календарно-тематическое планирование 6класс

Попильняк Людмила Феодосиевна

Календарно-тематическое планирование, 6 класс,Герасимова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalend.-tem._planirov._6_kl.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

                 Календарно-тематическое планирование по курсу:

                      «Начальный курс географии. 6 класс.»

                                          (70 ч – 2ч в неделю).

Примечание: темным шрифтом выделены оценочные практические работы; подчеркнутым – содержание государственного стандарта.

  №

урока

    Дата

проведения

   урока

                   

                Содержание (тема урока).

Примечание.

    1.

Введение (4ч)

  1. География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве.

Практическая работа №1

«Работа с геоинформационными системами :поиск картографической и статистической информации о Туле и Тульской области ( с помощью компьютерных систем».

Изучение нового.

    2.

  1. Развитие географических знаний человека о Земле. Возникновение и геологическая история Земли. Форма и размеры Земли.

Фронтальный опрос. Работа с картой.

    3.

  1. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Современные географические исследования; формы их организации и методы. Материки, океаны, Части Света.

Сообщения уч-ся; работа с к/к и атласом.

    4.

  1. Земля как планета Солнечной системы. Движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Луна – спутник Земли.

Практическая работа №2.

№Земля как планета Солнечной системы. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращение Земли вокруг своей оси».

 

Фронтальный  и индивидуальный опрос; составление и объяснение схем.

    5.

Раздел І. Изображения земной поверхности. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (16ч).

Тема 1. План местности (8ч).

  1. План местности.

Изучение нового.

    6.

  1. Масштаб.

Индивидуальный опрос; решение задач на использование знаний о масштабе.

  7.

  1. Ориентирование на местности. Азимут.

Актуализация знаний и умений, движение по азимуту, осуществление его привязки к объектам.

   8.

  1. Условные знаки плана.

Топографический диктант.

   9.

  1. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности.

  10.

  1. Практическая работа №3. (на местности):

«Наблюдение за погодой, её описание, наблюдение за сезонными изменениями состояния природы, формами поверхности Земли; определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, звездам: ориентирование».

Актуализация знаний и умений: определение направлений на местности.

   11.

  1. Практическая работа №4.(на местности):

«Определение расстояний на местности. Построение простейшего плана местности (школьного двора)».

Определение расстояний на местности, составление простейшего плана местности.

   12.

  1. Обобщение по теме: «План местности».

Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута.

   13.

Тема 2. Географическая карта (8ч).

  1. Практическая работа №5.

«Географический диктант: «Условные знаки плана».

Форма и размеры Земли. Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках.

Актуализация знаний и умений.

   14.

  1. Географическая карта. Способы картографического изображения.

Практическая работа №6.

«Ориентирование по карте: чтение карт, дешифрирование космических и аэрофотоснимков, (в том числе Тульской области),статистических материалов».

Индивидуальный опрос; работа с картами атласа; чтение и использование карты; составление характеристики карты.

   15.

  1. Градусная сеть на глобусе и географической карте. Параллели и меридианы.

Актуализация знаний и умений; чтение и использование карт; определение элементов градусной сетки на глобусе и карте.

   16.

  1. Географическая широта.

Решение задач на определение географических координат.

   17.

  1. Географическая долгота. Географические координаты.

Решение задач на определение географических координат.

   18.

  1. Способы картографического изображения высот и глубин земной поверхности на физических картах.

Практическая работа №7.

«Определение направлений, расстояний, географических координат на карте полушарий и Тульской области».

Чтение карты; определение местоположения географических объектов, направлений и расстояний на карте (в градусах и км).

   19.

  1. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Фронтальный опрос; работа с картами атласа; решение задач на определение географических координат.

   20.

  1. Обобщение по теме: «Географическая карта».

Фронтальный, индивидуальный опрос; работа с картами атласа; решение задач на определение географических координат, направлений и расстояний.

   21.

Раздел ІІ. Оболочки Земли (43ч).

Тема 1. Литосфера (10ч).

  1. Контрольное тестирование по теме «Географическая карта».

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие.

Комбинированный урок: контроль усвоения; изучение нового материала.

   22.

  1. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Практическая работа №8.

«Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых».

Практикум. Фронтальный, индивидуальный опрос; работа с определителями; работа с к/к.

   23.

  1. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения. Стихийные явления в литосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.

Актуализация знаний и умений. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа с картой.

   24.

  1. Изменение температуры в зависимости от глубины залегания горных пород. Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Актуализация знаний и умений. Работа с картой.

   25.

  1. Формы рельефа суши, их изменения под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Горы. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности человека в горах.

Изучение нового материала. Работа с к/к.

   26.

  1. Равнины суши. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности на равнинах.

Путешествие. Работа с к/к, описание равнины по плану.

   27.

  1. Формы рельефа дна Мирового океана; их изменения под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов.

Работа с картой; фронтальный опрос.

   28.

  1. Рельеф Тульской области.

Практическая работа №9.

«Наблюдения за объектами литосферы. Описание на местности и по карте. Описание по карте рельефа Тульской области. Определение максимальных высот».

Работа с физической картой России и Тульской области.

   29.

  1. Практическая работа №10.

«Обозначение на контурной карте крупнейших равнин, гор, вулканов, сейсмических зон. Определение по физической карте географического положения, протяженности, средних и максимальных высот одной из равнин и горных систем».

Природные памятники литосферы.

Практикум.

   30.

  1. Обобщение по теме «Литосфера».

Обобщающий.

   31.

Тема 2. Гидросфера (12ч).

  1. Контрольное тестирование по теме «Литосфера».

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек.

