Публикации моих студентов

Попова Екатерина Дмитриевна

Публикации моих студентов: Зайнулина С.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров

Республики Саха (Якутия)

VIII республиканская научно-практическая конференция обучающихся профессиональных образовательных организаций «Шаг в будущую профессию», посвященная 100-летию со дня рождения Р.А. Кулаковского

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ЙОГУРТОВ

В МАГАЗИНАХ ГОРОДА ЯКУТСКА

Автор:

Зайнулина Степанида Михайловна, студентка группы Т-12, специальность «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации», 3 курс

Научный руководитель:

Попова Екатерина Дмитриевна, преподаватель спецдисциплин.

УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации»

г. Якутск, 2014 г.

Оглавление

Аннотация…………………………………………………………………………………..

3

План исследования ………………………………………………………………………..

4

Введение………………………………………………………………………………….….

5

  1. 1. Литературный обзор……………………………………………………………………

6

  1.  Состав и свойства продукта………………………………………………………

6

  1. 2. Материалы и методы исследования………………………….………………………

7

2.1. Краткая характеристика исследуемого йогурта…...……………………………..

7

2.2. Сравнительный анализ ассортимента йогуртов……………………………….…

10

2.3. Результаты социологического опроса…………………………………………..

17

  1. Обсуждение результатов………………………………………………….……………

20

Выводы………………….……………………………………………………………………

21

Список использованной литературы ………………………………………………………

22


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ЙОГУРТОВ
В МАГАЗИНАХ ГОРОДА ЯКУТСКА

Зайнулина С.М.

УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации», 3 курс

Аннотация

Цель работы – проведение сравнительного анализа ассортимента йогуртов в магазинах города Якутска.

Методы исследования:

  1. Изучение литературных данных по вопросу ассортимента реализуемой продукции.
  2. Определение методом сравнительного анализа ассортимент йогуртов в магазинах города Якутска.

Полученные данные:

Сравнительная характеристика торгового ассортимента йогурта проводилась с июня 2014 года на примере универсама «Гастрономъ 24», входящий в сеть универсамов ООО «Тимир» и ИП. Евланов А.В., мини-маркет «Ярославский» и торговый центр “Тэтим” – продуктовый маркет, которые находятся по адресу: улица Хабарова 1, Ярославского 3/1г и проспект Ленина 56.

Рядом с этими магазинами находятся множество жилых домов и разные предприятия, что должно было способствовать большому потоку покупателей. Режим работы этих магазинов круглосуточное (24ч).

Выводы:

  1. Ассортимент универсама «Гастрономъ» широкий, выкладка товаров грамотная, а относительно если посмотреть только йогурты, то ассортимент вполне широкий. Соблюдается faceing. Всего наименований 25, брендов – 8, из них российского производства – 22, зарубежные – 3. Минус в том, что в ассортименте нет местных производителей.
  2. Мини-маркет «Ярославского» всего наименований – 8, по бренду – 6 из них все российского производства. Ассортимент очень узкий. В наличии только самые популярные бренды. Минус в том, что в ассортименте также отсутствует местная производительность.
  3. Если сравнить ценовую политику обеих магазинов, то в мини-маркете цены более низкие и соответственно покупательский поток выше, чем у универсама.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ЙОГУРТОВ

В МАГАЗИНАХ ГОРОДА ЯКУТСКА

Зайнулина С.М.

УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации», 3 курс

План исследований

Проблема: В свете последних событий происходяших в стране одним из критериев составления перечня является наличие ресурсов для импортозамещения. Несмотря на данное решение, открытым остается вопрос о возможностях российского агропромышленного комплекса оперативно возместить запрещенный импорт сельскохозяйственный продукции, сырья и продовольствия: свинины, молочной продукции, овощей, фруктов и др.

Если не рассматривать запрет на импорт продовольствия в политическом контексте, то в целом он отвечает российской государственной политике по развитию собственного агропромышленного производства. 

Согласно отечественным государственным стандартам йогурт – это кисломолочный продукт с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока. Вырабатывается путем сквашивания термически обработанного молока чистыми культурами термофильного стрептококка и молочнокислой болгарской палочки.

Так как основным сырьем для йогуртов является молоко, их пищевая ценность велика. Они содержат ценные белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и ферменты. Нам же нужно выяснить, какие продукты из исследуемых йогуртов отвечают стандарту «йогурт». Поэтому актуальным становится проблема собственного производства, импорто-замещения.

Гипотеза: Вероятно, что мало продуктов отвечающих стандарту «Йогурт».

План исследования:

  1. Изучение истории происхождения, состава, свойств полезных качеств йогурта.
  2. Изучение разнообразия ассортимента йогуртов на прилавках магазинов города Якутска.
  3. Исследование состава, качества продаваемой продукции.

Краткий обзор сведений, имеющихся по данной теме. В ходе выполнения работы нами изучены литературные данные по вопросу состава, свойств и ассортимента йогуртов. В работе были использованы труды Шидловской В.П., Твердохлебова Г.В., Николаевой М.Л. идр, а также интернет – источники.


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ЙОГУРТОВ

В МАГАЗИНАХ ГОРОДА ЯКУТСКА

Зайнулина С.М.

УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации», 3 курс

Введение

Актуальность. Йогурт – это кисломолочный продукт с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока. Вырабатывается путем сквашивания термически обработанного молока чистыми культурами термофильного стрептококка и молочнокислой болгарской палочки.

О целебных свойствах кисломолочных продуктов слагают легенды. С давних времен известна их польза для здоровья и красоты, для продления молодости. Именно поэтому диетологи и косметологи настоятельно рекомендуют включать кисломолочные продукты в ежедневный рацион.

Норма потребления молочного жира для молодых людей составляет 50 г в день, а для пожилых – 20–30 г. Чрезмерное увлечение кисломолочными продуктами может привести к переизбытку кальция в организме, а также вызвать сердечно-сосудистые заболевания: в молочных и кисломолочных продуктах содержится много жиров.

Йогурт должен быть выработан в соответствии с требованиями настоящего стандарта с соблюдением санитарных норм и правил для предприятий молочной отрасли по нормативной документации, технологическим инструкциям и рецептурам, утвержденным в установленном порядке для конкретного наименования йогурта.

Качество и безопасность йогурта регламентируется рядом нормативно – технической документации.

Цель настоящей работы – проведение сравнительного анализа ассортимента йогуртов в магазинах города Якутска.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучение истории происхождения, состава, свойств полезных качеств йогурта.
  2. Изучение разнообразия ассортимента йогуртов на прилавках магазинов города Якутска.
  3. Исследование состава, качества продаваемой продукции.

Объект исследования: ассортимент йогуртов в магазинах города Якутска.

Предмет исследования: сравнительный анализ ассортимента йогуртов в магазинах города Якутска.

Гипотеза. Вероятно, что мало продуктов отвечающих стандарту «Йогурт».

Прикладная ценность: Результаты исследования могут быть использованы магазинами г. Якутска в формировании ассортимента.

Работа представляет определенный практический интерес, так как торговый ассортимент предприятия напрямую влияет на получение конечной цели – прибыли.

  1. Литературный обзор
  1.  Состав и свойства йогурта

Йо́гурт (болг. кисело мляко, тур. yoğurt) – кисломолочный продукт с повышенным содержанием обезжиренных веществ молока, изготовляемый путём сквашивания протосимбиотической смесью чистых культур Lactobacillus bulgaricus (болгарская палочка) и Streptococcus thermophilus (термофильный стрептококк), содержание которых в готовом продукте на конец срока годности составляет не менее 107 КОЕ (колониеобразующие единицы) в 1 г продукта (допускается добавление пищевых добавок, фруктов, овощей и продуктов их переработки).

Родина йогурта – Балканский полуостров, а точнее древняя Фракия.

По одной из теорий древние фракийцы были первыми, которые стали изготовлять продукт, напоминающий йогурт. Они разводили овец и заметили, что прокисшее молоко сохраняется дольше, чем свежее, и стали смешивать свежее с закваской из прокисшего молока, тем самым получив первый йогурт.

По другой теории древние булгары были первыми, кто стал его получать. Сначала они изготовляли напиток кумыс из лошадиного молока. Впоследствии, когда они осели на Балканском полуострове и создали Первое болгарское царство, они стали разводить овец и изготовлять йогурт из их молока.

Настоящий йогурт состоит из натурального молока и закваски, содержащей культуры болгарской палочки и термофильного стрептококка, однако в разных странах мира к составу йогурта относятся более или менее строго.

