследственной информации: транскрипция |
| § 4.1 | 13.11.18 | ||||
29/3 | Механизм обеспечения синтеза белка: трансляция |
| § 4.1 | 13.11.18 | ||||
30/4 | Каталитический характер реакций обмена веществ |
| Доп. материал | 15.11.18 | ||||
31/5 | Энергетический обмен. Этапы обмена |
| § 4.2 | 20.11.18 | ||||
32/6 | Понятие о гомеостазе. Принципы нервной и эндокринной регуляции метаболизма |
| Доп. материал | 20.11.18 | ||||
33/7 | Фотосинтез: световая и темновая фаза. Хемосинтез. |
| § 4.3 | 22.11.18 | ||||
34/8 | ТЕСТ № 3 «Реализация наследственной информации. Метаболизм» | ТЕСТ № 3 «Реализация наследственной информации. Метаболизм» |
| 27.11.18 | ||||
Строение и функции клеток (16 ч) | ||||||||
35/1 | Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки. |
| Конспект темы | 27.11.18 | ||||
36/2 | Строение бактериальной клетки. Особенности жизнедеятельности |
| § 5.1 | 29.11.18 | ||||
37/3 | Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации |
| § 5.2.1 (с. 143-147) | 04.12.18 | ||||
38/4 | Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. |
| § 5.2.1 (с. 147-154) | 04.12.18 | ||||
39/5 | Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. |
| § 5.2.1 (с. 147-154) | 06.12.18 | ||||
40/6 | Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельности клеток |
| § 5.2.2
| 11.12.18 | ||||
41/7 | Хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. |
| § 5.2.2
| 11.12.18 | ||||
42/8 | Решение задач по молекулярной биологии |
| Задачи | 13.12.18 | ||||
43/9 | ТЕСТ № 4 «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» | ТЕСТ № 4 «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» |
| 18.12.18 | ||||
44/10 | Особенности строения растительных клеток |
| С. 155 (письменно) | 18.12.18 | ||||
45/11 | ЛР № 2. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом | ЛР № 2. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом | с. 164 – письменно | 20.12.18 | ||||
46/12 | Жизненный цикл клеток. Размножение клеток. Митотический цикл. |
| § 5.3
| 25.12.18 | ||||
47/13 | Биологический смысл и значение митоза |
| § 5.3
| 25.12.18 | ||||
48/14 | Нарушения клеточного размножения и заболевания человека и животных |
| Конспект темы | 27.12.18 | ||||
49/15 | Вирусы – внутриклеточные паразиты. |
| § 5.6
| |||||
50/16 | Клеточная теория строения организмов. |
| § 5.5
| |||||
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. Размножение организмов (7 ч) | ||||||||
51/1 | Формы бесполого размножения. Биологический смысл и значение |
| § 6.1
| |||||
52/2 | Половое размножение растений и животных. |
| § 6.2 (с.199-200) | |||||
53/3 | Гаметогенез. Периоды образования половых клеток. |
| § 6.2 (с.200-208) | |||||
54/4 | Биологическое значение и смысл мейоза. |
| § 6.2
| |||||
55/5 | Осеменение и оплодотворение. |
| § 6.2 (с.208-210) | |||||
56/6 | Эволюционное значение полового размножения |
| С.212-213 | |||||
57/7 | ТЕСТ № 5 «Размножение растений и животных» | ТЕСТ № 5 «Размножение растений и животных» |
| |||||
Индивидуальное развитие организмов (20 ч) | ||||||||
58/1 | Краткие исторические сведения |
| § 7.1
| |||||
59/2 | Эмбриональный период развития. Типы яйцеклеток |
| Конспект темы | |||||
60/3 | Основные закономерности дробления, образование бластулы. |
| § 7.2.1
| |||||
61/4 | Гаструляция – закономерности образования двухслойного зародыша |
| § 7.2.2
| |||||
62/5 | Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов. |
| § 7.2.3
| |||||
63/6 | Регуляция эмбрионального развития |
| § 7.2.3
| |||||
64/7 | Генетический контроль развития |
| Доп. материал | |||||
65/8 | Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития |
| Конспект темы | |||||
66/9 | Постэмбриональный период развития. Закономерности. Непрямое развитие |
| § 7.3
| |||||
67/10 | Прямое развитие: дорепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный периоды |
| § 7.3
| |||||
68/11 | Биология продолжительности жизни |
| Доп. материал | |||||
69/12 | Биогенетический закон. |
| § 7.4
| |||||
70/13 | Работы академика А.Н.Северцова об эмбриональной изменчивости |
| Доп. материал | |||||
71/14 | Роль факторов окружающей среды в развитии организма. |
| § 7.5
| |||||
72/15 | Критические периоды развития |
| § 7.5 (доп. материал)
| |||||
73/16 | Влияние воздействия токсических веществ на ход эмбрионального развития. |
| § 7.5 (доп. материал) | |||||
74/17 | Влияние воздействия токсических веществ на ход постэмбрионального развития. |
| § 7.5 (доп. материал) | |||||
75/18 | Понятие о регенерации. |
| § 7.5 (с.243)
| |||||
76/19 | Обобщение темы «Онтогенез» |
| Тема 7 | |||||