Контроль усвоения. Путешествие. Составление схемы.

   32.

  1. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Номенклатура.

Работа с картой, составление схемы.

   33.

  1. Свойства вод Мирового океана.

Изучение нового материала. Составление схемы. Фронтальный опрос.

   34.

  1. Движения вод в океане: волны.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Составление схемы.

   35.

  1. Океанические течения.

Путешествие. Работа с картой полушарий.

   36.

  1. Изучение и охрана Мирового океана.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Сообщения учащихся.

   37.

  1. Подземные и поверхностные воды суши.

Изучение нового материала. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

   38.

  1. Реки. Номенклатура.

Практикум. Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. Сообщения учащихся.

   39.

  1. Озёра. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Исследование. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа с картой полушарий и физической картой России. Сообщения учащихся.

   40.

  1. Искусственные водоемы. Использование и охрана вод. Стихийные явления в гидросфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.

Актуализация знаний и умений. Фронтальный опрос. Сообщения учащихся, участие в обсуждении.

   41.

  1. Реки Тульской области.

Практическая работа №11.

«Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Описание на местности ближайшего водного объекта».

Практикум. Описание рек Тульской области, их схематичное изображение.

   42.

  1. Обобщение по теме «Гидросфера».

Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.

Обобщающий.

   43.

Тема 3. Атмосфера (13ч).

  1. Географический диктант по теме: «Литосфера», «Гидросфера».

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция.

Комбинированный.

Контроль усвоения. Изучение нового материала.

   44.

  1. Температура воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой.

Изучение нового материала. Наблюдение за погодой. Решение практических задач на определение изменений температуры воздуха с высотой.

   45.

  1. Годовой ход температуры воздуха. Месячный ход температуры воздуха в Тульской области.

Практическая работа №12.

«Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применение барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Построение графика месячного хода температур воздуха в Тульской области».

Инструктаж по ОТ и ПБ.

Практикум.

   46.

  1. Атмосферное давление. Изменение давления воздуха с высотой.

Практическая работа №13.

«Выявление зависимости температуры воздуха и давления от высоты. Решение задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой».

Изучение нового материала. Решение практических задач на определение изменений давления воздуха с высотой.

   47.

  1. Ветер. Причины образования ветра и его зависимость от атмосферного давления. Циркуляция атмосферы.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Исследование. Составление схемы образования ветра.

   48.

  1. Практическая работа №14.

«Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков для Тульской области».

Фронтальный, индивидуальный опрос. Обработка собранных материалов.

   49.

  1. Водяной пар в атмосфере. Облака. Влажность.

Практическая работа №15.

«Решение задач на определение влажности воздуха»

Актуализация знаний и умений. Фронтальный, индивидуальный опрос. Решение практических задач на определение изменения влажности воздуха.

    50.

  1. Атмосферные осадки. Распределение влаги на поверхности Земли.

Актуализация знаний и умений.

   51.

  1. Погода. Изучение элементов погоды.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Наблюдение за погодой.

   52.

  1. Климат. Адаптация человека к разным климатическим условиям. Климат Тульской области.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа с картами атласа. Сообщения учащихся.

   53.

  1. Распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности.

Изучение нового материала.

   54.

  1. Причины, влияющие на климат. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.

Работа с картами атласа, таблицами.

   55.

  1. Обобщение по теме «Атмосфера».

Практическая работа №16.

«Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Составление характеристики климата Тульской области».

Практикум. Работа с картами атласа.

   56.

Тема 4. Биосфера (6ч).

  1. Контрольное тестирование по теме «Атмосфера».

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Широтная зональность и высотная поясность.

Комбинированный.

Контроль усвоения. Изучение нового материала.

  57.

  1. Природные зоны Земли. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.

Практическая работа №17.

«Описание природных зон Земли по географическим картам. Описание по плану природной зоны своей местности».

Фронтальный, индивидуальный опрос. Использование типового плана характеристики природной зоны.

  58.

  1. Живые организмы Тульской области.

Практическая работа №18.

«Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира Тульской области на местности и по карте».

Сообщения учащихся; составление описаний растительного и животного мира.

   59.

  1. Органический мир. Организмы в Мировом океане.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Подготовка сообщений.

   60.

  1. Воздействие организмов на земные оболочки. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Актуализация знаний и умений. Фронтальный, индивидуальный опрос.

   61.

  1. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Деятельность человека по использованию и охране почв.

Изучение нового материала.

   62.

Тема 5. Географическая оболочка (2ч).

  1. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития географической оболочки.  Географическая оболочка как окружающая  человека среда, ее изменения  под воздействием деятельности человека. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Актуализация знаний и умений.

   63.

  1. Практическая работа №19. Экскурсия.

«Наблюдение  и описание состояния окружающей среды, ее изменение, влияние на качество жизни населения».

Составление полного  описания ПК своей местности.

Актуализация знаний и умений.

   64.

Раздел ІІІ. Население Земли (3ч).

  1. Численность населения Земли. Расовый состав. Крупнейшие человеческие расы и этносы мира.

Изучение нового материала.

   65.

  1. Населенные пункты. Топонимика.

Работа с картой.

   66.

  1. Населенные пункты Тульской области. Человек как часть биосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу; меры по их охране. Источники загрязнения окружающей среды.

Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа с картой Тульской области. Сообщения.

   67.

Раздел ІV. Повторение (2ч).

  1. Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Стихийные природные явления. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений.

Повторение и обобщение основных знаний по теме. Актуализация знаний и умений.

   68.

 69-    70.

  1. Обобщение по начальному курсу географии. Урок-игра «КВН».

69-70.  Резерв (2ч).

Повторение. Игра.