Йогурт – кисломолочный продукт с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока, произведённый с использованием смеси заквасочных микроорганизмов – термофильных молочнокислых стрептококков и болгарской молочнокислой палочки. Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». 

Согласно этому закону, «российский» йогурт может содержать другие ингредиенты, включая сухое молоко, но должен содержать закваску в строго определённых количествах двух культур.

В Болгарии, считающейся родиной йогурта, продукты, содержащие любые другие ингредиенты, к примеру, сухое молоко, пектин, сахар, загустители, консерванты и др., не являются йогуртами. Решительно к проблеме большого количества продуктов, наводнивших рынок и называемых «йогуртами», подошли болгарские власти, считая йогурт одним из своих национальных символов и продуктов. Болгарский комитет по стандартизации и метрологии в Министерстве здравоохранения запретил продуктам компании Данон и другим аналогичным продуктам других компаний называться йогуртами и ввёл строгие требования к стандартизации и содержанию настоящего йогурта.

Из определений, выходящих из соответствующих законов, «российский» йогурт может содержать сухое молоко и другие добавки, но такой продукт не может называться и не будет считаться йогуртом в Болгарии.

Часто кисломолочные продукты, называемые йогуртами, могут вообще не содержать кисломолочные культуры, тем самым не имея ничего общего с настоящим йогуртом.

За потребление молочнокислых продуктов (особенно йогурта) ратовал И. И. Мечников как за средство подавления анаэробного брожения в желудочно-кишечном тракте: «… в борьбе против кишечного гниения… следует вводить в организм разводки молочнокислых бактерий. Так как эти бактерии способны акклиматизироваться в кишечном канале человека, находя в нем для питания вещества, содержащие сахар, то они могут производить обеззараживающие вещества и служить на пользу организма, в котором они живут».

  1. Материалы и методы исследований

Исследование проводилось на базе магазинов города Якутска.

Материалом для проведения исследований послужил йогурт, реализуемый на прилавках магазинов города Якутска.

2.1.  Краткая характеристика исследуемого йогурта

Продукт йогуртный пастеризованный «Фруттис» (Рис. 1).

Химический состав. В зависимости от содержания жира выпускают молочный нежирный (не более 0,1%); молочный пониженной жирности (0,3-1,0%); молочный полужирный (1,2-2,5%); молочный и классический (2,7-4,5%); молочно-сливочный (4,7-7,0%); сливочно-молочный (7,5-9,5%); сливочный (не менее 10%).

http://xn----7sbqgpcf9cj0f.xn--p1ai/upload/iblock/eec/eecc63cc541cc4567cd081a2db5f7c00.jpghttps://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSCcrAEVZ8dmQqcyCD-mNxTfKxhTy54LfDvoM98hWeZmkoWlZel

Рис 1. Продукт йогуртный пастеризованный «Фруттис»

По внешнему виду и консистенции это однородная жидкость, в меру вязкая. При использовании вкусоароматических пищевых добавок – с наличием их включений. Вкус и запах – чистые, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов, для сладкого – в меру сладкий вкус, для фруктового (овощного) – выраженный вкус и аромат добавленных плодов, ягод, овощей. Цвет – молочно-белый, равномерный по всей массе, при выработке с вкусоароматическими добавками и пищевыми красителями – обусловлен цветом введенных добавок. Кислотность – 75-140°Т.

Использование. Самый "живой" йогурт

Чтобы улучшить качества продукта и повысить его "полезные" свойства, для закваски йогуртов используют пробиотики. Пробиотики – живые микробные компоненты пищи, которые помогают повышать противоинфекционный иммунитет организма, стимулируют и регулируют пищеварение, нормализуют кислотно-щелочной баланс кишечника, подавляют рост флоры, способной вызвать кишечные заболевания, стимулируют синтез витаминов группы В и фолиевой кислоты, снижают уровень холестерина в крови, нейтрализуют токсины, активизируют работу лактазы, что обеспечивает лучшее усвоение кисломолочных продуктов по сравнению с молоком у людей с лактазной недостаточностью[2].

Наиболее известными и распространенными микроорганизмами, обладающими пробиотическим эффектом, являются бифидобактерии, лактобактерии, а также термофильные стрептококки и кефирные грибки. Эти микроорганизмы оказывают полезное воздействие на организм человека, что обусловливает их широкое применение в качестве заквасок для приготовления кисломолочных продуктов.