77/20 | ТЕСТ № 6 «Индивидуальное развитие организмов» | ТЕСТ № 6 «Индивидуальное развитие организмов» |
| |||||
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (25 ч).Основные понятия генетики (2 ч) | ||||||||
78/1 | История развития генетики . |
| Доп.матриал | |||||
79/2 | Основные понятия генетики. |
| С. 253 -257 | |||||
Закономерности наследования признаков (12 ч) | ||||||||
80/1 | Методы изучения наследственности и изменчивости |
| § 9.1
| |||||
81/2 | Закономерности наследования признаков, установленные Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон |
| § 9.2.1
| |||||
82/3 | Второй закон Менделя. Полное и неполное доминирование |
| § 9.2.2
| |||||
83/4 | Анализирующее скрещивание |
| § 9.2.3, с.276
| |||||
84/5 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. |
| § 9.2.4
| |||||
85/6 | ЛР № 3. Решение генетических задач | ЛР № 3. Решение генетическ. задач | Задачи | |||||
86/7 | Хромосомная теория наследственности, законы сцепления генов. |
| § 9.3
| |||||
87/8 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. |
| § 9.3
| |||||
88/9 | Генетическое определение пола: гомо- и гетерогаметный пол |
| § 9.4
| |||||
89/10 | Составление родословных |
| Задачи | |||||
90/11 | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. |
| § 9.5 | |||||
91/12 | ТЕСТ №7. Основные закономерности наследования признаков. | ТЕСТ №7. Основные закономерности наследования признаков. |
| |||||
Закономерности изменчивости (6 ч) | ||||||||
92/1 | Основные формы изменчивости. Мутации, свойства и причины мутаций. |
| § 10.1
| |||||
93/2 | Комбинативная изменчивость. |
| Конспект темы | |||||
94/3 | Фенотипическая изменчивость. |
| § 10.2
| |||||
95/4 | Статистические закономерности модификационной изменчивости. | ЛР № 4. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой. | § 10.2
| |||||
96/5 | Повторение и обобщение за курс 10 класса. Подготовка к контрольной работе |
| Обзоры всех глав | |||||
97 | ТЕСТ № 8. Итоговое тестирование | ТЕСТ № 8. Итоговое тестирование |
| |||||
Основы селекции (5 ч) | ||||||||
98/1 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. |
| § 11.1
| |||||
99/2 | Методы селекции. |
| § 11.2
| |||||
100/3 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия |
| § 11.3
| |||||
101/4 | Достижения и основные направления современной селекции. |
| § 11.4
| |||||
102/5 | Значение селекции для сельского хозяйства, медицины и др.отраслей |
|
| |||||
103 | Повторение | |||||||
104 | Повторение | |||||||
105 | Повторение |
Итоговая контрольная работа по биологии для 10 класса(профильный уровень) Вариант 1
А1. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется?
- все особи имеют одинаковый генотип 2.все особи имеют одинаковый фенотип 3.все особи имеют сходство с одним из родителей 4. все особи живут в одинаковых условиях
А2. Главный признак живого –1.движение 2 увеличение массы 3 обмен веществ 4 распад на молекулы
А3. В пробирке с раствором хлорофилла фотосинтез не происходит, так как для этого процесса необходим набор ферментов, расположенных на 1. кристах митохондрий 2. гранах хлоропластов 3.эндоплазматической сети 4плазматической мембране
А4. Информационную функцию в клетке выполняют 1.белки 2.липиды 3.углеводы 4.нуклеиновые кислоты
А5. При геномных мутациях происходят изменения
- числа хромосом в генотипе особи 2.структуры ядерных хромосом 3сочетания нуклеотидов в молекуле ДНК 4.механизма кроссинговера в профазе мейоза
А6. Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?
- СПИД 2.туберкулез 3.дизентерия 4.холера
А7. Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?
- Анатомия 2.генетика 3.ботаника 4.экология
А8. Растение поглощает из окружающей среды воду и углекислый газ, которые в процессе фотосинтеза используются в качестве
1.катализаторов химических реакций 2конечных продуктов дыхания 3.исходных продуктов обмена 4.источников энергии
А9. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется
- плазматической мембраной 2.эндоплазматической сетью 3ядерной оболочкой 4цитоплазмой
А10. Энергетические станции клетки – это 1.рибосомы 2.хлоропласты 3митохондрии4. лизосомы
А11. Пластический обмен не может идти без энергетического, так как энергетический обмен поставляет для пластического
1)богатые энергией молекулы АТФ 3)кислород для реакций расщепления 2)ферменты для ускорения реакций 4)неорганические соли и кислоты
А12. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
- вирусы 2бактерии 3лишайники 4.грибы
А13. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
- Полиомиелита2.оспы 3.гриппа 4.ВИЧ
А14. Каковы особенности модификационной изменчивости?
- проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип
- носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется
- не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа
- подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется
А15. Удвоение ДНК происходит
- в профазе митоза 2.в анафазе митоза 3.в интерфазе митоза 4.в метафазе митоза
Уровень В
В1. Выберите три верных ответа из шести Половое размножение, в отличие от бесполого,
- свойственно как растениям, так и позвоночным животным
- ведет к появлению новых комбинаций генов в потомстве
- является эволюционно более древним
- сопровождается гаметогенезом
- способствует развитию большого числа дочерних особей
- характерно только для прокариотических организмов
В2.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов
признаки гаметогенеза | виды гаметогенеза |
| А. Овогенез В. Сперматогенез |
В3. Установите последовательность процессов в первом делении мейоза
- спирализация хромосом
- образование веретена деления
- конъюгация гомологичных хромосом
- расхождение гомологичных хромосом
- кроссинговер – обмен генами
- удвоение ДНК
Уровень С
Дайте полный свободный ответ на вопрос:
С1. Объясните, почему при нанесении пероксида водорода на срез сырого картофеля активно выделяется кислород, а при нанесении на срез вареного картофеля выделения кислорода не наблюдается.
С 2. Как вы считаете, в чем заключается опасность близкородственных браков?
Итоговая контрольная работа по биологии для 10 класса Вариант 2
А1. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?
- АА х аа; 2.Аа х АА; 3.Аа х Аа; 4.АА х АА.
А2. Без митоза невозможен процесс 1.обмена веществ 2.роста организма 3.оплодотворения 4.кроссинговера
А3. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них
- Ядра 2.пластид 3.оболочки из клетчатки 4.вакуолей с клеточным соком
А4. Что является мономером белка? 1.гликоген 2.глюкоза 3.аминокислоты 4.нуклеотиды
А5. Источником углерода, используемого растениями в процессе фотосинтеза, служит молекула
- угольной кислоты 2.углеводорода 3.полисахарида 4.углекислого газа
А6. Световая стадия фотосинтеза протекает 1.в цитоплазме 2.в гранах хлоропласта 3.в рибосомах 4.в митохондриях
А7. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию 1.защитную 2.каталитическую 3.аккумулятора энергии 4.транспорта веществ
А8. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в
- лизосомах 2.рибосомах 3.хлоропластах 4.эндоплазматической сети
А9. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами 1.гликогена и крахмала 2.ДНК и АТФ 3.белков и липидов 4.клетчатки и глюкозы
А10. Организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют 1.аэробами 2.анаэробами 3 гетеротрофами 4.автотрофами
А11. К основным причинам комбинативной изменчивости не относят
- рекомбинацию генов в процессе кроссинговера 2.независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе 3.воздействие условий внешней среды 4.случайную встречу гамет при оплодотворении
А12. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа 1.пар гомологичных хромосом 2.аллельных генов 3доминантных генов 4.молекул ДНК в ядре клетки
А13. В условиях тропической Африки у капусты не образуются кочаны. Какая форма изменчивости проявляется в данном случае?
- Мутационная 2. Комбинативная 3 модификационная 4.цитоплазматическая
А14. Синтез белка относится к реакциям Фотосинтеза 2.дыхания 3.ассимиляции 4 диссимиляции
А15. В анафазе митоза происходит 1.удвоение хромосом 2.деспирализация хромосом 3 расхождение хроматид 4.спирализация хромосом
Уровень В В1. Выберите три верных ответа из шести Для прокариотной клетки характерно наличие
- рибосом
- митохондрий
- оформленного ядра
- плазматической мембраны
- эндоплазматической сети
- одной кольцевой ДНК
В2.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов
характеристика размножения | Способ |
1)происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток 2)осуществляется при участии гамет 3)новые организмы сохраняют большое сходство с материнским 4)используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков 5)новые организмы развиваются из зиготы 6)потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов | А. Бесполое В. Половое |
В3. Установите последовательность этапов энергетического обмена
- расщепление биополимеров до мономеров
- поступление органических веществ в клетку
- окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
- расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
- синтез двух молекул АТФ
- синтез 36 молекул АТФ
Уровень С
Дайте полный свободный ответ на вопрос:
С1. Чем клетка животных отличается от растительной клетки по строению?
С2. Предположите, что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии.