К здоровой семье через детский сад

из опыта работы детского сада по спортивному туризму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pohod_na_goru_zdorovya.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

В поход на гору Здоровья

(опыт работы детского сада №67«Радость» по детскому туризму)

Вспомните свое детство, какие самые яркие впечатления  вызывают  улыбку, дают ощущение счастья?  Из бесед с коллегами, собственными взрослыми детьми, выяснилось, что наиболее сильные эмоции вызывают воспоминания о походах, и не важно, какой сложности и категории они были, в горах, на море или в лесу.

Современные детские сады находятся в поиске актуальных методик интеллектуального и физического развития детей. Шестилетний опыт работы детского сада №67 «Радость» г.Тольятти по организации работы с дошкольниками по детскому туризму позволяет говорить о высокой эффективности данной педагогической формы в физическом и нравственном  развитии  маленьких граждан нашей страны, об органичности предложенных форм работы с детьми, о большом и искреннем желании ребенка быть активным участником в спортивных соревнованиях, походе, брать на себя роль инструктора.

Все началось в 2006г. с организации в детском саду  кружковой работы «Юный турист»,  и, как итог работы за год, проведение для старших дошкольников большого спортивного праздника с включением заданий по пешему и горному туризму. В проведении праздника участвовали все педагоги и приглашенные родители. Это был единый порыв детей и взрослых, мы ощутили преимущества педагогики сотрудничества, партнерства взрослого и ребенка на практике. Началась серьезная работа по разработке методических рекомендаций, тематического планирования  для воспитателей, родителей по формированию  основ детского туризма, был  разработан проект «Гора Здоровья». Это позволило педагогическому коллективу  победить  в 2007г.   в конкурсе грантов городского  общественного фонда «Фонд Тольятти» в номинации «Деятельность в сфере физической культуры и массовых видов спорта, профилактики и охраны здоровья граждан». Детский сад получил пятьдесят тысяч рублей  из именного фонда «АВТОВАЗ - новому поколению» на приобретение туристического оборудования для дошколят.  На физкультурной площадке детского сада были установлены спортивные комплексы «Паутина» и «Стена скалолаза», закуплено спортивное оборудование (канаты, карабины, каски), туристическое снаряжение (палатки, рюкзаки,, коврики, посуда для походов).

Основная задача проекта «Гора Здоровья» – это донести родителям воспитанников значимость следующих педагогических положений:  в дошкольном возрасте у ребенка происходит становление ценностей здорового образа жизни, совершенствуется его двигательная активность, развиваются представления о своем теле и своих физических возможностях, формируются нравственные качества личности, поэтому для ребенка  личный пример родителей выступает главным стимулом в стремлении вести здоровый образ жизни, овладевать нормами общежития (уважать старших, помогать слабому, делить трудности, брать на себя ответственность, оценивать опасность, оказывать первую помощь, не теряться в трудных ситуациях).

Участниками проекта стали образовательные учреждения, территориально близко расположенные к детскому саду № 67 «Радость». Отбор участников проекта проходил через проведение групповых родительских собраний в детских садах № 66, 67, 82, 64, № 73 (реабилитационный центр «Дельфин»). Общественный Совет 2-го квартала помог организовать информационные стенды для жителей микрорайона.

Представление о содержании работы детского сада по детскому туризму могут дать  результаты пилотного[1] проекта, который был рассчитан на полгода и проводился  поэтапно:

1 этап: рекламная акция для городского сообщества по презентации проекта и создание материальной базы для его реализации:

- познакомились с информационными листами о совместном проекте семьи и детского сада №67 "Гора Здоровья"  и прочитали газету "Семейный поход" – 1267 человек (из анализа анкет, проведенной в образовательных учреждениях).

2 этап: реализация совместного  проекта детского сада и семьи по детскому туризму «Гора Здоровья»:

-  представили опыт семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей" - 115 семей;

- просмотрели видеофильм "Идем в поход" (подгрупповой способ просмотра в детском саду, семейные просмотры дома) - 668 человек (лист регистрации);

- познакомились с методической литературой о туризме, содержанием работы Центра детского и юношеского туризма «Эдельвейс», туристическими маршрутами разной категории сложности - 721 человек (лист регистрации);

- посетили семинар "Оздоровительный семейный досуг"- 152 человека (3 подгруппы);

- приняли участие в работе кружка "Юный турист" дети, не посещающие детские сады – 124 ребенка (лист регистрации), 98 детей ДОУ № 67; в Дне сотрудничества – 153 семьи (лист регистрации); в соревнованиях "Веселый привал (с элементами туризма)"  152 дошкольников и 40 болельщиков взрослых (лист регистрации); в спортивном празднике "Невероятные приключения  на горе Здоровья"  5 дошкольных учреждений и команда жителей (неорганизованные дети), 120 участников – дошкольников и 210 болельщиков;

- приняли участие в семейных походах в сопровождении инструктора в пригородный лес 124 семьи; на Муравьиные острова   63 семьи.

3 этап: рефлексия деятельности взрослых и детей (отзывы инструкторов Центра детского и юношеского туризма г.Тольятти «Эдельвейс», родителей, анализ анкет, сравнительный анализ результатов педагогической диагностики физического развития дошкольников, полученных навыков пешего туризма).

Таким образом, пилотный проект помог выявить актуальность для городского сообщества внедрения в практику работы детского сада педагогической технологии по включению элементов пешего туризма в программу физического развития дошкольников.

Анализ проведенных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что родители стали принимать  активную социальную позицию по воспитанию здорового ребенка, а в процессе деятельности повысилась компетентность родителей о здоровом образе жизни, сформировалось доверие к педагогам  детского сада, родители получили возможность проконсультироваться  у специалистов по темам «Воспитание здорового ребенка»,  «Роль детского туризма в физическом и экологическом воспитании дошкольника», для семьи были созданы благоприятные условия для личностного самовыражения.

Сохранить доступность реализации данного проекта позволяет приобретенное спортивное оборудование, долговременное сотрудничество с Центром детского и юношеского туризма «Эдельвейс» г.Тольятти, который оказывает консультативную и практическую помощь в проведении спортивных мероприятий.

Данная тема всегда вызывает живой интерес у детей и родителей, а так как, данный вид деятельности проводится только со старшими дошкольниками, то ежегодно им на смену подрастают дети среднего возраста, для которых тема проекта всегда будет актуальной.

Проект доступен к реализации в любом ДОУ на территории субъекта Российской Федерации. Если не использовать элементы горного туризма -  стенки для лазанья с веревочными лестницами, канаты, карабины, страховочные пояса, обвязку, то использование элементов пешего туризма малозатратно, т.к часть экипировки могут предоставить родители.

Качественной работе по формированию основ детского туризма способствует разработанный пакет инструктивно-методического материала:

- перспективный план работы  по физической культуре с элементами туризма  с дошкольниками 5-6 лет и 6-7 лет;

- перспективный план работы кружка по туризму со старшими  дошкольниками и тематическое планирование спортивно-оздоровительной подготовки в  кружке «Юный турист»:

- положения о проведении межквартальных соревнований, туристических слетов и праздников;

- тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности с включением тем по краеведению, экологии, основам детского туризма;

- сценарии развлечений, конспекты динамических часов и комплексов утренней гимнастики с включением средств детского туризма;

- конспекты пеших походов с семьей;

- консультации для родителей;

- игры и упражнения с детьми по туристической технике;

- наглядный материал:  маршрутные карты, таблицы с видами костров, узлов, словарь туриста; таблица основных типов естественных препятствий на маршрутах пешеходных и горных походов, характеристика технических приемов их преодоления и др.

Приводим вариант одного из положений о проведении туристического слета «Юный скалолаз».

1.Цель: активизировать личностную позицию воспитателя, родителей в вопросах организации здорового образа жизни в детском саду и семье.

   Задачи:

- продолжать формировать навык пользования  личным и групповым туристическим снаряжением  и уходу  за ним (палатка, каска, обвязка, веревки, схваты, карабины);

- совершенствовать технику спортивного туризма: лазание одноимённым и разноимённым способом по скальной стене;

- учить ориентироваться   на местности по плану – схеме территории детского сада;

- закрепить навыки безопасного поведения  при прохождении полосы препятствий;

- развивать морально- волевые качества.  

- воспитывать доверительные отношения в системе «педагог-ребенок-родитель», стимулировать проявление патриотических чувств и семейных ценностей в условиях малых групп (семья, группа сверстников, педагогический коллектив ДОУ).

2.Время и место проведения:

соревнования по детскому туризму проводятся на базе детского сада № 67 «Радость» (2 квартал, бр.Кулибина, 7, тел. 600-167) в июле.

Начало соревнований в 10.00.

3.Руководство: соревнования организует и проводит инструктор по физической культуре Алейникова Вера Станиславовна с поддержкой инструкторов Центра детского и юношеского туризма «Эдельвейс», которые входят в состав оценочной комиссии.