Согласно современным требованиям, продукт должен быстро сквашиваться, в результате чего образовывается однородный сгусток. Пробиотики, используемые для закваски йогуртов, должны быть устойчивы к действию желудочного и кишечного соков, а также ко всем технологическим процессам.

Биойогурты – это йогурты с пробиотической активностью, концентрация живых микроорганизмов в конце срока их хранения должна быть не менее 107 КОЕ/г продукта (КОЕ - колониеобразующие единицы).

Вкусная семейка. Вместе с "живыми" йогуртами на прилавках магазинов представлено огромное множество всевозможных йогуртеров, йогуртовичей и йогуртов с наполнителями. Что между ними общего и в чем разница?

По технологии производства все они изготавливаются из коровьего молока 1 сорта, но может использоваться частично или полностью восстановленное молоко. Далее происходит нормализация молока по жиру – либо молоко обезжиривается, либо дополнительно обогащается сливками.

Затем происходит пастеризация [7] молока и его гомогенизация (процесс, позволяющий улучшить консистенцию продукта и предупреждающий отделение сыворотки). После охлаждения в полученную массу добавляют закваску. В дальнейшем этапы приготовления йогуртов различные. В одном случае после добавления загустителей и пробиотиков йогурт созревает и упаковывается в стерильных условиях, а в другом случае после сквашивания в йогурт добавляются загуститель и фруктово-ягодные наполнители, затем он проходит повторную термическую обработку, благодаря чему значительно увеличивается срок хранения продукта.

Поэтому "живые" йогурты, содержащие живые йогуртовые культуры и пробиотики, имеют недолгий срок хранения – до 1 месяца, и могут храниться только в холодильнике. У термизированных (подвергнутых специальной термической обработке) йогуртов срок хранения может быть гораздо больше – до года при комнатной температуре. Такие йогурты не обладают лечебным эффектом, но являются продуктами высокой пищевой ценности, содержащими витамины и микроэлементы.

Кроме того, в настоящее время в магазинах достаточно большой выбор йогуртов с фруктовыми вкусами, срок хранения которых также не больше 1 месяца. Они дополнительно обогащены биокультурами, которые отличаются высокой жизнеспособностью (обогащение "полезной флорой" происходит уже после повторной термической обработки сырья), в этом случае на этикетке фруктового йогурта также должна быть информация о содержании концентрации биокультур.

Если сравнивать йогурты отечественного производства с импортными, то вряд ли можно найти принципиальные отличия в качестве, отличия могут состоять в процессе производства, добавлении более дорогостоящих и трудно вырабатываемых молочно-кислых культур и упаковочном материале.

2.2.  Сравнительный анализ ассортимента йогуртов в магазинах г. Якутска

Сравнительная характеристика торгового ассортимента йогурта проводилась с июня 2014 года на примере универсама «Гастрономъ 24», входящий в сеть универсамов ООО «Тимир» и ИП. Евланов А.В., мини-маркет «Ярославский» и торговый центр “Тэтим” – продуктовый маркет, которые находятся по адресу: улица Хабарова 1, Ярославского 3/1г и проспект Ленина 56.

Рядом с этими магазинами находятся множество жилых домов и разные предприятия, что должно было способствовать большому потоку покупателей. Режим работы этих магазинов круглосуточное (24ч).

Зона укладки и механические оборудования в магазинах

Зона укладки в «Гастрономе» достаточно просторная, соблюдаются все интервалы, правила укладки и faceing. В магазине  используются различные виды механического оборудования: тележки, корзины и камеры хранения, личных вещей покупателей. Дополнительные услуги для потребителей: Банкоматы для платежей и аппарат компании «Чистая вода». Ведется видеонаблюдение.

Зона укладки в мини-маркете «Ярославский» слишком узкая, соблюдение интервала, правила укладки и faceing недостаточная. Непросторная, зона хранения личных вещей покупателей не имеется. Отсутствуют корзины и тележки для продуктов. Дополнительные услуги в данном магазине отсутствуют. Ведется видеонаблюдение.

Зона укладки в продуктовом маркете “Тэтим” просторная, соблюдаются все интервалы, правила укладки и faceing. Также в магазине  используются различные виды механического оборудования: тележки, корзины и камеры хранения, личных вещей покупателей. Дополнительные услуги для потребителей: Банкоматы для платежей и аппарат компании «Чистая вода». Ведется видеонаблюдение.

Торговый  ассортимент йогурта в супермаркетах г. Якутска на материалах универсама «Гастрономь24» и ИП. Евланов А.В. мини-маркет «Ярославский»».

Универсам «Гастроном».

Всего наименований: 25

Таблица 1

Ассортимент йогурта универсама «Гастрономъ»

Наименование

Бренд

Цена

Состав

Объем

Производитель

М.Д.Ж

Вид упаковки

Без доба-вок

с добав-ками

Йогурт-ный продукт

Напиток йогуртный пастеризованный фруктовый питьевой

Эрмигут

70

 

киви-крыжовник

 

420г

ООО "Эрман" Россия

1,2%

ПЭТ-бутылка

Напиток йогуртный пастеризованный фруктовый питьевой

Эрмигут

46

 

киви-крыжовник

 

290г

ООО "Эрман" Россия

1,2%

ПЭТ-бутылка

Напиток йогуртный стерилизованный

Нежный

29

 

С соком лесных ягод

 

200г

ООО "Кампина" Россия

0,6%

ПЭТ-бутылка

Напиток йогуртный стерилизованный

Нежный

55

 

Ананас

 

385г

ООО "Кампина" Россия

0,1%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый

Эрмигут

23

 

 

Слива

115г

ООО "Эрман" Россия

4,7%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый

Эрмигут

26

 

 

Ананас-дыня

115г

ООО "Эрман" Россия

3,2%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый

Эрмигут

30

 

 

Черешня

115г

ООО "Эрман" Россия

7,5%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный сливочное лакомство

Фрутис

28

 

 

Малина-черника

115г

ООО "Кампина" Россия

5%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный

Фрутис

58

 

 

Вишня

352г

ООО "Кампина" Россия

5%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный

Фрутис

58

 

 

Топпер15% хлопья кукурузные глазированные, земляника

165г

ООО "Кампина" Россия

2,5%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный

Фрутис

28

 

 

Злаки-персик-маракуя

115г

ООО "Кампина" Россия

4,5%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный

Фрутис

28

 

 

банан в карамеле

115г

ООО "кампина" Россия

5%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный

Фрутис

28

 

 

крем брюле

115г

ООО "Кампина" Россия

5%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный

Фрутис

28

 

 

ягодное парфе

115г

ООО "Кампина" Россия

5%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный

PremiumGold

70

 

 

Персик-маракуя

140г

Польша

2,6%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный

PremiumGold

65

 

 

Клубника-Банома

130г

Польша

2,6%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный

Фрутис

26

 

 

Вишня-персик

115г

ООО "Кампина" Россия

8%

В стакане

Напиток йогуртный стерилизованный

Фрутис

49

 

 

Клубника

300г

ООО "Кампина" Россия

1,8%

ПЭТ-бутылка

Биойогурттовый крем

Polskiesmaki

45

 

Клубника

 

130г

Литва

1,3%

В стакане

Биойогурт обогащенный бифидобактериями

Bioбаланс

80

 

Чернослив

 

330г

Россия

1,5%

ПЭТ-бутылка

Биойогурт обогащенный бифидобактериями

Активиа

86

 

Чернослив

 

290г

Россия

2,0%

ПЭТ-бутылка

Биойогурт обогащенный бифидобактериями

Активиа

78

 

Яблоко-злаки

 

290

Россия

2,2%

ПЭТ-бутылка

Биопродукттворожнойогуртный обогащенный с бифидобактериями

Активиа

62

 

Творожный-чернослив

 

130

Россия

4,2%

ПЭТ-бутылка

Биопродукттворожнойогуртный обогащенный с бифидобактериями

Активиа

59

 

Черника

 

130

Россия

2,9%

ПЭТ-бутылка

Продукт йогуртный пастеризованный

Данон

30

 

Груша-ваниль

 

115г

Россия

2%

В стакане

«Ярославский»

Всего наименований: 6

Таблица 2

Ассортимент йогурта мини-маркета «Ярославский»

наименование

Бренд

Цена

Состав

Объем

Производитель

М.Д.Ж.