4.Участники:

В соревнованиях по предварительной заявке принимают участие 4 команды из 10 человек старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

5.Зачет результатов:

- техника спортивного туризма;

- туристские навыки (завязывание узла, крепление карабина, правильное положение рук  в переправе)

- ориентирование на местности  (знаки, план-схема);

Оценка техники по всем видам соревнований объявляется инструкторам по физкультуре, всем детям будут выданы дипломы участников соревнований и небольшие сувениры, с учетом показателей команд, определяется первое, второе, третье место по технике детского туризма.

Программа соревнований.

1.Общее построение в 10.00. Подъем флага.

2.Приветствие   команд - заведующий детского сада.

3.Разминка «Если с другом вышел в путь».

4.Команды уходят на этапы:

Техника пешеходного туризма:

Этап 1. «Скалолаз»  - ходьба по выступам  скальной стенке  в обвязке.

Этап 2.  «Туристы на маршруте» - Ориентирование по плану - схеме территории детского сада сторонам горизонта.

Этап 3. «Полоса препятствий»  («Пещера» - подлезание в рукав, подлезание в воротца разной высоты прямо и боком,  навесная переправа, склоны различной крутизны, паутина, ходьба, бег, ползание с горки на горку, по наклонным доскам, перелезание через препятствия - бревно, шины колес, из обруча в обруч).

Этап 4. «Туристические узлы»

5.Общий сбор на открытой сцене.

6.Подведение итогов

7.Награждение победителей. Дополнительные номинации: за лучшую экипировку туристского отряда, за самую дружную команду, за волю к победе.

8.Спуск флага.

Методические рекомендации

к положению о проведении туристического слета «Юный скалолаз»

Вид задания

Критерии оценки

Максимальный балл

Туристические навыки

«Туристические узлы»

Вязка узлов (на длинном шесте, устойчиво закрепленном на уровни груди ребенка висят веревки, длина конца 1 м.)

- предлагаемые узлы: «прямой», «восьмёрка»,   «схватывающий»;

- участник вытягивает карточку с названием узла и вяжет его.

1.Правильность выполнения

2.Соответствие схеме

3.Скорость выполнения

10 б

1.За неправильно завязанный узел штраф 2 балла.

2.За незавязанный узел штраф 5 баллов.

3.Отсутствие контрольных узлов – штраф 1 балл.

«Туристы на маршруте» Определение по компасу северной и южной стороны.

Участникам команды предлагается красным флажком определить южную сторону спортивной площадки, синим флажком северную сторону.

1.Умение пользоваться компасом

2.Скорость выполнения задания,

10 б

Неправильно установленный флажок (отклонение – 35 градусов) – штраф 5 баллов

Элементы скалолазания

Лазание по скальной стенке в обвязке, каске.

Лазание по шведской стенке, одноименным, разноименным способами

1.Умение самостоятельно надеть обвязку.

2.Умение самостоятельно снять обвязку.

3.Преодоление страха высоты.

4.Техника выполнения (цепкость, уверенность постановки ноги на опору)

5.Скорость выполнения.

10 б

Нескоординированное движение рук и ног – штраф 5 б

«Горный турист» - ходьба по наклонной, ограниченной поверхности. Участник передвигается ногами по доске, шириной 20 см., один конец которой расположен на земле, второй на шведской стенке, жестко закрепленной под углом 45 градусов, держась  руками за перпендикулярно натянутую верёвку; длина переправы 3 м. Инструктор страхует, находясь немного позади ребенка.

1.Преодоление страха.

2.умение твердо держаться за веревку.

3.Скорость выполнения

10 б

1.Заступ ногой земли - штраф – 5 баллов

«Полоса препятствий» 

«Эквилибрист» - навесная  переправа, склоны различной крутизны, паутина, ходьба, бег, ползание с горки на горку, по наклонным доскам, перелезание через препятствия (бревно, шины колес, из обруча в обруч) 

«Мышеловка» - подлезание в воротца разной высоты прямо и боком,  

«Пещера». Подлезание в рукав (ткань-плащевка, длина рукава 5 м., диаметр 60 см.)

1.Преодоление страха.

2.Скорость выполнения.

3. Действие строго по сигналу.

4. Техника выполнения подлезания и перелезания

10 б

1.Нарушение техники – штраф 2 б

2.Не прохождение этапа участником –штраф 1 б

3.Падение на этапе - штраф 1 б

4.Заступ за контрольную линию - штраф1 б.

5.Касание рельефа – штраф 1б

6.Двое на этапе – штраф 3 б

                                                                  ИТОГО:

50 баллов


[1] небольшой пробный, экспериментальный проект, который выполняется с целью выявления потенциальных сложностей и значимых факторов, которые могут повлиять на процесс основного проекта и на его результат