Вид упаковки

без добавок

с добав-ками

йогурт-ный продукт

Продукт йогуртный пастеризованный

Фрутис

26

 

 

Клубни-ка

115г

ООО "Кампина" Россия

8%

В стакане

Продукт йогуртный пастеризованный

Фрутис

26

 

 

абрикос-манго

115г

ООО "Кампина" Россия

5%

В стакане

Напиток йогуртный стерилизованный

Нежный

52

 

Клубника

 

385г

ООО "Кампина" Россия

0,1%

ПЭТ-бутылка

Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый

Эрмигут

25

 

 

Черешня

115г

ООО "Эрман" Россия

7,5%

В стакане

Биойогурт обогащенный бифидобактериями

Активиа

60

 

Ананас

 

290г

Россия

2,0%

ПЭТ-бутылка

Биойогурт обогащенный бифидобактериями

Bioбаланс

68

 

со злаками

 

330г

Юнимилк, Россия

1,5%

ПЭТ-бутылка

Ценовая политика в целом является элементом общей маркетинговой политики предприятия. По словам покупателей, цена средняя.

Таблица 3

Ценовая политика магазинов

Гастрономъ

Руб.

Ярославский

Руб.

Тэтим

Руб.

Продукт йогуртный пастеризованный «Фрутис» 115г 8%

28

Продукт йогуртный пастеризованный «Фрутис» 115г 8%

26

Продукт йогуртный пастеризованный «Фрутис» 115г 8%

24

Напиток йогуртный стерилизованный «Нежный» 385г 0,1%

55

Напиток йогуртный стерилизованный «Нежный» 385г 0,1%

52

Напиток йогуртный стерилизованный «Нежный» 385г 0,1%

53

Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигут» 115г 7,5%

30

Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигут» 115г 7,5%

25

Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый «Эрмигут» 115г 7,5%

25

Биойогурт обогаще-нный бифидобак-териями 290г 2,0%

86

Биойогурт обогащенный бифидобактериями 290г 2,0%

60

Биойогурт обогащенный бифидобактериями 290г 2,0%

93

Как показало исследование ценовой политики обеих магазинов, в универсаме «Гастрономъ» по сравнению с мини-маркетом «Ярославский» более высокая. Что дает минус универсаму, так как покупатели видя высокую цену предпочитают посетить мини-маркет, который стоит рядом с универсамом. Таким образом, товарооборот значительно уменьшается у универсама, а в мини-маркете увеличивается.

  1. Оценка рациональности торгового ассортимента йогурта

Рис.2. Наименование ассортимента

По итогам диаграммы можно сделать вывод о том, что: Ассортимент вполне широкий, для покупателей есть выбор.

  • Напиток йогуртныйпестеризованный фруктовый питьевой – 5, уд.вес. 20%
  • Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый – 14 уд.вес. 56%
  • Биойогурт обогащенный бифидобактериями – 6 уд.вес.24%

Рис.3. Наименование ассортимента

По итогам диаграммы можно сделать вывод о том, что: Ассортимент мини-маркета «Ярославский» узкий, и покупатели иногда не смогут найти то, что им необходимо.

  • Напиток йогуртныйпестеризованный фруктовый питьевой – 1уд.вес. 16,7%
  • Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый – 3 уд.вес.50%
  • Биойогурт обогащенный бифидобактериями – 2 уд.вес.33,3%

  • Эрмигурт – 5 уд.вес., 20%
  • Нежный – 2 уд.вес., 8%
  • Фруттис – 9уд.вес., 36%
  • Данон – 1уд.вес., 4%
  • Активиа – 4уд.вес., 16%
  • Bioбаланс – 1уд.вес., 4%
  • PremiumGold – 2уд.вес., 8%

Polskiesmaki – 1уд.вес., 4%

Рис.4. Структурирование ассортимента по бренду

По итогам диаграммы можно сделать вывод о том, что: в гастрономе выбор бренда очень велик и еще большой плюс в том, что есть и зарубежные бренды.

  • Фруттис – 2уд.вес. 33,30%
  • Нежный – 1уд.вес. 16,60%
  • Эрмигурт – 1уд.вес.16,60%
  • Активиа – 1уд.вес. 16,60%
  • Bioбаланс – 1уд.вес. 16,60%

Рис.5. Структурирование ассортимента по бренду

По итогам диаграммы можно сделать вывод о том, что: на каждый бренд по одному виду йогурта. И по этому потребитель не сможет найти то, что ему необходимо.

По итогам диаграммы можно сделать вывод о том, что:

  • С добавками – 11уд.вес.44%
  • Йогуртный продукт – 14уд.вес. 56%
  • Без добавки – 0уд.вес.0%

Рис.6. Структурирование ассортимента по составу йогурта

По итогам диаграммы можно сделать

вывод о том, что:

  • С добавками – 3уд.вес. 50%
  • Йогуртный продукт – 3уд.вес. 50%
  • Без добавок – 0уд.вес. 0%

Рис.7. Структурирование ассортимента по составу йогурта

  • Польша – 2 уд.вес. 8%
  • Литва – 1 уд.вес. 4%
  • Россия – 22 уд.вес. 86%

Рис. 8. Структурирование ассортимента по стране производителю

По итогам диаграммы можно сделать вывод о том, что: Универсам «Гастрономъ» имеется много иностранных производителей, тем отличается от других магазинов.

В мини-маркете «Ярославский» большинство российское производство.

По итогам диаграммы можно сделать вывод о том, что:

         Россия – 6 уд.вес. 100%

  • ПЭТ-бутылка – 9уд.вес. 36%
  • В стакане – 16уд.вес. 64%

Рис. 9. Структурирование ассортимента по виду упаковки

По итогам диаграммы можно сделать вывод о том, что:

По итогам диаграммы можно

сделать вывод о том, что:

ПЭТ-бутылка – 3уд.вес. 50%

В стакане – 3уд.вес. 50%

Рис. 10. Структурирование ассортимента по виду упаковки

  1.   Результаты социологического опроса

Провели анкетирование среди покупателей данных магазинов и среди потребителей города Якутска. В опросе поучаствовало в общем 95 человек. Из них мужчин -29, женщин – 58. В анкете было всего 9 вопросов.

уд. вес

Да      91,6%

Нет     8,4%

 

Рис. 11 (1 вопрос анкеты)

По итогам диаграммы  мы выявили, что спрос на йогурт высокий. И он вполне конкурентоспособный продукт.

Удельный вес

несколько раз в день

29,9%

ежедневно

31,0%

3-5 раз в неделю

39,1%

 

Рис. 12. (2 вопрос анкеты)

По итогам диаграммы  мы выявили, что йогурт жизненно полезный продукт и потребитель покупает его почти каждый день. Таким образом товарооборот соответственно увеличивается и это в первую очередь плюс для магазинов, которые имеют в своем ассортименте этот продукт.

Удельный вес

Цена

27,6%

Бренд

12,6%

Маркировка

24,1%,

Состав

18,4%,

Массовая доля жира

17,2%

Рис. 13. (3 вопрос анкеты)

По итогам диаграммы мы выяснили, что для потребителей самую важную роль играет цена товара.

Рис. 14. (4 вопрос анкеты)

Рис. 15. (5 вопрос анкеты)

По итогам диаграммы мы выявили, что йогурт любого вида пользуется одинаковым спросом.

Удельный вес

Сливочный (5-8%)

34,5%            

Молочный (1,5-4%)

41,4%

Обезжиренный (0%)

24,1%

Рис. 16. (6 вопрос анкеты)

По итогам диаграммы мы выявили, что любая доля жирности пользуется одинаковым спросом.

Удельный вес

ПЭТ-бутылка

59,8%

В стаканчике

40,2%

Рис.17 (7 вопрос анкеты)

По итогам диаграммы мы выявили, что разница между ПЭТ-бутылкой и в стаканчике небольшая. Каждый потребитель выбирает по своему желанию любой вид упаковки, который наиболее привлекательный для него или в каких условиях он собирается употреблять продукт.

Удельный вес

Мужчины

33,3%

Женщины

66,7%

Рис. 18 (8 вопрос анкеты)

По итогам диаграммы мы выявили, что большинство йогурт покупают женщины и употребляют тоже женщины. Мужчины покупают йогурт в возрасте с 45-55лет. А женщины покупают с молодого возраста. Большинство бывают студенты и работающие люди.

Рис. 19 (9 вопрос анкеты)

По итогам диаграммы мы выявили, что йогурт популярен для молодого поколения т.е. для студентов. Так как йогурт является полезным и доступным продуктом для населения.

  1. Обсуждение результатов

В результате, изучив состав продукта, и сравнив его с данными о составе продукта, который может быть признан йогуртом мы пришли к выводу, что изученные нами образцы строго говоря не могут считаться йогуртами, так как  в Болгарии, считающейся родиной йогурта, продукты, содержащие любые другие ингредиенты, кроме натурального молока к примеру, сухое молоко, пектин, сахар, загустители, консерванты и др., не являются йогуртами. Хотя согласно закону Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», «российский» йогурт может содержать другие ингредиенты, включая сухое молоко, но должен содержать закваску в строго определённых количествах двух культур.

О целебных свойствах кисломолочных продуктов слагают легенды. С давних времен известна их польза для здоровья и красоты, для продления молодости:

  • Для пользы тела. Молочная кислота, как известно, улучшает секрецию желудочного сока, усиливает перистальтику кишечника, регулирует обмен веществ. Содержащиеся в кислоте витамины С, В1, В2, а также антибиотики поддерживают иммунитет и помогают защитным силам организма.
  • Что считать нормой. Норма потребления молочного жира для молодых людей составляет 50 г в день, а для пожилых – 20–30 г. Чрезмерное увлечение кисломолочными продуктами может привести к переизбытку кальция в организме, а также вызвать сердечно-сосудистые заболевания: в молочных и кисломолочных продуктах содержится много жиров.

Выводы

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

  1. Сравнительный анализ ассортимента йогуртов в магазинах города Якутска проведен. Ассортимент универсама «Гастрономъ» очень широкий, выкладка товаров грамотная, а относительно если посмотреть только йогурты, то ассортимент вполне широкий. Соблюдается faceing. Всего наименований 25, брендов – 8 из них российской производительности – 22, зарубежные – 3.

Мини-маркет «Ярославского» всего наименований – 8, по бренду- 6 из них все российского производства.

Продуктовый маркет в торговом центре “Тэтим” ассортимент широкий, всего наименований 18 брендов, 9 из них 88% российского производства и 22% местного производства.

Если сравнить ценовую политику магазинов, то в мини-маркете цены более низкие и соответственно покупательский поток выше, чем у универсама и у продуктового маркета. Это напрямую играет важную роль для товарооборота магазинов и на покупательский поток. Выручка соответственно будет низкой у универсама и у продуктового маркета.

  1. Йогурт – это продукт брожения специальной закваски из термофильных стрептококков и болгарской палочки. Нагревая йогурт до 62–72°С, можно увеличить срок его хранения до 30 суток. При этом, однако, погибают полезные молочнокислые бактерии. Приставка "био" в названии означает, что йогурт счастливо избежал термообработки, сохранив все свои полезные свойства, но может храниться не более 2 недель.

Была проведена полная товароведная характеристика йогурта, проанализированы требования стандартов на йогурт, порядок и методы экспертизы йогурта.

  1. В России наибольшую долю на рынке занимают йогурты с фруктовыми наполнителями, – 65% рынка. Далее, заметно отставая, но все же занимая значительную долю, идут питьевые йогурты – 20,4%. На долю пробиотических и ароматизированных йогуртов приходится по 7,4% и 7,2% соответственно.

Список использованной литературы

  1. ГОСТ Р 51331 "Продукты молочные. Йогурты. Общие технические условия"
  2. Санитарно-эпидемиологические требования пищевой промышленности
  3. Санитарные правила и нормы пищевой промышленности
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
  1. Дмитриченко. Товароведение и экспертиза жиров, молока и молочных продуктов. С – Пб.: Питер, 2010.
  2. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. М.: Норма, 2013.- 102с.
  3. Николаева М.Л. Товарная экспертиза. М.: Деловая литература, 2012г. 220с.
  4. Производство молочных продуктов: качество и эффективность. – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2011. – 80с
  5. Рогов И.А. Дисперсные системы мясных и молочных продуктов. – М.: Агропромиздат, 2012. – 319с.
  6. Твердохлебов Г.В. и др. Технология молока и молочных продуктов. – М.: 2010г.
  7. Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов. РнаД.: Мини, 2010.- 23с.
  8. Интернет-источники:
  • www.znaytovar.ru – сайт «Знай товар»
  • www.comodity.ru – сайт «Пищевое производство и товароведение продовольственных товаров»
  • www.torg.spb.ru – сайт «Практика торговли».